Размышление о сих истинах удобнее и согласнее с существом таинства может быть распределено так, чтобы сперва вошли в рассмотрение внушения веры о высочайшей славе, просиявшей на кресте Голгофском, а затем – о животворящей силе, проистекающей от него. Но в том и другом случае равно важно и необходимо для размышляющих – как бы пред очами иметь отчетливое понятие о том, что собственно разумеется под именем креста, который столь возвышенным представляется в очах веры. Библейское понятие о кресте Иисуса Христа Понятие о кресте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с точностью определяется не иначе, как по соображению тех мест Писания, в которых встречается слово о кресте, именно – с указанием на таинство креста Христова. Так в послании к Галатам Апостол говорит о кресте, как о славе и похвале христианина, пред которою слава и похвала иудеев, высоко думавших о своем обрезании, ничтожна; и таким образом указывает на величие и несравненное достоинство креста Христова. Мне же, говорит Апостол, да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся, и аз миру ( Гал. 6:14 ). А в другом послании тот же Апостол говорит о кресте с преимущественно ясным указанием на спасительную силу его: Не посла бо мене  Бог  крестити, – так писал он о себе Церкви Коринфской, – но благовестити: не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов. Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть ( 1Кор. 1:17, 18 ). Легко приметить, что Апостол в том и другом изречении, – и когда обозначает славу креста, и когда свидетельствует о силе креста, – в мысли своей содержит не одно ближайшее, простое понятие о кресте, как орудии, которое послужило к совершению нашего спасения, – как о жертвеннике, на котором принесена жертва искупления нашего, – как о победном знамении нашего Господа – Победителя смерти; но с особенною живостью переносится духом к главнейшему предмету таинства, и обнимает мыслью самую Жертву, самую смерть Искупительную, самого распятого за нас Богочеловека – Христа, Который Своею  смертью  на кресте победил, попрал и умертвил нашу смерть. Светлый взор Апостола, обращенный на крест, не ограничивается одною освященною внешностью креста, одним древом крестным; но отсюда простирается к созерцаю того, что совершилось на древе крестном, что дарует миру освящение вечное, – к созерцанию крестной Жертвы – самого Богочеловека, распятого и умершего. Из сих двух, если можно так сказать, составных, но не равнозначительных представлений, – о пресвятой жертве Христовой крестной, и об освященном ею жертвеннике крестном, – у Апостола слагается понятие о кресте Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Нечто подобное совершается и при вступлении в новый завет с Богом. Тут и там кровь. В ветхом завете кровь телячья, в новом завете кровь Агнца Божия, т. е. Иисуса Христа. Как в ветхом завете каждый израильтянин окроплялся кровью жертвенного агнца, так в новом завете каждый христианин окропляется Кровью Агнца Божия Христа, таинственно принимая ее под видом хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Как в ветхом завете каждый израильтянин давал обещание послушания воле Божией, так и в новом завете, чрез крещение, миропомазание и причащение Тела и Крови Христа дается каждым христианином „обязательство разорвать союз с дьяволом , под властью которого находятся все некрещеные, быть в неразрывном союзе со Христом и сохранять верность Ему, яко Царю и Богу“, (Парем. из нов. зав. кн. Еписк. Виссарион), быть в единении с Ним и ходить по воле Его, т. е. быть в послушании Ему. Это и есть то послушание, которого требует от нас Бог как необходимого условия вступления в новый завет. 3 ст.      Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас      воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4 ст. к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5 ст. силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. Если Бог Отец в Ветхом Завете был Отцом избранного им народа, то и в Новом Завете Он есть Отец всех верующих во Христа. Славословя Бога, как Отца Господа нашего Иисуса Христа, за то, что Он по великой своей милости породил нас, т. е. чрез таинство крещения возродил нас к новой, святой жизни, апостол указывает читателям, что чрез это возрождение они стали детьми Божиими и являются наследниками обещанных христианам благ небесных, или, как выражается апостол, к упованию живому. Что христиане получат это небесное наследие, в том убеждает их воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Это наследие небесное не то, что земное наследие или земные блага, которые были обещаны народу еврейскому. Небесное наследие – нетленное, потому что оно вечное, чистое, потому что на небесах нет греха, тогда как земля обетованная, доставшаяся в наследство избранному народу, оскверняема была всякими грехами, – оно неувядаемо, потому что блаженство на небесах не будет оскудевать, никогда ничем не будет помрачено, будет неиссякаемым источником радости... Оно в целости и невредимо, без всякой опасности утраты (что может быть и бывает с земным наследием) соблюдается для тех, которые силою Божиею чрез веру соблюдаются ко спасению, готовому открыться в последнее время. В последнее время, т. е. в конце мира, „когда окончится царство благодати и откроется царство славы» (Паремии из новозав. кн. Еписк. Виссарион).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

2Сол.1:9.   Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его. 2Сол.1:10.   Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. «Иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня и от славы крепости Его, егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших» . Апостол точнее показал великость наказания, назвав оное «вечным» , но дал видеть и славу уверовавших, сказав, что Сам Бог в них прославится и соделается дивным. Поелику в настоящей жизни одни пребывают в злостраданиях и трудах, а иные, живя порочно, наслаждаются обильными благами, в день же суда праведные будут провозглашены и сподоблены венцов, а жившие порочно преданы мучению, то справедливо сказал: «егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших» . Ибо тогда все удивятся правдивому приговору Судии. «Яко уверися свидетелство наше в вас, в день он» . Слова «в день он» отнести должно к сказанному выше; ибо «дивен» будет «во всех веровавших в день он» . Свидетельством же назвал Апостол проповедь; сказал же, что они поверили сему свидетельству. 2Сол.1:11.   Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе. 2Сол.1:12.   Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. «За сие и молимся всегда о вас, да вы сподобит званию Бог наш и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе, яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» . Посему-то умоляем Бога всяческих, чтобы вас, сподобившихся призвания, исполнил всех благ и вы произрастили плоды веры. «Делом» же «веры» назвал здесь Апостол терпение в страданиях. Ибо чрез сие, говорит он, и Господь в вас прославится, и вы приобщитесь с Ним будущей славы. Так утешив их упованием будущего, обращает речь к учению о скончании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

Вот почему уже с самых первых времен христианства стали делаться попытки свести содержание всех четырех Евангелий воедино, то есть свод всего материала, заключающегося в четырех Евангелиях, в одной общей связной последовательности, установить более вероятный хронологический порядок евангельских событий, так, как если бы Евангелие было одно. Первая известная попытка подобного рода была предпринята апологетом Тацианом, учеником Иустина-философа, составившим в середине второго века по Р. Х. Такой свод всех четырех Евангелий, получивший широкое распространение под названием “диатессарона”. Второй труд такого же рода принадлежал, по свидетельству блаженного Иеронима , Феофилу, Епископу Антиохийскому, жившему во второй половине того же второго века, который написал и “Комментарий на Евангелие”, то есть опыт письменного его истолкования. Такие опыты свести повествования 4-х Евангелий воедино продолжались и дальше, вплоть до самого нашего времени. В наше время известен, например, труд Б. И. Гладкова , составившего “Толкование Евангелия”. Лучшим сводом всех 4-х Евангелий признается труд Епископа Феофана (Вышенского Затворника ) под названием: “Евангельская История о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами Св. Евангелистов”. Значение трудов состоит в том, что они дают нам полную, связную, цельную картину всего течения земной жизни нашего Господа и Спасителя. Мы и будем вести последовательный обзор всего евангельского повествования, по руководству этих трудов, устанавливая, насколько возможно, хронологическую последовательность событий, останавливаясь на разностях в изложении у каждого из 4-х Евангелистов и изъясняя важнейшие места в согласии с авторитетными толкованиями святых отцов Церкви. Вся Евангельская история естественно распадается на четыре главных отдела: 1 . Пришествие в мир Господа Иисуса Христа. 2 . Общественное служение Господа Иисуса Христа. 3 . Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 4 . Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Сила и действие таинства крещения на душу крещаемого: а) в таинстве крещения человек получает благодать Духа Святого, очищающую его от первородного и от всех содеянных до крещения грехов: Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите да Святого Духа ( Деян.2:38 ). Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян.22:16 ). Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ); б) возрождается и обновляется по душе: Если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:3,5 ). Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы совершили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит.3:5–6 ); в) оправдывается и освящается: Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:9–11 ). Освободившись от греха, вы стали рабами праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:18 ,:22). От человека, принимающего крещение, требуется: а) вера: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. ( Мк.16:16 ); б) покаяние: Петр сказал: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ); в) обещание Богу доброй совести: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр.3:21 ). Внешняя форма совершения таинства крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». «Указывает им Владыку и Благодетеля» (Феодорит). Это обычное во всех посланиях слово. Но как Апостол не скучает поминать его всякий раз, не должно и нам лениться освежить при сем в уме своем то благое помышление, что всякое благо нисходит к нам от Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа, прибавляя: во Святом Духе, – от Пресвятой Троицы, – Бога единого и благожелательного, и щедродательного бесконечно. 2. Начало послания (2Кор. 1:3–11) Начинает свое послание святой Павел излиянием благодарных чувств к Богу за утешение в скорбях его и всех трудящихся в благовестии и избавление его от недавней смертной опасности, питая надежду, что Он и не перестанет избавлять, при споспешествовании тому, между прочим, и молитвы верных коринфян ( 2Кор. 1:3–11 ). а) Воссылая Богу благодарение за утешение в скорби, Апостол удостоверяет, что это Бог делает для блага верующих ( 2Кор. 1:3–7 ), и б) питая надежду на избавление впредь от бед, участниками в доставлении сего блага признает и молитвы верных ( 2Кор. 1:8–11 ). Там и здесь выражает самый тесный союз трудящихся в благовестии с верующими в него, под влиянием их благовестия. а)Бог посылает скорби для блага верующих (2Кор. 1:3–7) 2Кор. 1:3, 4 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога. «Благословен Бог!» Как естественно было воззвать так святому Павлу после того, как Бог избавил его от «толикия смерти во Асии» ( 2Кор. 1:10, 8 ), и как он, не имевший покоя духу своему в Троаде ( 2Кор. 2:13 ) и в Македонии испытывавший «вниуду брани, внутрьуду боязни», утешен был пришествием Титовым ( 2Кор. 7:5, 6 )! Всецело предан будучи Богу, всякий случай с собою он производил непосредственно от Бога и Его благостынную десницу видел не в утешениях только, но и в скорбях. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» употреблено в таком же значении, как и Сам Господь сказал по воскресении: «восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ), то есть по домосроительству спасения нашего. «В словах сих ничего нет нового. Одного и того же Христа, по Его человечеству, Он есть Бог , а по Божеству Отец» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Мы не должны осуждать бедного Петра за его великий и тяжелый грех . Мы не можем и не смеем этого делать, ибо в его грехе мы созерцаем наш собственный грех и неверность. Мы так же, как и этот ученик, получили великие милости от Господа. Мы так же, как и он, спасены, освящены и изобильно и милостиво утешены нашим Спасителем. Мы так же, как и он, исповедуем Иисуса Христа, как нашего Господа и Спасителя, и не раз обещали Ему, что никогда и ни за что не оставим и не отречемся от Него. Вспомним день нашего крещения, некоторые богослужебные дни, дни причастия Св. Таин; вспомним те тихие, святые минуты, когда мы как бы присутствовали пред Лицом Самого Бога; вспомним дни благословения Божия и радости, когда, получив от Бога помощь, мы весело ликовали; вспомним и дни креста, когда мы, в жаркой молитве и проливая потоки слез, испрашивали себе спасения и избавления из глубокой нужды. Какие обеты и клятвы, возлюбленные мои, давали мы во все эти дни и часы! И при всем том, как часто, ах, как часто отрекались мы от своего доброго Спаса и Избавителя! Я говорю здесь не о тех и не для тех сынов мира сего, которые беспрестанно и со спокойною совестью отрекаются от Сына Божия и Человеческого словом, делом и вообще всем своим образом жизни. Я говорю здесь . исключительно о тех и для тех, которые, как и Петр, желают быть истинными и действительными учениками и последователями Иисуса Христа. Как часто мы пристыжали самих себя пред насмешниками и ругателями! Как часто мы умолкали пред клеветниками и держали себя так, как будто бы мы совершенно не знали Спасителя и знать о Нем ничего не желали! Как часто мы отрекались в словах и делах от нашего божественного Первосвященника и Царя! Как часто собственное самолюбие ослепляло нас, грубый произвол руководил нами, как часто мы подчинялись минутной вспыльчивости, увлекались чувственностью, поддавались лени, забывались в гневе! Как часто мы так думали, говорили, поступали, радовались и плакали, как будто нашего Спасителя совершенно не знали, о Нем ничего не слышали и знать Его не желали! Как часто мы побеждались совершенно ничтожными, незначительными искушениями! Один взгляд, одно слово, незначительное прекословие или вопрос не вовремя, ничтожнейшая неприятность, самая пустая вещь нередко бывают для нас поводом к тому, чтобы отречься от Иисуса Христа и Его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Апостол сейчас же пришел на помощь своему возлюбленному сотруднику (1, 7) и написал Колоссянам убедительное послание, где раскрыл истинное учение о Лице Иисуса Христа и указал им опасности от лжеучителей. Послание отправлено с Тихиком и Онисимом, а Епафрас остался на некоторое время при апостоле. Послание написано из Рима, в 62 г., во время вторых римских уз. Глава 1-я 1 ст. Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2 ст. находящимся в Колоссах святым и верным братьям во Христе Иисусе. В этих первых стихах послания мы видим обычный привет апостола Павла, какой он делал и другим церквам в начале своих посланий, причем шлет привет Колоссянам и от Тимофея, одного из своих ближайших сотрудников. 3 ст. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас. С этой половины 3-го стиха и до 11 ст. апостол пишет Колоссянам, что он благодарит Бога и всегда молится за них, за то, что они преуспевают в познании слова Божия, которое приносит среди них добрые плоды. 4 ст. Услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым. Апостол несомненно знал и ранее о вере Колоссян во Христа, но теперь он услышал от Енафраса, так сказать, о силе, качественности их веры, о том, какова она есть на деле, равно от Епафраса же услышал он и о том, как они осуществляют заповедь Христову о любви живой, деятельной, которую они проявляют ко всем святым, т. е. к христианам, к какой бы они церкви ни принадлежали. 5 ст. В надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования. Эта вера Колоссян и их любовь христианская, так деятельно проводимая ими в жизнь, в своем основании имеет, говорит апостол, христианскую надежду на получение уготованного истинным последователям Христа небесного блаженства, о чем, замечает апостол, они уже слышали из Евангельского благовествования. 6 ст. Которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Это Евангельское благовествование распространяется также и у Колоссян, как распространяется и во всем мире, и приносит плод, т. е. нравственно перерождает людей, перевоспитывает их ум, сердце и волю и возрастает, т. е. – и число верующих во Христа становится все больше и больше. Это благодатное воздействие Евангельского учения на умы и сердца людей вы, говорит апостол Колосским христианам, замечали и видели между вами с того дня, как в первый раз услышали это благовествование и познали его благодатную силу во истине, т. е. познали на деле, истинно, действительно. Изображая величие действования Евангельского учения на умы и сердца людей, апостол этим самым хочет предохранить Колоссян от уклонения в сторону появившихся среди них лжеучителей, учение которых, по сравнению с божественным учением Христа, было ложно и, по воздействию на узы и сердца людей, так ничтожно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1 ст. Павел и Силуан и Тимофей церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Апостол шлет привет церкви Фессалоникийской от себя и своих сотрудников по устройству церкви Фессалоникийской – Тимофея и Силуана. В Боге Отце и Господе Иисусе Христе, т. е. церкви, которая находится в единении с Богом Отцом и Иисусом Христом, под особым их водительством и охранением, желает благодати и мира от единственного их источника – Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 2 ст. Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших. Так как Солуняне отличались твердостью в вере, то апостол и пишет им, что он благодарит за всех них Бога и всегда, когда возносит свои молитвы Богу, молится и за них – Солунян. 3 ст. Непрестанно памятуя ваше дело веры, и труд любви, и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим. При этом пред апостолом всегда предносится их дело веры, т. е. то, как они стараются окрепнуть в вере в истинного Бога, как стремятся эту веру приложить к делу и по ней устроить свой жизнь. Труд любви, т. е. как они стараются выполнить заповедь Христову о любви, помогая и друг другу и христианам других церквей. Терпение упования, т. е. то, с какой непоколебимой надеждой они ожидают получить обещанное наследие царствия от Господа нашего Иисуса Христа. И дело веры, и труд любви, и терпение упования – все это Солуняне творили, воодушевляясь мыслью о Боге Отце и как бы пред лицом Самого Бога и Отца. 4 ст. Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братья; 5 ст. потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. Что Солуняне действительно избраны к участию в благах небесного царства, апостол убеждается из того, что его проповедь среди них была особенно действенна и убедительна и сопровождалась особого рода знамениями и ниспосланием на уверовавших благодатных даров Духа Святого и многими другими благодатными удостоверениями, чему свидетелями, говорит апостол, были вы сами и сами знаете, что сотворил Господь через нас ради вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа и таким образом откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спа- сителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если таким образом все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь». (2 Пет. 1, 5–8, 11; 2, 20–22; 3, 9–13, 17–18) В посланиях святого апостола Иоанна Богослова содержатся кроме догматов христианской веры и проникнутые любовью наставления относительно деятельной любви, завещанной Божественным Учителем. «Пишу вам, дети» мои, обращается апостол Иоанн к верующим, что «кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна». «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». (1 Ин. 2, 10–11)

http://pravoslavie.ru/3246.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010