Но даже если считать, что все три религии называют Бога Отцом, – чей же Он, в действительности, Отец? Для иудеев и мусульман Он Отец в плане сотворения, в то время как для нас, христиан, – Он Отец Господа нашего Иисуса Христа, но и наш в плане усыновления ( Евр. 1:4, 5 ). Что же общего между Божественным Отцовством в христианстве и в других религиях?! Нет! Ни в малейшей степени наш Бог не походит на Бога, который есть у нехристиан! – Непременным условием познания Отца является Сын: Видевший Меня, видел Отца: никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14:9, 6 ). Наш Бог воплотившийся! Что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши ( 1Ин. 1:1 ). Нематериальное стало материальным для нашего спасения, как сказал св. Иоанн Дамаскин , и Он открыл Себя нам. Но разве Он открывал Себя нынешним иудеям и мусульманам? На каком основании должны предположить, что они знают Бога? Если же они имеют знание Бога помимо Иисуса Христа, то воплощение, смерть и вознесение Христа были напрасны? Нет! Они не знают Отца. Они имеют представление о Боге, но всякое представление о Боге – это идол; потому что представление – всего лишь продукт нашего воображения, сотворение Бога по нашему образу и подобию. Для нас, христиан, как сказал Василий Великий , Бог является непостижимым, непредставимым, неописуемым и нематериальным. Для нашего спасения Он стал (в меру нашего единения с ним) постижимым, описуемым и материальным в откровении во время таинства воплощения Его Сына... Да сохранит нас Господь от отступничества и от пришествия антихриста, признаки приближения которого умножаются день ото дня! Да сохранит Он нас от великих бедствий, которые даже избранные не смогли бы перенести без милости Того, Кто сократит те дни. И пусть сохранит Он нас в «малом стаде», «оставшихся по выбору милости Его», так, чтобы мы подобно Аврааму могли насладиться Светом Лица Его, по молитвам Пресвятой Богородицы Пречистой Девы Марии, всех Небесных Сил, множества исповедников, пророков, мучеников, святителей, апостолов, которые сохранили верность вплоть до смерти, проливших свою кровь за Христа, пробудивших нас к новой жизни словом Иисуса Христа в воде Крещения». Иеромонах Серафим (Роуз) гл. 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Благодать необходима нам для достижения спасения; она призывает человека ко спасению и содействует ему на пути спасения. Иисус Христос учит: Никто же может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его. Есть писано во Пророцех: и будут вси научени Богом ( Ин. 6:44, 45 ). И привлечение человека к вере в Иисуса Христа, и научение его спасительным истинам совершается действием Святого Духа, о чем предсказано было чрез пророка Иоиля. Устами пророка Бог говорил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши ( Иоил. 2:28 ). Также Иисус Христос говорит: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ). То есть не возрожденный благодатию святого крещения не может быть членом земной церкви Христовой; а потому не может наследовать и царствия небесного. Силою Божественной Благодати верующий в Иисуса Христа разрешается от грехов, оправдывается пред Богом, обновляется в жизни, то есть, отвергнув жизнь греховную, начинает жить благочестиво и свято, повинуясь заповедям Божиим, и ожидает вечной жизни. Так учит апостол Павел: когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления святым Духом, которого излил на нас обильно, чрез Иисуса Христа Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3:4–7 ). Тот же апостол в другом послании пишет: такими (т. е. порочными людьми) были некоторые из вас: но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Только при содействии Благодати Христовой можем мы проводить жизнь благочестивую и добродетельную, и таким образом достигать вечной жизни; а без помощи Благодати не можем мы делать ничего доброго для спасения своей души и не наследуем царствия небесного. Иисус Христос учит: как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. ( Ин. 15:4, 5 ). Это совершается силою Благодати, или действием Святого Духа. Это Господь раскрыл, говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, яко же рече Писание ( Ис. 12:3 ; Иоил. 3:18 ), реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его ( Ин. 7:37–39 ), присовокупил евангелист. 3) Благодать всем предлагается, но получают её только достойно принимающие

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

После слов: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь, – при крестном знамении употребляются и краткие молитвы: Боже, милостив буди мне грешнику! Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя! Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Также ограждаем себя Св. Крестом, произнося, или внимая в храмах Божиих пространным молитвам, особенно при изречениях, содержащих в себе славословие Всесвятой Троицы. Сим означается, что мы умоляем благость Божию о нашем помиловании и ниспослании нам необходимых благ, не ради молитв наших, или каких-либо добродетелей, но по преимуществу ради крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Сопровождая же такими мыслями и чувствами крестное знамение, с одной стороны, мы как бы обновляем одежду оправдания, полученную нами во Св. Крещении, приносим во умилостивление за нас вечному Правосудию голгофскую жертву Спасителя, представляем, так сказать, между собой и правдой Божией Иисуса Христа, Ходатая и Совершителя нашего спасения; с другой стороны, посвящаем Богу наш ум с его мыслями и познавательными способностями, наше сердце с его желаниями и чувствованиями, наши душевные и телесные силы со всей их деятельностью, словом: приносим в жертву Богу наши души и тела ( Рим. 12:1 ), прославляем Бога в теле и в духе нашем ( 1Кор. 6,29 ). Ибо, по учению Св. Амвросия Медиоланского , «когда мы знаменуем себя Св. Крестом, то он является нам печатью Христовой на челе, печатью на сердце, печатью на мышцах. На челе, да всегда исповедуем Христа, на сердце, да всегда Его любим, на мышцах, да благая делаем... Крестное знамение на челе, как на месте стыдения, да не стыдимся исповедовать Христа распятого, который не стыдится нарицать нас братиею своею ( Евр. 2:11 ); знамение на сердце, как на месте любления, да всем сердцем возлюбим Его, яко Той первее возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ); знамение на мышцах, да поработаем Ему, Господу нашему, и понесем на раменах тяжесть Креста 5 . Таким образом, наружное изображение на себе Св. Креста, сопровождаемое верой и размышлением, не может не возбуждать в нас живого ощущения тайны нашего искупления, живого чувствования цены, искупившей нас от плена адского, а вместе с сим самоотвержения и всецелой преданности воле Господа нашего Иисуса Христа до готовности, ради славы имени и царствия Его, на всевозможные скорби, поношения и страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Апостолы поклонились вознесшемуся Господу, возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда до сошествия на них Св. Духа, во храме, прославляя и благословляя Бога. Итак, Иисус Христос, родившись на земле, как человек, пострадав до смерти за людей и восстав из мертвых, опять вознесся на небо и принял славу, которую имел у Бога Отца прежде сотворения мира. Вознесшийся на небо, Господь воссел одесную Бога Отца. Господь вознесеся на небо, и седе одесную Бога, говорит св. Евангелист Марк ( Мк.16:19 ). И апостол Павел говорит: Такова имамы первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр.8:1 ). Господь вознесся на небо не божеством Своим: как Бог Он всегда пребывал и пребывает на небе, а человеческою прославленною природою. Сидение Его одесную Бога Отца, или, что то же, по правую руку Его, нужно понимать духовно: Бог есть Дух, не имеет ни правой, ни левой руки. Словами сидяще одесную Отца указывается на Божеское достоинство Иисуса Христа. С кем царь разделяет свое царское достоинство, того сажает подле себя по правую руку; так было у евреев ( 3Цар.2:19 ). Так и сидение Иисуса Христа одесную Бога Отца означает то, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом, что Он и по своей человеческой природе принял власть над всем миром и ангелы покорились Ему. Сам Он, по воскресении Своем, сказал апостолам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Вознесение Господа нашего Иисуса Христа и сидение Его одесную Бога Отца имеет, братие, великое значение в деле нашего спасения. Оно имеет связь с ниспосланием для нас Св. Духа, так что последнее не могло совершиться без первого. Господь снял с нас первородный грех и примирил нас с Богом Отцем своими страданиями. Но усвоить, так сказать, запечатлеть в себе эти заслуги и получить силу для новой, святой жизни, для борьбы с грехом и дьяволом , мы можем только при помощи Св. Духа. Эти дары св. Духа мы могли получить только после вознесения Господня. «Лучше для вас», говорил Иисус Христос ученикам пред Своими страданиями, «чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель (Дух Св.) не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

При этом надо помнить, что и тем, кто не входил в круг избранных Спасителем мира апостолов, дана была возможность совершить апостольский труд. Так, святая Мария Магдалина вошла в историю Церкви как равноапостольная, то есть равная апостолам. Надо решительно сказать, что апостольство – это не почетная привилегия, а особый крест и великая ответственность. Один из двенадцати не выдержал испытания и отпал. История Воскресения Иисуса Христа открывает трогательную преданность жен-мироносиц. Ведь они первыми сподобились величайшей чести – увидеть воскресшего Господа. И именно к ним первым обращено то великое слово, которое составляет духовный нерв всего Евангелия – радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости. Если жены-мироносицы по своей физической немощи не могли делать что-то, что делали другие ученики, зато своей преданностью, любовью к Спасителю они заслужили большего – первые удостоились чести увидеть Его после Воскресения. Они рассказали о величайшем чуде другим ученикам. Жены-мироносицы для самих апостолов стали первыми апостолами, потому что апостол – это тот, кто благовествует о Воскресении Христовом. Известно высокое значение женщин в деле распространения христианства. Святые мученицы поражали современников не одной глубокой верой, но и самым возвышенным целомудрием. Хочется обратить внимание еще на один отрадный факт, который открывается при внимательном чтении святого Евангелия. Ни одна женщина не участвовала в гонениях на нашего Спасителя при Его земной жизни. Сколько ненависти, хулы, клеветы, злобных преследований было против Господа нашего Иисуса Христа. Все это привело нашего Спасителя на Голгофу. Но ни в одном из этих эпизодов не участвует женщина. Ни одна женщина ни разу не похулила Иисуса Христа. Фарисеи и книжники, знавшие каждую букву Писания, не признавали Иисуса Мессией, а простая женщина-самарянка уверовала в Него как во Христа и проповедала это всем жителям города Сихарь. Разве это не высокая честь, не показатель того, что Евангелие ставит очень высоко женщину.

http://azbyka.ru/zhenshhiny-v-cerkvi-odn...

2 ст. Милость вам и мир и любовь да умножатся. 3 ст. Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. Написать вам об общем спасении, т. е. вообще о спасении, я почел за нужное пока написать вам увещание – подвизаться за веру, т. е. встать на защиту веры христианской, однажды преданную святым, т. е. возвещенную христианам и как бы врученную им на хранение. 4 ст. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Т. е. я потому почел за нужное написать вам увещание, что в христианское общество вкрались некоторые люди, лжеучители, о появлении которых издревле, т. е. в ветхом завете предсказано пророками, в новом – апостолами и предсказана их участь, что они предназначены к осуждению ( 2Пет.2:1 ). Это люди нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству, т. е. эти лжеучители искажают истинное учение о христианской свободе, превращая ее в разнузданность и прикрытие своих пороков; и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа, т. е. они не веруют в Господа Иисуса Христа, как воплотившегося Сына Божия, отвергают и стараются ниспровергнуть всю религию христиан. 5 ст. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом не веровавших погубил. Здесь апостол приводит три известных читателям послания примера того, что кто бы ни были нечестивые и неверующие, они не избегнут наказания Божия. Так Бог помиловал евреев, когда они с мольбою обратились к Нему об избавлении их из рабства Египетского, но когда забыли Бога истинного, стали противиться Его воле, то Он всех их погубил во время странствования но пустыне, так что из вышедших из Египта в землю обетованную вошли только Иисус Навин и Халев. 6 ст. И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. И не только израильтян наказал Господь за их неверие и непокорность Его воле, но даже ангелов, под которыми разумеются здесь падшие духи,       не сохранивших своего достоинства, своего высокого положения, но впавших в гордость и противление воли Божией, и оставивших свое жилище, т. е. свою близость к Господу, Господь соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня, т. е. в месте лишенном света, радости и блаженства, которым они наслаждались при лицезрении Бога, и где Господь блюдет их на день суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Итак, я, Павел, апостол Христов и все находившиеся со мной братья, т. е. вся Эфесская церковь , одинаково со мной верующая и учащая, т. е. также не признающая необходимости обрезания и закона Моисеева для спасения, вам и церквам Галатийским желаем благодати и мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 4 ст. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога Отца нашего. 5 ст. Ему слава во веки веков. Аминь. Эта благодать и этот мир, которых мы вам желаем, не зависят ни от обрезания, ни от закона Моисеева, а ниспосылаются от Самого Господа Иисуса Христа. Он один для нас источник благодати, изливаемой на нас Богом, источник мира с Богом и людьми, ибо Он отдал Себя Самого за грехи наши, т. е. взял на себя грехи наши, вместо нас претерпел страдания и смерть, тем за нас удовлетворил Правду Божию, примирил нас с Богом, вернул людям благоволение Божие; мало того, Он избавил нас от настоящего лукавого века, т. е. не только примирил с Богом, возродил нас, но еще дал благодатные силы в этом лукавом, т. е. греховном мире, где все похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, выйти из под власти этого греховного мира, т. е. живя в мире, среди соблазнов побеждать в себе греховные влечения. По воле Бога и Отца нашего, т. е. и все это устроение нашего спасения в новом завете от того же Бога Отца, по воле которого совершилось ветхозаветное домостроительство. Но ветхозаветное домостроительство отменено новозаветным, ветхозаветный закон заменил закон Евангельский, обрезание телесное заменилось обрезанием духовным (таинство крещения), так что Галатам нет оснований опасаться прогневать Бога неисполнением Закона Моисеева и обрезания, как им внушали иудействующие. И за это наше спасение Ему, Богу, т. е. Отцу, Сыну и Святому Духу слава во веки веков. С 6-го стиха начинается самое послание. 6 ст. Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к иному благовествованию. Дивлюсь я вам, Галаты, что вы, с таким увлечением, охотой принявшие учение Христово, стоявшие, по-видимому, на истинном пути, так скоро – неожиданно хотите от призвавшего вас уклониться на иной путь благовествования. Под призвавшим должно разуметь Бога Отца, как призывающего всех ко спасению благодатью Христовой, т. е. чрез Господа Иисуса Христа и дарованные Им благодатные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Отсюда берем мы первое основание нашего положения, что во времена первенствующей Церкви были предания Апостольские, до церковного правления и благочиния относящиеся. Остается токмо сказать: какие именно суть оные предания? – Если кто везде ищет осязать истину, таковой никаким на сей вопрос ответом удовольствован быть не может. Но мы, верные, последуя свету веры и разума, освещающему предлежащий нам путь, не требуем здесь очевидных доводов, а утверждаемся на доверии к почтенной древности Христианской. И потому с достоверностью полагаем, что Правила, обычно Апостольскими нарицаемые, хотя не слово в слово написаны Апостолами; но начало и главную силу свою получили от изустного предания и непосредственного учреждения великих оных Учителей, самим Богом наставленных на всякую истину 4 . А в дальнейшее объяснение и подтверждение всего того, да послужит нам следующее рассуждение! Во-первых, здесь приметим, что некоторые Соборы были и во времена еще 5 Апостольские. – Таков, например, есть Собор Иерусалимский, в коем самолично присутствовали Апостолы и, по общему совещанию с верными, постановили некоторые Правила, которые, между прочим, относятся к благочинию и спокойствию Церкви 6 . Были также Соборы, в коих хотя и не присутствовали сами Апостолы, но заседали мужи, водимые духом Апостольским, благоустроившим Божию Церковь . – Павел Апостол, пиша к Коринфянам, повелевает: «О имени Господа нашего Иисуса Христа, собравшимся вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати такового (блудившего с мачихою) сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа 7 . – И как по сему Апостольскому повелению, Коринфяне собравшись, действительно предали сатане кровосмесившего любодея; то сие самое и служит доказательством великого Апостольского доверия к Церкви. Здесь мы уже видим, что Апостолы и самую личную, свыше им данную, власть сообщали своим последователям толь действенно, что глас сих был гласом Апостольским. – И сие происходило в первом от Рожд. Хр. столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Это, говорит, написано было прежде, чтобы мы подражали сему. Здесь же увещевает их и к терпению искушений, говоря, да укрепляемые Писанием, терпим и терпением да покажем в себе все живое и постоянное упование. Ибо кто терпит, тот показывает, что имеет в себе упование на будущие блага, а кто не терпит, тот потерял упование. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою по учению Христа Иисуса. Показывает, что с Писаниями Бог дает нам терпение и утешение. Поэтому и называет Его Богом терпения и утешения как подателя и виновника этих благ. Просит также у Него, чтобы даровал нам быть в единомыслии между собою. Ибо любви свойственно то же думать о ближнем, что думает кто о себе. Поскольку же есть любовь мирская, то присовокупил: по учению Иисуса Христа, то есть думайте то, что угодно Иисусу Христу. Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Что же бывает плодом единомыслия? Прославление Бога не только одними устами, но и одной душой (ибо это значит единодушно). Здесь слово Бога следует отделить, отнеся его к предыдущему, и потом читать с нового начала: и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Впрочем, не будет неприличия, если читать эти слова и не отдельно, то есть разумея Бога и Отца по отношению к Единому и Тому же Христу; ибо Бог Отец есть Бог Христа по человечеству, а Отец по Божественности. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Повторяет прежнее увещание и приводит Христа в пример, чтобы мы принимали друг друга, потому что это служит к славе Божией. Ибо единение наше наипаче прославляет Бога, как сказано: уверует мир, что Ты послал Меня, если ученики будут едино (Ин 17:21–23). Напротив, несогласия наносят Богу бесчестие. Ибо язычники, видя, что христиане разногласят между собой, обвиняют саму веру. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать», — так начинается сегодняшнее апостольское чтение. Кто эти «сильные», к которым обращается апостол Павел?

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

Кого мы приобщаемся? «Самого Христа Бога, Его Тела и Крови». «Мы все повинны вечному проклятию и вечному огню за свои бесчисленные грехи, и только благодать Господа Иисуса Христа, ходатайствующего о нас пред Отцом Небесным, спасает нас от вечного наказания». «О имя сладчайшее, имя Святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Победа моя, Господи, слава Тебе! Господи, мы – члены Твои, мы – едино тело, Ты – Глава наш». «Помни постоянно, что свет души твоей, мыслей твоих, сердца твоего – от Иисуса Христа... Да, «Свет Христов просвещает всех», даже язычников: «свет – во откровение языков». «Он есть свет, просвещающий всякого человека». «В чем жизнь христианина? Чтобы не иметь ничего и иметь Христа в сердце... и всем сердцем прилепляться ко Христу». «Когда бываешь очень молод или живешь жизнию мира грешного, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого, сатану всезлобного только по одному имени, и думаешь, что Христос от тебя далеко – на небе, а диавол где-нибудь есть, только никак не близко и не около тебя; но когда будешь в летах зрелых и вступишь в жизнь подвижническую, тогда будешь служить Богу чистою совестью, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя и тяжелое, несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас!» «Надежда христианская – есть надежда наша на жизнь во Христе. «Я живу, – говорит Господь, – и вы жить будете» ( Ин.14:19 ), перейдете от смерти к жизни». «Я, – пишет о.Иоанн, – желал бы вас довести до того, чтобы каждый из вас от сердца называл Иисуса своим Иисусом, своим Спасителем». «Я не знаю, как можно здравомыслящему человеку колебаться в какойлибо богооткровенной истине, открытой Иисусом Христом, животворной для сердца». «Когда принимаешь животворящие Тайны, вообрази твердо, в видах хлеба и вина Самого Христа, сделай на них мысленное надписание: Иисус Христос! И с этим мысленным надписанием... препроводи умственно до глубины сердца, и там мысленно положи Животворящего Гостя!» «Помни, что, сердечно и твердо веря во Христа, спасаемся в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010