В один день этот иудей позваль на обед своего соплеменника. Но время обеда позванный иудей поднял глаза и видит икону Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он сказал позвавшему его: каким образом ты имеешь эту икону, когда ты иудей? Затем он произнес весьма много неосновательных ругательств против Господа. Я не дерзаю описывать их, — да не будет! — хотя позванный гость произнес их против Спасителя нашего. Тогда позвавший, увидевши икону Господню, успокоил позваннаго им иудея, сказав, что до сих пор он не видал этой иконы; и позванный замолчал. Но потом он пошел к своим архиереям и обвинял иудея, живущаго в дому, где находилась икона Господня, говоря, что такой-то иудей имеет в дому своем икону Назорея. Выслушав его, они сказали: а можешь ли ты это доказать? Он утверждал, что докажет это в дому того иудея. Тогда они исполнились гнева, но на этот вечер успокоились. На следующее же утро иудейские архиереи и священники, взяв донесшаго иудея и собрав толпу своего народа, пошли к квартире иудея, где находилась икона Господня. Пришедши к указанному месту, архиереи и священники ворвались в дом вместе с донесшим и увидели, что икона Господня стоит. Тогда они очень разсвирепели и иудея, жившаго в этом дому, отлучили от синагоги и изгнали, а икону Господа нашего Иисуса Христа сняли и сказали: как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы. Затем начали плевать в лицо святой иконы Господней и бичевали ее пред лицем собравшихся. Бичевали икону Господню с той и другой стороны и говорили: что сделали с Ним отцы наши, все это сделаем и мы с иконою Его. Затем говорят: мы слышали, что они поругались над Ним, — и мы сделаем тоже. Тогда они безчисленное изрыгнули множество ругательств против иконы Господней; мы не смеем и произнести их! Затем говорят: мы слышали, что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое сделаем Ему и мы. Тогда они вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изображенныя на иконе. Потом беснуясь говорят: мы слышали, что они посредством губки напоили Его уксусом и желчию; сделаем это Ему и мы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2597...

Подобное сему изображение того же можно указать в символе св. Афанасия Александрийского , где сказано «Есть православная вера, да веруем и исповедуем, яко Господь Иисус Христос , Сын Божий, Бог и человек есть. Бог, от существа Отча прежде век рожденный; и человек есть от существа Матерня во времени рожденный. Совершенный Бог и совершенный человек, от души словесныя и человеческия плоти состояй: иже аще Бог есть и человек, обаче не два, но един есть Христос, – един не слиянием естеств, но единством ипостаси». Таким образом, полное изложение православного учения о лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа слагается из рассмотрения в частности тех истин, что I) Иисус Христос есть истинный Бог по естеству, как Сын Божий; II) что Иисус Христос есть и истинный человек по естеству, как родившийся от Пресвятой Девы Марии; III), что в Иисусе Христе два естества Божеское и человеческое, непреложно соединенные, составляют единое лицо или единую ипостась. I. Иисус Христос – Бог по естеству Наименование Иисуса Христа Богом по естеству показывает, что Его должно признавать и исповедывать Богом в собственном и строжайшем смысле, Сыном Божьим, единосущным Богу Отцу, а не усыновленным, подобно сынам Божьим ( Рим.8:14 ; 1Ин.3:9 ) по благодати. Так, а не иначе, научает нас признавать и исповедывать Божество Иисуса Христа Символ Веры никейско-константинопольский, в котором сказано: «верую, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.» Доказательства из Св. писания Ветхого Завета В ветхозаветном Писании находится много довольно ясных указаний на Божеское достоинство Спасителя, Который, вскоре после падения наших прародителей, был предвозвещен милосердым Судиею, под именем победоносного Семени жены ( Быт.3:15 ). Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех ( Евр.1:1 ) постепенно возводил людей к уразумению той велией благочестия тайны ( 1Тим.3:16 ), которая вполне раскрыта уже на последок дней, когда Бог возглаголал нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий) За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил награды архимандрита Савву (Тутунова) Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Входа Господня в Иерусалим. Торжественное изнесение ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня из алтаря Храма Христа Спасителя Молебен на начало чина мироварения в малом соборе Донского монастыря Утреня в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре в канун Великого вторника Монахиня на утрене в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре в канун Великого вторника Чин умовения ног в Храме Христа Спасителя Святое Евангелие на Плащанице в Храме Христа Спасителя на вечерне Великого пятка Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Традиционное посещение Святейшим Патриархом храмов Москвы и освящение куличей в Великую субботу Традиционное посещение Святейшим Патриархом храмов Москвы в Великую субботу Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Великая вечерня в Храме Христа Спасителя в день праздника Светлого Христова Воскресения Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 2-ю по Пасхе Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 2-ю по Пасхе Молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени перед Храмом Христа Спасителя Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь. Возложение в Пловдиве венков к памятникам русским и советским воинам — освободителям Болгарии

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Не случайно апостол желает галатам мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал. 1, 3–4) и говорит о том, что они были призваны благодатью Христовою (Гал. 1, 6). Вдруг оказалось, что страданий и смерти Господа Иисуса Христа как бы недостаточно для спасения человека. Недостаточно и благодати Божией, призывающей и освящающей. Необходимо обрезаться. Апостол Павел дает подробное обоснование своей позиции. Он доказывает, что спасение возможно по вере в Господа Иисуса Христа, и дела закона (то есть постановления закона Моисеева) уже не играют для спасения какой­либо роли. Спасение верой Апостол Павел приводит шесть (хотя это деление довольно условно) обоснований своей позиции. Вопервых, он напоминает галатам, что пред ними предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый (Гал. 3, 1), и спрашивает: Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? (Гал. 3, 2) Вовторых, Павел свидетельствует, что Бог, содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне (Павлу в проповеди) у язычников (необрезанных) (Гал. 2, 8). Затем, в качестве третьего обоснования, апостол Павел приводит в пример Авраама, которой поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Гал. 3, 6). И Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Видимо, под семенем Авраама сторонники соблюдения обрезания понимали именно израильский народ. Апостол Павел опровергает подобное понимание, указывая, что речь идет о Христе. Здесь можно вспомнить слова Самого Христа о потомках Авраама, обращенные к фарисеям и саддукеям — гордившимся происхождением от Авраама: Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). Четвертый аргумент апостола Павла указывает на всеобщую греховность: Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 22). Цель же Моисеева закона заключалась в подготовке народа ко встрече с обещанным Богом Спасителем: Закон был для нас детоводителем ко Хрис­ту, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 24–29). Во Христе все обретают равную благодать и праведность, вне зависимости от происхождения, социального положения, различия полов. Поэтому и нет необходимости в чем-то дополнительном. Господь Иисус Христос каждому дарует спасение.

http://pravoslavie.ru/78217.html

Наше бо житие на небесех есть, отъонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп.3:18-20); почему и смело взываем: нам же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Итак удаляйся общения с раскольниками и еретиками, особенно же удаляйся ереси тех, которые единого Господа нашего Иисуса Христа разделяют надвое. Они веруют тому, что чуждо верованию 318-ти святых отцов в Никее. Ибо собор никейский исповедал рожденного Единородного Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света, истинного Бога от истинного Бога, пострадавшего плотию ради нас человеков, и ради нашего спасения снисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небо и грядущего судить живых и мертвых. Но разделяющие единого Господа, по неизреченном Его соединении, веруют не во Святую Единосущную Троицу, но в четверицу, то есть, в Бога, Сына Божия, человека и Духа Святого, и поэтому не покоряются уже святому никейскому собору. Учит же нас и Апостол, говоря: премудрость глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор.2:6-8). Но простой человек не есть Господь славы; мы же покланяемся распятому за нас Богу. Ибо сказано: уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити Его (Пс.99:3); и на Него уповая, ожидаем воскресения из мертвых. Ибо Сам сказал: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки (Ин.11:25,26). Посему-то причащаемся святого тела и крови Его, ожидая воскресения из мертвых, как сказал Он: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин.6:54). Ибо Он - упование всех концов земли и сущих в море далече. А простой человек не может быть упованием мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

Пишем же тебе об этом, чтобы не лишиться тебе своей опоры, увлекшись заблуждением нечестивцев, и не вступить в согласие с теми, которых отлучает Апостол, говоря: мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плача глаголю, враги креста Христова, имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют. Наше бо житие на небесех есть, отъонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп.3:18-20); почему и смело взываем: нам же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Итак удаляйся общения с раскольниками и еретиками, особенно же удаляйся ереси тех, которые единого Господа нашего Иисуса Христа разделяют надвое. Они веруют тому, что чуждо верованию 318-ти святых отцов в Никее. Ибо собор никейский исповедал рожденного Единородного Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света, истинного Бога от истинного Бога, пострадавшего плотию ради нас человеков, и ради нашего спасения снисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небо и грядущего судить живых и мертвых. Но разделяющие единого Господа, по неизреченном Его соединении, веруют не во Святую Единосущную Троицу, но в четверицу, то есть, в Бога, Сына Божия, человека и Духа Святого, и поэтому не покоряются уже святому никейскому собору. Итак необходимо нам исповедывать, что святая приснодевственная Мария действительно есть Богородица, чтобы не впасть в их злохуление. Ибо отрицающие, что святая Дева действительно есть Богородица, не суть уже верные, но ученики фарисеев и саддукеев; напитанные их закваскою, ослепили они очи ума своего, хуля Господа и говоря: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши себе Бога (Ин.10:33). А исповедующие, что святая Дева есть Богородица, да не отрицаются Распятого за нас Бога. Ибо Рожденного святою Девою распяли Иудеи. Если же Распятого за нас исповедуешь человеком, а не Богом в действительности; то Богородица, по твоему учению, уже не Богородица, а человекородица. Итак не отвергай благодать Божию. Ибо Рожденного святою Богородицею распяли Иудеи. А мы исповедуем, что прежде веков неизреченно Рожденный от Отца, Бог от Бога, на последок времен благоволил воплотиться от Духа Святого. И, от Святой Девы заимствовав плоть и в ней приявшую жизнь единосущную и подобостраждущую нашей душе словесную душу, пострадал за нас плотью. Посему припадаем и покланяемся честному кресту; потому что это крест не простого человека, но Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

Искупление рода человеческого чрез крестную смерть Господа Иисуса Христа лежит в основе православного учения о спасении. Поэтому оно изложено и в Символе веры . Оно было и предметом богословствования отцов Церкви. «Не удивляйся тому, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – что мир весь искуплен; ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же преступлением одного смерть воцарилась в мире, то тем более правдою Единого жизнь воцарится. И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи Жизнью? Если Финеес, умертвив в ревности человека, делающего постыдное, прекратил гнев Божий, то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, ужели не может утолить гнева на людей?» 1 Искупление человечества Господом Иисусом Христом, распятым в конкретное историческое время при Понтии Пилате, составляет объективную сторону дела спасения. Но есть еще субъективная сторона этого дела, требующая участия в нем тех, ради кого страдал на кресте Спаситель, т. е. людей. От последних требуется вера в Господа Иисуса Христа, как в своего Спасителя. Эта вера является первым и непременным условием спасения человека. На такое ее значение указал Сам Христос, когда Он после Своего воскресения из мертвых, посылая учеников проповедовать Евангелие, сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). О необходимости для спасения человека веры в Господа Иисуса Христа учили апостолы. «Верующий в Сына, – писал ап. Иоанн Богослов, – имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36, 6:28 ). Эта вера, по словам ап. Павла, оправдывает человека и дает ему доступ к благодати Божией ( Рим.5:1–2 ; Еф.2:8 ). О таком же значении веры говорит ап. Петр: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Петр.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Имеются в Священном Писании и такие свидетельства, которые более частно раскрывают пред нами настоящую Божественную истину. Из этих свидетельств прежде всего видно, что Бог Отец участвует в нашем освящении, как источник последнего. Сам Спаситель свидетельствовал своими Своими, что источником нашего освящения является Божественный Отец, когда говорит: И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам 526 ; Отче Святый,... святи их во истину Твою 527 . Об этом свидетельствовал и Апостол Павел, говоря: Сам же Бог мира, да освятит вас всесовершенных во всем; и всесовершенен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится 528 . Очень много содержится в Слове Божием свидетельств о совершении нашего освящения чрез Иисуса Христа, как виновника сего спасительного для нас дела. В этом смысле Господь свидетельствовал о Себе, когда говорил, что Он исходатайствует нам от Отца Своего Духа Святаго 529 , Который будет послан Отцом во имя Его, или ради Него 530 и Который не был бы послан верующим, если бы Господь не совершил дела нашего искупления и освящения на кресте 531 . Сообразно с этими Божественными свидетельствами Апостол Павел говорит в своем послании к Ефесянам: Христос возлюби Церковь , и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе; да представит ю Себе славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна 532 . Наше освящение настолько зависит от Сына Божия, что, по словам Иоанна Крестителя, наше крещение есть действие Христа: Той вы крестит Духом Святым и огнем 533 . Спаситель даже изображается в Евангелии раздаятелем Духа Святаго всем верующим 534 ; а благодать Духа Святаго называется в апостольских посланиях благодатию Господа нашего Иисуса Христа 535 ; или благодатию Христовою 536 ; Самый же Дух Святый называется Духом Христовым 537 . Поэтому Апостол Павел говорит о Христе, что именно Он есть святяй нас Духом Святым, а мы освящаемии 538 , или освященные о Христе Иисусе 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Он прямо признается народу, что до крещения он не знал Иисуса ( Ин.1:31–33 ), что видно из самой попытки его не допустить Иисуса до крещения. Сознавая свою собственную внутреннюю нечистоту, Иоанн сам желал креститься от Иисуса, но не знал, для чего безгрешному, чистому Господу потребно крещение. В кратком ответе Иисуса, как его передает евангелист Матфей ( Мф.3:15 ), разрешается это недоумение Иоанна. По словам евангелиста Луки, Иисус молился во время крещения ( Лк.3:21 ). С уразумением цели Крещения Иисуса дается уразуметь и о предмете Его молитвы, ответом на которую служили последовавшие затем чудесные знамения. Омывая грехи человечества в иорданских струях, Иисус молился о том, чтобы чрез Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество, и, может быть, также о том, чтобы Его человеческому естеству Отец даровал силы, если можно так выразиться, вполне совершить начатый Крещением подвиг очищения и искупления человечества. Впоследствии, пред окончанием этого подвига, мы видим, Он молился о том же самом; разумеем здесь так называемое моление о чаше. Последовавшими за молитвою Иисуса знамениями Бог показал, что Он услышал молитву Сына Своего. Отверстие небес, Божественный глас и видимое сошествие Святого Духа – вот знамения, которыми Бог ощутительно для всего народа, присутствовавшего при крещении Иисуса ( Лк.3:21–22 ), ответил на Крещение и молитву Своего возлюбленного Сына. Чтобы уразуметь силу первого знамения, нужно представить себе первобытное состояние человека, когда он был еще добр и безгрешен. До грехопадения между Богом и человеком существовало тесное общение, имевшее по самому свойству чистой, неиспорченной природы человеческой характер видимого присутствия Бога в раю. Но как скоро грех повредил природу человека, то человек как бы пропастью, грехом отлучил себя от Бога; херувим с пламенным мечем заградил человеку вход в райское жилище, где он мог прежде видимым, ощутительным образом сообщаться со своим Богом и когда потом грехи людские превысили долготерпение Божие, тогда самый земной рай был смыт потопом.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Почитаю, покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращенное описание, уяснение и напоминание страданий их. Потому что иконы не суть только начертание тела и указание на него, но показывают и страдания тела. Ибо за страдания, которые претерпели ради Христа, Бога нашего, ублажаются, почитаются и чествуются поклонением (святые). А если бы сего не потерпели за Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах. Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители — детей своих, дети — родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их — впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах. И если те по причине плотской любви к детям своим начертывают изображения для напоминания о них, то тем более должны мы писать иконы святых с страданиями их, (изображать) проливших кровь свою из любви ко Христу. Почему называешь меня идолослужителем? Ибо, скажи мне, кланяюсь ли идолу какого Аполлона, а лучше сказать Губителя, или иконе Господа нашего Иисуса Христа, научающей меня домостроительному Его воплощению? Скажи мне, покланяюсь ли идолу какой Артемиды или иконе всесвятой непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа? Покланяюсь ли идолу какого–нибудь Дия или иконе святого Иоанна Предтечи и Крестителя? Покланяюсь идолу какого Дия и Иракла или иконам святых апостолов, мучеников и всех святых, от века угодивших Богу? И кто смеет назвать идолослужением прекрасное это изъяснение и порицать страдания Христовы и святых Его, или передавших нам святую церковь Божию? Ибо так украшенною мы приняли ее от отцов, как и божественные Писания выставляют домостроительное воплощение Христа. Его к нам ради нас сошествие, пещеру, звезду и волхвов, крещение. Иордан и Иоанна, касающегося главы Его, и Духа Святого, сходящего с неба в виде голубя. Обратимся и к страданиям Его и увидим детей с вайями, умывальницу и полотенце, лобзание Иуды, суд иудеев, приговор Пилата, и прочее; воскресение, радование мира, как Христос попирает ад и восставляет Адама; подобно и — вознесение, встретить и чудеса Его, прозрение слепого, исцеление расслабленного, прикосновение страдавшей кровотечением к краю одежды, которая первая и сделала образ Христа из меди; подобно (встретим) и иконы святых с мучительными орудиями и судилищами, которые они претерпели за Христа, Бога нашего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010