Причастники   (κοινωνο) Божественного естества (2 Пет 1:4). Вы имели   общение   (κοινωναν) с нами: а наше   общение   (κοινωνα) — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. Имеем   общение   (κοινωναν) с Богом. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем   общение   (κοινωναν) друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин 1:3, 6–7). Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и   общение   (κοινωνα) Святаго Духа со всеми вами (2 Кор 13:13). Христос. Как открывается путь к общности с Троицей? Через вочеловечивание Сына Божьего, Одного из Троицы. Общность с Богом-Общностью достигается через общность с Христом, с Его смертью и воскресением. Вторая Ипостась Троицы, находясь в единосущии-койнонии с другими Ипостасями, входит в единосущие-койнонию с человеческой природой. Мы приглашены к обратному жесту: войдя в единосущие-койнонию со Христом в Его человеческой природе, мы входим в единосущие-койнонию с Божественной природой. Как вы   участвуете   (κοινωνετε) в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет 4:13). Верен Бог, Которым вы призваны в   общение   (κοινωναν) Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор 1:9). Познать Христа, и силу воскресения Его, и   участие   (κοινωναν) в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Флп 3:10). А как дети   причастны   (κεκοιννηκεν) плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр 2:14). Я, Иоанн, брат ваш и   соучастник   (συγκοινωνòς) в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр 1:9). Евхаристия. Но где и как конкретно люди могут войти в общность со Христом, то есть с Богом-Общностью? Физически, телесно мы в Евхаристии входим в общность со Христом, то есть с Троицей. Евхаристия есть таинство койнонии. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли   приобщение   (κοινωνα) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли   приобщение   (κοινωνα) Тела Христова? (1 Кор 10:16).

http://blog.predanie.ru/article/ekonomik...

   Войдя в быт личной жизни христиан и в обиход „домашних” церквей, традиция вечернего светильничного благодарения не могла оставаться неизвестной их общественному богослужению. Тертуллиан, описывая христианскую вечерю, говорит: „После омовения рук и зажжения светильников каждый вызывается на средину петь Богу, что может из Священного Писания или от собственного сердца”.    Вечернее молитвенное собрание, как описывает его Тертуллиан, носит характер той широкой литургической импровизации, которая известна из описания евхаристии св. муч. Иустином Философом. Возжение светильника еще не оформлено никаким обрядом, кроме последующего пения участниками собрания чего-либо во славу Божию; при этом каждому участнику предоставлялся выбор священного текста для этого славословия и даже допускался собственный экспромт.    Известная в науке первая литургическая, в собственном смысле этого слова, запись обряда внесения светильника в молитвенное собрание изложена в памятнике христианской письменности III века — Египетских Церковных Постановлениях. Здесь читаем: „Когда наступит вечер, диакон вносит светильник. Епископ приветствует собрание: „Господь со всеми вами”. Народ отвечает: „И со духом твоим”. Епископ: „Возблагодарим Господа”. Народ: „Достойно и праведно — величие и слава Ему...” Епископ: „Мы благодарим Тебя, Боже, через Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа за то, что Ты просветил нас откровением невещественного Света. Кончив долготу дня и достигнув начала ночи, насытившись дневным светом, сотворенным Тобой для нашего довольства, мы теперь не имеем недостатка и в вечернем свете по Твоей милости, — святим и славим Тебя чрез единого Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Него Тебе с Ним слава, сила и честь ныне...” Народ: „Аминь”.    Подобный обряд упоминается также в „Завещании Господа нашего Иисуса Христа”, в связи с изложением вечернего богослужения, совершаемого на пасхальную ночь: „Приносится в храм светильник диаконом, который говорит: „Благодать Господа нашего со всеми вами”. И весь народ отвечает: „И со духом твоим”. Дети произносят духовные псалмы и песни, относящиеся к светильнику (cantica ad accensionem lucernae). Весь народ, поя согласно, отвечает: „Аллилуиа”. Если окончательная обработка этого памятника в Сирийской Церкви относится к V веку, то приведенное из него место сохраняет, как и многие литургические записи этого памятника, печать значительно более раннего времени, и потому может быть использовано при рассмотрении истории древнехристианского обряда возжения светильника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Войдя в быт личной жизни христиан и в обиход „домашних” церквей, традиция вечернего светильничного благодарения не могла оставаться неизвестной их общественному богослужению. Тертуллиан , описывая христианскую вечерю, говорит: „После омовения рук и зажжения светильников каждый вызывается на средину петь Богу, что может из Священного Писания или от собственного сердца” 4 . Вечернее молитвенное собрание, как описывает его Тертуллиан , носит характер той широкой литургической импровизации, которая известна из описания евхаристии св. муч. Иустином Философом 5 . Возжение светильника еще не оформлено никаким обрядом, кроме последующего пения участниками собрания чего-либо во славу Божию; при этом каждому участнику предоставлялся выбор священного текста для этого славословия и даже допускался собственный экспромт. Известная в науке первая литургическая, в собственном смысле этого слова, запись обряда внесения светильника в молитвенное собрание изложена в памятнике христианской письменности III века – Египетских Церковных Постановлениях. Здесь читаем: „Когда наступит вечер, диакон вносит светильник. Епископ приветствует собрание: „Господь со всеми вами”. Народ отвечает: „И со духом твоим”. Епископ: „Возблагодарим Господа”. Народ: „Достойно и праведно – величие и слава Ему...” Епископ: „Мы благодарим Тебя, Боже, через Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа за то, что Ты просветил нас откровением невещественного Света. Кончив долготу дня и достигнув начала ночи, насытившись дневным светом, сотворенным Тобой для нашего довольства, мы теперь не имеем недостатка и в вечернем свете по Твоей милости, – святим и славим Тебя чрез единого Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Него Тебе с Ним слава, сила и честь ныне...” Народ: „Аминь” 6 . Подобный обряд упоминается также в „Завещании Господа нашего Иисуса Христа”, в связи с изложением вечернего богослужения, совершаемого на пасхальную ночь: „Приносится в храм светильник диаконом, который говорит: „Благодать Господа нашего со всеми вами”. И весь народ отвечает: „И со духом твоим”. Дети произносят духовные псалмы и песни, относящиеся к светильнику (cantica ad accensionem lucernae). Весь народ, поя согласно, отвечает: „Аллилуиа” 7 . Если окончательная обработка этого памятника в Сирийской Церкви относится к V веку 8 , то приведенное из него место сохраняет, как и многие литургические записи этого памятника, печать значительно более раннего времени, и потому может быть использовано при рассмотрении истории древнехристианского обряда возжения светильника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1Кор.5:3 .  А я, отсут­с­т­ву­я телом, но при­сут­с­т­ву­я у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделав­шего такое дело, Равнодушию коринфских христиан к страшному греху их собрата Ап. противопоставляет свое строгое отношение. Хотя он был далеко, но духом пребывал с ними и потому совершившееся в Коринфе так возмутило его, что он решил, как имеющий право решать судьбу кровосмесника. 1Кор.5:4 .  в собрании вашем во имя Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, обще с мо­им духом, силою Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, «В собрании вашем». Суд над преступником должен быть образован из коринфских христиан. Духовно будет присутствовать на этом собрании и сам Апостол. Приговор будет произнесен «во имя Господа... Иисуса Христа», с ручательством того, что этот приговор будет приведен в исполнение «силою Господа нашего И. X.». Ап., имеет в этом случае в виду обетование Господа Иисуса Христа, данное Апостолам: « " истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе. Истинно также говорю вам: что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, что бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое; там Я посреди их» ( Мф. 18:18–20 ). «Связать» преступника, т. е. произвести суд над ним должны теперь те верующие коринфяне, которые соберутся «во имя Христа», имея совершенно «одинаковое» мнение о преступлении их собрата. Пусть это собрание будет и не большое – это не важно! Важно то, что среди них будет находиться Сам Глава Церкви – Христос, и они будут решать дело не по большинству голосов, а единодушно. Точно также и решение будет приведено в исполнение Христом в силу единодушной молитвы собравшихся. «Обще с моим духом». Ап., по сознанию своего единения со Христом ( Гал. 2:20 ), смело говорит, что где будет невидимо присутствовать Христос, там будет и он, Павел, тем более в собрании Коринфской Церкви, которую он основал. О подобном перемещении души своей Ап. намекает во 2 посл. к Кор ( 2Кор.12:3 ): «не знаю – в теле или вне тела» (я был восхищен до третьего неба).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Об умерших праведных, имена которых вспоминал и Моисей, сказано: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:32 ). То есть, они по-прежнему живы. Умерев в этом мире, они воскресли в мире вечном. Если говорить о возможности святых общаться одновременно с разными группами людей, отделенных от них пространством, то известно, что некоторые святые обладали подобным даром еще и в дни своей земной жизни. Так, например, апостол Павел, свидетельствовал о себе самом: «ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа» ( Кол.2:5 ). Апостол Павел, отсутствуя по плоти, даже принимал в духе вопросы о дисциплинарном наказании в Коринфской общине. Сказано: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:3-5 ). Позже апостол Павел восстановил, опять же в духе, заочно, отлученного им ранее. Сказано: «так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» ( 2Кор.2:7-10 ). То есть он действовал от лица Христа, как бы находясь у них, хотя плотью отсутствовал. Сектанты говорят, что Сын Божий «есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий». Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» ( Лк.12:8-9 ). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ).

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx

Видимое желание Вейфенбаха представить дело так, что Господь Сам перед Своею смертью о Своем славном возвращении к ученикам (restitutio in integrum) выражался в такой форме, что легко в сознании их возникало двоякое представление или собственно о воскресении Господа, или же о Его паки пришествии–заставляет названного немецкого богослова ложно толковать настроение учеников Христа вскоре после события страшной Его смерти и позабыть одно важное Евангельское обстоятельство. Если ученики Христовы, 40 дней спустя после Воскресения Господа, не могли еще отрешиться от своих мыслей и ожиданий устроения Христом царства здесь на земле, то понятно, с какими чувствами они должны были быть вскоре после события Крестной Его кончины. Чувство их боязни непосредственно после этого события достаточно легко объясняется общим складом их душевного состояния и не требует допущения какой–то неопределенности и туманности в предсказаниях Господа о событиях славного Своего состояния, имеющих наступить после Его страдальческой кончины. В Евангелии Иоанна засвидетельствовано, как Господь наш вскоре после славного Своего Воскресения сказал Марии Магдалине, что Он еще только восходит в славу Отца Своего, – обстоятельство это предполагает явление Иисуса Христа в полной славе при Его втором пришествии. Это последнее замечание может быть противопоставлено и мысли Шлейермахера 503 утверждающей, будто у Господа нашего Иисуса Христа после его славного Воскресения не возникало в разговоре Его с Своими учениками и представления о втором пришествии, значит, умозаключает Шлейермахер, прежние предсказания Господа о своем паки пришествии и нашли свое исполнение в событии Его воскресения. Впрочем с большею решительностью против этой мысли немецкого богослова Шлейермахера можно сказать то, что у учеников Господа не могло бы в день Вознесения так быстро в сознании явиться представление о устроении Господом Его Царства, если бы в течение 40 дней по вознесении Господь в числе своих тайн Царства или Св. Церкви не упоминал о тайне Своего славного будущего пришествия на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Вот от Кого и для чего св. церковь приняла обычай во дни праздника Воскресения Христова раздавать чадам своим св. артос – от Самого Иисуса Христа, в воспоминание Его животворных явлений ученикам и истины Его воскресения, чтобы воспоминанием сих высоких истин более укреплять нас в вере в Иисуса Христа, совершителя нашего спасения. Да, возлюбленные, как эммаусские ученики познали воскресшего Господа в преломлении хлеба и преисполнились небесною радостью, так и теперь св. артос или хлеб, сопутствуя нам в священных ходах и в продолжении седмицы находясь в церкви пред нашими очами, как бы от Самого Иисуса Христа, учит нас, что Иисус Христос, силою Своего Божества воскресший из мертвых, есть истинный Бог, совершивший великое дело нашего искупления, и что Он один есть источник всех наших радостей. Эммаусским ученикам нужно было вечерять, чтобы подкрепить телесные силы; а Господь, вечерявший с ними, чрез преломление благословенного Им хлеба укрепил и самые души их, просветил их ум и сердце. Так и теперь благословляемый и освящаемый церковью хлеб учит нас, что Иисус Христос Своею смертью и воскресением соделался для нас истинным хлебом жизни, питающим нас для вечного царства славы. И потому, взирая на св. артос и приемля его в свои руки, мы должны памятовать, что истинное наше насыщение и веселие состоит не в снедях, насыщающих тело, не в земном наслаждении, но в хлебе небесном – Иисусе Христе, Который животворит и душу, и тело наше, в познании истинного Бога и св. веры. Без сего Хлеба, сколько бы мы ни насыщали себя, сколько бы ни веселились, ни в чем земном не можем найти истинного насыщения и веселия. Без Него и в душе, и сердце нашем будет мрак и пустота, и весь человек будет гладен и немощен. Но обратимся опять к Эммаусским ученикам. Они проникнуты были неизъяснимою радостью, когда в преломлении хлеба узнали воскресшего Господа. Но они и достойны были этой радости: они жили добродетельно, верно служили Иисусу Христу, с любовью слушали и исполняли Его учение, Его всегда имели в своем уме и сердце, и о Нем едином рассуждали. За то и Господь любил их, как своих детей, и в день Своего воскресения дал им познать себя в преломлении хлеба; как истинный хлеб жизни, насытил их душу и тело. Радостно и для нас Его воскресение, спасительно и для нас питаться хлебом небесным. Но, чтобы мы достойны были истинной радости и небесного насыщения, мы должны всем сердцем нашим и всею мыслию своею любить Иисуса Христа, поступать по Его спасительному учению, жить всегда трезво и честно, и Его единого всегда иметь в своем уме и сердце. Тогда и Он сам будет приближаться к нам своею благодатью, просвещать и животворить наши умы и сердца. Тогда и св. артос, по вере нашей в Иисуса Христа, будет укреплять нас и приносить нам духовую радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

г) молиться за верующих: Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовестии Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам ( Рим.1:9,10 ). Посему я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, воспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его. И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых ( Еф.1:16–18 ). Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да дает вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что – широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею ( Еф.3:14–19 ); д) трудиться над назиданием верующих: Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию ( 2Кор.12:19 ). Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не разорению ( 2Кор.13:10 ). И Он [Иисус Христос] поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова ( Еф.4:11–12 ); е) утешать верующих: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим ( 2Кор.1:3–5 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Три первые так называемые синоптические Евангелия обнаруживают в большей степени зависимость от установившейся апостольской традиции с элемейтарною простотою изложения и при известных некоторых своих особенностях по главной идее и раскрытию ее имеют один общий характер. Они при единстве основной своей идеи отличаются летописным характером, предетавляютъ собою более или менее отрывочные сказания без строгой внутренней связи и упорядоченности отдельных частей, являются сборником событий из жизни Иисуса Христа, преимущественно внешне упорядоченных между собой. Между тем Евангелие Иоанна представляет отличительную по содержанию и изложению историографию нашего Спасителя. В нем не усматривается столь свойственной синоптикам общей зависимости от апостольской традиции Евангелия и открыто выступает парочитый, отличный от синоптиков, выбор священнаго писателя в отношении как событий из жизни Иисуса Христа, так и бесед и речей Его. Соответственно, современному тяжелому внешнему положению христианской церкви в Ефесе и вообще в малоазийских городах среди усилившихся и ежечасно стремившихся вторгнуться в нее разнообразных лжеучений еретиков (Керинфы, евиониты, докеты и др.), евангелист Иоанн главным предметом своего повествования избрал изображение Лица Господа Иисуса, познание Его Божества, как Оно открывается в отличительных чудесах и преимущественно в речах Его. Из Иоаннова Евангелия видно, что писатель его в выборе предметов повествования и группировке их руководился теологическими соображениями – представить в событиях учение Спасителя о важнейших истинах христианства, которые тогда подвергались отрицанию или превратным толкованиям. При своем преимущественно теологическом характере Иоанново Евангелие с историографической стороны имеет более единства в сравнении даже с Евангелием Матфея, отличается планосообразностию, обнаруживающеюся в строго определенном известною целью распорядке повествовательного материала, и вместе всюду в нем виден прагматизм, состоящий в последовательном и стройном изложении событий из жизни Иисуса Христа по внутренней связи и с выяснением их смысла и значения. При внутреннем единстве всех частностей для изображения главного предмета Евангелия, при строгой целостности своей повествование Иоанново однако же носит несомненно фрагментарный характер. Из всего неописуемого богатства евангельской истории возлюбленный ученик Христов сообщает лишь то, что служит к раскрытию основной идеи – божественного достоинства Иисуса Христа. Отсюда происходит то, что в четвертом Евангелии явственно выступают опущения некоторых событий из жизни Спасителя и хронологические пробелы в повествовании. Но они нередко с очевидностью предполагают достаточную для писателя и читателей известность синоптических Евангелий, в которых содержатся не повествуемые Иоанном события, почему он избегал повторять о них, помещая в Евангелии по особым целям избранные лишь немногие события и речи Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Объяснение. Апостол, говоря об оправдании без дел, разумел то оправдание, которое подаётся в Крещении: 1Кор.6:11 ; а не то, которое будет подаваться на суде Христовом и будет окончательным: Мф.25:34–35 . Первоначальное примирение с Богом подаётся по одной вере в заслуги Христа, за нас пострадавшего, однако окончательное примирение и оправдание подаётся тому, кто, по словам апостола, последует стопам Его: Рим.12:1 . Конечно, наша жизнь так греховна, что трудно нам надеяться на оправдание своими делами, поэтому и умоляем Господа, чтобы Он не входил с нами в суд, но это не значит, что мы не обязаны заботиться о добрых делах. 1Кор.1:7–8 . «Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа». Объяснение. Господь, как Лоза истинная, утвердит до конца те ветви Своей лозы, которые пребывают в Нём и приносят плод: Ин.15:4–5 ; питаются Телом и Кровью Его: Ин.6:56 ; слушают не только Его, но и посланных Им: Лк.10:16 ; Мф.28:17 ; ходят тесными вратами, т.е. трудами и подвигами: Мф.7:13:10:22 . Гал.2:16 . «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Объяснение. По учению Писания, существуют два закона: закон ветхозаветный и закон духа жизни во Христе: Рим.8:2 . Апостол Павел здесь и говорит о первом, но из этого нельзя заключать, что христиане свободны от закона Христова – новозаветного, ибо Христос сказал: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»: Мф.12:37 , а если от слов осудишься, то не тем ли более от дел, – а апостол Иаков ясно говорит, что в одной вере, без добрых дел, пользы нет и что такая вера не может спасти: Иак.2:14:17, 19 . Еф.2:8–9 . «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010