Исследователи кон. XIX - 1-й пол. XX в. (И. Е. Евсеев, Попов, Седельников и др.) были склонны к известной демонизации личности В., рассматривая его как активного и сознательного агента католич. влияния в окружении архиеп. Геннадия и приписывая ему далеко идущие в этом направлении планы. Углубленное изучение творческого наследия славянина-доминиканца, предпринятое позднее, позволяет отказаться от подобной излишне прямолинейной трактовки. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 41-53, 76-80, 373-379; Майков Л. Н. Последние труды// Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV -XVII вв. СПб., 1903. С. 254-259; Евсеев И. Е. Геннадиевская Библия 1499 г. М., 1914; Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина//ИОРЯС. 1926. Т. 30. С. 205-225; он же. Очерки католич. влияния в Новгороде в кон. XV - нач. XVI в.//Доклады АН СССР. Сер. В. 1929. 1. С. 16-19; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960. С. 225-229, 244-246, 266-268, 273-275, 279-281; он же. «Собрание на лихоимцев» - неизданный памятник рус. публицистики кон. XV в.//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 132-146; он же. Вениамин//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 133-135; Wimmer E. Zu den katolischen Qellen der Gennadij-Bibel//Forschung und Lehre: Abschiedsschrift zu Joh. Schopfers Emeritierung und Festgruss zu einem 65. Geburtstag. Hamburg, 1975. S. 444-458; Платонова И. В. Перевод в риторическом типе культуры: Переводческая техника в Геннадиевской Библии 1499 г. АКД. М., 1997; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 197-200; Ромодановская В. А. Геннадиевская Библия 1499 г. в рус. рукописной традиции XV-XVII вв.: (Лат. источники). АКД. СПб., 1999; она же. Об источниках и характере энцикл. глосс Геннадиевской Библии (1499 г.)//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 138-167. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/150281.html

Ист. и лит.: Απστολος; Енински Апостол: Факс. изд. София, 1983; Апостол; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 267-273, 278-279, 292-339; Отд. 2. Ч. 1. С. 141-187; Dani i Gj. Hvalov rukopis//Starine. 1871. Knj. 3. S. 1-146; Воскресенский Г. А. Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до 15 в.: Опыт исслед. языка и текста слав. пер. Апостола по ркп. XII-XV вв. М., 1879; он же. Древнеславянский Апостол: Послания св. апостола Павла по осн. спискам 4-х редакций слав. апостольского текста. Серг. П., 1879-1908. 5 вып.; Амфилохий (Сергиевский), архим. Древле-славянский Карпинский Апостол XIII в. М., 1885-1888. 4 вып.; Polivka G. Palaeografische, grammatische, und kritische Eigentumlichkeiten in dem Makedonische Praxapostolus//Archiv f. slav. Philologie. 1887. Bd. 10. S. 106-132, 417-483; Jagi V. Glagolitica. 2: Grškoviev odlomak glagolskog apostola//Starine. 1893. Knj. 26. S. 1-126; idem. Zum altkirchenslavischen Apostolus. W., 1919-1920. 3 Tle; Gregory C. -R. Textkritik des Neuen Testamentes. Lpz., 1900. Bd. 1. S. 335-386, 465-478; Кульбакин С. М. Охридская рукопись Апостола конца XII в. София, 1907. (Български старини; Кн. 3); Ильинский Г. А. Мануиловски Апостол XIII в.//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 1. С. 366-379; он же. Слепченский Апостол конца XII в. М., 1912; Kopko P. Apostolus bybliensis saec. XIV. W., 1912; Конески Б. Вранешнички апостол. Ckonje, 1956; Никольский. Устав. Т. 1. С. 207-209; Wikgren A. Chicago Studies in the Greek Lectionary of the New Testament//Biblical and Patristic Studies in Memory of R. P. Casey/Ed. J. N. Birdsal and R. W. Thomson. Freiburg, 1963. P. 96-121; Мирчев К., Кодов Х. Енински Апостол: Старобългарски паметник от XI в. София, 1965; Junack K. Zu den griechischen Lektionaren und ihrer Überlieferung der katholischen Briefe//Die alten Übersetzungen des Neuen Testaments, die Kirchenvöterzitate und Lectionare. B., 1972. P. 498-591. (Arbeiten z. NT Textforschung; 5); Nedeljdovi O. Problem strukturnih redakcija staroslavenskog prijevoda Apostola//Slovo. 1972. Knj. 22. S. 27-40; Лихачева О. П. Славяно-русский Апостол XIV-XV вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 420-447; Богданович Д., Велчева Б., Наумов А. Болгарский Апостол XIII в.: Рукопис Дечани-Црколез 2. София, 1986; Aland K. , Aland B. Der Text des Neuen Testaments. Grand Rapids; Leiden, 19892; Пенев П. Към историята на Кирило-Методиевия старобългарски превод на Апостола//Кирило-Методиевски студии. Кн. 6. 1989. С. 246-316; Струмички (македонски) Апостол. Ckonje, 1990; Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета: Пер. с англ. М., 1996; Baccer M. Towards a Critical edition of the Old Slavic New Testament. Amst., 1996; Palazzo. Liturgical Books. P. 97-101; Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 151, 179-180.

http://pravenc.ru/text/75708.html

Подобной амартологической и антропологической концепции достаточно близко пифагорейско-платоновское понимание тела как «гробницы души», но, скажем, преп. Антоний Великий её адепту должен казаться совершенным еретиком. Ведь вот о чем он учил, согласно свидетельству св. Афанасия: «Добродетель имеет потребность в нашей только воле; потому что добродетель в нас и из нас образуется. Она образуется в душе, у которой разумные силы действуют согласно с её естеством. А сего достигает душа, когда пребывает, какою сотворена; сотворена же она доброю и совершенно правою». 6 «Диоптра», таким образом, принадлежит той богословской традиции, которую в прошлом веке даже такие выдающиеся православные учёные, как А.В. Горский и К.И. Невоструев , почти не различали за облаками христианского платонизма и августинизма. Она мыслит тело непричастным греху или скорее частично повреждённым грехопадением души, но, подобно треснувшему сосуду, сохраняющим изначально данный ему Творцом образ совершенства. Это и даёт плоти право смиренно вразумлять мятущуюся душу. Как далеки от подобного хода мысли не только наши богословы филаретовской эпохи, но даже и преп. Нил Сорский , завещавший не предавать своё тело земле, «понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения». Тонкий знаток умной молитвы, прославившийся аскетическими подвигами, преп. Нил, сам, вероятно, того не подозревая, опалил крылья своих умозрений на пепелище платоновского пира. В то же время его «нравственная феноменология», учение о «помыслах» и «прилогах», основанное на подвижническом опыте византийского монашества, может рассматриваться как важная веха русской умозрительной психологии. И все же мы видим, что определённое отклонение от «Диоптры» в направлении спиритуалистическом наметилось уже в XVI в. В дальнейшем оно будет постепенно возрастать как под непосредственным воздействием западной мистики, так и в силу растущего стремления противостоять западному же прагматизму, материализму и атеизму. Не многим любомудрам удаётся ещё провести свою ладью между Сциллой бесплотной духовности и Харибдой бездуховной плоти. В XVI в. на Руси появляется ряд «отреченных» антропологических сочинений оккультно-мистического характера – «Аристотелевы врата», «Проблемата», «Тайная тайных»; с другой стороны, «Лечебники», «Благопрохладные вертограды» расширяют область физиологических познаний.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1 Полное собрание русских летописей. Т. 21: Книга Степенная царского родословия. Ч. 2. СПб., 1913. – С. 367. 4 См., например: Славяно-русские рукописи В. М. Уждольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собрания с 1 по 579. М., 1870. – Стб. 135–137; Протоиерей А. В. Горский, Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отдел 3: Книги богослужебные. М., 1869. – С. 348–355. 9 Можно уделить несколько слов его творческой биографии. Отец Борис Даниленко указал две статьи Н. К. Махаева: “Изучение Богослужения”//Законоучитель. Житомир. 1917. 2 (80) и “Кинематограф и учащиеся”//Русская школа. 1916. Т. 4. 5/6. Отд. 1. – С. 119–136; 7/8. Отд. 1. – С. 122–147 (Даниленко Б. Окозрительный Устав в истории Богослужения Русской Церкви. Munchen, 1990. – С. 138). Заведующим Епархиальной библиотекой был Николай Махаев (См.: Отчет по братству св. Петра Митрополита за 1914 год. М., 1915. – С. 27). Он же является составителем каталога Московской епархиальной библиотеки: Систематический каталог книг Московской епархиальной библиотеки. М., 1911. Т. 1. Вып. 1; М., 1912. Вып. 2; М., 1913. Вып. 3; М., 1913. Вып. 4. М., 1914. Т. 2. Вып. 1. Следует оговорить, что, хотя автор данного издания не указан, но на экземпляре Российской Государственной Библиотеки (R 248/218) имеется его автограф: “В библиотеку Румянцевского музея от составителя Н. Махаева”. 15 Н. И. Серебрянский в одном известном ему списке Геннадьева Устава нашел ссылку на Устав псковского Снетогорского монастыря (Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле//Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Кн. 4. М., 1908.– С. 383). Это дало ему основание утверждать о более раннем происхождении Снетогорского Устава, хотя последний был известен ему в списках XVII века. 18 Иеромонах Афанасий. Типик святителя Варсонофия, Казанского чудотворца, памятник литургический и лингвистический (К истории рукописного церковного Устава на Руси в XVI веке)//Православный собеседник. Казань, 1913. 7–8. – С. 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ист.: BHG, N 1331-1334g; BHL, N 6085; ActaSS. Febr. T. 2. P. 283-288; SynCP. Col. 453; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 239-241; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Αθναι, 20092. Τ. 6. Σ. 103-105 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 604-606). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 19012. Т. 2. С. 38; Т. 3. С. 64; ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 493; Sauget J.-M. Niceforo//BiblSS. 1966. Vol. 9. Col. 870-871; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 19952. Σ. 354; Efthymiadis S. John of Sardis and the Metaphrasis of the Passio of St. Nikephoros the Martyr (BHG 1334)// Idem. Hagiography in Byzantium: Literature, Social History and Cult. 2001. Tl. 6. P. 23-44. А. Н. Крюкова Гимнография Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Мч. Никифор. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память Н. отмечается 9 февр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 228). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., представляющему древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, в день памяти Н., 9 февр., если еще не начался Великий пост , совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь Н.       канон и стихиры; на литургии назначается прокимен Пс 67. 36, Апостол - 1 Кор 12. 27 - 13. 8, аллилуиарий Пс 132. 1, Евангелие - Ин 17. 18-26, причастен Пс 32. 1 ( Пентковский. Типикон. С. 328). В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 164, XII в., также содержатся кондак Н.        с икосом, седален (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 51). Такое же в целом богослужебное последование в честь Н. назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., содержащем малоазийскую редакцию Студийского устава (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 413). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 9 февр. совершается отдание праздника Сретения Господня , в связи с чем служба (канон) Н. переносится на полунощницу (см.: Arranz. Typicon. P. 120-121).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

Лит.: Papageorgiou P. N. Zum Leben des hl. David von Thessalonike//BZ. 1893. Bd. 2. S. 287-290; Vasiliev A. Life of David of Thessalonica//Traditio. N. Y., 1946. T. 4. P. 115-148; Loenertz R. -J. St. David de Thessalonique//REB. 1953. Vol. 11. P. 205-222; Laurent V. David de Thessalonique//DHGE. T. 14. Col. 121-122; Δαβδ ν Θσσαλονκ//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 877; Bazoche P. David, eremita a Tessalonica, santo//BiblSS. Vol. 4. Col. 515-516; Kazhdan A. P. , Š ev enko N. P. David of Thessalonike//ODB. Vol. 1. P. 590. А. В. Волгина Гимнография Память Д. С. отмечается в Типиконе Великой ц . IX-X вв. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 320). В памятниках студийской традиции - Евергетидском Типиконе кон. XI в. (см.: Дмитриевский. Описание. С. 463), Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 161), слав. студийских Минеях XI-XII вв. ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 70) - на 26 июня, день памяти Д. С., назначается будничная служба с пением «Аллилуия» ; последование включает лишь седален, цикл стихир-подобнов и канон. В ранних (XII в.) редакциях Иерусалимского устава на 26 июня также назначается служба с Аллилуия ( Lossky A. Le Typicon byzantin: Ed. d " une version grecque (partiellement inédite): analyse de la partie liturgique: Diss.: Strasbourg, 1987. T. 2. P. 220). Более поздние редакции Иерусалимского устава повышают уровень торжественности памяти Д. С. Так, в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) назначается пение тропаря (общий преподобному, нач.: Εν σο πτερ κριβς (        )), что исключает службу с «Аллилуия»; др. указаний Типикон не содержит. В слав. рукописях и изданиях Иерусалимского устава и соответствующих ему Миней, начиная с наиболее ранних (см., напр., серб. Минею XIV в. (Архив Македонии. М-II/4)) и заканчивая совр. изданиями, последование Д. С. включает тропарь, кондак, славники на вечерне (на «Господи, воззвах» и на стиховне) и на утрене (на стиховне). В совр. греч. изданиях последование Д. С. не имеет даже тех минимально праздничных черт, какие присутствуют в слав. изданиях, и содержит только самые необходимые элементы службы: стихиры, канон и седален.

http://pravenc.ru/text/168586.html

Мученичество Е. лишено всякой исторической достоверности, однако факт существования рим. мучеников Е. и Анфии не вызывает сомнения и подтверждается их почитанием в Риме с древних времен, что зафиксировано в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. IV в.) и рим. итинерариях VII в. В катакомбах «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге упоминается захоронение мч. Либерала, о к-ром не сохранилось исторических сведений и к-рому Петр Натальский приписал историю Е. ( Petr. Natal. CatSS. II 20; ср. о Е. IV 61). Такую возможность допускает Делеэ, вслед за Папеброхом считавший, что речь идет об одном и том же мученике, известном под 2 разными именами - лат. Либерал и греч. Елевферий (MartHieron. Comment. P. 197, 207; ActaSS. Apr. T. 2. P. 536). Это подтверждается и общностью места захоронения, указанного в рим. итинерариях. Сохранилось 2 эпитафии мч. Либералу авторства некоего Флора (V в.), в к-рых он назван консулом и упомянуто об осквернении его гробницы врагами (вероятно, при взятии Рима Аларихом в 410). Однако в Мартирологе блж. Иеронима эти мученики различаются: память Либерала дается под 20 или 21 дек. и ничего не говорится об Анфии, к-рая упоминается вместе с Е. В Греции Е. считается покровителем рожениц. Ист.: BHG, N 568-571b; BHL, N 2450-2453; ActaSS. Apr. T. 2. P. 528-530 [Реатская редакция, Эканская частично дана в примечаниях], 976-978 [редакция Метафраста]; SynCP. Col. 307, 831, 834; MartRom. P. 114; MartHieron. Comment. P. 197, 207, 499, 619; Flodoardus. De triumphis Christi apud Italiam. III 9//PL. 135. Col. 643-644. Лит.: D é lehaye H . Saints d " Istrie et de Dalmatie//AnBoll. 1899. Vol. 18. P. 369-411; id em. Origines. P. 312, 457; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219-220, 284; T. 3. C. 506; Poncelet A. La translation des saints Éleithère, Pontien et Athanase//AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 409-426; Lanzoni. Diocesi. P. 268-271; Fasola U. Éleuthère (2)//DHGE. Т. 15. Col. 146. Д. В. Зайцев Гимнография Память Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 132) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Е. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. T. 3. Ч. 2. С. 37) под 15 дек. указывается память Е. и содержатся посвященные ему канон, цикл стихир и седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 338), который является малоазийской редакцией Студийского устава, 15 дек. совершается служба с «Аллилуия» ; последование Е. включает канон 1-го гласа, составленный гимнографом Иосифом, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), цикл стихир-подобнов и седален. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 70), относящийся к афоно-итал. редакции Студийского устава, упоминает Е. под 15 дек. без богослужебных указаний.

http://pravenc.ru/text/189703.html

По различным редакциям Иерусалимского устава (начиная с древнейшего списка Sinait. gr. 1096, XII в.), в т. ч. первому печатному рус. Типикону 1610 г., принятому в наст. время в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 1. С. 428) и Типиконам греч. Церквей 22 янв. поется служба 2 святым без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Как студийские (напр., ГИМ. Син. 163. Л. 198 об., XII в.- Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 2. С. 47-48), так и иерусалимские рус. и греч. Минеи содержат последование А. П.: канон ап. Тимофею и А. П. Феофана 1-го гласа (акростих «Tιμθεον τν πστολον σμασι τος δε γεραρω» (Тимофея апостола песньми чествую)), седален по 3-й песни канона; корпус стихир в рукописных и печатных рус. и греч. Минеях в основном один и тот же. В отличие от студийских и принятых в наст. время в РПЦ Миней, указывающих петь А. П. общий тропарь мученику, принятые ныне в греч. Церквах Минеи содержат тропарь 1-го гласа «Τν Μαρτρων τ κλος» (Мучеников слава). Светилен А. П., отсутствовавший в студийских Минеях, в рус. и греч. печатных Минеях неодинаков. Многие студийские Типиконы и Минеи указывают кондак только ап. Тимофею, в то время как иерусалимские Минеи содержат посвященный обоим святым кондак 1-го гласа «    ». По греч. рукописям (напр., Ath. Esph. 155. Fol. 167-173; 1292) известно др. последование А. П. с каноном 6-го гласа (акростих «Αν στ εως τ φε ων κρτος. ΩΕΓΩΡ» (Носящему имя Воскресения [т. е. Анастасию] - рукоплескание! В богородичны вписано: Γεωργου (Георгия)) (Ταμεον. Σ. 157. Ν 459). Иконография А. П. в одеянии преподобного, с длинной темной бородой, представлен: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 295r, 3-я четв. XI в.) - в рост; в Минологии из мон-ря Гроттаферрата (Crypt. Da V. fol. 119v, 1101 г.); в Минологии (Paris. gr. 1561. fol. 89v, XIII в.); в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. А. П. изображен также на 2 миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 343, 344, 976-1025 гг.): на первой - сцена мученичества святого: удушение и усечение главы, на второй - перенесение в К-поль мощей А. П.: процессия, несущая гроб святого к базилике. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать преподобного молодым, с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 73).

http://pravenc.ru/text/114894.html

Честная глава Н. находится в Иверском мон-ре на Афоне, частицы мощей преподобного хранятся также в разных мон-рях Греции и Кипра и в храме Воскресения Господня в Иерусалиме (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 226-227). В Волгограде действует храм во имя Н. (построен в 1795). Ист.: BHG, N 1341-1342b; Theod. Stud. Ep. 177, 197, 255, 267, 280, 319, 422, 432, 452; SynCP. Col. 581, 585-586; Афиногенов Д. Е. Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского: Пер., сост. Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 95-159; Афиногенов Д. Е., Сенина Т. А. Никита, игум. Мидикийский, прп., исп. (до 775-824): BHG, N 1341: Пер., коммент., предисл.//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. Т. 1. С. 254-311. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 128-129; Janin R. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 890-892; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 352; PMBZ, N 5443; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. С. 428-432. Д. Е. Афиногенов Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. упоминается под 3 апр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 262). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 165, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55) - под 3 апр. помещена служба Н., содержащая 2 (sic!) канона, цикл стихир-подобнов и седален. Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v) Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v) Соглано Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., содержащему малоазийскую редакцию Студийского устава, богослужебное последование в честь Н. содержит канон авторства Феофана Начертанного 2-го гласа (поскольку память Н. приходится на Великий пост , Типикон предписывает петь канон Н., только если 3 апр. выпадает на субботу или воскресенье) и цикл стихир того же гласа (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445).

http://pravenc.ru/text/2565356.html

В 2 рукописях этого памятника (XI и XIV вв.) упоминается также Родион 10 нояб. (Ibid. P. 97). В рукописной слав. Минее на апр. (ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 56) отмечается память И. 8 апр.; в ноябрьской Минее память Родиона не зафиксирована. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 310, 445) 10 нояб. совершается память апостолов Олимпа, Родиона и др., а 8 апр.- И., Агава и др.; для обоих памятей указаны каноны авторства прп. Иосифа Песнописца (IX в.). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 145) отмечается только память И. 8 апр. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33, 47) упоминаются оба апостола: И.- 8 апр., Родион - 10 нояб. В первопечатном греческом Типиконе (1545) отмечается память И. (8 апр.) и Родиона (10 нояб.). В слав. рукописных Минеях XV-XVII вв. под 8 апр. может быть указана память как И. (напр., РГБ. Троиц. 548. Л. 35, 1514 г.; 550. Л. 44, нач. XVI в.; 555. Л. 55, XVII в.), так и Родиона (напр., РГБ. Троиц. 547. Л. 47 об., 1509 г.; 552. Л. 52 об., XVI в.), под 10 нояб. может упоминаться как И. (напр., РГБ. Троиц. 494. Л. 107 об., 1509 г.; 497. Л. 92, XVI в.), так и Родион (напр., РГБ. Троиц. 492. Л. 107 об., 1469 г.; 499. Л. 127 об., XVI в.; 503. Л. 122, XVII в.). В дониконовских печатных Типиконах (1610, 1633) 8 апр. и 10 нояб. упоминается только И. В исправленном Типиконе 1682 г., ориентированном на греч. богослужебные книги, и последующих изданиях (в т. ч. современном) 10 нояб. отмечается память Родиона, 8 апр.- И. В совр. греч. и рус. богослужебных книгах память И. совершается 8 апр., Родиона - 10 нояб. В богослужебном последовании каждого из этих дней присутствуют гимнографические каноны, составленные прп. Иосифом Песнописцем (упом. уже в Евергетидском Типиконе). В каноне И. 8 апр. отражено предание о мученической кончине апостола в Патрах (Μηναον. Απρλιος. Σ. 63; Минея (МП).

http://pravenc.ru/text/674095.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010