Невоструев Капитон Иванович Скачать epub pdf Родился 11 марта (28 февраля) 1816 г. в г. Елабуге Вятской губернии (ныне Республика Татарстан) в семье священника. Первоначальное образование получил в Елабужском духовном училище, по окончании которого в 1830 г. поступил в Вифанскую семинарию. Затем продолжил обучение в Московской духовной академии (1836–1840), что окончательно определило характер и направление его дальнейшей деятельности. Особенно сильное влияние на него оказали ректор Филарет (Гумилевский) и профессор А. В. Горский. По окончании курса академии в 1840 г. К. И. Невоструев был назначен преподавателем Симбирской духовной семинарии по классу Священного Писания , патристики и еврейского языка. В свободное от служебных занятий время он занимался исследованием местной старины, особое внимание обращал на изучение различных документов, хранящихся в духовных, общественных и частных архивах Симбирского и Самарского края. Ему удалось собрать большое количество материалов для историко-статистического описания Симбирской епархии. Большинство из этих описаний было подготовлено к изданию и опубликовано лишь в 1909 г. преподавателем Симбирской семинарии, членом Симбирской губернской учёной архивной комиссии А. И. Соловьёвым . В 1849 г. профессор А. В. Горский вызвал К. И. Невоструева в Москву в качестве своего помощника по описанию рукописей Синодальной библиотеки. Он принимает это предложение, переезжает в Москву и поселяется в Чудовом монастыре. На протяжении 23 лет (1849–1872) создавались пять томов грандиозного «Описания славянских рукописей Московской бывшей патриаршей, ныне Синодальной библиотеки». В 1862 г. профессор А. В. Горский был назначен ректором духовной академии, и дальнейшую работу К. И. Невоструеву пришлось вести одному. Постепенно пришло признание в научном мире. В 1861 г. К. И. Невоструев был избран членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности. В 1867 г. стал первым лауреатом премии имени М. Ломоносова. 11 декабря (29 ноября) 1872 г., после продолжительной болезни К. И. Невоструев скончался, не успев довести до конца главной своей работы. Но то, что им было сделано, впечатляет исследователей до сих пор. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРИАНТЫ [Андриантис; греч. Ανδριντης от νδρις - статуя], сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста , произнесенных в Антиохии в связи с ниспровержением имп. статуй в городе во время народного бунта (387). В греч. рукописях визант. периода сохранились списки этого сборника разного состава (ГИМ. Син. Греч. 222, X в., 21 гомилия; Син. Греч. 112, XI в., 51 гомилия). А. (с разным числом гомилий) трижды переводились на слав. язык. Выборка изречений под заглавием «Иоанна Златоустого разуми полезни от Андриянт и от прочих его душеполезных учений» была переведена или составлена в Болгарии в Х в., сохранилась в ряде восточнослав. списков XII-XVII вв., старший из к-рых находится в Троицком сборнике рубежа XII-XIII вв. (РГБ. Ф. 304.1. 12. Л. 158-175). Перевод текста А. в 22 главах был выполнен ок. сер. XV в. в мон-ре Ватопед на Афоне серб. мон. Антонием, учеником Геннадия Святогорца, для Никиты, архидиак. Студеничского митр. Василия. Старшие списки перевода практически современны друг другу: 1) в рукописи 1473 г. (Болгария, Нац. музей «Рыльский монастырь». 3/6), переписанной известным южнослав. книжником Владиславом Грамматиком (к-рый в послесловии к кодексу сообщает сведения о переводе А. непосредственно с экземпляра Никиты (возможно, автографа переводчика) в мон-ре Жеглигово близ Скопье); 2) в рукописи 2-й пол. XV в. (Черногория, мон-рь Св. Троицы близ г. Плевля. 97), в своей основной части и дополнительных статьях совпадающей со списком 1473 г. В России перевод А. в 22 главах получил известность не позднее XVI в. (напр., список: Новосибирск. ГПНТБ СО РАН. Тихомир. Р-6, 3-я четв. XVI в.), но был менее распространен, чем др. сборники сочинений Иоанна Златоуста; соотношение редакций южнослав. перевода и рус. списков не исследовано. Еще один перевод А. был сделан не позднее 1680 г. Евфимием Чудовским : известен в ряде списков кон. XVII - нач. XVIII в.: ГИМ. Син. 104 (из б-ки Евфимия); ЯИАМЗ. 73 (177), 1708 г. Слав. переводы А. не изданы. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 111-119. 125; Владимир (Филантропов). Описание. С. 179-183; Записи. 3. С. 146. 5572; The Troicki Sbornik (Cod. Moskva. GBL. F. 304. 12): Text in Transcription. Nijmegen, 1988. P. 158-175. (Полата кънигописьная; 21/22); СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1 (А-З). С. 290; Стара српска книжевност. Београд, 1995. С. 238-241; Христова Б. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Велико Търново, 1996. С. 49-63. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/text/115376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ [греч. Αρσνιος] (между VIII и X вв.), прп. (пам. 13 дек.), игум. Латрийский. Род. в знатной к-польской семье; стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Во время одного из морских походов фемный флот попал в бурю и потерпел крушение, спасся один А., к-рый решил после этого посвятить свою жизнь Богу. Став монахом, он поселился вблизи местности под названием Иер, затем около г. Милета на Латрской горе (Λτρος или Λτμος), где крестным знамением умертвил ядовитую змею. По приглашению настоятеля Келливарского мон-ря (τν Κελλιβρων) перешел в обитель, где на протяжении всей недели жил в тесной келье и лишь по воскресеньям общался с братией и принимал пищу. В конце жизни преподобный сподобился от Бога чудесной помощи и дара чудотворения: он был питаем ангелом, превратил своим жезлом горькие воды в пресные и, совершив множество др. чудес, почил в мире. Память А. содержится в греч. богослужебных книгах, ориентированных на Иерусалимский устав . Краткое житие А. включено в греч. печатные Минеи (изд. Венеция, 1595). В рус. календарях наиболее ранние упоминания А. относятся ко времени распространения Иерусалимского устава (кон. XIV - нач. XV в.): Евангелие Кошки 1392 г. (Л. 301об.), Типиконы кон. XIV в. (ГИМ Син. 328, 329 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 1. С. 276-286). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 181). Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 13 дек. сказано: «И преподобного отца нашего Арсения, иже в Латре, брада и подобие Сергиевы, риза испод дымчат» ( Большаков. С. 56). Ист.: BHG, N 2046; ЖСв. Дек. С. 390-391. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 504-505 (2-я паг.); Большаков. Подлинник иконописный. С. 56; Wiegand Th. Der Latmos//Milet. В., 1913. Bd. 3/1. S. 171-172; Νβακ Γ. Αρσνιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 234; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИССА Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) [греч. Βασλισσα] († 309), мц. Никомидийская (пам. 3 сент.). пострадала во время гонений имп. Диоклетиана при его соправителе имп. Галерии . В. было 9 лет, когда по доносу она предстала перед судом никомидийского префекта Александра. Отроковица отказалась поклоняться идолам, и правитель приказал бить ее по лицу и сечь розгами до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной раной. Но В. оставалась тверда в своей вере, несмотря на все мучения. Тогда Александр велел бросить ее в печь. В., сотворив крестное знамение, вошла в огонь и вышла из печи невредимой. Мучитель приказал напустить на нее 2 голодных львов, но звери не тронули святую. Такие чудеса заставили префекта раскаяться в своих злодеяниях и уверовать во Христа. Вскоре после принятия св. Крещения префект умер. После его погребения по христ. обряду В. покинула Никомидию. Недалеко от города по ее молитве из камня забил источник. Здесь В. преставилась и была погребена еп. Антонием. Сохранились 2 греч. жития В.: анонимное и составленное Никифором Григорой (XIV в.). Ист.: BHG, N 2058-2059; ActaSS. Sept. T. 1. P. 609-610; SynCP. Col. 9-10; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 59-60; ЖСв. Сент. С. 73-75. Лит.: Janin R. Basilissa (4)//DHGE. T. 6. Col. 1241-1242; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 733; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 77-78. Л . А . Бугаевская Гимнография Ее память указывается в ряде литургических памятников, напр.: в Типиконе Великой ц. IX - XI вСвв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 12) говорится, что служба ей совершается в мон-ре Марии около стены Влахернов; в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. 159) есть ее память, но без службы ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 4). Известен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа по греч. ркп. XI в. с акростихом «Β ις πφυκας, Βασλισσα, παρφνων. Ιωσφ» (Основание вырастила, Василисса, девам. Иосиф), ирмос: «Αισμα ναπμψωμεν, λαο» (      ), нач.: «Βσει ρετν περιφανς τς βσεις σου ρεσασα» (На ступени добрых ясно шаги твои основала) (Ταμεον. Σ. 33). Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН (кон. V в.), прп. К-польский (пам. 10 окт.). Происходил из Сирии, прибыл в К-поль во время правления имп. Маркиана (450-457). На средства знатных мужей Севера и Иоанна он основал мон-рь в квартале Девтерон недалеко от ц. св. Анны. Под рук. В. эта обитель достигла небывалого процветания - к концу жизни В. в ней подвизалось ок. 300 монахов. Среди духовных чад В. была прп. Матрона (пам. 9 нояб.), подвизавшаяся под видом инока в мон-ре. В. прославился как выдающийся проповедник аскетизма и наставник монахов. Он обладал даром прозорливости и чудотворения и пользовался столь большим почитанием, что имп. Маркиан при жизни преподобного воздвиг в его честь храм. Скончался В. в глубокой старости. Его краткое житие сохранилось в составе Минология имп. Василия II (PG. 117. Col. 101-102) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 127-128). Сведения о святом содержатся также в житии прп. Матроны (BHG, N 1221, 1222). В ряде календарей В. ошибочно назван Василием (напр., в Минее РНБ. Соф. 188, нач. XII в.- Ягич. Служебные Минеи. С. 62). Ист.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 79-85; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 322-323; ЖСв. Окт. С. 241; Ноябрь. С. 159-171. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 420; Janin R. Églises et monastères. P. 60-61; idem. Bassien (4)//DHGE. T. 6. Col. 1274; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 735; Σωφρνιος ( Εστρατιδης ).Αγιολγιον. Σ. 73; Sauget J. -M. Bassiano, archimandrita a Costantinopoli//BiblSS. T. 1. Col. 963. Д . В . Зайцев Гимнография Память В. присутствует в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) и др. обычно без богослужебных указаний. В греч. рукописях встречается канон В. 2-го гласа, творение Иосифа, с акростихом «Βσις πφυκας τν καλν λων, πτερ. Ιωσφ» (Ступень вырастил добрых всех, отче. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωσ ποτε» (        ), нач.: «Βασιλεαν τν ν οραν, μκαρ, πθησας» (Царства небесного, блаженне, возжелал) (Ταμεον. Σ. 57). В слав. октябрьской Минее XII в. (ГИМ. Син. 160 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 18) приведено последование В. (нач. канона: «Отьче святе Василие недомышляюся како исплести слово»). Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/149859.html

Лит.: Бессонов П. А. Описание слав. рукописей моск. Синодальной б-ки//Рус. беседа. 1856. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-90; Билярский П. С. Состав и месяцеслов Мстиславова списка Евангелия: (Извлечение из соч. проф. К. И. Невоструева)//ИОРЯС. 1861. Т. 10. Вып. 2. Стб. 110-137; Бычков А. Ф., Срезневский И. И. Записки, поданные во 2-е отд. АН о труде гг. Горского и Невоструева «Описание славянских рукописей Патриаршей, ныне Синодальной библиотеки»//СбОРЯС. 1870. Т. 7. 1. С. 17-106; Нечаев В., прот. Речь при отпевании в Чудове мон-ре проф. семинарии К. И. Невоструева//ДЧ. 1872. 12. С. 463-468; Баратынский А. И. Памяти К. И. Невоструева//ПО. 1873. 4. С. 194-197; Барсов Е. В. К. И. Невоструев//РА. 1873. 5. Стб. 846-860; Срезневский И. И. К. И. Невоструев//ЗИАН. 1873. Т. 22. Кн. 1. С. 129-132; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 490-497; Иконников В. С. Опыт рус. историографии. К., 1891. Т. 1. Кн. 1. С. 631-632; Крылов Н. Очерки из далекого прошлого//ВЕ. 1900. Т. 3. Кн. 5. С. 135-188; Неболюбов П. П. К. И. Невоструев: Биогр. очерк//Сб. в память 10-летия Симбирской губ. УАК: 1895-1905. Симбирск, 1906. С. 59-100; Андреев В. К. И. Невоструев: (Биогр. очерк)//РС. 1908. 1. С. 97-110; 2. С. 367-392; Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. М., 2003p. С. 634-636; Тихонравов Н. С. Горский и Невоструев//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 342-354; Шилов А. Невоструев К. И.//РБС. 1914. Т. 11. С. 180-183; Соловьёв А. И. Невоструевский архив при Симбирской ДС//Симбирская церк. старина. Симбирск, 1915. Вып. 2. С. 77-81; Жуковская Л. П. Развитие славяно-рус. палеографии. М., 1963. С. 55-57; она же. Апракос Мстислава Великого//Мстиславово Евангелие XII в. М., 1997. С. 670-709; И. И. Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978. С. 31-33, 344, 347; Алексеев А. А. Невоструев К. И.//Славяноведение в дорев. России: Биобиблиогр. слов. М., 1979. С. 248; Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1983. Т. 1. Вып. 1.

http://pravenc.ru/text/2564818.html

2 . – Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. [Репринт]. 3 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви, в пяти периодах. М.: Изд.Сретенского м-ря, 2001. [Репринт]. 4 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. Изд. 2-е, испр. и доп. Т.1. СПб., 1882. 5 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. Кн.1 (862–1720 гг.). Изд.3-е, доп. СПб., 1884. 6 . – Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью , со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явлениях чудотворных икон. М.: Изд. Сретенского м-ря, 2000. [Репринт, с дополн.]. 7 . – А.А. Жыццё. Спадчына. Светапогляд. Мн.: «Беларуская навука», 1997. 8 . – Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л.: «Наука», 1987. 9 . – Интерес к личности и трудам профессора протоиерея А.В.Горского оживился в последнее время. См., например, статью А.Мелькова «Ректор Московской Духовной Академии А.В.Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки» (Журнал Московской Патриархии, 2002, 12. С.47–52). 10 . – Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь. М.,1979. 11 . – Древнерусские поучения и послания к инокам о монашеской жизни/Подгот. и послесл. К.И.Невоструева //Материалы для истории Русской Церкви. Т.1. Харьков, 1862. К сожалению, это издание отсутствует в фондах библиотеки Минских Духовных Школ. Совсем недавно нам удалось познакомиться с ним по экземпляру, имеющемуся в библиотеке Московской Духовной Академии. 12 . – Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М.,1995. Поучение о подвизе иночьскаго жития В издании К.И.Невоструева 117–127] В настоящей публикации не передаются буквы ять, и десятеричное (i), ижица и конечный ер (ъ). Не подобаеть убо истиньным иноким из оград своих исходити, и в мирьская житья ходити, и соблажняти мир своим нетерпеньем, его же отрекшеся и с тем съединяющеся, делы же страстем мирьским работающе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всемирная история. Т. I. М., 1956. Великие Минеи Четьи. СПб., 1858–1869. Волкова–1979 Волкова Т. Ф. Художественная структура и функции образа беса в Киево-Печерском патерике/ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1979. Вяземский–1878 Вяземский П. П. О литературной истории Физиолога/ПДП. T. I. Вып. 1. СПб., 1878–1879. Гаврюшин–1988 Гаврюшин Н. К. Древнерусский трактат «О естестве человека»/Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. Гальковский–1913 Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. II. М., 1913. Глаголев–1900 Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев, 1900. Гнедич–1996 Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996. Голубиная Книга–1991 Голубиная Книга: Русские народные духовные стихи XI–XIX веков. М., 1991. Горина–1991 Горина Л. В. Византийская и славянская хронография (существовал ли болгарский хронограф)/Византия. Средиземноморье. Славянский мир: Сборник к XVIII Международному конгрессу византинистов. М., 1991. Городцов–1909 Городцов П. А. Западно-сибирские народные легенды о творении мира и борьбе духов/Российское этнографическое обозрение. 1909. Кн. 80. 1. Горский–1988 Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси. Киев, 1988. Горский-Невоструев–1862. Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II. Ч. 3. М., 1862. Грантовский–1970 Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970. Громов–1981 Громов М. Н. Античное учение о стихиях в Древней Руси/Вестник МГУ. 1981. (Серия 7: Философия). Громов–1988 Громов М. Н. Образ Софии Премудрости в культуре Древней Руси/Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев, 1988. Громов–1997 Громов М. Н.  Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997. Громов–2000 Громов М. Н. Эстетическое содержание натурфилософии Иоанна экзарха Болгарского/Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. Гусарова–1990 Гусарова Т. П. Хронология/Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Работая всегда по первоисточникам и руководясь строго научным методом, Горский вскоре же стал одним из лучших знатоков древних рукописей. Поэтому его церковно-исторические работы носят печать редкой самостоятельности и долговечности в науке. Многие его статьи по истории русской и южно-славянской церкви являлись ценными научными открытиями. По словам проф. Тихонравова, открытия Горского не случайные находки, а «критическое завоевание великой ученой силы»; они были основаны на рукописных данных, всесторонне изученных и осторожно подобранных. Обработка источников у Горского отличалась такой полнотой и тщательностью, что статьи его не потеряли своего научного значения и до сих пор. В 1849 году приснопамятный Филарет, митрополит Московский, поручил А. В. Горскому произвести опись рукописей Синодальной библиотеки. Более удачного выбора нельзя было сделать; никто, как Горский, не был так подготовлен к работе такого рода. Помимо прочих качеств, он обладал столь необходимыми для верной оценки старых русских памятников обширными богословскими познаниями и отличным знанием византийской письменности. Приняв поручение митрополита, Горский взял себе в сотрудники питомца Московской духовной академии К. И. Невоструева , преподававшего тогда в Симбирской семинарии. Последний, поселившись в Москве, в Чудовом монастыре, вел черновую работу по описанию, а Горскому принадлежала научная редакция и руководство своим сотрудником. Результат этой работы – «Описание славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки» – вызвал удивление в ученом мире. По словам компетентных рецензентов, таких описаний очень мало и в европейской литературе. «Это – сокровищница критически очищенных фактов для истории языка русского и южно-славянского»; труд, «который составляет основу для изучения древней русской литературы». В процессе работы был сделан ряд ценных открытий не только в области древней славяно-русской литературы, но и литературы греческой – найдены были в славянском переводе неизвестные в подлиннике произведения греческой письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Библ. и переданных в неё «в шести пачках за печатями Синод. Конторы и ректора Моск. Дух. Акад. А. В. Горского» (попутно Иосиф объяснял, что одна пачка была распечатана для Н. С. Тихонравова). «По систематическому реестру Невоструева», писал Синод. Ризничий, оказывается, что ненапечатанных осталось 554; из них приготовлены Г. и Н. описания, кроме указателя и сличений, 439 и неописанных остаётся 115 тетради напечатанные, по сличении их с печатными томами Описания, сохранились все в целости, кроме 6 и при них оказывается большое количество сличений библейского текста, из коих вошло в печать самое малое число». В своей описи архим. Иосиф разделил тетради по связкам и к первой отнёс беловое описание рукописей с цензурной подписью архим. Михаила от 8 Апреля 1863 г.: ко второй – черновые тетради к этому беловому описанию; к третьей – оставшиеся лишь вчерне описания книг богослужебных; к четвертой – рукописи канонические, к пятой – Патерики, Прологи, Четь-Минеи и отдельные жития святых; к шестой – книги по истории церкви общей и русской; к седьмой – по истории гражданской всеобщей, к восьмой – русской, к девятой – смесь, к десятой указатели. Синодальный Ризничий обязательно отмечал в своей описи, что имелось лишь в одних черновиках, что в них же с поправками Горского и что с замечаниями Невоструева. В документе находим упоминание: «сличение требника 307 с другими, чернов. 1 л.: указатель к богослужебным ркп., черн., 9½ л.: сличение служб б.ч. русским святым, чсрнов., с поправками Г. и Н., 43 л.; сличение паремий, Чернов., с поправ. Г. и Н., 56½ л. и 58 четверток» 5 ; «выписки канонические, сделанные Горским» 6 ; упоминаются описания Прологов с поправками Горского; сличение Пролога с ркп. Синод. Типографии и греч. Прологами, черн. на 5 л.; сличение повести о Новгородском Балом Клобуке; сличение ярлыков и т.п. В числе указателей названы «алфавитный и имён важнейших предметов в описании синодд. рукописей, черн. и отчасти перепис. на бело, 125 л; каталог славв. ркп. Син. Биб. систематический, черн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010