годового имеются Слова на 34-44-е воскресенья после Недели всех святых, что фактически выходит за рамки годичного круга (см., напр., списки БАН. 33.10.1; 33.12.5 и др.). Редкая разновидность З. годового представлена списком ГИМ. Син. 231 (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 83-111). Этот список часто привлекался исследователями и служил основанием для суждений о составе З. В то же время в нем много индивидуальных, лишь ему принадлежащих статей, только в нем, напр., помещены Слова на все дни Светлой седмицы. В списках З. годового XVI-XVII вв. среди дополнительных статей встречаются произведения свт. Кирилла Туровского: Слово в Неделю цветоносную, Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр Господень». В З. особого состава входит ряд др. Слов свт. Кирилла. З. был популярен у старообрядцев, к-рые неоднократно издавали годовой З. в кон. XVIII - нач. XIX в. («Книга, глаголемая Златоуст, в нейже всяко ухищрение Божественаго Писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы» (Почаев; Клинцы, после 1796), супрасльское издание 1795 г. и ряд виленских (1-е вышло, видимо, в 1798)). Текст в почаевском издании в основном сходен с традиц. З. годовым до Недели всех святых, далее состав печатного З. существенно расходится с рукописным. В Словах на воскресенья 26-34-й седмиц после Недели всех святых почаевское издание сходно с виленскими, но отличается от супрасльского. В последующих изданиях З., выходивших до нач. XX в. включительно, были заменены сравнительно с изданием 1795 г. отдельные Слова. К 1910 г. в Москве было выпущено 9 единоверческих изданий З. По мнению А. В. Вознесенского, наибольшее влияние на старообрядческую и единоверческую традиции печатных З. оказало супрасльское издание. Научная публикация сборника отсутствует. Лит.: Горский А. В., прот. О древних Словах на св. Четыредесятницу//ПрТСО. 1858. Ч. 17. С. 34-64; Забелин И. Е. Из книги Златоуст// Он же. Опыты изучения рус. древностей и истории. М., 1872. Ч. 1. С. 179-188; Петухов Е.

http://pravenc.ru/text/199907.html

( Arranz. Typicon. P. 76); древние списки Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. C. 36), первый печатный рус. Типикон 1610 г., употребляемый ныне в РПЦ Типикон (Т. 1. С. 338-339) указывают совершение в день памяти А. У. будничной службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) в соединении с предпразднством Рождества Христова. Последование А. У. с момента своего появления в богослужебных книгах претерпело нек-рые изменения. Тропарь 4-го гласа «    », указанный в Минеях, принятых ныне в РПЦ, содержится уже в Типиконе Великой ц. В Минеях, изданных Синодальной типографией (1895), а также в принятом ныне в РПЦ Типиконе указывается общий тропарь 4-го гласа мученице «      ». Канон А. У. прп. Иосифа Песнописца 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих «Υμν σε μρτυς Αναστασα πθ. Ο Ιωσφ» - Пою тебя, мученица Анастасия, любовью. Иосиф) содержится уже в студийских Минеях (напр., ГИМ. Син. 162. Л. 187, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39.). В печатных греч. Минеях кроме упомянутого канона Иосифа приводится и др. канон А. У. (акростих «Τος εκλεες σου, μρτυς, ανσω πνους γ Ιωσφ» - Я, Иосиф, восхвалю твои, мученица, славные подвиги), корпус седальнов и стихир отличается от содержащихся в слав. печатных Минеях. В рукописях (Ταμεον. Ν 368. Σ. 130-131) сохранилось последование А. У. с каноном Иосифа Песнописца 1-го гласа (акростих «Τος παμφαες σου, μρτυς, ανσω πνους, γ νν Ιωσφ» - Всесияющие твои, мученице, восхвалю страдания ныне я, Иосиф), отличное от помещенных в печатных богослужебных книгах. Ист.: BHG, N 81-83b; BHL, N 401; SynCP. Col. 333, 133, 171; MartHieron. P. 97; ActaSS. Oct. T. 12. P. 513-529; PG. 86. Col. 216 [свидетельство Феодора Анагноста]; Ibid. 116. Col. 573-609 [житие Симеона Метафраста]; Suda. s. v. Χρυσγονος [переписка Анастасии и Хрисогона]; Глинка, Евдокия. Житие св. великомученицы Анастасии, проименованной Узорешительницею. М., 1863; ЖСв. Дек. С. 595-614; Архангельское Евангелие 1092 г.

http://pravenc.ru/text/114938.html

XIV в.) и 4 июня - в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 95об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память А. встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение к-рых Е. М. Шварц связывает с серб. Минеями, привезенными игум. Лисицкого мон-ря Иларионом с Афона в кон. XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и простр=анное житие А., написанное Никитой патрикием и квестором ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева , перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой , отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В наст. время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе Четиих-Миней и сборников. Краткое житие А. и Слова А. включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие А. с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля свт. Димитрий Ростовский (Л. 321об.- 322об.). Большое распространение в рус. письменности XI-XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова А. Нек-рые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII-XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в Постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. 319. Л. 223об.- 250), гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (Л. 222об.- 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330 и РНБ. Соф. 1136) предписывают читать слова А. из цикла Триодей Постной и Цветной и на двунадесятые праздники ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 247-256). А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем св. блгв. кн. Андрея Боголюбского и Андрея, сына св. блгв. кн. Александра Невского (ср. изображение на печати - Лихачев Н. П. С. 47-48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/115200.html

XVI в.- 1591/92 г. (вероятно, ближе ко 2-й дате). Памятник встречается в рус. рукописной традиции достаточно редко - как правило, он отсутствует не только в Служебных минеях XVI в., но и в Праздничных и в Минеях новым чудотворцам (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2). Старшие его известные списки содержатся в 2 чрезвычайно полных по набору памятей Минеях праздничных (или Сборниках служб избранным, преимущественно русским святым), вложенных Н. Г. Строгановым в 1592 (7100) г. в сольвычегодский Благовещенский собор и в ц. Новых чудотворцев в Орле-городке и написанных, вероятно, по его заказу (ГИМ. Увар. 681-Q/Цар. 536; РГБ. Егор. 914). Служба остается мало изученной; архиеп. Владимирский Сергий (Спасский) пишет о ее позднем появлении в служебных Минеях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 215), а Ф. Г. Спасский характеризует ее как написанную «неизвестно кем, непонятно почему и зачем» ( Спасский. 2008. С. 417). Сочинение носит компилятивный характер: в его основу положен 1-й из двух канонов (с частично сохранившимся акростихом), написанных Пахомием Логофетом на перенесение мощей свт. митр. Киевского и всея Руси Петра. Ф. Г. Спасский, не имевший возможности работать с рукописями, тем не менее справедливо указал на этот факт, дополнительно сообщив об использовании в службе И. М. тропарей канона прп. Антонию Печерскому того же Пахомия и отметив связь текста с каноном прп. Михаилу Клопскому ( Спасский. 2008. С. 30-37). Существующее в болг. лит-ре мнение, что автором службы И. М. является Пахомий Логофет (Българската лит-ра. 1987. С. 237), основано на неверном понимании слов Ф. Г. Спасского. Иконография Вопрос о южнослав. иконографии И. М. остается недостаточно изученным. Его изображение находится в древнейшей части (1-й четв. XVII в.) росписей Сеславского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря близ Софии, выполненной прп. Пименом Зографским ( Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 656), есть сведения об отдельных иконах святого ( 1965.

http://pravenc.ru/text/389221.html

Биографические сведения об авторе, выявленные в 2 книгах, атрибуция ему 2 сборников, созданных в 1644 и в 1645 гг., уточненные данные об истории текста и особенностях состава этих сборников позволили соотнести их с челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу 27 ноября 1647 г. игуменом Бизюкова в честь Воздвижения Креста Господня монастыря близ Дорогобужа Гедеоном, приехавшим в Москву за милостыней с братией Бизюкова монастыря и старцами оршанского Кутеинского мон-ря (опубл.: Савельева. 2011. С. 114). Из челобитной явствует, что в Москву ранее, до 1647 г., Герасим привез и поднес царю 2 написанные им книги, их обещали издать, и Герасим молит Бога, чтобы это предприятие состоялось. Данные челобитной дают основания для атрибуции книг Гедеону. Как и заявлено в челобитной, в обеих книгах есть вирши, причем в первоначальном варианте «К. о в.» их не было. Стихи в предисловии к «К. о в.» отсутствуют в наиболее близком к авторскому тексту западнорусском списке из собр. Оболенского, появляются в наиболее близком к печатному варианту Хлудовском списке. Вирши представляют собой парафраз стихотворного предисловия Герасима Смотрицкого к Острожской Библии ( Панченко А. М. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 82-85). Палеографическое подтверждение новой атрибуции находится в списках сб. «Зерцало духовное». Это авторская переработка «Альфы и Омеги», дополненная среди прочего и материалами «К. о в.». Сборник известен в 3 списках, отражающих разные этапы его подготовки к изданию в Кутеинской типографии, при этом 2 списка: ГККМ. 1324/1 (см.: Памятники книжной старины Рус. Севера: Коллекции рукописей XV-XX вв. в гос. хранилищах Республики Карелии/Сост.: А. В. Пигин. СПб., 2010. С. 212-213) и ГИМ. Син. 760(329) ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Т. 3. С. 705-729) - это автографы Гедеона. Гедеон был первым игуменом Бизюкова мон-ря, основанного в нач. 40-х гг. XVII в. недалеко от Дорогобужа, на смоленских землях, входивших тогда в состав Речи Посполитой. В 1653 г. он рассказал о бесчинствах униатов кн. И. Б. Репнину. В статейном списке есть также сведения о том, что игум. Гедеон снабжал антиминсами те дорогобужские церкви, из к-рых они были изъяты униат. архиепископом. Последние сведения об игум. Гедеоне относятся к 3 авг. 1654 г., когда он вновь явился в Москву с челобитьем о милостыне для мон-ря ( Харлампович. 1914. С. 344).

http://pravenc.ru/text/1841552.html

Богородицы из совр. Минеи и канон на память св. праведных Богоотец Иоакима и Анны), известный по рукописям (см.: Ταμεον. Σ. 40), 2-го гласа, с акростихом: Η τν χαρν τξουσα, τκτεται κρη (Радость родившая, рождается девица), авторства Георгия (имя автора указано в богородичнах), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Η το κσμου σμερον χαρ (Мира днесь радость) (этот канон есть только в греч. Минее); канон с алфавитным акростихом, 1-го гласа, ирмос:     нач.:       (этот канон содержится только в слав. Минее); 3 цикла стихир-подобнов (стихиры на хвалитех в греч. и слав. Минее разные); 3 самогласна; седальны (в греч. Минее - 5, в слав.- 4 (3 седальна совпадают); один из седальнов по кафизмам употребляется в качестве отпустительного тропаря праздника в Студийско-Алексиевском Типиконе); седален по полиелее (только в греч. Минее; употребление этого седальна весьма странно, т. к. др. элементы полиелейной службы (напр., стихиры по Пс 50) не указаны); светильны разные (в греч. Минее помещены 2 светильна); литургические чтения совпадают с указанными 9 сент. В Минее (МП) 9 дек. излагается бденная служба в честь З. А. Б., которая содержит дополнительные циклы стихир для малой вечерни, паремии Богородице, стихиры на литии, седален по полиелее (совпадает с седальном по 1-й кафизме на Рождество Пресв. Богородицы), величание, в к-ром прославляется Богородица и ее родители, Евангелие утрени - Лк 1. 39-49. 56 (читается на все Богородичные праздники), стихира по Пс 50. По рукописям известны песнопения З. А. Б., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, нач.:        (Минея ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 36), дополнительные кондаки: 4-го гласа Τς πρς ννος το θεο προθυμας (К Анне Божиего благоволения) и плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ως πλατυτρα ορανν (Яко ширшая небес) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 81); дополнительные икосы (Там же. С. 171, 55, 91 (отд. паг.)). Кроме того, в 1890 г. в Афинах была издана служба предпразднства З.

http://pravenc.ru/text/182729.html

Более пространное Житие М. переведено в составе Стишного пролога (болг. перевод XIV в.), его греч. оригинал находится в греч. служебной Минее под 11 мая (=SynCP. Col. 674-676). В этом Житии приводится больше сведений о времени и месте жизни и деятельности М. (при этом в греч. оригинале или при переводе был допущен пропуск: «при Диоклетиане от Европы» вместо «при Диоклетиане и Лаодикии, амфипате Европы»), обстоятельствах его борьбы с идолопоклонниками, более подробно описываются мучения, называются имена мучителей и место казни - г. Византий, где ему была отсечена глава; затем на расстоянии одного поприща от города тело М. было «скутано» (погребено) некими людьми. Тот же текст содержится в печатном Прологе XVII в. под той же датой. Жития М. из простого и Стишного пролога включены в ВМЧ под 11 мая (Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Uspenskij spisok/Hrsg. E. Weiher, S. O. Šmidt, A. I. Škurko. Freiburg i. Br., 2009. Mai. Bd. 2. 9.-23. Mai. V. 1. Л. 432 об., 434 об.). Димитрий Ростовский приводит под 11 мая пространное «Страдание» М. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 407-409 об.), соответствующее греч. Мученичеству, доступному ему, вероятно, в латинском переводе. Центральное место в нем занимают подробные диалоги М. со своими мучителями - анфипатами Лаодикием и Максимом, а также описание избавления от мучений (в печи, между колесами и пр.). Сказание о М. повторено и в отредактированных «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» без содержательных изменений. Л. В. Прокопенко Гимнография В Типиконе Великой ц. , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., М. упоминается 11 мая без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 290). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря М. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., РНБ. Соф. 202. Л. 46 об.- 50 об., XI в. (см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в.: (Путятина минея): Текст, исслед., указатели/Отв. ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 348-352) и ГИМ. Син. 166, XI-XII вв. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 61) - 11 мая помещена служба М., включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, седален.

http://pravenc.ru/text/2564022.html

Большое внимание Г. уделил проблеме переводов Библии на слав. язык. Он развил теорию Й. Добровского об этапах слав. перевода Евангелия и истории взаимоотношения четьего и литургического типов (исследования Г. А. Воскресенского по текстологии слав. перевода Евангелия и Апостола во многом являются реализацией замыслов и программы Г.), связал с деятельностью равноап. Мефодия переводы книг пророков Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, представленные в Геннадиевской Библии , поддержал мнение Востокова о том, что перевод Книги Есфири был выполнен с древнеевр. языка, посвятил отдельное сочинение рус. спискам Пятикнижия, имеющим разбивку на синагогальные субботние чтения («О славянском переводе Пятикнижия Моисеева»). Г. защищал критический метод в библейской текстологии в работе «Апология «Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки» и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской духовной академии ректора)» (БВ. 1900. 11. С. 496-515). Палеографическая сторона справочника находится на уровне своего времени, хотя описание составлено с максимальной точностью, с успехом применены внепалеографические методы. Однако датировка ряда рукописей, в первую очередь южнославянских, нуждается в уточнении. Г. совместно с Невоструевым готовил описание Великих Миней-Четьих Московского митр. свт. Макария (не окончено, частично опубл.: ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XIX 1-65; 1886. Кн. 1. С. 66-184). Как исследователь Г. отличался отсутствием амбиций и равнодушием в вопросах авторства, неоднократно передавая перспективные темы коллегам и ученикам, мн. сочинения публиковались им анонимно. Ряд работ, написанных в значительной степени Г., изданы как сочинения его учеников (см., напр.: Фивейский П. С. Взгляд на историю Рус. Церкви. М., 1834; Остроумов И. Н. История Флорентийского собора. М., 1847; Нечаев В. П. Свт. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849). Научные заслуги Г. получили признание при его жизни. В 1850 г. он был избран членом-корреспондентом Московского археологического об-ва, в 1856 г.- С.-Петербургской АН, в 1871 г.- Югославянской АН и искусств в Загребе, в 1858 г.- членом Общества любителей российской словесности , в 1863 г.- Общества любителей духовного просвещения , в 1864 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских . 1 окт. 1864 г. избран почетным доктором истории Московского ун-та, в 1867 г.- С.-Петербургского ун-та. С 1865 г. почетный член КДА, с 1872 г.- КазДА и Петра митрополита братства . Награжден орденами, в частности св. Анны 1-й степени (1872).

http://pravenc.ru/text/166267.html

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

В Муроме, 2-м по значимости городе епархии, находился двор Л., упомянутый в сотной грамоте 1573/74 г.: «На посаде… в Успенской улице двор владыки Резансково, а живут на нем десятильники» ( Кучкин В. А. Мат-лы для истории русского города XVI в.: Выпись из писцовых книг г. Мурома 1566 г. и муромская сотная 1573/74 г.//АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 308). В Ряжске приказчики по царскому указу выделили место для построения дома для приезжающих владычных десятинников ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Рязанские иерархи//ХЧ. 1859. 5. С. 369; Мат-лы для истории Рязанской епархии//Рязанские ЕВ. 1879. Приб. 11. С. 281). Л. сохранял связи с обителью, где был пострижен. Во вкладной книге Иосифова мон-ря говорится о его вкладе в обитель в размере 1240 р. ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 65). Это был самый значительный из денежных вкладов, когда-либо сделанных волоколамскими пострижениками. Имя Л. было внесено в Кормовую книгу мон-ря ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 399). По благословению Рязанского владыки был переписан комплект богослужебных Миней, содержащих в т. ч. службы «новым чудотворцам»; Минеи иерарх пожаловал затем Иосифову мон-рю ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 14-15; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 417-419). Ему же скорее всего принадлежит еще один книжный вклад в монастырскую б-ку: «Канунник в осминку… прислал владыка Резанской» (КЦДР. 1991. С. 93). Б. М. Клосс атрибутирует Л. сборник РГБ. Вол. 523, в который помещено произведение рязанской литературы XVI в.- «Повесть о Николе Зарайском». Сборник можно датировать 1573 г., временем архиерейской хиротонии Л. В рукописном сборнике РГБ. Вол. 566 1-й пол. XVI в. с материалами к Стоглавому Собору 1551 г. имеется запись старца Евфимия (Туркова): «Сий соборник владыки Леонида Рязанского и Муромского, переделан лета 7084-го месяца июня 2 дня» ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 217); очевидно, рукопись с текстами, в к-рых обсуждался вопрос о монастырском землевладении (в т. ч. «Собрание некоего старца» Вассиана (Патрикеева) ), была отреставрирована по распоряжению Л. в 1576 г.

http://pravenc.ru/text/2463443.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010