Евангелие тетр. Москва. Начало XV в. Середина XIX века была временем бурного развития филологии в отечественной науке. Своим расцветом эта наука во многом обязана замечательному ученому Александру Христофоровичу Востокову. Этот филолог-славист, исследователь древнерусской литературы, поэт и переводчик сделал множество открытий в области филологического знания. Ему принадлежат труды по сравнительной грамматике славянских языков, лексикографии церковнославянского и русского языков, палеографии. А.Х. Востоков был первым представителем сравнительно-исторической школы в русском языкознании. В своих трудах он занимался вопросами происхождения старославянского языка, соотношения церковнославянского языка и светских славянских языков и т.п. Сравнивая данные различных языков, устанавливая их родство, А.Х. Востоков разработал новый для того времени метод, который назвали сравнительно-историческим. Этот строгий научный метод Востокова, его всестороннее пользование филологическими средствами применил к необычайно богатому собранию памятников русской старины – к рукописям Синодальной библиотеки в 50-х годах XIX столетия Александр Горский. Его труд, написанный совместно с Капитоном Невоструевым был построен на основании выработанного Востоковым метода. Имя протоиерея Александра Васильевича Горского (1812–1875) неразрывно связано с историей Московской Духовной Академии. «Ему она обязана своим расцветом и первенствующим положением среди других академий России, которое она сохранила за собой до самого конца Синодального периода». Личность А.В. Горского оказала колоссальное влияние и на широчайший спектр явлений в русской церковно-исторической, филологической и богословской науках, ставшее следствием его всесторонней научной и церковной деятельности. Главным предметом ученого была история Русской Церкви. Одним из основополагающих моментов в разработке этой области исторического знания является многогранный труд Горского по описанию славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. «Это не только описание рукописей в собственном смысле слова, это сразу и обоснованная оценка или характеристика памятников и их значения, как исторических источников... Непреходящая ценность его работы в том, что вместо внешнего описания он дал исследование. В особенности это относится к описанию библейских рукописей: до сих пор оно сохраняет огромную важность как опыт по истории славянского текста Библии».

http://pravoslavie.ru/5235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО СЛУЖЕБНИК Начало литургии Василия Великого. Служебник Варлаама Хутынского. Кон. XII — нач. XIII в. (ГИМ. Син. 604. Л. 1 об.— 2) Начало литургии Василия Великого. Служебник Варлаама Хутынского. Кон. XII — нач. XIII в. (ГИМ. Син. 604. Л. 1 об.— 2) (кон. XII - нач. XIII в.), наименование рукописи (ГИМ. Син. 604), некогда хранившейся в Хутынском мон-ре, основано на записи кон. XVI в. (Л. 1а), к-рая сообщает, что рукопись была прислана прп. Варлааму из К-поля Патриархом Никифором (1260). Хронологически это невозможно; может быть, В. Х. С. был прислан прп. Варлааму митр. Киевским Никифором (1183-1198; см.: Горский, Невоструев. С. 5); впрочем, никаких др. доказательств кроме этой записи (а также записей XVI-XVII вв. на Л. 1 об. и 29 об.) о принадлежности рукописи прп. Варлааму Хутынскому нет. Возможно, Служебник принадлежал свт. Антонию Новгородскому († 1232), к-рый был в 1220-1225 гг. на кафедре в Перемышле и мог привезти оттуда рукопись ( Пуцко В. Дabhьopycьki nuceмhicmь i книга у biзahmiйcko-cлob " янському biдpoждehhя та украïньска лimepamypa XIV-XVIII ст. К., 1993. С. 45). В. Х. С. состоит из 30 листов (1а, 1-29) пергамена размером 24,5 ´ 19,5 см, написан уставом (до Л. 27 один почерк; с Л. 27 об.- др., возможно, XIII в.); в какой-то период использовался для архиерейского богослужения , о чем свидетельствуют отметки на листах 11 об., 16 об.-17 об. Является древнейшим сохранившимся рус. Служебником и единственным, к-рый старше XIV в., происходящим не из Новгорода. Его языковые особенности указывают на галицко-волынское происхождение рукописи ( Соболевский А. И. Очерк из истории рус. языка//Унив. изв. 1883. 11. С. 29-32). Содержание В. Х. С.: литургия свт. Василия Великого (Л. 1-9 об.); молитва священника о себе перед совершением литургии (Л. 10); литургия свт. Иоанна Златоуста (Л. 11-19); Пс 25. 6-12 (на умовение рук) и молитва священника о себе перед совершением литургии (Л. 19 об.); литургия Преждеосвященных Даров (Л. 20-24; между Л. 12 и 13 не хватает 1-2 листов); 4 молитвы исповеди (Л. 24-25; последняя названа «молитвой раздршити исповдника въ осмый день»); молитва на начало поста (очевидно, Великого - Л. 25-25 об.); 2 молитвы над желающим причаститься (Л. 25-26); 3 молитвы над больным (Л. 26-26 об.); молитва над онемевшим больным (Л. 26 об.-27); молитва на исхождение души из тела (Л. 27); 12); чин на омовение престола (Л. 27 об.-28 об.); 3 молитвы на завершение поста (Л. 28 об.-29).

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД имя неск. рус. книгописцев, живших в 1-й пол. XV в. Автограф мон. Давида. Иерусалимский устав. 1428 г. (РГБ. Рум. 445. Л. 313) Автограф мон. Давида. Иерусалимский устав. 1428 г. (РГБ. Рум. 445. Л. 313) 1. Диакон («дьяк») церковь во имя арх. Михаила на Михайловой ул. Торговой стороны Вел. Новгорода. В 1424 г. он написал пергаменный Стихирарь минейный (ГИМ. Син. 887) «к святому архангелу Михаилу повелением раб Божиих улицан Михаиловьцов и Видковлян и попов Еустафья и Феодора» (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. 520. С. 362-375). Несомненно, с Д. может быть отождествлен соименный ему писец т. н. Шенкурского Пролога - «дьяк святаго Михаила на Михаилове улици», написавший книгу в 1429 (6937) г. «в Великом Новегороде ко святому Спасу за Волок в Шенкурью... повелением раба Божия Остафья Васильевица» ( Калайдович. С. 9-10). Рукопись Пролога в 2 т. принадлежала в нач. XIX в. проф. Ф. Г. Баузе и погибла во время пожара в Москве в 1812 г. До последнего времени она датировалась 1229 (6737) г. ( Моисеева. С. 308-309; Столярова. 102, 502. С. 116-117, 437), однако цифра, обозначающая сотни в ней, несомненно, была исправлена ( - 900 на Ψ - 700) при одной из продаж с целью удревнения и соответственно повышения стоимости (обоснование датировки Шенкурского Пролога 1429-м г. см.: Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 302, 305-306; Мошкова, Турилов. С. 45-48, 76-77). Как писец Д. подчеркнуто традиционен: он писал на пергамене уставом, ничем не отличавшимся от книжных почерков XIV в., орнаментика выдержана в тератологическом стиле (образец почерка и украшения его рукописи 1424 г. см.: Смирнова. С. 32). В обеих рукописях (в Стихираре в меньших масштабах, в Прологе в больших) писец использовал одну и ту же систему тайнописи - простую литорею («тарабарскую грамоту»), широко распространенную в рус. письменности этого времени. Переписанный Д. в 1429 г. Пролог был украшен миниатюрами с изображениями святых в начале каждого месяца ( Калайдович. С. 9-10; Моисеева. С. 308-309, 322) и являлся, т. о., заключительным звеном в традиции новгородских иллюстрированных Прологов, представленной списками рубежа XIV и XV вв. (такими, напр., как РГАДА. Ф. 381. 162; РНБ. Погод. 59).

http://pravenc.ru/text/168498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МАРГАРИТ» Поучения свт. Иоанна Златоуста. Лист из рукописной кн. «Маргарит». 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304.1. 148. Л. 4) Поучения свт. Иоанна Златоуста. Лист из рукописной кн. «Маргарит». 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304.1. 148. Л. 4) [Μαργαρται, греч. жемчужины] - некалендарный гомилетический сборник, состоящий из слов свт. Иоанна Златоуста и приписываемых ему произведений. В греческой рукописной традиции сборники слов Златоуста под названиями Λγοι μαργαρται или Μαργαρται το Χρυσοστμου могли значительно различаться по составу, и нельзя утверждать, что это один и тот же сборник гомилий. Как правило, в таких сборниках содержатся слова о непостижимом, против аномеев, против иудеев, о серафимах (толкования на св. прор. Исаию). Часто к основному составу добавляются слова о священстве, о богатом и Лазаре, об Анне Пророчице (показательны в этом плане греч. рукописи Синод. собр. ГИМ, имеющие надписание «М.», 3 из к-рых близки по составу к описанному выше, а 4-я совсем иного содержания - Владимир (Филантропов). Описание. 1894. Ч. 1. С. 176-179, 184-186, 190-191). В слав. письменности, по-видимому, существовало неск. переводов греческих «М.», и слова из разных переводов в отдельных случаях могли включаться в одни и те же рукописные сборники. Наибольшее распространение получил сборник, состоящий из 30 слов Златоуста: 6 слов против аномеев (греч. слова 1-5, 11 - PG. T. 48. Col. 701-748, 795-802), 6 - против иудеев (слова 1, 4-8 - Ibid. Col. 843-856, 871-942), 6 - о серафимах (слова 2, 1, 4, 3, 5-6 - Ibid. T. 56. Col. 97-142), 5 - о богатом и Лазаре (слова 1-4, 7 - Ibid. T. 48. Col. 963-1016, 1043-1054), 3 - о Давиде и Сауле (Ibid. T. 54. Col. 675-708), 4 - об Иове (Ibid. T. 48. Col. 563-582). Он сохранился более чем в 50 болгарских, сербских и русских рукописях XIV-XVII вв., в сер. XVI в. сборник был включен в состав Великих Миней-Четьих митр. Московского св. Макария (под 14 сент.). Сохранились указания уставов на чтение «М.» от Новолетия и недели по Воздвижению до Сырной недели на утренях ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. С. 292).

http://pravenc.ru/text/2561954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИК ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе ап. от 70). Ап. Павел приветствует А. и Иунию в Послании к Римлянам (16. 7) как своих сородичей и соузников, прославившихся среди апостолов и уверовавших во Христа прежде него (среди экзегетов нет единого мнения о том, является ли греч. Ιουναν формой муж. (Ιουνας) или жен. (Ιουνα) имени). Кроме этого короткого приветствия, имя А. в НЗ не встречается. Псевдо- Дорофей сообщает, что А. стал епископом Испании, тогда как сщмч. Ипполит Римский пишет, что он стал епископом в Паннонии. Нек-рые авторы уточняют это сообщение и говорят, что А. занимал кафедру Сирмия (совр. Сремска-Митровица); эта версия отражена в «Повести временных лет» . В каноне Иосифа сообщается, что А. многих обратил ко Христу, разрушал идольские капища, строил церкви, изгонял злых духов из одержимых и врачевал больных. Скончался мирно. Сведения относительно обретения мощей А. в VI в. в районе Евгениевых ворот в К-поле признаны неверными. Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В отдельных рукописях Типикона Великой ц. IX-X вв. память А. зафиксирована под 22 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 237); в Стишном Прологе Христофора Митилинского XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и в др. источниках (Ibid. Т. 2. С. 146), в т. ч. в студийских и иерусалимских Типиконах,- под 17 мая. Гимнография По Типикону, принятому в РПЦ, так же как и по первопечатному рус. Уставу 1610 г. и по совр. греч. Типиконам, А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование А., используемое ныне в Русской и греч. Церквах, зафиксировано уже в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский.Описание. Т. 1. С. 455), в слав. рукописных Минеях XII в., расположенных по Студийскому уставу (ГИМ. Син. 166. Л. 101об.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 63), и др. источниках. Оно включает стихиры , канон Иосифа 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: «Ανον προσοσω τ σοφ Ανδρονκ» - Похвалу принесу мудрому Андронику) и седален 4-го гласа. Мессинский (1131 г.; Arranz. Typicon. Р.152) и иерусалимские Типиконы указывают петь общий отпустительный тропарь апостолам 3-го гласа. Кондак «    » 2-го гласа отсутствует в студийских и в используемых ныне греч. Церквами Минеях.

http://pravenc.ru/text/115380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 4.10.1052, Новгород), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В. Я. был первенцем от заключенного в 1019 г. брака Ярослава и принцессы Ингигерд ( Ирины ), дочери швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5 - 1021/22). В новгородской традиции, фиксируемой не ранее 1-й пол. XIV в., матерью В. Я. считается блгв. кнг. Анна , к-рая была, вероятно, 1-й супругой Ярослава. Ошибочное представление о В. Я. как о сыне Анны возникло, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки обоих находились рядом в новгородском Софийском соборе. Кн. Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 86 об.) Кн. Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 86 об.) Согласно разным редакциям ПВЛ, с 1034 или с 1036 г. и до конца жизни В. Я. занимал новгородский стол в качестве наместника своего отца. Для княжения В. Я. характерно активное каменное строительство в Новгороде: город был обнесен крепостной стеной (ок. 1044), в 1045-1050 гг. в нем был возведен кафедральный Софии Святой собор , освященный Новгородским еп. св. Лукой Жидятой в 1050 г. По мнению ряда исследователей, эта дата была выбрана не случайно: В. Я. и Анна уподоблялись равноапостольным имп. Константину Великому и царице Елене . Тогда же, как считает И. А. Стерлигова, в Софии появился серебряный Иерусалим (малый новгородский сион) - модель храма-ротонды, построенного святыми Константином и Еленой над Гробом Господним в Иерусалиме. По заказу В. Я. в 1047 г. свящ. Упирь Лихой переписал пророческие книги с толкованиями (запись писца вместе с текстами толкований скопирована в более поздних списках Библии: ГИМ. Син. 915, 1499 г. и Син. 30, XVI в. и ряд отдельных кодексов Книг 16 прор. с толкованиями - Горский, Невоструев. Описание. Т. 1. С. 112, 113 и др.).

http://pravenc.ru/text/154991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЛАДИЙ [греч. Ελλδιος], сщмч. (пам. 28 мая; пам. греч. 27 мая), время и место жизни неизвестны. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), Е. был архиереем, за свое благочестие подвергся различным мучениям. В Минологии Василия II и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца его мучители названы «правителями» (ο τραννοι). Уточняется, что Е. боролся с ересью (не названа), во время пытки огнем остался невредимым, умер от побоев. Вероятно, Мученичество Е. существовало, но было утрачено. Источники, на к-рые опирались болландисты при публикации сказания о Е. в Acta Sanctorum, сообщают, что святой пострадал на Востоке от идолопоклонников. В службе Е., опубликованной вместе со сказанием, сообщается, что в темнице, где он томился за отказ принести жертвы идолам, его посетил Сам Господь и исцелил его раны. В палестино-груз. синаксаре память Е. находится под 16 или 17 мая. В визант. рукописях краткое Мученичество Е. помещено под разными числами. В Синаксаре К-польской ц. и в нек-рых списках Типикона Великой ц. (X-XI вв.) ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 298) - под 27 мая, в синаксарях семейства В и D (по классификации И. Делеэ) - под 28 мая, в стишных синаксарях и в греч. печатной Минее (Венеция, 1588) - под 29 мая. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в совр. календарях греч. Церквей Мученичество Е. помещено под 27 мая. В ВМЧ память Е.- под 28 мая ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 187), под этим же числом память мученика находится в совр. календаре РПЦ. Ист.: SynCP. P. 711, 713, 716; PG. 117. Col. 477-480 [Минологий Василия II]; ActaSS. Mai. T. 6. P. 711-712; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 139. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 200-201; Sauget J.-M. Elladio//BiblSS. T. 4. Col. 1137; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 590; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 129. Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Е. не отмечена. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. не указана, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 64) память Е. отмечается 27 мая; последование Е. состоит из канона (нач.:                ), цикла стихир и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 457), память Е. празднуется 27 мая; указаны канон авторства Феодора Студита, 4-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 155) память Е. отмечается 27 мая без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава Е. не упоминается. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) память Е. празднуется 28 мая; назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В рус. изданиях богослужебных книг, начиная с первопечатного Типикона (М., 1610) и до наст. времени, память Е. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/189885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ (XV в.?), прав. (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Боровичский, Новгородский. Источники Краткие сведения о святом и о начале его почитания содержатся в Сказании о чудесах от мощей И., представленном 3 редакциями: начальной, возникшей не ранее 1561 г. (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 654), 1-й дополненной, составленной не ранее 1582 г. (ГИМ. Син. 447-4°), 2-й дополненной, возникшей не ранее 1599 г. (ГИМ. Увар. 395; РНБ. Погод. 1619). Сказание о чудесах от мощей И. основано на акте об освидетельствовании мощей святого от 2 июля 1544 г. (фрагменты акта опубл. по ркп. ГИМ. Син. 447-4о - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. 234. С. 131-132; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 234-235), на грамоте о перенесении мощей И. от 6 окт. 1544 г. и на акте о перенесении мощей от 23 окт. 1544 г., а также на записях о чудесных исцелениях от мощей святого, к-рые происходили ранее, в ходе и после освидетельствования мощей. Прав. Иаков Боровичский. Икона. XIX в. (СГХМ) Прав. Иаков Боровичский. Икона. XIX в. (СГХМ) В рукописной традиции получила распространение «Повесть словеси...» о явлении мощей И. («Месяца октября в 23 день. Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей преподобнаго телеси святаго Иякова, иже в пределех Великого Новаграда, Боровитцкого чюдотворца, како прииде Мстою рекою вопреки струям к месту Боровитцку, идеже лежаше, или коею славою прослави его Бог»; нач.: «Зачало премудрости - страх Господень»). Ранний список памятника был создан в 1600 г. в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре (ГИМ. Чуд. 308), до XIX в. включительно с него делались копии (напр., ГИМ. Увар. 633, XIX в.). Автор «Повести словеси...» ориентировался на службу И. (создана ок. 1572) и на Сказание о чудесах от мощей И. «Повесть словеси...» вошла в Четьи-Минеи на окт.: Тулуповские (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 668, 1629 г.), Милютинские (ГИМ. Син. 798, сер. XVII в.) и в Четьи-Минеи кон. XVII в. РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 667. Произведение включалось в сборники вместе с др. сочинениями, посвященными И. (напр., ГИМ. Увар. 395; Син. 234; РНБ. Погод. 1619).

http://pravenc.ru/text/200241.html

профессор Капитон Иванович Невоструев (11.03.1816–11.12.1872) Историко-библиографические и археографические труды Описания церквей и монастырей профессор Капитон Иванович Невоструев Русский церковный историк и писатель, известный археограф и археолог, преподаватель, профессор. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1861). Биография Родился в семье учителя Вятской духовной семинарии, а затем священника. Первоначальное образование получил в Елабужском духовном училище, по окончании его поступил в Вифанскую семинарию (1836), после окончания которой — в Московскую духовную академию. Особенно сильное влияние на студентов Академии того времени имели ректор Академии Филарет (Гумилевский) и молодой преподаватель Александр Васильевич Горский. Горский читал курс общей церковной истории и смог увлечь многих учеников своим предметом, в том числе и Невоструева. В 1841 году по окончании Академии Невоструев был назначен преподавателем Симбирской семинарии, где ему было поручено преподавание Священного писания, патристики и еврейского языка. В Симбирске, отчасти под влиянием Горского, он приступил к сбору документов по древней истории монастырей и церквей Поволжья, на основе которых подготовил описания более двадцати монастырей. Однако при жизни им было опубликовано только несколько: «Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря» (М., 1855); «О начале Алатырского Киево-Николаевского монастыря» (М., 1866); «Историческое описание бывших в г. Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей» (М., 1867); в 1868 г. в «Археологическом Вестнике» — «Описание Кашпирского Благовещенского Симеонова монастыря»; в 1870 г. отпечатан в «Симбирских Губернских Ведомостях» один из самых крупных трудов Невоструева, посвященный истории Симбирского края — «Описание Симбирского Покровского монастыря, что ныне архиерейский дом» — с отдельными оттисками; в «Симбирском Сборнике» того же 1870 г. отпечатаны (анонимно) сведения: 1) «О бывшей Симбирской Соловецкой пустыни» и 2) «О бывшем Симбирском Успенском монастыре». В 1849 году А. В. Горский пригласил Невоструева в Москву в качестве помощника по описанию рукописей Синодальной библиотеки. Невоструев занимался этим трудом в продолжении 23-х лет до самой смерти. Их совместный труд был напечатан под названием: «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки». За эту работу авторы стали первыми лауреатами Ломоносовской премии (1867). Скончался после продолжительной болезни в Москве 29 ноября (11 декабря) 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Статистика Александр Горский, прот. Александр Васильевич Горский родился 16 августа 1812 года в семье протоиерея города Костромы. Учился в Костромском Духовном училище и Костромской Духовной семинарии. В 1828 году был переведен из семинарии в Московскую Духовную Академию, где особенно сблизился с Ф.А. Голубинским и Филаретом Гумилев-ским. По окончании академического курса в 1832 году преподавал сначала в Московской Духовной семинарии, а затем до конца жизни — в Московской Духовной Академии. С 1838 года А. В. Горский — ординарный профессор, а с 1862 года — ректор Московской Духовной Академии. В 1864 году ему была присвоена степень доктора богословия. В 1842 году А.В. Горский назначен библиотекарем Московской Духовной Академии. Его стараниями значительно пополнилась академическая библиотека. Начиная с 1849 года Александр Васильевич совместно с Капитоном Ивановичем Невоструевым начал «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», над которым они работали четырнадцать лет. Результатом титанической работы явились четыре объемистых тома, в которых подробно описано более трехсот сорока рукописей и книг. В «Описании» содержатся ценнейшие материалы для изучения истории славянского текста Священного Писания, богослужебных книг. «По полноте, основательности, глубине, подробности с ним не могут быть даже сравниваемы знаменитейшие описания знаменитейших библиотек, составленные знаменитейшими учеными», — писал биограф Александра Васильевича. В I860 году Александр Васильевич был посвящен в сан священника. А.В. Горский — один из инициаторов издания «Прибавления к изданию Творений святых Отцев в русском переводе». Он также участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. «Русская церковная история составляет для меня главный предмет изучения по обязанности и по любви», — писал Горский. Лучшие из питомцев Академии гордились тем, что им пришлось пройти «школу Горского». Лекции Александра Васильевича по истории Церкви широко расходились по всей России, он вел обширную научную переписку. В настоящее время архив А.В. Горского хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 78. А.В. Горский был членом многих ученых обществ: Императорского археологического общества. Общества любителей древнерусской письменности, Братства святителя Петра митрополита. В 1867 году Александр Васильевич был удостоен полной премии имени М.В. Ломоносова. Александр Васильевич Горский скончался 11 октября 1875 года и был погребен на академическом кладбище в Троице-Сергиевой Лавре. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/991

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010