Вот как трудились угодники Божий, чтобы уподобиться нищему Лазарю, мы же, немощные и духом, и телом, не можем этого сделать. Промысл Божий почти никому из нас не предоставил такой возможности. Но нищета духовная — это обязанность каждого христианина, в особенности избравшего монашеский образ жизни. И потому мы должны стяжать эту нищету и внутренне чувствовать себя так, как чувствовал себя нищий Лазарь, желавший насытиться крохами и позволявший псам облизывать свои струпья. Положение Лазаря противопоставлено суете, гордости и надменности богача. Безусловно, человек, каждый день устраивавший блистательные пиры, одевавшийся в порфиру и виссон, был гордым, тщеславным и высокоумным, а человек, который был всего лишен, вел внимательную жизнь и поневоле углублялся в себя. Если бы Лазарь роптал и негодовал на свою судьбу, то, несомненно, он не был бы помилован Богом и отнесен Ангелами на лоно Авраамово. Многие святые уподобились приточному персонажу, Лазарю, он стал образцом для многих и многих подвижников благочестия. Например, святым отцам было открыто, что душу преподобного Антония Великого вознесли на небеса Ангелы, а Глинскому игумену Филарету было откровение о том, что душу преподобного Серафима Саровского также вознесли на небо Ангелы. И дай Бог, чтобы и мы в меру своих сил подражали в своей жизни нищему Лазарю и стяжали блаженную духовную нищету! Если мы будем внимательны к своей духовной жизни, то нам не будут нужны никакие доказательства бессмертия души, существования вечного блаженства и вечных мук, потому что мы будем созерцать их своим духом и, умом пребывая в вечности, незаметно перейдем от тления в нетление, от смерти в бессмертие. Аминь. 31 октября 1999 года Неделя 23я по Пятидесятнице (Лк., 38 зач., VIII, 26–39) И приплыли в страну Гад арийскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Главное — то состояние души, какое имеет человек во время поста. Воздержание должно касаться не только пищи, но должно простираться на все душевные проявления, должно обуздывать душевные страсти: гордость, превозношение, гнев, раздражительность, зависть, недоброжелательность, властолюбие, честолюбие, тщеславие, излишнюю стяжательность, осуждение и пересуды. Только истинный пост является сильным средством против греха. Истинный пост — это уже начало покаяния. «Истинный пост — это удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост». Исходя из сказанного, святитель Василий Великий советует всем содержать пост как телесный, так и духовный, со тщанием, ибо одно только воздержание от пищи не принесет никакой пользы для спасения. «Ибо какая польза, если, воздерживаясь от яств, пожираешь глазами похоть любодеяния или ушами охотно выслушиваешь суетные и диавольские речи? — говорит святой отец. — Нет пользы воздерживаться от снедей, но не воздерживаться от кичения, высокоумия, суетной славы и всякой страсти. Или что пользы воздерживаться в пище, а не воздерживаться от лукавых, суетных помыслов? Что пользы поститься телесно, когда душа наполнена тысячами зол?» Принимая пищу в соответствии со своими телесными силами, христианин не должен допускать пресыщения, выводящего из строя душевные силы. Но в то же время и поститься должно умеренно, чтобы, ослабив телесную силу чрезмерностью воздержания, не сделать тела ленивым и недеятельным для труда. И вообще, христианину надо быть свободным «от всякой надменности и идти путем средним и царским, нимало не уклоняться ни в ту, ни в другую сторону, не любить неги и не приводить тело в бессилие излишним воздержанием. Ибо если бы хорошо было изнемогать телом и лежать дышащим мертвецом, — говорит святитель Василий Великий, — то, конечно, Бог вначале устроил нас такими». Особенно тщательно надо соблюдать пост духовный. Благоразумное прохождение подвига поста делает человека даже с внешней стороны близким к ангелам по образу и святым по жизни, и, несомненно, такой христианин будет искренне каяться в своих прегрешениях, его молитва, слезы будут услышаны Богом, и он наследует вечную блаженную жизнь. Аминь. В третью Неделю Великого поста, Крестопоклонную

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Для Бога приятнее видеть, когда ты один динарий даешь бедному только с той целью, чтобы угодить Его Божественному величию, чем когда ты раздал все имущество с другой целью, даже с той, чтобы получить небесные блага, хотя такая цель и добра, и желательна. Преподобный Петр Дамаскин ( 62, 11 ). Если ты творишь дело милосердия и перед людьми, но не с тем, чтобы на тебя смотрели, ты не будешь осужден и не потеряешь воздаяния. Но если делаешь это из тщеславия, то потеряешь награду и будешь осужден, хотя бы ты делал то и в клети своей: Бог карает или увенчивает намерение. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский ( 115, 595 ). Бог требует не изобилия приношений, но душевного расположения, которое выражается не мерой подаваемого, но усердием подающих ( 35, 572 ). Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги (милостыню); не за деньги, но за свободное решение, обнаруживающееся через деньги. Деньги, однако, нужны, ты скажешь? Не деньги нужны, а решение (и сострадание). Имея это, ты можешь и за две лепты купить Небо, а без него и за тысячи золотых талантов не купить того, что можешь купить за две лепты ( 45, 348 ). Если же ты раздашь хоть тысячи талантов с гордостью, надменностью, тщеславием, то погубишь все – подобно тому, как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все ( 37, 259 ). Когда рука подает милостыню бедным, пусть молчат уста, чтобы мы не упускали плода и сладкое не превращали в горькое ( 40, 356 ). Жертвы эти (милостыня) важнее и молитв, и постов, и многих других дел, только были бы приносимы от прибытка праведного и таких же трудов и чисты от всякого любостяжания, хищения и насилия ( 42, 89 ). Милостыня, зараженная болезнью тщеславия, уже перестает быть милостыней и является хвастовством и жестокосердием ( 44, 596 ). Милостыня состоит не в том только, чтобы давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то и подобен тот, что подает милостыню из тщеславия. Святитель Иоанн Златоуст ( 44, 596 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Доброе имя наше, честь должна определяться не нашим субъективным о ней представлением или точно таким же суждением окружающих, не званием и не положением нашим, а единственно внутренним согласием нашей воли и ее деятельности с требованиями совести и откровенного закона Божия, – это дело сколько нашей личной заслуги, силы и уменья, столько же и действующей в нас и через нас благодати Божией: любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим.8:28 ). Вот почему и охранение этой чести, защита доброго имени должна ограничиваться не нашими личными интересами, даже не интересами общества, а главным образом славой имени Божья в нас, да имя святыни Его восхвалим, да повидаем величества дел Его ( Сир.7:8 ). Попрание такой чести не может быть восстановлено ни личными претензиями и усилиями, ни судом общества, ни даже гражданским судом. Она собственно не может быть и попрана, а только затемнена, помрачена мнением и отношением к ней людей заведомо порочных; но не им судить, не им и восстановлять ее. Господь ее защитник и восстановитель; наша же обязанность, при всякого рода нападках и глумлениях нашего доброго имени, не изменять ему. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:11–12 ). С таким понятием о добром имени, чести ничего общего не имеет честь, основывающаяся на наших личных субъективных и вследствие этого более или менее эгоистических представлениях, а также честь, достоинство которой ограничивается, покоится на суждении о нас окружающих. Первая обыкновенно носит название гордости, высокомерия, а вторая – тщеславия, надменности, «потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, а тщеславный желает, чтобы и другие эти достоинства в нем почитали». Корень той и другой в эгоизм, который свое «я» ставит выше всего; отсюда то и другое, под общим именем честолюбия, крайне предосудительны в христианине. Давид правилом жизни для себя поставлял не только изгонять всякую гордыню из дома своего, но с гордыми оком и несытыми сердцем даже в пище и питии не иметь общения ( Пс.100:2,5,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Заметьте здесь, как Апостол Божий, описав сперва действия веры и святых мужей добродетельные и чудесные дела, выводит оттуда сие для нас наставление: итак, имея, говорит он, толикое множество окрест себя свидетелей, служащих нам примером веры и добродетели, оставим тщеславие, высокомерие, надменность и прочие роды гордости, презрим удобосоставляемый и производимый грех и потечем охотно на предлежащий нам от Бога подвиг, всегда живо представляя в уме нашем страдания начальника и совершителя веры, Господа нашего Иисуса Христа». Достойно еще замечания, что он, ссылаясь на изъяснения св. И. Златоуста и блаж. Феодорита, говорит: «удобь же обстоятельным он называет грех или потому, что он удобно может овладевать нами, или потому, что его легко можно преодолеть, ежели только захотим, или потому, что он удобно составляется и производится, ибо нам в сем случае помогают все наши чувства: глаза прельщаются, слух услаждается, обоняние расслабевает, осязание трогается, вкус пременяется, и мысль поползновения ко злу бывает» (см. «Беседа в неделю всех святых», стран. 186, изд. 1819 г., Москва). 307 Апостол возбуждает к перенесению страданий, между прочим, воспоминанием о том, что христиане уже претерпели, как бы говоря, что они уже сделали столь много, что жалко оставить начатое не совершенным. В то же время он и стыдит их, говоря, что они еще далеко не совершили своего подвига борьбы со врагами спасения: они еще не проливали своей крови. В некоторых боях (на зрелищах) считается бой достаточным, когда у кого-либо покажется кровь – от напряжения или от ударов. Так и христиане должны многоразлично подвизаться до крови, имея в виду, что Христос не только страдал до крови, но и молился до кровавого пота ( Лк. 22:4 ). «Великое, поистине великое утешение для нас страдания Христовы и Апостольские, – говорит св. Иоанн Златоуст . – Если и страдания ближних ободряют нас, то какого утешения не доставят нам страдания Господа? Этот путь к добродетели Христос считал столь прекрасным, что и Сам шел по нему, не имея в том нужды; скорбь признавал Он столь полезною для нас, что с нею не может сравниться никакая радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иаков критикует их за то, что они ведут себя как обычные дельцы. Будучи христианами, они должны не только хорошо сознавать неопределенность своего будущего, но также помнить, Кто стоит над всем этим. Если картина бренности жизни позаимствована Иаковом из Ветхого Завета ( Иов. 7:7,9 ; Пс. 38:5,6 ), то мысль о несостоятельности планирования без опоры на Божьи ценности и Его волю восходит прямо к учению Иисуса в Лк. 12:16–21 . Апостол, конечно, одобряет стремление предварять всякое дело словами «Если угодно будет Господу». Однако это всего лишь слова. Главным же, по его мнению, является стремление познать Его план и исполнять Его волю в деле использования денег. Он обличает их в надменности и тщеславии, то есть в том, что Иоанн называет «гордостью житейской» ( 1Ин. 2:16 ). Они строят планы, которые Господь не одобрял, претендуют контролировать жизнь, которая им не принадлежит, хвастают будущими прибыльными сделками. Это не что иное, как любовь к миру. Далее одна краткая фраза подводит итог всему рассуждению: так как эти люди принадлежат церкви, каждый из них знает, что должен делать добро ( в русской синодальной Библии – «разумеет делать добро»). Почему же им не обратиться к Богу и не спросить Его о том, как распорядиться деньгами? Возможно, они не делают этого из опасения, что Бог повелит им поделиться с другими. Они не творят добро, а значит, грешат. И хотя их руки не запятнаны воровством или каким–либо другим серьезным преступлением и они просто честные деловые люди, они, не делая того добра, какое могли бы делать, грешны не меньше, чем те, кто совершает преступления, так как в обоих случаях игнорируются Божьи заповеди. 5:1–6 Испытание богатством тех, кто вне церкви Теперь Иаков обращает свой взор на богатых за пределами церкви. Эти люди не только не выдерживают испытания своим богатством, но и оказывают давление на церковь , угнетая бедных христиан либо потому что они бедные, либо потому что они христиане, либо и по той и другой причине. Для таких людей у Иакова нет ничего, кроме осуждения, так что подобно ветхозаветному пророку он предсказывает их судьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Итак, будем помнить об этой любви Божией каждую минуту нашей жизни, чтобы наши ничтожные труды мы совершали только и только ради любви Божией. Подумайте, что мы не были распяты за Христа и Спасителя нашего, в то время как Он за нас, мерзких 638 , по послушанию претерпел крестную смерть! 14 Благодать Христова с тобой, чадо мое, в твоей душе, чтобы просвещать тебя и умножать в тебе Свою любовь, дабы ты находился рядом с Ним, дабы не увлек тебя поток мира и ты не отпал от Бога, и не погибла бы бессмертная твоя душа, которой недостоин весь мир. Благодать, пришедшая к тебе, мала. Святые обладали большой благодатью. Чтобы она умножилась, ты должен смириться. Если возгордишься, она уйдет, и потом ты будешь проливать слезы. Особенно старайся не забывать свои грехи и страсти, чтобы тщеславие не пустило корни и не прогнало молитву. 15 Благость Божия иногда подобна жезлу, наказывающему человека к его пользе. Когда же Бог увидит, что жезл отягощает, то Он изменяет подход и подает палицу 639 , которая облегчает тяжесть, таким образом утешая душу человека, чтобы все было для пользы и духовного преуспеяния. Когда нет духовного ведения, человек думает, что жезл, «наказание Господне», убьет его, что оно неизбывно. Но благий Бог вместе с искушением приносит и избавление, то есть конец искушения. У человека есть рассуждение, и он определяет, сколько поднимает, скажем, животное, и не навьючивает на него сверх того. Не тем ли более Господь не обременит нас искушением больше наших сил! И не Бог, а наше малодушие ведет нас к нетерпеливости, чтобы груз казался нам столь тяжелым. Но иногда людям, в которых вселились великая гордость и возношение, Бог попускает довольно сильные искушения, чтобы сокрушить ими надменность их помысла. Но до конца Он не оставляет, и вновь следует Его милость. О, сколь благ Бог! 16 «Дева днесь Пресущественнаго раждает» 640 . Что сказать мне, недостойному и нечистому, о величии бесчисленных снисхождений вышнего Бога! Изумляюсь и не дерзаю размышлять об этом таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Итак, исследование о том, как произошло все видимое и приобретение сокровищ и наслаждений удовольствиями, вся сия суета суетствий и более ничто же, точию излишество совета и произволения усилование. Но, говоря о суетности настоящего, Соломон тем самым показывает вечность будущего, увещавая памятствовать о вечных, и знать, что бужет некогда кончина мира, в день в оньже подвигнутся стражие дому, и превратятся мужие силы, и упразднятся мелющие (12:3). Соломон говорит и о том, что последует за кончиною мира: яко все творение приведет бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще лукаво (12:14). Упоминая о будущем суде, Соломон указывает воскресение мертвых и воздаяние по делам " (Синопсис Афанасия). - (Синопсис Иоанна Златоуста сохранился не в полном виде: обозрения книг Екклесиаста и Песнь Песней в нем ныне не находится. - Прим. авт.). " Неправо некоторые думают, что книга Екклесиаст возбуждает к наслаждениям и роскоши; напротив, здесь содержится учение, что не должно стремиться к тому, что тотчас по достижении его нами преходит " (Иероним. Толк. на Еккл. 1:1). " Но кто-нибудь скажет: если то и суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? И как оно может быть суетно, будучи делом рук Божиих? И много есть подобных возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклесиаст суетными; отнюдь нет. Не небо суетно, не земля суетна, нет! - ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это добра зело. Что же суетно? Нужно внимательно послушать, что называет суетой сам Екклесиаст: сотворих ми вертограды;сотворих ми поющих и поющия; и стяжание скота и стад много ми бысть; собрахми злато и сребро и видех, яко вся суета (2:6-11). Послушай, что говорит и пророк: сокровиществует человек и не весть кому соберетя (Пс.38:7). Итак, вот что суета суетствий: обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надменность; это - суета, ибо произошло не от Бога, но составлено людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Как в цепи, когда потянут первое звено, прочие не могут оставаться в покое вне кругового сцепления, но звено, находящееся на другом конце цепи, движется вместе с первым, потому что движение по порядку и связи от первого звена проходит через лежащие близ него: так переплетены и соединены между собою и страсти человеческие; когда одна из них возымеет силу, и все прочее скопище пороков входит в душу. И если нужно описать тебе это злое сцепление, представь, что кто-нибудь по чувству какого-то удовольствия побежден страстью тщеславия; но за тщеславием следует вместе желание приобрести большее; ибо невозможно быть любостяжательным, если не руководи т этою страстью тщеславие. Далее, желание приобретать больше и иметь преимущество перед другими влечет за собою или гнев к равным, или гордость в отношении к низшим, или зависть к высшим; за завистью следует притворство, за ним – озлобление; а за последним – ненависть к людям; конец всего этого – осуждение, оканчивающееся геенной, тьмою и огнем (свт. Григорий Нисский , 24, 312–313). Источник. Как телесные раны, быв растравляемы, делаются неудобоисцельными; так и страсти душевные, быв возбуждаемы и раздражаемы, обыкновенно более ожесточаются и принуждают преданных им более грешить; человека невнимательного к себе они склоняют к славолюбию, к надменности и к корыстолюбию, вовлекают в роскошь, расслабление и беспечность и мало-помалу в дальнейшие рождающиеся от них пороки (свт. Иоанн Златоуст , 45, 475). Источник. ...Не только о том, кто выпил много вина, но и о том, кто питает в душе другую страсть, можно сказать, что он сильно опьянен (свт. Иоанн Златоуст , 45, 742). Источник. ...О человеке, у которого душа в рабстве и в плену у страстей, несмотря на то что внешний вид его ничего такого не показывает, а (показывает) противное, скажу, что он более всех раб, потому что в нем глубоко гнездится греховная горячка, и насильственная власть страстей утвердилась в самой душе. А кто сбросил с себя эту власть , не увлекается злыми пожеланиями и не страшится, не трепещет безрассудно нищеты, и бесславия, и прочих тягостей настоящей жизни, того, хоть он одет в рубище, сидит в тюрьме и закован в цепи, назову начальником, и свободным, и царственнее царей (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как это верно! Склоняется, влечется наше свободное произволение к прелести: потому что всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости. " Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений. Город новоначальных " - все существо каждаго из них - " находится еще в обладании варваров... По легкомыслию не вдавайся скоро тому, что представляется тебе, но пребывай тяжким, удерживая благое со многим рассмотрением, и отвергая лукавое... Знай, что действия благодати - ясны; демон преподать их не может: он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать " . Действия его: " дмение " - надменность, напыщенность - " высокоумие, страхование, словом, все виды злобы. По действию возможешь познать свет, возсиявший в душе твоей. Божий ли он, или от сатаны " (Добротолюбие ч. 1,0 прелести и проч.). Надо знать, что такое рассмотрение - принадлежность преуспевших иноков, никак не новоначальных. Преподобный Синаит беседует, хотя с новоначальным, но с новоначальным по безмолвной жизни, который и по пребыванию в монашестве и по телесному возрасту был старец, как видно из книги. Ученик: Не случилось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвою? Старец: Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. " Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига " - говорил справедливо протоиерей - " удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетическаго подвига " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1455...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010