Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Гордость ( греч. περηφανα ипэрифаниа, от прил. περφανος высокомерный, надменный; образовано из περ- чрезмерно + φανω являться) – 1) форма греховного состояния (умонастроения) личностных существ (падших ангелов, людей (человеческих душ)), основанного на неправильном отношении к себе, Богу, окружающему миру, проявляемого в возвеличивании собственной значимости и принижении значимости других; один из восьми наиболее пагубных грехов/греховных страстей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения; или же сам объект такого уважения, восхищения (пример: этот учитель – гордость нашей школы). Понятие «гордость» может обозначаться при помощи синонимичных ему понятий, имеющих, впрочем, и особые смысловые оттенки (надменность, самомнение, самость, высокомудрие). Внешними признаками гордости могут служить: кичливость, хвастовство. Господь Иисус Христос, указывая на злые помыслы, которые « извнутрь, из сердца человеческого, исходят » ( Мк.7:21 ), отмечает среди них гордость ( Мк.7:22 ). Апостол Павел включает гордость в число пороков, которые будут свойственны многим людям в последние дни ( 2Тим.3:1-9 ). Апостол Иаков в соборном послании увещевает гордых: « …вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло » ( Иак.4:16 ). Цитируя Ветхий Завет, апостол указывает, что « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать » ( Иак.4:6 ; Ср.: Притч.3:34 ). « Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным », – учит апостол Павел ( Рим.12:16 ). Гордость (наряду с тщеславием ) считается одной из наиболее пагубных греховных страстей: « Погибели предшествует гордость, и падению – надменность » ( Прит.16:18 ). Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к плотским удовольствиям, видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, часто считая прочих людей ниже себя.

http://azbyka.ru/gordost

О гордости Глава 17. Гордость есть опухоль в душе, наполненная испорченною кровью: если она назреет, то прорвется и причинит большую неприятность. Блистание молнии предуказует громовый удар, а о гордости возвещает появление тщеславия. На великую высоту восходит душа гордого и оттуда низвергает его в бездну. Гордостию болезнует, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела. Как ставший на паутину падает и уносится вниз, так падает и полагающийся на собственные свои силы. От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется в человеке образ его мыслей. Согнивший плод бесполезен земледельцу, а добродетель гордого не потребна Богу. Жердь поддерживает обремененную плодами ветвь, и страх Божий – добродетельную душу. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу. Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу. Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков. Глава 18. Гордость Архангела низвергла с Неба и сделала, что он как молния пал на землю. А смиренномудрие человека возводит на Небо и уготовляет к ликостоянию с Ангелами. Что несешься, человек, ввысь и подъемлешься выше облаков, когда ты по естеству брение и гниль? Посмотри на естество свое, ты – земля и пепел, вскоре разрешишься в прах; теперь величав, а вскоре будешь червь! Что подъемлешь выю, которая вскоре сгниет? Велик человек, когда помогает ему Бог , а как скоро оставлен Богом, познает немощь естества. Нет у тебя ничего доброго 5 , чего не приял бы ты от Бога. Поэтому для чего величаешься 6 чужим как своим? Для чего хвалишься благодатию Божиею как собственным своим достоянием? Признай Даровавшего и не превозносись много; ты – тварь Божия, не презирай Сотворшего. Бог помогает тебе, не отрицай Благодетеля. Взошел ты на высоту жития, но путеводил тебя Бог . Преуспел ты в добродетели, но действовал в тебе Бог. Исповедуй Возвысившего, чтобы твердым пребыть тебе на высоте. Признай своего единоплеменника, он одной и той же с тобою сущности. Не отрицай родства по надменности. Глава 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение третьей Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Матф.5:5 ). Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди , идут в определенном порядке, последовательно указывая на душевные качества людей. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь. Кроткими называются те люди, которые терпеливо, со смирением переносят неприятности, огорчения и страдания, не обижаясь на своих обидчиков и не ропща на Бога. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему. Апостол Павел говорил: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Иисус Христос говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Матф.11:29 ). Это доказывается и поступками Иисуса Христа. Когда Он сталкивался с несправедливостью, то всегда отвечал добром на зло. Сам Иисус Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Фил.2:7 ) чтобы служить людям. В Его поступках не было эгоизма, гордыни и надменности, но вся Его жизнь была подчинена воле Отца Небесного. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Матф.16:24 ), – говорит Иисус Христос, призывая людей избавиться от собственной гордыни, заносчивости и эгоизма, и быть смиренными и кроткими. По учению Христа кротость – это необходимое качество духовного развития личности, ибо оно дает счастье, «покой душам вашим» ( Матф.11:29 ). Апостол Христа, Иаков, кротость называет мудрой:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

О страстях Все св. Отцы говорят, что всякая страсть рождается от сих трех причин: от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия. Действительно, от уклонения и греховного движения способности вожделения происходит: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и все сим подобные пороки, которые имеют началом сей род зла. По изъяснению св. Григория Синаита , страсти имеют различные наименования. Разделяются же они на телесные и душевные. Страсти телесные: блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, обида, пресыщение, беспечность, суетность, щегольство, привязанность к жизни и проч. Страсти душевные так же разделяются на страсти: раздражительной, вожделевательной и мыслящей способности. Страсти мыслительной силы: неверие, хула, злость, коварство, любопытство, двоедушие, злословие, клевета, осуждение, презрение, насмешка, лицемерие, ложь, сквернословие, пустословие, лесть, притворство, хвастовство, человекоугодие, превозношение, клятвопреступление, празднословие и проч. Страсти раздражительной части: Гнев, досада, крик, вспыльчивость, дерзость, наглость и проч. Страсти вожделевательной части: Любостяжание, необузданность, неумеренность, жадность, сластолюбие, сребролюбие, и жесточайшее из всех самолюбие. Страсти ума: Надменность, высокомерие, кичливость, самонадеянность, тщеславие, вражда, зависть, самоугодие, прекословие, непослушание, мечтание, вымыслы, чванство, славолюбие, гордость – первое и последнее из всех зол. Страсти рассудка: рассеяние, легкомыслие, раболепство, помрачение, ослепление, увлечение, внушение, уступчивость, преклонность, сговорчивость, опрометчивость и сим подобная... Ино суть страсти плотские, ино же душевные. Плотские страсти содержатся в чувствах плотских видимо, якоже – сластолюбие, похоть, леность и прочая чувствам угодная и желательная. Душевные же страсти содержатся в невидимом и недоведомом сердце, якоже – гнев, ярость, злоба, памятозлобие, братоненавидение и прочая тем подобная, в сердце помыслами содержимая и на явь иногда исходящая. Семя перечисленных страстей есть в каждом человеке; но семя сие может и остаться семенем, никогда не произрастая. Проращивание и воскормление их зависит от воли человека. Если он начнет согревать это семя своим расположением и питать их худыми наклонностями, то семя сие может прорасти и возрасти в целый полк лютейших тиранов, которых тогда ничем удовлетворить невозможно, потому что, чем более будешь их удовлетворять, тем сильнее они возрастут и лютее начнут тиранить своего питателя. Посему то и Спаситель сказал, что всякий творящий грех , раб есть греха ( Ин.8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Разделы портала «Азбука веры» Против епископов, нарушивших постановления 7, 8 и 9 этого собора. Эти спасительные, обоснованные и подобающие нашему иерейскому достоинству определения, угодные Богу и людям, не смогут сохранить своего значения и силы, если вынесенные решения не будут сопровождаться устрашением. Ведь и сами мы знаем, что часто из-за бесстыдства немногих божественное и досточтимейшее имя священства подвергалось порицанию. Итак, если кто-нибудь, стремясь угодить гордости и кичливости более, нежели Богу, дерзнет сотворить что-либо иное вопреки решенному всеми, пусть отныне знает, что делает себя обязанным держать ответ за преступление и теряет честь и достоинство епископа. Γαυδντιος πσκοπος επεν Τατα σωτηριωδς κα κολοθως ρισθντα, κα πρεπντως τ πιτιμ μν τν ερων, κα Θε ρσαντα κα νθρποις, τν δναμιν κα τν σχν αυτν κατασχεν ο δυνσονται, ν μ κα φβος τας ξενεχθεσαις ποφσεσιν κολουθσ σμεν γρ κα ατο, πλεονκις δι τν λγων ναισχυνταν τ θεον κα σεβασμιτατον νομα τς ερωσνης ες κατγνωσιν ληλυθναι. Ε τονυν τις παρ τ πσι δξαντα τολμσοι, σπουδζων τφ μλλον κα λαζονε, τ Θε ρσαι, τερν τι διαπρξασθαι, δη γινωσκτω γκλματι πολογας αυτν πεθυνον καθστασθαι, κα τν τιμν κα τ ξωμα τς πισκοπς ποβλλειν. παντες πεκρναντο Πρπει κα ρσκει μν τοιατη γνμη. Толкования Зонара . Сии постановления, определения для спасения и как прилично чину и чести священнической и Богу угодные и людям полезные, не будут, по словам правила, иметь действия и силы, если за сими постановлениями не последует и страх наказаний и епитимий , чтобы преступающие боялись, что будут подвергнуты епитимии. Ибо мы знаем, что нередко вследствие нарушения правил некоторыми немногими по бесстыдству подвергается осуждению божественное имя священства; так как подвергаются порицанию не согрешающие только священники, но все вместе; ибо указав на священство правило сим обозначило всех священников. Итак, если кто в противность признанному всеми дерзнет сделать что-нибудь иное, из тщеславия и надменности, а не из стремления угодить Богу; тот да знает, что он поставляет себя повинным судебному ответу, то есть не без оправдания будет осужден, но и привлечен будет в судилище, и как сделавший преступление будет призван к представлению ответа, и потеряет достоинство, то есть лишен будет чести епископского достоинства, то есть будет извержен.

http://azbyka.ru/pravo/sardikijskiy-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» Об анафеме пресвитеру, ушедшему в раскол от своего епископа. Если случится, что пресвитер, осужденный своим епископом, сочтет, вознесшись напыщенностью и надменностью, что должен приносить Святые Дары Богу отдельно, или задумает воздвигнуть другой алтарь в противовес церковной вере, такому да будет анафема. λπιος πσκοπος, τοποτηρητς τς Νουμιδικς χρας επεν Οδ κενο δε παρεσαι, να, ν τις τυχν πρεσβτερος π το δου πισκπου καταγνωσθες, φυσιτητ τινι κα περηφαν παρθες, γσεται φελειν κεχωρισμνως για τ Θε προσφρειν, λλο νορθον θυσιαστριον οηθεη κατ τς κκλησιαστικς πστεως κα καταστσεως τοιοτος τιμρητος μ ξλθ. Βαλεντνος πσκοπος τς πρτης καθδρας τς Νουμιδικς χρας, επεν ναγκαως τ κκλησιαστικ πστει κα τξει σμφων εσι τ παρ το δελφο μν λυπου προενεχθντα Λοιπν, τ δοκε τ μετρ γπη, επατε. Толкования Зонара . Если пресвитер, подвергшись наказанию может быть отлучением, вознесется надмением, то есть тщеславием и гордостию, и отдельно совершает приношение Богу, священнодействуя сам по себе, или сам воздвигнет новый алтарь вопреки церковной вере и уставу (ибо таковый производит смятение в церковном уставе, потому что вопреки обязанности пресвитеров долженствующих быть в подчинении у епископа, он – и противодействуя, и восставая на него поступает и против веры; ибо неверные будут смеяться над верою, когда увидят, что посвященные живут безчинно); – то таковых, по словам отцев, не должно оставлять без наказания; почему собор и подверг их наказанию анафемою. И 6е правило Гангрского собора подвергло анафеме устрояющих незаконные собрания. А 31е правило святых Апостолов осуждает таковых на извержение. Аристен . Осужденный епископом, потом отделившийся от него и водрузивший алтарь, или совершивший приношение, подлежит наказанию. Кто отлучен своим епископом и не обращался к собору, которому подчинен его епископ, с тем, чтобы собор исследовал дело об отлучении и исправил сделанное неправильно, но вознесшись надмением и гордостию, окажет пренебрежение к епископу, и от церкви отделится, и воздвигнет новый алтарь, и будет приносить Богу дары; таковый, п оскольку делает это вопреки церковной вере и уставу, не должен оставаться без наказания, но должен быть предан анафеме.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

82. Поучение в день св. Тихона Задонского Святого Тихона, новоявленного Задонского Чудотворца, прославляем ныне на земле прославляем. Каково же ему воздается прославление на небе, среди святых и Ангелов? Каковы там восписуются святому Тихону похвалы и величания? На земле ко гробу святителя припадают цари и князи, и все больные ищут исцеления при мощах святителя, а на небе все Ангелы Божии прославляют его. За что? За какие добродетели? Читайте его жизнеописание и увидите, что святитель имел добродетели, которые редко встречаются между нами. Первая и самая высокая добродетель у него была смирение, добродетель, нисколько не ценимая нашим веком, зараженным гордостью, тщеславием, надменностью. Вторая – целомудрие и девственность. Но и эта добродетель мало известна нам, привыкшим вести более плотскую жизнь, чем духовную. Мы своей жизнью скорее стремимся стереть с лица земли эту высокую добродетель. Храня целомудрие и девственность, он воздержен был в пище и питии, употреблял то и другое только настолько, насколько необходимо было для поддержания тела. Он не утучнял себя различными яствами, как часто случается с нами, не тратил своих денег на роскошные обеды и дорогие одежды, а все расходовал на бедных и нуждающихся. О других добродетелях не станем и говорить. После этого подумайте, как наша жизнь далека от жизни святителя Тихона? Мы, как будто другие люди, сотворены не для того, чтобы быть подобными, угодными Богу от юности не заботимся о возрастании в добродетелях, о спасении своей души, а под старость делаемся совершенно неспособными на добрые дела. Таково большинство из нас. В такой среде живет и воспитывается молодое поколение наше. Живя и действуя в такой больной среде, можем ли научиться чему-нибудь доброму? Можем ли мы стяжать в себе те добродетели, за которые святитель удостоился быть святым и которые необходимы для спасения каждого? Хотя между нами редки люди, могущие служить примером и руководством в усовершенствовании нравственном, но мы этим не избавляемся от ответственности пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Тщеславие — ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию. Понятие «тщеславие» не следует путать с понятием «гордость». Нередко гордый человек является вместе с тем и тщеславным, однако не всегда. Тщеславный ищет похвал, признания, мирской славы. Но далеко не все гордецы ищут того же. Гордый человек может гордиться собой, возвеличивать самого себя, считать себя «выше всех», не ища славы вовне, мол, зачем, ему искать признания и славы от тех, кого он считает «ниже себя». Тщеславие как страсть По своей сути тщеславие является страстью . Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба. Тщеславные люди могут тщеславиться своими талантами, способностями, мнимыми или реальными заслугами, и даже духовными достиженими. Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком. Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде ( Ин.5:44 ). Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в смирении . Впрочем, как правило, это бывает связано с тем, что за подлинное, богоугодное смирение часто принимается ложное, лицемерное, театральное «Смиряясь» по форме, но не по существу, тщеславный гордец находит для себя дополнительные поводы к самовозвеличиванию, к тщеславной самооценке, мол, ах, какой я смиренный, какой я молодец! Особенно большое удовольствие ложно смиряющийся тщеславный гордец испытывает тогда, когда на его «смирение» с восторгом обращают внимание окружающие его люди, мол, как он смиренно кланяется, как скромно одевается, как кротко и смиренно разговаривает с батюшкой, как смиренно бьёт себя в грудь!

http://azbyka.ru/tshheslavie

Что такое гордыня Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. 23 мая, 2007 Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Часть 1. Отличительные свойства гордыни Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец. Что такое гордыня Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

http://pravmir.ru/chto-takoe-gordynya/

Вопрос: Подскажите, как бороться с гордыней, унынием и гневливостью? Отвечает игумен Пимен (Цаплин): Прп. Иоанн Лествичник. - Как вода мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева. Кротость безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров. Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляются всякое огорчение и раздражительность. Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую - Превечный и Невидимый. Преп. Максим исповедник. - Страсть гордыни состоит из двух неведений или несознаний, кои, сошедшись воедино, производят одно слиянное мудрование (гордостное). Ибо один тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности. Таким образом, гордость есть Божественного и человеческого знания лишение. Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь - надменность. Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость - приписыванием Богу исправно делаемых дел. Не малый подвиг освободиться от тщеславия! Освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частою молитвою; а признак освобождения - не злопамятовать на злословившего или злословящего. Преп. Нил Синайский. - Уныние есть изнеможение души; а душа в изнеможении не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно против искушений. - Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также - молись разумно и усиленно и дух уныния бежит от тебя. Преп. Иоанн Лествичник. - Есть отчаяние от множества грехов и тяготы совести; и есть отчаяние от гордости и возношения, когда впадшие в грехи думают, что они не были достойны (оставления до) падения: от первого исцеляет воздержание от грехов и надежда благая, а от последнего - смирение и никогонеосуждение. Блаженный Диадох. - Когда душа начнет не похотевать прекрасных земных вещей, тогда прокрадывается в нее, большей частью, некий унывный дух, который - ни охотно потрудиться в служении слова не допускает ее, ни твердого желания будущих благ не оставляет в ней; еще же и эту привременную жизнь представляет крайне непотребною, как не имеющую достойных дел добродетели, и самое ведение уничижает как дарованное и другим многим или ничего особенного нам не возвещающее. Сей теплохладной и разленяющей страсти мы избежим, если в крайне тесные вставим пределы нашу мысль, держа во внимании одну память Божию; ибо только таким образом дух, востекши в свойственное ему горение, может отгнать от себя неразумное оное разленение. 22 сентября 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6410.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010