В нашей стране, по разным подсчетам, от пяти до десяти миллионов православных воцерковленных людей. Но из этого огромного числа христиан лишь небольшой процент стремится к монашеству. Повторю, что даже верующие люди в большинстве своем оправдывают влечение к противоположному полу, называя его любовью, стремлением к деторождению. (Я не говорю, что это плохо: Церковь это дозволяет.) Однако мы можем избавиться от этого влечения своим собственным произволением, – конечно, с Божией помощью. Это пример разного отношения монашествующих и мирян к одному и тому же чувству, естественно присущему, как кажется, всякому человеку. В отношении блудной страсти как будто все ясно. Но есть страсти, которые для нас не очевидны, потому что мы с ними срослись. Как миряне срослись с мыслью о том, что брак – это вполне законное и естественное явление, и даже не задумываются о том, что возможен иной образ жизни, так и мы представляем себе наши некоторые страсти чем-то естественным. В первую очередь, это гордость, тщеславие и уныние, понимаемое, с одной стороны, как грусть, скука, а с другой, как лень, нерадение. Иногда и блудная страсть также проявляется не в откровенной форме, а в каком-либо «приличном» виде. Пристрастие к человеку иного пола прикрывается, скажем, необходимостью заботиться о его спасении. Если даже такая откровенная и мучительная страсть может преобразиться в нашем сознании в нечто «приличное» и заслуживающее оправдания, что уж говорить о гордости! Гордости мы не замечаем совершенно. Надменность, высокоумие, самонадеянность, презрение к ближним и прочие проявления этой страсти стали для нас чем-то само собой разумеющимся. Мы даже не замечаем восстания этой страсти против нас, поэтому не ведем с ней никакой борьбы, ведь борьба бывает только тогда, когда мы видим своего врага. Мы вообще не отделяем себя от страсти гордости так, как отделяем, например, от такой очевидной и мучительной страсти, как блудная. Когда нашу страсть пытаются пресечь (допустим, старица или старший по послушанию), мы воспринимаем это как посягательство на нашу личность, как вторжение в нашу внутреннюю жизнь, думаем, будто нам хотят сделать плохо. В действительности, если какой-то человек смирил нас, пусть и нечаянно, например обидев или унизив нас, то это нам полезно, – конечно, в том случае, если мы ищем, жаждем смирения, относимся к нашей нравственной жизни разумно. Однако мы ведем себя безумно, не отделяя страсть от своего существа, не разделяя себя с тем, что на самом деле противоестественно, что враждебно нам, разрушительно для нас. Поэтому в нашей монашеской жизни и бывают различные скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Апостол Петр услышал и принял это требование, тотчас же готов был идти за своим Господом и Учителем, как и куда бы Он ни повел его. Он был уже не Симон, а Петр, сердце его стало твердо, как скала; он готов на смерть, чтобы только повиноваться голосу, который сказал ему: «Иди за Мною». Господь пошел из Галилеи, Петр шел за Ним, всецело исполненный мысли о своей мученической смерти. Оглянувшись назад, он увидел Иоанна, всегдашнего своего товарища и любимого Иисусом ученика, который тихо следовал за ними. Указывая на него, он спросил: «Господи! А он что?» Почему Петр предлагает своему Господу и Учителю такой вопрос? Этот вопрос можно решать различно, как и делается это толкователями. Можно сказать, что это было излишнее и необдуманное любопытство, побудившее Петра к этому вопросу. Не довольно ему было знать, к чему он призван, какая определена была ему судьба, он хотел бы также получить достоверное известие о будущей судьбе жизни и своего соученика, тяжелее или легче будет Иоанну в жизни, чем ему. Это, конечно, излишнее любопытство. Можно далее сказать, что, может быть, в основании вопроса Петра заключалась не совсем-то чистая мысль: это было движение зависти. Он только что узнал, что ему предстоит тяжелый и трудный путь в служении Господу, что он окончит свою жизнь в борьбе и страдании, что этот путь, может быть, будет наказанием за грех отречения, которому он подпал. Между тем Иоанну ничего подобного не было возвещено, и отсюда он заключал, что на долю этого ученика падет легкий и приятный жребий, что, следовательно, он некоторым образом предпочтен ему. Поэтому он желал бы знать, тяжелее или легче, чем ему, будет Иоанну в его апостольской деятельности и жизни. Может быть, в том вопросе Петра к Господу относительно Иоанна сказалась у него минутная гордость, высокомерие. К нему только Господь обратился: «Иди за Мною», а к Иоанну такое определенное требование не относилось. Как легко могла возникнуть в сердце склонного к тщеславию и надменности ученика мысль: ты избранный; тебя, тебя преимущественно хочет привлечь к себе Господь; ты будешь Его доверенным преимущественно пред всеми другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Много было и скорбей на пути пустыннического жительства, но никогда во всю свою жизнь ни на что не жаловался Преподобный, ни на что не роптал, не унывал, не печалился, во всех недостатках и нуждах всегда был спокоен и всем доволен. Это был истинный воин Христа Бога, облеченный во всеоружие Божие против всех слабостей человеческих и искушений бесовских. Особенно подвизался он против духа гордыни за стяжание духа смиренномудрия, которое есть матерь и в то же время соль всех добродетелей. А гордость, напротив, есть матерь, или, вернее, основание всех пороков. Да, есть, дорогие братия и сестры, такой порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который, однако же, все мы в большей или меньшей степени имеем: это гордость и тщеславие. Но, чем менее примечаем мы его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность. По этой причине, пользуясь настоящим случаем для взаимного назидания, и побеседуем об этом пороке. Это особенно благовременно, потому что приближается пост, время покаяния и очищения нашего сердца, и еще потому, что мы предстоим пред ракою мощей смиренного Сергия. Предметы, которые наиболее возбуждают и поддерживают нашу гордость,– это богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость и, наконец, жизнь добродетельная. Поэтому один гордится своим богатством и положением, другой – своей физической силой и красотой, третий – своим умом, отличиями, заслугами или своими добродетелями, гражданскими или христианскими. Гордый услаждается мыслью, что все это – его собственность, и тем более надмевается и превозносится, чем тверже в нем такое убеждение. Но убеждение это, без сомнения, ложное и неправильное. Ни богатство, ни слава, ни крепость, ни красота, ни почести, если не будет в человеке истинно благочестивой настроенности, не дадут ему ничего, кроме одного суетного обольщения и надменности в душе, ибо не приносят они душевного мира и счастья, но, напротив, умножают душевные скорби и лишают душу будущей вечной жизни. Все это, все скоро разрушается от обстоятельств, времени или болезней, потому что всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Пет. 1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

...Мы, подвергаясь оскорблениям, когда нужно извинение и примирение, часто раздуваем пламя, нападаем на оскорбивших, как дикие звери, тесним их, влачим, требуем наказания за сказанные слова, и тем самым, что делаем, подтверждаем, возведенную на нас клевету (свт. Иоанн Златоуст , 47, 798). ...Врач заботится о том, как бы вылечить больного от болезни, а не о том, насколько виновен он в своей болезни. И ты будь врачом для оскорбившего тебя: об одном только старайся, как бы уничтожить болезнь его (свт. Иоанн Златоуст , 47, 838). Источник. ...Человек добродетельный, хотя бы подвергся бесчисленным оскорблениям, не потерпит никакого вреда от причиняющих их, а злоумышляющие против него скорее на себя самих поднимают меч... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 47). Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает. Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя (свт. Иоанн Златоуст , 50, 631). Источник. Оскорбляющие заставляют нас умудряться, когда мы бодрствуем над собой; а те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженною и слабою (свт. Иоанн Златоуст , 50, 864). Источник. Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних, – помысли тогда о согрешениях своих против бога и о том, что своею кротостию в отношении к ним ты умилостивишь для себя более и тот (будущий) Суд, – сказано: оставите и вставится вам (ср.: Лк. 6, 37 ), – и гнев тотчас отбежит (от тебя) (свт. Иоанн Златоуст , 51,40). ...Оскорбленная душа нелегко переносит оскорбления; но если подумаем, что прощением обиды мы делаем добро не столько оскорбившему, сколько себе самим, то легко извергнем из себя яд гнева (свт. Иоанн Златоуст , 51, 261). Источник. Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно, иначе сам себя оскорбишь... Опечалил ли кто тебя? Не огорчай его с своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты опять сделаешься подобным ему(сет. Иоанн Златоуст , 51, 338–339).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Полагая, что внутреннее «достоинство» связано с успешностью как следствие с причиной, сторонники этой позиции не отрицают и обратного: вера в высокое достоинство личного «Я» может стать причиной и движителем успеха . Ведь человек, сознающий внутреннее превосходство над другими людьми, имеет боолее ярко выраженные амбиции, а значит и более сильный мотив, более сильную потребность в карьерном или творческом росте. Стало быть, в деле достижения успешности он будет прилагать гораздо больше усилий, стараний, изобретательности, чем тот, кто согласен удовлетворяться жизнью «простачка». Имея это в соображении, некоторые родители считают естественным формировать у своих детей высокую самооценку, что, нередко приводит к высокому самомнению, гордости, надменности, тщеславию. Ты — лучший, говорят они своему чаду, ты должен знать себе цену; ты не должен общаться с тем-то и тем-то, ведь он — тебе не ровня. Что на это сказать? Указывать человеку на его достоинство и можно, и нужно. Другое дело, что при этом необходимо правильно объяснять, в чём, прежде всего, оно состоит (должно состоять). В христианстве достоинство человека усматривается в том, что он создан по образу и подобию Божьему ( Быт.1:26 ). Чем в большей степени он уподоблен Создателю, чем ближе к Нему духовно, чем выше его нравственная чистота, добродетельность, праведность, тем выше достоинство. Примером контраста мирского и духовного отношения к достоинству служит притча Христа о Лазаре и богаче ( Лк.16:19-31 ). Первый был не просто бедняком, но презираемым нищим. Казалось бы, о каком достоинстве тут можно говорить? Второй, напротив, был богат, уважаем. Одним словом, «достойный» человек. Чего в очах Божьих стоило достоинство каждого, стало ясно после их смерти. Нищий Лазарь был удостоен лона Авраамова, тогда как богач — страшных адовых мук . Но значит ли это, что Церковь  запрещает карьерный рост? Нет, не значит. История знает множество святых, реализовавших себя на поприще науки, литературы, искусства, знает святых полководцев и флотоводцев, святых правителей, князей и царей.

http://azbyka.ru/dostoinstvo

...Раздражительность живет вместе с пристрастием к деньгам, хотя бы имел их человек, или нет (прп. Макарий Египетский , 67, 261). Источник. ...Худые дела зависят одно от другого, ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от лени, лень от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия, прочие части порока также между собой связаны, как на доброй стороне связаны между собою и одни от других зависят добродетели (прп. Макарий Египетский , 89, 215). Мир страждет недугом порока и не знает того. Есть нечистый огнь, который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и к тысячам злых дел. И те, которые раздражаются и соуслаждаются, внутренне, в сердце, совершают блуд, а когда зло таким образом найдет себе пищу, впадают и в явный блуд. То же разумей и о сребролюбии, о тщеславии, о надменности, о ревности, о раздражительности. Как если позван кто на обед и предложено ему множество снедей, так и грех внушает отведать всего, и тогда услаждающаяся душа обременяется... (прп. Макарий Египетский , 89, 217–218). Источник. ...Если уничтожить в нраве кичливость, то не будет времени породиться страсти раздражения; потому что причиною такового недуга в раздраженных бывает обида и бесчестие. Бесчестие же не касается того, кто обучил себя смиренномудрию. Если у кого помысл чист от человеческого обольщения и видит он ничтожество естества, какое и ему дано в удел, также какое начало его состава и к какому концу стремится краткость и скоротечность здешней жизни, видит сопряженную с плотию нечистоту, и бедность естества, которое само по себе недостаточно было бы к поддержанию собственного своего состава, если бы недостатков его не восполняло обилие бессловесных, а сверх сего видит скорби, печали, бедствия и многообразные виды болезней, которым подлежит человеческая жизнь и от которых никто не изъят и не свободен по естеству, – то тщательно всматривающемуся в это чистым оком души не легко будет вознегодовать на недостатки воздаваемых ему почестей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У рабов Божиих то почитается излишним или источником гордости, тщеславия, а потому вредным, что употребляют не все, а только один или немногие. Потому чего не было у древних святых или нет у отцов нашего времени, не нарушающих древние обычаи, то и не следует принимать, как излишнее и бесполезное. На этом основании отцы не приняли вретища (Грубая одежда из мешковины. – Прим. ред.), как слишком бросающегося в глаза, – чем оно не только не доставляет никакой пользы духу, но еще может возродить надменность и сделать монаха неспособным к его делам. Что касается того, что некоторые известные мужи носили его, то из этого не следует выводить общего монастырского закона и не следует нарушать древних представлений святых отцов. Ибо нельзя предпочитать частный поступок общему согласию. Мы должны беспрекословно повиноваться не тем правилам и уставам, которые определены немногими, а тем, которые существуют с древних времен и утверждены многими святыми отцами. Поэтому не может нам служить законом то, что царь Израильский носил вретище ( 4Цар. 6 ), или то, что ниневитяне, услышав от пророка Ионы об определенной им казни, оделись во вретище ( Ион. 3 ); у царя Израильского вретище никто не увидел бы, если бы он не разодрал верхней одежды, а ниневитяне оделись во вретище тогда, когда никто не мог тщеславиться этим одеянием. Глава 4. О кукулях египтян Египтяне, чтобы постоянно помнить, что они должны хранить простосердечие и детскую невинность, носят и днем и ночью небольшие наглазники. Поэтому, представляя, что они дети во Христе, непрестанно поют: Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? ( Пс. 130:1–2 ). Глава 5. О колониях египтян Чтобы показать свое отчуждение от дел мирских и общения с землею, они носят льняные (colobia) туники без рукавов, едва достающие до локтей, так что у них руки совсем голы. Эта одежда приводит им на память слова апостола: умертвите земные члены ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«Ум, покрытый непроницаемой мглой неразумия, – говорит святитель Григорий Богослов, – забавляется собственной пагубой». Преподобный Амвросий учит нас не забавляться собственной пагубой, не тратить драгоценное время впустую, а наполнять каждую свою мысль глубиной, каждое слово – смыслом, каждый вздох – сокрушением и каждое движение сердца – любовью и смирением. Постепенно в сердце должно отмереть, засохнуть и исчезнуть всё то, что прикрывается и притворяется жизнью, но не является ею на самом деле. Это наши амбиции, наша гордость, самолюбие, надменность, тщеславие. «Живи попроще…», – часто слышали богомольцы из уст благодатного Старца. «Где просто – там ангелов со сто. А где мудрено – ни одного!» Оптина пустынь во времена старцев – это целая Вселенная, вместившаяся в стенах одного маленького монастыря. Еще святитель Игнатий Кавказский в середине XIX века восторженно писал: «Отец архимандрит Моисей благороднейшим своим и терпеливым ношением немощей ближнего привлек в недро обители своей избранное иноческое общество, которому подобного нет во всей России». А преподобный Амвросий – одна из самых ярких жемчужин Оптинской духовной изящной шкатулки. Один из самых сладких плодов чудесного Оптинского вертограда. Он самый благоухающий нежный цветок Оптинского букета. Каждый из нас может вдохнуть его благословенный аромат! Евгений Поселянин с огромным убеждением, испытывая необычайное доверие к Старцу, писал: «Я очень хорошо знал, что, если я стану уродом, или сумрачным, или очень поглупею – вообще лишусь возможности быть приятным, или понизится мое положение в жизни и я стану неудачником – все отвернутся от меня. А он тогда стал бы еще более греть меня. И потому я смело говорил себе, что никто больше его меня не любил и не полюбит меня. И любил он тою любовью, которую наш народ так проникновенно выражает словом " жалею " , то есть всеми силами души желая служить другому. А такая любовь всегда нужнее для счастья!» Об этой особой любви писал и великий Достоевский: «Жалость – драгоценность наша, и искоренять ее из общества страшно».

http://pravoslavie.ru/116734.html

Гордыню нельзя смешивать с достойным поведением. Первое - это когда человек считает себя лучше другого. Второе - это когда человек требует от себя качественного поведения. Как было уже сказано выше, Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано: «Начало греха - гордость» (Сир. 10:15). Значит, начало всех грехов есть гордыня. Добродетель противоположная гордыне - смирение, есть начало всех добродетелей. В Притчах Соломона есть: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притчи 16:18). Из этого следует что гордыня и ее дочерь надменность ведут к погибели и падению. У святых отцов много написано насчет гордыни. Например св. Тихон Задонский пишет: «Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается». ( Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского , Плоть и Дух, Книга 1-2, с. 246). Чтобы понять нижеследующие рассуждения как минимум нужно прочесть " Что такое гордыня " . Нужно сказать что гордыня - это не один какой-то грех, а - это целый букет отвратительных, человеконенавистнических грехов. Все эти грехи во многом тормозят жизнь гордецу. Конечно - это нужно понимать и с этим грехом нужно бороться. В особенности это нужно понимать русским людям, которые каким-то образом попадают на Запад, чтобы не поддаваться отрицательному влиянию и не копировать. Приведем здесь цитату православного русского доктора психиатра нашего времени Д.А. Авдеева , работа " Духовная сущность психических расстройств " : Приведу еще одно очень важное духовное наблюдение: " Враг пал гордостью " . Гордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот - искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными " (Иеромонах Софроний " Старец Силуан Афонский " ).

http://zavet.ru/a/rss_1394879809.html

Истинная ревность имеет основанием любовь (к Богу, к Добру, к ближнему), а ложная может быть связана с различными грехами, такими, например, как тщеславие, гордость и др. Истинная ревность обличителя чужих пороков совершается с болью и состраданием, а ложная, часто, — со злостью и презрением. Истинная ревность свойственна праведникам, а ложная свидетельствует о греховности того человека, в котором она проявляется. Чем богоугодная ревность отличается от греховной? Богоугодная ревность основывается на правильном отношении человека к Богу , к себе и окружающей его действительности, на искренней любви к Богу и ближним. Ложная ревность бывает связана с проявлением таких греховных особенностей человека как гордость , тщеславие , надменность , нелюбовь к ближним. Истинная ревность, выражаемая в обличении чужих грехов и греховных пороков, направлена к нравственной пользе обличаемого и часто сопровождается болью и состраданием по отношению к нему, а ложная часто бывает связана с желанием возвысить себя и унизить ближнего, она часто сопровождается злостью и презрением. Как преодолеть ревность греховную и стяжать ревность благую? Греховная ревность преодолевается (при помощи Божьей) посредством самоанализа, аскетического делания, участия в общецерковной жизни. Ревность благая вырабатывается по мере возрастания человека возрастом духовным, путем его жизни со Христом , во Христе. Какое качество, противоположно ревности, как стремлению к исполнению Божией воли? Противоположное ревности качество – теплохладность , равнодушие . Зачастую теплохладность развивается по мере и в связи с ослаблением ревности. Обличая теплохладных людей, Господь через книгу Апокалипсис говорит: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Что такое ревность не по разуму? Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель , как рассуждение . Ревность без рассуждения в патристике и именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью, ревностью не по рассуждению ( Рим.10:2 ). Ревность как положительное чувство

http://azbyka.ru/revnost

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010