Чтобы свет от лица Божия проникал в душу, надобно самому иметь чистое сердце: так лучи солнца проникают только сквозь прозрачные и чистые тела, сквозь тела темные не проходят. Как не каждая звезда равным блеском сияет; так не каждая душа имеет одинаковые и в равной мере добродетели. Поэтому и блеск и сияние света Христова, света непреступного не в равной силе и степени будет осиявать и облистать и души человеческие. – Итак, если я на земное солнце не могу прямо смотреть, – в состоянии ли буду смотреть на немерцающее светом лицо единородного Сына Божия? Тьма грехов наполняет мою душу. – Кто разгонит эту тьму, этот мрак? Как мы все, христиане, воззрим на это лицо, сияющее и вместе грозное, особенно когда услышим грозный глас Бога Отца: сей есть Сын Мой Возлюбленный ( Мф.17:5 ), который был на земле, принял плоть человеческую, учил вас, творил чудеса, пострадал, умер и воскрес и вознесся на небо, Которого я вам велел слушать и все повеления исполнять – почему вы Его не послушали? Почему не вняли гласу Евангелия? Почему не тронулись Его тяжкими страданиями? Почему не веровали Его воскресению и вознесению? Почему вы Его не послушали тогда, когда я во услышание говорил на Иордане и на Фаворе: того послушайте? Теперь Он судия ваш и каратель, – Я Ему отдал всякую власть на небеси и на земли – судить весь мир и каждого по его делам. О! это будет час трепета и ужаса для нераскаянных грешников, и время вожделенной радости, вечной радости – для праведников. Святого Тихона новоявленного Задонского Чудотворца прославляем ныне, – на земле прославляем. Каково же ему прославление на небе среди святых и Ангелов? Каковы там восписуются святому Тихону похвалы и величания? – На земле ко гробу святителя припадают цари и князи и все больные ищут исцеления при мощах святителя; а на небе все Ангелы Божии прославляют его. За что? За какие добродетели? Читайте его жизнеописание, и увидите что святитель имел добродетели, которые редко встречаются между нами. Первая и самая высокая добродетель у него была смирение, – добродетель нисколько не ценимая нашим веком, зараженным гордостью, тщеславием, надменностью; вторая – целомудрие и девственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Потому Священное Писание определяет, что гордость непременно подвергается суду Божию и влечет отвратительное наказание 31 . Особенно часто об этом говорится в книгах пророческих: Поникнут гордые (ψος) 32 взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое (βριστ) 33 и высокомерное (περφανον) 34 и на все превознесенное (ψηλν) 35 , – и оно будет унижено… ( Ис. 2:11–12 ), Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых (νμων) 36 , и уничижу надменность ( βριν ) притеснителей 37 ( Ис. 13:11 ). В некоторых текстах Священного Писания прямо указывается, какие конкретно наказания посылает Бог превозносящимся: Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее ( Откр. 18:7–8 ). В Священном Писании говорится не только о том, что гордецов ожидает праведный суд Божий, но и о том, что Сам Господь выступает Судией над нечестивыми, преступающими заповеданное им: Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение (τς περηφανας) 38 ( 2Мак. 7:36 ); Ты, все создавший и всем управляющий, праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо с дерзостью и превозношением (τος βρει κα γερωχ) 39 ( 3Мак. 2:3 ). Также отмечается, что иногда Бог ради вразумления гордецов не наказывает грешников за другие грехи, чтобы праведное наказание тщеславные и надменные не рассматривали как повод для своего превозношения и не коснели в гордости: Не отмщай нам за нечистоту их, и не накажи нас за осквернение, чтобы не тщеславились беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в превозношении (περηφαν) 40 языка своего, говоря: мы попрали дом святыни, как попираются домы скверны ( 3Мак. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

...Спросим тех, которые по несовершенству возраста безумствуют в молодости. Что же скажет иной о возмужавших уже, у которых хотя возраст и совершенный, но нрав непостоянен и болезнь гордости возрастает? Имя такому недугу – надменность нрава; а предлогом к гордости всего чаще служит начальство и с ним соединенное властительство; потому что или, имея его, страждут сим, или к нему готовятся, или нередко, власть уже прекратилась, но рассказы о ней снова пробуждают болезнь. И где найдешь такое слово, чтобы проникло в их слух, загражденный для гласа проповедников? Кто убедит таких людей, что ничем не разнятся они от показывающих себя на зрелище. Ибо у них надеты: личина и какая-то искусно выработанная и позлащенная багряница, и торжественно восседают они на колеснице, но вместе с тем от таких украшений не входит в них никакая болезнь гордости; но как думали они о себе до выхода на зрелище, такое же расположение сохраняют в душе и во время представления, и после того не скорбят, сошедши с колесницы и сняв с себя наряд. Но величающиеся на позорище жизни своею начальническою властью не рассуждают о том, что было незадолго и что будет вскоре после сего. Как расширяются надуваемые пузыри, так и они пыщутся при громком воззвании глашатая, надевают на себя какую-либо чужую личину, естественное положение лица переменяя в угрюмое и страшное; и голос примышляется ими более суровый, к ужасу слушающих делающийся похожим на зверский. Не остаются уже они в пределах, положенных человеку, но претворяют себя в обладающих Божиим могуществом и Божиею властью. Ибо уверены в себе, будто бы они господа жизни и смерти; потому что из судимых ими об одном дают спасающий его приговор, а другого осуждают на смерть и не обращают внимание на то, Кто подлинно Господин человеческой жизни, определяющий и начало и конец бытию; хотя к сокращению их тщеславия достаточно того одного, что многих из начальствующих во время отправления ими своего начальствования видели похищенными с начальнических седалищ и отнесенными в могилы, где голос глашатая заменил плач. Посему, как господином чужой жизни быть тому, для кого и своя – чужая? Но и он, если соделается нищ духом, взирая на Обнищавшего ради нас добровольно и имея пред очами равночестие нашего естества, однородного с ним не поругает никаким плачевным зрелищем мечтательно выказываемого начальствования, то поистине будет блажен, на временное смиренномудрие обменив Небесное Царство (свт. Григорий Нисский , 19, 371–373). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В это трагическое зерцало должны но справедливости хорошенько поглядеться все властители и государи, если что-либо подобное начинается и у них, то вовремя прекратить это, дабы не давать благому Богу повода тоже обрушить на них свой гнев, ибо сказано: «Quod uni accidit, pluribus accidere potest. Similis causae, similes producunt effectus» . Во-первых, все большие начальники и властители должны хорошо запомнить, что их сословие ненавистно дьяволу и все, что ему самому не удается сотворить с ними, он препоручает сделать и совершить своим орудиям — изменникам и мятежникам. Поэтому они не должны жить так распущенно и беспечно и проводить время неподобающе (что, увы, наблюдается у очень многих), как будто бы на свете нет больше ни дьявола, ни злодеев. Ах, нет, нет! Дьяволы сейчас все на свободе и стараются вовсю, особенно потому, что они знают, как мало у них осталось времени. Они пытаются всякими способами расшатать и опрокинуть установленный Богом порядок в государственном управлении, в церковных делах и в хозяйстве. Надежных людей теперь тоже немного найдешь, «не стало праведников» и т. д., глаголет пророк; поэтому всем правителям следует устремлять свои взоры к небесам и ревностно молиться, чтобы Бог со своими Рафаилом и Михаилом, Гавриилом и др. не покидал их на всех путях и перепутьях, не допускал бы до них мерзкого дьявола и его орудий, охранял их от всякого несчастья и даровал им счастье и благословение в их царствовании. Во-вторых, хотя Бог благой и дозволяет большим властителям, как своим посланникам и наместникам, держаться перед другими властно и величественно, они все же должны умерять себя в этом и избегать неподобающей надменности, не принимать почестей, которые подобают одному только Господу Богу, и не заставлять своих подданных воздавать их царю. Бог не может и не станет терпеть этого. Свои почести он не уступит никому и не замедлит унизить подобных честолюбцев. Как говорит один поэт: «Sunt demissa Deo curae sublimia tutus» . Какое множество примеров подтверждают это: Навуходоносора, Павсания, Красса, Помпея, Денисия, Ирода, Агриппы и т. д., а затем также и этого храброго героя Димитрия русского, с которым Господь сыграл свое суровое deposuit superbos de sede . Ибо сказано: «Suminisque negatum est stare diu» . Кто превознесется, тот вскоре будет унижен, и еще сказано у сына Сирахова, гл. 10: «Начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзости». Господь всегда посрамляет гордых и, в конце концов, низвергает их. Поэтому для властителей, а также для других высокопоставленных особ нет ничего более превосходного и похвального, чем воспитывать в себе смирение и постоянно помнить о словах, которые мудрый Симонид сказал Павсанию: «Memento te esse hominem» . Тогда неподобающее тщеславие не вселится в них.

http://sedmitza.ru/lib/text/439093/

Где смех – там нет благочиния, ни страха Божия, ни внутреннего душевного хранения (31,46). Берегись излишнего смеха, он расслабляет душу, а душа, расслабев, легко свергает с себя узду закона (45,238). Смех делает слабыми узы целомудрия; смех не воспоминает о страхе Божием; смех не боится угрозы геенны; смех – путеводитель блуда, шутливость – изобличение необузданного человека; смехотворство производит то, что мы впадаем в беспечность, смехотворство – повод к презрению (33,899). Убойся того, чтоб диавол, заметив твою веселость и громкий смех, отсутствие страха Божия и забвение того, что полезно, не вошел в твою душу и не посеял своих плевел (33,901). Безвременный смех иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит, а иногда же смех рождается и от наслаждения пищею (54,183). Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей (57,436). 4. О ПОХВАЛАХ Если охотно слушаешь похвалы о себе, то нет в тебе страха Божия (31,141). Горе нам, что мы исполнены гнусных дел, при всем том услаждаемся похвалами человеческими (31,194). Похвалы надмевают до безумия и своею усладительностью уничтожают в деле то, чем заслужило оно награду (32,13). Почему и для чего ты ищешь похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта похвала так же, как тень или что-либо еще более ничтожное, разливается по воздуху и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают (35,38). Не будем дорожить похвалою человеческою и не будем всячески добиваться славы от людей, но ради Того единственного, Который испытывает сердца и утробы, будем совершать дела добрые и убегать нечестия (35,218). Великость похвал обыкновенно угрызает совесть не менее грехов (35,817). Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженною и слабою (38,864). Уклоняйся от людских одобрений и тогда получишь многие похвалы и у Бога, и у людей (40,716).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Дамаск» был взят ассирийцами в 732 г., а Самария – в начале царствования Саргона, в 722 г. Ис.10:10 . Так как рука моя овладела царствами идоль­скими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, – Ис.10:11 . то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?» От «кумиров», по верованию древних, зависело благополучие и крепость царства. Чьи кумиры или боги были сильнее, то государство и должно было одолеть в борьбе. Царь ассирийский поэтому хочет прежде всего взять кумиров, существование которых он предполагает и в Иерусалиме. Взявши себе кумиров иудейских, он этим самым будет держать у себя в подчинении и иудейский народ. Но какого царя имеет в виду здесь Исаия? Тон речи этого царя (ст. 8–11) очень похож на хвастливый тон одной надписи, в которой Тиглат-Пилезер утверждает, что он забрал богов покоренной им Филистеи (Палестины) в таком множестве, как охотники птицеловы захватывают птиц (ср. Ос.8:5 ; Ос.10:5 ). Кроме того, 10-й ст. 10-й главы предполагает еще существование Самарии – наряду с Иерусалимом; – отсюда следует, что Исаия, по-видимому, говорит не об окончательном ее разрушении (ст. 11), которое сопровождалось переселением израильтян в Ассирию, а о взятии ее Тиглат-Пилезером в 734 г. Ис.10:12–19 . Давши Ассуру наказать Иерусалим, Господь воздаст царю ассирийскому за его надменность и царство Ассирийское ослабеет, причем главным образом уменьшится численность ассирийского войска, которою и было, собственно, сильно это царство. Ис.10:12 . И будет, когда Го­с­по­дь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: по­смотрю на успех надмен­ного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. «Свое дело» – т. е. суд над Иудою и, в частности, над Иерусалимом, не желавшим подчиниться воле Божией; какую возвещал ему, напр., пророк Исаия (гл. 7). «Посмотрю». Евр. глагол, здесь стоящий (pha kad), часто имеет значение наказывать. «Успех надменного сердца» – в переводе с евр. плод гордости, т. е. гордые, надменные речи, составляющие плод внутреннего надменного настроения ассирийского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, начнем с того, что гордость ярко выражается в любоначалии, то есть желании превосходства над другими людьми. Если нам кажется, что в нас этого точно нет, то надо повнимательнее к себе присмотреться: действительно ли это так? Евангелие рассказывает нам о том, что эта страсть действовала даже в ближайших учениках Спасителя — апостолах. А ведь они, как мы знаем, оставили всё и, не оглядываясь, последовали за Господом. Их отречение от мира — внешнее, всеми видимое, и внутреннее, невидимое другим, — было совершено с необыкновенной искренностью. Однако, несмотря на это, и в них жила страшная страсть любоначалия. Евангелист Матфей так описывает проявление этой страсти в учениках и обличение их Спасителем: В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Ученики думали уже как будто бы не о земном величии, а о славе небесной, но Спаситель и в этом случае воспретил всякое тщеславие, всякую надменность. И вместо того чтобы дать ответ на их вопрос: Кто больше в Царстве Небесном? — Он говорит: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Господь дал апостолам понять, что они вообще могут оказаться чуждыми того Царства Небесного, в котором они хотели иметь большую или меньшую славу. Мы должны постоянно держать в уме заповедь Спасителя: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою. Нам нужно воспринимать других как господ, а себя считать слугами. И это обязанность каждого христианина, какую бы должность он ни занимал, пусть он будет даже священником, епископом или патриархом. Кто хочет быть большим, конечно в духовном смысле, кто хочет приобрести большую благодать (а только это единственно ценно), тот должен быть всем слугой. Причем опасность поддаться любоначалию есть не только у того, кто обладает какими-то особыми талантами или другими преимуществами перед другими людьми. Бывает, человек как будто бы ничего собой не представляет и не может ничего особенного достигнуть, нет у него для этого ни способностей, ни каких-то необходимых качеств, но внутри он снедается скорбью, завистью, мучается оттого, что ни над кем не господствует. Терзается так, будто он лишен чего-то жизненно важного. Тот факт, что мы ничего собой не представляем, не занимаем никаких должностей, еще не обеспечивает нам спокойствия. Вполне может быть, что в нашей душе живет червь, который нас грызет, не дает нам покоя, отвлекает от мысли о спасении и, по сути, делает нас нарушителями заповеди Спасителя о том, что мы должны друг перед другом смиряться, быть друг другу рабами и слугами.

http://isihazm.ru/?id=547

Поэтому Он и обращается часто к Отцу, выражая между тем и собственную власть. А если бы Он все говорил о Себе сообразно с собственным божественным достоинством, то они не принимали бы слов Его, так как и за немногие подобные выражения гнали Его и часто хотели побить камнями. С другой стороны, если бы, применяясь к ним, Он говорил о Себе только смиренно, то впоследствии это послужило бы многим во вред. Таким образом Он перемешивает и разнообразит Свое учение о Себе, и смиренными выражениями, как я сказал, заграждает уста их, а словами сообразными с достоинством Его удаляет здравомыслящих от уничиженного понимания выражений Его и показывает, что такое понимание вовсе не приличествует Ему. Быть посланным – это выражает перемену места, а Бог вездесущ. Для чего же Он говорит о себе: “послан”? Он употребляет чувственное выражение, чтобы показать Свое единомыслие с Отцом. К той же цели направляет Он и последующие слова: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.5:24 ). Видишь, как часто Он повторяет одно и тоже, чтобы исправить мнение иудеев, чтобы и этими и последующими словами, и страхом и обетованием благ победить упорство против Него, – как много и здесь опять нисходит в выражениях о Себе? Не говорит: “слушающий слова Мои и верующий в Меня”; они почли бы это гордостью и крайним тщеславием в словах, потому что если, спустя уже долгое время, после бесчисленных чудес, они приписывали Ему надменность, когда Он говорил, таким образом, то тем более в настоящем случае. Так они говорили Ему впоследствии: «Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек» ( Ин.8:52 ). Итак, чтобы и теперь они не пришли в ярость, Он вот что говорит: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную». От этого слово Его немало делалось удобоприемлемым для них, то есть – от вразумления, что слушающие Его веруют Отцу. Охотно приняв это, они уже удобнее могли принять и прочее. Таким образом, употребляя уничиженные слова о Себе, Он приготовляет и пролагает путь к понятиям высшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слушай Апостола далее: вот он опять направлает слово свое против тщеславия, гордости и надменности: кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Лучше сего нельзя сказать: обольщает сам себя. Не за все должно обвинять диавола; человек иногда сам для себя есть диавол. Ибо для чего должно опасаться диавола? Конечно для того, чтоб он не обольстил тебя. Итак не сам ли ты для себя становишься диаволом, когда сам себя обольщаешь? – Что потом? – Каждый пусть испытывает свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Если ты делаешь какое-либо доброе дело, и делаешь его потому, что тебе приятно за сие слышать похвалу от другого, а если бы другой не стал хвалить тебя, ты оставил бы и совершение доброго дела, не слыша за сие хвалы: то в сем случае ты имеешь похвалу в другом, а не в себе самом. Когда другой хвалит тебя, ты делаешь; а если случится, что даже доброе твое дело не понравится человеку, хотя бы то глупому, ты не делаешь его. Не видишь ли, как многие хвалят таких людей, которые расточают свое имущество на комедиантов, и которые ничего не дают бедному? Ужели совершаемое сими людьми дело должно почитать добрым потому, что их хвалят? – Проснись же! Хвалимь есть грешный в похотех души своея ( Псал. 9, 24 ). – Все вы на сие соглашаетесь, потому что знаете Святое Писание, из которого мы приводим свидетельство. Пусть же услышат это и те, которые не знают оного. В Святом Писании возвещено: яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Если же хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть; то ищи теперь себе хвалителей. Тебя терзают злые похоти? Предавайся ежедневно нечестию для удовлетворения своих похотей, и ищи себе хвалителей. Поверь мне, ты найдешь одних льстецов и обманщиков. Как обманщиков и льстецов? – Я объясню свои слова. Льстецы суть те, которые знают, что ты худо делаешь, и однакож тебя хвалят; а те, которые хвалят тебя за худое дело потому, что почитают оное добрым, не суть льстецы, поскольку от сердца хвалят, но суть обманщики, поскольку непрестанным одобрением худых твоих действий обманывают тебя, и не дают тебе собраться с мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Тут до боли ощущаешь собственную немощь. И еще – подлинный масштаб священника Александра Ельчанинова. Благодарю Бога за таких пастырей, как священник Александр. Вот бы собрался кто-нибудь из опытных духовников и рассказал о других страстях, по аналогии с гордостью, пусть даже не получится так замечательно, как у Ельчанинова, все равно интересно будет почитать. В ответ найдутся прагматики: «Жди – пока кто-то из опытных пастырей соберется, ждать не доживешь. Не обязательно ждать пока все другие сделают. Пусть кто-нибудь из церковных журналистов возьмет у опытного священника интервью, выстраивая его по аналогии с «Записями» Ельчанинова». Хорошо бы, интересно будет почитать. ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ   Священник Александр Ельчанинов Отец Александр Ельчанинов — известный пастырь в Зарубежной Руси в Париже. Скончался в 1933 г. Эта работа была опубликована на эл. страницах Русской православной церкви в Балтиморе, США под заглавием «Демонская твердыня». Содержание: Часть 1 — отличительные свойства гордыни; Часть 2 — Как проходит эта духовная болезнь; Как распознать в себе гордость? Часть 1 — отличительные свойства гордыни Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец. Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

http://pravmir.ru/o-glavnom-vrage-hristi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010