Если эти мысли, принятые смиренным и кротким сердцем, не будут подвергнуты рассмотрению более зрелого брата или опытного старца, полагаясь на их решение – принять ли их нам или отвергнуть, из опасения, как бы в помыслах своих вместо ангела света не принять ангела тьмы, то мы подвергнемся тяжкой погибели. Этой погибели невозможно избежать никому, кто полагается на свое суждение, если, сделавшись любителем истинного смирения и исполнителем, со всем сокрушением сердца не будет исполнять следующее увещевание апостола: " если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» ( Флп.2:1–3 ). Еще: «в почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим.12:10 ), чтобы всякий, товарищу своему приписывая больше знания и святости, верность суждения приписывал скорее мнению брата, нежели своему мнению. Глава 12. По какой причине не должны в собеседовании пренебрегать низшими По обольщению дьявола или по заблуждению человеческому, по которому никто в этой плоти не может не обманываться, как человек, часто случается, что имеющий более острый разум и больше познаний, иногда нечто ложное принимает умом; и тот, кто имеет тупое дарование и меньше знания, кое-что понимает правильнее, истиннее. Поэтому никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной надменности не должен думать, что не нуждается в наставлении другого. Ибо хотя бы дьявольское обольщение и не обмануло его суждения, однако он не избежит тяжких сетей возношения и гордости. Кто без крайней опасности погибели может присвоить себе это, когда и сосуд избранный, в котором говорил Христос ( 2Кор.13:3 ), как он сам исповедывал, для того только взошел в Иерусалим, чтобы Евангелие, которое он по откровению и содействию Господа проповедовал язычникам, предложить своим соапостолам на особое рассмотрение ( Гал.2:2 )? С этими заповедями не только сохраняются единодушие и согласие, но и все наветы противника дьявола, и сети обольщений его не страшны бывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив через молитву просимое, не впали в большее самомнение (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Простые же сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом, ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу (прп. Иоанн Лествичник , 58, 149). Источник. Тщеславию свойственно лицемерие и ложь... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславие истребляется укрыванием добрых дел... (авва Фалассий, 92, 291). Тщеславию свойственно действовать напоказ... (авва Фалассий, 92, 312). Между человеческими действиями многие добры сами по себе, но бывают недобрыми по какой-либо причине. Например, пост и бдение, молитва и псалмопение, милостыня и странноприимство сами по себе суть дела добрые, но когда делаются из тщеславия, тогда они уже не добры (прп. Максим Исповедник , 92, 184). Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь – надменность (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость – приписыванием Богу исправно делаемых дел (прп. Максим Исповедник , 92, 206). Кто творит добродетели из тщеславия, тот и познания ищет из тщеславия же. Но такой ничего уже не делает и не говорит для назидания, но во всем ищет уловить славу от видящих дело его или слышащих слово его. Обличается же страсть сия тем, если когда некоторые из таковых станут хулить слова или дела его, он крайне огорчается Тем не потому, что те не получили назидания, ибо сей цели он и не имел, но потому, что он унижен или уничижен ими (прп. Максим Исповедник , 92, 209).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В наш век гордость – одна из самых распространенных страстей среди людей. И естественно, она весьма распространена в различных видах среди юного поколения. Гордость – самая губительная из всех страстей. Она погубляет всякую добродетель и всю жизнь человека делает нечистой, даже если человек имеет какие-либо добрые дела 538 . Нечист пред Богом всяк высокосердый, – говорит Писание ( Притч.16:5 ). «Нет никакой другой страсти, которая бы так все добродетели истребляла, лишала человека всякой праведности и святости и обнажала, как гордость, как главная какая и всегубительная болезнь», – говорит преподобный Иоанн Кассиан 539 . По словам святителя Тихона Задонского , «гордым заключается небо, и вместо неба ад определяется» 540 . Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ). Он праведным судом Своим отнимает благодать Свою от гордого, и тогда доступ к нему имеет сатана, дух гордый и злобный – сатана по причине гордости сделался из Архангела диаволом. Человек, оставшийся без благодати Божией, будучи слаб и удобопреклонен ко злу, удобно впадает во всякий грех. Таким образом, гордость бывает причиной множества других грехов. Священное Писание и святые Отцы свидетельствуют, что страсть гордости есть начало всех грехов и пороков ( Сир.10:15 ; Тов.4:13 ) 541 . Из гордости, как из некоего источника, проистекают следующие пагубные страсти и грехи. – Гнев и раздражительность, которые, в свою очередь, плодами своими имеют неприязнь, злопамятность, вспыльчивость, грубость, дерзость, немирность, мнительность, жестокость, очерствение души. От гнева – споры, обиды, ссоры, драки. – От гордоститщеславие, властолюбие, высокомерие, надменность, зависть, соперничество. От этих злых страстей, особенно от зависти, – злоба, ненависть, злорадство, злые насмешки, осуждение, злословие, наушничество. – От гордости и тщеславия – многословие, пустословие, кощунство, неприличный смех и шутки, болтливость, легкомысленное остроумие и другие грехи языка. – От гордости – лукавство, притворство, ложь, обман и множество других грехов и пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Премудрый подвижник святой преподобный Иоанн Лествичник выявил опытно начальниц всех страстей человеческих. Им явились две страсти: тщеславие и гордость – начальницы и родительницы всех страстей. 62 «Самый главный источник какой всех наших горестей? Гордость. Вот этого надо бояться... Именно эту гордость у всех воспитывают сейчас. Надменность, гордость, культ силы, культ красоты. А что же это дитя – не образ и подобие Божие? А что ж там калека-старуха сидит, дремлет на лавочке – не красавица? Не образ и подобие Божие?» 63 – так обличает эти страсти отец Зосима и обращает внимание на то, что гордыня затмевает образ Божий, по которому создан каждый человек, вне зависимости от его внешних качеств, возраста и пола. Гордый человек не видит не то что Христа в каждом человеке, он кроме себя уже мало кого замечает, начинает рассуждать о себе в третьем лице, считает себя незаменимым. Особенно нелепо выглядит такой человек из церковной среды: «Как страшны эти люди гордые, надменные. Как на них ужасно, печально смотреть. И при храме находится, а гордыня такая, надменность, плавает важно, ходит, выкаблучивается, считает себя уже незаменимым такой человек. Незаменимых у Бога никого нет. Сегодня ты, завтра на твоем месте пятеро будут, Господь будет посылать. Исправляйся в душе, постоянно чувствуй свое недостоинство, чувствуй свои недостатки, чувствуй свою гордыню. Чувствуй это все! И исправляйся, – смиренным Господь дает благодать». 64 Смирение, послушание и самоукорение – вот рецепт избавления от гордости. Это рекомендует и святой Иоанн Лествичник , проверяет эти средства на себе и доказывает их эффективность. Ни в коем случае не надо оправдывать себя, даже если прав: «И главное – бороться с гордыней, с этим «я». Натворим, а потом еще и невиноватыми стараемся быть. Это очень тяжелое, горделивое, страшное чувство человека. Да избавит Господь всех от этого чувства гордости». 65 Оправдывающий себя автоматически становится обвинителем. Уязвленное самолюбие требует найти виновника своих страданий, восстановить «попранную справедливость:» «Всегда у нас закипает чувство мести, как будто бы справедливости какой. Это не справедливость, это гордыня в нас закипает. Никогда не нужно быть мстительными, всегда нужно прощать». 66

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Величайший знаток глубин человеческого духа, преподобный Исаак Сирин , в своем 41м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке. И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя»; оставим его как общий термин, покрывающий все вышеперечисленные термины. Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, начало и конец. Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? «Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными и т.д.» — все это, пока есть зрители. Детская и юношеская застенчивость часто ни что иное, как то же скрытое самолюбие и тщеславие. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все», «только мелкие грехи — никого не убил, не украл». В дневниках графини Софьи Андреевны Толстой есть такое характерное место: «И то, что я не умела воспитать детей (вышедши замуж девочкой и запертая на 18 лет в деревне), меня часто мучает». Главная покаянная фраза совершенно отменяется самооправданием в скобках. «Бес тщеславия радуется, — говорит прп. Иоанн Лествичник , — видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия». «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану — тщеславием облекаюсь; соблюдаю молчание — паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами».

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

Встречая в творениях святителя Тихона определения гордости, нельзя не заметить их преимущественную, по сравнению с определениями других страстей, близость к определениям греха в целом: гордость есть «начало и корень всякого греха» и сама «смертный грех», «язва, нанесенная врагом в грехопадении», «тяжкий недуг души» и одновременно «яд, умерщвляющий ее», «есть тьма душевная», «плод духа злобы», «путь широкий», и, вообще, «признак неисправной души» (27, 220–221). Свидетельствует эта близость в первую очередь о том, что гордость сама является грехом по преимуществу 19 , почему и может быть названа им в собственном смысле слова. Говорит святитель и о едином их источнике. «Гордости начало есть диавол», которому человек гордостью же и порабощен (3, 157; 27, 222). Второй отличительной, в смысле опасности, особенностью гордости является ее глубокая сокровенность в сердце, почему святитель пишет и о «психологическом» начале (а равно и следствии) гордости – «незнании человеком самого себя», которое «ослепляет» его (6, 209). Гордость «не допускает узнать и признать свое окаянство, и так остается человек и пребывает в бедности своей и окаянстве» (27, 220). Потому «нет ничего труднее гордости», и «с великой неудобностью и такожде не без помощи Божией побеждаем ее» (3, 157). Опасна гордость и тем, что, подобно тщеславию, «всякую добродетель душевную погубляет, все житие наше нечистым сотворяя, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили», – цитирует святитель Тихон святого Иоанна Златоуста , раскрывая и причину этого: «Христиане, потерявшие веру во Христа, гордость как Бога почитают», почему «душе, болящей гордостью, невозможно видеть Божество» (27, 222, 225). На библейских примерах святитель показывает тот «конец, к которому гордость приводит: она высоко возносится, но весьма низко спадает ( Лк. 18,10–14 и др.)» 20 (3, 158). Гордый человек: 1) возвышает себя, «добро, какое имеет у себя, себе самому, своему тщанию и трудам, и своему разуму приписывает, а не Богу; высшим не покоряется, равным и нижним (низшим себя – и. Н.) не уступает; в словах и поступках надменность и пышность некую показует; славы, чести и похвалы всяким образом ищет; везде и всем ищет себя показать, бесстыдно себя хвалит и возвышает, высоко себя и дела свои превозносит; хвалится и тем добром, которого не имеет; дела выше сил своих начинает, в чужие самовольно вмешивается; власти и родителям своим не покоряется, ни повинуется», всегда желая «волю хотения своего поставить и утвердить»; 2) тяжело переносит свое уничижение и потому «недостатки и пороки свои весьма тщится скрывать; увещания, обличения, совета не приемлет; в презрении и незнаемости быть не терпит; сана, чести или начальства лишившись ропщет, негодует, а часто и хулит; следственно, гордость гневлива, завистлива, нелюбительна, ненавистлива»; 3) склонен «других людей презирать и уничижать; дела их пересуживать, погрешности возвышать, хвалу уменьшать, и прочая» (2, 141; 3, 158; 6, 209; 27, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

От гордости происходят споры, драки, убийства, поединки, противление начальству, несправедливые войны. По всем этим причинам гордость – самый богопротивный грех. В конце времен в лице антихриста и нечестивых его служителей гордость будет наказана Страшным Судом Божиим ( 2Фес.2:12 ). Гордость не только сама по себе есть грех тяжкий и богомерзкий, но является причиной многих других тяжких грехов, других страстей и пороков. Ибо Бог, Который гордым противится, по праведному Своему суду отнимает Свою благодать от гордого; сатана же, как гордый дух и человекоубийца, к такому человеку удобно приступает ( Мф.12:44 ). И человек, оставшийся без Божией благодати, вовлекается во множество других страстей и грехов – порождений самой гордости. «Где совершилось грехопадение, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – там прежде водворялась гордость, ибо гордость есть провозвестница всякого грехопадения. Она одна может заменить все страсти» 317 . Страсти, рождающиеся от гордости Из гордости, как из гнилого источника, проистекают следующие страсти: 1 . Властолюбие (любоначалие), высокомерие и надменность 318 . 2 . Гнев и раздражительность. Гнев есть страстное и болезненное переживание сердца, рождающееся от нанесенной обиды. Страсть гнева есть воспоминание скрытой ненависти и желание зла огорчившему 319 . Гнев есть проявление оскорбленного тщеславия и гордости и безмерного самолюбия. Ибо самолюбивый и гордый человек во всем ищет своей корысти, славы и чести, а когда видит в чем препятствие своему намерению и желанию, то приходит в расстройство, печалится и гневается на того, кто ему препятствует. Гнев есть мучительная и лютая страсть, которую трудно скрыть или утаить. Во время гнева у человека даже внешний вид изменяется: «Весь человек в гневе изменяется, весь вид бесноватому подобен является» 320 . Страсть гнева плодом своим имеет раздражительность, неприязнь, негодование, грубость, дерзость, немирство, досаждение, вспыльчивость, памятозлобие, мстительность, бесчеловечность, жестокость, лютость, вражду, наглость, очерствение души, лицемерие, лукавство, коварство и злобу (как застарелый гнев). От гнева – ярость, споры, обиды, проклятия, ссоры, драки, убийства и т. п. От гнева и другие тяжелые состояния души – печаль и уныние. Гнев и раздражительность более всего удаляют от нас Святого Духа 321 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Плотская гордость как гордость житейская побуждает христианина искать суетной земной славы и комфорта, удобств, разнообразных благ и временных удовольствий мира сего. Духовная гордость Этим видом гордости искушаются люди совершенные, преуспевшие в подвигах и добродетелях. · «Этот род гордости не многим известен и премногими испытывается, потому что не многие стараются стяжать совершенную чистоту сердца, чтоб дойти до таких браней. Она обыкновенно борет только тех, которые, победив все другие страсти, находятся уже почти на самом верху добродетелей. Хитрейший враг наш, поелику не мог одолеть их, влеча к плотскому грехопадению, теперь покушается запнуть их и низринуть падением духовным, замышляя чрез него лишить их всех прежних плодов, стяжанных с большим трудом. · плотскими страстями,… запинает грубою и, так сказать, плотскою надменностью. И потому об этой, в которую впадать подвергаемся опасности наипаче мы или люди нашей меры и особенно души юных или новоначальных »  230 . Иноческая гордость «Инок, так не добре начавший свое мироотречение, никогда не может вместить истинного простого смирения Христова. Он не перестанет или хвалиться знатностью рода, или надмеваться прежним мирским чином, который оставил только телом, а не сердцем, или возноситься деньгами, удержанными при себе на свою пагубу, потому что из-за них не может уже он ни спокойно нести иго монастырских порядков, ни подчиняться наставлениям какого-либо старца»  231 . Стадии гордости Условия развития гордости можно разделить на три стадии. · «Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости  предвещает  появление тщеславия»  232 . · «Начало гордости – укоренение тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание о своих трудах, самохвальство в сердце, ненавидение обличения; а конец – отвержение Божией помощи, высокомерное упование на свое тщание, бесовский нрав»  233 . Внимательно наблюдая за собой, можно понять, в какой фазе болезни мы пребываем. · «Иное дело – превозноситься, иное – не превозноситься, и иное – смирение. Один целый день судит; другой ни о чем не судит, но и себя не осуждает; а третий, будучи неповинен, всегда сам себя осуждает»  234 . Как проявляется страсть

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   Предшествуют страстям и являются их причиной помыслы, мечтания и, как осуществление сего, «греховные дела». «Кормилицей» же страстей является самолюбие. Обычно оно способствует беспечности, расслабляет душу, делает ее «вялой к прохождению пути безмолвия».    Ввиду особой опасности страстей для внутреннего делания преподобный Григорий останавливает на них должное внимание и подробно перечисляет их. Все страсти он подразделяет на шесть групп: 1) страсти раздражения, 2) вожделения – воли, 3) плотские страсти, 4) слова, языка, 5) страсти ума и 6) рассудка. Это:    Гнев, досада, бранчливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, тщеславие и пр. Любостяжание, распутство, невоздержание, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие и самолюбие («тягостнейшее» других страстей). Блуд, прелюбодеяние, нечистота, распущенность, несправедливость, чревоугодие, леность, рассеянность, привязанность к миру, жизнелюбие и др. Неверие, хула, лукавство, коварство, любопытство, двоедушие, злословие, клевета, осуждение, унижение, кощунство, лицемерие, ложь, сквернословие, пустословие, лесть, иронизирование, тщеславие, человекоугодничество, превозношение, клятвопреступление, празднословие и пр. Самомнение («госпожа страстей»), высокомерие, самовосхваление, любовь к спору, негодование, самодовольство, противоречие, непослушание, мечтательность, склонность к вымыслам, любопоказность – влечение к помпе, славолюбие и гордость («первое и последнее из всех зол»). Блуждание, легкомыслие, раболепство, омрачение, ослепление, отступление, прилоги, согласие, склонения, превращения, отвержения и пр.     Из всех страстей преподобный Григорий выделяет восемь «начальственных» (важнейших, опаснейших): три главных – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять с ними связанных – блуд, гнев, печаль, леность и гордость. И еще более часто святой Григорий предостерегает от двух страстей – блуда и уныния. Эти две страсти он считает крайне суровыми и тяжкими, господствующими «над несчастной душой» и обессиливающими ее, делающими «природу нашу вялой, расслабленной и как бы разбитой параличом». А так как они тесно сочетаются между собой, святой Григорий видит в этом их несокрушимость, непреодолимость и непобедимость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Все страсти он подразделяет на шесть групп: 1) страсти раздражения, 2) вожделения - воли, 3) плотские страсти, 4) слова, языка, 5) страсти ума и 6) рассудка. Это:Гнев, досада, бранчливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, тщеславие и пр.Любостяжание, распутство, невоздержание, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие и самолюбие ( " тягостнейшее " других страстей).Блуд, прелюбодеяние, нечистота, распущенность, несправедливость, чревоугодие, леность, рассеянность, привязанность к миру, жизнелюбие и др.Неверие, хула, лукавство, коварство, любопытство, двоедушие, злословие, клевета, осуждение, унижение, кощунство, лицемерие, ложь, сквернословие, пустословие, лесть, иронизирование, тщеславие, человекоугодничество, превозношение, клятвопреступление, празднословие и пр.Самомнение ( " госпожа страстей " ), высокомерие, самовосхваление, любовь к спору, негодование, самодовольство, противоречие, непослушание, мечтательность, склонность к вымыслам, любопоказность - влечение к помпе, славолюбие и гордость ( " первое и последнее из всех зол " ).Блуждание, легкомыслие, раболепство, омрачение, ослепление, отступление, прилоги, согласие, склонения, превращения, отвержения и пр.Из всех страстей преподобный Григорий выделяет восемь " начальственных " (важнейших, опаснейших): три главных - чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять с ними связанных - блуд, гнев, печаль, леность и гордость. И еще более часто святой Григорий предостерегает от двух страстей - блуда и уныния. Эти две страсти он считает крайне суровыми и тяжкими, господствующими " над несчастной душой " и обессиливающими ее, делающими " природу нашу вялой, расслабленной и как бы разбитой параличом " . А так как они тесно сочетаются между собой, святой Григорий видит в этом их несокрушимость, непреодолимость и непобедимость.Как бы обобщая все сказанное о страстях, святой Григорий с истинно иноческой заботой о заблудших и тревогой за них пишет: " Воцарение в человеке по беспечности хотя бы одной из названных страстей ополчает на него весь сонм зол во главе с гибельным неверием и опустошает его душу, становящуюся от демонских смущений и шума как бы вторым городом Вавилоном… Он делается тогда страстным врагом и обвинителем безмолвствующих, всегда изощряя против них свой язык как бритву и обоюдоострый меч " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010