Evangelium secundum Ioannem. Floss, c. 297–348). От этого труда сохранились только три отрывка, довольно значительные впрочем по объему (гл. 1,11–29. Ill, 1 -IV, 28. VI, 5–14). Заглавие произведения и имя автора не сохранились, но древность рукописи и содержание отрывков не могут, кажется, оставлять сомнения в принадлежности его Эригене. Начало первого отрывка захватывает несколько стихов, истолкованных с большею подробностью в гомилии (гл. I, 11–14); сличение его с гомилией, однако, едва ли может привести к какимлибо выводам об отношении их по времени. Особен ности в содержании комментария, близкое знакомство автора его с греческим богословием, заставляют относить его вообще к позднейшим произведениям Эригены 219 . И здесь, как и в гомилии, имеется в виду греческий текст Евангелия. Толкование отличается обстоятельностью и имеет научно-спекулятивный, не практически-назидатель – ный характер. Истолковываемый текст дает при этом нередко повод комментатору к самостоятельным экскурсам в область спекуляции. В полном виде комментарий, если он доведен был до конца, должен был приближаться по величине к сочинению о разделении природы (по приблизительному расчету – 400 или 500 столбцов издания Миня), и если бы сохранился вполне, имел бы без сомнения весьма важное значение для уяснения воззрений Эригены в некоторых частных пунктах. Отрывки изданы были Равессоном, по найденной им в Лаоне рукописи, может быть, IX века, в 1849 году; перепечатаны у Флосса, с присоединением поправок 220 . III. Жubя при дворе и пользуясь покровительством короля, уче ный в силу обычая того времени, по необходимости, так сказать, должен был выступить и в роли поэта. Сохранилось до 16 стихо творений Эригены на латинском языке, греческие фразы из нескольких не дошедших до нас и два стихотворения на греческом языке. Были уже упомянуты стихи, стоящие в связи с переводами Дионисия (Floss, с. 1029–1030, с. 1037–1038, с. 1194 ­­ p. XXIII) и Максима (с 1235–1236, Sect. Ill, I ш). Из прочих (с. 1221–1240) некоторые напи саны, по-видимому, на особые случаи: I, ι, где воспевается возращение Карла после поражения Людовика Немецкого в 859 году 15 января; I У – похвала Ирминдруде, супруге Карла Лысого (V, ι, 20 – Карлу); II п, V, и – в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Ты видишь, какое множество противных сил и злейших демонов собирается против Иисуса и воинства Израиля. До прихода Господа нашего и Спасителя все эти демоны спокойно и безмятежно пребывали в душах людей и правили их умом и телом. Но когда на землю «явилась благодать» и милость «Спасителя нашего, Бога» ( Тит.2:11 ) научила нас жить в этом мире благочестиво и целомудренно, отвратившись от всякой скверны греха, чтобы каждая душа освободилась и приняла «образ Божий» ( Быт.1:27 ), по которому она изначально создана, тогда прежние обладатели ее воздвигают на нее битвы и брани. И если повержен первый, то еще больше восстают и, объединившись во зле, непрестанно враждуют против добра. И если они терпят поражение во второй раз, и в третий, то восстает еще более великое множество сил зла. И поэтому, возможно, чем более усиливается народ Божий, чем более он множится и возрастает, тем больше тех, кто замышляет напасть на него. 2 . Попытаемся, однако, если даст Бог, исследовать некоторых царей неприятельского войска и через значение имени каждого из них рассмотрим те злые дела, которые они совершают. Прежде всего – зачинатель войны, объединивший других и призвавший их на дела беззаконные, именем Иавин, бывший царем Асорским, созвавший, как сказано, всех прочих ( Нав.11:1 ). «Иавин» значит «ум» или «разумение». Что же тогда есть этот ум и разумение, если не то, что пророк Исайя называет «ум высокомерный»? Ибо говорит он: «Посмотрю на ум высокомерный царя Ассирийского, который говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их» ( Ис.10:12–13 ). Таким образом, тот, кто назван «ум высокомерный», там есть царь Ассирийский, здесь же Иавин – «ум» или «разумение». Ибо написано, что в раю змей был «умнее всех зверей полевых» ( Быт.3:1 ), живущих на земле. И то «управитель неверный», который, как сказано, «разумно 16 поступил» ( Лк.16:8 ) в том, что сделал. Этот Иавин – царь Асора, но «Асор» значит «двор». Таким образом, вся земля есть двор царя, дьявола, который властвует над ней, как над своим двором. Хочешь убедиться, что двором является сама земля? В Евангелиях написано, что сильный беспечно спит в своем дворе, пока не придет сильнейший, который «свяжет сильного» «и тогда расхитит двор 17 его» ( Мф.12:29 ). Следовательно, царь двора – «князь мира сего» ( Ин.16:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2011. S. 6-7). Согласно свидетельству Кассиодора, в его время было известно 16 гомилий О. на кн. Бытие (см.: Cassiod. De inst. div. lit. I 1. 9); столько же гомилий в лат. переводе Руфина. В перечне блж. Иеронима говорится о 17 гомилиях (см.: Hieron. Ep. 33. 4. 6), однако исследователи считают, что изначально речь шла также о 16 гомилиях, а число 17 является позднейшей правкой переписчиков, к-рые включили в общее число гомилий на кн. Бытие присоединенную к ним на раннем этапе распространения лат. перевода Руфина не принадлежащую О. 17-ю гомилию (CPG, N 1520; см.: Habermehl. 2011. S. 5). В действительности эта гомилия является подборкой отрывков из сочинения Руфина «О благословениях патриархов» (De benedictionibus patriarcharum; CPL, N 195). В греч. оригинале сохранилось ок. 20 кратких отрывков в катенах; все они относятся ко 2-й гомилии (тексты в параллельном представлении см.: Origenes. Werke mit deutscher Übersetzung. 2011. Bd. 1. Tl. 2. S. 296-329). В гомилиях на кн. Бытие, как и в последующих циклах гомилий на Пятикнижие Моисеево, О. считает своей основной задачей представление духовного, т. е. аллегорического, смысла библейского повествования. Этот смысл во мн. случаях подразделяется у него далее на мистический (т. е. связанный с христ. учением об Иисусе Христе, о Церкви, спасении, мировой истории, буд. судьбах мира и т. п.) и нравственный (т. е. относящийся к духовно-нравственной жизни отдельного человека). Наибольшее внимание исследователей привлекала 1-я гомилия, в к-рой О. предлагает толкование рассказа о сотворении мира и человека. Как и в др. гомилиях, для объяснения букв. смысла текста и перехода к аллегорическому смыслу О. широко использует здесь метод привлечения параллельных мест из др. книг Библии, в особенности из НЗ. Напр., образ «бездны» (Быт 1. 1) объясняется как указание на место пребывания диавола и злых духов со ссылкой на Евангелие от Луки (см.: Лк 8. 31). Процесс творения мира Богом О. последовательно соотносит в аллегорическом толковании с внутренней жизнью человека: небо - это духовный человек, земля - плотский человек, вода - человеческий ум; растения - добрые дела; птицы - добрые помыслы пресмыкающиеся - злые помыслы, и т.

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

Поэтому Исаак как слово закона сеет ячмень и в этом самом ячмене обретает плод «во сто крат» ( Мф.13:8 ). Ибо даже в законе найдешь мучеников, принесших плод «во сто крат». Так и Господь наш, Евангельский Исаак, говорил апостолам о вещах более сложных и совершенных, а народу – о вещах простых и понятных (ср. Мф.13:34 ). Но хочешь ли видеть, что даже Он предлагает новоначальным ячмень? Сказано в Евангелиях, что Он накормил народ во второй раз (ср. Мф.15:32 и далее). Тех, кого Он кормил первый раз, то есть новоначальных, Он насыщал хлебами ячменными (ср. Ин.6:9 ). Но позднее, когда к тому времени они возросли в слове и учении, Он дает им хлебы пшеничные. И после этого сказано: «Благословил его [Исаака] Господь. И стал великим человек сей» ( Быт.26:12–13 ). В законе Исаак был незначителен, но со временем становится великим. С течением времени он становится велик в пророках. Ибо пока он пребывает в одном лишь законе, он еще не велик, так как и на нем лежит покрывало. Поэтому он еще не возрастает в пророках; но когда он достигает того, что сбрасывает это покрывало, тогда становится «весьма великим». Когда буква закона начинает отделяться, как мякина от ячменя, и оказывается, что «закон духовен» ( Рим.7:14 ), тогда Исаак превозносится и становится «весьма великим». Ибо заметь, что и Господь в Евангелиях преломляет несколько хлебов; обрати внимание, сколько тысяч людей Он насыщает и сколько остается кусков (ср. Мф.14:19 и далее, 15:36 и далее, 16:9). Пока хлебы остаются целыми, никто не может насытиться ими, и сами хлебы не умножаются. Итак, посмотри, как мы преломляем несколько хлебов: мы берем несколько слов из Божественного Писания, и много тысяч человек насыщаются. Но если не преломить эти хлебы, если ученики Христа не измельчат их на куски, иными словами, если букву не разделить на мелкие части и не рассмотреть ее, ее смысл не сможет достичь каждого. Но когда начнем изучать и обсуждать каждый отдельный вопрос, тогда народ усвоит столько, сколько сможет. А то, что не сможет, будет собрано и сохранено, «чтобы ничего не пропало» ( Ин.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Из наследия выдающихся гомилетов Востока больше всего внимания в исследованиях Певницкого уделено красноречию Оригена (185–284 гг.) 63 . Ему посвящены четыре большие статьи, опубликованные в «Трудах Киевской духовной академии» (1879. С. 161–203; 11. С. 295–340; 1880. С. 395–439; С. 523–563). Это, видимо, не случайно, ведь Ориген положил начало так называемой изъяснительной гомилии и оказал огромное влияние на развитие проповеди последующих веков. Как можно заключить из предыдущих статей профессора о проповедничестве, до Оригена , в век мужей апостольских и в первенствующей Церкви, проповедь строилась совершенно по иному принципу. Прежде всего, как пишет исследователь, апостольская проповедь носила в высшей степени харизматический характер. Апостолы всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествоватъ об Иисусе Христе ( Деян. 5:42 ). Они произносили проповеди по вдохновению Святого Духа безо всякой подготовки и записей. В век мужей апостольских, когда харизматические дарования уменьшились, проповедь принимает более формальные черты. Проповедничество становится обязанностью предстоятеля: с этого времени проповедовать могли только епископы, пресвитеры, и лишь с разрешения архиерея – диаконы и миряне. Проповедь превращается в строго богослужебный акт и произносится чаще всего после псалмопения и чтения Евангелия. Изъяснение Писания происходит в свободной форме и, главным образом, носит нравоучительный характер. К числу раннехристианских дошедших до нас проповедей В. Ф. Певницкий относит Второе послание Климента Римского к Коринфянам, сочинения Климента Александрийского «Педагог» и «Кто из богатых спасется», а также отрывки из проповеди гностика Валентина, вошедшие в «Строматы» 64 . В очерке об Оригене профессор, прежде всего, сообщает о нём краткие биографические сведения. С 16 лет Ориген стал преподавать словесные науки, в 18 лет он уже учитель Александрийского огласительного училища. Вся его жизнь – непрестанный труд. «До нас не дошло ни одного раздражительного, неприязненного слова, которое адресовал бы он своим врагам». Когда Оригена рукоположили во пресвитера, то он проповедовал чуть ли не ежедневно и на проповедничество смотрел как на пророческий дар. Сохранилось 205 бесед Оригена и несколько отрывков из других его поучений – малая часть из более тысячи проповедей, которые он произнес за свою жизнь. Проповеди Оригена записывались скорописцами или им самим по просьбе друзей и почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Первым покой дан не тем, кто получил наследие от Моисея, – то есть тем, кто угодил Богу через закон, – для этого им нужно помочь братьям своим в войне. Получают от Моисея покой только женщины и дети. Прочие же не находят успокоения, но идут на помощь своим братьям. Смотри, как те, кто был оправдан законом до пришествия Иисуса Христа Господа моего, сегодня приходят мне на помощь в борьбе с превратностями этой жизни и с врагами, то есть с противными силами. Смотри, как помогает мне Исайя, когда просвещает меня словами своими. Смотри, как приходит нам на помощь препоясанный и готовый к бою Иеремия, как стрелами своих писаний обращает он в бегство самых злейших врагов и рассеивает мрак в моем сердце. И Даниил хорошо вооружен, чтобы помочь нам, предвещая пришествие и царствование Христа и предупреждая нас о коварстве антихриста. И Иезекииль представляет нам небесные тайны в четверном круге колес, «будто колесо находилось в колесе» ( Иез.1:16 ). Осия ведет отряд из двенадцати пророков, и все они выступают, «препоясав чресла истиною» ( Еф.6:14 ), которую они возвещают, чтобы помочь своим братьям, дабы, наставленные их писаниями, не остались мы в неведении о кознях дьявольских. Вот эти сильные мужи, чресла которых препоясаны истиной, идут нам на помощь и сражаются вместе с нами. Но женщины и дети не выходят на битву (ср. Нав.1:14 ). И это неудивительно, ибо сказано, что младенец – тот, кто не говорит 4 . Как может помочь мне тот, кто ничего не говорит, кто ничего не написал, что я мог бы прочитать, кто не наставляет меня словом? Апостол говорит, что женщина – «сосуд немощнейший» ( 1Пет.3:7 ), и понятно, что он не вступает в битву, чтобы не разбиться и не погибнуть. Вот и об Иисусе Господе нашем в Евангелии сказано, что Он «трости надломленной не переломит» ( Мф.12:20 ). Поэтому надлежит женщинам научаться «дома у мужей своих» ( 1Кор.14:35 ) и быть скорее ученицами, нежели учителями. И не может прийти мне на помощь тот, кто не способен наставить меня, у кого я не нахожу ничего, чему я должен подражать или к чему стремиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1.4. А хочешь, покажу тебе, что число святых определено Богом? Послушай, как Давид говорит о звездах небесных: «[Господь] исчисляет количество звезд; всех их [сокрушенных сердцем] называет именами их» ( Пс.146:4 ). Спаситель не только определяет число избранных учеников Своих, но утверждает, что и волосы их «на голове все сочтены», ибо говорит: «У вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф.10:30 ). Здесь Он, разумеется, имеет в виду не те волосы, которые обыкновенно обрезываются бритвой и падают на землю или которые с возрастом выпадают и утрачиваются; у Бога сочтены те волосы, которые были на голове назареев, в которых пребывала сила Святого Духа для победы над чужеземцами (ср. Суд.16:15–17 ). И подобно тому, как волосы растут на голове апостолов, так добродетели души и множество мыслей происходят из главной части ума. Но, однако, мы далеко отклонились от темы, и посему вернемся к предмету нашего обсуждения. 2.1. Сказано: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской» ( Чис.1:1 ) все то, что мы вкратце пересказали ранее, где повелевается исчислить всех, «кто выступает в силе Израиля от двадцати лет и выше» ( Чис.1:3 ). Таким образом, если кто-то «выступает в силе», причем не в любой, то есть не в египетской, не в ассирийской, не в греческой, но в силе Израиля, то таковой исчислен у Бога. Ибо есть сила души, о которой учат греческие философы. Но таковые души не входят в число Бога, потому что используют эту силу не для Бога, но ради славы человеческой. Есть также сила ассирийская и халдейская, прилагаемая к изучению астрологии. Она также не израильская и не относится к Богу. Есть и сила египетская, в которой, как говорят, раскрываются тайны мудрости, но и она не прилагается к исчислению Бога. У Него исчислена только сила Израиля. Это есть та сила, которой учит Бог , которой научаются из Божественных Писаний, которая передается через евангельскую и апостольскую веру. И потому Бог говорит, что исчислены будут лишь те, кто «выступает в силе Израиля». 2.2. Рассмотрим, почему израильтяне не исчислены сразу после исхода из Египта. Ибо их еще преследовал фараон (ср. Исх.14:6 и далее). Не сказано, что они исчислены, и когда пересекают Красное море и приходят в пустыню. Ибо их еще не испытали, на них еще не напали враги. Они сражаются с Амаликом и одерживают победу (ср. Исх.17:8 и далее). Но и тогда их не исчисляют, ибо для стремящихся к совершенству одной победы недостаточно. Они едят манну и пьют воду из «последующего камня» (ср. Исх.17:6 ; 1Кор.10:4 ); но и тогда их не исчисляют. Ибо они еще не доросли до того, чтобы подходить для перечисления. Сооружена скиния собрания (ср. Исх.36:1 и далее), но и тогда не наступает еще время для исчисления народа. Через Моисея дан закон (ср. Лев.1:1 и далее), определен порядок жертвоприношений, установлены обряды очищения, описаны законы и таинства освящения, и уже тогда повелением Бога народ приводится к исчислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И тот, кто знает, как показать, какими были истоки закона, что добавили к нему пророки и полноту совершенства Евангелия, или тот, кто может учить тем «молоком» слова, которым нужно питать младенцев во Христе, и той пищей, которой следует восстанавливать «немощного в вере», и даже той твердой пищей, которой должно утучняться атлетам Христа (ср. Евр.5:12,14 ; Рим.14:1,2 ), знающий, как различать все это духовным рассуждением, – такой учитель может считаться священником, который рассекает жертву всесожжения на части и кладет ее на жертвенник. А кто раскладывает на жертвеннике «дрова» (ср. Лев.1:7 ), возжигает и поддерживает на нем огонь, есть тот, чьи слова передают не только телесные добродетели Христа, но и Его Божественность. Ибо Божественность Христа свыше, и она возжигает этот огонь. Соответственно, Божественный огонь поглощает все то, что сотворил Спаситель во плоти, и восстанавливает до природы Своей Божественности. Однако этот огонь поддерживается приложенными к нему дровами; ибо Христос страдал во плоти на древе. Таким образом, когда Он был вознесен на древо, господство плоти закончилось; воскреснув из мертвых, Он вознесся на небо; и таким образом огонь обнаруживает Его природу. Поэтому и Апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор.5:16 ). Ибо, действительно, жертва всесожжения Его плоти, принесенная на древе креста, соединила земное с небесным, человеческое с Божественным. Слова повеления предписывают: «А внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою» (ср. Лев.1:9 ), образным пророчеством возвещая таинство крещения. Омывает внутренности тот, кто очищает свою совесть; моет ноги тот, кто принимает полноту этого таинства и знает, что «омытому нужно только ноги умыть» (ср. Ин.13:10 ) и что никто не имеет части с Иисусом, если Он не умоет ему ноги (ср. Ин.13:8 ). 5 . Если хочешь осознать все это в нравственном смысле, тогда есть у тебя «теленок», которого должно тебе принести в жертву. Теленок этот есть твоя весьма своенравная плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010