3.2. Если же когда-нибудь мы вызовем негодование Бога и суровая кара постигнет нас за наши грехи и сердце наше ожесточится и мы не обратимся «к Господу» (ср. 2Кор.3:16 ) и не смиримся «пред Господом» (ср. Иак.4:10 ), чтобы признанием и молитвой умерить Его возмущение и ярость, но, напротив, скажем: «Бога не интересует жизнь смертных, и все это не имеет для Него значения, Он уже давно оставил нас, и это все не доходит до Его сознания»; если мы размышляем так в своем сердце и если подобные рассуждения исходят из уст наших, то, определенно, среди нас нет Моисея и Аарона, то есть знания закона и плодов покаяния, через которые мы могли бы избежать неминуемой погибели (ср. Мф.3:7 и далее). Я думаю, что это случалось и с людьми, жившими прежде нас, когда они «все уклонились, сделались равно непотребными; и не было никого, делающего добро» ( Пс.13:3 ). Ибо если бы таковые были, то Бог никогда бы не оставил их. Так убоимся же, как бы и в нас не обнаружилось нечто подобное; страшусь я фразы, в которой Господь наш и Спаситель, все предвидящий, говорит как бы в сомнении: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). 3.3. Итак, Моисею и Аарону повелевается: «Отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение» ( Чис.16:45 (17:10)). Посмотрим, что они делают; они святы, они совершенны, и, что еще важнее, они научены больше Евангелием, чем законом, и потому любят врагов своих и молятся за «обижающих и гонящих» (ср. Мф.5:44 ). Ибо эти два мужа, когда пришли убить их, «пали на лица свои» на землю ( Чис.16:45 (17:10)). 4.1. «И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение» ( Чис.16:47 (17:11)). Раз уж мы дошли до этого отрывка, то я хотел бы напомнить ученикам Христа о благости Бога, дабы кого-то из вас не смущали еретики, если когда-либо возникнет спор и они станут уверять вас, что Бог закона не благ, но справедлив, и что в законе Моисея заключается не благость, но справедливость. Пусть те, кто очерняет и Бога, и закон, увидят, как сам Моисей и Аарон сделали то, чему впоследствии учит Евангелие. Смотри: Моисей любит врагов своих и молится за гонящих его (ср. Мф.5:44 ), то есть поступает так, как учит нас в Евангелии Христос. Ибо посмотрите, как пали они на землю «на лица свои» и молятся за тех, кто восстал на них, чтобы их убить. Таким образом, евангельская сила обнаруживается в законе, и надо так понимать, что Евангелия зиждутся на основании закона; и если я понимаю закон духовно, то не называю его Ветхим Заветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но так как тот, на которого вышел «жребий для Господа», связывает свои надежды не с нынешним, но с будущим веком, и чей жребий есть Господь, «умирает каждый день» (ср. 1Кор.15:31 ), то тот, на кого выпал «жребий для Господа», умерщвляется и умирает, чтобы кровью своей очистить народ Божий; а тот, кому выпал иной жребий, не достоин умереть, ибо в отличие от того, чей жребий – Господь и кто «не от мира», он – «от мира», а «мир любит свое» (ср. Ин.15:19 ). Поэтому его не умерщвляют, не удостаивается он ни того, чтобы закололи его у жертвенника Бога, ни того, чтобы выцедить его кровь «к стене жертвенника» (ср. Лев.1:15 ). 4 . Но давайте посмотрим, кто есть тот, на кого выпадает жребий стать козлом отпущения, чтобы унести на себе беззакония «в землю непроходимую». Сказано: «Козла, на которого вышел жребий для отпущения», отошлют «с подготовленным 59 человеком в пустыню» (ср. Лев.16:10,21 ). Конец этого жребия – пустыня, то есть пустынное место, где нет добродетелей, нет Бога, нет справедливости, нет Христа, нет ничего доброго. Итак, для каждого из нас остается лишь один жребий из этих двух. Либо мы делаем добро и становимся жребием для Господа, либо творим зло, и тогда жребий наш ведет нас в пустыню. Хочешь, покажу тебе, что эти два жребия всегда совершаются и каждый из нас становится жребием либо Господа, либо козла отпущения и пустыни? Вспомни евангельский рассказ о том, как некий богатый человек жил в роскоши и «пиршествовал блистательно» и «был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача» (ср. Лк.16:19–21 ). Описан конец обоих: «Умер Лазарь и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и отнесен был в место мучений» ( Лк.16:22–23 ). Ты видишь, что эти жребии ведут в разные места. Обрати также внимание на то, кто относит их; сказано, что это ангелы, которые всегда готовы унести кого-либо, ибо они – служители Бога, назначенные именно для этой цели. Они исполняют тот жребий, который ты уготовил для себя. Ибо если ты «отдашь голодному душу свою», оденешь «нагого» (ср. Ис.58:10,7 ), будешь судить «судом праведным» (ср. Ин.7:24 ), восстанешь против неправедности своей (ср. Пс.93:16 ), не будешь держать совет с теми, кто расставляет сети невинному (ср. Пс.56:7 ), жребием твоим станет Господь. Если же станешь служить страстям, будешь «более сластолюбив нежели боголюбив», не будешь ненавидеть зло, жребием твоим станет козел отпущения, и отведут тебя «в пустыню» рукой служителей Божьих, назначенных для этого Самим Богом; и потому называется служителем тот, кто никого не стыдится: ни богатого, ни сильного, ни царя, ни священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3 . Что он имеет в виду, когда говорит: «Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»? Нечто сходное с этим я нашел в Евангелии от Иоанна: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ). Он пришел «на суд», чтобы «невидящие» из язычников увидели, а израильтяне, обладающие зрением, «стали слепы», и, таким образом, Он пришел «на падение и на восстание многих». Ибо с пришествием нашего Господа и Спасителя те, кто раньше стоял, – пали, а падшие – восстали. Это одно из возможных толкований сказанного: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». 4 . Но есть здесь нечто более существенное, что необходимо понять, особенно в противовес тем, которые тявкают на Творца и из каждого непонятного им места Ветхого Завета собирают доводы «и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим.16:18 ). Они говорят: «Внимайте Богу закона и пророков! Зрите, какой это Бог ! Он говорит: “Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей”» ( Втор. 32:39 ). Они слышат: «Я умерщвляю», но не слышат: «Я оживляю»; они слышат: «Я поражаю», но отказываются слышать: «Я исцеляю». И подобными высказываниями они злословят Творца. 5 . И поэтому перед тем, как объяснить смысл стиха: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю», я обращу свидетельство Евангелия против еретиков – существует несметное множество ересей, которые принимают Евангелие от Луки. Если по этой причине Творец – кровожадный и беспощадный судья, ибо говорит: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и исцеляю», то совершенно ясно, что Иисус – Его Сын, так как то же самое сказано о Нем: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» – не только «на восстание», но и «на падение». Если убивать – зло, то следует признать, что быть причиной чьего-либо падения – тоже зло. Что они ответят на это? Перестанут поклоняться Ему или будут искать другое объяснение, прибегнув к иносказаниям так, что выражение «на падение» будет означать благодеяние, а не суровость?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2 . Но кто, кроме человека, может садиться на осла? Приведу пример, чтобы то, что я говорю, было понятней. В книге Исайи сказано: «Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты» и прочее, до того места, где написано: «Сокровища свои к народу, который не принесет им пользы» ( Ис.30:6 ). Каждый из нас должен подумать о том, каким сокровищем он обладает, каким владеет богатством животных и что на нашего осла никогда не сядет разумный человек, не говоря уже о Моисее, Исайе, Иеремии и других пророках. И тогда он увидит, что Слово Божье и Разум снизошел на нас, когда пришел Господь Иисус Христос и повелел Своим ученикам пойти и отвязать «молодого осла», который прежде был привязан, чтобы он мог свободно идти. Итак, «молодой осел» отвязан и приведен к Иисусу. Когда Он посылал Своих учеников за ослом, то сказал: «Если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу» ( Лк.19:31 ). 3 . У этого молодого осла было много хозяев, прежде чем он понадобился Спасителю. Но после того, как он стал принадлежать своему Господу, многие перестали быть его хозяевами, ибо «не можете служить Богу и маммоне» ( Лк.16:13 ). Когда мы служим своей слабости, то подвержены многим страстям и порокам. Поэтому молодой осел и отвязан – «он надобен Господу». Теперь Господу нужен молодой осел. Этот молодой осел – вы. Зачем же вы понадобились Сыну Божьему? Что Он хочет от вас? Он хочет, чтобы вы спаслись, чтобы избавились от уз греха. 4 . Затем ученики накидывают «одежды свои на осленка» ( Лк.19:35 ) и усаживают на него Спасителя. Они берут Слово Божье и вкладывают Его в души слышащих; они снимают и постилают «одежды свои по дороге» ( Лк.19:36 ). Одежды апостолов – на нас; их славные дела – наше украшение. Апостолы хотят, чтобы мы ступали по их одеждам. Этот отвязанный учениками и ступающий по их одеждам осленок, на котором сидит Иисус, по сути, отражает учение апостолов и их жизнь. Кто из нас блажен настолько, чтобы на нем восседал Иисус? Когда Он пребывал на горе, с Ним были только апостолы, но когда Он начал спускаться, толпы народа бросились Ему навстречу. Если бы Он не спустился, толпы народа не смогли бы броситься навстречу Ему. Он нисходит и садится на молодого осла, и весь народ в едином порыве воздает хвалу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Именно на Фавор, как на драгоценнейший личный Богооткровенный опыт, опирались они по Воскресении Христовом в своей проповеди евангельской Истины. Так, апостол Петр ясно ссылается на Фаворское явление славы Христа как на самое для него надежное свидетельство Божества Спасителя: Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет.1:16-18 ). Тем самым, преображаясь перед Своими учениками на Фаворе, Господь полагает твердое основание их грядущему апостольскому свидетельству о Его Божественном достоинстве. В гомилии, приписываемой преподобному Ефрему, также утверждается: Преображение Христово совершилось еще и ради того, чтобы апостолы смогли познать, что Христос есть одновременно и истинный Бог, и истинный Человек. Сияние Его Божественной славы на Фаворе возвещало о полноте Его Божественной природы, а по-прежнему видимая апостолам, хотя и пронизанная этим ярчайшим Светом, телесность Христа – о полноте Его природы человеческой. Это единство двух природ во Христе явилось апостолам на Фаворе столь тесным и неразрывным, что, как подчеркивает преподобный Григорий Синаит, тело Христово блистало на горе Преображения Божественным природным Светом, как будто своим собственным телесным сиянием. В этом смысле, по убеждению святителя Андрея Критского, Преображение является для всех нас церковным праздником, раскрывающим и прославляющим предельную полноту обожения человеческой природы во Христе. Тем самым Преображение Господа на Фаворе есть важнейшее Богооткровенное свидетельство полноты и теснейшего соединения во Христе двух Его природ – Божества и человечества. Вместе с тем, по убеждению святителя Иоанна Златоуста, понимание подвига Креста, как принимаемого Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом свободно и добровольно, должно было прийти к апостолам именно на Фаворе – ведь как раз о близящемся Распятии и говорил Господь с пророками Моисеем и Илией в миг явления Своей Божественной славы: И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:30-31 ). Тем самым апостолы должны были постичь на Фаворе: не только Преображение, но и Крест есть величайшая слава Сына Божия; ведь именно о смысле и тайне Креста ведет здесь речь Господь пред учениками, сияя при этом Своим преславным Светом Божества.

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

5 . И почему я говорю об отцах? Идет он к Самому Верховному Патриарху, Господу Иисусу, и о нем сказано: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Фил.1:23 ). Тот, кто осмелится сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), у того в сердце Иисус. Так помолимся же, чтобы и нам, стоящим в храме, взять на руки Сына Божьего и обнять Его, чтобы и нам стать достойными избавления и освобождения, помолимся Всемогущему Богу и воззовем к Самому Младенцу Иисусу, чтобы говорить с Ним и держать на руках Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 16. Евангелие от Луки 2:33–34. На отрывок от слов: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» до того места, где сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» 1 . Итак, «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Давайте соберем воедино все, что сказано и написано о Христе при Его рождении, и тогда мы сможем узнать отдельные события, каждое из которых достойно нашего изумления. Почему же Его отец – ибо так называли Иосифа, потому что он был приемным отцом Иисуса – и Его Матерь дивились тому, что говорилось о Нем? Что же рассказывали о Младенце Иисусе? «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» ( Лк.2:8 ). В тот час, когда рождается Иисус, ангел сходит и говорит им: «Я возвещаю вам великую радость… вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10, 12 ). И не успел ангел закончить свою речь, как явилось «многочисленное воинство небесное» и стало восхвалять и благословлять Бога». Когда взволнованные пастухи осознали сказанное им и «Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:18 ). Они отправились и нашли Младенца. И они, и родители Младенца дивились происшедшему. 2 . Далее сказано о Симеоне, что он вызвал толки и изумление таким отношением к Младенцу, ибо он взял Его на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» ( Лк.2:29 ). Слова Симеона стали высшей точкой и, так сказать, кульминацией того, что говорилось об Иисусе и чему дивились Его отец и мать. Ибо он не только взял Младенца на руки и произнес слова, которые сам же и записал, но и «благословил» отца и мать Иисуса, а также изрек пророчество о Самом Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8 . Послушай же внимательно! «Возлюби Господа Бога твоего» во Христе, чтобы не счел ты, что можно по-разному любить Отца и Сына. Люби одинаково и Бога, и Христа; люби Отца в Сыне, Сына в Отце, «всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим». И если кто-либо захочет узнать и скажет: покажи то, что ты утверждаешь в Писании, пусть послушает апостола Павла, который свою любовь основывал на разуме и сказал: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ) и Спасителе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 26. Евангелие от Луки 3:16–17. На отрывок, начинающийся со слов: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое» до того места, где сказано: «Соберет пшеницу в житницу Свою». 1 . Христос есть Бог , а «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Бог наш есть также «огнь поедающий» ( Евр.12:29 ). Поэтому Бога называют двумя именами: «дух» и «огонь». Для праведных Он – дух, для грешников – огонь. Но ангелов тоже называют «духами» и «огнем». Сказано: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ). Для святых ангелы – духи; но для тех, кто заслужил наказание, они соделывают огонь сожигающий. В этом смысле Господь наш и Спаситель, являясь духом, также пришел огонь «низвести на землю» ( Лк.12:49 ). Он есть «дух» согласно сказанному: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» ( 2Кор.3:16 ) и «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ; 2Кор.3:17 ). 2 . Однако Он пришел «низвести» огонь не на небеса, но «на землю». Он Сам показывает это, когда говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Ибо если обратишься к Господу, Который есть дух, Христос тоже станет для тебя духом и не будет низводить огонь на землю. Но если не обратишься к Нему, но прилепишься к миру и его удовольствиям, Он низведет огонь на твою землю. Нечто подобное сказано и о Боге: «Огонь возгорелся во гневе Моем» – не столь высокий, чтобы достичь небес, но «жжет до ада преисподнего, и поядает» не небо, но «землю и произведения ее» ( Втор.32:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4.2. Закон становится «Ветхим Заветом» для тех, кто хочет понимать его по-плотски; и для них он неизбежно соделывается старым и ветхим, потому что не может сохранить свою силу. Но для нас, кто понимает и объясняет его духовно и в евангельском смысле, он всегда новый. Поистине оба Завета для нас Новые не по давности времени, но новизной понимания. Разве не это имел в виду апостол Иоанн, когда писал в своем послании: «Новую заповедь пишу вам: да любите друг друга» (ср. 1Ин.2:8; 3:23 )? Ведь, конечно, он знал, что заповедь о любви давно дана в законе (ср. Лев.19:18 ). Но так как любовь никогда не перестает ( 1Кор.13:18 ) и заповедь любви никогда не устаревает, апостол утверждает: что не ветшает, то всегда ново; ибо заповедь любви все время обновляют в духе те, кто соблюдает и исполняет ее. Для грешника же и того, кто не хранит наказ о любви, и Евангелие устаревает. Не может Завет быть Новым для того, кто не хочет «отложить прежний образ жизни ветхого человека и облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:22–24 ). 4.3. Итак, Моисей говорит первосвященнику: «Возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их» ( Чис.16:46 (17:11)), ибо «уже началось поражение в народе» ( Чис.16:47 (17:12)). То, что совершалось, Моисей видел в духе. Он увидел, что сила приступила к стану и начала поражать грешников, и потому он говорит первосвященнику: «Возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу» ( Чис.16:46 (17:11)) и стань «между мертвыми и живыми», чтобы «поражение» не продолжалось, но, как более точно сказано в Писании, «прекратилось» (ср. Чис.16:48 (17:13)). 5.1. Но прежде всего, если это уместно, приведем образ самого исторического повествования, ибо только когда ясно представляется внешняя форма произошедших событий, должно исследовать, не содержится ли в этом отрывке и нечто мистическое. А потому размысли, что народ Израиля распределен по станам, по коленам и родам (ср. Чис.1:2 ), но обрати внимание, что сила, посланная Богом, действует не беспорядочно, но сначала поражает смертью некую часть народа и последовательно несет опустошение смертью; заметь, как после этого выступает первосвященник в священнических одеяниях и несет кадильницу и огонь с курением, направляясь к тому месту, куда пришел сеющий смерть ангел-губитель (ср. Исх.12:23 ), и встает на то место, где смерть положила предел первым, и рядом с теми, кому должно последовать за ними. Смотри: священник стоит, отделяя собой живых от мертвых, и сила его заступничества посрамляет ангела-губителя (ср. Исх.12:23 ); при этом смерть прекращается, а жизнь возрождается.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ты видишь, что высшее и совершенное очищение есть очищение ушей, чтобы сохранить чистый и безупречный слух, и правой руки, чтобы невинными были дела наши и ничего нечистого и грязного не примешивалось к ним. Должно очищать и ноги, чтобы направлять стопы свои только к добрым делам и больше уже не стремиться к падениям юности. «И покропит [священник] елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа» ( Лев.14:16 ). И после всего совершенного для очищения, после того, как он обратился и примирился с Богом, после того, как принес жертвы, предписано, чтобы священник семикратно призвал силу Святого Духа на того, кто сказал: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:14 ). Или, по крайней мере, так как Господь в Евангелии утверждает, что в сердце грешника обитают семь демонов (ср. Лк.11:26 ), священник, соответственно, «семь раз» в очищении кропит елеем «пред лицем Господа» (ср. Лев.14:16 ), чтобы семикратным окроплением елеем «с перста» священника показать, что изгнаны из сердца очищаемого «семь духов злейших». Так отвратившимся от греха очищение подается через все то, о чем сказано выше, а дар благодати Святого Духа выражен в образе «елея», чтобы отвратившийся от греха мог не только обрести очищение, но и исполниться Духа Святого, от Которого мог бы получить он «лучшую одежду и перстень» ( Лк.15:22 ), и, возвратившись к Отцу, снова занять место сына через Самого Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия IX О жертвах умилостивления и о «двух козлах», из которых «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения», коего отсылают «в пустыню» (ср. Лев.16:7–10 ), и о входе первосвященника «во святилище» (ср. Лев.16:2 ) 1 . День умилостивления необходим всем, кто согрешил, и потому среди празднеств закона, в которых содержатся образы небесных тайн, особо отмечается один, именуемый днем умилостивления. Поэтому то, что нам читалось сегодня, есть закон празднества, который, как мы сказали, называется «день умилостивления». Но прежде давайте посмотрим, что для нас содержится в самой букве, чтобы вашими молитвами – если вы молитесь Богу так, что сподобились быть услышанными Им, – могли мы стяжать благодать Святого Духа, через Которого в наших силах было бы объяснить сокрытые в законе тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И Он соделал днем это мрачное место, о котором сказано: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). Господь разрушил все запоры ада, сокрушил все врата и замки, как настаивает Иоанн Златоуст . То есть Он привел в движение это место тьмы. И смотрите, что пишет святитель Киприан Карфагенский : «Христу надлежало принести жертву в конце дня для того, чтобы самым временем жертвы изобразить запад и вечер мира, как написано в Книге Исхода: Тогда пусть заколет его все собрание сынов Израилевых вечером, – и в Псалмах: Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя ( Пс.140:2 ). А мы торжествуем Воскресение Господне утром» 113 . Христос действительно умирает, когда солнце скрывает свой свет. А когда Он воскрес, Он так воссиял ярким светом – воскресение происходит под утро – что от этого великого света воины побросали свое оружие и разбежались. И мы переходим к следующему стиху: Исх.12:7 . «И пусть возьмут от крови [его] (то есть этого агнца, – О. С.) и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» . Здесь совершенно четко сказано, что «на обоих косяках». А как можно на обоих косяках помазать кровью? Там, где два косяка пересекаются и обнаруживают форму креста. То есть те дома, в которых были два косяка, как в шатрах, помазывались кровью крестообразно. И Ангел смерти, проходя в пасхальной ночи, не коснется тех домов, которые будут запечатлены кровавым знаком креста от жертвенного пасхального агнца, символизирующего Христа Иисуса и Его Голгофские страдания на кресте. Святитель Иоанн Златоуст в своей гомилии на Евангелие от Иоанна восклицает: «Если же ее образ имел такую силу и в Храме еврейском, и в Египте (то есть образ Пасхи, – О. С.), когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более – сама истина. Эта кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в святилище. Эта кровь поставляла во священника. Она образно омывала грехи. (Златоуст рассуждает о крови агнцев, то есть животных, – О. С.). Если же образ ее имел такую силу (потому что все эти жертвы животных – это были образы, которые указывали на главную Жертву, – О. С.); если смерть так страшилась тени (потому что нарисованный крест на косяках – это как тень, которая указывала на Голгофский крест! – О. С.), то может ли, скажи мне, не убояться самой истины?» 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010