3 . На что все это указывает нам? Очевидно, на то, что книга эта не столько рассказывает о деяниях сына Навина, сколько описывает тайны Господа моего Иисуса. Ибо Сам Он есть Тот, Кто после смерти Моисея обретает владычество, Кто ведет войско и сражается с Амаликом; и то, что на горе изображалось вздыманием рук, было лишь тенью того, как Он «пригвоздил ко кресту» «бывшее о нас рукописание», «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» (ср. Кол.2:14–15 ). Итак, Моисей умер; закон утратил силу, «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» ( Мф.11:13 ). Хочешь, приведу свидетельства из Писаний, что закон назван Моисеем? Послушай, что сказано в Евангелии: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк.16:29 ). Моисей здесь, без сомнения, назван законом. «И умер Моисей, раб Господень» ( Втор.34:5 ), ибо умер закон, и его установления утратили силу. Или если то, что я говорю, не вызывает у тебя доверия, то прислушайся к словам Апостола, сказавшего: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу. И если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» ( Рим.7:2–3 ). «Женщина», без сомнения, обозначает душу, привязанную к закону Моисея, о которой сказано: «Привязана [она] законом к живому мужу». Но если муж ее – разумеется, закон – умирает, то душа, представлявшаяся подчиненной, «освобождается». Потому и нужно, чтобы закон умер, дабы верующие в Иисуса не совершили грех прелюбодеяния. 4 . Итак, Иисус Господь мой и Спаситель обрел владычество; и, если это видится подобающим, сравним совершенное Моисеем с владычеством Иисуса. Когда Моисей вывел народ из земли Египетской, не было ни порядка в нем, ни установлений священнических обрядов. Они прошли через соленые морские воды, не имевшие в себе никакой сладости; «воды же были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22:29 ). Мы знаем, что все это совершилось, когда во главе народа стоял Моисей. Но посмотрим, какие образы грядущего были в то время, когда войско повел мой Господь. «И подняли священники ковчег завета Господа и шли впереди народа» ( Нав.3:6:14–17 ). И теперь нигде нет моря, нигде нет соленых волн, но вслед за Господом моим Иисусом я подхожу к Иордану, и подхожу не в сумятице бегства, не охваченный ужасом, но со священниками, несущими на шее и на плечах ковчег завета Господа, в котором закон Божий и письмена Божественные. Я вхожу в Иордан не в таинственной тишине, но под звук труб, играющих нечто мистическое и Божественное, так что шествую я под прославление небесных труб. Было сказано, что «расступились воды и были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:21–22 ). Но здесь Он соделал «из обоих одно» и разрушил «стоявшую посреди преграду» ( Еф.2:14 ). Ибо с одной стороны вода «стала стеною», а с другой – стекла «в море» ( Нав.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Хочешь, покажу тебе, как от слов Святого Духа исходит огонь и воспламеняет сердца верных? Послушай, что говорит Давид в псалме: «Слово Господне возжигает его» (ср. Пс.118:140 ). И в Евангелии написано, после того, как Господь говорил с Клеопой: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он изъяснял нам Писание» ( Лк.24:32 ). Так отчего ты загоришься? Откуда возьмутся в тебе «горящие уголья», если никогда не воспламеняли тебя поучения Бога, никогда не возгорался ты от слов Духа Святого? Послушай, что сам Давид говорит в другом месте: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» ( Пс.38:4 ). Отчего ты воспылаешь? Откуда возьмется в тебе огонь, если никогда не размышлял ты о том, что говорит Бог ? И напротив, что может быть прискорбней того, что разжигаешься ты зрелищами в цирке, на скачках или на состязаниях атлетов? Этот огонь – не из алтаря Господня, но тот, который назван «чуждым огнем», а ты слышал несколько ранее, что приступившие «с чуждым огнем пред лице Господне, умерли» (ср. Лев.16:1 ). Разгораешься ты и тогда, когда поднимается в тебе гнев, когда воспламеняет тебя ярость, когда жжет тебя любление плоти и бросаешься ты в пламя постыднейших страстей. Все это – чуждый огонь, противный Богу, и того, кто разожжет его, неминуемо постигнет участь Надава и Авиуда. 10 . Далее Божественное установление предписывает: «И положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет престол милости, который над ковчегом откровения, дабы ему не умереть; и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на престол милости спереди и пред престолом милости на восток» ( Лев.16:13–14 ). Обряд умилостивления пред Богом у древних совершался так, как им было предписано, но ты, приступающий ко Христу, истинному Первосвященнику, Который кровью Своей умилостивил за тебя Бога и примирил тебя с Отцом (ср. Рим.5:11 ), не оставайся в крови плоти, но изучай Кровь Слова и слушай сказавшего тебе, что «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Тот, кто познал эти тайны, исполнился плотью и кровью Слова Божьего. Но не будем останавливаться на том, что известно посвященным и не может быть доступно невежественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Прит.22:20,18 ), попытаемся прибавить что-то к тому, что уже по нашим силам было сказано, чтобы показать, как в образах будущего (ср. 1Кор.10:11 ; Евр.10:1 ) один козел приносится в жертву Господу, а другой живым отсылается «в пустыню». Послушай, что говорит в Евангелии Пилат, обращаясь к священникам и народу иудейскому: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» ( Мф.27:17 ). Тогда все возопили, чтобы отпустил им Варавву, а Иисуса предал смерти (ср. Мф.27:21 и далее). Вот это и есть козел, которого живым отпускают в пустыню, чтобы он понес на себе беззакония тех, кто кричал: «Распни, распни Его!» ( Лк.23:21 ). Таким образом, первый есть козел, отпускаемый живым в пустыню, а второй – тот, которого приносят в жертву Богу как искупление за грехи, и Он воистину искупает грехи верующих в Него. И если ты спросишь, кто есть тот, кто отводит этого козла «в пустыню», дабы удостовериться в том, что и он омылся и стал чист, то за этого «подготовленного человека» можно принять самого Пилата (ср. Лев.16:21 ). Ведь он был судьей народа, пославшего его по его же приговору «в пустыню». Но послушай, как он был омыт и стал чист (ср. Лев.16:24 ). Когда он сказал народу: «Хотите ли, отпущу вам Иисуса, называемого Христом?» (ср. Мк.15:9 ; Мф.27:17 ) и весь народ кричал: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» ( Ин.19:12 ), тогда, как сказано, «Пилат взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» ( Мф.27:24 ). Таким образом, умыв руки, он, по-видимому, стал чист. Поэтому для нас, то есть тех, кто служит не «образу и тени» (ср. Евр.8:5 ), но истине, день умилостивления, в который нам даруется прощение грехов, наступил, когда «Пасха наша, Христос, [был] заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ). И, «получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» ( Гал.4:9–10 ). Послушай также, как пророк отвергает подобный пост, говоря: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который смиряет 62 человек душу свою» ( Ис.58:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Хочешь знать, что сказанное относится к нам? Животные, взятые для жребия, не являются нечистыми и не чужды жертвенникам Божиим, они чистые и их обычно приносят в жертву; и знай, что эти образы не вне веры, а в вере; ибо козел – животное чистое и освященное жертвенниками Божьими. Так и ты освящаешься благодатью крещения на алтаре Божьем и становишься чистым животным. Но если не исполнишь заповедь Господа, сказавшего: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ), и, соделавшись чистым, снова осквернишься нечистотой греха и обратишься от добродетели к страсти и от невинности к нечистоте, то, хотя и был чистым животным, своим пороком предашь себя жребию козла отпущения и пустыни. 5 . Возможно и другое толкование: под человеком подготовленным и чистым, который отсылает «козла, на которого вышел жребий для отпущения, в пустыню» (ср. Лев.16:21,10 ), – тому, который отводит его, словно бы он прикоснулся к чему-то нечистому, сказано, что к вечеру он «должен вымыть одежды свои» (ср. Лев.16:26 ) и очиститься, – понимается Сам Господь наш и Спаситель в том, что является нашей природой, то есть воспринятом одеянии нашей плоти и крови, и Он омоет его «к вечеру»; вот почему пророк прежде об этом сказал: «И увидел я Иисуса, великого иерея, одетого в запятнанные одежды, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1,3 ). Потому Он и «моет в вине» – то есть в крови Своей – «одежду Свою» и к вечеру очищается. И, возможно, поэтому, когда после Воскресения Мария хотела припасть к ногам Его, Он сказал: «Не прикасайся ко Мне» ( Ин.20:17 ). Хочешь увидеть и другой образ этих двух жребиев? Вспомни двух «злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (ср. Лк.23:33 ) от Его креста, и посмотри на того, кто исповедал Господа, соделавшись жребием Его, и без промедления был взят в рай, тогда как другой, злословивший Его (ср. Лк.23:39–43 ), стал жребием козла отпущения и отведен в пустыню преисподней. Однако и Тот, о Ком сказано, что, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ), исполнил в Себе жребий козла отпущения и словно бы отослал его «с подготовленным человеком в пустыню». Наконец, и Господь в Евангелии говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» ( Мф.12:43 ). Так, под «подготовленным человеком» можно понимать и Спасителя нашего, Который жребием Господа соделал Свою Церковь и освятил Божественный алтарь; жребием же козла отпущения сделал противные силы, «мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных» (ср. Еф.6:12 ), и, по словам Апостола, «властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (ср. Кол.2:15 ). «Привел 60 ». Куда привел, если не «в пустыню», «в землю непроходимую»?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мне видится, что этот возглас выражает определенное состояние согласия и единодушия. И если оно охватывает двух или трех учеников Христа, то все, что ни попросят, даст им Отец небесный во имя Спасителя. Если же блаженство столь велико, что единодушным делается весь народ, «чтобы все вы говорили одно, и чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор.1:10 ), когда народ единодушно возвышает голос, тогда происходит то, что описано в Деяниях апостолов. Когда апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» ( Деян.1:14 ), произошло великое землетрясение. И после этого землетрясения все, что было на земле, падет и разрушится, и сам мир будет низвергнут. И, наконец, послушай, что Сам Господь наш и Спаситель говорит Своим воинам: «Я победил мир» ( Ин.16:33 ). Таким образом, с этим Вождем победили мир и мы, а стены, на которые опирались люди этого века, рухнули. Но каждый из нас должен совершить это и в себе. У тебя, благодаря вере, есть вождь – Иисус, и если ты – священник, вернее, так как ты священник, ибо сказано, что «вы – род избранный, царственное священство» ( 1Пет.2:9 ), сделай себе «кованые трубы» из Священного Писания ; из них извлеки понимание, а из него – рассуждение; потому они и названы коваными трубами. Возвещайте в них, то есть «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» ( Кол.3:16 ), пророческими тайнами, сокровенными смыслами закона, апостольскими учениями, пойте в них. И если вострубишь ты в эти трубы и семь раз обойдешь город с ковчегом завета, то есть если не отделишь духовные установления закона от евангельских труб; если исторгнешь из себя единодушный ликующий возглас, то есть если голос собрания твоих мыслей и чувств, которые в тебе, всегда единый и согласный и не бывает такого, что когда-то ты говоришь правду, а в другой раз, стремясь произвести впечатление на кого-то, облеченного властью, оскверняешь себя ложью; если когда-то не позволяешь слабости сделать тебя льстецом, а в другой раз в припадке гнева ты становишься жестоким; если не превозносишься над скромными и не раболепствуешь перед высокомерными; и, наконец, если в тебе не идет битва, когда «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ); если пребывают они в тебе в единстве и согласии, то воскликни с ликованием, ибо для тебя мир повергнут и разрушен. Так я думаю, было с тем, кто сказал: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, такая душа, названная за ее слабость женщиной, спотыкается и, получив удар от двух дерущихся мужчин, бросающих в спор камни преткновения, – что привычно в словопрениях – извергает и утрачивает едва зачатое слово веры. Это и есть ссора и словопрения «к расстройству слушающих». Поэтому если душа, принужденная запнуться, выкидывает слово, еще не оформившееся, о том, кто вынудил ее споткнуться, сказано, что он терпит убыток. Хочешь знать, почему слово оформилось в других? Слово Апостола, приведенное выше, ясно учит нас, когда говорит: «Доколе не оформится в вас Христос!». Но Христос есть слово Бога. Этим Апостол показывает, что в то время, когда он писал, слово Божье еще не оформилось в них. Поэтому если оно выйдет еще не оформившимся, он потерпит убыток. Апостол также учит об утратах научаемых, когда говорит: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:15 ). И Господь также говорит в Евангелиях: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). Этим, по-видимому, показано, что определенные грехи наносят урон, но не приводят к разрушению, ибо сказано, что тот, кто терпит убыток, все же спасется, хотя и «как бы из огня». Думаю, что по этой причине и апостол Иоанн в своем послании также говорит, что одни грехи к смерти, другие – не к смерти (ср. 1Ин.5:16 ). Я не думаю, однако, что каждый может легко отличить, какой грех к смерти, а какой – не к смерти, но к урону, ибо сказано: «Кто усмотрит погрешности свои?» ( Пс.18:13 ). И все же из того, что сказано в евангельских притчах, мы отчасти узнаем, что называется уроном, когда увидим в нем определенные вещи, считающиеся прибытком, который, как сказано, получен торговлей. Например, когда говорится, что на полученные пять мин приобретены еще пять, или две – на две; или когда получены драхма или динарий или талант и названы деньгами, приобретенными в торговых занятиях; но и когда говорится, что хозяин дома рассчитывается со своими слугами и одного из них, задолжавшего ему десять тысяч талантов, приводят к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Однако то, что было отложено в день, предшествующий субботе, не испортилось, и черви не завелись в нем, и осталось оно невредимым. Таким образом, если ты копишь сокровища только для этой настоящей жизни и из любления мира, то сразу заводятся черви. Как они появляются? Послушай, какой суд выносит пророк грешникам, любящим этот мир: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет» ( Исх.66:24 ). Эти черви порождены жадностью; они суть ослепляющая жажда богатства в тех, кто «имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое» ( 1Ин.3:17 ). По этой причине и Апостол говорит: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе… но чтобы они… богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:17–19 ). Но кто-то скажет: «Если ты говоришь, что манна есть слово Божье, как же тогда в ней заводятся черви?» Черви в нас заводятся не от чего иного, как от слова Бога. Ибо Сам Он говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха» ( Ин.15:22 ). Поэтому если кто-то грешит после того, как услышал слово Бога, то само это слово обращается в нем в червя, который непрестанно точит его совесть и гложет сокровенные тайники его сердца. 7 . Чему еще научает нас слово Божье? Сказано: «Вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню» ( Исх.16:6–7 ). Желал бы я, чтобы иудеи объяснили мне, как Господь узнается вечером и как Его слава является утром. Где Господа узнали вечером, и явилась слава Его утром? Ответь нам, ты, кто с младенчества до старости «всегда учащийся и никогда не могущий дойти до познания истины» ( 2Тим.3:7 ). Почему ты никак не поймешь, что эти слова сказаны пророчески? Но если захочешь понять их, то не сможешь уразуметь их иначе, как через Евангелие. Ибо в нем ты найдешь, что «по прошествии вечера субботы, на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария, посмотреть гроб» ( Мф.28:1 ), «и, взглянув, видят, что камень отвален» ( Мк.16:4 ), после того, как случилось землетрясение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5.2. Это, впрочем, относится не ко всем, но только к тем, кто по заслугам своим стал Иаковом и Израилем; таким был нищий, именем Лазарь, жизнь которого, несомненно, проходила в скорбях и печалях, однако богачу сказано: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). Таким образом, он – Израиль и Иаков, и его не коснулись скорби и печали. Богач, конечно, тоже был Израилем, но Израилем «по плоти»; ибо сказано ему, что у его братьев «есть закон и пророки; пусть слушают их» (ср. Лк.16:29 ). А так как он не был Израилем «по духу», то скорби и печали пришли к нему. 6.1. «Господь, Бог его, с ним, славные из начальников среди него 27 » ( Чис.23:21 ). Ибо Бог никогда не оставляет Свой Израиль. Посмотрим, что это за начальники, чье величие с Израилем. Величие начальников заключается в их силе, господстве и царстве. Но так как есть начальники, которые либо должны быть отстранены от власти, либо уже низвергнуты, и на их место поставлены истинные израильтяне, то все то величие, которое имели на небесах начальники, не сохранившие свою власть и оставившие «свое жилище» (ср. Иуд.1:6 ), получит Израиль и Иаков, который боролся и одолел (ср. Быт.32:28 ), и таким образом величие властителей будет с ним. 6.2. «Бог вывел их из Египта, слава единорога 28 у него» ( Чис.23:22 ). Несомненно, тот Израиль был выведен из земного Египта, а этот, духовный Израиль – из Египта этого мира, из царства тьмы, и слава его – как слава единорога. Говорят, единорог – животное, наименование которого отражает его внешность. Мы часто читаем об этом животном в Божественном Писании, особенно в книге Иова (ср. Иов.39:9–12 ), где глас Самого Бога показывает его силу и могущество, и, как и во многих других местах, это должно понимать как указание на Христа. В Божественных Писаниях мы часто встречаем слово «рог» в значении «царство», как и пророк говорит: «Он [рог] сломился, и вместо него вышли другие четыре: это – четыре царства» ( Дан.8:22 ). И, таким образом, словом «единорог», относящимся ко Христу, показано, что все, что Он есть, – это Его один рог, иначе говоря, одно Его царство. «Потому что [Отец] все покорил под ноги Его» ( 1Кор.15:27 ), доколе последний враг истребится – смерть (ср. 1Кор.15:26 ). Христос обладает единым царством всего, словно единорог, ибо, как сказано, «Царству Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Потому и сказано, что для него, то есть для духовного Израиля, слава его – как слава единорога. Ведь и Сам Господь говорит в Евангелии: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Израилю будет дана слава, подобная славе единорога, тем более что Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 . Иные же утверждают, что когда в Писании говорится о тех, кто сидит «по правую сторону» от благого Спасителя и «по левую» ( Мф.20:21 ), имеются в виду Павел и Маркион, причем Павел сидит справа, а Маркион – слева. Далее иные читают «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, … Духа истины» ( Ин.14:16–17 ) и не желают замечать, что здесь речь идет не об апостоле Павле, как они считают, а о третьей ипостаси Пресвятой Троицы, о возвышенной Божественной природе. Разве ты не видишь, что возлюбили они более, чем надлежало, и, восхищаясь его добродетелями, утратили должную меру любви? 6 . И вот еще что нам приходится претерпевать в церковном собрании: большинство любят и почитают нас больше, чем мы заслуживаем, гордятся своей преданностью в хвалебных разговорах о наших проповедях и учениях, чего наша совесть не принимает. Иные, однако, критикуя наши писания, обвиняют нас в том, что мы утверждаем то, что, как мы знаем, мы никогда и не думали утверждать. Но ни те, кто сверх меры любит, ни те, кто ненавидят, не постигают истины, и одни обманываются чрезмерною любовью, а иные – ненавистью. Из этого следует, что необходимо любовь сдерживать и давать ей свободу только в той мере, в какой она не приводит к гибели. В книге Екклесиаста сказано: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?» ( Еккл.7:16 ). Я могу привести следующий пример, сходный с тем, что сказано: не люби человека «всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим», не люби ангела «всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» ( Лк.10:27 ), но следуй словам Спасителя: служи только Богу. 7 . Итак, «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:37–38 ). Я хочу возлюбить Христа: так скажи мне, как мне Его возлюбить. Если я возлюблю Его всем сердцем моим, и всею душею моею, и всеми силами, то поступлю вопреки наставлению, ибо люблю Его обособленно от Единого Бога. Если же, с другой стороны, возлюблю Его менее, чем всемогущего Отца, то устрашусь, как бы не сочли меня нечестивцем и безбожником, будто я не считаю Его рожденным «прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ). Рассуди и скажи мне, какою же любовью я должен любить Христа. Хочешь знать, как должно любить Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поэтому мы должны молить Того, Кто сказал устами пророка: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако» ( Ис.44:22 ). И когда Он сотрет в тебе все цвета с пурпурным оттенком порока, которые ты собрал на своем холсте, тогда образ, сотворенный Богом, ярко засияет в тебе. Таким образом, ты видишь, как Божественные Писания предлагают формы и образы, которыми душа может научаться познанию или очищать себя. Хочешь увидеть другую форму этого образа? Одни письмена пишет Бог, другие пишем мы сами. Мы пишем письмена греха. Послушай, что говорит Апостол: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ). То, что он называет рукописаниями, есть узы наших грехов. Ибо каждый из нас в том, что совершил, сделался должником и написал списки своих грехов. Так и пророк Даниил, описывая суд Божий, говорит: «Судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан.7:10 ); в этих книгах, без сомнения, написаны грехи человеческие. Итак, мы сами творим эти рукописания тем, что мы делаем. Образом этого также является сказанное в Евангелии об «управителе неверном» (ср. Лк.16:8 ). Задолжавшему сто мер пшеницы он говорит: «Возьми твою расписку и напиши: восемьдесят» ( Лк.16:7 ) и прочее. Ты видишь, что каждому он говорит: «Возьми твою расписку». Отсюда видно, что наши расписки – рукописания грехов, а Бог пишет письмена праведности. Ибо Апостол говорит: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших… не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:2–3 ). Поэтому ты носишь в себе письмена Бога и письмена Духа Святого. Но когда ты согрешаешь, ты сам пишешь в себе рукописание греха. Но заметь, что когда ты приступаешь ко Кресту Христову и благодати крещения, твое рукописание прикрепляется ко Кресту и смывается водой крещения. Не переписывай то, что было стерто, не восстанавливай то, что было разрушено, сохраняй в себе только рукописания Бога. Пусть останутся в тебе только Писания Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010