И если названы царями те, кто уверовал по слову их, то насколько больше заслуживают это наименование те, кто сотворяют царей! Из этого легко заключить, что если царями именуются те, кто правит, то все, кто правят церквями Божьими, справедливо называются царями, и намного больше заслуживают именоваться царями те, кто правит Церковью своими словами и писаниями. И потому Господь с полным основанием назван «Царь царей» ( Откр.19:16 ); ибо если бы они и те, кто подражает им, не стали бы царями, Он, по-видимому, не был бы Царем царей. Кроме того, сам апостол Павел, обращаясь к коринфянам, с иронией укоряет их, говоря: «Вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» ( 1Кор.4:8 ). Здесь Апостол заявляет, что хотя коринфянам, безусловно, и надлежит быть царями и что он сам бы хотел править с ними, он, однако, осуждает их за то, что они в гордыне своей присвоили себе достоинство, которое еще не заслужили. 2.5. Итак, князья выкапывают колодец, а цари народов высекают его (ср. Чис.21:18 ). Апостолы суть «цари народов», которые призвали народы к послушанию веры и сообщили всем знание о Христе, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ), по велению Господа обошли весь мир, исполняя сказанное, чтобы научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ), и таким образом высекли колодец, то есть сообщили знание о нем и принесли его всем народам. И то, что было прочитано нам сегодня, вместе со всем Писанием закона и пророков, есть колодец; и Евангелия с апостольскими посланиями суть колодец, который не могут вырыть и высечь люди, если только они не князья и цари. Ибо достойны считаться истинными князьями и истинными царями те, кто может убрать из него землю, снять покров буквы и почерпнуть из него духовный смысл, словно живую воду «из духовного последующего камня», который есть Христос (ср. 1Кор.10:4 ). Это подобает делать только князьям или царям; царями они именуются, потому что свергли в своем теле царство греха и основали в своих членах царство справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8.1. Вернемся, однако, к нашей теме. Валаам докучает Богу, и тот, к которому пришел Бог , добивается у Него позволения пойти и проклясть сынов Израилевых и призвать демонов. Он седлает ослицу свою (ср. Чис.22:21 ), но его встречает ангел, охраняющий Израиля, о котором, как написано, Господь говорит Моисею: «Ангел Мой пойдет пред тобою» ( Исх.32:34 ). Итак, упорствующему позволено идти, но на пути его ослица сокрушает его; чародей видит демонов, но не видит ангела; а ослица видит (ср. Чис.22:23 ). Не то чтобы ослица достойна видеть ангела, ибо она недостойна, но чтобы сдержать Валаама, как сказано в другом месте Писания, «бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» ( 2Пет.2:16 ). 8.2. Много уже было сказано об историческом повествовании, и поэтому в заключение скажем немного и об иносказании. Если увидишь, что противная сила воюет против людей Божиих, то поймешь, кто есть сидящий на ослице; а если размыслишь, как демоны склоняют людей ко злу, то уразумеешь, что это за ослица. Ибо так и в Евангелии ты поймешь, что Иисус посылает учеников за ослицей привязанной и молодым ослом с нею, и они отвязывают и приводят ослицу, чтобы Он сел поверх нее (ср. Мф.21:2 и далее). И, возможно, эта ослица, то есть Церковь , прежде несла Валаама, теперь же – Христа, ибо она отвязана учениками и освобождена из сковывавших ее цепей. Таким образом, Сын Божий восседает на ней и вместе с ней входит в небесный Иерусалим (ср. Евр.12:22 ), и так исполняется сказанное в Писании: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на подъяремном животном и на молодом осле» ( Зах.9:9 ). Подъяремным животным, то есть ослицею, пророк, без сомнения, называет уверовавших из иудеев, а молодым ослом – тех язычников, кто уверовал (ср. Деян.21:25 ) во Христа Иисуса Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XIV. Еще о Валааме 1.1. Еще много остается нам объяснить из чтения о Валааме и его ослице; но так как длительность проповеди , которую читают в церкви для наставления слушающих, ограничена, то нам не хватит времени истолковать слова Писания так, чтобы ничего не осталось нерассмотренным, и все подробно объяснить, ибо такой подход скорее свойственен письменному толкованию. Поэтому мы снова обратимся к тому, что заслуживает изучения, и, размышляя о том, что мы можем истолковать, попытаемся разобрать его и вынести на широкое обсуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6.2. Итак, Он пожирает народы и снедает как пищу верующих в Него (ср. Мф.16:8 ). Вот что Сам Он говорит в Евангелии: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). Его воля, несомненно, заключалась в том, чтобы обратить народы к вере. Но если, как мы сказали выше, тучность считается достойной порицания, то, напротив, тонкость должна быть похвальной, ибо дух премудрости, названный разумным, святым, единородным и многочастным, именуется также и тонким (ср. Прем.7:22 ). «И стрелами своими разит врага» ( Чис.24:9 ). Его стрелы суть Его слова, которыми Он одолевает дьявола и одерживает верх и поражает всех врагов Своих и тех, кто противится Ему; ибо противник Ему есть всякий согрешающий, доколе грешит он. Но если кто-то услышит слова Божьи и признает свои грехи, будет пронзен и поражен этими стрелами и обратится к покаянию, то и о нем, пронзенном словами истины, скажут, что он сражен Его стрелами. 6.3. Затем Валаам, обращаясь к устроению Его Страстей, говорит: «Преклонился, покоится как лев и как львенок 41 , кто поднимет Его?» ( Чис.24:9 ). Он покоился, как лев, когда был вознесен на Крест и, «отняв силы у начальств и властей, восторжествовал над ними древом Креста» (ср. Кол.2:15 ), и как львенок, когда восстает от сна смерти. А то, что Он одновременно сравнивается и со львом, и со львенком, можно понять так, что совершенные названы львами, а новоначальные и неискусные – львятами. Что же касается слов «кто поднимет Его?», то сказаны они потому, что иногда говорится, что Его воздвиг Отец, а иногда Он утверждает, что Сам в три дня воздвигнет храм тела Своего (ср. Ин.2:19,21 ; Мф.26:61 ), и этим справедливо показано как бы расположение вопрошающего. 6.4. «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» ( Чис.24:9 ). Естественно, те, кто благословляют Христа, благословенны и причастны благословению Отца, а проклинающие Его прокляты. Ведь если посмотришь на тех, кто проклинает Христа, то увидишь, что они прокляты со слезами. Ибо что еще может ожидать тех, кто проклинает Премудрость, кто проклинает Истину, кто проклинает Жизнь (ср. Ин.14:6 ), как не отторжение от всего доброго? Потому что все доброе есть Христос, и тот, кто проклинает Христа, проклиная все благое, осужден вечным проклятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4.5. «Едом будет уделом, и Исав, неприятель его, будет уделом 49 » ( Чис.24:18 ). Едом – это то же, что и Исав (ср. Быт.25:30 ). И хотя согласно историческому повествованию Исав – неприятель Израиля, в пришествии Христа, как сказано, и он станет Его уделом, то есть принят верою, а не исключен из наследия Христова. Но если воспринимать это духовно, то Едом понимается как плоть, противная духу, как его неприятель (ср. Гал.5:17 ). Таким образом, в пришествии Христа, когда плоть подчинится духу надеждой воскресения, и сама она станет уделом. Ибо не только душа, но и плоть, будучи некогда враждебной, подчинившись духу, соделается причастной будущему наследию. «А Израиль явит силу свою» ( Чис.24:18 ). Это означает, что Едом, или Исав, то есть природа плоти, тогда будет призвана к участию в наследии, когда Израиль, то есть душа, «явит силу свою» и, как ей и подобает, исполнится силой. Ибо если душа не придет в силу, но будет упорствовать в своем нерадении, то и плоть не вступит в наследие, а явится пред судом Того, «Кто может и душу, и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). 4.6. «И восстанет от Иакова и погубит освобожденного из города 50 » ( Чис.24:19 ). Сказано, что Тот, Кто, как звезда, восстанет от Иакова, погубит освобожденного из города. Не только написанное здесь, но почти все сказанное пророческим слогом сокрыто за весьма туманными речениями. Ибо Святому Духу, Который желает, чтобы об этом было написано, не угодно, чтобы представлено это было прямо, дано, так сказать, на попрание ногами невежд (ср. Мф.7:6 ), но Он сделал так, что сказанное хотя и кажется явным, но сохраняется в тайне, сокрытым за неясностью слов. И потому фразу «восстанет от Иакова и погубит освобожденного из города» будет очень трудно уразуметь, если не принять во внимание тот особый пророческий язык, о котором сказано: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:20 ). Посмотрим, однако, нельзя ли объяснить это следующим образом. 4.7. Станем под городом понимать этот мир, как и в Евангелии говорится о неравнодушном к наслаждениям сыне, который «расточил имение отца своего, живя распутно», что он, как сказано, «пошел, пристал к одному из жителей города страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней» (ср. Лк.15:16–24 ). Поэтому здесь город, в котором живет этот знатный человек, понимается как мир. И Христос «погубит освобожденного из города», то есть того, кого Он освободит от этого мира. Ибо говорит ему: «Кто погубит 51 душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (ср. Лк.9:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но если читать этот отрывок так, как написано в наших списках, то есть: «Укажу ему, но ныне еще нет; благословлю, но не приближается» ( Чис.24:17 ), тогда сказанное относится не к Валааму, через которого это передано, но к Тому, Кого, как мы сказали, он представляет. Ибо учителя закона и книжники укажут на Христа, о Котором предсказано в законе и пророках, но не теперь, то есть не тогда, когда Он пришел, но когда «войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ). Тогда они укажут на Него и тогда благословят Того, Кого ныне злословят. Но времена, когда сбудется реченное, не приближаются; ибо далече отстоят они, и нужно надеяться, что наступят они в конце нынешнего века. Вот почему сказано: «Укажу ему, но ныне еще нет» – ему, то есть народу, который в те времена спасется. 4.2. После этого сказано: «Взойдет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля» ( Чис.24:17 ). Мы уже прежде говорили о том, что здесь очевидно предсказано о той звезде, которая явилась волхвам на востоке; и, следуя за ней, они пришли в Иудею в надежде найти Того, Кто родился Царем Израиля, и, отыскав Его, принесли Ему дары (ср. Мф.2:2–11 ). Но в отношении этой звезды меня поражает, что после того, как в Евангелии сказано, что она шла перед волхвами до Вифлеема и «наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф.2:9 ), ничего более не говорится о том, удалилась ли она оттуда или исчезла или была перемещена; об этом евангельское повествование ничего не сообщает, сказано только, что она «пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Возможно, как во время крещения, когда, «крестившись, Иисус тотчас вышел из Иордана, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него», и услышал «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ), так и эта звезда, которая «пришла и остановилась над местом, где был Младенец», сходным образом оставалась над Христом, подобно тому, как Дух Божий «сходил, как голубь, и ниспускался на Него». И как из того, что Дух Божий был над Ним и оставался на Нем (ср. Мф.2:9 ), мы понимаем, что Дух Божий никогда не отходит от Него, так, полагаю, должно разуметь и ту звезду, которая остановилась и стала над Ним; она стояла над Ним и никогда не удалялась оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но посмотри, не являются ли эти «шатры, раскинутые Господом» (ср. Чис.24:6 ), теми, о которых Спаситель упоминает в Евангелии, когда говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные шатры 37 » ( Лк.16:9 ). Потому и сказано, что они раскинуты Богом, дабы не были они «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (ср. Еф.4:14 ). 4.9. Шатры эти также – «как кедры при водах». И кедры эти – не те, которым, как сказано, подобен похваляющийся и превозносящийся нечестивый (ср. Пс.36:35 ), но «кедры Божии», поддерживающие «виноградную лозу», принесенную «из Египта», и в которых покоится плод ее, и «горы покрылись тенью ее» (ср. Пс.79:9–11 ). И если уразумел ты, какое упокоение приносит путь мудрости, какую благодать и сладость дает он, отринь всякую невнимательность, всякое небрежение и стань на этот путь, и не устрашит тебя безлюдье пустыни. Ибо, пребывая в этих шатрах, получишь ты и манну небесную и будешь есть «хлеб ангельский» (ср. Пс.77:25 ). Встань на него, и да не устрашит тебя, как мы сказали, безлюдье пустыни. И тотчас присоединятся к тебе ангелы, представленные, как мне думается, в образе кедров. 5.1. Рассмотрим теперь то, что он пророчествовал о Христе. Ибо сказано о Нем: «Семя Его будет, как великие воды, превзойдет Агага царствование Его и возвысится царство Его и будет владычествовать над многими народами. Бог вывел Его из Египта, слава Его, как слава единорога 38 » ( Чис.24:7–8 ). Итак, Христос произошел от семени Израиля по плоти и господствует над народами, что не требует объяснения, особенно если прочитать сказанное Ему Отцом: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ). Но что означает фраза «превзойдет Агага царствование Его»? «Агаг» переводится как «над кровлями» и в этом стихе не относится, как можно подумать, к названию какого-либо народа, но, как и в иных местах, это еврейское слово оставлено непереведенным, и потому кажется, что им назван народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2 . Но кто, кроме человека, может садиться на осла? Приведу пример, чтобы то, что я говорю, было понятней. В книге Исайи сказано: «Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты» и прочее, до того места, где написано: «Сокровища свои к народу, который не принесет им пользы» ( Ис.30:6 ). Каждый из нас должен подумать о том, каким сокровищем он обладает, каким владеет богатством животных и что на нашего осла никогда не сядет разумный человек, не говоря уже о Моисее, Исайе, Иеремии и других пророках. И тогда он увидит, что Слово Божье и Разум снизошел на нас, когда пришел Господь Иисус Христос и повелел Своим ученикам пойти и отвязать «молодого осла», который прежде был привязан, чтобы он мог свободно идти. Итак, «молодой осел» отвязан и приведен к Иисусу. Когда Он посылал Своих учеников за ослом, то сказал: «Если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу» ( Лк.19:31 ). 3 . У этого молодого осла было много хозяев, прежде чем он понадобился Спасителю. Но после того, как он стал принадлежать своему Господу, многие перестали быть его хозяевами, ибо «не можете служить Богу и маммоне» ( Лк.16:13 ). Когда мы служим своей слабости, то подвержены многим страстям и порокам. Поэтому молодой осел и отвязан – «он надобен Господу». Теперь Господу нужен молодой осел. Этот молодой осел – вы. Зачем же вы понадобились Сыну Божьему? Что Он хочет от вас? Он хочет, чтобы вы спаслись, чтобы избавились от уз греха. 4 . Затем ученики накидывают «одежды свои на осленка» ( Лк.19:35 ) и усаживают на него Спасителя. Они берут Слово Божье и вкладывают Его в души слышащих; они снимают и постилают «одежды свои по дороге» ( Лк.19:36 ). Одежды апостолов – на нас; их славные дела – наше украшение. Апостолы хотят, чтобы мы ступали по их одеждам. Этот отвязанный учениками и ступающий по их одеждам осленок, на котором сидит Иисус, по сути, отражает учение апостолов и их жизнь. Кто из нас блажен настолько, чтобы на нем восседал Иисус? Когда Он пребывал на горе, с Ним были только апостолы, но когда Он начал спускаться, толпы народа бросились Ему навстречу. Если бы Он не спустился, толпы народа не смогли бы броситься навстречу Ему. Он нисходит и садится на молодого осла, и весь народ в едином порыве воздает хвалу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1 . Прежде всего «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола» ( Лк.4:1–2 ). Когда Его искушал дьявол, ибо Он должен был бороться с ним, дважды, без каких-либо описаний, как бы мимоходом употреблено слово «дух». Но когда Христос поборол три искушения, о которых говорится в Писании, о Духе написано более подробно и выразительно. Сказано: «Возвратился Иисус в силе духа». «Сила» прибавлена здесь, потому что Он поверг дракона и в тяжелой битве одолел искушения. Итак, «Возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем». ( Лк.4:14–15 ). 2 . Когда читаешь: «Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем», удержись от мысли, что только они удостоились этого благовествования, а ты лишен его. И если сказанное верно, то Господь говорит не только в том собрании иудеев, но и сегодня, в нашем собрании. И не только в том собрании учит Иисус, но и в других, и на всей земле. Но для того, чтобы учить, Ему необходимы глашатаи, через которых Он мог бы говорить. Так возопим же ко Христу, чтобы Он нашел и нас, готовых петь Ему! И как во времена, когда смертным необходимы пророчества, Всемогущий Бог ищет пророков и находит их, таких как Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, так и Иисус ищет орудия, посредством которых Он мог бы нести Свое слово людям и наставлять их в синагогах и всеми прославляться. В наше время Иисус Христос «от всех… прославляем» более, чем тогда, когда Его знали только в одной провинции. 3 . Поэтому Он «пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» ( Лк.4:16–18 ). Не случайно Он развернул свиток и нашел ту главу, где было пророчество о Нем, – это было Божьим промыслом, ибо сказано: «И ни одна из них [птиц] не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф.10:29–30 ). Так и книга пророка Исайи была открыта именно на этом чтении, где говорилось о тайне Христа: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» – эти слова относятся ко Христу – не случайно, но по воле и промыслу Божьему.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4 . Я нашел изящное выражение в послании одного мученика – я имею в виду Игнатия, второго после Петра епископа Антиохии, который во время гонений был растерзан дикими зверями на арене цирка в Риме: «От князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение»; оно было сокрыто от него благодаря Иосифу, сокрыто благодаря их браку и сокрыто благодаря тому, что Мария считалась замужней. Если бы Она не была обручена или у Нее, как думали люди, не было бы мужа, Ее девство не укрылось бы от «князя мира сего» (ср. 1Кор.2:6 и Ин.12:31 ). Сразу бы к дьяволу незаметно закралась бы мысль: «Как та, которая не ложилась с мужчиной, оказалось беременной? Это зачатие должно быть Божественным, должно быть чем-то таким, что выше человеческой природы». Но Спаситель так устроил Свой промысел, что дьявол не знал, что Он примет тело человека, и рождение Свое скрыл от него, а позднее запрещал своим ученикам объявлять о Нем (ср. Мф.12:16 ). 5 . Когда дьявол сам искушал Спасителя, Он не говорил, что Он – Сын Бога, но просто ответил: не должно Мне поклоняться тебе, превращать камни в хлебы и низвергаться с высоты. И когда Он это говорил, то все время умалчивал о том, что Он – Сын Бога. Исследуй и другие книги Писания, и ты найдешь, что воля Христа была такова, чтобы дьявол ничего не знал о пришествии Сына Божьего. Ибо Апостол утверждает, что противные силы не знали о страстях Христовых, и говорит: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор.2:6 и далее). Таким образом, тайна Спасителя была сокрыта от властей века сего. 6 . Кто-то из неприятелей может возразить, и думается, следует ответить на это возражение, прежде чем кто-то иной его выскажет: почему сокрытое от властей века сего не было скрыто от беса, который, как сказано в Евангелии, воскликнул: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). Но рассуди, что меньший во зле узнал Спасителя; а большему в злодеяниях и лукавстве именно то, что он больший во зле, мешает узнать Сына Божьего. Нам самим, если в нас меньше зла, возрастать в добродетели легче; но если в нас больше зла, то чтобы освободиться от этой большей порочности, мы должны трудиться в поте лица. Это о том, почему Мария была обручена.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3 . Некто слышавший скажет: «То, что утверждается, действительно исполнилось в Иерусалиме, когда римская армия окружила город, опустошила его и истребила жителей, и придет время, когда камня на камне не останется от этого города». Я не отрицаю, что Иерусалим был разрушен за преступления своих жителей, но я спрашиваю, не относится ли этот плач и к нашему Иерусалиму. Ибо Иерусалим, который оплакивают, – это мы, так как у нас более глубокая проницательность. Потому что если после тайн истины, после проповеди Евангелия, после учения Церкви и после видения тайн Божиих кто-то из нас согрешает, то Иисус скорбит о нем и оплакивает его. Он скорбит не о язычнике, но о том, кто был гражданином Иерусалима и перестал им быть. 4 . Он оплакивает наш Иерусалим, ибо за его беззакония его окружили враги, а именно противные силы, злые духи, они соорудили вокруг его стен земляные валы и осадили его и «не оставили камня на камне». Это особенно относится к тем, кто побежден после того, как провел долгие годы целомудренно, но, соблазнившись плотскими наслаждениями, утратил волю и не смог сохранить чистоту. Если ты совершил прелюбодеяние, они не оставят в тебе «камня на камне», ибо в другом месте Писания сказано: «Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» ( Иез.18:24 ). Этот Иерусалим и оплакивает Спаситель. 5 . Затем сказано: «И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем» ( Лк.19:45 ) 16 . Он не изгонял покупающих: покупатель становится обладателем того, что купил. Иисус изгоняет из храма Своего Отца тех, кто продает то, что у них есть, и, таким образом, отказывается от этого, как блудный сын, который получил от отца наследство и расточил его через неумеренные возлияния (ср. Лк.15:11 и далее). Поэтому того, кто продает, изгоняют, особенно если он продает голубей. Почему не говорится ни о каких других птицах? Голубь – существо бесхитростное и изящное. Боюсь, что подобный грех можно ожидать и в нас. Ибо если то, что открыто и вверено мне Святым Духом, чтобы я мог передать это другим, я буду продавать за деньги и не буду учить иначе, как за плату, то что иное буду делать, как не продавать голубей, то есть Святой Дух? И всякий раз, когда продам, извергнут буду из храма Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010