3 . Но, возможно, ты спросишь: если слуга символизирует пророческое слово, то почему же тогда Ревекка дает пить ему, а не он – Ревекке? Размысли так: хотя, с одной стороны, Сам Господь Иисус Христос есть «хлеб жизни» ( Ин.6:35, 48 ) и Сам насыщает голодные души, с другой стороны, Он признает, что голоден, когда говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть» ( Мф.25:35 ). И опять, хотя, с одной стороны, Сам Он есть живая вода (ср. Ин.7:38 ) и дает напиться всем жаждущим, с другой стороны, Он Сам говорит самарянке: «Дай Мне пить» ( Ин.4:7 ). Так и здесь, хотя само пророческое слово дает напиться жаждущим, тем не менее, сказано, что и они дают ему пить, когда оно принимает подвиги и служение ревностных. Душа, которая все переносит терпеливо, которая жаждет и подкрепляется большими познаниями, которая привыкла извлекать потоки знания из глубин, сама может обручиться со Христом. Поэтому если не будешь каждый день приходить к источнику набрать воды, ты не только не сможешь напоить других, но и сам будешь претерпевать «жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ). Послушай также, что Господь говорит в Евангелиях: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ). Но, как мне видится, ты не жаждешь и не алчешь правды (ср. Мф.5:6 ), и как же ты сможешь сказать: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» ( Пс.41:2–3 )? Умоляю вас, присутствующих здесь, всегда, когда проповедуется слово Божие, терпеливо слушать, когда мы укоряем нерадивых и праздных. Имейте терпение, потому что наша проповедь – о Ревекке, то есть о терпении. И мы должны неустанно порицать тех, кто пренебрегает нашими собраниями и уклоняется от слышания слова Божьего, кому не нужны ни «хлеб жизни» ( Ин.6:35, 48 ), ни «вода живая» ( Ин.7:38 ), кто не выходит из стана, не покидает своих «храмин из брения» ( Иов.4:19 ), чтобы собрать для себя манну ( Исх.16:13 и далее), кто не идет к камню, чтобы напиться «из духовного последующего камня»; камень же тот – Христос ( 1Кор.10:4 ), как сказал Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6 . Мы сравнили жрецов со священниками. Теперь, если хочешь, давай сравним и египтян с израильтянами. Ибо далее сказано, что после голода и рабства египтяне должны были отдавать пятую часть фараону (ср. Быт.47:24 ), тогда как израильтяне жертвовали священникам десятину. Заметь также поразительную разумность Божественного Писания; смотри: египтяне определяют налог числом пять, ибо наше тело обладает пятью чувствами, которым служат плотские люди, потому что египтяне всегда подчиняются вещам видимым и телесным, а израильтяне чтят десять – число совершенства, ибо они получили десять слов закона и, связанные силой десяти заповедей, они входят, по дарованию, в Божественные тайны, неизвестные этому миру. Но и в Новом Завете число десять почитается как число плодов духа, проистекающих, как объясняется, от десяти добродетелей (ср. Гал.5:22 ), и верный раб принес господину десять мин прибыли от своих торговых предприятий и получил управление над десятью городами (ср. Лк.19:16–17 ). Но так как есть один творец всего и только Христос – источник и «начаток», поэтому и народ приносит десятину священникам, но жертвует своих первенцев рожденному «прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ) и начатки плодов – «начатку» всего, о Котором сказано: «Он – начаток» ( Кол.1:18 ), «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ). Из всего этого уразумей различия между египетским народом и народом Израиля и разницу между жрецами фараона и священниками Господа и, заглянув в себя, реши, к какому народу принадлежишь ты и какого порядка священства ты держишься. Если ты еще служишь плотским чувствам, если еще платишь налог, кратный пяти, и обращаешь взор к вещам видимым и временным и не смотришь на невидимое и вечное (ср. 2Кор.4:18 ), знай, что ты – египтянин. Но если всегда держишь перед глазами десять заповедей закона и четыре Евангелия Нового Завета, которые мы объясняли выше, и от этого приносишь десятину и в вере жертвуешь первенцев чувств своих «первенцу из мертвых» ( Кол.1:18 ) и возвращаешь начатки плодов своих «начатку» всего, то ты – «подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47 ). И если священники Господа внимательно посмотрят на себя, освободятся от всех земных попечений и мирских владений, то они смогут воистину сказать Господу: «Мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф.19:27 ) и услышать в ответ: «Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Например, когда говорится, что Моисей взял в жены дочь Иофора, священника мадиамского, а Мадиан – сын Авраама и Хеттуры (ср. Быт.25:2 ). Таким образом, мы узнаем, что жена Моисея – из семени Авраама, а не чужеземка. И также, когда сказано о Кидаре (ср. Иер.49:28 ), должно знать, что Кидар происходит от потомков Хеттуры и Авраама (ср. Быт.25:13 ). 10 Но ты найдешь нечто сходное и в роде Измаила. Если тщательно рассмотришь эти истории, то увидишь в них то, что не замечают другие. Но пока отложим их и поспешим к тому, что мы читаем далее. 3 . «По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при колодезе видения 11 » ( Быт. 25:11 ). Что можем мы добавить о смерти Авраама к тому, что Господь сказал в Евангелии: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Не есть Бог мертвых, но Бог живых» ( Мк.12:26–27 ). Так давайте и мы изберем ту смерть, о которой Апостол говорит: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» ( Рим.6:11 ). Ибо смерть Авраама должно понимать так, что она расширила его лоно настолько, что все святые, пришедшие с четырех концов земли, могут быть отнесены «ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ). Но сейчас давайте посмотрим, как после его смерти «Бог благословил Исаака» и что есть это благословение. Сказано: «По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при колодезе видения» ( Быт.25:11 ). Господь благословил Исаака полным благословением: он мог пребывать «у колодезя видения». Это – великое благословение для того, кто понимает его. Вот если бы и мне Господь дал такое благословение, чтобы я «жил у колодезя видения»! Кто из людей может знать и понимать, какое было «видение Исайи, сына Амосова» ( Ис.1:1 )? Кто из людей может знать, какое было видение пророку Науму ( Наум.1:1 и далее)? Кто может понять, в чем заключалось видение, которое узрел Иаков в Вефиле, когда направлялся в Месопотамию и сказал: «Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» ( Быт.28:17 )? И если кто-то может знать и понимать каждое отдельно взятое видение или то, что сказано в законе и пророках, таковой может пребывать «у колодезя видения».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И кому после этого понадобится объяснение, чтобы узнать, как умножится семя Христа, если он видит, как проповедь Евангелия распространилась «по всей земле… и до пределов вселенной» ( Рим.10:18 ), если знает он, что почти не осталось на земле места, которое не обрело бы семя этого слова? Ибо прообраз этого был дан еще в начале мира, когда Бог сказал Адаму: «Плодитесь и размножайтесь» ( Быт.1:28 ). О чем и Апостол говорит: «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ). Однако в отношении того, что сказано в тексте «как звезды небесные» и добавлено «и как песок на берегу моря», возможно, кто-то может сказать, что небесное число обозначает христиан, а количество песка морского – иудеев. Но я полагаю, что, скорее, каждое из этих чисел можно приложить и к тем, и к другим. Ибо как среди первых есть большое число праведников и пророков, сравнимое с количеством звезд на небе, так и среди других есть многие, кто мыслят «о земном» ( Фил.3:19 ) и глупость которых «как песок на берегу моря», и среди них, как я думаю, особенно много еретиков. Но как бы не стать нам нерадивыми; ибо пока кто-либо из нас не оставит «образ перстного» и не облечется в «образ небесного», он сравнивается с земными образами. Поэтому, как мне видится, Апостол и выражает образ воскресения в небесных и земных телах, говоря: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:40–42 ). Но Господь также напоминает тому, кто знает, как слушать, об этом же, когда говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). 3 . Но если хочешь в словах Писания увидеть еще яснее, что Христос – из семени Авраама и сын Авраама, послушай, что написано в Евангелии: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Аврамова» ( Мф.1:1 ). Таким образом, в этом также исполнилось сказанное: «Овладеет семя твое городами врагов своих» ( Быт.22:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иосифу было тридцать лет, когда он был освобожден из темницы и стал управителем всего Египта, чтобы Божьим промыслом мог он отвратить надвигающийся голод (ср. Быт.41:46 ). Сказано, что Иисусу было тридцать лет, когда Он пришел креститься к Иоанну, и «увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него». ( Мк.1:10 ), когда впервые начала приоткрываться тайна Троицы. И ты увидишь многое подобное. Ты узнаешь также, что на пятидесятый день совершался праздник седмиц ( Втор.16:10 ), освящая новый урожай, и пятидесятая доля добычи, захваченной в войне с мадианитянами, предназначалась Богу (ср. Чис.31:37 ). Ты узнаешь также, что Авраам поразил содомитов с тремястами человек ( Быт.14:14 ), и Гедеон одолел мадианитян с тремястами лакавших воду языком своим ( Суд.7:5–7 ). Дверь устроена не спереди или сверху, но сбоку, наклонно, так как она – время Божьего гнева, ибо сказано, что день Господень – «день скорби и тесноты» ( Соф.1:15 ); потому что хоть и кажется, что некоторые спасены, тем не менее, многие, чьи деяния осуждены, гибнут – дверь стоит наклонно, чтобы открылось сказанное пророком: «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас» ( Лев.26:27–28 ). Далее рассмотрим то, что в Писании называется отдельно двумя нижними и тремя верхними палубами, и тогда, возможно, эти слова разъяснят сказанное Апостолом: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:10 ); здесь показано, что названное Апостолом преисподней является самой нижней палубой в ковчеге; следующая палуба, находящаяся над ней, есть область земная, а три верхние палубы, о которых сказано, все вместе являются пределами небесными, в них отмечаются добродетели тех, кто может, по словам апостола Павла, подняться «до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). В ковчеге много гнезд, и это указывает на то, что у Отца «обителей много» ( Ин.14:1 ). Но какой еще образ мы должны увидеть в животных, зверях, скотах и всем разнообразии живых существ, как не тот, который показал Исайя, когда сказал, что в Царстве Христа волк будет жить с ягненком, барс – с козленком, лев и вол будут пастись вместе, а детеныши их будут есть солому, и, более того, малое дитя – без сомнения, одно из тех, о которых Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ), – протянет руку в гнездо аспида, и не будет ему вреда ( Ис.11:6–8 )? Или тот, уже присутствующий в Церкви, образ, которому научает нас апостол Петр, когда пишет, что было ему видение, как все четвероногие твари и звери земные и птицы небесные собраны в одно полотно веры, привязанное за четыре угла Евангелий (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поэтому овен и запутался рогами в кусте. 10 . Затем сказано: «Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире (Господь усмотрел)» ( Быт.22:13–14 ). Тем, кто знает, как слушать эти слова, открыта светлая дорога духовного понимания. Ибо все, что совершается, достигает зрения, потому и сказано, что «Господь усмотрел». Господь видит в духе, и ты тоже можешь увидеть в духе все, о чем написано; и как в Боге нет ничего телесного, так и ты не увидишь во всем этом ничего телесного, но ты тоже можешь породить в духе сына Исаака, когда начнешь приносить плоды «духа: любовь, радость, мир» ( Гал.5:22 ). И ты в конце концов породишь такого сына, ибо хотя, как сказано, «обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» ( Быт.18:11 ), после этого она родила Исаака. Так и в твоей душе должно прекратиться свойственное женщинам, чтобы не осталось больше в ней ничего изнеженного и слабого, но стал бы ты тверд и мужественен (ср. Втор.31:6 ) и мужественно препоясал чресла свои истиною. Ты породишь такого сына, если облечешься «в броню праведности» и шлем спасения возьмешь «и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:14–17 ). И если, таким образом, прекратится в душе твоей свойственное женщинам, то породишь в ней мир и радость, словно сына от жены твоей, добродетели и премудрости. А породишь ты ее, если возрадуешься, когда впадешь в различные искушения ( Иак.1:2 ), и принесешь эту радость в жертву Богу. Ибо если приблизишься к Богу с радостью, Он вернет ее тебе и скажет: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Итак, то, что ты жертвуешь Богу, получишь обратно сторицей. Примерно так, хотя в одной из евангельских притч рассказывается о том, как некто получил мину, которую должен был пустить в дело, а потом хозяин дома потребовал деньги назад. Но если ты приумножил полученные пять мин до десяти, они будут отданы тебе, дарованы тебе. Ибо послушай, что сказано: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин» ( Лк.19.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Описав кровожадность язычников и трусость их перед трупами, Тертуллиан краткими словами противопоставляет им мужественную смерть мучеников: «Прежде чем это (произошло), они дали друг другу общий поцелуй, чтобы их страдание составило торжество мира» (ante quam osculante invicem, ut martyrium per solemnia pacis consummarent) 689 . Это мир Христов, который Он дал апостолам в прощальной беседе с ними: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Источником этого мира является любовь не только к родным и добрым знакомым, но и ко всем людям вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и пола. Иоанн Богослов указывает на такую любовь как на путь к познанию Бога. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь… Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем… Кто говорит: „я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» ( 1Ин. 4, 8.16.20 ). Апостол Павел перечисляет духовные плоды христианской любви: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5, 22–23 ). «На таковых нет закона» (стих 23), т. е. если ветхозаветный человек мог считать доброделание как некую заслугу перед Богом, то для христианина все эти добродетели являются потребностью его души и поэтому не могут быть исчисляемы. Высшую ступень доброделания имеют «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (стих 24). Свое наставление апостол заканчивает словами: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (стихи 25–26). Это минимум тех нравственных качеств, без которых не может быть христианского отношения к людям. В гомилии LXXVIII на Евангелие Иоанна Богослова Златоуст говорит: «Ничто не может сравниться с единомыслием и согласием. При этом и один бывает равен многим… Видишь ли необыкновенную силу любви… Чего не может сделать природа, то может сделать любовь. Одной частью он будет здесь, а другой там, или, лучше, он весь здесь и весь там… Поэтому-то и в таинствах мы целуем друг друга, чтобы нам, многим, быть едино» 690 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Жанр гомилии вполне доступен и начинающим, и опытным проповедникам. Он имеет целый ряд важных преимуществ. Поскольку гомилия тесно связана с перикопами, читаемыми на литургии, это облегчает проповеднику выбор темы проповеди. Фактически тема богослужебной беседы заранее задана читаемым отрывком из Писания. План проповеди также во многом определяется перекопой. Структура прочитанного библейского отрывка становится и структурой гомилии. Проповедник анализирует библейский текст стих за стихом. Все это существенно облегчает для него подготовку к проповеди. Проповедник, произносящий гомилию, должен, во-первых, прояснить все то, что может затемнять смысл Писания для современного человека. Это предполагает элементарный историко-филологический комментарий к тексту. Во-вторых, проповедник должен извлечь из текста нравственное назидание, актуальное для его слушателей. Для анализа в рамках гомилии перикопа разбивается на фрагменты (которые не обязательно совпадают с библейскими стихами). Проповедь представляет собой последовательное разъяснение этих фрагментов. Структура классической гомилии выглядит примерно так: 1. Вступление. 2. Основная часть. Фрагмент 1. а) Историко-филологический комментарий; б) Нравственное наставление. Фрагмент 2. а) Историко-филологический комментарий; б) Нравственное наставление. Фрагмент 3. а) Историко-филологический комментарий; б) Нравственное наставление. Фрагмент N. а) Историко-филологический комментарий; б) Нравственное наставление. 3. Заключение. Необходимость историко-филологического анализа в рамках гомилии обусловлена тем, что новозаветный текст был создан две тысячи лет назад в особой исторической ситуации и в особом культурном контексте. Его прямой смысл может быть далеко не всегда понятен современному человеку. Приведем лишь один классический пример. Рассказ евангелиста Луки о богаче и Лазаре начинается словами: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон ( Лк.16:19 ). Для современного читателя слова порфира и виссон мало что значат. Однако для жителя Древнего Израиля они были наполнены особым содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Кондак – особый поэтический жанр, уходящий своими корнями в поэзию синагоги и древней церкви 374 , но доведенный до совершенства Романом Сладкопевцем. По своим функциям внутри богослужения он близок к проповеди. Виднейший исследователь византийской гимнографии Э. Веллеш говорит о нем: «Как и его предшественница – раннецерковная и синагогальная проповедь, – он занимает место в последовании литургии после чтения Евангелия. Когда Роман начинает свой кондак о десяти Девах 375 , мы немедленно вспоминаем сцену в Назаретской синагоге, описанную в Евангелии от Лк. 4:16–22 , когда Иисус, прочитав гафтару 376 из 61 главы Книги Исаии, начинает свою проповедь словами: «Сегодня писание сие исполнилось в ушах ваших», мы можем отчетливо проследить развитие от синагогальной проповеди к раннехристианской гомилии Мелитона 377 , от нее – к гомилии в формах поэтической прозы у Василия Селевкийского 378 , и наконец – к стихотворной гомилии Романа». Однако кондак – это не просто проповедь; это прежде всего поэма, подчиненная законам строфического членения и определяемая этими законами в самых интимных аспектах своего интонационного облика. Первая, вводная строфа, именуемая «кукулием», то есть «капюшоном» (как бы «шапкой» поэмы), всегда имела иной размер и предполагала иную мелодию, чем последующие строфы; зато ее заключительные слова становились рефреном гимна в целом. Тон кукулия дает эмоциональный зачин, подготавливая к дальнейшей образной конкретизации чувства; порой он стоит в отношениях диалектического противоречия с содержанием последующего текста. Так, кондак Романа «О предательстве Иудином» сурово и беспощадно изобличает предателя; но кукулий – это слезная молитва о милости к грешникам: Отче наш и Господи, всезиждущий, вселюбящий, смилуйся, смилуйся, смилуйся над нами, о, все подъемлющий и всех объемлющий! Другой кондак Сладкопевца – «На усопших» – в целом построен как погребальный плач и жалоба о бренности жизни; кукулий же, напротив, имеет своей темой райское блаженство праведных душ:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Господь говорит: «Мы есмы одно, одно у нас вещество, одна божественная природа, одна вечность, совершенное равенство, никакого несходства» (с. 247). Опровержение ересей основано на том, что Беда рассматривает, как евангельский стих выявляет ошибочность взглядов Фотина, Ария и Савеллия. При этом акцент ставится попеременно на всех значимых словах стиха. Опровергая взгляды Фотина, утверждавшего, что Христос всего лишь человек, Беда говорит, подчеркивая первое слово цитаты: И когда Он сказал: «Я и Отец – одно», то явно показал, что непорочный человек не может быть одним по веществу с Богом Отцом (с. 247). Далее следует вывод о том, что нужно остерегаться Фотиновой ереси. Возражая Арию, Беда переносит внимание слушателей на слово «Отец». Возражение формулируется в виде риторического вопроса; поскольку вопрос уже содержит в себе правильный ответ, сомнения слушателей считаются рассеянными: Кто же не увидит легко, что ни одно творение не может существовать в единстве по естеству с Тем, Кто все сотворил? (с. 247). После этого опровержения также делается вывод, что воззрения Ария в корне неверны, и их надо опасаться. Чтобы опровергнуть заблуждения Савеллия, Беда прибегает к грамматическому анализу евангельского стиха. Далее Савеллий говорит: «Не следует исповедовать два лица Отца и Сына, но Сам Отец, когда желает, есть Отец; когда желает, есть Сын; когда желает, есть Дух Святой; Он, однако, един». Сын осуждает его уже упомянутым речением. Ведь не подлежит сомнению, что «Я и Отец» Господь не мог сказать об Одном Лице, не подобает говорить «есмы» об Одном Лице. Поэтому, отбросив с прочими еще и заблуждения Савеллия, нам надо следовать апостольской вере блаженного Петра, которой он говорит, исповедуя Господа: «Ты Христос, Сын Бога Живого» ( Мф 16:16 ) (с. 247). Все опровержения ересей строятся Бедой по единой схеме: «утверждение» – мнение еретика в сжатом виде, «опровержение», в основу которого положен комментированный стих, «вывод». Как уже было показано, самыми разнообразными в пределах этой схемы являются опровержения. Беда последовательно использует утверждение, риторический вопрос, грамматический разбор. Весь комментарий завершается поучением, которое одновременно является обобщающим для данного комментария (ересям противопоставляется исповедание апостольской веры) и для всей гомилии в целом. Если мы вернемся к началу гомилии, то увидим, что это ответ на вопрос, который был задан Христу в Храме: «... долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо» ( Ин 10:24 ). Проповедник призывает слушателей исповедать веру вместе с ап. Петром, а не добиваться уверения от Господа. Цитата из Евангелия от Матфея ( Мф 16:16 ) замыкает весь комментарий в кольцо и возвращает проповедника к началу его речи, собственно, к событию, ради которого и произносится проповедь:

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010