9 . Что-то скверное есть во мне и встает на дыбы в гордыне греха. Пусть падет оно; пусть будет оно уничтожено. Если оно падет, тогда то, что прежде было падшим, восстанет. Мой «внутренний человек» ( Рим.7:22 ) некогда лежал поверженный, а «внешний человек» ( 2Кор.4:16 ) стоял во весь рост. До того, как я уверовал в Иисуса, все доброе во мне находилось в униженном положении, а злое – торжествовало. После Его пришествия все злое во мне рухнуло, и исполнилось сказанное: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса…» ( 2Кор.4:10 ) и «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ) и прочее. 10 . Падение всех этих пороков есть благо. Об этом падении сказано: «Где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:28 ). Слово «труп» происходит от глагола «падать». Такое падение есть благо, ибо Иисус и пришел, прежде всего, для этого; Он не смог бы ничего восстановить, если бы прежде не было падения. Так пусть же Он сперва придет и разрушит все злое во мне, а когда зло будет разрушено и умерщвлено во мне, пусть то, что есть во мне доброго, восстанет и обретет жизнь, чтобы достичь нам Царствия Небесного во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 17. Евангелие от Луки 2:33–38. Вновь на отрывок, начинающийся со слов: «Иосиф и Матерь Его дивились сказанному о Нем», до того места, где написано об Анне. 1 . Лука, который написал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:34 ),и ясно передал нам, что Иисус был сыном Девы и не был зачат человеческим семенем, также утверждает, что Иосиф был Его отцом, когда говорит: «Отец 7 же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Почему тогда св. Лука называет Иосифа отцом, если он им не был? Тот, кого устроит простое объяснение, скажет: «Святый Дух почтил Иосифа, назвав его отцом, потому что он растил Иисуса». Однако тот, кто ищет более глубокое объяснение, может сказать, что родословная Господа идет от Давида к Иосифу. Каким бы наименование Иосифа отцом Спасителя ни казалось бессмысленным, он назван «отцом» Господа, чтобы дать ему место в родословной. Поэтому Его отец и Мать «дивились сказанному о Нем» – как ангелом и многочисленным воинством небесным, так и пастухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так и произошло – люди из всех народов обратились к Богу, а ангелы, в чьем попечении находились эти народы, старались способствовать этому. И теперь целые народы пришли к вере в Иисуса, и ангелы, которым поручены церкви, укрепились присутствием Спасителя и многих обратили ко Христу. По всему миру возникли христианские общины. Так восстанем же и восхвалим Господа. Вместо Израиля плотского станем духовным Израилем. Благословим Всемогущего Бога делом, словом и мыслью во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 13. Евангелие от Луки 2:13–16. На отрывок от слов «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное» до того места, где сказано: «И нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» 1 . Господь наш и Спаситель рождается в Вифлееме, и «многочисленное воинство небесное» ( Лк.2:13 ) восхваляет Бога, говоря: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благой воли» ( Лк.2:14 ) 5 . «Многочисленное воинство небесное» произносит эти слова, так как не смогло помочь людям и осознало, что не в силах выполнить порученное им дело без Того, Кто воистину может спасать и Кто может также помочь самим ангелам-покровителям таким образом, чтобы люди были спасены. В Евангелии повествуется о том, как некие люди плыли в лодке по морю, борясь со встречным ветром. Они проплыли около двадцати пяти или тридцати стадий 6 , совершенно выбились из сил и никак не могли пристать к берегу. Но Господь пришел к ним, усмирил свирепые волны и спас лодку, изрядно потрепанную штормом, от неминуемой гибели (ср. Ин.6:18–21 ). 2 . Уразумей этот отрывок так: ангелы хотели предложить людям помощь и исцелить их от болезней, ибо «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр. 1:14 ). Они помогали людям всеми силами, но в то же время понимали, что их снадобий далеко не достаточно, чтобы исцелить людей. А чтобы на этом примере мог уразуметь ты, о чем мы говорим, представь себе город, в котором очень много больных людей и целая армия врачевателей; у людей различные раны, с каждым днем все больше распространяется смертельное нагноение, но целители не могут найти больше средств врачевания и знанием своего искусства преодолеть свирепствующее зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

9 . Из каких камней? Разумеется, он имел в виду не бездушные вещественные камни, а людей, бездушных и временами жестоких, поклоняющихся камням или дереву, на которых исполнится то, что поется о таких людях в псалме: «Подобны им [идолам] будут делающие их и всякий, кто надеется на них» ( Пс.134:18 ). Те, кто сотворяет идолов и надеется на них, подобны своим богам: они превращаются в камни и дерево, становятся бесчувственными и бездушными. Ибо когда они взирают на устроение творений, их красоту, их назначение и видят величественную красоту мира, то не хотят в сотворенном увидеть Творца, не считают они, что существует некое Провидение, некий Управитель. Они слепы и видят мир теми же глазами, что и неразумные животные. 10 . Ибо не замечают они, что во всем, что они видят, присутствует разумное начало, всем правит Разум. Это что касается слов Иоанна: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Поэтому мы должны молить Бога, чтобы и нам, некогда бывшим камнями, стать детьми Авраама и прийти на место отвергнутых детей, утративших свое обетование и сыновство через собственные грехи. Я приведу еще одно свидетельство о камнях; в песне Мариам в книге Исход сказано: «Да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел» ( Исх.15:16 ). Бога просят, чтобы Он на какое-то время обратил язычников в камни, – что в действительности значит греческое слово «πολιθοντωσαν», – «доколе проходит» еврейский «народ». Несомненно, после того, как этот народ пройдет, язычники перестанут быть камнями и вместо жестоких сердец обретут разумную человеческую природу во Христе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 23. Евангелие от Луки 3:9–12. На отрывок от слов: «Уже и секира при корне дерев лежит» до того места, где сказано: «Пришли и мытари креститься». 1 . Уже в то время Иоанн говорил: «Уже и секира при корне дерев лежит» ( Лк.3:9 ). И если бы завершение быстро наступило бы и конец времен был бы близок, у меня не возникло бы никаких вопросов. Поэтому я бы сказал, что словами: «Уже и секира при корне дерев лежит» и «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Лк.3:9 ) передается пророчество, которое в то время исполнялось. Но так как после этого прошло много столетий и минуло несчетное число лет с того времени до наших дней, то нам должно исследовать, как Святой Дух через пророка мог сказать: «Уже и секира при корне дерев лежит». Думаю, что пророчество относится к народу Израиля, который вскоре должен был стать отверженным. Но тем, кто выходил к Иоанну креститься, он, среди прочего, говорил: «Сотворите же достойные плоды покаяния». Иудеям же повторял: «Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Поэтому когда он говорит: «Уже и секира при корне дерев лежит», то обращается к иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

9 . Так как «всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу», «принесли Его в Иерусалим», чтобы представить пред лице Бога, а также для того, «чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). Мы видим, что за Спасителя принесены в жертву две горлицы или два голубиных птенца. Я считаю, что птицы, принесенные в жертву за рождение Господа, благословенны, как и Валаамская ослица, которая изумляет и восхищает меня, ибо удостоилась не только увидеть ангела Божьего, но и открыть уста и заговорить человеческим голосом. Намного больше я превозношу и восхваляю этих птиц, ибо они были принесены пред алтарем за Господа нашего и Спасителя, «чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:24 ). 10 . Возможно, что я привношу нечто новое и, как мне видится, едва ли достойное этого предмета. Но так как рождение Спасителя произошло по-новому, не от мужчины и женщины, а единственно от Девы, то «две горлицы или два птенца голубиных» были не из тех, которых мы видим телесными очами, но сродни Святому Духу, «Который сходил, как голубь, и ниспускался» ( Мф.3:16 ) на Спасителя, когда Он крестился в Иордане. Две горлицы были того же рода, не те, что летают по воздуху, а те, в виде которых является нечто Божественное и более возвышенное, чем доступно человеческому созерцанию. Тот, Кто был рожден и пострадал за весь мир, не был очищен в глазах Господа подобной жертвой, как и все люди. Скорее, так как Он все устроил по-новому, то и жертвоприношения у Него были новые, согласующиеся с волей Всемогущего Бога во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 15. Евангелие от Луки 2:25–29. О старце Симеоне, когда пришел он в храм в Духе Святом, до того места, где сказано: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». 1 . Необходимо найти объяснение, подобающее Божьему замыслу, почему Симеон, как сказано в Евангелии, «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева», получил предсказание от Духа Святого, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа» ( Лк. 2:25–26 ). Что он приобрел, увидев Христа? Неужели ему было обещано только то, что он увидит Христа и не получит от этого никакой пользы? Или в этом сокрыт некий достойный Бога дар, который блаженный Симеон заслужил и получил? «Женщина… подойдя сзади, коснулась края одежды Его» и тотчас исцелилась ( Мф.9:20 ). Если она получила такое благо, лишь коснувшись края Его одежды, что же тогда говорить о Симеоне, который «взял Его на руки» и с торжеством и ликованием держал на руках, ибо видел, что этот младенец пришел, чтобы освободить узников и избавить его самого от уз плоти? Симеон знал, что никто не может вызволить человека из темницы тела с надеждой на будущую жизнь, кроме Того, Кого он держит на руках своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6 . Если бы рождение Спасителя не было небесным и благословенным, если бы не имело в себе нечто Божественное, превышающее человеческую природу, Его учение не распространилось бы по всему миру. Если в утробе Марии был только человек, а не Сын Бога, как тогда возможно, что и в то время, и сейчас многие исцеляются не только от телесных, но и от душевных болезней? Кто из нас не был некогда неразумен? Теперь же по Божьей милости мы понимаем и знаем Бога. Кто из нас прежде верил в справедливость? Теперь же, благодаря Христу, мы обрели ее и следуем ей. Кто из нас не скитался бесцельно и не колебался? Теперь же, благодаря пришествию Спасителя, мы не колеблемся и не мечемся из стороны в сторону, а твердо стоим на пути, на Том, Кто сказал: «Я есть путь» ( Ин.14:16 ). 7 . Когда мы соберем также и остальные свидетельства, то увидим, что все, написанное о Спасителе, Божественно и достойно удивления. Его рождение, то, как Он возрастал, Его сила, Его страсти и Его Воскресение оказывали влияние не только в то время, но воздействуют на нас и теперь. Кто вас, о, оглашенные, собирает в Церкви? Что побуждает вас оставлять свои дома и идти в эти собрания? Мы не обходили ваши дома один за другим, но Всемогущий Отец Своей невидимой силой, зная, что вы достойны, вложил в ваши сердца эту ревность, чтобы вы, сомневающиеся, особенно в начале своего пути, превозмогающие собственное нерадение, шли к вере, чтобы вы, робкие и испуганные, со страхом обрели веру во спасение. 8 . Умоляю вас, о, оглашенные, не поворачивайте назад; пусть никто из вас не страшится и не ужасается, но следует за Христом, идущим впереди вас. Он ведет вас к спасению и собирает вас в Церковь , которая ныне находится на земле; но если вы принесете достойные плоды, Он приведет вас к «церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:23 ). Блажен уверовавший и «блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк.1:45 ). Поэтому Мария прославляет Господа Иисуса Христа. Ее душа прославляет Господа, дух Ее славит Бога. Мы рассмотрим, обсудим и объясним это, когда, если будет угодно Богу, снова соберемся в церкви, когда в праздничный день придешь ты в дом Божий и откроется слух твой Божественному чтению, во Христе Иисусе, «Которого есть слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 8. Евангелие от Луки 1:46–51. О сказанном в Писании «величит душа Моя Господа» до того места, где говорится «и милость Его в роды родов к боящимся Его»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1 . Люди приняли Иоанна, который был меньше Христа, и думали уж «не Христос ли он». А Того, Кто пришел и Кто был больше Иоанна, они не приняли. Хочешь знать, почему? Рассуди: крещение Иоанна было видимым, а крещение Христа невозможно было видеть. Иоанн говорит: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня…; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Лк.3:16 ). А когда Иисус крестит «Духом Святым» и, опять же, когда Он крестит «огнем»? Крестит ли Он сразу «Духом Святым и огнем» или раздельно и в разное время? Он говорит: «А вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:5 ). После Его вознесения на небо апостолы были крещены «Духом Святым». Но в Писании не сказано, что они были крещены «огнем». 2 . Когда Иоанн на реке Иордан ждал тех, кто приходил креститься, то одних он отвергал, говоря «порождения ехиднины» и прочее, а тех, которые исповедовали свои грехи и проступки, принимал. Так и Господь Иисус Христос будет стоять в огненной реке, где «пламенный меч обращающийся» ( Быт.3:24 ), и если кто-то, уйдя из жизни, захочет пройти в рай и будет нуждаться в очищении, Он окрестит его в этой реке и отправит его туда, куда он хочет. Если же на ком-то не будет знака предыдущего крещения, того Он в огненной реке крестить не будет. Ибо необходимо, чтобы человек сначала крестился «водой и Духом Святым» ( Ин.3:5 ), чтобы, подойдя к огненной реке, он смог показать, что сохранил омовение в воде и крещение Духом Святым. И тогда удостоится он получить еще и крещение огнем во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 25. Евангелие от Луки 3:15. На сомнение людей в отношении Иоанна «уж не Христос ли он» 1 . Даже любовь несет в себе опасность, если она чрезмерна. Если кто-то любит другого, то должно ему рассмотреть природу и причины своей любви и не любить этого человека больше, чем тот заслуживает. Ибо если он превысит меру и границы своей любви, то оба они, и тот, кто любит, и тот, кого он любит, будут во грехе. Чтобы пояснить это, возьмем пример Иоанна. Люди любили его и дивились на него; он и в самом деле был достоин изумления. Ему оказывали уважения больше, чем другим людям, так как он жил иначе, чем все прочие смертные. Никто из нас не довольствуется простой пищей, но услаждаемся мы многообразием яств; один сорт вина нас не устраивает, мы покупаем вина с различными вкусами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5 . И почему я говорю об отцах? Идет он к Самому Верховному Патриарху, Господу Иисусу, и о нем сказано: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» ( Фил.1:23 ). Тот, кто осмелится сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ), у того в сердце Иисус. Так помолимся же, чтобы и нам, стоящим в храме, взять на руки Сына Божьего и обнять Его, чтобы и нам стать достойными избавления и освобождения, помолимся Всемогущему Богу и воззовем к Самому Младенцу Иисусу, чтобы говорить с Ним и держать на руках Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 16. Евангелие от Луки 2:33–34. На отрывок от слов: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» до того места, где сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» 1 . Итак, «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк.2:33 ). Давайте соберем воедино все, что сказано и написано о Христе при Его рождении, и тогда мы сможем узнать отдельные события, каждое из которых достойно нашего изумления. Почему же Его отец – ибо так называли Иосифа, потому что он был приемным отцом Иисуса – и Его Матерь дивились тому, что говорилось о Нем? Что же рассказывали о Младенце Иисусе? «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» ( Лк.2:8 ). В тот час, когда рождается Иисус, ангел сходит и говорит им: «Я возвещаю вам великую радость… вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк.2:10, 12 ). И не успел ангел закончить свою речь, как явилось «многочисленное воинство небесное» и стало восхвалять и благословлять Бога». Когда взволнованные пастухи осознали сказанное им и «Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» ( Лк.2:18 ). Они отправились и нашли Младенца. И они, и родители Младенца дивились происшедшему. 2 . Далее сказано о Симеоне, что он вызвал толки и изумление таким отношением к Младенцу, ибо он взял Его на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое» ( Лк.2:29 ). Слова Симеона стали высшей точкой и, так сказать, кульминацией того, что говорилось об Иисусе и чему дивились Его отец и мать. Ибо он не только взял Младенца на руки и произнес слова, которые сам же и записал, но и «благословил» отца и мать Иисуса, а также изрек пророчество о Самом Младенце: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Слово Божье названо и Женихом (ср. Мф.9:15 ), как и пророк говорит от Его лица: «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ), и многими другими именами, перечисление которых займет слишком много времени. И как Сам Господь избирает Свой облик в зависимости от времени, места и конкретных условий, так и святых, служивших Его прообразом, следует считать символами тайн в соответствии с местом, временем и конкретными условиями, как мы видим в Исааке, о котором читаем: «Оттуда перешел он к колодезю клятвы. И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего» ( Быт.26:23–24 ). Апостол Павел представляет нам два образа Исаака: один – о котором он сказал, что Измаил, сын Агари, символизирует людей по плоти, а Исаак – по обетованию (ср. Гал.4:23 ); другой – о котором он сказал: «Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал.3:16 ). Таким образом, Исаак символизирует и людей, и Христа. О Христе определенно сказано как о Слове Божьем не только в Евангелиях, но также в законе и пророках. Но в законе Он учит новоначальных, а в Евангелиях – совершенных. Поэтому Исаак олицетворяет Слово, Которое в законе или пророках. 2 . «Оттуда перешел он к колодцу клятвы. И в ту ночь явился ему Господь» ( Быт.26:23–24 ). Мы также уже сказали, что украшение храма и проводившихся в нем богослужений было возвышением закона. Возрастание пророков также можно назвать возвышением закона. И, возможно, по этой причине сказано, что Исаак перешел к колодцу клятвы, и говорится, что там явился ему Господь. Ибо через пророков «клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). Поэтому Бог явился ему у колодца клятвы, подтвердив исполнение данного Им обетования. «И он [Исаак] устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь» ( Быт.26:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Это первая песнь, и пока ты еще далек от Песни песней. Затем духовно странствуй по пустыне, пока не достигнешь “колодца, который выкопали князья” 11 и не воспоешь там вторую песнь. Затем иди в соседство Святой Земли, чтобы там, стоя на берегу Иордана, воспеть песнь Моисееву, говоря: “Внимай, небо, я буду говорить; слушай, земля, слова уст моих” 12 . Потом будешь ты сражаться под началом Иисуса Навина и возьмешь в наследие Святую Землю, и пчела будет тебе пророчествовать и тебя судить — ибо “Девора” означает “пчела”, — там произнесешь ты песнь, записанную в книге Судей 13 . Оттуда поднимись до следующей книги — книги Царств — и иди к песни Давида, когда он избег “рук множества врагов своих и руки Саула и сказал: «Господь твердыня моя, и крепость моя, и прибежище мое, и избавитель мой»” 14 . Далее должно тебе перейти к Исайе и воскликнуть вместе с ним: “Воспою песнь Возлюбленному о винограднике моем” 15 . И когда пройдешь все это, поднимись еще выше, дабы, украсившись душой, вместе с Невестой воспеть эту Песнь песней. Из скольких лиц состоит Песнь? Не могу сказать с уверенностию, но, благодаря вашим молитвам и откровению Бога, слышатся мне здесь четыре голоса: Жених, Невеста, хор девиц с Невестой и хор юношей с Женихом. Одно говорит Невеста, другое — Жених, иное — девушки, иное — товарищи Жениха. Ведь принято, чтобы на свадьбе с невестой было множество подруг, с женихом — множество друзей. Обо всем последующем не расспрашивай никого, кто не с нами и не “спасен проповедью Евангелия” 16 . Разумей: Жених — Христос, Невеста “без пятна и порока” — Церковь, о которой написано: “Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” 17 . Те же, кто, хотя и верны, но не настолько, как говорится в этом слове, однако же идут по дороге спасения — это души веры 18 и подруги Невесты. А товарищей Жениха разумей как ангелов и тех, кто “пришел в мужа совершенного” 19 . Итак, мне видятся здесь четыре рода пения: Жених с Невестой, два хора, перекликающиеся между собой, Невеста, поющая вместе с девушками, и Жених — вместе с юношами.

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

Итак, если верно уразумели мы, что такое дни, просвещенные Господом нашим Иисусом Христом, истинным Светом, и что такое дни, просвещенные тем, кто «принимает вид ангела света» и чей свет угаснет, то мы также можем понять те «дни Иисуса», о которых сказано: «Народ служил Господу во все дни Иисуса» ( Суд.2:7 ); разумеется, тот, кто имеет в себе «дни Иисуса», будет служить Господу – не может такого быть, чтобы имеющий в себе «дни Иисуса» и свет Христов служил дьяволу или служил бы жадности; не может быть, чтобы просвещенный светом истины служил неправде, служил обману; не может быть, чтобы просвещенный светом освящения угождал вожделению и нечистоте. Наконец, и Апостол говорит: «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:14–15 ). Так станем же молиться, чтобы Христос, «Свет истинный» (ср. Ин.1:9 ), всегда соделывал в нас дни хорошие и чтобы никогда не было в нас просвещением дьявола дней худых, о которых Апостол говорит: «Высвобождая время, потому что дни лукавы» ( Еф.5:16 ). Ибо мы имеем лукавые дни, когда взыскуем не духовного, а плотского, не небесного, а земного, не вечного, а преходящего, не будущего, а настоящего. Поэтому, когда видишь, что восстают в тебе подобные желания, знай, что пребываешь ты во днях худых и лукавых; и потому усердствуй в молитвах, чтобы освободиться от худых дней и, как говорит Апостол, избавиться «от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ); потому что таким образом, о котором мы говорили выше, не только дни, но и век становится лукавым. 2 . «И народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса» ( Суд.2:7 ). Блажен тот, кто служит Господу во дни Иисуса, кто освещен Его словом и мудростью, кто просвещен Его заповедями, кто обретает из Его учения свет знания. Во вторую очередь блажен тот, кто служит «Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса». Разве старцы, жившие с Иисусом или «после Иисуса», не есть не кто иные, как апостолы, которые и сами просвещают наши сердца своими писаниями и наставлениями и соделывают в нас дни тем светом, который сами они получили как долю Света истинного? И о том, кто просвещен и научен наставлениями апостолов и примером их служения Господу, сказано, что он служит «Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса». А хочешь видеть, что как Спаситель «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (ср. Ин.1:9 ), так и апостолы были светом мира? В Евангелии написано, что Господь сказал им: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). А так как апостолы – «свет мира», то, несомненно, своими наставлениями и указаниями они просвещают наши дни, в которые надлежит нам служить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010