Но если хочешь яснее узнать, в каких сердцах Иисус написал этот закон, а в каких нет, то я покажу тебе и это на примере из Писания, чтобы утешился ты, призванный «из язычников» ( Рим.9:24 ), и не страшился тех, кто с гордостью похваляются, что получили закон Моисея, написанный на каменных скрижалях или на папирусе. Послушай же, в чьих сердцах Господь Иисус написал закон. Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим.2:14–15 ). Поэтому если увидишь, что язычники, уверовав в Иисуса, приходят к Нему и совершают дело закона, то дело, которое не смогли совершить получившие закон, без колебаний скажи о них: «Иисус написал Второзаконие на этих цельных камнях». 4 . Реченное в Писании далее поистине поражает меня. Сказано: «Написал Иисус на камнях Второзаконие пред сынами Израилевыми» ( Нав.8:32 ). Как мог он написать такую огромную книгу сынам Израилевым, тем, которые стояли и не расходились до тех пор, пока не был написан последний из такого множество стихов? Или как можно было уместить на камнях жертвенника содержание такой большой книги? Пусть объяснят мне это иудейские поборники буквы, не ведающие о духе закона. Каким образом здесь показана истинность повествования? Ведь и «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор.3:15 ). Но для нас, обращенных к Господу Иисусу, «это покрывало снимается», потому что «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:16–17 ) понимания. Итак, Господу нашему Иисусу не нужно много времени, чтобы написать Второзаконие, чтобы установить второй закон в сердцах верующих и укоренить закон Духа в умах тех, кто удостоился быть избранным для сооружения жертвенника. Ведь как только кто-либо уверует в Иисуса Христа, сразу же закон Евангелия отпечатывается в его сердце и записывается «пред сынами Израилевыми». Ибо когда передается тебе таинство веры, присутствуют и небесные силы, и ангельские чины, и « церковь первенцев» ( Евр.12:23 ). И если справедливо понимать «Израиль» как «видение Бога умом», то еще более справедливо это сказано о чинах ангельских, согласно суждению Господа, сказавшего о младенцах – а и ты был младенцем в крещении, – «что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Таким образом, пред теми сынами Израилевыми, которые видели лицо Бога и присутствовали тогда, когда тебе передавались тайны веры, Иисус и «написал Второзаконие» в твоем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Если закон следует понимать только в буквальном смысле, то, несомненно, окажется, что в соответствии с обещанным сыны Израилевы обретают меньше, чем у них было, – ведь они получали манну с небес. Когда они оставили пищу, взятую из Египта, то обрели лучшую – небесную манну. Выходит, что, когда иссякла лучшая пища, им дали худшую, если не принять более верное и возвышенное, духовное, а не буквальное понимание. Пока же, после того, как Иисус привел свой народ в святую землю и все очистились 9 , он совершает Пасху. 2 . Сказано: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел» ( Нав.5:13–14 ). Итак, подняв глаза, Иисус видит вождя воинства Господня, словно он не видел вовсе, прежде чем не взглянул на вождя воинства Господня. И когда Иисус посмотрел на него, то узрел в нем не простого человека, но облеченного определенной властью. Иисус, не уверенный в том, принадлежит ли стоящий перед ним Божественным или враждебным силам, вопрошает: «Наш ли ты или из неприятелей наших?». Тот отвечает: «Нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел». Услышав это, Иисус «поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). Чему через это Иисус научает нас? Всему тому, что и Апостол говорит: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). Таким образом, Иисус узнает не только то, что от Бога, но и Самого Бога. Ибо если бы он не узнал Бога, то не поклонился бы. Ибо кто еще может быть вождем воинства Господня, если не Господь наш Иисус Христос ? Ведь всякое воинство небесное, будь то ангелы или архангелы, «престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» ( Кол.1:16 ; ср. Кол.2:10 ), все, что Им создано, ведет войну под командованием Самого Вождя, Который есть Вождь вождей и Кто раздает царства царям. Ибо Сам Он говорит в Евангелии: «Возьми в управление десять городов» ( Лк.19:17 ), и другому говорит: «Ты будь над пятью городами» ( Лк.19:19 ). Он – Тот, Кто «возвратился, получив царство» ( Лк.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Иудейские старейшины во время торжественного вступления в столицу Господа сильнее всего желали Его смерти и потому пытались настроить против Него радостно встречавших Спасителя жителей Иерусалима. Первосвященники… положили убить также и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса ( Ин. 12: 10–11 ). Вот что говорит об их намерении автор приписываемой святителю Иоанну Златоусту гомилии, обращаясь к храмовым слушателям проповеди: «Видишь ли неистовство старейшин священнических? Чтобы уничтожить веру народа, они хотят убить Лазаря, говоря самим себе…: „если убьем одного Иисуса, а оставим Лазаря в живых, то не будем иметь никакого успеха; ибо, видя сего [Лазаря], будут веровать в Оного [в Иисуса]. Итак, дабы и по смерти он [Лазарь] не был для нас преткновением в том, что некоторые опять будут веровать в Иисуса, убьем Лазаря, чтобы совершенно истребить его память“». И все же начало, залог веры во Христа не только язычников, но и евреев видится уже здесь – во время торжественного Входа Господа. Если иудейские старцы пылают ненавистью ко Христу, то еврейские младенцы, напротив, являют перед Ним свою веру в Него, славят Спасителя, радуются Господу. Свидетельство о восхвалении Христа детьми мы находим в евангельском тексте чуть позже, чем рассказ о вступлении Господа в пределы Иерусалима. По свидетельству евангелиста Матфея, дети прославляли Христа и возглашали Ему осанна Сыну Давидову! ( Мф. 21: 15 ), когда Он вошел в Иерусалимский храм. Услышав восхваляющие Христа крики детей, первосвященники и книжники… вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ( Мф. 21: 15–16 ). Тем самым Господь здесь цитирует псалом царя Давида: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя ( Пс. 8: 3 ). Авторы проповедей на Вход Господень в Иерусалим обыкновенно расширительно относят обращенные ко Христу хвалы еврейских детей, младенцев не только к моменту пребывания Спасителя в храме, но и к самому Его вступлению в столицу Причем слова цитирующего древний ветхозаветный псалом Христа о том, что хвалу Ему воздают не просто дети, но именно младенцы, грудные дети, позволяют толкователям увидеть здесь явное свидетельство еще об одном удивительном чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Мф. 4 :17), неразрывно связали саму возможность нашего вхождения в Небесное Царство с покаянием — как победой над грехом и ­целительной переменой ума (μετνοια) во Христе. В связи с этим святитель Григорий Палама в «Гомилии 10-й. Во вторую Неделю Святой Четыредесятницы» учит, что Иоанн говорит: « Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3 :2); и не только приблизилось, но и уже оно в нас есть. Вот, Царствие Божие внутрь вас есть... говорит Господь (Лк. 17 :21). Но это относится только к тем, которые жительствуют по Богу и богоугодно проводят жизнь. Итак, поскольку Царствие Божие и приблизилось , и в нас есть... то делами покаяния сделаем себя достойными его; сделаем усилие над собою, отвергая злые произволения и навыки, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11 :12)» 15 . Именно для очистившихся от греха, покаявшихся — путем духовной борьбы как войны против себя самих, падших, — а затем преобразившихся и освятившихся и открывается путь вхождения в Небесное Царство. Поэтому евангельские слова от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11 :12) понимаются древнецерковными толкователями как ясное свидетельство о том, что вместе с явлением в мире проповеданной Предтечей силы покаяния уверовавшие как раз и обрели саму возможность начать в глубине своего сердца трудный, но спасительный штурм крепости греховной падшести и страстности, взятие которой подлинно дарует Небесную Жизнь. Евфимий Зигабен в «Толковании на Евангелие от Матфея» поясняет: Царство Небесное «силою берется , то есть насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, продолжает: употребляющие усилие восхищают его. Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна (см. Мф. 11 :12), провозгласившего народу: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3 :2). Сказал это Христос как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою» 16 .

http://patriarchia.ru/db/text/6126258.ht...

Он стремится различать учеников Христа и учеников синагоги по тому, как они понимают закон. Иудеи, неверно его истолковав, не приняли Христа. Мы же, понимая закон духовно, считаем, что он дан для назидания Церкви. Таким образом, иудеи понимают только то, что «отправились сыны Израилевы» из Египта, и первой отправной точкой был Раамсес, и, выйдя оттуда, пришли они «в Сокхоф» ( Исх.12:37 ). Затем «двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефаме» ( Исх.13:20 ), у моря. Затем они понимают, что столп облачный ведет их, и пьют они воду из скалы (ср. Исх.17:6 ). Перейдя Красное море, приходит «все общество сынов Израилевых в пустыню Син» ( Исх.16:1 ). Посмотрим, какой метод толкования этих событий предлагает нам апостол Павел. Обращаясь к коринфянам, он говорит: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:1–4 ). Видишь, насколько учение Павла отличается от буквального значения? То, в чем иудеи видят переход через море, Апостол называет крещением; в том, что для них столп облачный, Павел видит Святой Дух. Он хочет, чтобы все это понималось так же, как Господь учит в Евангелиях: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). И еще манну, которую иудеи считали пищей для насыщения чрева, Павел называет духовной пищей (ср. 1Кор.10:3 ). И не только Павел, но Сам Господь говорит о том же в Евангелии: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» ( Ин.6:49–50 ). И затем произносит: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин.6:51 ). И снова Павел недвусмысленно утверждает, что все «пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:4 ). Так как же должно поступать нам, получившим такие правила толкования от апостола Павла, учителя Церкви? Разве не следует нам таким же образом применить эти переданные нам правила и к другим местам Писания? Или должно нам, как желали бы некоторые, отвергнув то, чему наставляет нас великий Апостол, снова обратиться к «иудейским басням» ( Тит.1:14 )? Сдается мне, что если в этом я отклонюсь от Павла, то подам руку противникам Христа, и получится, как говорит пророк: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питие с примесью злобы твоей» ( Авв.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но если душа остается во грехе и говорит: «Не будем слушать глас Божий, но будем делать, что хотим, и воскуривать фимиам “богине неба”» (ср. Иер.7:18 ), то она и порицается пророком, и осуждается Премудростью: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас» ( Прит.1:24–26 ) или осуждение, выраженное в Евангелии, когда Господь говорит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Я предпочитаю, чтобы Господь наказал меня за грехи, пока я в этом мире, и изгладил мои прегрешения здесь, чтобы Авраам и обо мне мог сказать, как сказал о бедном Лазаре богачу: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). По этой причине, когда нас укоряют, когда Господь наказывает нас, нам не должно быть неблагодарными. Уразумеем, что нас осуждают в веке нынешнем, чтобы обрести нам покой в будущем, как и Апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). Именно по этой причине и блаженный Иов с готовностью принимал все страдания и говорил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов.1:21 ). Но Он и творит «милость до тысячи родов любящим» Его ( Исх.20:6 ). Ибо любящих не нужно укорять, ибо они не грешат, как и Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). И поэтому «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ). По этой причине любящим назначено лишь милосердие, потому что «блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ) во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IX. О скинии 1 . Если кто-то правильно воспримет исход евреев из Египта или переход их через Красное море и весь этот путь в пустыне и каждую остановку на этом пути, если он поймет это так, что примет закон Бога, «написанный не чернилами, но духом Бога живаго» ( 2Кор.3:3 ), если кто-либо, я говорю, внимательно посмотрит на все эти события в порядке их следования, то духовное исполнение всего этого приведет к возрастанию в добродетелях, обозначенных каждым этим событием, чтобы обрести ему созерцание и понимание скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо они не могут воспринять ничего «мелкого» в слове Божьем, ничего тонкого, ничего духовного, а только тучное и грубое, «ибо огрубело сердце народа сего» ( Ис.6:10 ). Да и само ее название означает то же самое, так как «манна» означает «что это?». Смотри, сама сила этого наименования побуждает тебя к научению, так что когда ты слышишь, как читают закон Божий, ты всегда интересуешься и спрашиваешь учителей: «Что это?». Ибо это и означает манна. Поэтому если ты хочешь вкушать манну, то есть если желаешь воспринимать слово Божье, знай, что оно маленькое и нежное, «как кориандровое семя». Оно – отчасти овощ, которым можно напитать слабых и придать им сил, ибо «немощный ест овощи» ( Рим.14:2 ). Оно отчасти твердое и потому – «как иней». Оно также белое и очень сладкое. А что может быть белее и блистательней Божественных наставлений? Что может быть слаще и приятней слов Господа, которые «слаще меда и сота» ( Пс.18:11 )? Но что имеется в виду, когда говорится: «В шестой день пусть заготовляют… вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни», чтобы осталось и на субботу? Согласно нашему толкованию, не следует относиться к этому несерьезно и невнимательно. Шестой день является этой жизнью, «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю» ( Исх.20:11 ). Поэтому в этот день должно нам сохранять и откладывать столько, чтобы довольно было на день грядущий. Ибо если ты обретаешь здесь доброделание, если откладываешь справедливость, милосердие и благочестие, все это будет тебе пищей в будущем мире. Разве мы не читаем в Евангелии о том, как обретший здесь десять талантов получил там десять городов, а обретший четыре таланта – четыре города? И Апостол говорит: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ). Что же тогда делает тот, кто любит откладывать то, что разрушается и не сохраняется до следующего дня? Накопленное богатство этого мира разрушается в этом мире, нет, скорее, вместе с этим миром. Если же кто-то копит добрые дела, то они сохраняются до следующего дня. 6 . Сказано также, что неверные «оставили от сего до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело» ( Исх.16:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2 . Посмотрим теперь, не придерживается ли кто-либо из древних святых сходных взглядов на скинию. Послушай, что говорит о скинии славный пророк, божественный Давид: «Когда говорили мне всякий день: “где Бог твой?” Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что пойду я в прекрасную скинию, в дом Бога» ( Пс.41:4–5 ). И еще говорит в другом псалме: «Господи! кто может пребывать в скинии Твоей? Или кто поселится на горе святой Твоей?» ( Пс.14:1 ). Что же это за «прекрасная скиния», из которой можно войти в «дом Бога» и при воспоминании о которой душа пророка излилась и, так сказать, рассеялась в некоем нестерпимом желании? Неужели мы действительно должны поверить, что душа пророка, влекомая к этой скинии, состоящей из тайников и завес и покрытой козьей шерстью и иными обычными материалами, излилась, а ум его обратился? Разве может быть верным утверждение, что в скинию может войти только «тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно» ( Пс.23:4 ), тогда как история царей передает, что в скинии пребывали и нечестивые священники, «сыновья пагубы», и сам ковчег завета был захвачен чужеземцами и оставался у богохульников и нечестивцев (ср. 1Цар.4 )? Из всего этого очевидно, что пророк испытывает к скинии совсем другие чувства, и в ней, как он говорит, будет пребывать только «тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему» ( Пс.23:4 ). Поэтому необходимо, чтобы именно такой человек пребывал в скинии не рукотворной, но созданной Господом. Давайте теперь посмотрим, что сказано о скинии в Евангелиях, чтобы в словах Господа найти неопровержимое свидетельство и исчерпывающий ответ на наш вопрос. Тогда мы увидим, что Сам Спаситель наш Иисус Христос имеет в виду не одну скинию, но несколько, и не временных, но вечных, когда говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные скинии 14 » ( Лк.16:9 ). Слышишь, как Господь говорит о том, что скинии вечные? Теперь послушай, что говорит Апостол: «От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесную нашу скинию 15 » ( 2Кор.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ты слышишь, что отвечает «князь мира сего» ( Ин.16:11 )? Он говорит, что не знает Бога. Посмотри, что делает бесчувственная гордыня. Пока «на работе человеческой нет его, и с прочими людьми не подвергается ударам» ( Пс.72:5 ), гордыня господствует над ним. Немного позднее ты увидишь, как возрос он через наказания и насколько лучше он стал, претерпев кары. Тот, кто теперь говорит: «Я не знаю Господа» ( Исх.5:2 ), потом, испытав на себе удары бича, скажет: «Помолитесь обо мне Господу». И более того, признает, а его волхвы засвидетельствуют, что «это перст Божий» ( Исх.8:19 ) в силе этих знамений. Так пусть же никто не будет столь невежественен в Божественных наставлениях, чтобы считать, что Божьи кары суть разрушение, а наказания Господа – уничтожение. Смотри: даже жестокому фараону наказание пошло на пользу. Он не знает Господа до того, как казни обрушиваются на него, но после этого просит Моисея помолиться за него Господу. Через наказания он возвышается до того, что понимает, чем заслужил их. «Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» ( Исх. 5:2 ). Но обрати внимание, как в Евангелии после казней он меняет это утверждение. Сказано, что бесы взывали к Господу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф.8:29 ). После того, как демоны претерпели мучения, они узнали Господа. До казней фараон говорит: «Я не знаю Господа и Израиля не отпущу». Но позже он отпустит израильтян, и не только отпустит, а сам вынудит их уйти, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). Но что он далее прибавляет к своим ответам? «И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу» ( Исх.5:4 ). Пока люди с ним и работают «над глиною и кирпичами», пока заняты они «соломой», он считает, что они не отвлекаются, но идут в верном направлении. Но если кто-то из них скажет: «Я хочу выйти на три дня пути и совершить службу Господу», он ответит, что Моисей и Аарон отвлекают народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4.2. Что касается ослицы, на которой сидел Валаам, так как в Писании сказано: «Человеков и скотов спасаешь 16 Ты, Господи» ( Пс.35:7 ), то под этим можно понимать ту часть верующих, которые сравниваются с животными либо своей глупостью, либо невинностью. Ибо Апостол говорит так: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор.1:26–27 ). Евангелие говорит притчами, когда описывает людей, подвластных худшим из учителей – книжникам и фарисеям, которые держат их в узах, но Господь освобождает их – не Сам, а через Своих учеников; ибо Он говорит им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне» ( Мф.21:2 ). 4.3. Итак, как в Евангелии не Сам Господь, но Его ученики отвязывают ослицу, так и здесь не Сам Бог, но ангел отверзает «уста ослицы» (ср. Чис.22:28 ). И как в Евангелии незрячие обвиняют тех, кто видит, так и здесь – бессловесный обвиняет обладающего даром речи. Об этом и сказал Господь: «Славлю Тебя, Отче, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ). Таким образом, именно книжники и фарисеи сидели на этой ослице и держали ее привязанной. И потому ангел гневается на них и, если бы не взгляд в будущее, уничтожил бы их, но спас бы при этом ослицу, которая увидела того, кто «стал на узкой дороге, между виноградниками» (ср. Чис.22:23 ), и остановилась в страхе перед ним. Однако она прижала ногу сидящего на ней к стене (ср. Чис.22:25 ), и, возможно, по этой причине этот прежний всадник не может ни ходить, ни прийти к Тому, Кто говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). И все же ослица, ведомая учениками, приходит, и если тогда сидел на ней жадный до наживы Валаам, то теперь восседает на ней Иисус. 4.4. Не удивляйся, если увидишь, что тот, кто, как мы сказали, имеет образ книжников и учителей народа, пророчествует о Христе, ибо мы читаем, что так делал и Каиафа, сказавший: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:50 ). Однако написано, что «сие он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ» ( Ин.11:51 ). Так, Валаам тоже пророчествует о Христе, поэтому никого не должно возвеличивать, даже если он изрекает пророчества, даже если он удостаивается предвидения, но пусть обратится он к утверждению Апостола, который говорит об этом так: «И пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010