Скачать epub pdf Н. Д. Тальберг († 1967 г.) Архиепископ Тихон (Лященко). Двадцать лет назад, 11 февраля 1945 г., преставился в Карлсбаде архиепископ Тихон (Лященко), долгое время возглавлявший германскую епархию. Будучи, в течение многих лет, близок с ним, я имел возможность хорошо изучить его. Храню о нем память, как о замечательном духовнике, много давшем мне. Был я свидетелем его кипучей административной деятельности. Глубокая духовность сочеталась у него с большой работой на пользу Церкви, иногда не достигавшей цели, что не ослабляло его дальнейшей энергии. В жизни его, – сужу по его повествованиям, – бывало необычайное. Так, в раннем детстве, он сидел в комнате, где лежала тяжело больная маленькая сестра. Вдруг видит он, как словно облачко начало двигаться от ея изголовия и ушло в открытое окно. В эти секунды скончалась его сестренка. В бытность молодым сельским священником он обходил хаты с крещенской водой. При входе в дом пожилой одинокой, считавшейся здоровой, женщины, он потрясен был диким воплем. Хозяйка, с перекошенным лицом, вскочила на печку со всеми признаками бешенства. Будучи инспектором Киевской Духовной Академии, он намеревался создать в окрестностях города женский миссионерский монастырь, на подобие известной Лесненской обители на Холмщине. Духовником его был почитаемый старец Алексий Голосеевский. В конце января 1917 г. архимандрит Тихон поведал ему свой план. Старец-провидец, с грустью взглянув на него, ответствовал: «Что задумал, отче. Не до построек теперь. Вскоре обители и храмы будут разрушаться». В конце февраля провидец о. Алексий преставился. Через несколько дней вспыхнула революция, в развитии своем дошедшая до богоборчества. В начале двадцатых годов архим. Тихон, будучи настоятелем б. посольской церкви в Берлине, был приглашен в Кобург вел. княгиней Викторией Феодоровной для служения заупокойных служб по матери ея, вел. кн. Марии Александровне, герцогине Эдинбургской, дочери императора Aлekcahдpa II. По прибытии туда он отслужил парастас. После вечерних молитв в отведенной ему комнате, он заснул. Вдруг слышится ему ясно детский голос, произносящий: «Батюшка, помолись за меня». Через короткое время раздалось повторение этой просьбы. Тогда он спросил: «Скажи мне твое имя». – «Елисавета», – последовал ответ. «Когда я после этого сразу проснулся», – разсказывал он мне, «то оказался не лежащим, а сидящим на постели». На литургии архим. Тихон помянул рабу Божию Елисавету. Перед последовавшей вскоре трапезой он разсказал о происшедшем русской даме, состоявшей при вел. княгине. Та взволнованно попросила повторить имя. Она вышла в соседнюю комнату и вернулась с вел. княгиней. После обеда последняя пригласила о. Тихона в гостинную и попросила разсказать пережитое им ночью. Выслушав его повествование, вел. княгиня сказала, что имя Елисаветы носила ея покойная дочь, добавив, что и она ночью слышала ея голос, вопрошавший «Отчего ты молишься за бабушку, а за меня не молишься?»

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf Предисловие. О том, как возник этот текст Эти пять писем были написаны в ответ на письмо Алексея Кондрашова, опубликованное на сайте «Православие и мир». Алексей – кандидат биологических наук, профессор Института биологических наук и кафедры экологии и эволюционной биологии Мичиганского университета США. Его письмо оказалось почти энциклопедическим – вопросы, которые ставил Алексей, оказались, с одной стороны, очень личными и искренними, с другой – довольно типичными, их ставят и многие другие люди. Ему удалось перечислить если не все, то многие вопросы и недоумения, которые возникают у современного образованного человека в отношении Православной Веры. Я попытался – как смог – ответить на эти вопросы и разрешить эти недоумения. Текст выглядит примерно так, как он и публиковался на «Правмире», я только добавил некоторые подзаголовки – чтобы читателю было легче в нем ориентироваться. Письмо первое: об Истинном Свете и евангельских предостережениях «Еще одно утверждение православия о свойствах иного мира принципиально важно – учение о Рае и Аде. Якобы тех, кто вел себя хорошо, ждет вечное блаженство, а тех, кто плохо (не верил в Бога, не ходил в церковь , не навещал больных…) – вечные муки. Неудивительно, что у людей с «нравственной интуицией» рассказы про Ад часто вызывают вовсе не страх, а недоверие к его апологетам – членам РПЦ или иных христианских деноминаций (Иван Денисович – баптисту Алеше: «Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?»). Просьба – не кидайтесь возражать и говорить ерунду о том, что грешников в Аду черти «наказуют бичом любви». Лучше послушайте голоса своей совести.» Добрый день, Алексей! Я с огромным интересом прочитал Вашу статью и должен поблагодарить Вас за те вопросы, которые Вы ставите; Ваш обзор тех сомнений, которые наш современник может испытывать в отношении Православной веры, носит почти энциклопедический характер. Все они, несомненно, достойны подробного ответа, и я попробую такой ответ дать; но, думаю, для удобства наших читателей это будет лучше сделать в серии из нескольких статей. В первой из них я попробую ответить на некоторые Ваши недоумения относительно Евангелия. Совесть – голос Бога или голос стада?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Слово архиепископа Луки на Преображение Господне, записанное на магнитофон 14 августа 1956 года, на даче в Алуште. С осыпающейся пленки, из прошлого века, и можно сказать, с самих небес звучит голос святителя Луки, и простое, незатейливое слово, сказанное святым человеком, попадает прямо в сердце. А что это святой человек, узнаешь прямо из голоса, из интонаций его. И слово это важнее тысячи слов, сказанных современными ревнителями благочестия. Еще в 1956 году святитель Лука говорил о том, какие скорби ждут нас, современных христиан, но говорил без тени отчаяния и пессимизма. Да, мы малое стадо, и нас станет еще меньше, но не нужно бояться, «не надо нам падать духом, но надо нам восклониться и высоко поднять головы наши, ибо приближается избавление наше», и ждать Христа. И в словах святителя– великое ободрение нам, ныне живущим и ныне празднующим. Рейтинг: 9.8 Голосов: 224 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Федор 22 мая 2018, 01:24 Испытываем безмерную благодарность Святителю Луке после посещения святых мощей его всей семьей.Чувтво которое мы испытали можно сравнить с благодатью,с радостью и ощущением помощи и поддержки свыше. Не прошли еще сутки, как многие проблемы,о которых молились,- разрешились.Это настоящее Чудо. Федор,Светлана,Александр,Никита. Маргарита 11 июня 2016, 10:53 СВЯТИТЕЛЬ ОТЧЕ ЛУКА спасибо! СВЯТИТЕЛЬ ОТЧЕ ЛУКА,моли Бога обо мне,моей дочке, моей внучке исцелите мои колени, мои почки,исцелите позвоночник моей дочери Татьяны, исцелите женские органы моей внучке Иоанне. Величаем тебя, СВЯТИТЕЛЬ ОТЧЕ ЛУКА, и чтим святую память твою, Ты бо молишься о бо мне, моей дочке, моей внучке ХРИСТА БОГА нашего. Ирина 11 апреля 2015, 16:45 В моей душе только радость и свет!!!Я сегодня увидела фильм про жизнь Св.Луки и услышала его голос!Я преклоняюсь перед этим Святым Человеком,испытавшим все тяготы жизни и творившим только Добро и несшим людям веру в Господа нашего Иесуса Христа!Св.Лука молю тебя о мире на земле,о здравии моем и моих близких!Аминь!

http://pravoslavie.ru/63515.html

Слово в Прощеное воскресенье. О прощении Иеромонах Арсений (Писарев) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:54 мин. Размер 5.3 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В последнее воскресенье перед началом Великого поста, за пятьдесят дней до Пасхи, Святая Церковь вспоминает изгнание праотца нашего Адама из рая. А еще этот день называется Неделей сыропустной и Прощеным воскресеньем. Прощеным называется потому и для того, чтобы напомнить всем нам о необходимости испросить прощения прегрешений у ближних своих и взаимно простить им, в чем они виноваты перед нами. Поэтому и читали сегодня зачало Евангелия от Матфея, который передает нам слова Господа и Бога нашего Иисуса Христа: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Кажется, что это всем доступно – простое земное действие: взять да простить. Не творить, не умножать зло, не унижать, не обижать, а простить. На словах-то это легко совершать, а на деле – где взять силы, где взять понимание, чтобы простить всех. Апостол Павел завещал всем нам: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов». Чтобы носить чужое бремя надо уметь терпеть. Терпеть не только своих родных и близких, но терпеть даже и самого себя. Многие из нас исполнены греховных привычек и страстей - аз есть первый. Придя в храм Божий или в монастырь, думают, что здесь в одночасье произойдет их исцеление. Но в реальности бывает другое. Человек видит, как происходит падение за падением. И тогда он впадает в отчаяние и уныние. Отчаивается и думает, думает и унывает, что все его труды бесполезны, невозможно ему, застаревшему в греховных привычках и страстях, исправиться и исцелиться. Но христианин не должен слушать этот голос от врага, этот голос дьявола, потому что если человек хотя бы будет желать стяжать ненависть ко греху, то шаг за шагом он будет приближаться ко Христу. Один ученик, уйдя в пустыню, много раз приходил к своему старцу и каялся, что он пал. При этом инок задавал своему старцу один и тот же вопрос: «Что делать?». А старец отвечал: «Вставай и иди». Вновь ученик приходит и говорит: «Я опять пал». И снова старец отвечал: «Вставай и иди». «До каких же пор?!»- возмутился ученик. Авва спокойно ответил: «До самой смерти».

http://pravoslavie.ru/45142.html

сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский Откровение Седраха Христианский апокриф, относящийся к Средним векам, но содержащий мотивы библейской Книги Иова и Третьей (Четвертой) Книги Ездры, к которой особенно близок. Так же как и в этих книгах, здесь имеет место попытка теодицеи – оправдания путей Божиих, которое принимает форму спора выдающегося праведника с Богом. Седрах – один из трех отроков, о которых рассказывает Книга пророка Даниила (глава 3). Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V. I. Cambridge, 1893. Святого и блаженного Седраха слово о любви и покаянии, о православных Христианах и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Владыко, благослови. 1. Возлюбленные, не поставим ничего превыше непритворной любви, ибо во многом согрешаем мы каждый день, ночь и час. Того ради да обретем мы любовь – она же покрывает множество грехов. Что пользы, дети мои, если все будет у нас, а спасительной любви не будет? (…) 366 . Блаженна ты, любовь, подательница всех благ! Блажен человек, истинную веру обретший и непритворную любовь, ибо сказал Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» 367 . 2. И, незримый, прозвучал тут голос в ушах его: «Итак, Седрах, хочешь ты и задумал беседовать с Богом, просить Его, дабы открыл Он тебе то, что ты хочешь узнать?». И сказал Седрах: «Как же это, господин мой?». И ответил ему голос: «Послан я, чтобы вознести тебя отсюда прямо на небо» 368 . Седрах же сказал: «Хотел я, господин мой, говорить с Богом устами к устам, но не могу подняться на небо». И, протянув крылья свои, взял тот его и поднялся на небеса, в самое пламя, и поставил его на третьем небе. И было там пламя Божества. 3. И говорит ему Господь: «Добро пожаловать, возлюбленный мой Седрах! В чем обвиняешь ты Бога, создавшего тебя, когда говоришь: «Хочу говорить с Богом устами к устам»?». Отвечает Ему Седрах: «Ей, обвиняет сын своего Отца: Господь мой, для кого создал Ты землю?». Говорит Господь: «Для человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Сретенский монастырь в 1921 году Кремль. Царь-колокол, крестный ход в Сретенский монастырь через Спасские ворота Кремля (нач.1910-х гг.). Изд. П.Фон-Гиргенсон. В 1921 году настоятелем в Сретенской обители был епископ Иларион (Троицкий), обязанности наместника при нем исполнял насельник монастыря архимандрит Сергий (Плаксин). 7 марта 1921 года община верующих при храме Сретенского монастыря обращалась в отдел юстиции Московского совета рабочих и красноармейских депутатов, что «имеет крайнюю нужду в архиерейских облачениях, так как во главе ее стоит епископ, а своих архиерейских облачений у нее нет ни одного. Посему община обращается с просьбой снабдить ее архиерейскими облачениями – желтого, белого и черного цветов. Подпись: Председатель Н. Трусевич» . 15 апреля 1921 года братством при Сретенском монастыре из учетно-организационного отдела были получены два архиерейских облачения (без подризников) – белого и темно-синего цветов, а 22 апреля 1921 года – одно архиерейское облачение красного цвета. На документах о получении стоит подпись: «За председателя – е. Иларион» . Облачение было выдано из ризницы домовой церкви при Саввинском подворье . Московский житель Николай Окунев писал 19 апреля/2 мая 1921 года в своем дневнике о служении владыки Илариона: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион – не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается, в компании с четырьмя-пятью другими рядовыми монахами, а затем вышел в том же простом наряде на середину храма и проникновенно прочитал канон, не забывая подпевать хору в ирмосах. Прочитавши канон, запел один “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный”. Ну, я вам скажу, и пел же он! Голос у него приятнейший, чистый, звучный, молодой (ему 35 лет), высокий. Тенор. Пел попросту, не по нотам, но так трогательно и задушевно, что я, пожалуй, и не слыхивал за всю свою жизнь такого чудного исполнения этой дивной песни. Мне, грешному, вспомнился Н.А. Преображенский, знаменитый тенор конца прошлого столетия. Разве только он бы спел эту вещь лучше Илариона. В эту же службу объявился там удивительный канонарх, по одежде – такой же простой монах. И голос, и чинность, и симпатичнейшая наружность действительного девственника заставили меня расспросить: да кто же это? И я узнал, что это родной брат Илариона архимандрит Даниил (по фамилии Троицкий). Он на два года моложе Илариона, но тоже теперь архиерей: его хиротония во епископа Елецкого совершена в субботу на Страстной. Говорят, это сыновья какого-то захолустного священника или дьякона Тульской епархии. То-то гордится, наверное, старичок-отец: два молодых сына – и оба архиереи!» .

http://pravoslavie.ru/52023.html

Христос без Креста. Продолжение дискуссии Американская игрушка Как-то так случилось, без усилий с моей стороны, что многие мои статьи вызывают шквал эмоций и бурные обсуждения. Часто это касается тех работ, где прямо или косвенно затрагивается протестантизм. Меньше всего в жизни я люблю спорить. Но раз молчать нельзя, а споры возникают сами, то придётся продолжать тему. К тому же, я хорошо знаю, что самая бурная негативная реакция возникает у тех, кого «зацепило», кто чувствует правду сказанного, но не готов согласиться. Отсюда пафос сопротивления и ломка копий о чужой щит. Кто молча прочёл и молча забыл, тот, скорее всего, долго останется без перемен. А кто возмущён и молчать не может, тот, того и гляди, через годик напишет: «Вы были правы. Спасибо». В качестве продолжения духовного пиршества я хочу предложить вам изысканное блюдо, которым насладился много лет назад и вкус которого забыть не могу. Это ёмкая фраза, состоящая из немногих слов, описывающая современный протестантизм. Автор слов — протоиерей Фома Хопко, клирик Американской Православной Церкви. Он пишет: «Что такое современный протестантизм? Это вера в то, что некий Бог (без гнева) спасает некоего человека (без греха) и вводит его в некий рай (без суда) при помощи некоего Христа (без Креста)». Прежде чем читать дальше, перечитайте эту фразу ещё разок-другой и помолчите. А теперь можем продолжать. Можем постараться «разжевать» смысл этой ёмкой и для многих обидной фразы. Бога не хотят бояться. Его сразу хотят любить. Хотя второе без первого невозможно. «Сначала я боялся Бога. Теперь я люблю Его». Это слова Антония Великого. Это голос Православия. Протестантизм же (современный, подчеркнём) начинает строить дом с крыши. Самому Богу протестантизм отказывает в гневе, делая вид, что это не Он навёл на мир воды потопа и не Он сжёг Содом и Гоморру. Сказать, что был другой Бог, мстительный Бог Ветхого Завета, означает попасть в гностики, то есть в ересь. Сочетать любовь и наказание трудно. Иногда и Апокалипсис с описанием казней трудно читать. Поэтому будем говорить только о любви, попросту, нальём молоко в миску из-под дёгтя. Будем делать вид, что живём любовью, хотя сердце для любви не очищено. Тут смиренный голос Православия устами святых отцов скажет нам, что жить нужно между страхом и надеждой, что уныние врачуется мыслями о любви Бога, а грех умирает от страха Божия. Но всё это нужно кающемуся. Гордящемуся это неинтересно. Гордящемуся интереснее иной тезис. Бог без гнева спасает человека без греха.

http://pravoslavie.ru/43041.html

Церковь слышит голос простых людей 26 апреля 2015 г. 15:24 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»  18 апреля 2015 года. Дорогие о Господе братья и сестры, Христос воскресе! В последнее время в Церковь обращается немалое количество людей, которые считают, что их права ущемлены, что их интересы игнорируются власть имущими, экономическими и политическими элитами, чиновниками разного уровня, в первую очередь на местах. В некоторых случаях, конечно, обращения вызывают определенные сомнения — в частности, странно, что люди призывают Церковь поспособствовать отмене судебных решений, в том числе тех, которые приняты судами всех уровней, вплоть до Верховного Суда. Иногда имеют место обращения, связанные с повышенной подозрительностью человека к соседям, к родственникам или к соработникам. Но очень часто обращения, особенно сделанные значительным количеством людей, связанных одной и той же проблемой, являются буквально кричащими, потому что речь идет о тяжелой, безвыходной жизненной ситуации, в которой оказались десятки тысяч, сотни тысяч и большее количество наших сограждан. Для Церкви боль этих людей не чужда. Неправильно считать, что Церковь не должна вмешиваться ни в какие процессы, которые не происходят в узкой понимаемой религиозной и нравственной сфере. На самом деле религиозный долг и нравственный долг православного христианина заключается, в том числе в том, чтобы помочь людям, находящимся в беде. Церковь не участвует в политической борьбе, она не оказывает предвыборной поддержки кандидатам или политическим партиям, но это не в коем случае не означает, что Церковь должна молчать и будет молчать по волнующим людей и имеющим нравственное значение вопросам, которые имеют отношение к государственному управлению, к сфере экономики, к сфере культуры и общественной жизни. Более того, мы знаем, что Церковь перестанет быть светом мира и солью земли, если она не будет выслушивать людей, которые реально озабоченны происходящими в обществе событиями и просят о помощи, о заступничестве перед государственной властью.

http://patriarchia.ru/db/text/4056183.ht...

Часть II. Заповеди Божии 485. Достаточно ли для достижения вечного спасения знать Божественное откровение? Для достижения вечного спасения недостаточно только знать Божественное откровение, необходимо в него верить и в согласии с ним поступать и жить. 486. Откуда мы знаем, как должны мы поступать и жить согласно Божественному откровению? Как мы должны поступать и жить в согласии с Божественным откровением, мы узнаем из заповедей Божиих. 487. Какие мы имеем заповеди Божии? Мы имеем следующие заповеди Божии: 1. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете через пророка Моисея на Синайской горе; 2. две наибольшие и главные заповеди о любви к Богу и к ближнему; 3. девять заповедей Блаженства Господа нашего Иисуса Христа. А) Десять заповедей Божиих 488. Обязаны ли мы, христиане, соблюдать десять заповедей, данных израильтянам в Ветхом Завете через пророка Моисея? И мы, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей, данных израильтянам в Ветхом Завете через пророка Моисея потому, что Сын Божий, Иисус Христос, повелел безусловно соблюдать их ( Матф. 19, 16–19 ). 489. Были бы мы обязаны соблюдать десять ветхозаветных заповедей Божиих, если бы Иисус Христос не заповедал безусловно соблюдать их? И в том случае, если бы Иисус Христос не заповедал нам безусловно соблюдать десять ветхозаветных заповедей Божиих, мы были бы обязаны их исполнять потому, что эти заповеди не были установлены Моисеем, а самим Господом Богом, который сверх того вложил их в совесть каждого человека. 490. Если Бог вложил эти заповеди в совесть каждого человека, то почему они были еще особо провозглашены Моисеем и подтверждены Иисусом Христом? Хотя Бог и вложил их в совесть каждого человека, все же эти заповеди были по приказанию Божьему провозглашены Моисеем и подтверждены Иисусом Христом потому, что многие люди подавляют в себе голос своей совести и поэтому было нужно объявить обязательность этих заповедей для всех людей, и для тех, которые подавили в себе голос совести. 491. Как сокращенно читаются десять заповедей Божиих?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сейчас решается судьба Латвийской Православной Церкви» Православные жители Латвии призвали священнослужителей не нарушать церковное единство и возобновить поминовение Святейшего Патриарха Кирилла 31.08.2023 700 Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид в своем Telegram-kahaлe разместил текст обращения прихожан латвийских православных храмов к священнослужителям Латвийской Православной Церкви с просьбой не нарушать церковное единство и возобновить поминовение Патриарха Московского и всея Руси за богослужениями, передаёт ТАСС. «В связи с состоявшимся 24 августа 2023 года заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви со смирением и любовью во Христе просим вас сохранить в целостности и единстве вверенную вам Богом паству. Просим с уважением относиться к Уставу нашей Церкви, не допускать нарушений канонов и возобновить поминовение Святейшего Патриарха Просим вас безбоязненно возвышать свой голос в защиту единства Церкви», - говорится в обращении. Прихожане указали, что готовы возвратиться в храмы, которые опустели после прекращения поминовения Патриарха. В обращении подчеркивается, что «сейчас настало время, когда решается судьба Латвийской Православной Церкви - сохранить ее законный статус или совершить раскол». Авторы послания при этом напомнили слова святителя Иоанна Златоуста о том, что «грех раскола не смывается даже мученической кровью». Напомним , Священный Синод Русской Православной Церкви 24 августа принял постановление, осуждающее действия митрополита Рижского и всея Латвии Александра, который неоднократно уклонялся от канонического порядка богослужебного поминовения предстоятеля Русской Церкви, а также требовал от священнослужителей отказаться от канонического поминовения Патриарха Московского и всея Руси. Напомним , что 13 августа 2023 года в рижском кафедральном соборе Рождества Христова митрополит Рижский и всея Латвии Александр возглавил чин хиротонии архимандрита Иоанна (Липшанса) во епископа Валмиерского.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/se...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010