(Поучение в день памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе) Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти мир. Спасение каждого человека совершается при ближайшем участии Самого Спасителя: Его Божественной любви и благодати ( Ин.15:5 ). Путь ко спасению открыт для всех и всем подаются средства «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), то есть ко спасению. Указаны также и примеры спасения в лице угодников Божиих, стяжавших спасение и просиявших на земле, как «свет мира» ( Мф.5:14 ), как «соль земли» ( Мф.5:13 ). Одним из таких угодников Божиих является и ныне празднуемый Святитель Алексий, Митрополит Московский. Вспомним кратко его житие, чтобы получить для себя уроки назидания и утешения. Святитель Алексий родился в 1293 году в Москве. Происходил из знатного боярского рода. При крещении был наречен Елевферием. Родители мечтали подготовить его к государственной службе и с этой целью дали ему высокое образование. С юных лет он «изучался всей грамоте», «всем книгам извыче». Но, однако, не так судил Бог. Еще в детские годы Господь призвал Елевферия на высокое служение Богу, Церкви и Родине. Однажды он, 12-летний мальчик, ловил птиц в поле и, заснув, услышал голос: «Алексий! что напрасно трудишься! Будешь человеки ловя». «Будешь человеки ловя». Как близки эти слова по смыслу и словесному выражению к словам Спасителя, обращенным к простым рыбарям при призвании их на апостольское служение: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Апостолы откликнулись на этот призыв Спасителя и последовали за Ним. То же произошло и с юным Елевферием. Услышав голос призывающего Господа, он переменился: стал искать уединения, молитвы, Господа. Через три года поступил в Московский Богоявленский монастырь, а через пять лет постригся в монахи с именем Алексия, имея 20 лет от роду. Так начался иноческий подвиг будущего Святителя земли Русской. Через двадцать лет этого подвига он стяжал добродетельное житие и мудрость и был определен ведать церковными судами при Митрополите. Разбор судебно-церковных дел познакомил его с духовно-моральным состоянием членов Церкви, что подготовило его, в свою очередь, к управлению Русской Православной Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Преображение Господне или Яблочный Спас Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами. 19 августа, 2016 Иногда мы бываем на Фаворе, а иногда оказываемся на Голгофе. Иногда присутствие Божие столь ощутимо, явно, что нам хотелось бы, чтобы эти минуты никогда не кончались, длились вечно. Но иногда Бог словно бы покидает нас, оставляет во тьме наедине с самими собой, с нашими проблемами и грехами. Преображение Господне или Яблочный Спас – праздник Православной церкви, который отмечают в августе. Подробнее – в проповеди епископа Александра (Милеанта). Преображение Господне (Спас Яблочный) В земной жизни Господа Иисуса Христа было очень немного радостных, светлых минут. Бог воплотился, пришел в этот мир прежде всего для того, чтобы погрузиться в нашу тьму, разделить с нами скорбь и будни человеческого существования. Именно потому Господь Иисус Христос столько времени проводил с людьми грешными, нуждавшимися в очищении, просвещении, спасении. Именно потому Господь избрал для Себя крестный путь, пострадал за людей, был отвергнут ими, принял оплевание и заушение, крестную смерть и сошел во ад, чтобы все то пространство, где до Его прихода царствовало зло, наполнить Своим Божеством и светом. В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. Например, это произошло во время крещения Иисуса, когда с неба прозвучал голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Другим таким моментом — и именно его мы вспоминаем сегодня — было преображение, когда Господь, взяв трех своих ближайших учеников, взошел с ними на высокую гору, и там, когда Он молился, «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.» И голос Отца прозвучал вновь: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте.»

http://pravmir.ru/xorosho-nam-zdes-byt/

преосвященного Иоанна, епископа Полтавского, от 8 декабря 1905 года Епархиальное совещание по вопросам об изменениях в строе церковного управления и церковной жизни в России I. Состав Собора Относительно состава Собора совещание единогласно высказалось, ввиду церковно-исторической практики, за участие в нём представителей клира, монашества и мирян. Относительно же того, какой голос принадлежит членам Собора последних трёх категорий, мнения разделились. И хотя авторитеты (проф. Заозерский, проф.-прот. Иванцов-Платонов, проф. Бродович и др.) в выражениях, не оставляющих никакого сомнения, говорят только о совещательном голосе означенных лиц, тем не менее в собрании большинство высказалось за желательность права решающего голоса. Основанием для сего выставлялось, во-первых, то обстоятельство, что предположенный Собор – не вселенский, на котором вырабатываются догматические определения, а Поместный, для решения церковно-практических вопросов; во-вторых, практика Соборов русской Церкви допускала участие архимандритов и протопопов именно с правом решающего голоса, как показывают их подписи под определениями Соборов; в-третьих, практические соображения говорят за решающий голос и не епископов: а) белое духовенство несёт на себе все тяготы приходской жизни, оно более знает приходскую жизнь, чем высшая иерархия, б) сектанты постоянно указывают на рознь, существующую в православной Церкви между паствой и пастырями; лишать белое духовенство и мирян права решающего голоса значило бы как бы подтверждать эту рознь. Относительно способов выбора уполномоченных на Собор совещание пришло к следующему решению: приход выбирает священника, псаломщика (или диакона) и 2 мирян на благочиннический съезд; благочиннический съезд выбирает 2 священников, 1 псаломщика (или диакона), 1 мирянина на уездный съезд; последний в том же количестве выбирает представителей на епархиальный съезд, а епархиальный, в том же количестве, на Собор. Признанием за псаломщиками (и диаконами) права на особое (от священников) представительство на Соборе (а также и на съездах) справедливее обеспечивается удовлетворение материальных и духовных нужд этого многочисленного класса церковнослужителей и поднимается самый духовный уровень низших членов клира, что составляет неотложную нужду нашего времени. Монашествующие, собравшись под председательством своих настоятелей, избирают по одному представителю на обще-епархиальный съезд, который, в свою очередь, избирает одного депутата на Собор. II. Разделение России на церковные округа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преосвященного Кириона, епископа Орловского, от 22 ноября 1905 года Предположения об устроении управления в российской Церкви, о расширении сферы полномочий епархиальных съездов духовенства, о реформе церковного суда, духовно-учебных заведений, о допущении священнослужителей участвовать в общественных учреждениях и о вере А Краеугольным камнем, долженствующим лечь в основание устроения церковного управления, является: 1) восстановление самостоятельности русской патриаршей Церкви, возвращение ей свободы внутреннего самоопределения и 2) проведение соборного начала в церковном управлении. Существовавшее в России в течение почти 200 лет служебно-подчинённое положение Церкви в отношении к государству никоим образом не может быть признано полезным для дела церковного. Не говоря уже об основаниях догматических, в силу которых Церковь пользуется самостоятельностью внутренней жизни, как учреждение вечное и божественное, призванное служить не временным мирским интересам, а вечным целям спасения во Христе, и об основаниях канонических, коими навсегда была определена независимость церковного управления, – освобождение Церкви от внешних стеснений требуется современными условиями религиозной жизни общества. С освобождением религиозной совести от внешних стеснений, ставивших известные пределы иноверию, инославию и старообрядчеству, духовная религиозная жизнь вне православной Церкви потечёт отныне свободной и широкой волной, независимо от внешних условий государственной жизни. Только Церковь православная окажется ограниченной в своём самоопределении государственными целями и интересами, и в таком положении голос служителя её не сможет противостоять свободному, искреннему и независимому голосу исповедников иноверия и инославия. Как бы искренно и убеждённо ни звучал голос служителей православной Церкви, он всегда будет заподозриваем в служении сторонним, государственным соображениям и потребностям. Только независимая и свободно самоуправляющаяся Церковь сможет поддержать в чадах своих чистую веру в себя и может проявить всю силу плодотворного влияния на все стороны человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Арсений Великий Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:12 мин. Размер 3.5 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Арсений родился в благородной римской семье в начале IV века. Одаренный живым умом, он получил всестороннее светское образование. Но став диаконом , решил посвятить себя исключительно священным трудам. Святой так прославился в столице, что, когда император Восточной Римской империи Феодосий Великий попросил правителя западной ее части императора Грациана найти учителя для его сыновей, Грациан послал к нему Арсения. Несмотря на почет при дворе и уважение, оказываемое ему Феодосием, который взирал на него как на духовного отца, сорокалетний Арсений не позволял себе быть обманутым ложными прелестями мира и горячо желал посвятить жизнь свою только Богу. Как-то ночью он молился Господу, прося указать путь ко спасению, и услышал голос с небес: «Арсений, бегай от людей – и спасешься!» Он немедленно покинул дворец, дошел до пристани, сел на корабль и приплыл в Александрию. Его тотчас постригли в монахи в одном из многочисленных монастырей, что располагались вокруг столицы Египта. И если при дворе он носил богатое и дорогое платье, то здесь стал носить только самую простую одежду, в которой его невозможно было узнать. Он отказался от суетной мирской науки и стал учеником суровых египетских подвижников, к которым без колебаний обращался по поводу любого своего помысла. Через некоторое время Арсений вновь спросил в молитве у Бога, как возможно спастись. Тот же голос сказал ему: «Арсений, скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». Тогда он отправился в известный монастырь Скит, чтобы пустынничать. Там он построил себе келью в 47 километрах от церкви. Он выходил из кельи очень редко, 40 лет пребывал наедине с Богом, мужественно отвергая бесовские соблазны, напоминавшие ему о прежней жизни. Каждый день он спрашивал себя: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» – и смиренно просил Бога: «Даруй мне, по милости Твоей, положить начало».

http://pravoslavie.ru/53693.html

Преподобный Филипп Ирапский (+ 1527) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 14 нояб. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых В соседней с обителью прп. Корнилия Комельского деревне появился нищий двенадцатилетний мальчик по имени Феофил. Принял его к себе крестьянин Василий. Скоро узнал о кротком богобоязливом мальчике прп. Корнилий (память его 19 мая) и приказал привести его к себе. Со слезами мальчик упал ему в ноги и сказал: «Прости меня, честный отче, я не помню своих родителей, остался после них в малых летах. Сказывали мне, что они были крестьяне, а имя мне Феофил. Скитался я, питаясь именем Божиим, не знаю, как пришел сюда, а теперь живу у своего хозяина. Молю тебя, честный отче, позволь мне потрудиться в твоей обители сколько могу!» Преподобный принял его и поручил ризничему — старцу Флавиану, который прежде всего научил его грамоте и Священному Писанию. Вся братия полюбила его, и через 3 года он был пострижен с наречением ему имени Филипп. Филипп ревностно подвизался в посте, ночи до утрени проводил в молитве, потом пономарил в церкви, а днем трудился в пекарне. За свою высокую жизнь он был поставлен пресвитером. Однажды ночью, совершая правило, он услышал голос: «Возлюбленный раб Мой, выйди отсюда и иди, куда Я укажу тебе!» Он увидел в окне свет на южной стороне. «Это и есть место, которое указано мне свыше, — подумал он. — Да будет воля Господня!» Когда он шел к утрене, голос повторился. Немедленно он пошел к преподобному своему настоятелю, получил от него благословение оставить монастырь для безмолвия ради Бога и в ту же ночь вышел из него. Он пошел в Белозерский край. Здесь, между рекой Андогой и ручьем Малый Ирап, он нашел тихое прекрасное место. «Се покой мой, зде вселюся!» — подумал он. Ночью явился ему ангел и сказал: «Филипп, здесь Господь уготовал тебе место!» Правитель этой местности, князь Андрей Васильевич Шелепшанский, разрешил ему поставить себе келью. А потом он дал ему еще другой участок, расположенный между двумя ручьями — Большим и Малым Ирапом, где прп. Филипп и поставил сначала часовню, а потом Свято-Троицкую церковь. Князь и народ чтили его, слушались и охотно помогали.

http://sedmitza.ru/lib/text/437876/

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Притча о званых на вечерю Неделя 28 по Пятидесятнице Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: " Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца " , и сказал мне: " Сии суть истинные слова Божии " (Апок. 19; 6-9). Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. О ней и сказал Господь Свою притчу. В Евангелии от Матфея читаем: Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22; 2). Эти слова очень близки к вышеприведенным словам апостола Иоанна Богослова из Апокалипсиса. Эта вечеря была именно брачным пиром Сына Божия, Которого евангелист Лука скрыл под видом некоторого человека, и Сам Бог Отец устроил ее. Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено. И, когда настало время ужина, послал Он раба сказать званым: Идите, ибо уже все готово (Лк. 14; 17). Кто эти званые? Это вожди народа израильского, его учителя: первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины. Хозяин пира даже не ограничился однократным приглашением, но и во второй раз послал раба сказать: " Все готово, идите, идите на пир " . И что они ответили? Как бы сговорившись, все начали извиняться. Один сказал: Я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу Тебя, извини меня (Лк. 14; 18). А по-славянски это звучит так: Молю ти ся, имей мя отречена, - т. е. отрекаюсь от Твоей вечери. Ему неинтересен брачный пир Христов. Ему дороже купленная земля, ибо только на земное возложил он все свое упование, только к земным благам направлены все его стремления и помыслы, а потому не хочет он никакой вечери в царстве Божием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Он так хотел петь в церковном хоре Я подхожу к нашей церкви, замечаю двух молодых людей возрастом не старше десяти лет, слышу их разговор. Один, запро-кинув голову, глядя на кресты куполов, говорит: Я обожаю это золото. Второй, поднимаясь по ступеням внутрь церкви, отвечает ему: А мне нравится запах. Было это субботнее июльское утро. Ночью в больнице Сквор-цова-Степанова скончался мой друг детства Юрий К.. Ему очень нра-вилось петь в церковном хоре. Он три раза пел в хоре Шуваловской церкви, не в каменной, а в маленькой деревянной, у святого Алек-сандра Невского. И всё. Больше не допустили. Нет, не регент, не нас-тоятель. Они-то были довольны, даже рады, хор там не ахти... А у Юрия был прекрасный голос низкий баритон, бархатный, и доволь-но сильный. Он по разным кружкам самодеятельности всю жизнь свою пел. Он, как говорится, был больной по части пения. Ему не удалось стать исполнителем-профессионалом, и он не набил себе оскомину искусством для денег, поэтому его постоянно тянуло на сцену. Прослужил он от институтской скамьи бессменно врачом, па-тологоанатомом. Нравилась ему эта профессия или нет мне он не говорил. Да и что об этом говорить, кормиться-то как-то надо, тем более при наличии семьи: жены и сына. Что его и беспокоило, после операции. У него почку вырезали. Он тяжело и долго выздоравливал. Около года жена его выхаживала. Позвонил он мне, еще довольно слабый: - Старик! Начинаю настоящую жизнь. Сказал он так, будто мы только вчера с ним расстались. - Ты не представляешь, как я жду не дождусь, чтобы начать петь в церкви. Я и слово дал Богу, если по-правлюсь, всю остальную жизнь буду петь в церкви. Как ты дума-ешь, меня возьмут? - Да ты смеешься! С потрохами! Такой-то голос!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2086...

Примечания Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. К главе I Эта челобитная, с очень обстоятельным объяснением, напечатана Н. В. Рождественским в Чт. общ. ист. и древн. расс. за 1902 г. кн. II, отд. IV, стр. 1 — 31. Челобитные: неизвестного и иконописца Григория напечатаны в приложении нашей книги: Патр. Никон. Рук. импер. публ. библ. из собрания гр. Толстого 258, л.л. 11—120. Впрочем в суздальской памяти встречаются и некоторые изменения по сравнению с московской, хотя и не особенно значительные. Они касаются прежде всего некоторых отдельных слов, не имеющих значения в происшедших вероятно от переписчиков. Но кроме этих случайных изменений в отдельных словах, в суздальской памяти есть против московской и некоторые характерные опущения и вставки, именно: в московской памяти говорится: «а в церкви бы велели говорити голоса в два, а понужде в три голосы опроче экзапсалмов, а экаапсалмы бы по всем церквам говорили в один голос». В суздальской памяти говорится: «а в церкви велети говорити голоса в два, а экзапсалмы по всем церквам говорити в один голос»; слова московской памяти: «а по нужде (говорить) в три голосы»,в ней опущены. Очевидно архиепископ Серапион, сочувствовавши, вероятно, единогласию, избирает средину: он дозволяет говорить в церкви в два голоса, но не дозволяет говорить, хотя бы и по нужде, в три голоса, и тем самым, с одной стороны, несколько удовлетворяет сторонников единогласия, а в тоже время существенно не расходится в этом пункте и с патриаршею памятью. О нищих в московской памяти говорится: «нищим во время святого пения по церквам ходити милостыни прошати отнюдь не велети же, а велети им стояти и просити милостыни вне церкви, стояти в притворе церковнем, егдаже православнии христиане должни суть подаяти им до святого пения, входяще во святую церковь, после пения, исходяще из церкви, подают. А во время святого пения им, в церковь приходя, мятежу и соблазну никакого отнюдь чинити не велети, а велети им в те поры в церкви Божией стояти и слушати божественного пения такожде со страхом и благоговением, немятежно».

http://sedmitza.ru/lib/text/439678/

Пышак. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Артем Маркелов. Bceмiphaя радость Четыре образа Богородицы в судьбе Вятской земли. http://rusk.ru/st.php?idar=1002393 …Священник Иаков Мултановский, описывая святыни Тихвинской церкви с.Вишкиль, упоминает: " … 3) икона Божией Матери " Отрада и Утешение " , называемая Раифскою.., написана и освящена в Пантелеимоновском Афонском монастыре, заведена 1863 г. " Учитывая, что икона была прислана в Вишкиль прямо с Афона, что о.Иаков был вдумчивым исследователем вятской старины, можно ему довериться и принять: скорее всего, Раифской называли икону Богородицы " Отрада и Утешение " . Какова ее история? Известно, что в старину на афонский монастырь Ватопед собиралась напасть шайка разбойников. Неожиданно настоятель монастыря услышал голос: " Не отверзайте сегодня ворота обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников " . Голос исходил от иконы. Обратившись к образу, он с изумлением увидел, что изображение изменилось: Богомладенец пытается закрыть уста Своей Матери со словами: " Не говори им, Мать Моя, пусть они понесут заслуженное наказание " . А Богородица, стараясь удержать руку Своего Сына и уклоняясь направо, снова дважды повторила предупреждение. В таком положении и запечатлелись лики на образе – кроткая милосердная Богородица и строгий неумолимый судия Христос. Монахи отбили нападение, а икона стала одной из главных святынь Ватопеда, а впоследствии и всего православного мира. В том числе и Вятской земли. Как утверждают летописи, во время паломничества в Великорецкое многие верующие старались побывать в Раифской пустыни и поклониться святыне. Причем некоторые православные с такой силой возлюбили образ Богородицы, что даже решили поселиться поближе к ней. Так, рядом с пустынью появилось поселение, получившее название " заоградной слободки " . Постепенно оно выросло в современное село Пышак (по прямой оно находится от села Великорецкого примерно в 10 километрах). Но был здесь и отрицательный момент – стремившихся к уединению монахов окружало все больше суеты. Поэтому иноки начали расходиться по другим обителям. Раифская пустынь постепенно угасала. Дело довершил пожар, уничтоживший главную монастырскую церковь. К счастью, икону удалось спасти. А оставшаяся братия, по распоряжению епархиального начальства, была переведена в Хлыновский Богословский монастырь. Туда же было решено перенести Раифскую икону. Но когда 8 сентября после прощального молебна иноки взялись за образ, то не смогли сдвинуть его с места. Об этом было сообщено епархиальному начальству, которое повелело: оставить образ навсегда в приходской церкви с.Пышак и освятить в ней придел во имя Раифской иконы. Произошло это знаменательное событие 8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=12953

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010