Он сам пишет стихи и музыку, сам поет. От других исполнителей его отличает то, что он – монах. О нем ходят разные слухи. И что лишился голоса и больше не может петь. И что лежит в больнице на операции. Или даже, что умер. А он, затворившись в скиту в глухих лесах на Псковщине, отделенный рекой, болотами, непроходимыми чащами от всего мирского, по прежнему сочиняет духовные стихи. Только уже не поет их. Он принял новый духовный подвиг, дав обед молчания? Заболел? Никто не знает, никто ничего не говорит. И сам он тоже. Правда, за полгода до кончины известного старца отца Николая с острова Залита, приехав в последний раз в Москву к своей духовной дочери Елене Квасковой, где и я с ним неоднократно встречался, обронил: «Я со старцем простился. Он меня отпустил, чтобы дальше сам шел». И с тех пор замолчал. Голос же его, записанный на всевозможные носители, продолжает звучать в храмах, деревенских избах, городских квартирах, выжимая слезы очищения, зажигая веру, отгоняя, подобно тому, как лампада отгоняет тьму, человеческое отчаяние. Отказавшись от голоса, монах в тиши лесов обретает духовную силу. А голос, оторвавшись от своего хозяина, продолжает звать нас в храмы Божии, «пока еще звонят». …Когда мне прислали почему-то с Украины первую кассету с его песнями, я был покорен ими тут же, и непременно захотел встретиться с автором. Но где его найти? Сказали лишь, что в псковских Печорах живет его мать. И я помчался тогда в Печоры. Истинно говорят: если что человек искренне возжелает, вся вселенная бросится ему помогать. Дело было накануне Благовещенья. Отец Роман ездил по храмам и монастырям, да в дороге заболел, и на пару дней завернул в Печоры к матери. Там мы впервые и свиделись. Встретил он меня в белом подряснике. Накормил рыбным супчиком. Вставил в магнитофон кассету с новыми записями. Невысок, худощав, с характерным брянским говорком. Я, помню, говорил о маловерии, сектантстве, бездуховности. А он: – Вот ты все о других, да о других. О своем спасении думать надо. Свой храм укреплять, а не раскатывать его по бревнышку.

http://pravoslavie.ru/36542.html

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Магистр богословия архимандрит Александр (Вишняков) родился 10 мая 1890 г., погиб 6 ноября 1941 г. от рук украинских националистов-“автокефалов”. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. Лк 23:47 Практически неизвестной для современного читателя остается тема массовых репрессий против духовенства и мирян Украинской Православной Церкви Московского Патриархата со стороны адептов украинского автокефалистского раскола. Во время Великой Отечественной войны сотни православных священников, в том числе митрополит Киевский Алексий (Громадский), были зверски замучены и убиты террористами из ОУН-УПА с непосредственного благословения лидеров так называемой Украинской автокефальной церкви. Мы приводим здесь жизнеописание архимандрита Александра (Вишнякова), пострадавшего за верность Церкви даже до смерти. Вся его жизнь по сути была исповедничеством; кажется, все личины зла, так разгулявшегося в ХХ веке, обратились против него… Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас. Пс 6:13 В благовестии Евангелия рождался в сердцах голос веры Христовой. За две тысячи лет христианства этот голос могучим аккордом поднялся над Землей, над всем в ней сущим, ликуя и благовествуя, скорбя и призывая, рождая Свет и побеждая тьму. Благодарная память поколений запечатлела имена святых подвижников Православной веры, высокими идеалами которых созидался храм Православия. От их духовного огня вся Русь зажигала свои лампады. 10 мая 1890 г. Господь воззвал к жизни маленькую звездочку из светильника Своей Божественной славы. В селе Подголье Лужского уезда под Санкт-Петербургом появился на свет мальчик. Крестили его именем Александр в честь святого благоверного князя Александра Невского. Сколько раз в своей жизни он будет оправдывать значение своего имени: ‘мужественный, защитник людей’. Воспитывался Александр в благочестивой семье священника отца Василия. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань. Посему выбор духовной стези для Александра был предопределен. Юношей он поступает в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Прекрасный про­фес­сорско-преподавательский состав, весь уклад семинарской жизни пробуждают в нем любовь к наукам и изучению языков. Будучи уже учащимся Академии, Александр Вишняков защищает диссертацию на степень магистра богословия (тема диссертации — “Епископ Никанор Херсонский”).

http://pravmir.ru/arhimandrit-aleksandr-...

«От нас ушел наш друг». Памяти Ани Пахарь Мы не знаем, когда прозвучит голос Божий, призывающий нас. Для Анны, Леонида и еще для 222 невинных жертв он прозвучал. 9 декабря, 2015 Мы не знаем, когда прозвучит голос Божий, призывающий нас. Для Анны, Леонида и еще для 222 невинных жертв он прозвучал. Крушение в результате теракта лайнера Airbus-321 над Синайским полуостровом в Египте 31 октября 2015 года стало одной из крупнейших катастроф в истории России и истории мировой авиации. В России был объявлен общенациональный траур по погибшим. На борту разбившегося самолета была выпускница ПСТГУ Анна Пахарь. 9 декабря исполняется 40 дней со дня этой трагедии. «Была тут 30 октября в 16:44». Последняя запись Анны Пахарь на странице «В контакте» Погибшим в авиакатастрофе, которая позднее была признана результатом теракта, сопереживала вся страна и весь мир. Соболезнования глав государств, акции памяти, масштабное расследование, не завершившееся до сих пор. Первые строчки новостей, социальные сети — уже через несколько часов после трагедии появилось множество подробностей. Читаешь с экрана списки погибших, взгляд на долю секунды задерживается на знакомом имени «Анна Пахарь». Мозг отказывается воспринимать эту информацию: «Просто совпадение. Наверное,  однофамильцы… Она недавно вышла замуж, , фамилию должна была поменять». Вечером информация уже на странице Православного Свято–Тихоновского Университета, выпускницей которого была Аня.  Все еще не веришь: «Проверена ли информация, есть ли подтверждение от родственников»? Подтверждения от родственников нет, но даты рождения и ее, и ее мужа совпадают. РЕЙС 9268 PAKHAR/ANNA 11JUL90 MNATSAKANOV/LEONID 07NOV75 Девочка с характером: «веселое, буйное, радостное чадо» Анна Пахарь родилась в городе Лесосибирске Красноярского края. В семье было трое детей, мать  воспитывала их одна. Священник Андрей Юревич, учредитель Лесосибирской православной гимназии во имя святого праведного Иоанна Крондтштадтского, рассказывает: — В поколении ее родителей семья была довольно простая: и мама, и тетка и бабушка обычные деревенские жители, в доме бабушки была, например, корова.  Они все были наши прихожане. Мама привела Аню к нам в гимназию в седьмом, когда своей воли не имеют, но уже что-то понимают — и она была не против. Она любила разговаривать, была «девочкой с характером» — ко всему имела свое отношение Не таким человеком, которой можно сказать «Молись, постись и слушай радио «Радонеж» — с ней нужно было еще найти общий язык. Вместе с тем — очень религиозная, ответственная, взрослая не по своим летам. Наверно, не зря у нее муж оказался намного взрослее ее.

http://pravmir.ru/ot-nas-ushel-nash-drug...

Отдел III. Церковное управление § 102. Общий обзор Изложив, насколько нам казалось нужным, устройство церкви, перейдем теперь к рассмотрению прав, касающихся правильного управления самою церковью, именно, как и на каких основаниях осуществляет она власть, полученную ею от божественного ее Основателя для сохранения своего организма в полной силе. Власть церкви троякого рода: учение, священнодействие и пастырство или управление (§ 53); соответственно трем свойствам Основателя церкви, Который есть учитель 1571 , первосвященник 1572 и царь 1573 , и церковь , которой Он есть глава (§ 49) и которая составляет Его тело, должна прежде всего быть школою, в которой изучается и сохраняется чистое учение Его; должна, затем, быть Его храмом, в котором, при посредстве благодатных даров, все освящаются, и, наконец, должна быть Его царством, в котором изъясняются и издаются Его законы, в котором изрекается праведный суд и которое, так как церковь существует на земле, – располагает существенными средствами, необходимыми для достижения той цели, к какой стремится церковь. Поэтому и настоящий отдел церковного права должен быть разделен на три части, из которых в первой должно говорить о власти учения (’ εξουσα διδακτικ, potestas magisterii), во второй – о власти священнодействования (’ εξουσα ερατικ, potestas ordinis, ministerii) и в третьей – о власти управления (’ εξо υσα διοικητικ, potestas jurisdictionis). Глава первая. Власть учения § 103. Охранение христианского учения Единство церкви основывается на единстве веры. Если нет единства веры, если всеми и каждым не сохраняется в полной неповрежденности откровенное христианское учение, тогда нет и церкви. Орган, посредством которого сохраняется единство церкви, есть епископство (§ 51). Это епископство, которому Основатель церкви передал свое учение для проповедования его и с которым обещал быть до скончания веков, имеет своею главною задачею хранить откровенное учение и непогрешимо свидетельствовать о его истинности. Исполнение этой задачи доверено каждому епископу, потому что «каждый епископ и все вместе имеют полную часть», 1574 «все они имеют одинаковую власть и достоинство» 1575 , и «все в одинаковой степени наследники апостолов» 1576 , а потому и исполняют свою задачу или сами, или чрез своих уполномоченных, священников, каждый во вверенной ему церкви. Но бывают случаи, когда должен проявляться и совместный голос всех епископов, именно когда возникают какие-нибудь споры о вере, охватывающие всю Вселенскую Церковь и угрожающие чистоте и неповрежденности откровенной истины. Тогда общий голос всех епископов выражается или во Вселенском соборе, или же, если по условиям времени невозможно созвать собор, в догматических посланиях, излагающих истинное верование церкви, о котором письменно согласились все епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 2 «Лекции по истории Древней Церкви, второй том. История церкви в период до Константина Великого» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период до Константина Великого» посвящены истории Церкви до Константина: борьба с язычеством в жизни и мысли; внутренняя жизнь Церкви — формирование догмата, обряда и дисциплины. Отдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли I. Цepkobь послеапостольская и Римская империя Характерный признак положения первенствующей церкви определяется названием ее «ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»). Действительно, этот период до того исключителен, что вопрос об отношении государства к христианской церкви отодвигает все другие вопросы на задний план. Если посмотреть с отдаленной точки на это время, то представилась бы одна картина —  — борьбы за существование. Важнейшие вопросы внутренней церковной жизни явились бы как подробность в этой картине. Что устоит: дух или цифра, — вот главный вопрос этого периода. 1. Мученичество     Борьба церкви с внешней силой государства нашла выражение в мученичестве. Церковь послеапостольского периода, ecclesia pressa, была церковь мучеников. Мученичество — в высшей степени характеристичное явление; что оно тесно связано с этим временем, видно из того, как трудно передать на других языках греческое понятие «martus». Древние восточные народы перевели его буквально, следовательно, без комментария. Греческое martus; значит свидетель. Ему соответствует сирийское sohdo, testis, от глагола sehad, testatus est, арабское sahid шахид (Лук. XXIV, 48), temoin veridique, от глагола шахида, rendre temoignage de, эфиопское самаъыт, послух, от глагола самыъа (=евр.) — услышал, асмыъа — послушествовал=свидетельствовал, армянское vkaj (Лук. XXIV, 48) от глагола vkajel. свидетельствовать, грузинское, кажется, мотцаме, т. е. также свидетель . Новые славянские, не исключая и западных (чешское mucedlnik, польское meczennik), при переводе истолковали это слово, но не совсем верно. Напротив, западные народы, начиная с латинского, оставили греческое слово без перевода; латинское martyr перешло во все романские, до румынского включительно, и германские языки (немецкое Martyrer), впрочем, с толкованием в славянском смысле (Marter=мучение, истязание, пытка), равно как и в мадьярский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 3 «Лекции по истории Древней Церкви, третий том. История церкви в период Вселенских соборов» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период Вселенских соборов» посвящены истории Древней Церкви в период Вселенских Соборов. Разбираются такие аспекты как: Церковь и государство; церковный строй. Лекции по истории Древней Церкви. Том III История церкви в период Вселенских соборов Общий характер этого периода  С началом этого периода мы вступаем в строй церковной жизни в общем весьма близкий к тому, какой существует и доселе. Сфера действия, бытовая сторона церковной жизни предшествующего периода, в своих подробностях для нас не совсем представимы: церковь мучеников, общество гонимое, отрицаемое, юридически непризнанное и тем не менее живущее такой жизнью, которая предполагает значительную публичность обнаружений, — представляет явление слишком своеобразное, экстраординарное. Интерес, который возбуждает последующая церковная история, — другого рода — не столько эстетический, сколько практически положительный. Церковная жизнь в настоящем периоде принимает характер нормальный, легче укладывается в выработанные обьщенным опытом формы представления. Этот период посредствует — не хронологически только — между позднейшей церковной историей и ее самым древним периодом. Необыкновенно энергичная церковная жизнь живо напоминает предшествующий период; но она развивается при таких внешних отношениях, которые общи настоящему периоду с последующими. Это сочетание новых форм и древнего содержания и силы сказалось вескими последствиями почти на всех пунктах церковной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 4 «Лекции по истории Древней Церкви, четвертый том. История церкви в период Вселенских соборов» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период Вселенских соборов» посвящены истории Древней Церкви в период Вселенских Соборов. В этом томе разбираются история богословия: от арианской смуты до иконоборчества. Проф. В. В. БОЛОТОВ. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ IV. История церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли.   Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова.   ПЕТРОГРАД. Третья Государственная Типография.   Приложение к „Христианскому Чтению“ за 1913–1918 гг. Разрядка шрифта заменена жирным. ОГЛАВЛЕНИЕ. Предисловие xi–xv ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. История богословской мысли.   I. Cnopы о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1-134 1. Арианский спор . —  Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора . — Отражение в арианстве антиохийского влияния (1). — Неясность вопроса о догматических воззрениях Лукиана и о зависимости от него Ария (2–3). — Различие экзегетического метода александрийской и антиохийской школы (3–7) и значение философских предпосылок той и другой школы в деле возникновения арианского спора (7–8). — Учение о Сыне Божием св. Александра александрийского (8–10). — Отношение к этому учению Ария (10–11) и его собственное учение (11–15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинство радости Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШИ Таинство радости СВЯТОЙ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ Москва • «Никея» • 2014 УДК 242 ББК 86.37 Т 75 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС14-322-2762 Тихон Задонский, свт. Т 75 Таинство радости. — М.: Никея, 2014. — 192 с. — (Бальзам для души). ISBN 978-5-91761-272-0 Святитель Тихон Задонский — великий христианский учитель и проповедник, еще при жизни снискавший всенародную любовь и славу. Его сочинения отличаются ясностью, точностью, прозрачностью. Они всегда проникнуты любовью и состраданием к человеку, страдающему вдали от Бога. Из трудов святого Тихона мы выбрали те места, где говорится об истинном смысле жизни и предназначении человека, а также о том, как приблизиться к Богу, услышать в своем сердце Его тихий голос. УДК 242 ББК 86.37 ISBN 978-5-91761-272-0 © Издательство «Никея», 2014 Предисловие Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 году в Новгородской губернии, в семье бедного псаломщика. При крещении его назвали Тимофеем. Мальчик рано лишился отца, семья его жила в большой бедности. Когда Тимофею исполнилось 14 лет, он поступил в Новгородскую духовную славянскую школу. Как один из лучших учеников, Тимофей был переведен во вновь открывшуюся семинарию и принят на казенное содержание. После успешного окончания семинарии он получил кафедру риторики, преподавал греческий язык и богословие. Тимофей снискал любовь и учеников, и начальства. Его доброта, скромность и сердечность привлекали к нему людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Царь иудейский «Царь иудейский» Константина Романова (КР) — пьеса, рассказывающая о Страстной Седмице, причём Христа, как персонажа там нет. Очень удачный приём: с одной стороны мы видим события Нового Завета, с другой — Господь не становиться предметом фантазии, не редуцируется до той или иной интерпретации. Романов Константин Царь иудейский К.Р.(Константин Романов) Царь иудейский Драма в четырех действиях и пяти картинах Благодарно посвящается вечно дорогой памяти незабвенного Павла Егоровича Кеппена Действующие лица Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Прокула, его жена. Иосиф Аримафейский члены синедриона. Никодим Иоанна, жена Иродова домоправителя. Префект когорты. 1-й трибун легиона. 2-й трибун легиона. Центурион. Саддукей. 3-й фарисеи. Симон Киринеянин, садовник Иосифа сыновья Александр, невольник Прокулы Симона. Руф, поселянин. Лия, иудеянка, невольница Прокулы. Вартимей, поселянин из окрестностей Иерихона. 2-я мироносицы. 3-й из народа. женщины. девушки - продавщицы цветов. Слуга Иосифа. Голос глашатая. Голос левита. Сирийские рабы пляшущие, без речей. Сирийские рабыни Воины, невольники, народ. Действие в Иерусалиме; оно обнимает неделю от торжественного входа в этот город Христа Спасителя до дня воскресения Христова. Между первым и вторым действиями проходит четверо суток; между третьим и четвертым с небольшим сутки. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ У городской стены; она со своими башнями тянется слева, глубоко вдаль. В стене на первом плане ворота; видна только верхняя их часть, нижняя же скрывается под сценой. Дорога, ведущая от них, пролегая ниже уровня сцены, в начале не видна и, постепенно поднимаясь, сравнивается с полом сцены правее ее середины. Здесь дорога загибает влево и, все повышаясь, доводит до узкого прохода, проделанного в здании на заднем плане в глубине, правее середины. Отсюда дорога круто заворачивает влево и тянется на высоте в глубине сцены параллельно рампе, до городской стены, проходя мимо нескольких лавок, где торгуют различным товаром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Читаем Библию каждый день Задача каждого христианина состоит в постоянном следовании воли Божией. И в чем, если не в Священном Писании, черпать ему знание этой благой воли, чем, как не Писанием, наставляться в духовной жизни и учиться слышать чистый голос Творца? У православных христиан принято так: и дня не должно пройти без чтения Евангелия и Апостола. Но темп современного мира подчас крадет и это драгоценное время. И как быть с тем, чтобы прочитать всю Библию? Ведь о необходимости такого чтения сказано:  «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»  (2 Тим. 3, 16). Данная книга поможет вам решить главную проблему – организацию собственного времени. Чтения распределены по месяцам и числам, подобраны чтения на церковные праздники. Выполненные за день задания помечаются галочкой. Книга также содержит материалы по составу и истории формирования канона Священного Писания, научит правильно подходить к чтению и пониманию Писания, расскажет о соотношении Предания и Писания. Книга предназначена для всех православных христиан.   Читаем Библию каждый день Москва, 2013 Рекомендовано к публикации  Издательским Советом Русской Православной Церкви»  ИС 12-124-2522. Читаем Библию каждый день. – М.: ООО «Три сестры», 2013. – 64 с. Задача каждого христианина состоит в постоянном следовании воли Божией. И в чем, если не в Священном Писании, черпать ему знание этой благой воли, чем, как не Писанием, наставляться в духовной жизни и учиться слышать чистый голос Творца? У православных христиан принято так: и дня не должно пройти без чтения Евангелия и Апостола. Но темп современного мира подчас крадет и это драгоценное время. И как быть с тем, чтобы прочитать всю Библию? Ведь о необходимости такого чтения сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010