Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИСКАНТ Дискант [средневек. лат. discantus, от лат. dis- - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение], муз. термин. 1. Вид многоголосия в средневековой профессиональной музыке XII-XV вв. Имеет импровизационную природу, что объясняется особенностями средневек. культуры, ориентированной на устную практику. Термин «Д.» пришел на смену понятиям «органум» и «диафония». Его возникновение связывают с различиями, наметившимися в муз. приемах многоголосного письма. После 1330 г. термин «Д.» сменяется понятием «контрапункт». В некоторых случаях оба термина используются как равнозначные. Так, автор «Анонима XI Кусмакера» утверждает, что «контрапункт есть дискант» (contrapunctus est discantus). Переход от одного термина к другому показывают трактаты XIII-XIV вв. Если Иоанн де Гарландиа (ок. 1240), Франко Кёльнский (ок. 1260), Ламберт (ок. 1275), автор «Анонима IV Кусмакера» (ок. 1280), Иоанн де Грокейо (ок. 1280), Вальтер Одингтон (ок. 1300) еще описывают Д., то автор «Анонима V Кусмакера» (кон. XIV в.), Просдоцимус де Бельдемандис (ок. 1412), Иоанн Тинкторис (1477) уже говорят о контрапункте. В средневек. теории музыки термин «Д.» имел неск. значений: голос, присочиняемый к главному; многоголосие в целом; область учения о многоголосии. Как отдельный голос Д. располагался над ведущим напевом (обычно в нижнем голосе), называемым cantus, vox principalis, tenor, cantus prius factus, cantus firmus. Как склад многоголосия реализовался в условиях ведущих средневек. жанров органума, кондукта , мотета . Отличался ритмической (первоначально модально-мензуральной, а затем мензуральной) организацией голосов, «размеренных всецело» (simpliciter mensurabilis) от частично размеренного (partim mensurabilis) органума, согласно Франко Кёльнскому. Ранние образцы Д. представляли собой двухголосие силлабического склада «нота против ноты». К сер. XIII в. появляются образцы «распетого дисканта», допускающие мелизматику (часто в конце разделов), или тип многоголосия «несколько нот против одной». 1-й из них Петр Быстрая Рука (Palma ociosa) (1336) называет discantus simplex (простой Д.), 2-й - discantus mensurabilis (размеренный Д.). Др. названия для 2-го типа: discantus floridus (цветистый Д.), discantus fractibilis (раздробленный Д.).

http://pravenc.ru/text/178540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ (823 - 17.08.903), прп. Калабрийский (пам. визант. 17 авг.). Основным источником сведений об И. является анонимное греч. Житие (BHG, N 580), составленное в 1-й пол. X в. (древнейшая рукопись (Mess. 29) датируется 1307-1308); его автором мог быть инок из мон-ря, основанного И.: по предположению Жермены да Коста-Луйе ( Costa-Louillet. 1960. P. 96) - ученик И. Даниил, по мнению Х. М. Лопарёва ( Лопарёв. 1912. С. 129, 133) - упоминающийся в тексте Савва. Лат. перевод Жития был издан болландистами в 1737 г., в некоторых деталях он расходится с греч. текстом. И. род. в г. Энна на о-ве Сицилии в благочестивой семье Рахитов и был назван Иоанном (в честь Иоанна Предтечи ). Когда мальчику исполнилось 8 лет, Энна была захвачена арабами и семья переехала в крепость св. Марии. Во сне И. было открыто, что его похитят и продадут в рабство в Африку. Узнав об этом, родители запретили мальчику покидать город. В 12 лет И. начал предсказывать набеги арабов, называя поименно тех, кто погибнут от их рук. Однажды, увлеченный игрой, мальчик вышел из города и вместе с друзьями был схвачен арабами. Детей доставили на корабль, а когда И. уснул, ему явился ап. Анания и сказал, что вечером он увидит родителей; в 8-м ч. араб. судно было остановлено визант. флотом и пленников освободили. Через 3 года скончался отец И., после чего божественный голос повелел отроку отправиться в Африку. Едва покинув город, И. снова был схвачен и продан некоему африканцу-христианину, к-рый очень привязался к юноше и вскоре сделал его распорядителем в доме. Однажды хозяин отлучился по делам, а его жена попыталась соблазнить И. и, не преуспев в этом, обвинила его в насилии. Муж жестоко наказал И., но не прошло и 2 дней, как он застал жену в прелюбодеянии с др. мужчиной. Тогда хозяин прогнал ее, а И. вернул прежнее уважение. Впосл. уплатив за себя выкуп, И. захотел отправиться в Палестину и принять там постриг; как только он решился на это, божественный голос сказал юноше, что он получит дар исцеления.

http://pravenc.ru/text/389307.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Издание Об-ва любителей духовного просвещения (ОЛДП), выходившее с янв. 1869 г. с разрешения Синода. С 1880 по апр. 1917 г. и в 1918 г. выходило под заглавием «Московские церковные ведомости» («М. ц. в.»), в мае-дек. 1917 г.- «Московский церковный голос»; в 1918 г. издавалось Московской духовной консисторией. Журнал (в 1875-1906 в подзаголовке именовавшийся газетой) выходил с 1869 г. еженедельно и состоял из офиц. и неофиц. отделов, в 1869-1870 гг. они имели общую пагинацию (притом что пагинация номеров была только в эти годы раздельной), в 1871-1894 гг. отделы имели не только раздельную пагинацию, но и самостоятельную нумерацию; 52 регулярно выходившим номерам неофиц. отдела соответствовало от 25 до 44 нерегулярных номеров офиц. отдела, к-рый в 1873-1879 (?) гг. имел заглавие «Постановления и распоряжения правительства», в 1873-1876 гг.- колонтитул «Прибавление к Московским епархиальным ведомостям». В янв.-апр. 1917 г. вышли 1-14 (все сдвоенные), «Московский церковный голос» выходил с новой нумерацией 1-43, причем 1-29 выходили дважды в неделю, а 30-43 - еженедельно). В янв.-мае 1918 г. журнал выходил 2 раза в месяц 1-10), в июне-авг.- ежемесячно 11-13), последний номер вышел 30 авг./12 сент. Редактирование офиц. и неофиц. отделов было раздельным с апр. 1892 по июль 1893 г. и в 1895-1917 гг. В 1869-1892 гг. редактором был свящ. Виктор Рождественский (с 1877 протоиерей); долгое время редакция располагалась в его квартире при ц. Ризоположения на Донской ул. Далее неофиц. отдел редактировали свящ. Николай Копьев (май 1892 - июль 1893), свящ. Иоанн Соловьёв (1893-1894), свящ. Иоанн Мансветов (1895-1906; впосл. протоиерей), ректор ДС архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ (1906)), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (в 1906 и 1916), сщмч. Василий Соколов (1915-1916), свящ. М. Д. Смирнов (1917; впосл. протоиерей), секретарь консистории В. Ф. Трелин (1917-1918), преподаватель семинарии сщмч. Николай Розанов (1918). Офиц. отдел редактировали свящ. Н. Копьев (1892), секретарь консистории Н. П. Спасский (1892-1893), свящ. И. Соловьёв (1893-1894), секретари консистории А. И. Проволович (1895-1905), П. П. Беллавин (1905-1913), И. Н. Барилов (1913-1915) и Трелин (1915-1917).

http://pravenc.ru/text/2564196.html

Межконфессиональный совет Крыма опровергает газетную статью Симферополь, 13 декабря 2005 г . 18 ноября 2005 в газете " Голос Крыма " появилась статья " Тожество разума или упование на Бога? " , автор – Айдер Булатов – заместитель председателя Комитета по делам религий АР Крым, сообщает пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви. В связи с появлением этой статьи члены Межконфессионального совета приняли следующее заявление: Заявление членов Межконфессионального совета Крыма " Мир – дар Божий " «Мы, члены Межконфессионального совета Крыма " Мир – Дар Божий " , в связи с обращениями в наш адрес верующих и руководителей религиозных организаций Крыма, выражаем свое недоумение по поводу недостоверных фактов, изложенных в статье Айдера Булатова – заместителя Председателя комитета по делам религий АР Крым – автора статьи " Тожество разума или упование на Бога? " , появившейся в газете " Голос Крыма " за 18 ноября 2005. В статье говорится о том, что в Крыму только 44% зарегистрированных религиозных общин являются христианскими. По статистическим данным – их 69% (очевидно автор забыл, что помимо Православной Церкви, к христианских конфессиям относятся так же: Римско-Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Немецкая Евангелическо-лютеранская Церковь, Евангельские христиане-баптисты, Церковь Адвентистов седьмого дня и другие). Далее в тексте утверждается, что помимо мусульманских общин, по этноконфессиональному признаку в Крыму зарегистрировано и действует 380 религиозных организаций и приводит их примеры, в действительности же, по официальным данным, их численность составляет: общины православных греков в составе УПЦ – 5, общины караимов – 7, общины крымчаков – 1, общины Армянской Апостольской церкви – 7, общины иудеев – 14, Немецкая Евангелическо-лютеранская церковь – 7, что при простом подсчете дает цифру 41, а никак не 380, помимо этого г-н Булатов говорит об общинах болгарской церкви, которой, на самом деле, в Крыму не существует вообще, а члены болгарских национальных общин (как и русских, украинских, греческих, белорусских и др.) являются паствой УПЦ.

http://pravoslavie.ru/15475.html

- Мне кажется, настало очень подходящее время. Возможно, в России сегодня созданы такие условия жизни, в которых во главе общества, как и должно быть, становится Церковь - Русская Православная Церковь. В этом смысле в проекте «Голос» победила, я так думаю, русская душа, выраженная в русском слове и в русской музыке. Только ради Бога не воспринимайте это плоско, мол, «победил русский парень Сережа» (смеется), я совсем не об этом. К тому же я белорус, но ведь в данном случае это неважно. Культура-то все равно одна. И мне очень хочется об этом сказать: мне кажется, что, зрители, которые поддержали меня и мой репертуар, по-своему хотели как раз выразить любовь к образцам высокой, глубокой, настоящей культуры. Подчеркнуть любовь к своим корням. Может быть, это своего рода патриотизм, который сыграл в народе... Не знаю, как еще это назвать... Низкий поклон тем, кто взял в руки телефоны и проголосовал! Говорю это совершенно искренне, пусть это не прозвучит пафосно. Как выразить радость? - О том, что ты православный верующий, узнали все зрители Первого канала, когда после победы в финале ты прямо в кадре перекрестился... - Я допускаю, что кому-то это могло показаться лишним - как будто показным, неискренним... Но вот смотрите: есть люди, которые на сцене от радости станут прыгать, веселиться, ликовать. А для меня выразить радость - это выразить благодарность Богу за то, что все произошло именно так. Что в этом плохого? И я не помню, чтобы в сознательном возрасте я хоть однажды вышел на сцену, не прочитав перед этим «Отче наш» и не сказав после выступления: «Слава Богу за всё». Это моя жизненная позиция, и никакой показухи для меня в этом нет. Не вижу ничего странного в том, чтобы креститься на людях. Вернее, так даже вопроса не стоит. Какая разница вообще, где я нахожусь? Я могу перекреститься на улице, увидев храм. Или что - православный человек должен в этом смысле себя контролировать: мол, стоп, Сергей, тебя видят миллионы, не крестись?! И хорошо, что видят. Я ничего плохого не делаю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Чаще всего в этих словах православные стараются видеть указание на всяких антихристов как на противников Христовых. Сложно ведь представить себе, что человек верил во Христа, был аскетом (а иначе как изгонишь бесов?), творил чудеса и пророчествовал – словом, был истинным старцем, и вдруг Господь говорит ему, что знать его не знает! Да как так?! Может, это вовсе не о старцах, а о каких-то гадах ползучих? Ясное дело, о проклятых козлищах речь, не об овцах и тем более не о пастырях. Да вот только много ли известно таких нехороших людей, у которых исполнялись пророчества? Неужели речь о нострадамусах с вангами и иже с ними экстрасенсах да колдунах? Не припомню, чтобы они делали это именем Христовым. Да и через меня на исповеди ни разу к Чаше не проходил ни один такой человек. Я даже специально опрашивал своих собратьев-священников. Им таковые тоже неизвестны. И уж точно речь не о Гарри Гудини, Ури Геллере и Дэвиде Копперфильде. О ком же тогда? Тяжело верующему человеку принять тот факт, что наидостойнейшие из нас – по человеческим меркам – могут быть отвергнуты Господом на Суде. Ведь именно такие мерки я слышу от тех, кто являются поклонниками старцев людских: много молится, бесы ему повинуются, прозорлив, явный чудотворец. Не такой, как вы, о наёмники, получившие священный сан. Ну, разве что Литургию можете служить и Таинства совершать. Но гораздо лучше эти самые Таинства совершают, само собой, старцы, конечно же. Голос Христа должна узнавать паства и за Ним идти Лично меня обвинения в наёмничестве не оскорбляют, поскольку я себя считаю именно наёмником. Меня Христос нанял пасти Его овец, хоть я и сам овца из Его стада. Не я положил свою душу за них, но Сам Иисус Христос. Его голос должны узнавать овцы и за Ним идти, а вовсе не за мной, ибо я лишь слепец, худо-бедно старающийся следовать Божиему Закону. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3), – справедливо говорит Псалмопевец. Ведь даже Иоанн Предтеча весь обратился в глас вопиющего в пустыне, указывающий на Того, Кто пришел искупить род человеческий от рабства диаволу. «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни», – сказал за всех нас апостол Петр даже тогда, когда не понял ни одного слова из беседы Христа о Хлебе Небесном (см.: Ин. 6: 26–69). И правда, есть ли хоть один человек, способный не быть лишь песком в основании дома? Кто, как не Христос, является камнем, надежным основанием дома нашей жизни?

http://pravoslavie.ru/107055.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 42. Оптинские монахи в рассеянии: служение в миру, тюрьмы, лагеря, расстрелы, ссылки. Их святое стояние в непоколебимой вере и верности Христу Далее мы расскажем о некоторых оптинцах, переживших гонения, но оставленных Господом для служения Ему, для проповеди о Нем, для духовного окормления оставшихся верными Ему в глухие советские времена. Они несли в себе свет оптинского благословенного старчества, – православные люди узнавали это сияние, и сердца их еще более воспламенялись любовью ко Господу нашему Иисусу Христу. Пожалуй, самым долголетним из них был схиархимандрит Амвросий Балабановский (Василий Фёдорович Иванов), двух месяцев не доживший до ста лет. Родился он в селе Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии 2 января 1879 года в крестьянской семье. Родители были благочестивыми христианами; мать, Наталья Семёновна, сначала с мужем Фёдором Никандровичем, а потом, после его кончины, одна совершала паломничества по русским монастырям и в 1910 году побывала во святом граде Иерусалиме, у Гроба Господня. Ее родная сестра была монахиней в Таволжанском Казанском монастыре (в Новохопёрском уезде Воронежской губернии при селе Таволжанке), открытом в 1884 году. Один ее брат подвизался в Саровской пустыни, другой – в Оптиной. Мать старалась быть чем-то полезной своему приходскому храму: ходила от него с книгой по сбору средств. Вместе с Василием пришел в Оптину его друг Яков Пронин. Архимандрит Досифей с любовью принял их. Это было 20 марта 1898 года. Василий начал помогать садоводам и петь на клиросе. Вскоре он стал канонархом. Когда начал ломаться голос, он почти год не пел, неся послушание то на кухне, то в просфорне, был и будильщиком – вставал раньше всех и, звоня в колокольчик у каждой келии, возглашал: «Делу время, молитве час! Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!». 14 сентября 1903 года Василия вызвали на родину, так как пришел его срок исполнить воинскую повинность. Он поехал, но в следующем году вернулся в обитель: не взяли служить солдатом потому, что он был один сын у матери. Стал снова петь на клиросе. Голос его установился, способности у него проявились немалые: он скоро постиг нотную грамоту, научился регентовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ноябрь 1. Св. бессребренники и чудотворцы Косма и Дамиан Верблюд изрекает волю Божию Одна женщина, получивши от болезни исцеление, умолила св. Дамиана, во имя Святой Троицы, принять от нее три яйца, и он взял; за это св. Косма запретил по смерти положить Дамиана близ себя, – и только верблюд, уврачеванный от беснования, человеческим голосом уверил, что Дамиан не ради мзды, но ради имени Божия взял те три яйца, – и положили его гроб подле святого Космы. 2. Св. муч. Акиндин, Пегасий и другие Сами мучители умирали от ужасов мук Царь, видя страшное бичевание св. мучеников и удивительное терпение, пришел в ужас, упал с престола и умер бы, если бы мученики не поддержали его словом и молитвою. Явление Господа в виде человека Мучимым в огне св. мученикам явился Господь, как человек, со светлым лицом, как солнце, – отчего узы их разрешились, и огонь угас. Того молитву Бог слушает, кто веру свою подтверждает делами Когда св. мученики, положенные на железный одр, молились об обращении мучителей; с неба слышен был голос: «так как веру вашу вы делами подтверждаете, то молитва ваша исполнится». Этот голос слышали многие и обратились. Сын предает матерь свою на смерть После этого на смерть осуждено до семи тысяч; остальных же мучеников и матерь свою за то, что она обратилась ко Христу, сперва мучитель ударил по лицу, потом всех повелел сжечь в печи. Неугасимый светильник Преп. Маркиан в своей хижине во всю жизнь не зажигал свечи для чтения, но всегда светил ему некий Божественный свет. 3. Св. муч. Акепсим епископ и другие Духовное завещание Св. мученика Акепсима, ведомого на смерть, некто спросил о его доме; на что он отвечал: «это дом не мой, потому что я иду сейчас к горнему дому». Нищета духовная На вопрос волхва: «какое учение справедливейшее; то ли, которого держится царь и вельможи, или сие, которому внемлют человеки худые, отверженные, нищие и ничто незначущие, как вы?» Св. Иосиф пресвитер отвечал: «мы – худые и отверженные человеки – в жизни настоящей, ибо Бог благоволит в жизни не к душевредным сокровищам и гордости, но к нищете и смирению нашему; поэтому многие из нас самопроизвольно делаются нищими и смиренными, расточивши имение свое на убогих; за что надеемся сторицею от Бога получить; и если бы заботились о состоянии богатства, то, своими руками делая, более себя обогатили бы, нежели ты ничего неделающий, а похищающий только достояние нищих; а для нас достаточен хлеб, зарабатываемый своими руками для пропитания себя и нищих; ибо богатым путь в царствие небесное труден, и обогащающиеся впадают в напасти». Еретик не переносит мучения

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

«Нужно возвещать людям о свободе во Христе» Беседа с иеромонахом Никодимом (Шматько) – Отец Никодим, расскажите, пожалуйста, немного о себе. – Я родился в 1970 году. Это был советский период, когда Церковь испытывала на себе не гонения, но все же притеснения. Крестили меня по настоянию бабушки. Мои родители были невоцерковленными людьми, при этом назвать их неверующими нельзя. Основное правило, которое я усвоил от матери и от отца, – «живи по совести». Как мы знаем, совесть – это голос Божий в человеке. Меня приучали слышать этот голос, то есть говорить правду, уважать старших, приучали к труду и ответственности за дела, поступки и слова. Уже в детстве стал искать смысл жизни, думать, зачем я живу на этой земле, что я оставлю после себя, а в школьные годы – как буду воспитывать своих детей. Учась в школе, анализировал свои поступки, поступки своих одноклассников, учителей и делал для себя внутренние «пометки»: «Вот так бы я поступил, а так – нет». В школьные годы стремился развивать себя и физически: занимался классической борьбой, где тоже искал самого себя. Были и интеллектуальные, и духовные поиски, а именно в области различных философских и религиозных учений. Потом учился в Высшем военном зенитно-ракетном командном училище на Кавказе, во Владикавказе. Затем, в 1989 году, в связи с тяжелыми политическими обстоятельствами, нас перевели в Ярославль. В училище заинтересовался психологией. Для этого в часы увольнения посещал городскую библиотеку. В 1991 году закончил обучение, получил звание лейтенанта; нас, курсантов, распределяли по назначению, а мне и еще нескольким ребятам предложили выбрать для себя место службы, поскольку мы достаточно хорошо закончили училище. Надо сказать, что тогда существовал неписаный закон: если ты в молодости выбираешь себе место службы в Центральной России, то в конце карьеры можешь оказаться где-нибудь на Севере, и наоборот. Я, к тому же, в то время был очень романтично настроен, хотел испытать себя. Все это побудило меня выбрать Сахалин, самую крайнюю точку, рядом с Японией. В начале 1990-х туда, как и во всю Россию, хлынули «мутные» религиозные потоки. И я читал различные книги по индуизму, кришнаизму, буддизму, интересовался и протестантскими учениями. Даже дерзнул написать письмо в Австралию, чтобы мне прислали соответствующую литературу. В общем, в голове был беспорядок.

http://pravoslavie.ru/31952.html

Однажды, сидя на уроках в школе, Сережа решил, что ему пора определяться с выбором будущей профессии. Можно было стать врачом, как мама, или военным, как папа, но мальчик хотел посвятить свою жизнь служению Церкви. Весь урок русского языка он думал, какую церковную профессию выбрать, а на литературе твердо решил стать регентом. Слух у него был хороший; голос, правда, самый посредственный — но ведь для регента голос не главное, а все остальные качества можно было приобрести собственным трудом. После литературы началась физика, и Сереже не оставалось ничего другого, как сидеть на скучнейшем из всех уроков (в этом он был глубоко убежден). Остальные предметы давались мальчику легко, но вот в физике он ничего не мог понять. Физику вел Николай Иванович, который был человеком требовательным и принципиальным. Николай Иванович объяснял новую тему, а Сережа отстраненно глядел в окно и мечтал, какой у него будет прекрасный хор, как строго и величественно он будет звучать во время богослужения. Николай Иванович разделил весь класс «на варианты» и задал решать задачи, а Сережа, опустив руки под парту, «регентовал» уже третий антифон. — Кириллов! — когда истекло отведенное время, сказал Николай Иванович.— Ступай к доске и напиши решение. — Я не готов,— встав, признался мальчик. — Садись, два,— разведя руками, сказал Николай Иванович. Сережа даже не расстроился. В регентском искусстве физика не пригодится. И вообще,— решил он,— этот урок какой-то ненужный, по крайней мере — недушеполезный. После обеда мальчик отправился в кафедральный собор, где действовала школа церковного пения. Занятия вел известный в городе регент Александр Геннадиевич. На уроках пения все было понятно и легко, а главное — здесь не нужно было знать физику. С того дня Сережа не пропускал ни одного занятия, ходил с Александром Геннадиевичем на каждую службу, когда он регентовал. На уроках музыки в школе вышел в отличники, а журнал успеваемости на странице «Физика» напротив фамилии Кириллова расцвел жирными «гусями». Николай Иванович каждый урок спрашивал Сережу и непременно ставил двойку.

http://pravoslavie.ru/48947.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010