Раздел 12: Материалы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 635. Из письма настоятеля Русской Посольской церкви в Афинах архимандрита Антонина (Капустина) к обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому Афины 28 декабря 1857 г. Копия, рукой Антонина Приучив себя к мысли о неизбежном допущении ко Гробу Господнему всех, верующих в Господа, благодаришь Бога за то, что Православие является видимо господствующим там, где всего чувствительнее может казаться преимущество одного вероисповедания перед другим. На нас, при этом, лежит великая ответственность за все, что мы там делаем и чего не делаем. До войны 1172 надеялись в Иерусалиме (и вообще на Востоке) на нашу силу, теперь надеются на наш ум. Ожидают от нас мер сильных, достаточных к тому, чтобы посрамить те из происков враждебных Церкви нашей людей, против которых уже не в состоянии бороться греки. Что же делаем мы? Посылаем в Палестину несколько духовных лиц, – к слабому прибавляем слабое. Иерусалим и без того переполнен духовными лицами, бессильными перед местным правительством – по своему званию, бессильными и перед интригами Европы – по своему недостаточному образованию. Чем и в чем может помочь этим лицам наша Духовная Миссия при самом лучшем внутреннем устройстве и самой блестящей внешней обстановке ее? Может ли начальник ее войти в какое-нибудь официальное сношение с политическими властями местными и иностранными – там, где его лицо и голос будут нужны и полезны? Нет. Он может сноситься только с Патриархией – там, где его лицо излишне, а голос может быть даже нетерпим. Если Миссия наша – монастырь, то она слишком мала и неважна для того; – если гостиница для русских поклонников, то слишком велика и важна, чтобы быть тем; если она просто – только противовес патриархов Армянского и Латинского и епископа протестантского, то она необходимо должна иметь у себя огромные средства и, кроме того – одно лицо с сильным политическим весом, иначе она будет не только бесполезна, но и прямо вредна для нас, окончательно уронив вес наш на Востоке, потому что сделает из епископа нашего или бессильного деятеля, или праздного зрителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 252  голоса:  4.3 из  5) Про любовь Но тогда, по благословению старца, он стал нас духовно опекать и просвещать, ибо мы были людьми в церковном отношении весьма темными. Итак, этот наш просветитель и друг, в те времена студент Московской духовной академии, лаврский иеродиакон, принес нам послушать кассеты с записью лекций митрополита Антония, которые он читал лаврским академистам и семинаристам. Это были лекции о Боге, о пастырстве и о вере. И вот мы сели вокруг стола, на котором стоял магнитофон, и начали слушать. А потом, на следующий Про любовь день — стали приглашать друзей, родственников, просто знакомых, чтобы те послушали тоже. И это было ощущение некоего сокровища, которым надо поделиться с ближним, с дальним, со всеми… Когда никого не было — мы слушали сами. И то, о чем говорил владыка, и то, как именно он говорил, — этот его прекрасный голос, и его старомодный благородный выговор, и слог, и интонация — несли голодной душе неофитов, без преувеличения, «неизъяснимы наслажденья». Такой был лютый духовный голод. А здесь, у владыки, присутствовал живой опыт личного свидетельства о Христе. Он говорил как знающий, как власть имеющий, как причастный тайнам Царства Небесного… Мы сразу полюбили его. И уже как любящие с особенным вниманием и трепетом вглядывались в его фотографию в Православном церковном календаре, с которой на нас смотрел из-под белого клобука красивый человек с проницательными глазами и густой черной бородой. Мы пытались мысленно восстановить его облик и по его голосу. А голос его, ежедневно звучавший в нашей комнате, был мягким, но вместе с тем, повторяю, очень властным и вдохновенным, и его обладатель представлялся нам человеком весьма представительного вида, высокого роста и полным сил. О встрече с владыкой мы даже и не смели мечтать — ведь тогда еще был «железный занавес», а владыка жил в Лондоне, и мы знали, что даже его приезды в Россию — проблематичны. Как и наш друг — иеродиакон, наш духовник жил тогда в Лавре, и мы ездили к нему очень часто — иногда раз в неделю, иногда и чаще. Он назначал нам встречу возле проходной в монастырь, а потом проводил в какой-нибудь тихий закуток или же в храм, где в это время не было службы, и там мы исповедовались или просто беседовали.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Александр Ильяшенко O сладострастии, или Как услышал Господь голос невинной женщины В Избранное Размывание нравственных границ, утра чувства дозволенного и недозволенного — эта беда в большей или меньшей степени характерна для всех времен и для всех народов. Особенно это касается такой добродетели, как целомудрие. Всегда были, есть и будут люди, хранящие целомудрие и считающие его великой добродетелью. Целомудрие — это «целостное мудрование», цельность, неповрежденность человеческой личности. Все добродетели, так же как и грехи, связаны друг с другом. Соделанный грех влечет за собой малодушие, которое повергает человека в другие грехи; хранение добродетели, напротив, дарует человеку мужество и привлекает к нему милость Божию, дает силы противостоять греху. Ярким примером подобной милости Божией может служить история древнееврейской женщины Сусанны, которая попала в безвыходное казалось бы, положение. В те времена управлять израильским народом и вершить правосудие были поставлены два старейшины, которых называли судьями. Они часто бывали в доме Иоакима, женатого на прекрасной и добродетельной Сусанне. Хозяйка дома имела обыкновение прогуливаться после полудня в саду, закрытом от посторонних. И видели ее оба старейшины всякий день при- ходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах… и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну ( Дан.13:8-9, 14 ). Похотливые старейшины притаились в саду. Дождавшись момента, когда Сусанна, думая, что она одна, разделась, чтобы совершить омовение, они вышли к ней и сказали: Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих. Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом. И закричала Сусанна громким голосом; закричали также и оба старейшины против нее, и один побежал и отворил двери сада. Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось нею…

http://azbyka.ru/o-sladostrastii-ili-kak...

Разделы портала «Азбука веры» Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла , сознание добра и зла (свт. Игнатий Брянчанинов) , естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (прп. Авва Дорофей ). Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник ). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету. В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом , пребывающим в человеческой душе Своей благодатью . Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа. Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом. Как услышать голос совести?

http://azbyka.ru/sovest

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   20 жовтня 2010 р. 13:07 Духовные учебные заведения на пути к Болонскому процессу [Ihmepb " ю] Председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний дал интервью официальному сайту Учебного комитета Русской Православной Церкви, в котором осветил особенности вхождения духовных учебных заведений России и Украины в Болонский процесс и другие актуальные вопросы духовного образования. 13 жовтня 2010 р. 20:05 Протоиерей Всеволод Чаплин: Задача Церкви — сделать наш народ общиной настоящих христиан [Ihmepb " ю] В октябре 1990 года был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В интервью газете «Аргументы и факты» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин размышляет о произошедших за этот период в российском обществе переменах. 11 жовтня 2010 р. 12:19 Интервью митрополита Волоколамского Илариона радиостанции «Голос России» [Ihmepb " ю] В начале октября в Косово состоялась церемония интронизации Святейшего Патриарха Сербского Иринея. От Русской Православной Церкви на торжественном событии присутствовал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. По возвращении в Россию он дал интервью радиостанции «Голос России». 11 жовтня 2010 р. 10:39 Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Если Бог есть любовь, то и человек есть любовь» [Ihmepb " ю] О сложных вопросах, связанных с делами милосердия, в интервью журналу «Фома» рассказывает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   27 липня 2009 р. 14:18 Архиепископ Волоколамский Иларион: «Тема Православия на Украине очень политизирована» [Ihmepb " ю] Сегодня начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Портал Патриархия.ru публикует интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона, сопровождающего Предстоятеля Русской Церкви в поездке, данное газете «Труд». 24 липня 2009 р. 19:51 Владимир Легойда: Массовый голод 30-х годов — боль чад всей Русской Православной Церкви [Ihmepb " ю] Патриархия.ru републикует интервью «Российской газете» Владимира Легойды, в котором председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви ответил на вопросы о голоде 1930-х годов, привлекающие к себе особое внимание в связи с предстоящим визитом на Украину Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла 23 липня 2009 р. 20:00 Архиепископ Волоколамский Иларион выступил в эфире радиокомпании «Голос России» [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион принял участие в программе «Русской службы» радиокомпании «Голос России» «Логика власти» (17 июля 2009 года). 10 липня 2009 р. 20:00 Владимир Легойда: «Патриарх Кирилл едет к своей пастве» [Ihmepb " ю] Накануне первого визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда рассказал о целях и задачах визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину и ситуации на Украине накануне этой пастырской поездки. 9 липня 2009 р. 12:00 Архиепископ Волоколамский Иларион: Межцерковные отношения строятся на протяжении многих столетий [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента газеты «Персона».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

— С тем же посланием, с которым патриархи обычно приезжают в Болгарию, и примерно с тем же, с каким болгарские патриархи приезжают в Россию. Русская и Болгарская Церкви имеют очень долгую историю братских отношений. Именно потому, что наши народы в большинстве своем православные, из-за того, что наши народы имеют много общего в культуре и даже языке, Болгария всегда воспринималась в России как братская страна. История убедительно подтверждает этот тезис. Я приеду в связи с празднованием 140-летия освобождения Болгарии, и мне хотелось бы сказать, что именно Русская Церковь, совершая молебны почти во всех храмах России за страждущий болгарский народ, сформировала общественное мнение, которое повлияло на принятие политических решений относительно участия России в военных действиях на Балканах. Трудно сказать, было ли готово тогдашнее российское правительство к тому, чтобы без поддержки снизу, без общенародной поддержки пойти на такие жертвы. Десятки тысяч погибли, десятки тысяч были искалечены, лишились здоровья, и эта жертва была объяснена самым главным и сильным аргументом — мы отдаем жизнь за наших единоверных братьев. Как бы ни складывалась политическая конъюнктура, — а она складывается по-разному, как по-разному складывались политические отношения России и Болгарии, — отношения между Русской и Болгарской Церквями всегда были и остаются братскими и самыми теплыми. Достаточно сказать, что когда возникла так называемая болгаро-греческая схизма и Болгарская Церковь не признавалась в семье Поместных Православных Церквей, то в 1945 году решающим стал голос Русской Православной Церкви в защиту Болгарской Церкви, который и привел в конце концов к признанию автокефалии Болгарской Церкви мировым Православием. А в 1953 году такой же решающий голос Русской Церкви содействовал признанию Болгарского Патриархата, который, как известно, в свое время прекратил свое существование из-за политики Турции. После 1953 года в течение 8 лет нужно было убеждать некоторые Православные Церкви, чтобы Болгарский Патриархат был признан всеми. И здесь я не могу не вспомнить имя своего учителя митрополита Никодима, человека хорошо известного в Болгарии, по крайней мере в то время, который очень много сделал для того, чтобы склонить Поместные Православные Церкви к безоговорочному признанию Болгарского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/111177.html

Святой великомученик Прокопий Кесарийский К 303 году император Диоклетиан издал эдикты о преследовании христиан. Вскоре он отправился в Антиохию, где большинство жителей отвергли язычество и стали поклоняться Христу, единственному истинному Богу и Спасителю. Император совершил жертвоприношение в храме Аполлона Дафнийского, а затем возвратился в город на встречу с городской знатью. Знатная горожанка язычница Феодосия родом из Иерусалима, вдова христианина по имени Христофор, привела к императору своего сына Неания , передала в дар много золота и серебра и попросила правителя взять юношу к себе на службу. Неаний понравился Диоклетиану и вскоре был назначен дуксом Александрии с повелением преследовать городских христиан и казнить тех, кто не подчиняется императорским эдиктам. Неаний отправился в Александрию во главе двух когорт воинов, которыми командовали трибуны Никострат и Антиох. Чтобы укрыться от палящих лучей солнца, они остановились в сирийском городе Апамее, а с наступлением ночи снова двинулись в путь. Они прошли значительную часть пути, как вдруг в небе блеснула яркая молния и раздался голос, вопросивший: «Неаний, куда ты идешь? И против кого ты отправляешься на войну?» Голос предупредил, что если он обрушит преследования на христиан, то поплатится за это жизнью и будет проклят навечно. Повинуясь благим предчувствиям сердца, Неаний в ответ произнес: «Господи!» Тогда в небе появился огромный сияющий крест и стали слышны слова: «Я – распятый Иисус, Сын Божий». Так блаженный познал во всей глубине тайну спасения, а Спаситель напутствовал его словами: «Видевший Меня, ты станешь сосудом избранным. Этим ты победишь всех врагов своих. Да пребудет с тобой мир Мой». Когда видение рассеялось, Неаний спешно отправился в Скифополь и там заказал одному еврейскому ювелиру изготовить серебряный крест по образу явленного. Как только работа была закончена, на кресте появились три образа с надписями на еврейском языке: вверху – «Еммануил», а по бокам – «Михаил» и «Гавриил» . Неаний благоговейно припал устами ко кресту и нерукотворным образам. Затем он возвратился в Иерусалим.

http://pravoslavie.ru/54956.html

Сентябрь 1. Преп. и Богоносный Симеон столпник Пример христианского воспитания Преподобного Симеона воспитывали не в книжном учении, но в простоте и незлобии; однако премудрость Духа Божия вселяется и в простые души и невежд избирает, чтобы посрамить мудрование века сего. В основании благочестия должен быть труд Однажды препод. Симеон, после изъяснения ему в храме неизвестным старцем св. евангелия, молившись долго в уединенном месте, уснул, и во сне увидел, что он как будто копал землю – основание для какого-то здания, и услышал голос: «копай глубже!» Повинуясь тайному голосу, он стал копать, но когда перестал, опять слышит то же слово, – и опять стал копать. «Довольно», сказал голос, – «теперь, если хочешь строить, строй, трудись прилежно, ибо без труда ничего не успеешь». Пример самоотвержения Преп. Симеон, 18 лет будучи в монастыре, тайно опоясывал себя по телу жесткою веревкою, которая въелась ему в тело до костей, от чего оно и загнило и наполнилось червями; за это иноки возненавидели его и изгнали из монастыря. Пример продолжительного поста Преп. Симеон затворил себя в одной пещере и сорок дней пробыл без пищи, хотя пища была пред ним. Потом ежегодно во св. четыредесятницу ничего не вкушал, 20 дней стоя, а 20 дней сидя. Волею связать себя лучше, нежели железом Однажды пр. Cvмeoh приковал себя железною цепью к одному камню, но блаженный Мелетий, придя, сказал ему: «может человек и без оков собою владеть, и не железом, но волею и разумом себя к одному месту привязать». Преп. Cvмeoh повиновался совету. Богу должно приписывать всякое дело, а не себе Преп. Cvмeoh каждому, кого врачевал, говорил: «прославляй Бога, исцелившего тебя, но не дерзай говорить, что Cvмeoh исцелил тебя, чтобы тебе хуже не случилось». Послушание есть знамение благодати Отцы монастырские, завидя на столпе препод. Cvмeoha, послали сказать, чтоб он сошел с него, и, если он послушание окажет, это да послужит знаком Божией на то воли; – он повиновался. Диавол при искушении человека преобразуется в ангела светлого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии В 1908 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Вифанской духовной семинарии. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха, очевидно, в академии. С 21 сент.1912 года перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и прак. руковод. для пастырей в Московскую духовную семинарию. С 27 мая 1914 года – архимандрит и помощник наместника Московского Чудова монастыря. Утвержден в должности столичного наблюдателя церковных школ г. Москвы. 15 дек.1919 года хиротонисан во епископа Дмитровского, вик.Московской епархии. С 1927 года находился в оппозиции против митрополита Сергия. Вместе с своим другом архп. Арсением (Жадановским) жил в Екатерининской женской пустыни до ее закрытия. Категорически отказался от предложенной ему митрополитом Сергием в 1927 году кафедры. Год смерти неизвестен. Труды: “Ангелы» «Душеп.Чт.» 1915, янв., февр., стр.36–44. -“- 1915, март-апр., стр.46–52. -“- 1915, нояб.-дек., стр.32–53. «Покаянный плач» по руководству богослужебных книг. «Душеп.Чт.» 1916, нояб.-дек., стр.59–69. «Иноческий быт в описании преп. Нила Синайского ». «Голос Церкви» 1915, янв., стр.65–75. -«- 1915, март, стр.47–70. -»- 1915, июль, стр.45–54. «Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете». «Голос Церкви» 1916, июнь-июль, стр.22–24. «Благочестивые сказания св. старины о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа». «Душеп.Чт.» 1917, янв.-февр., стр.62–68. -«- 1917, март-апр., стр.43–53. -»-1917, май-август, стр.23–33. «Составил канон Богоматери». Литература: «Церк. Вед. 1912, стр.370. 1914, 22, стр.261. 1914, 34, стр.409. «Спискиархиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр. 18. ФNCI, 86, стр.4. ФПС III, стр.6. ФАΜ I, 223, стр.18. Заметки и дополнения Е.М. Geb. am 7.4.1883 in Moskau. Sein Vater Ioann war Priester an der Dreifaltigkeitskirche der Edinovercy, nachdem er sich von den Bespopovcy abgewandt und viele Gläubige mit sich gezogen hatte. Der Junge erhielt den Namen Nikolaj; mit zwei Jahren verlor er seine Mutter.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010