Библиография Настоящая Библиография носит выборочный характер: в нее включены только публикации, цитированные в настоящей книге либо использованные при ее подготовке. Для журнальных публикаций указывается, как правило, номер журнала, год издания и номера страниц; для большинства газетных статей и заметок – дата и (в скобках) номер газеты. Архивные документы, использованные при написании настоящей работы, а также материалы, размещенные в компьютерной сети Интернет, в Библиографию не включены: ссылки на них приведены в подстрочных примечаниях. 1. A. И. О молитве Иисусовой. Составил афонский инок под редактированием архимандрита Александра. Издание обители Благовещения, схимонаха Парфения на Афоне. СПб., 1912. 2. Александр (Семенов-Тян-Шанский), архиепископ. Отец Иоанн Кронштадтский . Нью-Йорк, 1955. 3 . Алексий, иеросхимонах. Божественно ли Имя Иисус? Голос из кельи старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о божественности имени Божия. Киев, 1913. 4 . Анатолий (Каменский), епископ. Афонский вопрос. -Голос Руси, 17.04.1914 101). 5. Анатолий (Каменский), епископ. Пусть ответит сам г. Булатович. – Голос Руси, 1.05.1914 115); Новое время, 2.05.1914 13698); Колокол, 4.05.1914 2402). 6. Андриевский Петр, священник. Ересь имябожничества в прошлом и настоящем. – Благодатный огонь 5. М., 2000. С. 69–87. 7. Андроник (Трубачев) , игумен. Афонский спор об Имени Божием и его последующая судьба. – Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференция. М., 2000. С. 261–270. 8 . Андроник (Трубачев) , игумен. Жизнь и судьба. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Сочинения в четырех томах. Том 1. М., 1994. С. 3–36. 9 . Андроник (Трубачев) , игумен. Предисловие к кн.: Флоренский Павел , священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 7–22. 10 . Андроник (Трубачев) , игумен. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Выборы и Церковь Как же вести себя в данной ситуации священнику? Ведь вопрос «За кого голосовать?» прихожане зададут обязательно, как и не оставят в стороне и в покое те, кто сегодня борется за каждый потенциальный голос для своего «самого лучшего» кандидата. 8 декабря, 2009 Как же вести себя в данной ситуации священнику? Ведь вопрос «За кого голосовать?» прихожане зададут обязательно, как и не оставят в стороне и в покое те, кто сегодня борется за каждый потенциальный голос для своего «самого лучшего» кандидата. «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Мар.12:17) Сегодня ученые, рассуждая о глобальном потеплении, неустанно ищут причины изменения климата, но, к сожалению, не учитывают наших украинских реалий, которые и прямо и косвенно влияют на отсутствие морозных зим. Уже который раз накал предвыборных политических страстей растапливает редкий нынче снег, а порой даже заставляет забыть о том, что месяцы текущие «зимними» называются. Жаркие споры, регулярно перевоплощающиеся в оскорбления и обвинения, стали неотъемлемой частью дней, когда надобно думать о Рождестве с Крещением или, хотя бы, о деде Морозе, валенках и шубах. Все забыто и оставлено. Страсти из столицы перекочевали в провинцию, а из провинции в семьи. Вопрос: «Ты за кого?» стал таким же насущным, как и рыночное «Почем картошка?» К сожалению, не остаются в стороне и те, кого мы называем православные, кто наполняет наши храмы в воскресные и праздничные дни. Как же вести себя в данной ситуации священнику? Ведь вопрос «За кого голосовать?» прихожане зададут обязательно, как и не оставят в стороне и в покое те, кто сегодня борется за каждый потенциальный голос для своего «самого лучшего» кандидата. Политика никогда не была Божьим делом, каким бы словом она не называлась, и облагородить это понятие невозможно. Ведь любая политика предусматривает дипломатию, которая в сути своей есть «искусство лжи». Именно ложь является определяющим фактором любого политического процесса, какие бы благородные цели он не преследовал.

http://pravmir.ru/vybory-i-cerkov/

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвысим голос за каноническую чистоту Святого Православия В «Сокольниках» прошло стояние православной общественности 05.02.2019 1899 Мировые силы зла подделывают не только всё материальное, например, драгоценные камни, металлы, артефакты, но меняют всё, что могут, и в духовной сфере, и главное – небезуспешно, на нашу общую беду. В связи с трагическими событиями на Украине в последние годы стало известно о преступных деяниях лже-пастырей – раскольников под покровительством ересиарха Варфоломея, Константинопольского патриарха и вашингтонского клеврета, которые создали лже-церковь в пику канонической УПЦ МП и которая всеми Православными Поместными Церквами (за исключением Фанара) не признана. Несмотря на это, в настоящее время в Российской Федерации и в других странах, где Православие является доминирующей религией, находятся их симпатизанты – раскольники. Поэтому необходимо активнее возвышать свой голос за каноническую чистоту Святого Православия. Наша земная Церковь должна соответствовать Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Во имя этого Союз «Христианское Возрождение», Союз Православных Братств и другие патриотические организации провели в воскресенье, 3 февраля 2019 г., молитвенное стояние – «Стояние в Истине». По непонятной причине мэрия отказала нам в проведении мероприятия на Славянской площади, где мы ранее не менее 15 лет проводили свои митинги и где у памятника Святым Кириллу и Мефодию молился Патриарх Московский и всея Руси. Замруководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Правительства Москвы Олейник Василий Васильевич написал нам, что наше стояние в этот день с 14 до 16 часов «будет нарушать права пешеходов». И он заменил нам Славянскую площадь на площадку в густом лесу в парке «Сокольники». До этой площадки православным верующим пришлось добираться не менее километра от станции метро «Сокольники» по гололеду и обильным сугробам. На нашу телеграмму мэру Собянину Сергею Семеновичу с просьбой не лишать нас Славянской площади градоначальник не пожелал ответить.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/05/vo...

Икона преподобного Сергия с учениками из Успенского собора Лавры Радонежские святые: Симон, Ксенофонт, Варфоломей, Иаков, Наум, Василий, Иаков, Макарий, Авраамий Галицкий, Стефан Махрищский, Мефодий Пешношский, Кирилл Белоезерский, Онисим, Григорий Авнежский, Никита Серпуховской, Сергий Нуромский, Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Пермский, Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский, Савва Сторожевский, Павел Комельский, Феодор Ростовский, Иоасаф, Михей, СЕРГИЙ, НИКОН, Дионисий, Максим Грек , Серапион. Благочестивому читателю Однажды в глубокий вечер, когда преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он услышал голос, звавший его по имени: «Сергий!» Удивился Преподобный столь необычному зову в тишине ночной. Сотворив молитву, он открыл оконце своей келлии и увидел дивное видение: в высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную, так что стало светлее дня, а неведомый голос снова говорит ему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, – летают и поют несказанно – сладостно... А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» И подлинно, подобно птицам небесным, умножились ученики и подражатели преподобного Сергия, причем одни из них остались в гнезде своем, в родной своей обители Троицкой, другие разлетелись по разным странам и концам нашего обширного отечества, всюду стараясь верно сохранять духовные заветы своего великого аввы Сергия и следовать стопам его в подвигах иночества. И повсюду, так или иначе, они славили имя его, которое сделалось известным и почитаемым не только на необозримом пространстве отечества нашего, но и далеко за пределами России, в странах православного Востока и инославного Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона " Утешение " Есть на Афоне удивительный скит святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Небольшой скит, довольно высоко в горах. Туда не так просто взойти, но он особо почитаем паломниками в связи с тем, что, как известно, Анна была уже в возрасте, когда родила Марию. Это говорит о том, что не стоит терять надежду любой женщине, которая не имеет пока детей и продолжает молиться. В этом ските Анны пребывает ее нетленная стопа, которая, как показывает время, помогает бесплодным родителям. Вернее, не стопа, а сам Господь помогает приходящим к этому святому месту обрести долгожданное чадо. Когда входишь в этот скит, поражает то, что весь алтарь — в маленьких фотографиях младенцев. Всего их более двухсот. Когда я спросил, что это такое, батюшка мне ответил: «Это — рожденные по молитвам младенцы  от бесплодных родителей, которые по многу лет просили. И в благодарность отцы (потому что женщины не могут попасть на Афон) через год привозят фотографии младенцев. И тогда им дают как людям, с верой молящимся о своем чаде, маленький крестик, который младенцу вешают на люлечку в надежде на то, что это не последний ребенок». Еще есть одна святая обитель — монастырь Ватопед. Здесь тоже молятся за неплодных родителей. В этом монастыре в необыкновенно красивом ларце пребывает частица пояса Богородицы. На этом поясе освящают кусочки ткани, которые потом разрезают на отрезки определенной длины и вкладывают в облатку, на которой написана молитва к Богородице о прошении детей и то, как с этим пояском нужно обходиться: с верой, не греша, не сквернословя, соблюдая посты. Этот поясок нужно неплодной матери завязать вокруг талии. И, как правило, у людей истинно верующих рождаются дети. Конечно, должен приехать отец, по молитве его ему дают этот поясок, и он его везет домой своей любимой жене. В том же Ватопеде есть вот такая святыня — серебряный ковчег, в котором находится глава Иоанна Богослова с его нетленным ухом. Монахи говорят, что оно нетленно, потому что им он воспринимал слова ангела. Там же удивительная икона «Утешение». Один монах во время молитвы услышал голос, говорящий: «Сообщи настоятелю, что обитель окружили враги». Он никого не увидел вокруг и продолжил молиться. Тогда он опять услышал женский голос: «Прекрати молитву и предупреди настоятеля». Тогда он поднял глаза и увидел, что этот голос исходит от Богородицы, а младенец Христос пытается ей ручкой закрыть уста, чтобы Она не говорила. А Она своей рукою его ручку отводит от уст и продолжает предупреждать об опасности. Уразумев это чудо, монах побежал к настоятелю, стали бить в колокола.

http://pravoslavie.ru/37145.html

Молчание — это ключ к пониманию сущности монашеской жизни. Что побудило блистательного византийского вельможу Х века Евфимия уйти от праздной жизни в монастырь, стать другом и верным учеником основателя афонской Великой лавры святого Афанасия? Он был назначен дохиароми (заведующим монастырским хозяйством) и нес на своих плечах огромный груз забот. Но душа его рвалась к тишине, к безмолвной молитве, и Промыслом Божиим ему было указано тихое место. Так была основана новая афонская обитель, названная «Дохиар» (Docheiariou) в память о послушании Евфимия, в иноческом постриге Неофита. Обитель переживала и времена расцвета, и времена упадка. Но неизменно сияла в монастыре чудотворная икона Божией Матери, известная как «Скоропослушница» (Gorgoepekoos). Великая святыня представляет собой изображение Богоматери, относящееся к типу «Одигитрии». Она продолжает целый ряд похожих икон: Иверская, Тихвинская, Смоленская, Грузинская, Черниговская... Фреска, написанная в нише наружной стены перед входом в трапезную, изображает Пречистую в короне с Богомладенцем на левой руке. Правою рукою Младенец благословляет, а левой держит свиток. Правая ножка подвернута под левую, так что видна стопа ее. В 1664 году произошло чудо: мимо часто ходили иноки, а чаще всего по служебной надобности ходил трапезарь по имени Нил. Вечером, проходя мимо иконы с дымящейся зажженной лучиной, Нил услышал от нее голос: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Трапезарь вначале испугался, но потом решил, что эти слова произнес кто-то из братии. Вскоре Нил забыл об этом странном случае и продолжал ходить мимо иконы с зажженной лучиной. Но однажды вечером ему послышался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» При этих словах Нил потерял зрение. Трапезарь пал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пречистую о прощении. Когда иноки узнали о происшедшем чуде, то в страхе припали к чудотворной иконе, затеплили пред ней неугасимую лампаду, а новому трапезарю повелели каждый вечер возжигать фимиам и кадить перед иконой. Нил же, в надежде на великое милосердие Богородицы, решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение и исцеление. И его усердная молитва скоро была услышана. Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! Ты прощен, зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я — их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним. С этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею: скорую всем притекающим к ней буду являть милость».

http://pravoslavie.ru/put/051122120939.h...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», — говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни — «инде», через ограду, другие — через дверь. Двор овчий — не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников. Господь предлагает образ христианской жизни, который есть прежде всего образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца. «А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям — «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, — истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его — это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей — все труды святителя Василия Великого. Пастырь зовет Своих овец по имени и выводит их. «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Подлинно верующий — это тот, кто слушает голос Господа и следует за Ним. Слово «слушать» повторяется около шестидесяти раз в Евангелии от Иоанна. Христос — Слово, Глагол, Откровение. Он открывает внимательному слуху любящих Его то, что Он слышал от Отца. Слушая это сегодняшнее Евангелие, слышим ли мы, каждый из нас, голос Христа? Сколько времени посвящаем мы подлинному слушанию Слова Божия, голоса Любви и Истины? Часто ли взываем при этом к имени Иисусову с тем поклонением, которое должно приноситься Ему от всех — небесных, земных и преисподних? Внимаем ли проповеди истинных пастырей, таких, как святитель Василий Великий, которые по дару благодати стали воистину Христовыми устами, потому что дверью вошли в жизнь?

http://moral.ru/circumcision/

Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Православных Церквей с просьбой возвысить голос в защиту православных на востоке Украины Восточная Украина — цветущая земля, населенная миллионами трудолюбивых православных христиан – превращается ныне в выжженное поле. 14 августа, 2014 Восточная Украина — цветущая земля, населенная миллионами трудолюбивых православных христиан – превращается ныне в выжженное поле. В связи с ситуацией на восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей, попросив их молитв о мире на украинской земле. Предстоятель Русской Православной Церкви также призвал возвысить голос в защиту православных христиан востока Украины, которые в обстановке усугубляющегося насилия со стороны греко-католиков и раскольников живут в ежедневном страхе за себя и своих близких. На сайте Отдела внешних церковных связей  опубликовано письмо Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Приводим текст письма полностью:  Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно приветствую Вас с пожеланием мира, благодатного укрепления телесных сил и неоскудевающей помощи Божией в Вашем Предстоятельском служении. Обратиться к Вам с настоящим письмом меня побуждает чувство глубокой боли и крайняя обеспокоенность положением паствы нашей Церкви на восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война. Еще осенью минувшего года, в начале текущего политического кризиса на Украине, представители Греко-католической церкви и раскольничьих общин, выступавшие на киевском Майдане, открыто проповедовали ненависть к Православной Церкви, призывали к захвату православных святынь и искоренению Православия с территории Украины. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-obrati...

Протоиерей Михаил Ли: Песнопения Страстной седмицы и работа на каменоломне В Австралии ушел из жизни старейший китайский священник 12 мая, 2016 В Австралии ушел из жизни старейший китайский священник 12 мая в Австралии ушел из жизни протоиерей Михаил Ли, старейший китайский священник. Отца Михаила вспоминает протоиерей Владимир Бойков, благочинный приходов РПЦЗ в Новой Зеландии. Помню, как стараниями владыки Илариона (Капрала) в конце девяностых годов отцу Михаилу с матушкой удалось переехать в Австралию, где после долгого перерыва он продолжил священническое служение. Моя мама – председатель Китайского миссионерского общества нашей епархии, и нетрудно догадаться, что мы часто общались с отцом Михаилом. Помню самую первую нашу встречу в Австралии. Мы ехали куда-то на машине, и я стал спрашивать отца Михаила и матушку о том, как они выжили, как молились после того, как их выгнали из дому, не позволяли отцу Михаилу, работавшему на каменоломне, ни рясу надевать, ни крест, ни открыто молиться. Вообще показывать свою православную веру было запрещено. Отец Михаил ответил: «Мы пели песнопения Страстной седмицы и так – тайно молились». И он прямо в машине начал петь тоненьким голоском «Благообразный Иосиф…», «Чертог Твой…» «Матушка тоже пела?» – поинтересовался я. «Нет, – ответил отец Михаил, – матушка так плакала, что потеряла совсем голос». Оказалось, что у матушки был очень красивый голос, когда они еще служили, но после всех тягот, выпавших на их долю, голос пропал. Когда владыка Иларион нашел отца Михаила в Китае, тот был простым иереем, еще не получившим на тот момент никаких церковных наград – он просто не успел их получить, власти запретили ему служить. В Австралии владыка начал награждать отца Михаила, ведь он был рукоположен в 1950 году – раньше всех наших клириков. Помню, как спустя время, когда отец Михаил был уже митрофорным протоиереем, мы с ним встречались где-то два-три раза в году – на службах в Сиднее. Во время соборной службы его ставили первым, как митрофорного протоиерея, а он говорил всем: «Нет, нет, я должен встать самый последний, потому что вы же все больше меня служили по времени».

http://pravmir.ru/protoierey-mihail-li-p...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Иоанн Артоболевский Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье священника Алексея Артоболевского. Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 году, как лучший ученик семинарии, он был послан для продолжения образования в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 году . Иван Алексеевич еще в юности обнаружил талант проповедника, и одна из его проповедей привлекла особенное внимание студента академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Тверского Фаддея, который счел нужным записать ее содержание в своем дневнике: «Каждому из нас также предстоит призвание, но так ли мы настроены, как были настроены апостолы при призвании? Апостол Петр, который был опытен в своем деле, в лове рыбы, после чудесного лова, будучи призван, сознал полное свое бессилие. Мы при призвании слышим два голосаголос разума и голос сердца. Первый говорит о нашей силе: мы изучили не одну лишь внешнюю сторону жизни, изучая историю, но и внутреннюю, изучая психологию, историю педагогики, предохраняющую от ошибок воспитания. Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности, а важными дела других. Выходит разлад, который поможет разрешить Священное Писание. Подобно апостолу Петру, мы должны оставить мысль подольше остаться в воспитанном в нас неведении, уяснить себе, что книги не вечное наше достояние: необходимо удовлетворить голосу сердца – развивать в себе самоотвержение, любовь и сострадание». В 1896 году Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания в Вифанской Духовной семинарии и географии во втором классе Филаретовского училища при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевом Посаде. В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В том же году постановлением педагогического собрания семинарского Правления он был избран на должность преподавателя еврейского языка в Московской Духовной академии .

http://fond.ru/kalendar/118/ioann/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010