Глава III. Троица. Тайна Троицы Христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Испостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1 ­­ 3 и 3 ­­ 1. То, что было бы абсурдом для математики и логики, является краеугольным камнем веры. Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» – metanoia – буквально означает «перемена ума»). Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным. Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк. 3:21–22 ). Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его ( Ин. 6–8 ). Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит ( Ин. 14:16–17; 15:26 ). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Также и в писаниях апостолов говорится о Боге Троице: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии Три Суть Едино» ( 1Ин. 5:7 ). Только после пришествия Христа Бог открылся людям как Троица. Древние евреи свято хранили веру в единого Бога, и они были бы не способны понять идею троичности Божества, потому что такая идея воспринималась бы ими однозначно как троебожие. В эпоху, когда в мире безраздельно господствовал политеизм, тайна Троицы была сокрыта от человеческих взоров, она была как бы спрятана в самой глубинной сердцевине истины о единстве Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

епископ Петропавловский и Камчатский Артемий ЖМП 5 май 2011 /  5 мая 2011 г. Епископ Артемий: Промысл Божий закаливал мою душу в 12-летнем служении Отечеству в Вооруженных силах 3 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Артемия (Снигура) в сан архимандрита. 8 апреля в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, по совершении утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице, Предстоятель возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 10 апреля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Клинский Лонгин, Истринский Арсений, Новосибирский и Бердский Тихон, Верейский Евгений, Хабаровский и Приамурский Игнатий, Егорьевский Марк; епископы Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Солнечногорский Сергий, Карагандинский и Шахтинский Севастиан. Слово архимандрита Артемия (Снигура) при наречении во епископа Петропавловского и Камчатского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! В сердечном сокрушении и с трепетом в душе ныне предстою я, грешный и недостойный, перед вами, святители Христовы. В великом волнении звучит мой голос перед сонмом богомудрых и богопросвещенных иерархов. Вы, облеченные благодатью Духа Святаго, умудренные опытом святительского служения, призвали меня, младенствующего умом, к епископскому служению. Что могу сказать я и как возвышу голос перед вами? Знаю только, что служение это не может быть восхищено человеческим произволением, но Промыслом Божиим, совершающимся прежде всего через Первосвятителя нашего, Патриарха, и через вас, богоносные архипастыри. Чувствую себя немощным сосудом, не имеющим и капли той живой воды, , текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), пустым колодцем, не способным напоить ни единого жаждущего. Но твердо верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», по вашим святым молитвам уврачует немощи, восполнит скудость моего ума и очистит сердце мое для совершения нового служения в высоком звании архиерея.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_artemiy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Путин: «Голос Церкви должен звучать в полную силу» По словам российского лидера, государство должно обеспечить адекватное отражение в СМИ интересов православных 08.02.2012 1114 Время на чтение 6 минут Сегодня, 8 февраля, в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями религиозных общин России, сообщает сайт «Путин 2012» . Поблагодарив Патриарха Кирилла за инициативу организации подобной встречи, В.Путин отметил, «что страна наша, переживая непростые, турбулентные процессы с момента развала Советского Союза, не могла (и страна, и каждый конкретный человек) опираться морально ни на что другое, кроме как на религиозные ценности». «И церковные организации, Русская Православная Церковь, традиционные конфессии, да и все другие религиозные организации сыграли очень большую положительную роль в возрождении нашей страны, и, что самое главное, в том, что люди наши, граждане Российской Федерации, приобрели какую-то моральную, нравственную основу, почву под ногами, что чрезвычайно важно для стабильности общества, для будущего государства и для каждого конкретного человека», - сказал Путин. По словам премьера, государство «старается делать всё для того, чтобы помочь религиозным организациям восстановить свои возможности общения с людьми», и если в 2008–2011 годах на восстановление религиозных зданий и сооружений было направлено 2,3 млрд рублей, «то в ближайшие три года это уже будет почти 3,5 млрд рублей, 2012–2013–2014 годы». «Я сейчас даже не берусь назвать количество тех зданий и сооружений, которые были переданы государством религиозным организациям. Конечно, наибольшее количество было передано Русской Православной Церкви, но должен сказать, что и в советские времена наибольшее количество этих зданий и сооружений было изъято именно у Русской Православной Церкви. Но и другие конфессии, другие религиозные организации, мне кажется, не могут пожаловаться на то, что государство как-то обошло их стороной. Например, столько мечетей мусульмане, мне кажется, вообще никогда за всю историю России не получали, то есть счёт идёт на сотни, тысячи уже», - сказал Путин.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/08/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Крепнет братство звонарей, ширится география звонов " 15.05.2006 285 Время на чтение 5 минут Как показала Звонильная неделя, которая проходила в Москве с 23 апреля по 9 мая в рамках V Московского Пасхального фестиваля, всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы - её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений. Всё больше у нас и замечательных звонарей-профессионалов. На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает один из организаторов праздника, " главный звонарь всея Руси " - старший звонарь храмов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель общества церковных звонарей Московской Патриархии Игорь Коновалов. - Игорь Васильевич, Звонильная неделя, которая уже вышла за рамки календарной, - одно из самых значительных событий Московского пасхального фестиваля. По сути, это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей. Причем не только России. Ведь, как и в прежние годы, приехали зарубежные гости - Ваши коллеги из Белоруссии, Украины , Латвии... - Вы правы, Звонильная неделя - это действительно своего рода самый крупный форум звонарей Русской Православной Церкви. До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей. Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари, культивировались звоны. Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам. Что очень важно в нынешних ежегодных Звонильных неделях? Звонари имеют возможность съехаться в одно место. Москва - центр центров, сердце России. Наши гости имеют возможность пообщаться, поучиться, проникнуться духом столицы, духом кафедральных соборов. Колокола лучше сохранились в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, Таллинне... Но, несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неумолкнувший голос 40 лет памяти русского поэта Николая Рубцова исполнилось в уходящем году 03.01.2012 405 Время на чтение 15 минут Вместо предисловия Почти всю прошлую зиму я провёл в Питере на заработках - на заводе АТИ на Цветочной, при котором действует хорошо известный питерцам храм во имя Богородичной иконы «Неупиваемая Чаша». Здесь же я и поселился, за что сердечно признателен ктитору храма и директору завода С. Е. Васильеву, родительскому крестнику. Мне такой вариант оказался удобен днём и полезен вечером: по вторникам мы собирались трезвенным братством, по четвергам - читали с батюшкой Александром акафист перед храмовой иконой, смотрели в православном театре спектакли, концерты и не менее увлекательные их репетиции; в субботние и воскресные дни приходская жизнь напоминала чистый, неупиваемый родник. Искушения? Не без греха! Искушал и искушался. Но оно ведь как - мелкий сор уносится током воды или оседает на дне, а ключик журчит и радует всех, спешащих к нему припасть. Сколько-то интересных встреч состоялось вообще для меня нежданно, ибо на радио заходит множество подвижнического люда (при храме действует «Православное радио Санкт-Петербурга», которое вещает ежедневно на средних волнах 362 м (828 кГц), а также в Интернете - www.sprusk. spb.ru ). И доселе в памяти ощущение простоты и естественности того общения. Когда б не затерявшаяся бумажка с телефонами, не желание кое-что уточнить, написал бы я об этом раньше. А теперь вот быстротечный год минул и уже подгадываю к новой годовщине... Радио за стенкой Женюшка-крестоходка - опять же шибко здесь достопримечательная натура! - как ни встренет меня, михайловского сына, на Цветочной, всё норовит чем-нибудь да подкормить. Очень ценю её такую материнскую заботу, сам же стеснительно норовлю от опеки отбиться: «Не голодаю, чай!» Сейчас поволок на третий этаж пакет с замороженными шампиньонами, где у меня приятель, главный редактор «Православного радио» Василий Иванович готовит эфир. Не худо бы его поддержать в постный вечер Крещенского сочельника.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему Церковь «все время молчит»? Валерий Отставных размышляет о том, почему живуч миф о «молчащей Церкви» 19.07.2011 1477 Время на чтение 4 минуты Религиоведческая и журналистская практика все больше приводит меня к мысли о том, что Церковь живет в плотном окружении мифологем. Причем, мифологем рукотворных. «Цепочка» табак-вино-авто-часы-дача «покрылась коррозией и заржавела». Все чаще можно слышать сакраментальный пафосный вопрос, касающийся любого общественного или политического события: «А почему «молчит» Церковь? А где же «голос» Церкви»? Самое печальное, я замечаю, что на форумах, в комментариях, этот вопрос задают адекватные люди и задают совершенно искренне. Они, действительно, не слышат «голос Церкви» и делают логичный вывод, что «она молчит». Что характерно, этот вопрос никогда не задают коллеги-журналисты, ни «официозные», ни «либералиозные». Потому как коллеги знают, что Церковь не молчит. Потому что они сами, или их друзья по цеху, и создают миф о «молчании Церкви». Церковь «не молчит», Церковь «говорит», ежедневно и ежечасно, голосом Соборов, Синода, Патриарха, архиереев, священнослужителей, мирян. Вот лишь небольшой круг тем, которые ЕЖЕДНЕВНО озвучиваются голосом церковной Полноты. 1. Семейные ценности. Укрепление института семьи - решение проблемы вымирания населения государства. Аборты, как узаконенное убийство людей. Права нерожденных детей, убитых на законных основаниях во чреве матерей. 2. Проблемы системы образования. Система образования, как система воспитывающая, а не только дающая сумму знаний. Школьное образование. Проблемы ЕГЭ. Преподавание основ знаний о традиционных религиозных культурах России и культурообразующей, смыслообразующей культуры России - Православия. Вузы: болонская система или «советская»? Ювенальная юстиция, ее опасности. 3.Нравственное состояние армии. «Дедовщина» и как с ней бороться? Что такое военно-патриотическое воспитание? Окормление армии представителями Церкви и традиционных конфессий РФ. Проблемы восстановления института полковых священников.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/19/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Раздумья о грядущем 06.02.2020 1126 Время на чтение 11 минут «Особенно громко и ясно должен звучать голос церковного вразумления в годины всенародных испытаний и смут. Недопустимо и безнравственно стоять в стороне от жизни, прикрываясь мнимой «неотмирностью» тогда, когда твоя Родина и твой народ находятся на краю гибели» Митр. Иоанн (Снычев). Россия, именно православная, мистическая, т. е. Святая Русь, невидимая апостасийным миром, но хорошо известная и ненавистная антихристианским силам и их хозяину-сатане, стоит на пороге решающих, судьбоносных событий. Эта Россия незнакома многим русским людям, насильственно и подло лишенным религиозно-национального самосознания и знающим о спасительной вере своих христолюбивых предков только по пасхальным куличам, да по лицемерным, совершенно оторванным от реальной жизни проповедям и безвольным действиям многих бессмысленных пастырей, которые или поддались «модному» духу стяжательства и властолюбия, или боятся возвысить свой голос в защиту поруганной Отчизны и брошенного народа, или в силу своей незрелости не понимают, что происходит, и каковы грозные перспективы продолжения вопиющего беззакония. Как здесь не вспомнить слова Спасителя: « Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15: 14). Если мы, русские, израненные и покалеченные до неузнаваемости, смертельно уставшие и обезверившиеся, найдем в себе последние силы совершить отважный и жертвенный бросок в вечность и сохраним дарованную нам Господом Славы драгоценнейшую жемчужину Православия в чистоте и неповрежденности до конца времен, то воскрешенное Богом возлюбленное Русское Отечество наше выступит с всемирной проповедью покаяния и даст обезумевшему человечеству последний шанс для исправления. Тогда на нас исполнятся чудные слова Евангелия: « Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5,: 14-16).

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смущение: о встрече в Гаване Протоиерей Георгий Городенцев о праве церковного народа на выражение своего мнения 29.02.2016 6001 Как известно, Православную Церковь составляют клир и паства (народ церковный). И, конечно, народ такой же хранитель Св.Предания, как и клир. Более того, в истории Церкви бывали ситуации, когда именно народ, а не клир, в основном, и хранил Православие. Как, например, на Украине в период непосредственно до и после Брестской унии. Когда основным борцом против оной были православные братства, созданные церковным народом. Поэтому, естественно, последний имеет в Церкви право голоса и даже протеста; может и должен этим правом пользоваться, особенно когда у него возникает смущение по тому или иному вопросу православного благочестия. Однако формат этого голоса и форма оного протеста должны сами находиться в русле того же православного благочестия, т.е. православных веры и канонов. Теперь, если говорить конкретно, у многих членов РПЦ, включая меня, вызвала смущение встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой римским. До сих пор, несмотря на все усилия многих сие объяснить, непонятно, какую пользу от этой встречи получила Церковь, а вот вред - очевиден. И он как раз и состоит, главным образом, в смущении многих верующих. Поэтому наш голос и даже протест против такой встречи вполне законен и обоснован. Но он должен осуществляться в рамках православных канонов. Недопустимы фантазии некоторых чрезмерных ревнителей не по разуму о том, что, якобы, на этой встрече была чуть ли не заключена уния с католиками; что из-за этой встречи Патриарх «уже еретик»; что там имели место совместные молитвы папы и Патриарха и т.д. и т.п. Не надо на эту тему фантазировать, если у вас нет конкретных фактов, и, более того, делать их этих необоснованных фантазий конкретные церковные выводы в виде, например, непоминания клириками Патриарха за богослужением. Ибо, не говоря уже о том, что такими поспешными и необдуманными действиями стимулируется церковный раскол, этим еще и подрывается право церковного народа на свой голос в Церкви. Ибо вполне законное, т.е., говоря по церковному, канонически оправданное смущение верующих по поводу данной встречи легко можно дискредитировать, отождествив его с незаконными и неканоническими действиями неумеренных ревнителей не по разуму.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/29/sm...

Как представители Русской Церкви оценивают статус собрания, которое пройдет с участием 10 из 14 общепризнанных Православных Церквей Почему Собор на Крите так и не стал всеправославным? Как представители Русской Православной Церкви оценивают статус собрания, которое пройдет с участием 10 из 14 общепризнанных Православных Церквей? Эти вопросы обсуждались на пресс-конференции, прошедшей в МИА «Россия сегодня» 17 июня. Открывая встречу, глава Синодального отдела по взаимодействию с обществом и СМИ Владимир Легойда отметил, что Собор «уже не стал всеправославным». «Из этого тезиса надо исходить как из факта», – подчеркнул он. По его словам, причины лежат в плоскости тех разногласий, которые не были преодолены к моменту начала Собора. Русская Православная Церковь сделала всё, чтобы нивелировать разногласия и предлагала механизмы для этого, добавил спикер. Он полагает, что «придется многое анализировать и делать работу над ошибками в том числе», но «мы не склонны видеть в этом трагедию». «Ситуация сложная, но не драматическая», – отметил Легойда. На его взгляд, не стоит видеть в ней угрозу соборности: встречи такого уровня не проходили много столетий, и сейчас происходит поиск того, как должна проявляться соборность в современных условиях. Историк Владислав Петрушко напомнил о роли мирян. «Мы знаем, что в истории были соборы, которые претендовали даже на статус Вселенских (способных вносить изменения в церковное учение – прим. ред.) . Но церковное сознание отвергло авторитет этих соборов, народ их отверг. И в данном случае, если будут какие-то попытки интерпретировать деяния Критского собора как всеправославные, как обязательные для всего православного мира, не надо забывать, что еще есть и голос всей полноты церковной. Этот голос может сказать свое веское слово и действительно отторгнуть, не принять эти решения». Петрушко также упомянул о драматических разногласиях Антиохийской и Иерусалимской Церквей, разорвавших евхаристическое общение из-за споров о канонической принадлежности территории Катара. «В ситуации, когда между двумя Поместными Церквами отсутствует общение, говорить об общей работе Собора было бы немыслимо», – акцентирует историк.

http://pravmir.ru/pochemu-sobor-na-krite...

Критика экуменической мысли Зандера Очевидно, что в кратком обзоре невозможно адекватно изложить все сомнения и возражения, которые неизбежно возникают даже при беглом чтении этой книги. При внимательном рассмотрении аргументации первоначальное замешательство лишь усиливается. Это очень личная книга. Она отнюдь не типична для православной позиции. В каком-то смысле это «голос с Востока», но голос, говорящий не «восточное» и не «православное». Автор воспитан в определенной традиции, и его трактовка «экуменической реальности» имеет явственный оттенок его особых убеждений. Возникает вопрос, совместимы ли эти убеждения с основными догматами Православной веры. Более того, совместима ли новая концепция «экуменизма», которой придерживается автор, с главными принципами исторического Экуменического Движения. Автор, по-видимому, не слишком интересуется проблемами «Веры» и «Устройства». Он предпочитает обитание вне догматов, канонов и обрядов. «Экуменизм» в понимании автора, имеет мистическую сущность. Он не связан с внешними событиями и не интересуется историческими достижениями. «Единство, которое составляет его цель, есть единство любви, не осуществимое в какой-то исторической форме, но обещанное в жизни мира грядущего». В этом смысле экуменизм есть «предвидение царства». Экуменизм по сути своей парадоксален и металогичен. «Экуменизм возможен только вопреки логике или, скорее, независимо от нее». Историческое планирование отвергается и порицается. Такой опыт «сравнительного богословия» лишь усугубляет раскол. «Это едва ли можно назвать экуменическим трудом». Никакое «смыкание раскола» невозможно в истории, и все усилия бесполезны. Автор не верит в возможность экуменического прогресса на уровне истории. Нам предлагается некое «эсхатологическое» видение, без призыва к трезвому и ответственному действию. Возникает сомнение: что если это не «видение», а обычное мечтание? «Эсхатологическая интерпретация, с одной стороны, свободна от всяких исторических ошибок. Перспектива “постоянного разделения» для нее не страшна; вся история Церкви есть история разделений и, следовательно, она не может считаться неким предисловием к еще не написанной книге о единстве; историческая трагедия христианства это неизбежное условие грешного человечества – и эта грешная реальность является предметом вечного преображения и будущего parousia» . Автор явно упускает из виду тот факт, что «видимое единство», а именно «единство в вере», составляет один из отличительных признаков Церкви, согласно учению Нового Завета, и Церковь предназначена Христом быть «столпом и утверждением истины». Вопрос не в «неминуемом» прогрессе, а в долге и предстоящей позитивной задаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010