свящ. Иоанн Жилов О законе Божием и заповедях Средства к распознаванию добрых дел от худых . Для того, чтобы мы могли отличать добрые дела от худых, Господь дал нам особые средства, а именно: закон Божий внутренний, иди свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Закон Божий внутренний, или свидетельство совести . Внутренний закон Божий состоит во внушениях и правилах совести. А совесть есть внутренний голос, прирожденный человеку. Этот голос говорит нам, что одни действия – добры, а другие – злы; за доброе дело он награждает нас душевным миром, спокойствием, а за худое осуждает, наказывая нас внутренними мучениями, беспокойством и недовольством. О том, что внутренний нравственный закон прирожден нашей душе, учит слово Божие и свидетельствует наше непосредственное сознание. Ап. Павел говорит об язычниках: Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим ( Рим.2:15 ). Они показывают, что дело закона (нравственного) написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Хотя каждый человек имеет в себе внутренний закон Божий, или свидетельство совести, однако Господь, кроме того, дал людям и закон внешний. Этот закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, проводя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос своей совести; потому необходимо было напомнить людям о внутреннем законе внешним образом, посредством заповедей. О причине дарования внешнего нравственного закона ап. Павел пишет: Что убо закон? Преступлений ради приложися ( Гал.3:19 ). Для чего же закон? Он дан после (то есть присоединен к внутреннему закону) по причине преступлений. Закон Божий внешний, или заповеди Божии . Под именем внешнего закона Божьего разумеется тот нравственный закон, который дан был от Бога в Ветхом Завете – через Моисея, а в Новом – через Самого Иисуса Христа. Ветхозаветный нравственный закон Бог дал в пустыне на горе Синай, являя Свое присутствие в огне и облаке, дал его еврейскому народу, когда этот народ, чудесно освобожденный Им от египетского рабства, шел в обетованную землю. Десять главных и всеобщих заповедей этого закона были написаны на двух скрижалях, или каменных досках. Они суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Услышит ли Порошенко голос Церкви? Принятый закон о переименовании УПЦ МП отклонен экспертным управлением Рады; Церковь просит президента Украины применить к этому закону право вето 21.12.2018 679 Как сообщалось , вчера Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь (УПЦ) Московского Патриархата будет обязана сменить название. Перед рассмотрением законопроекта председатель Рады Андрей Парубий заявил, что «есть одна Украинская православная церковь», а УПЦ МП должна называться Русской Православной Церковью. В этот же день Юридический Отдел Украинской Православной Церкви Московского Патриархата выступил с заявлением в связи с принятием Верховной радой дискриминационного закона, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. «Принятый сегодня законопроект нарушает право на свободу вероисповедания и дискриминирует по религиозному признаку миллионы верующих граждан Украины, которые принадлежат к Украинской Православной Церкви, а также не соответствует Конституции Украины, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, - говорится в заявлении Юридического Отдела УПЦ МП. - Украина является светским государством, что делает невозможным установление на законодательном уровне каких-то преимуществ или ограничений для тех или иных религиозных объединений. А принуждение Украинской Православной Церкви к изменению своего наименования является ничем иным, как вмешательством в ее деятельность, которая может привести к непредсказуемым последствиям в обществе». «Как мы видим, - говорится далее, - в этом законопроекте речь не идет об Украинской Православной Церкви, но из публичных заявлений известно о намерении применить его к Украинской Православной Церкви в угоду вновь образованному религиозному объединению " Православная церковь Украины " , которое хочет забрать себе это название. В который раз подчеркиваем, что Украинская Православная Церковь является Церковью украинского народа, основанная Собором Украинской Православной Церкви и зарегистрирована в соответствии с украинским законодательством, а ее центр находится в Киеве».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/21/us...

Предисловие митрополита Волоколамского Илариона к книге «Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года» 19 ноября 2016 г. 12:38 Общецерковная аспирантура и докторантура и Свято-Владимирская семинария в Нью-Йорке опубликовали книгу «Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года». К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион . Настоящая книга, в которую вошли мысли Святейшего Патриарха Кирилла, распределенные по 366 дням календарного года, стала плодом многолетнего и тесного сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке (США) и выходит одновременно на русском и английском языках. Для Общецерковной аспирантуры и докторантуры Патриарх Кирилл — не просто Предстоятель Русской Православной Церкви. Он еще и фактический основатель этого учебного заведения, так как оно было создано по его инициативе на первом же заседании Священного Синода после его избрания на Патриарший престол. На протяжении вот уже семи с половиной лет Святейший Патриарх внимательно и с любовью следит за жизнью своего детища. Под его председательством проходят заседания Наблюдательного совета Аспирантуры. Сегодня Общецерковная аспирантуры и докторантура — это не только ведущее учебное заведение Русской Православной Церкви, но и один из главных центров ее богословской науки. Ее миссия состоит в том, чтобы включить русское богословие в международный богословский контекст. У англоязычного издания этой книги есть определенная цель. В России и ряде других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви голос ее Предстоятеля хорошо слышен, богослужения с его участием транслируются на центральных телеканалах, его статьи и интервью публикуются в ведущих журналах и газетах, а его книги выдерживают одно издание за другим. У американского читателя гораздо меньше возможностей услышать живой голос Предстоятеля Русской Церкви, не преломленный через призму журналистского взгляда, нередко политизированного и необъективного.

http://patriarchia.ru/db/text/4685204.ht...

VIII. Правительственный голос о «самостоятельности и самодеятельности» православных приходских обществах. – Мнения в литературе о «приходских правах и управлении». – «Утайка» церковно- общественных сумм. – Циркуляр смоленского архипастыря. – Статьи И. С. Аксакова по церковно-приходским делам Большинство писателей, поднимавших вопросы о всестороннем улучшении быта духовенства и об оживлении церковно-общественных дел, сознавали, что корень всех этих важных преобразований лежит в правильной постановке «приходского» дела, так что все эти реформы в быте, управлении и в отношениях духовенства к мирянам, какую бы конструкцию ни придавать этим реформам, могут считаться (по мнению этого большинства) прочно установленными только тогда, когда «приходский строй» и «приходское управление» вступят в свои права и в свои нормальные условия жизни. Автор приведенной выше статьи о «приходе» («Русская Беседа», 1857 год) только слабыми штрихами наметил план восстановления «прихода» и обратил почти исключительное внимание на благотворительные задачи прихода, между тем как вопрос о возвышении значения наших православных приходов неминуемо сливался с вопросом о приходе, как юридическом лице, а также о правильном разграничении собственно церковно-общественного имущества от имущества духовенства и его начальства. Нашему образованному обществу впервые представилась на разрешение трудная задача, а именно: разработка понятия о «приходе», как единице церковно-общественной, и этой задаче посвятили свои силы, как правительственные люди, так и литературные деятели, помещавшие свои статьи в газетах и журналах, преимущественно в духовных журналах. В статье «Духовенство и народное образование» («Прав. Обозр.», февраль 1862 года) ставился прямо вопрос: составляют ли церковные имущества исключительную собственность духовенства? Если нет, то принадлежат ли они всему народу, как государству, или народу, как церкви? В апрельской книжке того же журнала, в статье «Церковно-финансовый вопрос» последовал ясный ответ, а именно: «церковной собственностью имеет право (по мнению автора) распоряжаться только церковь , а церкви не представляет вполне, ни иерархия, ни светская власть, покровительствующая церкви, ни народ – взятые в отдельности». Такое разрешение этого важного вопроса отклоняло всякую мысль о возможности соединения церковных имуществ с государственными или же с принадлежащими духовному ведомству, как таковому, и выдвигало на первый план значение прихода, как юридического лица с одной чисто гражданской стороны и как низшей церковно-общественной единицы с другой стороны, а следовательно, вело к понятию о «приходе» как о таком учреждении, которое, как местная церковь , вмещающая в себе местную иерархию, местную власть и народ, обладало правом собственности над всем церковно-приходским имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Как председатель редакционной комиссии Освященного Архиерейского Собора митрополит Павел ознакомил журналистов с соборными Постановлениями. Выступавший далее митрополит Волоколамский Иларион отметил, что первой темой на нынешнем Архиерейском Соборе была подготовка Всеправославного Собора, который должен состояться на Пятидесятницу сего года на греческом острове Крит. «Подготовка к этому Собору велась 55 лет. За это время много тем было обсуждено, — рассказал владыка. — Какие-то темы были сняты с повестки дня — не потому, что по ним было достигнуто какое-то решение, а потому, что этого решения достичь не удалось». Вокруг готовящегося Собора распространялось и, к сожалению, продолжает распространяться  довольно большое количество разного рода слухов, констатировал председатель ОВЦС: «Говорят, например, что это будет " Восьмой Вселенский Собор " . И есть такое народное поверье, что Восьмой Вселенский Собор — это будет антихристов собор, что на нем заключат унию с католиками, что на нем отменят все посты, введут второбрачие духовенства, что это будет модернистский собор и так далее. Мы в Отделе внешних церковных связей каждый день получаем по два-три письма от православных верующих из разных уголков нашей Родины, содержащих призыв " не ехать на Восьмой Вселенский Собор " , " не ехать на антихристов собор " . В последнее время число этих писем значительно возросло — очевидно, в связи с появлением информации о том, что состоится Всеправославный Собор. Вчера сотрудники нашей канцелярии мне доложили, что поступило 43 таких письма, то есть примерно в пятнадцать раз больше, чем среднестатистическое количество подобных посланий в день». Митрополит Иларион рассказал о том, какова на сегодня ситуация с подготовкой Всеправославного Собора. «У нас было много опасений, связанных с этим собранием делегаций Поместных Православных Церквей», — отметил владыка. Так, например, в случае, если бы решения принимались большинством голосов, существовала вероятность, что Церквам, которые не согласны с тем или иным решением, его могли бы попытаться навязать — например, в вопросе о переходе на новый церковный календарь. «Поэтому с самого начала подготовки мы настаивали — и этого удалось добиться — что все решения на Всеправославном Соборе будут приниматься консенсусом, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Это означает, что у каждой Поместной Церкви будет делегация из 24 архиереев (в делегациях тех Церквей, где насчитывается меньше архиереев, соответственно, будет меньше участников), но голос у каждой Церкви будет один. В общей сложности четырнадцать общепризнанных Православных Церквей должны принять участие в Соборе, и у каждой будет свой голос. Если хотя бы одна Церковь выступает против какого-либо решения, то это решение не проходит. Если хотя бы одна Церковь не согласна с тем или иным мнением, то это мнение не принимается».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4370118...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Июнь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 2 июня Груздовская икона Сведений о месте и времени явления сей иконы нет; находится она в селе Груздове (отсюда ее наименование Груздовская) Олончанского уезда Виленской губернии. Киево-Братская икона. См. сведения о ней под 6 сентября. Кипрская икона. Сведения о ней читай под 20 апреля. 3 июня Югская икона Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери Одигитрии, чтобы отнести его на свою родину; при этом голос добавлял, что если он исполнит все это, то Господь дарует ему спокойное житие на родине. Дорофей тотчас же после утрени отыскал в указанном ему месте икону Богоматери, повергся перед ней на колени и начал усердно молиться. Окончив молитву, он взял икону в руки, которая при этом сразу просияла необыкновенным светом. Дорофей с радостью поспешил к настоятелю Печерской обители Иоакиму и рассказал ему подробно как о видении своем, так и об обретенной им иконе Богоматери. В заключение он просил настоятеля разрешить ему удалиться из Печерской обители. Архимандрит Иоаким, не поверив рассказу Дорофея, не соглашался отпустить его, чем весьма опечалил подвижника. Вернувшись в келью, Дорофей пал ниц перед иконой Богоматери и в горячей молитве излил свою скорбь и недоумение по поводу отказа настоятеля, прося у Пресвятой Девы помощи и утешения. Целый день и ночь провел он в молитве. И вот Богоматерь является во сне архимандриту Иоакиму и говорит ему гневным голосом:

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 13 К оглавлению Сегодня мы начинаем одну из самых важных тем Ветхого Завета, ключевую тему этого полугодия — дарование Синайского Закона. Исторический опыт показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестает достигать Сердца человека, которое ожесточается и делается жестоким и несправедливым, и человек становится неспособным обуздывать свои страстей. Его воля постоянно ведет и толкает его ко греху, и более и более человек погружается в бездну греха. «Для чего же закон? - спрашивает апостол Павел, и отвечает, — он дан по причине преступлений». Таким образом, мы можем сказать, что закон был дан вследствие увеличения греха. И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительным, или откровенным. Синайский закон должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его жить согласно предписаниям Божией воли, делаться праведным и святым. «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы». (Исх. 19, 1-2) Моисей, как велел ему Бог, вел свой народ через пустыню Синайскую. Синайская гора, как говорит нам известный французский писатель Ренан, «состоит из глыбы темного гранита, которая много лет купает в своих золотых лучах солнце. Оно есть одно из самых своеобразных явлений земного шара, тишина этих уединенных мест наводит ужас. Эта гора, с ее ... очертаниями, с ее обманчивой прозрачностью, странными отсветами, поистине гора Божия, гора Элогима.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432102/

Задать вопрос о главном . Информация о появлении в российском информационном пространстве двух новых церковных медиапроектов. С 5 сентября в эфир российского информационного телеканала «Вести» выходит программа « Церковь и мир » (ведет – председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Илларион (Алфеев), соведущий - обозреватель ВГТРК Иван Семенов ; Выход в эфир каждую субботу в 14:36, повторы в воскресенье 13:36 и 21:36). На радио (радиостанции «Радонеж» и «Голос России») в конце августа стартовала программа « О главном » (в прямом эфире на вопросы слушателей отвечают председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель радио «Голос России» Андрей Быстрицкий ; По четвергам с 20:00 до 21:00)//Фома. - – октябрь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани »). Коротко.   Храм на острове Кюсю . Православный храм Японской Православной церкви и миссионерский центр будут возведены на японском острове Кюсю к весне 2011 года. Об этом сообщил благочинный Кюсю иерей Павел Оикава . Один из прихожан подарил благочинию участок земли для будущего храма, пожертвования на установку иконостаса и приобретение церковной утвари поступают от православных верующих из всех приходов Японии//Фома. - – октябрь 2009. – С.7. – (рубрика « Грани. Коротко »). В Марфо-Мариинской обители помогут больным ДЦП . При Марфо-Мариинской обители, отмечающей столетие со дня основания, создан медицинский центр для детей, страдающих церебральным параличом. Отреставрированное здание медцентра на территории обители посетили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и супруга президента РФ Светлана Медведева . При обители также открылся магазин одежды для православных женщин . О нем рассказано со слов настоятельницы обители Наталии Молибога //Фома. - – октябрь 2009. – С.7. - (рубрика « Грани. Коротко »). Держаться корней. Совет Европы счел религиозное образование важным . Рассказывает постоянный представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филарет (Булеков). Подготовил Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото с сайта av.coe.int/@Council of Europe//Фома. - – октябрь 2009. – С.8-9. – (рубрика « Грани »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-78-...

Заключение Заканчивая свое исследование о старокатолицизме, мы повторяем о нем те же слова, которые были высказаны нами при самом начале исследования, т. е. что это движение представляет из себя одно из самых замечательных, одно из самых отрадных явлений новейшего времени. Правда, старокатолицизм не оправдал всех надежд и упований, которые возлагали на него многие. Он напр., не возродил римско-католическую церковь , не пробудил запад от нравственно-религиозного сна, как надеялись некоторые. Это вполне естественно: для возрождения римской церкви, для пробуждения запада от многовекового, нравственно-религиозного сна требуются более авторитетные и более громкие голоса, чем голос Дёллингера и его соратников, – голос самого Христа, как выразился один западный ученый. Правда, старокатолицизм далее не оправдал и других надежд, возлагаемых на него, надежд, состоящих в том, что он, как думали некоторые, с своими твердыми религиозными началами спасет запад от одного из самых злейших врагов общественного благоустройства, от социализма. 488 И это вполне естественно: появление и развитие на западе социализма следует объяснять не отсутствием только в среде западного общества твердых религиозных начал, а некоторыми чисто социальными условиями, устранение которых не может входить и не входит в задачу старокатолицизма. При всем том это движение, повторяем еще раз, является одним из замечательнейших, важнейших явлений в новой истории запада. Чем определяются истинное значение и важность старокатолицизма, можно видеть из рассмотренной нами истории его. Вся эта история, за немногими исключениями, могущими существовать всегда и везде, как мы уже видели, не заключает в себе ничего такого, за что можно было бы особенно упрекнуть старокатолицизм с православной точки зрения. Выступив как протест папизму в том виде, какой получил этот последний на ватиканском соборе, старокатолицизм, будучи вполне последователен, пошел далее одного протеста ватиканскому догмату – против всей вообще папской системы, нашедшей в этом догмате свое завершение. Главная задача для него заключалась при этом прежде всего в постановке тех принципов, которые должны были лечь в основу его исторической жизни. От той или иной постановки этих принципов зависел весь характер самого движения, вся его сущность как известного исторического явления. Старокатолицизм, как мы уже видели, верно решил эту первую, лежавшую на нем задачу, выставив такого рода принципы в основу своей исторической деятельности и сообщив им такого рода формулировку, которые с православной точки зрения должны быть считаемы истинными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Закрыть Кто укажет Родниной её место? О неадекватности лоббисток законопроекта «о семейном насилии», набросившихся на Русскую Православную Церковь 05.12.2019 7305 Время на чтение 7 минут Седьмой день проходит общественное обсуждение законопроекта «о семейном насилии», опубликованного 29 ноября на сайте Совет Федерации (СФ). Председатель СФ Валентина Матвиенко, инициируя публичную дискуссию, пообещала, что все конструктивные предложения обязательно будут учтены. «Мы хотим услышать мнение нашей Патриархии, других наших традиционных конфессий. Это тоже очень важно», - заявила Валентина Матвиенко. «Это не закрытый документ, в обществе должен быть консенсус», - уверена политик. Православная общественность выразила надежду , что Русская Православная Церковь и ее официальные представители откликнутся на призыв Валентины Ивановны. И вот раздался церковный голос… По словам заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе , «данный документ не представлен общественности – он, скажем так, разрабатывается в закрытом режиме, к работе над ним не подключены родительские организации, те семейные организации, которые, по большому счету, становятся предметом регулирования. Мы считаем, что разработка закона в обстановке закрытости, непрозрачности не способствует взаимопониманию». С заявлением выступила Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Заявление фактически представляет собой глубокий, обстоятельный правовой анализ одиозного законопроекта. Завтра состоится расширенное заседание Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора на тему: «Позиция Международной общественной организации " Всемирный Русский Народный Собор " по проекту Федерального закона " О профилактике семейно-бытового насилия». С убедительнейшей критикой законопроекта выступил ряд известных священнослужителей, в том числе протоиереи Владимир Вигилянский и Димитрий Смирнов . Вчера в проповеди по окончании Божественной литургии в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал «с очень большой осторожностью» отнестись к законопроекту о профилактике семейно-бытового насилия. По слову Предстоятеля, «очень опасно, когда в это закрытое, интимное семейное пространство вторгаются чужие люди и иные силы, и Бог его знает, что это вторжение может принести реально – пользу или вред – для людей, которые живут бок о бок друг с другом и которые сохраняют семейные узы. Поэтому, категорически выступая против всякого насилия в семье, считая это великим грехом, а также и преступлением, мы вынуждены возвысить наш голос на защиту семейного пространства от всякого вторжения извне, под любыми предлогами».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/05/kt...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010