Предстоятель Русской Церкви посетит Соловецкий ставропигиальный монастырь 15 августа 2014 г. 15:18 17-19 августа 2014 года Предстоятель Русской Церкви посетит Спасо-Соловецкий Преображенский ставропигиальный монастырь . 17 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Голгофо-Распятском скиту на о. Анзер, а затем ознакомится с ходом восстановительных работ, которые ведутся в скитах обители. Накануне престольного праздника Соловецкого монастыря, 18 августа, будет совершено всенощное бдение, а 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершит Божественную литургию в Преображенском соборе обители. Также в ходе поездки Святейший Патриарх проведет рабочее совещание по вопросам развития Соловецкого архипелага. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3703631.ht...

Нужно обратить внимание на то, что эти слова Иисус Христос произнес «громким голосом». Молитвенное общение с Отцом этого не требовало («Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11, 41–42). Слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) были произнесены для народа, стоявшего на Голгофе. Этим прямым обращением к тексту 21 псалма, пророчески предызображавшему крестные страдания Мессии, Иисус с креста хотел в последний раз напомнить людям о Своем спасительном деле, на которое послал Его Отец. Преодолевая только человеческое понимание крестных мук Иисуса, важно удержаться и от другой крайности и не умалять страданий нашего Спасителя. Воплотившийся Бог испытал на кресте все мучения человеческой плоти. Страдания вочеловечившегося Господа усугублялись еще тем, что Он, хотя и принял человеческую природу, но был лишен всякого греха. Смерть же есть следствие греха. Человек был сотворен бессмертным, но смерть вошла в человеческую жизнь вместе с грехом. Для Богочеловека, свободного от греха, она была совершенно противоестественной. С этим связаны и великая скорбь Иисуса Христа в Гефсиманском саду, и Его моление о чаше. Голгофские страдания Иисуса Христа, нераздельно соединившего Свое Божество с человеческой природой, не закончились в тот вечер, когда наступила Его смерть, сопровождавшаяся великими знамениями. Согрешая и творя беззакония, люди продолжают распинать Христа. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах возник на Анзерском острове Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря. Там подвизался иеромонах Иов (в схиме — Иисус). В среду 18 июня 1710 года он вышел из Свято-Троицкого Анзерского скита и отправился к иеродиакону Паисию, проходившему на этом же острове подвиг пустынничества. Преподобный Иов остался у него на ночь и встал на молитву. В полночь, утрудившись, он сел и в это время увидел в келье необычный свет и в сиянии славы — Божию Матерь, а вместе с Нею преподобного Елеазара Анзерского. Царица Небесная показала на гору, у подножия которой была келья, и сказала: «Эта гора отныне называется вторая Голгофа». Когда видение закончилось, с высоты раздался другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь крест». Преподобный Иов вместе с учениками 29 июня 1710 года освятили гору и воздвигли на ней крест. Пророчество точно исполнилось через двести с лишним лет, когда возник Соловецкий лагерь особого назначения и место это было обильно полито кровью замученных там и священнослужителей и простых верующих людей.

http://pravoslavie.ru/3004.html

Но исконный враг людей, желающий погибели душ человеческих, видя подвиги избранных Божиих, не дремлет и старается всячески отвлечь их от спасительного пути. Так, во время смиренного прохождения о. Иовом сказанных послушаний, не однажды являлся ему ненавистник добра – искуситель, в образе известного ему в мире врача, и говорил, как бы с состраданием: «возлюбленный! следует тебе поберечь здоровье свое, чтобы, изнуривши плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистаго и смиренного. Ты, при старости своей, работаешь черноризцам как купленный раб, не привыкши прежде к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в мире, ты пришел в убожество и принял на себя тяжкие труды ради пищи. Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать суровую пищу после сладких брашен. Блюдись, чтобы недуги твои не умножились сверх меры – тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрешь. Если совета моего не послушаешь, то мне будет очень жаль». «Хорошо не щадить плоти, чтобы она не восставляла брани, – отвечал о. Иов мнимому своему знакомцу, – впрочем, хотя бы плоть и изнемогала, но сила Божия в немощах совершается. Св. Апостол сказал более: «недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явиться в нас». Пост есть мать целомудрия, – ты внимай себе с подобными». Услышав такой ответ, враг тотчас исчез. Среди этих подвигов, дух о. Иова более и более утверждался в иночестве. В преизбытке святой ревности, он вспомнил слово св. Апостола: «никто же, воин, бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет» ( 2Тим. 2, 4 ), оставшееся у него имение раздал нищим и монастырской братии, а сам вовсе обнищал, чтобы еще безпрепятственнее служить обнищавшему нас ради Христу. После многих испытаний в трудах жизни иноческой, настоятель обители и братия, признав новаго постриженника совершенным иноком единогласно освободили его от монастырских послушаний и разрешили пребывать в келье одному и внимать своему спасению. Безмолвствуя в тишине своей кельи, о. Иов занимался непрестанно Иисусовою молитвою, чтением св. Евангелия, Апостола, Псалтири, жития преподобных Зосимы и Савватия и рукоделием. Пищи он принимал мало от общей братской трапезы, а особо для себя не приготовлял ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Днём град выпал, кусками летело. А к ночи полило; через всю ночь да и сейчас без поману валит дождь-от. Брателко по выдачу на свету убрёл. Горе в дождь без обутки да без сменной одежды. Но и в ведреный день мне-ка «горе». В доме напротив бушмены или готтентоты дикий громкоговоритель уставили себе. Но галдит, ухает и лает нам в окна. А в дождь всё же глуше: окна и у тех дикарей, и у нас закрыты. Песня дождя всё же лучше. Долго пасмурь-та утренняя стояла… Аж сквозь рамы слышна эта помойная яма звуков. Сказано: «От дурака хоть полу отрежь, да уйди». Так бы, кажется, действительно всё бросил да убежал… А электричество, а водопровод, а лавка?… Как тут уйдёшь в пустыню… Я давно не живал летом в городе (какой город!?), дак отвык, плохо себе представлял, во что превратил свои стойла-дома тупоголовый обыватель. Окна настежь у всех, и почти у всех зевают эти страшные чёрные пасти… Ухают, лают, гундосят что ни есть громче да похабнее… Позавидуешь крепости нервов и ушей двуногих скотов, которым что громче, что дичее и ужаснее, то и любо… Из машины лезет бабья задница: юбчонка выше колен, одутлая старая мурлетка наштукатурена, крашеная шерсть на башке завита: генеральша… Она говорит спутнику: «Эта мая акно. У мене радева такая…». …Ненавидеть — себе дороже стоит. Бежать надо от сих человекообразных… Куриные мозги, обезьянья переимчивость, собачья хватка… И о сих до зде… С полудня дождь перестал, но холодно, ветер северный — сушит всё же. Брателко обед готовит, я взял любимую свою книжицу «Соловецкий патерик». Почитал об основателе Голгофо-Распятского скита иеромонахе Иове… Опять ожили острова святые… Любя, знаю и вижу природу родимого края. Воочию передо мною картины нежной природы Белого моря. И природа эта оживлена дивною жизнью святых. Святые основатели обителей не насиловали, не уродовали природу, а жили одним ритмом с нею; любили природу. Пустыня становилась садом чудным. Суров климат, и жизнь сурова и проста… Иов был житель столицы, сослан на Соловки для пострижения, заподозренный Петром в сношениях с Григорьем Талицким.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Однажды к преподобному Аммону родители привели сына, которого искусал взбесившийся пес. У отрока появились уже признаки бешенства, и он кусал самого себя и переносил ужасные страдания. Отец и мать пали к ногам святого и просили, чтобы он исцелил сына их. Аммон сказал: «Зачем вы напрасно утруждаете меня, прося меня сделать то, что превышает мои силы? Болезнь и исцеление сына в ваших руках. Зачем вы у убогой вдовы украли вола, которого тайно убили и съели? Вот возвратите ей другого, живого вола, – и сын ваш выздоровеет». Услышав это, родители бесновавшегося отрока ужаснулись, исповедали перед святым свое злое дело и с клятвою обещали вознаградить вдову за украденное ими. Тогда святой помолился, исцелил отрока и отпустил их с миром. После этого они с радостию возвратились домой и в тот же час отдали вдове своего живого вола, взамен украденного. Итак, из этого повествования становится ясным, что несчастия главным образом постигают нас, как наказание за наши грехи, а затем открывается и та истина, что для избавления от несчастий мы прежде всего должны подумать о своих грехах и об исправлении нашей жизни. Что сказал Аммон родителям несчастного сына? – «В ваших руках болезнь и исцеление отрока. Загладьте добром злое дело, которое вы сделали, и исцелеет сын ваш». И чем кончилось? Едва лишь чистосердечно сознали родители свой грех , тотчас же и выздоровел отрок их. Памяти Соловецкого схимонаха Зосимы (23 июня 1855) О. Зосима никогда не брал ни копейки из братской кружки, что приходилось ему на долю для мелких расходов: на свечи, просфоры и т. п. Даже в руки он не брал денег. Раз был такой случай. Строитель Голгофо-Распятского скита, около которого трудился тогда на ловле старец, желал испытать нестяжание Зосимы. С этою целью он велел взять и разбросать горсть серебряных и медных монет по тропинке, по которой о. Зосиме нужно было пройти в скит на всенощное бдение на праздник. Увидав деньги, о. Зосима, почитая это за искушение от лукавого, бросился с тропинки и завяз в болоте. Тогда вышли из скрытого места двое наблюдателей, вывели старца из трясины и рассказали ему, в чем дело. «Не знал я этого, – сказал им на это простодушный Зосима, – иначе побросал бы деньги в болото». Какой это урок нестяжания нынешним людям, которые ради наживы готовы опуститься в какую угодно трясину лжи и обмана, не то что свернуть с узкой и тесной тропы в Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Наружное поведение инока, по понятию старца, должно быть такое: ходить руки держа на персях; при встрече один другому должен кланяться в пояс лице иметь умиленное, глаза приветливые, речь ласковую, любовь по Бозе нелицемерную, послушание одному к другому безпрекословное; приниматься за дело всегда с благословения старшаго, а при ошибке какой либо от нерадения, просить прощения и стараться исправиться. Скитяне, желавшие жития еще более безмолвного, по благословению о. Иова, уходили в пустынные кельи. Старец имел их под своим руководством, часто посещал их, побуждал к пустынным подвигам и давал рукоделие. По дару прозорливости, он иногда обличал пустынножителей в погрешностях прежде, чем они каялись ему. Вспомнив однажды, что Господь наш Иисус Христос , умыв на Тайной вечери ноги Своих учеников, сказал им «и вы творите такожде» ( Ин. 13, 15 ), о. Иов начал с горьким рыданием укорять себя: «окаянный, как высоко возведен ты! имеешь сугубый сан священнический и строительский, а нет у тебя смирения в подражание Христу Спасителю». С этого времени он стал посещать больных, сам служил им, обмывал и обвязывал своими руками раны их, у иных больныя части мазалъ св. елеем, и нередко исцелял их. Этого подвига любви и заботливости о ближних не оставлял он до самой кончины своей. В 1710 году старец Иов был вызван Соловецким настоятелем, архимандритом Фирсом, в обитель, и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в схиму с именем Иисуса, в память Иисуса Навина, израильского вождя. Иеросхимонах Иисус нередко удалялся на безмолвие в пустынные места, а еще чаще ходил к пустынножителям для духовной беседы, поручая в свое отсутствие смотрение за скитом своим ученикам, схимонаху Матфею и монаху Макарию. Так, в одно время, именно 18-го июня, в среду, старец восхотел посетить одного уважаемого им пустынника, иеродиакона Паисия, жившего от Анзерского скита в 6-ти верстах, при высокой горе, называемой ныне Голгофою, прославленной пребыванием на ней преподобного Елеазара. После беседы строитель пожелал пробыть с пустынножителем несколько времени, и о. Паисий дал ему особую келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря, расположен в сев.-зап. части Анзерского о-ва, одного из островов Соловецкого архипелага, в Белом м. (Архангельская обл.). Основным источником по начальному периоду А. Г.-Р. с. служит житие основателя скита прп. Иисуса Анзерского (в мантии Иова). Будучи в миру духовником Петра I Алексеевича и его семьи, преподобный был оклеветан и по царскому приказу 3 апр. 1701 г. принял постриг в Соловецком мон-ре. В 1702 г. по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) мон. Иов переселился на Анзерский о-в в Свято-Троицкий скит (см. Анзерский Елеазаров скит ) и в 1706 г. был назначен его строителем. В 1710 г. он принял схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. По преданию, 18 июня 1712 г. прп. Иисусу в тонком сне явилась Пресв. Богородица с прп. Елеазаром Анзерским , Которая благословила подвижника основать в 5 верстах от Троицкого скита на горе новую обитель с храмом в честь Распятия Господня. Матерь Божия предсказала прп. Иисусу, что гора станет «второй Голгофой», где пострадают за Христа многие мученики. С этого времени началась подготовка к созданию нового скита вблизи горы Голгофы, тогда же получившей свое название. Грамотой от 15 июля 1713 г. архиеп. Холмогорский Варнава (Волатковский) благословил устройство скита, а также строительство на горе каменного храма в честь Распятия Господня и каменного храма в честь Успения Божией Матери под горой, но из-за недостатка средств храмы возведены не были. 15 мая 1715 г. архим. Фирсом была освящена деревянная ц. в честь Распятия Господня с 8-гранной главой, колокольней, папертью и трапезной. В период устройства скита пожертвования в него делали имп. Петр I, царевна Мария Алексеевна, царица Параскева Феодоровна (вдова царя Иоанна V Алексеевича ), кн. А. Д. Меншиков. Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/115450.html

С самого дня погребения, усердствующие во множестве начали отправлять на могиле его паннихиды; так что чрез несколько времени, усердием учеников блаженного старца, над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик Преподобного. По смерти блаженного старца все дела о дальнейшем устроении Голгофо-Распятского скита приняли другой ход. Анзерский строитель объявил, будто покойный приказывал духовному отцу при кончине своей, чтобы оставленныя им деньги, равно и заготовленные материалы, отдать в Анзерский скит на сооружение придельной теплой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Хотя деньги и были употреблены по желанию строителя, но выстроенный придельный храм вскоре сгорел со всею ризницею и имуществом. Ученики старца, не видя себе ни откуда защиты, в 1721 году вынуждены были выйти из скита в Соловецкий монастырь и Анзерский скит. На Голгофе остались только два любителя безмолвия – иноки Геннадий и Сергий. От этих последних обитателей скита начальством Соловецкого монастыря отобрано скитское и церковное имущество и передано в Анзерский скит. Наконец, указом Святейшаго Синода, от 23-го июля 1723 года (за 496), Голгофо-Распятский скит, как малолюдный, соединен с Анзерским Троицким скитом. Но гора «Голгофа» – священное место, прославленное явлением Пресвятой Богородицы, не осталось пустым. Иноки, любители пустынной жизни, один по другом, а иногда по два, по три и более, не переставали обитать в упадшем на время ските. В 1764 году, при учреждении духовных штатов, Голгофо-Распятский скит приписан к Соловецкому монастырю, и с этого времени Соловецкие настоятели взяли скит в свое попечение. В 1768 году, по указу Святейшаго Синода, были возвращены в Распятский скит все вывезенныя из него и хранившияся в Архангельске, в архиерейском доме, драгоценные вещи, большею частию дары царственных особ прежнего времени, Евангелие, потиры, кадила, облачения и проч. До 1826 года в Голгофо-Распятском ските жили Соловецкие иноки, искавшие особенной строгости жизни, безмолвия и отшельничества. Деревянный храм, построенный Иисусом, пришел в совершенную ветхость. Но в 1826 году скит приведен в благоустройство тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея. С разрешения Святейшаго Синода, в Голгофском ските выстроена и освящена 13-го сентября 1830 года новая каменная церковь Распятия Господа Иисуса Христа и при ней теплый придел Успения Пресвятой Богородицы. В этом приделе, на левой стороне, находится гробница блаженного старца, иеросхимонаха Иисуса. Деревянная церковь , выстроенная им, перенесена под гору, на то место, где было первое явление Пресвятой Богородицы блаженному старцу, т. е. на место кельи пустынножителя, иеродиакона Паисия. С этого времени постоянно назначается в ските Иеромонах из Соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведение иноков; последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержной и безмолвной жизни, по собственному желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010