18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях И. и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиак. Паисия, к-рый подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы прп. Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресв. Богородица и прп. Елеазар Анзерский. Пресв. Дева повелела прп. Иисусу вместе с учениками схим. Матфием и мон. Макарием основать на горе, к-рую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Др. голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиак. Паисию, к-рый вырезал на кресте, изготовленном прп. Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресв. Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упраздненный скит стал местом гибели мн. мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. прп. Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили ее св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресв. Богородице. Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) В 1713 г. прп. Иисус и мон. Макарий были у холмогорского архиеп. Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство 2 каменных церквей: на горе - в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресв. Богородица,- в честь Успения Божией Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору - Голгофа. 18 сент. 1714 г. святой просил у архиеп. Варнавы разрешение вместо 2 храмов поставить небольшую деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия. 15 мая 1715 г. по указу царевны Марии Алексеевны соловецкому архим. Фирсу построенная на Голгофе церковь была освящена в честь Страстей Господних. Под горой, у бывш. кельи иеродиак. Паисия, пустынники определили место для скитского кладбища. Первые и самые значительные вклады в строящийся Голгофо-Распятский скит поступили от членов царского дома: Петр I повелел ежегодно отпускать из архангельских гос. магазинов хлеб для братии, царица Параскева Феодоровна, вдова царя Иоанна V Алексеевича , пожаловала на строительство церкви 100 р., царевна Мария Алексеевна пожертвовала церковную утварь, облачения и книги, а также образ-мощевик Успения Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными полями и напрестольный сребропозлащенный крест со св. мощами.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм Распятия Господня на вершине Соловецкого архипелага готовится к освящению 22.08.2008 Уникальная церковь Распятия Господня на самой высокой точке Соловецкого архипелага - горе Голгофе на острове Анзер - готовится к великому освящению после восстановления - в пятницу вечером в Голгофо-Распятский скит прибывают почетные гости и паломники, сообщил представитель Соловецкого монастыря. Освящение храма состоится утром 23 августа, в день памяти новомучеников и исповедников Соловецких, а накануне участники торжеств смогут присутствовать на всенощном бдении в Голгофо-Распятском скиту. " Анзер на 49 лет передан Церкви, и Церковь сегодня показывает пример органического подхода к восстановлению святыни, монастырской жизни и реставрации памятника истории. Храм Распятия Господня был восстановлен за несколько лет усилиями монастыря, с помощью благотворителей " , - сказал викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий. По его словам, пока это еще небольшой масштаб, по сравнению со всем Соловецким архипелагом, но именно анзерский вариант комплексного восстановления святыни " как духовного, культурного и исторического места " , он считает " самым оптимальным " . Епископ отметил, что в этом отдаленном скиту, который с ноября по апрель не имеет сообщения с материком и другими островами архипелага, ведется очень строгая аскетическая жизнь, ежедневно совершаются молитвы и богослужения, но одновременно ведется прием паломников и туристов, желающих узнать историю этого места и прикоснуться к святыням. По словам владыки, Русская Голгофа на Соловецком Анзере, ставшая в ХХ веке всемирно известным символом страданий русского народа, сегодня обретает особое значение всероссийского мемориала. Отныне на Анзере всегда будет возноситься молитва " за многострадальное Отечество " . Символично, что великое освящение восстановленного скита совершит патриарший викарий архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, возглавлявший отпевание Александра Солженицына. Память автора " Архипелага ГУЛАГа " , по словам представителей Церкви, будет всегда сохраняться в Соловецком монастыре.

http://drevo-info.ru/news/5412.html

Прежний деревянный храм был перенесен к подножию горы на место, где явилась преподобному Иову Пресвятая Богородица. В 1835 году храм освящен в честь Воскресения Христова. У стен его было устроено кладбище. После возобновления скитской жизни устав был менее строгий, чем в прежние времена. Братии разрешалось по благословению вкушать рыбу и растительное масло. Келейные и соборные молитвы, а также богослужения в храмах совершались непрестанно. Иноками попеременно день и ночь читалась Псалтирь о всех православных христианах, живых и усопших. Количество насельников скита не превышало двадцати человек. Известно, что в 1880 году в скиту находилось восемнадцать человек братии: три иеромонаха, иеродиакон, монахи и послушники. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения . Заключенные здесь подвергались бесчеловечным издевательствам. Среди узников были православные священники и архиереи. 7 февраля 1929 года, у алтаря храма в честь Распятия Господня, скончался от тифа священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский. Скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника, но реставрация не проводилась. 1 июля 1994 года, в день явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову, архимандрит Иосиф и братия Соловецкого монастыря совершили Всенощное бдение, а на следующий день - Божественную литургию в храме Распятия Господня – впервые после возобновления монастыря. 3 июля 1994 года у подножия горы Голгофы был воздвигнут поклонный крест в память о всех пострадавших православных иерархах. В июне 1999 года рабочая группа при Синодальной комиссии по канонизации святых установила место захоронения священномученика Петра (Зверева) , архиепископа Воронежского, и обнаружила групповые захоронения периода Соловецкого лагеря. На месте погребений была отслужена панихида и поставлены могильные кресты. Честные мощи священномученика Петра (Зверева) были обретены 17 июня 1999 года за алтарем церкви Воскресения Христова и вскоре перенесены в Соловецкую обитель. Ныне мощи священномученика Петра находятся в монастырской церкви святителя Филиппа, митрополита Московского.

http://drevo-info.ru/articles/1461.html

Анзерские колокола, по местному преданию, монахи не отдали и утопили в озере. Спустя 80 лет благотворители организовали экспедицию по поиску колоколов. Современные приборы смогли обнаружить и прощупать два колокола в ближайшем к скиту озере Банном. Но там же поисковой группой были обнаружены и человеческие останки. И чтобы не их тревожить, монастырь принял решение не поднимать колокола со дна озера, а изготовить новые. Отлитые колокола были доставлены на остров Анзер еще в 2006 году, но их поднятие на колокольню стало возможным лишь сейчас. Вес звонов – от пяти до пятисот килограммов, весь набор называется «Архангельский». Как подчеркнул скитоначальник Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий (Стручалин), это название несет глубокий смысл. Предназначение колокола – созывать людей на молитву. Но это еще и образ трубы архангельской, глас которой раздастся во Второе пришествие Христово, напомнил священник. На самом большом, 500-килограммовом колоколе отлиты образы Распятия Господня и архистратига Михаила, а также есть надпись: «Во славу триипостасного Бога с верой в возрождение России». Церковь Распятия Господня на острове АнзерПосле упразднения Соловецкого лагеря церковь Распятия Господня пребывала в запустении, на ней не было куполов, в крыше зияла дыра. Ныне она восстановлена из руин, реставрационные работы внутри храма продолжаются, в будущем году планируется его великое освящение. В возобновленном восемь лет назад Голгофо-Распятском скиту находятся всего пятеро монахов. В Свято-Троицком скиту, расположенном также на острове Анзер, живет еще один насельник. Согласно строгому уставу иноки не употребляют молочной и мясной пищи на протяжении всего года. Электричество на острове подается от генератора, но используется в крайне умеренных количествах. С ноября по апрель сообщение не только с материком, но и с другими островами Соловецкого архипелага прекращается, и шестеро скитян на Анзере полгода не будут иметь связи с внешним миром.  В теплое время года в скитах работают трудники, остров могут посещать организованные группы паломников.

http://pravoslavie.ru/24438.html

Дорога на Анзер началась с пешего перехода через Большой Соловецкий остров к Долгой бухте, в которой стояли наши катера. Море было неспокойное, так что катер слегка качало, впрочем, довольно приятно, закроешь глаза – как будто в люльке тебя укачивают. Наконец, приплыли на остров. Наш маршрут пролегал через два знаменитых Анзерских скита – Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский. Всего предстояло пройти километров девять по лесной дороге. Лес на Анзере совершенно замечательный, абсолютно нетронутый, со старых елок свисает мох, идешь как в сказке, вся земля покрыта толстым слоем мха, можно спать прямо на нем – не надо никакой постели, настолько он мягкий и теплый. Очень много черники, у озер растет морошка и клюква. Наш экскурсовод Настя сказала, что на островах водятся разные мелкие звери, зайцы, белки, из хищников только лисы, одну из них мы видели по дороге. Свято-Троицкий скит Свято-Троицкий скит – первый скит на Анзере, основанный преподобным Елеазаром Анзерским. В лагерные годы в нем была одна из так называемых “командировок”, то есть временных мест пребывания заключенных в Соловецком лагере. В Троицкой командировке некоторое время находился священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский. На фотографии видно, что храм и братский корпус соединены в одно здание. Это довольно характерно для соловецких построек, так как здания строились так, чтобы зимой как можно меньше выходить на улицу, беречь тепло, кроме того, храм закрывает братский корпус от холодных ветров. После закрытия лагеря скит долгое время стоял пустой, здания без ремонта ветшали, и в 1996 году в скиту обвалилась колокольня. Сейчас скит пытаются восстанавливать, храм был заново освящен, но до сих пор в скиту никто не живет. В скиту мы немного перекусили, зашли в храм и отправились дальше, снова по лесной дороге. Дорога одна, та самая, по которой ходил преподобный Иов Анзерский, основатель Голгофо-Распятского скита, по ней же гнали заключенных, и кто знает, не лежат ли чьи-то кости вдоль дороги под мягким мхом?

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

Готовится к освящению храм Распятия Господня на Соловках 22 августа 2008 г. 13:17 Уникальная церковь Распятия Господня на самой высокой точке Соловецкого архипелага — горе Голгофе на острове Анзер — готовится к великому освящению после восстановления. В пятницу вечером в Голгофо-Распятский скит прибывают почетные гости и паломники, сообщил РИА «Новости» представитель Соловецкого монастыря. Освящение храма состоится утром 23 августа, в день памяти новомучеников и исповедников Соловецких, а накануне участники торжеств смогут присутствовать на Всенощном бдении в Голгофо-Распятском скиту. «Анзер на 49 лет передан Церкви, и Церковь сегодня показывает пример органического подхода к восстановлению святыни, монастырской жизни и реставрации памятника истории. Храм Распятия Господня был восстановлен за несколько лет усилиями монастыря, с помощью благотворителей», — сказал РИА «Новости» епископ Бронницкий Амвросий . По его словам, пока это еще небольшой масштаб, по сравнению со всем Соловецким архипелагом, но именно анзерский вариант комплексного восстановления святыни «как духовного, культурного и исторического места», он считает «самым оптимальным». Епископ отметил, что в этом отдаленном скиту, который с ноября по апрель не имеет сообщения с материком и другими островами архипелага, ведется очень строгая аскетическая жизнь, ежедневно совершаются молитвы и богослужения, но одновременно ведется прием паломников и туристов, желающих узнать историю этого места и прикоснуться к святыням. По словам собеседника агентства, Русская Голгофа на Соловецком Анзере, ставшая в ХХ веке всемирно известным символом страдания русского народа, сегодня обретает особое значение всероссийского мемориала. Отныне на Анзере всегда будет возноситься молитва «за многострадальное Отечество». Символично, что великое освящение восстановленного скита совершит архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , возглавлявший отпевание Александра Солженицына. Память автора «Архипелага ГУЛАГа», по словам представителей Церкви, будет всегда сохраняться в Соловецком монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/450494.htm...

Крайние точки: мыс Кеньга — западная мыс Колгуев — восточная мыс Вербокольский — северная мыс Капельский — южная На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVII веке преподобный Елеазар Анзерский по благословению соловецкого игумена Иринарха основал Свято-Троицкий скит. В 1620 году на деньги матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы в скиту была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила 31 июля 1633 года царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное а в 1638 году отдал скит под охрану сумского В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра). В 1714 году им была построена первая деревянная церковь в память о Распятии Христовом. В 1856 году при архимандрите Досифее она была заменена каменным храмом, а деревянную церковь перенесли на вершину горы и заново освятили в 1865 В период Соловецкого ГУЛага анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений монастыря — на острове было организовано шестое особое отделение лагеря. В настоящее время возобновлена деятельность Голгофо-Распятского скита.         Большая Муксалма — 17 км² Малая Муксалма — 0,57 км² Большой Заяцкий остров — 1,25 км² Малый Заяцкий остров — 1,02 км² В архипелаг входит также более 100 малых островков. Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности. Посещение этой зоны запрещено.             Преподобный Елеазар Анзерский. Житие     Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался разсадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни.

http://isihazm.ru/?id=598

Схим. Иисусом в скиту был введен строгий общежительный устав, предполагавший отсутствие у насельников личного имущества, общую трапезу с употреблением лишь овощей и постного масла. Помимо общего иноческого правила каждый насельник в келье читал по 5 кафизм из Псалтири с 500 Иисусовыми молитвами и 300 поклонами. Женщины в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел., кроме пустынников, подвизавшихся в уединенных кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение. После кончины прп. Иисуса ( 6 марта 1720) в 1721 г. его ученики, за исключением иноков Геннадия и Сергия, переселились в Соловецкий мон-рь и Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. А. Г.-Р. с. был объединен с Троицким скитом, в 1764 г. приписан к Соловецкому мон-рю и с этого времени находился под управлением соловецких настоятелей. Несмотря на то что в 1768 г. указом Святейшего Синода в А. Г.-Р. с. была возвращена вывезенная ранее в Архангельск богослужебная утварь, в кон. XVIII - нач. XIX в. скит находился в запустении. «Ведомость о монастырях» 1781 г. сообщает, что в скиту никто не живет и «монашеские самые малые кельи прогнили и развалились». До 1826 г. здесь изредка подвизались соловецкие отшельники: в 1817-1819 гг. жил старец Феофан, оставивший скит после нападения разбойников. В 1768 г. Академия наук вела переговоры с Соловецким мон-рем об устройстве на горе Голгофе обсерватории. В 1825-1836 гг. трудами архим. Досифея (Немчинова) А. Г.-Р. с. был существенно благоустроен, благодаря чему увеличилось число паломников. В 1828 г. на горе Голгофе была проложена дорога, в 1831 г. построена первая гостиница. 13 сент. 1830 г. архим. Досифеем была освящена новая каменная 2-ярусная 5-главая ц. в честь Распятия Господа и при ней теплый придел в честь Успения Божией Матери, где почивали мощи прп. Иисуса. Деревянный Распятский храм, выстроенный схим. Иисусом, был перенесен к подножию горы и освящен в 1835 г. в честь Воскресения Христова. В архитектурный ансамбль скита вошли также 2-этажный каменный корпус, хозяйственные постройки, трапезная и поварня. В кон. 20-х гг. XIX в. архим. Досифей возобновил скитский устав схим. Иисуса с тем лишь отличием, что братии разрешалось вкушение рыбы в праздничные дни, т. к., по словам архим. Досифея, «ныне иноки до зела ослабели и никто не хочет без сладостныя пищи в ските жительствовати». В теплом Успенском приделе у гробницы основателя скита было возобновлено непрерывное чтение псалтири, к-рое поручалось 6 инокам, «никаким другим послушанием не занятым».

http://pravenc.ru/text/115450.html

Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе, Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе, преп. Елеазара в одноименной пустыни. Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пустыни, на Братском кладбище, в посёлках на Летнем берегу – «Золотице» и «Пушлохте». 1712 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713 г. По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715 г. На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827 г. Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831 гг. На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Освящение храма Распятия Господня на Соловках откладывается из-за непогоды 23 августа 2008 г. 20:05 Великое освящение церкви Распятия Господня на горе Голгофе на острове Анзер (самой высокой точке Соловецкого архипелага) откладывается из-за погодных условий, второй день не позволяющих аэропорту Соловков принимать самолеты, передает корреспондент РИА «Новости». Торжества в Голгофо-Распятском скиту на Анзере должны были начаться еще накануне вечером — архиерейским богослужением, а в субботу в 9.00 предполагалось освятить восстановленный храм Распятия Господня и совершить в нем Божественную литургию и молебен новомученникам и исповедникам Соловецким. Однако местный аэропорт с пятницы закрыт из-за низкой облачности и тумана. Ни архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , викарий Московской епархии , который должен возглавить торжества, ни почетные гости, ни паломники, ни журналисты не могут добраться до островом. Авиарейсы на Соловки час разных городов переносятся час за часом. По словам жителей Соловков, ожидающих вылета домой в аэропорту Архангельска, такие погодные условия для архипелага не редкость. «В прежние времена бывало, и по три недели сидели», — отметила одна из пассажирок. Тем не менее, богослужения и молитвы на Соловках не прекращаются даже ночью. Соловецкие острова расположены в Белом море в 160 километрах от Северного полярного круга. В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали это пустынное место для молитвенного уединения и положили начало Соловецкому монастырю. Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был основан преподобным Иовом по благословению архиепископа Варнавы в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Жизнь в анзерском скиту отличалась особым аскетизмом. Иноки не употребляли в пищу не только мясо и молоко, но и рыбу, даже в праздничные дни.

http://patriarchia.ru/db/text/451055.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010