Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж 10 августа 2009 г. 16:55 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, перенесены из Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в Алексиево-Акатов женский монастырь города Воронежа. Перенесение святыни совпало с 80-летием со дня преставления священномученика и 10-летием обретения его честных мощей. Этому событию предшествовало обращение митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с ходатайством о передаче святыни, поддержанное подписями около 27 000 верующих епархии, собранными после одного из воскресных богослужений. Мощи (за исключением честной главы, которая, по резолюции Его Святейшества остается на Соловках) были доставлены вечером 9 августа в Воронеж официальной делегацией Воронежской и Борисоглебской епархии во главе с митрополитом Сергием. Духовенство, а также многочисленные паломники с Воронежской земли пробыли на Соловецких островах пять дней и посетили не только Спасо-Преображенский монастырь, но и скиты, расположенные на Соловецком архипелаге. Прежде всего, остров Анзер, где в Голгофо-Распятском скиту завершился земной путь прославленного в 2000 году на Архиерейском Соборе воронежского архипастыря Петра (Зверева). 9 августа митрополит Сергий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, за которой состоялась передача мощей. После богослужения крестным ходом святыня была доставлена в аэропорт. Вечером этого же дня несколько тысяч людей встречали мощи владыки Петра в Алексиево-Акатовом монастыре. Торжества по случаю перенесения мощей начались молебном с акафистом перед часовней, освященной в честь новомучеников Воронежских, куда был поставлен ковчег со святыней. Затем было совершено всенощное бдение по афонскому уставу в память о том, что архиепископ Петр, возглавляя Воронежскую кафедру, совершал богослужения именно по уставу обителей Святой Горы. Утром митрополит Воронежский Сергий в сослужении всего духовенства епархии совершил Божественную литургию. День празднования перенесения мощей выпал на день памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Именно «Путеводительница» была келейной иконой святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. «Сегодня на Воронежской земле Пасха Христова. Сегодня мы празднуем возвращение святителя Петра, архипастыря Воронежского, домой. Я поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры с нынешней Пасхальной радостью. Желаю всем помощи Божией, здоровья, счастья, и чтобы мы все чувствовали локоть и помощь святителя Петра», — сказал владыка Сергий в архипастырском слове. Воронежская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/716886.htm...

Что значат для России Соловки 26 августа 2014 г. 13:46 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 23 августа 2014 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Несколько дней назад, в связи с престольным праздником Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь . Его Святейшество совершил богослужения в самом монастыре  и в Голгофо-Распятском Анзерском скиту , посетил монастырские объекты, которые сейчас восстанавливаются, и провел совещание по восстановлению и развитию монастыря и всего Соловецкого архипелага с участием вице-премьера России Ольги Юрьевны Голодец, трех федеральных министров, губернатора Архангельской области Игоря Анатольевича Орлова, множества представителей органов власти, как федеральных, так и региональных. Обсуждались вопросы поиска средств и тех технически оптимальных решений, которые помогли бы восстановить качественно и в кратчайшие сроки здания монастыря, скиты и все объекты социального, гражданского значения, которые сегодня находятся на Соловецком архипелаге. Некоторые сегодня спрашивают: «Почему такое внимание к Соловкам? Не лучше ли направить государственные средства и всевозможные усилия понемногу в разные места, не выделяя какое-то одно место, какой-то один исторический памятник?». Так, наверное, рассуждают те, кто не понимает значения для нашей страны этого места, как и других выдающихся религиозно-исторических мест. Соловецкий монастырь — это памятник вере и духу нашего народа. Это место связано с необычайными человеческими усилиями, которые сделали возможным в очень непростых условиях — природных, политических, экономических — создать настоящую жемчужину русского северного монашества. Это место, в которое многие поколения иноков притягивали множество паломников своей силой, своим подвигом, своей верой, а самое главное, Божией силой, исцеляющей и преображающей.

http://patriarchia.ru/db/text/3710342.ht...

Архангельские поисковики обнаружили место затопления части соловецких колоколов Архангельск, 18 октября 2006 г . Участники подводно-поисковой экспедиции обнаружили на дне озера Банное (акватория Белого моря) пропавшие в 1920-е годы колокола Анзерского скита Соловецкого монастыря, сообщает " Интерфакс-Религия " . Как сообщили " Интерфаксу " в штабе экспедиции, " с помощью современных приборов под толщей озерной воды и донных отложений были обнаружены так называемые " материальные объекты " из предметов монашеского быта, а также один из колоколов " . " Часть находок мы извлекли, а когда попытались поднять колокол, выяснилось, что рядом, на дне озера, покоятся останки людей. Возможно, это были тела монахов, возможно, заключенных Соловецкого лагеря. Так или иначе, но дальнейшие работы было решено прекратить " , – сказал собеседник агентства. Однако члены экспедиции решили вернуть анзерские колокола на звонницу местного скита, организовав сбор средств на отлив новых колоколов. В сентябре на Воронежском заводе им. Анисимова мастера отлили десять колоколов, на каждом из которых присутствует слово " Архангельский " . На днях колокола были переданы в дар Голгофо-Распятскому храму. В следующем году подводная экспедиция намерена продолжить в Белом море поиск соловецких колоколов. По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять - в Троицком скиту, восемь – на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы – каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола – 50 штук – исчезли при чрезвычайно таинственных обстоятельствах в начале двадцатых годов прошлого века. Некоторые документы утверждают, что, когда колокола пытались вывезти на материк, во время шторма их поглотило Белое море. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов.

http://pravoslavie.ru/18905.html

Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество. Голгофо-Распятский скит. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      " В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому " , — говорит архимандрит Порфирий. Три образа монашеской жизни В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав. Однако в летнее время братия жертвует сложившимся распорядком. Делается это для того, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. Для паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами. Они помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу и оказать первую помощь. Убедившись, что все в порядке, жители острова стараются вернуться к уединению и не вступать в общение с приезжими. Свято-Троицкий скит. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Отшельничество считается высшим образцом монашеского совершенства после общежительного монастыря и скита. Развивать скитский и отшельнический образ жизни невозможно, например, в условиях города. " Если посмотреть историю всех современных монастырей, то изначально это была пустыня, это был лес. Туда приходил отшельник, вокруг него собирались люди, это место постепенно превращалось в общежительный монастырь, вокруг него возникал посад " , — говорит настоятель Соловецкого монастыря.

http://pravoslavie.ru/105737.html

Толковый словарь: Пост: неядение людей. Не-любовь – это самое страшное невоздержание. Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Читающий монах в белой рясе. Ж.-Б.-К. Коро. 1857//Фома. - – апрель 2014. – С.44. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.45. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Пункт назначения – «Голгофа» . 5 апреля Церковь празднует память священномученика Владимира Введенского. Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – апрель 2014. – С.46-47. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Владимир родился 23 июня 1869 года в городке Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Федора Петровича Введенского. В 1883 году окончил духовное училище, в 1889-м – Владимирскую духовную семинарию. 20 февраля 1891 года обвенчался с девицей Софией, дочерью почившего в январе того же года священника храма Рождества Христова в селе Лежнево в то время Владимирской, а ныне Ивановской области. Впоследствии у них с женой родилось семеро детей. В марте 1891 года Владимир Федорович был рукоположен во священника ко храму, в котором ранее служил его тесть. В дальнейшем был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем этого храма. В 1925 году местные власти лишили священника, его супругу и их детей избирательных прав. 4 февраля 1930 года отец Владимир был арестован и обвинен в антисоветской деятельности. Его       имущество было переписано. Семье запретили передавать или продавать его кому-либо. Священнику было предложено примкнуть к обновленцам. Он ответил отказом. 6 февраля отца Владимира перевели в шуйскую тюрьму, через неделю он был приговорен к трем годам заключения в концлагере. Семья осталась без средств существования, детей отправили на лесозаготовки, в просьбе восстановить их в правах, было отказано. 30 марта 1930 года протоиерей Владимир с очередным этапом прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения. Не смотря на свой преклонный возраст, он выполнял порученную ему работу и через год, уже тяжело больным и истощенным, был отправлен на остров Анзер. Там в связи с плохим состоянием здоровья был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту. Там протоиерей Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 года. Погребен на кладбище у храма Воскресения Христова на острове Анзер. Мощи священномученика Владимира были обретены 11 июня 2000 и находятся в Свято-Введенском женском монастыре Ивановской епархии.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-132-...

6 февраля 1930 года власти перевели отца Владимира в шуйскую тюрьму. Вместе с ним был арестован причт храма, члены церковного совета и монахини, несшие в храме послушание алтарниц и псаломщиц. 11 февраля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что антисоветская группа в Лежневе вела " антисоветскую агитацию и пропаганду, направленную к срыву проводимых мероприятий и возбуждению крестьян и рабочих Лежневского района против советской власти. Группа спаяна на почве единства религиозных воззрений и общности политических интересов... Встречаясь в церкви после молений под видом решения церковных дел, разрешали вопросы антисоветского характера " . 15 февраля тройка ОГПУ приговорила отца Владимира к трем годам заключения в концлагере. 30 марта священник прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения . Здесь он работал дневальным, сушильщиком белья, сборщиком утильсырья. Начальник командировки писал в характеристике на него: " Трудолюбивый и исполнительный работник, несмотря на свой преклонный возраст. Дисциплинирован и вежлив. Взысканиям и вообще замечаниям не подвергался. В культурной работе не участвует, как служитель культа " . Оставшиеся дома жена и четверо детей, как лишенные всех гражданских прав, были лишены и средств к существованию, несмотря на их обращения к властям, в гражданских правах они не были восстановлены. 5 марта 1931 года администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика на отца Владимира, в которой о нем говорилось как об антисоветски настроенном человеке. 13 марта при амбулаторном обследовании священнику был поставлен диагноз: " Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость " . В это время он находился в 4-м лагере на острове Анзер на командировке " Голгофа " . 26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья священник был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту . Священник Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 года в половине восьмого вечера и 5 апреля был погребен на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер.

http://drevo-info.ru/articles/13674514.h...

Патриарха Кирилла перед началом богослужения у ворот монастыря встречали несколько сотен паломников. Братия обители устлала дорожку к Преображенскому собору ковром из листьев папоротника, травы и цветов. Во время вечернего богослужения Патриарх лично раздавал верующим маленькие бумажные иконы святых Зосимы и Савватия Соловецких, память которых отмечается в пятницу. Мы в долгу у тех, кто был верен Христу до самой смерти Во время своего визита Патриарх особо подчеркивал, что здания монастыря должны быть как можно быстрее отреставрированы и переданы Церкви, что обитель должна иметь особый статус. По словам Патриарха, и государство, и бизнес-круги, и простые граждане должны принять участие в деле восстановления Соловков, ведь «все мы в долгу у тех, кто здесь был верен Христу до самой смерти». «Я надеюсь, что с помощью Божией, при участии всех заинтересованных сторон удастся как можно скорее восстановить монастырь и весь Соловецкий архипелаг. Соловки — это совершенно особое место и для нашего Отечества, и для всего мира», — сказал Патриарх Кирилл. 30 дней на Секирной горе Во время пребывания в Соловецком монастыре Патриарх узнал неизвестные факты биографии своего деда, репрессированного в 20-е годы, одного из первых узников Соловков. «Я обнаружил копии документов, которые говорят о том, что мой дед 30 дней провел в штрафном изоляторе на Секирной горе», — рассказал Патриарх Кирилл. Поводом для отправки В.Гундяева в штрафной изолятор было его участие в тайных богослужениях, которые в соловецких лесах совершало арестованное православное духовенство. Ссылка на «Секирку» стала для В.Гундяева наказанием за нарушение режима. При этом, как сообщил Патриарх Кирилл, его дед, находясь в изоляторе, был вынужден выполнять тяжелые работы. Патриарх отметил, что изолятор в бывшем Вознесенском скиту отличался крайне суровыми условиями содержания арестантов, и, по его словам, «это было Божие чудо, что дед остался жив». Пешком на Голгофу Также Патриарх совершил заупокойную литию на месте казни заключенных Соловецкого лагеря и молебен новомученикам, которые пострадали за веру от большевиков. В субботу утром он посетил Голгофо-Распятский скит на соловецком острове Анзер. В годы репрессий охранники Соловецкого лагеря называли этот скит «кровавой харчевней». Здесь располагался стационар, куда свозили больных тифом и нетрудоспособных заключенных.

http://pravmir.ru/patriarx-solovki-dolzh...

Об основателе Голгофо-Распятского скита, – преподобном Иове, — стоит рассказать поподробнее. В миру преподобный Иов звался Иван Иванов. Родился он в царствование царя Михаила Федоровича в благочестивой московской семье. Став священником, будущий подвижник вел жизнь почти монашескую, творил милостыню и, хотя всячески скрывал свои добрые дела, прославился ими на всю Москву. Слава о благочестии и строгой жизни отца Иоанна дошла до царя Петра, который определил его в духовники своим домочадцам. При дворе священник Иоанн также старался свое высокое положение использовать на благо ближнему. Однако, нашлись завистники, которые донесли царю, дескать, поп Иван Иванов исповедовал изменника Гришку Талицкого, а об измене не донес, сохраняя тайну исповеди. Петр разгневался и приказал сослать священника Иоанна в Соловецкий монастырь для пострижения в монахи. Это вполне отвечало желаниям отца Иоанна, поэтому он без огорчения покинул царский дворец. В Соловецком монастыре его постригли с именем Иов. В монастыре иеромонах Иов подвизался с ревностью, твердо желая во всем угождать Богу. Несмотря на свои довольно преклонные лета (ему было уже за пятьдесят) он со смирением исполнял все послушания наравне с молодыми монахами. Вскоре, в монастыре убедились в высоких духовных дарованиях отца Иова, его освободили от послушаний и позволили жить в келье уединенно. В это время выяснилось, что донос был ложным, царь Петр, посетив Соловки, встретился с Иовом и предлагал ему вернуться, но тот отказался, прося его оставить жить в обители. Желание уединения все больше овладевало Иовом и вскоре с позволения архимандрита он переселился на Анзер в Свято-Троицкий скит. В скиту преподобный Иов вел жизнь еще более строгую, старался всем служить, в особенности немощным и болящим. После кончины тогдашнего строителя скита архимандрит решил назначить на это место Иова, а через несколько лет после назначения Иова постригли в схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. В 1712 году старец Иисус посетил одного из анзерских пустынников – отца Паисия, жившего под высокой горой, той самой, которая сейчас называется Голгофой. Побеседовав с отцом Паисием, старец решил заночевать у него в отдельной келье. Именно тогда ему явилась Пресвятая Богородица, нарекшая гору второй Голгофой и повелевшая старцу основать на горе скит в честь Распятия Господа нашего Иисуса Христа. После этого старец стал хлопотать об устроении нового скита, что и было ему вскоре разрешено.

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

4 апреля 1927 года Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к десяти годам заключения в Соловецкий концлагерь. Келейник владыки архимандрит Иннокентий, арестованный вместе с ним, был приговорен к трем годам заключения на Соловках. «Господь к Себе призывает» Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Он работал сторожем – посменно с митрополитом Курским Назарием (Кирилловым). Потом, после освобождения архиепископа Прокопия (Титова), работавшего счетоводом на продовольственном складе, где трудилось одно духовенство (причина была простая – священники не воровали, что устраивало лагерное начальство), на его место был назначен архиепископ Петр. Жил он тут же, в помещении рядом со складом, в маленькой комнате, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым). В то время на Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов, и молитва за службами в храме стала огромным утешением для владыки. В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928–1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. В январе 1929 года заболел тифом и архиепископ Петр. Он был увезен в больницу, размещенную в бывшем Голгофо-Распятском скиту. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля , в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. В тот же день в семь часов вечера владыка скончался. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Этот подвижник ни под каким предлогом не оставлял храмовых богослужений, и в церкви никогда не садился. Не умея читать и писать, он питал свои ум и сердце Иисусовой молитвой, любил слушать жизнеописания святых и старался, по возможности, им подражать. Уважаемый старец Адам завершил свой земной путь в 1859 году, в возрасте 86 лет. В начале своего монашеского пути отец Адам имел наставником своего родного дядю – схимонаха Андрея († до 1873). Сведений об отце Андрее почти не сохранилось, но со всей вероятностью можно предполагать, что это был Божий угодник высокой духовной меры. Об этом свидетельствует и следующее о нем воспоминание. В последние минуты жизни сатана окружил одр сего старца, схимника Андрея, своим мерзким полчищем. Бесы, чтобы смутить И поколебать подвижника в уповании на милость Божию, дышали на него злобой и неистовством. «О, как их окаянных много набралось сюда!» – восклицал старец, видя келью наполненною темными посетителями. Но в то же время мужественный воин Христов сподобился и горней помощи – Божиего заступления. Страшные духи злобы тут же исчезли. «А, побежали, испугались Царицы Небесной!» – проговорил он с радостью. После этого дрожащим голосом блаженный старец сам себе пропел надгробную песнь: «Со святыми упокой… надгробное рыдание… » и, хваля Господа Бога, с победной песнью «Аллилуия» мирно испустил дух. Схимонахи Иларий и Матфей Невозможно не указать и на эти две светлые звезды соловецкого иноческого подвижничества. Первый из этих духоносных мужей происходил из духовного звания, то есть из священнического рода, и после многих послушаний провел не малое время в пустыни. Но потом он счел для себя полезным жить безмолвно в монастыре. Старец Иларий († до 1873) имел правилом не вкушать пищи в продолжение трех дней недели. Он хранил совершеннейшее безмолвие, скрывал свои подвиги от всех и знал только один Божий храм, который находился от его кельи в трех шагах. Второй, по пострижении в схиму, много лет жил в Голгофо–Распятском скиту, где неусыпно упражнялся в молитве и труде. Отец Матфей († до 1873) имел дар слез, и в ночное время его рыдание слышалось в соседних кельях. Подвижник никогда не оставлял церковного богослужения, и даже при сильных ветрах, иногда по глубокому снегу, ползком он пробирался к храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010