После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года, в Андреевском храме начали совершаться богослужения. В этом храме один раз в году, 13 июля, в праздник собора 12-ти апостолов, братия монастыря обязательно совершает Божественную литургию. В 2009 году завершилась его реставрация. 2. Голгофо-Распятский скит На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова Анзер, селились отшельники. 18 июня 1712 года совершилось чудесное событие. Преподобному Иову в тонком сне явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. В 1715 году с помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. К преподобному Иову начали собираться ученики, но после его смерти в 1720 году скит запустел. Возобновлен он был в начале XIX века. Были построены большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня, гостиница, двухэтажный братский корпус. После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году — в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы. В 2000 году монашеская жизнь в скиту была восстановлена. 24 августа 2008 года состоялось Великое освящение отреставрированного храма Распятия Господня.

http://pravmir.ru/solovki-10-skitov-i-pu...

В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен. Современное состояние [ править править код ] 3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского , скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года. 11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского . На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова . Тогда же, вместе с владыкой Петром , свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря - преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов) , иеромонах Никифор (Кучин) , монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов) . К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти. В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких , который отмечается 23 августа. В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В. З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии.

http://azbyka.ru/palomnik/Голгофо-Распят...

ПЕРВОЕ КЛЕЙМО Соловки. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости – многочисленным чином святых мучеников. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. В центре изображен сам монастырь со Спасо-Преображенским собором, построенным в середине XVI века. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято-Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для “штрафных”, обычно умиравших от невыносимых условий. На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Сооружение храма на значительной высоте было очень трудным делом, но старец Иисус выполнил благословение Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной Голгофой для тысяч православных людей. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. Это необычайно и потому, что на широте острова березы растут только карликовые, и это дерево является каким-то необычным исключением. Можно сказать, что Сам Господь воздвиг памятный крест анзерским мученикам, видя наше нерадение.

http://pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-...

Мир ти и всем». В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928–1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. Когда началась эпидемия, в Голгофо-Распятском скиту разместился госпиталь. За много лет до этого, 18 июня 1712 года, Матерь Божия, явившись монаху Иисусу, сказала: «На этом месте пусть будет сооружен скит во имя страданий Моего Сына. Пусть живут двенадцать иноков и будут все время поститься, кроме субботы и воскресенья. Придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий, как мухи». Впоследствии на этом месте было воздвигнуто два храма: каменный в честь Распятия Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы, где во время эпидемии тифа в эпоху гонений на Церковь , когда монастырь был превращен в концлагерь, разместился госпиталь, и деревянный, Воскресения Господня, под горой, где некоторое время помещался морг. В январе 1929 года архиепископ Петр заболел тифом и был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. У находившейся в заключении на Анзере монахини Арсении хранились в то время вещи архиепископа. Она неоднократно посылала владыке постри– гальную свитку, но всякий раз он отсылал ее обратно. 7 февраля ей сообщили, что кризис миновал и в болезни наступил перелом. Монахиня Арсения спросила: – А в чем он лежит? – В казенной короткой рубашке, – ответили ей. Тогда она послала владыке свитку, которую он хранил на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Паша потом говорила: «Люди молятся, ничего вокруг не замечая, а мы то и дело по сторонам смотрим». Да, смотрим, видим, собираем. Могу сказать, что вычитывать, считать количество молитв такое занятие, конечно, мешает. Но можно же смотреть на это как на благословение Божие и Его преподобных. Такое скорее запомнится, как и красота окружающей природы. Даже погода решила порадовать нас на месте явления преподобному Иову Матери Божией. Более 300 лет пролетело со времени явления, всё исполнилось, что предрекла Пречистая. Нам, когда мы уже пришли к ГолгофоРаспятскому скиту, рассказали и о препподобном Иове, и о храме Воскресения Христова, который стоит ниже величественного, как бы плывущего над этим местом храма Распятия. Храм теперь выглядит торжественным (он двухярусный, пятиглавый, отреставрированный), можно сказать, сияющим. Храм Воскресения скромнее. Ищу глазами незабудки, о которых писала мать Вероника в своей «Повести о жизни» (издательство «Даниловский Благовестник», Москва, 1997). Цветут! Только здесь. Нигде мы не встречали их, хотя влажных мест предостаточно в любом уголке любого острова. Незабудки здесь как живая память Анзерского чуда, которому более 300 лет. Хочется не храмы описывать, а то впечатление, которое они оставляют. Оба храма и – Воскресения, и Распятия удивительно иллюстрируют незыблемое единство в жизни Церкви и в жизни каждого христианина креста и воскресения. Одно без другого не бывает. Это подтвердили своим подвигом и многие новомученики соловецкие, здесь принявшие смерть. Здесь есть небольшое кладбище, здесь и знаменитая берёза, крестом раскинувшая свои ветви. Она стала как бы общим нерукотворным крестом всем новомученикам. Все кресты на Соловках были сожжены. СЛОН преуспел в увеличении числа мучеников и исповедников Российских. Их много, даже перечислить трудно, но одно имя особенно часто здесь вспоминается – это имя архиепископа Петра Воронежского. Его мощи здесь, как и мощи преподобного Иова. Местечко это, где Голгофо-Распятский скит, исключительное. Сравнить его можно лишь с Секирной горой, где Вознесенский скит, но здесь, на Анзере, мне показалось, больше света, больше разлито вокруг уверенности в победе над злом мира. Когда после поездки спрашивали нас: «Не было ли там ощущения тяжести, ведь нельзя же забыть все зверства, там творившиеся?», – хотелось сказать – нет. Нет, не горечь потерь (сколько здесь, не только на Анзере, но и на всех Соловецких островах погибло людей, да каких!), а скорее реальность Воскресения не одних их душ, но и многих в России здесь ощутимее. Конечно, надо не просто думать об этом, а менять жизнь, освобождая её от всего лишнего, наносного, суетного…

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Архиепископ Петр (Зверев) в ссылке (Перов, 1924). Фото: 6lihov.ru Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Он работал сторожем — посменно с митрополитом Курским Назарием (Кирилловым). Потом, после освобождения архиепископа Прокопия (Титова), работавшего счетоводом на продовольственном складе, где трудилось одно духовенство (причина была простая — священники не воровали, что устраивало лагерное начальство), на его место был назначен архиепископ Петр. Жил он тут же, в помещении рядом со складом, в маленькой комнате, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым). В то время на Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов, и молитва за службами в храме стала огромным утешением для владыки. В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928–1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. Голгофо-распятский скит на о.Анзер (Соловки). Фото: mospat.ru В январе 1929 года заболел тифом и архиепископ Петр. Он был увезен в больницу, размещенную в бывшем Голгофо-Распятском скиту. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Таин. В тот же день в семь часов вечера владыка скончался. Перед смертью он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». Погребение было назначено на воскресенье 10 февраля. Один из заключенных священников пошел к начальнику 6-го отделения просить разрешения устроить торжественные похороны почившему и поставить на могиле крест. Из кремля, еще когда владыка болел, прислали мантию и малый омофор. В мастерской хозяйственной части заказали сделать гроб и крест. Разрешение на участие в похоронах получили три священника и двое мирян, однако не позволено было торжественного совершения отпевания и погребения в облачении.

http://pravmir.ru/dostavim-emu-schaste-p...

Мир ти и всем» . В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа; из тысячи за­ключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928-1929 года умерло пятьсот человек. Осенью были вырыты большие братские могилы вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, и туда всю зиму складывали умерших, а сверху ямы закрывали лапником. Когда началась эпидемия, в Голгофо-Распятском скиту разместился госпиталь. За много лет до этого, 18 июня 1712 года, Матерь Божия, явившись монаху Иисусу, сказала: «На этом месте пусть будет сооружен скит во имя страданий Моего Сына. Пусть живут двенадцать иноков и будут все время поститься, кроме субботы и воскресенья. Придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий, как му­хи». Впоследствии на этом месте было воздвигнуто два храма: ка­менный в честь Распятия Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы, где во время эпидемии тифа в эпоху гоне­ний на Церковь, когда монастырь был превращен в концлагерь, разместился госпиталь, и деревянный, Воскресения Господня, под горой, где некоторое время помещался морг. В январе 1929 года архиепископ Петр заболел тифом и был увезен в больницу, в бывший Голгофо-Распятский скит. В одной палате с архиепископом лежал ветеринарный врач, его духовный сын. В день смерти архиепископа Петра, 7 февраля, в четыре часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей стаи птиц. Он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со мно­гими девами, из которых он узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара подошла к постели владыки и прича­стила его Святых Христовых Таин. У находившейся в заключении на Анзере монахини Арсении хранились в то время вещи архиепископа. Она неоднократно по­сылала владыке постригальную свитку, но всякий раз он отсылал ее обратно. 7 февраля ей сообщили, что кризис миновал и в болез­ни наступил перелом. Монахиня Арсения спросила: – А в чем он лежит? – В казенной короткой рубашке, – ответили ей. Тогда она послала владыке свитку, которую он хранил на смерть.

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

С самого начала в скиту была построена деревянная церковь, которую освятили в честь Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Это очень большая редкость, так как обычно храмы освящают в честь какого-нибудь праздника, а тут храмовый праздник приходится на Великую Пятницу, самый печальный и строгий день в году. Устав скита был весьма строгим. Так, например, масло, молоко и рыбу иноки не употребляли даже в праздники. Через некоторое время после смерти старца-основателя скит пришел в запустение, монахи разошлись кто в Свято-Троицкий скит, кто в Соловецкий монастырь. До начала 19-го века на Голгофе жили отдельные подвижники. В двадцатых годах 19-го века интерес у монастырского начальства к Голгофо-Распятскому скиту начал возрождаться. В скиту была построена новая пятиглавая каменная церковь, а старая, деревянная была перенесена к основанию горы и освящена в честь Воскресения Христова. Постепенно в скиту возродилась иноческая жизнь, хотя по немощи братии некоторые строгие ограничения пришлось ослабить. В лагерные времена в скиту была одна из командировок, которая имела прозвище “больничка”. Сюда во время лагерной эпидемии свозились все больные тифом. Свозились не лечиться, а умирать медленной смертью. Очевидцы говорили, что название Голгофа вполне оправдалось. В церкви Воскресения начальник командировки особенно изощренно издевался и избивал заключенных, отчего церковь получила прозвание “кровавой харчевни”. Пол в этой церкви тот же, какой был и в лагерные времена, и, говорят, что ребята, восстанавливавшие церковь, видели на нем следы крови. В этой маленькой церкви помещалось до двухсот человек одновременно. Рядом со скитом были обнаружены четыре общие могилы примерно по пятьсот человек каждая. По словам свидетелей на Голгофе умирало по двадцать человек в день. Сейчас Воскресенская церковь восстановлена, в ней находятся мощи преподобного Иова, Распятская церковь тоже потихоньку восстанавливается. Когда мы подошли почти к самой горе, экскурсовод отвела нас на холм, на котором установлен поклонный крест в память всех погибших на Голгофе. На самой Голгофе есть еще один, нерукотворный крест – береза с крестообразными ветвями.

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

1939  Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг). 1967  В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. 1990  Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители. 1992  Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II . 1994  Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители. 1999  На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева). 2000  Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. 2001  Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского. 2007  Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008  Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008  Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009  Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010  Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря.  Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013   Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. 2015 Презентация интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке». 2018 Освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2021 Территория Соловецкого архипелага признана объектом культурного наследия федерального значения. Скиты и пустыни Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка о состоянии на 2009 год) Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители Соловецкий лагерь особого назначения Страна: Россия Адрес: 164070, Архангельская обл., п. Соловецкий Телефон: (8183590) 298 Факс: (8183590) 298 Web-caйm: http://solovki-monastyr.ru Наместник: Порфирий, епископ Озерский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шутов Владимир Викторович)

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. В центре - сам монастырь со Спасо-Преображенским собором. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников. На острове Анзер находилась лагерная больница, также мрачно известная. Она была расположена в Голгофо-Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо-Распятский скит был построен в XVIII веке по особому откровению. Жившему на Анзере подвижнику преподобному Иову (в схиме – Иисус) явилась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших здесь свою жизнь, был Воронежский архиепископ Петр (Зверев). На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста – удивительное чудо нашего времени. Во второй половине ХХ века, когда Анзер опустел, почти на самой вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Удивительной особенностью этого дерева является то, что основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. ВТОРОЕ КЛЕЙМО Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола В среднике иконы святитель Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона. Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в зимовье Хэ в устье реки Обь. 27 сентября (10 октября) 1937 года исстрадавшийся после многолетних терзаний святитель Петр был расстрелян в Челябинске.

http://expo.pravoslavie.ru/other/455.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010