Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

В 1983 году в знаменитой Темплтоновской лекции Солженицын отметил: " Люди забыли Бога, оттого и все. Эта " забывчивость " привела не только к Соловкам и Освенциму, но и к вытравливанию христианской морали из душ людей, а также из науки, культуры, искусства. Это забвение делает людей безоружными и перед своими страстями, и перед вечным метафизическим злом " . А в 1994 году на средства фонда Солженицына был приобретен один из первых катеров для возрождавшейся Соловецкой обители. Иноки-отшельники селились у подножья высокой горы на Анзере веками. Известно, что несколько лет на острове подвизался будущий Патриарх Никон. Голгофо-Распятский скит на Анзере был основан преподобным Иовом по благословению архиепископа Варнавы в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: " Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки " . Жизнь в анзерском скиту отличалась особым аскетизмом. Иноки не употребляли в пищу не только мясо и молоко, но и рыбу, даже в праздничные дни. В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый, каменный храм. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними было жестоким. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч безвинно пострадавших людей, в том числе священников и архиереев. Так, здесь скончался от тифа и был похоронен священномученик Петр (Зверев) - архиепископ Воронежский и Задонский. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника.

http://drevo-info.ru/news/5412.html

1831-1833 гг. Вокруг храма возводятся келейные и хозяйственные постройки, конюшня с жильем для трудников. 1833-1835 гг. Старая деревянная церковь переносится вниз, на монастырское кладбище, и освящается в честь Воскресения Христова. В Голгофо-Распятском скиту возобновилась иноческая жизнь. 1923 г. После упразднения Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. Общее число заключенных достигало трехсот человек, обращение с ними отличалось особой жестокостью. 07.02.1929 г. В больничном отделении (храме в честь Распятия Господня) скончался от тифа священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Похоронен он был у подножия Голгофы. 02.07.1994 г. В годовщину явления Пресвятой Богородицы преподобному Иову иноки Соловецкого монастыря совершили в храме Распятия Господня всенощное бдение и Божественную литургию — впервые после возобновления монастыря. 1999 г. Возобновилась монашеская жизнь в скиту. Скитоначальником назначен иеромонах (ныне игумен) Евлогий (Стручалин). У подножия горы Голгофы обретены мощи священномученика Петра (Зверева) и обнаружены массовые захоронения узников Соловецкого лагеря. 2000 г. Подняты из-под спуда святые мощи преподобного Иова Анзерского. 2005 г. Воссоздан иконостас храма в честь Воскресения Христова, часовней отмечено место захоронения священномученика Петра. 2007 г. Восстановлен каменный келейный корпус на южном склоне горы Голгофы. 2008 г. После восстановления интерьеров и иконостаса храма в честь Распятия Господня его освящение архиерейским чином совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. По материалам Редакционно-издательского отдела Соловецкой обители Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Голгофо-Распятском скиту Соловецкого монастыря 17 августа 2014 г. 23:58 17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Голгофо-Распятского Анзерского скита Соловецкого монастыря . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий, наместник и игумен сей святой обители! Досточтимый отец Евлогий, скитоначальник! Матушки игумении, отцы, братья и сестры! Сегодня действительно важное событие в жизни Соловецкой обители, а в каком-то смысле и в жизни нашей Церкви, потому что по милости Божией Господь сподобил совершить Божественную литургию — в сослужении архипастырей, в присутствии целого сонма архиереев — на этом святом месте, где никогда ранее такой собор архиереев не совершал Божественной службы. Место, действительно, крайне удаленное, как справедливо сказал скитоначальник отец Евлогий. Особенно в старые времена это место было как бы на краю света, потому что даже от Соловецкого острова до Анзера добраться было очень трудно, не говоря уж о том, что зимой — и во времена ледостава, и тогда, когда лед сходил, — всякая связь была невозможна. Но и летом, из-за бурных вод Белого моря, связь с этим островом была очень затруднена. Да и в наше время, поелику монашествующие не пользуются самым современными и дорогостоящими видами транспорта, эта связь непростая. Может быть, поэтому сюда и устремляются люди, которые желают проводить жизнь в уединении, в посте и в молитве? Для современного человека, живущего в круговерти крупных городов, в повседневных заботах, этот выбор может показаться очень странным. А почему нельзя поститься и молиться в другом месте? А почему нельзя это делать в своей собственной квартире? Некоторые, даже православные, так рассуждая, вообще в храм не приходят, даже по праздникам: я, мол, дома молюсь, а до храма добраться трудно или, может быть, здоровье не всегда позволяет. Так вот, подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение.

http://patriarchia.ru/db/text/3705306.ht...

Сердце Соловков - Анзер. Именно туда мы собираемся поехать после службы. Немного волнуемся - погода, баловавшая нас в предыдущие дни солнечным теплом и спокойным морем, теперь портится на глазах. А в плохую погоду капитаны могут не согласиться везти нас на Анзер - опасно. Но все складывается благополучно, и, несмотря на дождь, мы уже на борту и идем на Анзер. Церковь Воскресения Христова Голгофо-Распятского скита на Анзере Высаживаемся на остров под уже проливным дождем. Нам предстоит еще неблизкий путь через лес до Голгофо-Распятского скита. Минут через двадцать промокаем так, что становится уже все равно, и мы перестаем останавливаться, чтобы вылить воду из кроссовок. Вот перед нам разрушенный, ныне не действующий Троицкий скит. Под его сводами сидели укрывшиеся от дождя туристы на своих пожитках и поглощали красные ароматные помидоры. Немного посидев с ними, идем дальше. Начинаем петь песни. Еще мечтаем найти гриб, но почему-то ни одного не попадается. Пройдя лесом километров пять, выходим к действующему скиту с небольшой деревянной церковью Воскресения Христова. Очень боимся, что в скиту никого не окажется или нас не услышат. Но паче чаяния высокий темноволосый иеродиакон открывает нам, и мы оказываемся в светлом, удивительно аккуратно для мужских рук убранном помещении храма. Отец Елеазар, носящий имя основателя скита - преподобного Елеазара Анзерского , рассказал нам о скитской жизни, вынес из алтаря частицы мощей и икону, к которым мы приложились. Пока мы немного обсыхали, составляя огромные записки с поминаниями о здравии и об упокоении, батюшка предложил продрогшим паломникам горячего чая с кукурузными хлопьями. После второй кружки согревающего напитка в нас вернулась жизнь, что позволило нам встать на клирос и пропеть тропари и величания всем Соловецким святым. В скитском храме находится большая икона новопрославленного священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Отец Елеазар пояснил, что его могила находится здесь, на горе, чуть повыше скита. Снова выходим под дождь и прикладываемся ко кресту на могиле священномученика. Береза в виде креста на г.Голгофа, выросшая после уничтожения большевиками всех крестов на острове.

http://pravoslavie.ru/put/solovki.htm

Святейший Патриарх Кирилл посетил острова Соловецкого архипелага 20 августа 2010 г. 18:13 20 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , посетил остров Анзер. Его Святейшество сопровождали заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Святейший Владыка побывал в храме Воскресения Христова у подножия горы Голгофа. В 1923 году, после упразднения Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения , где с заключенными обращались с особой жестокостью. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Святейший Владыка, обращаясь к присутствующим в храме. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников, на месте самых страшных страданий. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, после чего прошел к могилам соловецких узников. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. От лица братии скитоначальник иеромонах Георгий преподнес Его Святейшеству икону основателя скита преподобного Елеазара Анзерского, от которого принял монашеский постриг Никита Минин, будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон . Предстоятель Русской Православной Церкви побывал также в часовне, построенной на месте келлии преподобного Елеазара. Далее Святейший Патриарх Кирилл поднялся на гору Голгофа. Предстоятель осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита и передал в дар храму икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . После посещения острова Анзер Святейший Владыка направился на остров Большая Муксалма. В скиту в честь преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Православной Церкви обсудил с А.Д. Бегловым перспективы восстановления скита, а также побеседовал с паломниками, прибывшими на Соловки из Санкт-Петербурга. Краткая история Соловецкой обители Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка) Свято-Троицкий Анзерский скит (справка) Голгофо-Распятский скит (справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1253863.ht...

2007 Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008 Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008 Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009 Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010 Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря. Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013 Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. http://www.patriarchia.ru Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь расположен на Большом Соловецком острове Соловецкого архипелага Архангельской области. Его скиты и пустыни находятся на Большом Соловецком острове, островах Анзер, Большая Муксалма и Большой Заяцкий. В Соловецкой обители числятся 69 насельников, в том числе 2 архимандрита, 7 игуменов, 11 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 11 монахов, 9 иноков, 20 послушников. В настоящее время богослужения совершаются в пяти монастырских храмах, а также в трех храмах скитов обители. Святейший Патриарх Алексий II освятил великим архиерейским чином 22 августа 2001 года храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Главный Спасо-Преображенский собор был освящен великим архиерейским чином 19 августа 2007 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. Восстановлена деятельность двух скитов. Свято-Вознесенский скит расположен на горе Секирной (Большой Соловецкий остров). Скитоначальник - иеромонах Матфей (Романчук Михаил Георгиевич). Голгофо-Распятский скит находится на горе Голгофе (остров Анзер). Скитоначальник — игумен Евлогий (Стручалин Владимир Анатольевич). Храм в честь Распятия Господня на горе Голгофе освящен великим архиерейским чином 24 августа 2008 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым). Еще в четырех скитах и пустынях обители — Савватиевском скиту и Филипповской пустыни на Большом Соловецком острове, Свято-Троицком скиту на острове Анзер, Сергиево-Радонежском скиту на острове Большая Муксалма — круглогодично проживают насельники и ведутся ремонтно-реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=02999

Иеросхимонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита – Происхождение. – Иерейство. – Посетители. – Нищелюбие. – Придворная жизнь. – Посещение темниц. – Уединение в доме. – Болезнь. – Клевета. – Удаление в Соловецкий монастырь. – Послушание. – Искушение. – Переселение в Анзерский скит. – Назначение строителем. – Поучение братии. – Скитский порядок. – Служение больным. – Схима. – Явление Пресвятой Богородицы. – Переселение на Голгофу. – Основание скита. – Построение церкви. – Пожертвования царских особ. – Письма царевны Марии. – Нападение разбойников. – Умножение скитян. – Подвиги Иова. – Скитский устав – Явление Пресвятой Богородицы. – Чудеса. – Болезнь. – Прощение. – Кончина. – Погребение. – Состояние скита по смерти Иова. – Присоединение к Анзерскому скиту. – Причисление к Соловецкому монастырю. -Построение каменного храма.-Настоящее положение скита. Иов родился в Москве при царе Михаиле Феодоровиче в 1635 г., и назван Иоанном. О родителях его и первоначальном воспитании ничего не известно,– кроме того, что отец его именовался также Иоанном. По преданию, он происходил из духовного звания и, будучи воспитан в правилах доброй нравственности и благочестия по достижению совершеннолетия, рукоположен в Иерея. С принятием священства, врожденная в душе Иоанна ревность к добродетельной жизни выказалась в полном свете. Он ежедневно совершал божественную службу и часто также становился на клирос и пел по киевскому напеву. Пение его, по природной способности, было сладостно и умилительно. Трогательное и благоговейное священнослужение о. Иоанна привлекла в его церковь многих посетителей, которые, после службы, спешили посетить его дом, чтобы принять от него благословение и ближе познакомиться с ним. Впрочем, далекий от славолюбия, он не охотно принимал эти посещения и часто не удовлетворял любопытству видеть его в доме. О. Иоанн, более и более усовершаясь в добродетели, исполнял, кроме священнического, иноческое, молитвенное правило и, находясь в мире, как бы уже проводил жизнь монашескую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловецкий архимандрит Фирс получил послание от царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I , с просьбой и повелением проявить заботу о строительстве церкви на Анзере. При участии монастырской братии храм был построен за одно лето. В августе 1715 года деревянная церковь освящена в честь Распятия Господня . От царского двора в храм прислали богатую церковную утварь, иконы и книги. Слух о богатых царских вкладах распространился по окрестностям, и скит подвергся нападению разбойников. Братию избили, церковное имущество разграбили. 6 марта 1720 года скончался прп. Иов Анзерский . Похоронили его у входа в церковь и над могилой поставили деревянную часовню. По завещанию преподобного Иова, ученики его должны были построить каменный храм. К тому времени было собрано достаточно средств, но внешние причины помешали строительству. Насельники Свято-Троицкого скита не хотели допустить возвышения Голгофо-Распятского скита и начали притеснять пустынников. Иноки покидали скит, и он сделался столь малочисленным, что указом Святейшего Синода в 1723 году был приписан к Свято-Троицкому скиту. Драгоценное для отшельников место не было оставлено и, по-прежнему, здесь селились в уединении иноки. В истории монастыря сохранились сведения о том, что в начале XIX века на Голгофе жили соловецкие подвижники схимонах Зосима и пустынник Феофан. Жизнь Голгофо-Распятского скита возобновилась только через столетие. В 1826 году соловецкий архимандрит Досифей II направил в Святейший Синод прошение о восстановлении скита. В 1828 году на вершине горы Голгофы построена пятиглавая каменная церковь в честь Распятия Господня. Новый храм освящен 13 сентября 1830 года. На массивном валунном фундаменте была воздвигнута церковь в честь Распятия Господня, трапезная палата с приделом Успения Пресвятой Богородицы , кельи и колокольня. Над мощами преподобного Иова (в северо-восточном углу трапезной палаты) сооружена гробница. В XIX веке построены другие необходимые для скита сооружения: деревянный келейный корпус, здание для трудников, хозяйственные постройки.

http://drevo-info.ru/articles/1461.html

Мужской монастырь, основанный кеврольским воеводой А. Пашковым в 1635 при храме, в котором хранились мощи прав. Артемия Веркольского. Официально открыт в 1649. Долгое время небогат, в 1-й пол. XIX в. находился в упадке. После введения в 1867 общежительного устава попечением ряда настоятелей превратился в один из крупнейших и известнейших монастырей епархии с большим хозяйством. Сооружены каменные корпуса келий, ограда с башнями (1869-1879). Закрыт в нач. 1920-х, постройки использовались как коммуна, детский дом, школа, детский интернат, часть зданий сломана. Вновь открыт в 1991. Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь Подробнее... Голгофо-Распятский скит [ править править код ] Скит на вершине 60-метрового холма Голгофы устроен в 1713 прп. Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским, но в 1723 приписан к Анзерскому скиту и опустел, возобновлён и отстроен в камне в кон. 1820-х архим. Досифеем. После создания Соловецкого лагеря использовался как больничный стационар, был известен крайне тяжёлыми условиями содержания заключенных. После закрытия лагеря постройки заброшены. Восстановлен в 1999. Адрес : Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, о. Анзер, Голгофо-Распятский скит Проезд: До Соловков обычным способом, далее нужно обратиться в паломническую службу монастыря и записаться на удобный рейс. В летний сезон корабли на Анзер ходят почти каждый день, кроме дней воскресеных и Великих церковных праздников. Посещение Анзера - только организованное, в сопровождении монастырского экскурсовода. В связи с тем, что скит на острове Анзер является действующим, еще и еще раз просим и умоляем – не фотографировать и не снимать на видео насельников скита, приходить в приличной одежде (не полунагими), не курить, и т.д., что всегда запрещается в монастырях. Подробнее... Иоанно-Богословский женский монастырь [ править править код ] Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе и иждивением протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанн Кронштадтский) . В 1900 году община была преобразована в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010