По получении последней грамоты, старец сдал навсегда строительство Анзерского скита и с некоторыми учениками перешел для жительства на гору Голгофу. Поселившись на ней, он начал устраивать скит. Вскоре ученики Иисуса соорудили на Голгофе деревянную церковь , которая, к общему утешению, освящена была архимандритом Фирсом в честь Распятия Господня, согласно грамоте преосвященного, от 15-го мая 1715 года. Петр I, узнав о явлении блаженному старцу Пресвятой Богородицы и новоустраиваемом Распятском ските на Голгофе, по особенному расположению к бывшему духовнику, много помог ему своими щедротами. Так, в скором времени последовало повеление об отпуске каждогодно из архангельских государственных хлебных магазинов хлеба на продовольствие братии Голгофского скита. А в 1714 году, при самом начале устройства скита, для церкви Голгофской от царевны, великой княжны Марии Алексеевны, поступило пожертвование многих драгоценнейших утварей, одежды и книг, с клеймами, именно в Голгофский скит. Особенно же дорогою жертвою была местная святая икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченными полями, и в ней вкладной ящик со многими св. мощами. Царица Параскева Феодоровна (вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевич а), кроме других пожертвований, пожаловала на строение церковное на горе Голгофе сто рублей, а князь Меньшиков дал сто червонцев. Много было и других благотворителей. Но особенно попечение о строении Голгофо-Распятского скита имела уже известная благодеянием скиту царевна Мария Алексеевна. Вот письмо ея по этому предмету к архимандриту Фирсу. «Пречестныя обители Соловецких Чудотворцев отцу архимандриту с братиею усердствуем, да благодать Божия, милость, мир и любовь, при всегдашнем благоденствии, да умножаются. Писано прежде сего к пречестности вашей, дабы старательство имели о всяких припасах, как о кирпиче, так и о других надлежащих нуждах в Свято-Распятский Анзерский скит, к хотящей быть Распятия Господня каменной церкви, и ныне просим: да попечение имеете к оному Богом избранному и прославляемому месту, а наипаче о кирпиче прилежное попечение потребно. Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась за переменою вице-губернатора Алексея Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его святаго волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и пошлет ктиторов к оной св. церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пречестного отца Иисуса на оный и прочие припасы берите. Повторяя, просим и повелеваем, дабы прилежное попечение и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздаст вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя предаем. Ц. Мария с царствующаго града Москвы, 1715 года марта 15-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подробную информацию о всех экспозициях Соловецкого музея-заповедника можно узнать на сайте http://www.solovky.ru/. Наиболее популярные маршруты: 1. Остров Анзер. Здесь были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа. 7 февраля 1929 года в больничном изоляторе, который сделали в скиту, окончил свой земной подвиг священномученик Петр Зверев. Там же, на месте братских могил, выросла необычная береза, ветки которой раскинулись правильным крестом. Попасть сюда можно только по морю с экскурсией. 2. Свято-Вознесенский скит на Секирной горе Большого Соловецкого острова. Во времена лагеря в скиту был штрафной изолятор, одно из самых страшных мест лагеря СЛОН. От подножия горы к скиту ведет крутая лестница — 71 м в высоту. С нее сбрасывали больных, чтобы не тратить на них патроны. 3. Остров Большой Заяцкий. Портовый комплекс, предназначавшийся для приема торговых и промысловых судов, был основан в XVI веке при святом игумене Филиппе. Летом 1702 года в гавань на Заяцком острове зашли суда Петра I. Государь приказал построить на острове деревянную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь сохранилась до наших дней. В лагерное время здесь был женский штрафной изолятор. Попасть на остров можно только по морю с экскурсией. 4. Остров Муксалма. Остров соединяется с Большим Соловецким островом дамбой длиной 1220 метров. Это уникальное техническое сооружение — результат труда монахов в 60-х годах XIX века. На острове находится скит преподобного Сергия Радонежского. Во время гонений XX века скит был тюрьмой. Сейчас в нем восстановлена церковная жизнь. До острова можно дойти пешком (9 км). Дамба — редкое по красоте место. Также интересно Судоходная озерно-канальная система Соловков (Большой Соловецкий остров) построена монахами в XIX веке. Общая протяженность системы — около 12 километров. По каналам перевозили стройматериалы монастырские паровые катера. Здесь можно взять лодки напрокат и самостоятельно проплыть два лодочных маршрута — «Малый круг» и «Большой круг». Прокат стоит около 100 рублей в час.

http://pravoslavie.ru/55392.html

Храмов в Голгофо-Распятском скиту имеется в настоящее время два. На вершине горы находится каменный храм высотою 17 саж. о пяти главах. В нем два престола: главный холодный, в честь распятия Господня, и второй теплый, во имя Успения Божией Матери, устроенный в трапезе с правой стороны. В Успенском приделе Распятского храма по левой стороне почивают под спудом останки прав. Иова. Над самой его гробницей на стене в стеклянном футляре находится большой деревянный вызолоченный крест, тот самый, который был сделан руками прав. Иова и водружен на Голгофе при основании здесь скита. На этом кресте – надпись, вырезанная иеродиаконом Паисием: «лета 1712, июня в 18 день в среду у иеродиакона Паисия в келии в тонце сне явися Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: сия гора нарицается Голгофа, на ней же имать быти церковь распятия Господня и устроится вселение твое, со двема ученики твоими, на верху горы сея и скит Распятский построится, слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень. Иисус взем с собою два ученика своя, ихже в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии в память святых апостол Петра и Павла и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари и каждяше и кропяше гору, и постави сей крест, по изволению Пресвятые Богородицы, во уверение и в поклонение». Внутри храма на западной стене находится крест, взятый из прежней деревянной церкви; на нем есть надпись, точно и подробно указывающая время освящения церкви, устроенной Иовом. Второй храм находится под горой: это – прежде и бывшая на горе деревянная церковь , которая перенесена вниз и поставлена на юго-западной стороне её, на том самом месте, где была келия иеродиакона старца Паисия; освящена эта церковь в 1835 году в честь Воскресения Христова. К главному каменному храму с западной стороны примыкают братские келии в два этажа в связи с колокольней. В обители и доселе сохраняется строгий монашеский устав, введенный еще прав. основателем Иовом, запрещающий вкушать даже рыбу; братия питается постной пищей даже тогда, когда церковь даст разрешение на сыр и яйца. С давнего времени в скиту введен обычай непрерывного чтения Псалтири. В теплом Успенском приделе, пред гробницею прав. Иова, днем и ночью совершается это чтение, прерываясь только на те часы, когда в этом храме совершается божественная служба. Во всё остальное время через каждые два часа в скиту слышатся три удара на колокольне в маленький колокол: этим возвещается смена чтеца-инока. При чтении Псалтыри на каждой «славе» поминаются Благочестивейший Государь с августейшим домом. Св. Синод, вся братия Соловецкого монастыря, братия скитская, благодетели и посетители обители и все православные христиане, как живущие, так особенно усопшие, с испрашиванием первым долголетия, здравия и спасения, а последним – вечного упокоения со святыми в надежде воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому. В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен втифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб ине принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». 7 февраля 1929 года священномученик Петр, архиепископ Воронежский скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.

http://pravicon.com/info-3190

Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавляет тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у Владыки. Нравственная высота Святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые “вохровцы”, привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамением. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. После того, как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках “белую”, уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валентину Карловну (по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заключенную эстонку), Святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер “в уединенное и пустынное местожительство”. Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому. В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту (на острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но он был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну в день кончины Святителя пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц; он открыл глаза и увидел великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

скита, основанная им обитель пришла в упадок. Имущество скитское и церковное было отобрано в Анзерский скит, 18 обитатели Голгофы разошлись, кроме двух любителей безмолвия, иноков Геннадия и Серия. Наконец, указом Св. Синода в 1723 году отобраны и остальные деньги, заготовленные о.Иисусом для строения скита, и повелено Голгофо-Распятский скит, как малолюдный, соединить с Анзерским–Троицким. Но место, избранное самим Богом, не оставалось пустым. Иноки–пустыннолюбцы не переставали обитать на Голгофе в полуразрушенном скиту старца Иисуса по два, по три человека и более. При скудных средствах к пропитанию, они строго исполняли свое правило и жили спокойно под благодатным покровом Царицы Небесной, обещавшей посещать избранное Ею место. По утверждении духовных штатов в 1764 году, Голгофский скит поступил в полную зависимость Соловецкого монастыря. Тогда же возвращены туда отобранные церковные вещи и Соловецкие настоятели стали иметь попечение о ските. Каменный храм на вершине Голгофы во имя Распятия Господня сооружен в 1830 году, и при нем устроен теплый придел Успения Богородицы. В этом приделе на левой стороне стоит гробница местно чтимого угодника Божия, преподобного иеросхимонаха Иисуса. На гробнице положено древнее изображение лика его 19 . А деревянная построенная им церковь в то же время перенесена под гору, на место, где было первое явление Богоматери блаженному старцу. Теперь скит управляется строителем иеромонахом, избираемым из числа братии Соловецкого монастыря. Братство состоит из десяти или более иноков, любителей пустынной и воздержной жизни. Устав скитский, данный основателем обители, соблюдается во всей строгости. Сверх того, в скиту совершается неусыпное чтение Псалтири в теплом Успенском приделе, у самой гробницы старца Иисуса. Оно не прерывается ни днем ни ночью, кроме времени богослужения в этом храме. В летнее время тысячи богомольцев стремятся из Соловецкой обители к Голгофе, несмотря на опасности переезда на Анзерский остров чрез бурный морской проток. Набожные странники повергаются пред гробницею свято почившего подвижника, с усердием служат панихиды и вместе с тем поминают, при чтении Псалтири, усопших своих сродников и близких. Память иеросхимонаха Иисуса уважается в северном поморье почти наравне с памятью великих угодников Божиих, просиявших в Соловецкой обители – Зосимы и Савватия, Германа и Иринарха. Иларион, митрополит Суздальский 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному ус­таву. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавляет тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у Владыки. Нравственная высота Святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые “вохровцы”, привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приве­тствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамением. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опира­ясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. После того, как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках “белую”, уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валенти­ну Карловну (по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заклю­ченную эстонку), Святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер “в уединенное и пустынное местожительство”. Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому. В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом и в январскую стужу был помещен в ти­фозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту (на острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но он был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну в день кончины Святителя пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц; он открыл глаза и увидел великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

На Анзер в 1702 году был переведен иеромонах Иов , прежний духовник царской семьи (в миру - священник Иоанн Иоаннов, по указу царя сосланный на север и постриженный в монашество в Соловецком монастыре). Через два года по благословению соловецкого архимандрита Фирса он стал строителем Свято-Троицкого скита. Скитоначальник возобновил строгий скитский устав , пополнил хозяйственные припасы, начал ремонт ветхих строений, восстановление библиотеки. Преподобный Иов с 1712 года начал заботиться об устроении на Анзере Голгофо-Распятского скита. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. В начале 1740-х годов при строителе Глебе в скиту был обновлен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, поставлена высокая колокольня. Над местом погребения преподобного Елеазара построена новая деревянная часовня. В 1757 году обретены святые мощи преподобного Елеазара и сооружена каменная часовня. Свято-Троицкий Анзерский скит до революции В 1801 - 1803 годах к Свято-Троицкому храму пристроен каменный двухэтажный братский корпус. В 1829 году поставлен деревянный двухэтажный корпус для трудников и паломников , в 1837 году - валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». По проекту архангельского архитектора Введенского в 1880 - 1884 годах заново отстроен Свято-Троицкий храм, перестроена колокольня. В это время в скиту были обновлены жилые и хозяйственные постройки, деревянные сооружения. Архитектурный облик скита значительно изменился, поскольку храм сооружен в неорусском стиле в отличие от церкви XVIII века, которая была построена в стиле барокко. В XIX веке в числе иноков скита были подвижники: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин) , пустынник Филипп, которые своей благочестивой жизнью заслужили уважение братии, и память о них сохраняется в истории Анзерского скита и Соловецкой обители. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, говорилось, что в Анзерский скит уходят по благословению настоятеля Соловецкого монастыря «испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии , внимая своему спасению , беседовать с единым Богом».

http://drevo-info.ru/articles/1454.html

После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) Владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавляет тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у Владыки. Нравственная высота Святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые»вохровцы», привыкшие издеваться над заключёнными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. После того, как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках»белую»уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валентину Карловну (по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заключённую эстонку) Святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер»в уединённое и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому. В конце 1928 года Святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо–Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом:«Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

VI. Краткие сведения о существующих в каждой епархии православных мужских и женских монастырях, пустынях, скитах, кинавиях и женских общинах (В алфавитном порядке епархий) Алеутская епархия Мужской: Свято-Тихоновский , общ., в Сев.-Америке, в штате Пенсильвании, близ г. Майфильда, учрежденный в 1906 г.; при нем приют для сирот. Архангельская епархия Мужские: Анзерский Троицкий скит, зашт., общ., на Анзерском острове, в Белом море, в 20 в. от Соловецкого мон. Основан в 1620 г. пр. Елеазаром (см. 13 янв.); приписан к Соловец. мон. В Троицкой церкви покоятся под спудом мощи пр. Елеазара. В. Веркольский Артемиев , 1 кл., общ., Пинежского y., в 180 в. от г. Пинеги, на реке того же имени. Основан в 1645 г. на месте обретения мощей св. Артемия (см. 23 июн.). В 1897 г. освящен новоустроенный величественный собор во имя Успения Божией Матери. В церкви св. Артемия почивают мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершается крестный ход с обнесением св. мощей вокруг мон. При мон. школа для мальчиков и девочек. К нему приписан Святоезерский Николаевский скит, в 60 в. от Белого моря, на бер. «Святого» озера, устроенный в 1885 г.; здесь находится явленная икона св. Николая чудотворца. Голгофо-Распятский скит, зашт., общ., на Анзерском острове. Основан в 1714 г.; приписан к Соловецкому мон. Находящаяся в скиту Голгофская церковь имеет два придела: холодный – во имя Распятия Господня и теплый – во имя Успения Божией Матери, в котором на левой стороне почивает в гробнице тело основателя скита, иеромонаха Иова (в схиме Иисуса, † 6 мар. 1720 г.). В ските совершается неусыпное чтение Псалтири, сопровождаемое молитвами за живых и умерших. Кожеозерский Богоявленский , зашт., общ., в Онежском y., в 110 в. на юго-вост. от г. Онеги, на Лопском полуострове, омываемом водами оз. «Коже». Начало монашеской общины положено здесь во 2 пол. XVI в. священноиноком Нифонтом и сподвижником его Серапионом (см. 27 июн.). В 1764 г. мон. был упразднен; в 1853 г. возобновлен. В 1885 г. из часовни над гробницей пр. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. В мон находятся: мощи пр. Никодима под спудом (см. 3 июля), серебряный крест с мощами разных святых и частями животворящего древа и ризы Господней (пожертвованный княгиней, старицей Еленою Куракиной, в 1642 г.) и икона Богоматери – Неопалимая Купина (данная Пафнутием, митрополитом Сарским и Подонским, в 1605 г. пр. Никодиму).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010