Но будет заблуждением считать, что искушение — это провокация только плотских грехов. Искушения от диавола — это некое влияние, которое оказывается на всего человека, — не только на его нервную систему, не только на его инстинктивное начало, но и на его разум, на его сознание. Иногда люди усваивают страшные идеи, формируют их в виде философских учений, распространяют эти учения по всему миру, используя средства массовой информации. А в основе всего — диавольское искушение, помрачение ума, гордыня человеческая, которая есть производное от гордыни диавольской. И сколько же страданий миру принесла и приносит эта гордыня, это безумие, это диавольское искушение, порабощение ума человеческого! И сегодня, как и вчера, и позавчера, и в древности возникают идеи, мысли, убеждения, философские взгляды, которые порождаются этим диавольским искушением. А результат воплощения этих идей — кровь, страдание, смерть, когда диавол невидимо торжествует, обманув сильных мира сего, которым казалось, что это они сами произвели на свет те идеи, ту политику, которая оборачивается человеческими страданиями и смертью. Здесь, в этом Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, где было особо строгое и страшное место заключения людей в 20-х и 30-х годах, с особой силой понимаешь, что такое искушение от диавола, что такое безумство, порожденное диавольской силой, что такое беснование, которое выходит за пределы беснования личности и приобретает огромный, подчас почти глобальный масштаб. И мы знаем: когда диавол овладеет миром, когда большинство людей приразится этим диавольским безумием и беснованием, тогда и наступит кончина века. А как можно справиться с этим беснованием? Как можно учение диавольское или навеянное диавольской силой отличить от того, что проистекает от человеческого ума и способностей, от того, что вдохновлено силой Божией? Можно провести границу и различать духов, если мы с Богом живем, если мы божественной мудростью питаемся. Вот почему и говорит Господь, что невозможно преодолеть беснование, как только молитвой и постом (Мф. 17:21), потому что во время поста мы сосредотачиваем свою природу, мы бросаем вызов инстинктам, мы управляем своими чувствами, мы побеждаем плотское начало и не даем возможности диаволу играть на этом тонком и чувствительном инструменте, разрушая нашу душу. Но мы также расчищаем пространство в своем уме от всякого рода наносных идей — чуждых, греховных, губительных, потому что, соединяя пост с молитвой, мы призываем Господа в свою жизнь, и Он Сам участвует благодатью Своею в нашей жизни, помогая, в том числе, оградиться от беснования и укрепиться в Его божественной правде.

http://patriarchia.ru/db/text/3705306.ht...

Известие, что надо ехать еще дальше, сильно не понравилось нашим, довольно таки утомившимся, гребцам; и действительно нельзя было заставлять их грести на протяжении целых пятнадцати верст. Поэтому мы решили отпустить гребцов, а сами отправились пешком по острову прямо к Голгофо-Распятскому скиту. Дорога одна. Она идет по лесу, если можно назвать лесом ту убогую растительность, какую мы встретили здесь: низкая, часто ползущая по земле береза, да невысокая, тонкая ель; больше ничего. Кругом все дико и неприютно и кроме того изрядно холодно: словно мы попали сразу в какую-нибудь другую страну даже по сравнению с самим Соловецким островом. В самом деле, 2 часа дня, солнце еще высоко, а мы чуть-чуть не замерзаем, так как почти никто из нас (кроме, кажется, благоразумного М. Ив-ча) не послушался доброго совета настоятеля и не запасся теплою одеждою, а в стороне от дороги, в лесу лежит даже снег, настоящий белый снег. Можно себе представить наше изумление, когда мы увидали в конце июня снег; им тотчас же воспользовались, чтобы согреться и дорогой «играли в снежки». Скоро пред нами показались признаки жилья: возделанный огород, на котором произрастали какие-то злаки, проторенная дорожка на крутой горе, где виднелись какие то постройки. Мы поднялись на самую вершину горы и здесь узнали, что это и есть Спасо-Голгофский скит или Голгофо-Распятский, как его здесь называют. Этот скит основан недавно о. Иисусом – Соловецким монахом. О. Иисус живет сейчас в скиту и написал для него устав, самый строгий на всем Соловецком острове. Согласно этому уставу запрещается употреблять в пищу коровье молоко, масло, даже рыбу, не говоря уже о вине. Монахи строгие вегетарианцы: они питаются одними только овощами. Кроме того, монахам запрещается иметь какую бы то ни было собственность и держать отроков, но они должны ежедневно читать в своих кельях по пяти кафизм и 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины в скит, по уставу Иисуса, не допускаются. Сам Иисус подает во всем пример исполнение устава, но иноков в скиту немного: суровость устава, продолжающаяся почти круглый год зима, необыкновенная изолированность скита от всего окружающего мира – не располагают селиться здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Может быть, это опять-таки будет очень сложно принять человеку, живущему в семье, в окружении друзей, коллег, погруженному каждый день в многочисленные заботы. Но уединение, пост и молитва являются особенно сильным средством очищения души, а значит ума, воли и чувств человека. И даже если мы живем там, в миру, а не в скиту на краю света, нам нужно находить время для уединения, чтобы сконцентрировать свои мысли, чтобы подумать о своей жизни, чтобы подумать о жизни страны своей, народа своего, всего рода человеческого, соотнести то, что мы видим, то, что мы совершаем, чему являемся свидетелями, с той Божественной правдой, которая открывается нам в Слове Божием и в молитве. Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 17:14-23), хорошо известное церковным людям, — небольшой отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея, в котором говорится об исцелении лунатика, одержимого злым духом, — помогает нам понять, что означают пост и молитва. Когда Господь исцелил несчастного, апостолы приступили к Нему и спросили: а почему мы не могли этого сделать? Отвечая, Господь сказал: «Этот род (то есть темная сила) изгоняется только молитвой и постом». Одержимость — это действительно господство иной, нефизической, духовной злой силы над человеком. Одержимость необязательно проявляется в физической болезни. В данном случае, о котором свидетельствует нам апостол Матфей, эта одержимость проявлялась в физической болезни. Но очень часто этого не происходит: человек физически, ментально, психически абсолютно здоров, но находится во власти темной силы. В нашем церковном быту принято считать, что искушения от диавола связаны с плотскими грехами: не устоял человек, пал, согрешил; и нередко, анализируя свое поведение, человек говорит: диавол меня искусил. Так же бывает, когда мы неосторожно произносим какие-то слова, кого-то обижаем. Мы считаем, что это результат диавольского искушения и, наверное, в каком-то смысле это так, потому что не всегда человек является инициатором греха, который он совершает. Грех как бы навевается со стороны, и если этим мыслям не полагается предел, если некий прилог, как говорят святые отцы, не преграждается усилием воли, то это может привести ко грехам, порожденным, несомненно, искушением, приходящим извне.

http://patriarchia.ru/db/text/3705306.ht...

В Архангельске обнаружено место затопления части соловецких колоколов 17 октября 2006 г. 17:07 Участники подводно-поисковой экспедиции обнаружили на дне озера Банное (акватория Белого моря) пропавшие в 1920-е годы колокола Анзерского скита Соловецкого монастыря. Как сообщили «Интерфаксу» в штабе экспедиции, «с помощью современных приборов под толщей озерной воды и донных отложений были обнаружены так называемые «материальные объекты» из предметов монашеского быта, а также один из колоколов». «Часть находок мы извлекли, а когда попытались поднять колокол, выяснилось, что рядом, на дне озера, покоятся останки людей. Возможно, это были тела монахов, возможно, заключенных Соловецкого лагеря. Так или иначе, но дальнейшие работы было решено прекратить», — сказали в штабе. Однако члены экспедиции решили вернуть анзерские колокола на звонницу местного скита, организовав сбор средств на отлив новых колоколов. В сентябре на Воронежском заводе им. Анисимова мастера отлили десять колоколов, на каждом из которых присутствует слово «Архангельский». На днях колокола были переданы в дар Голгофо-Распятскому храму . В следующем году подводная экспедиция намерена продолжить в Белом море поиск соловецких колоколов. По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять — в Троицком скиту, восемь — на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы — каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола — 50 штук — исчезли при чрезвычайно таинственных обстоятельствах в начале двадцатых годов прошлого века. Некоторые документы утверждают, что, когда колокола пытались вывезти на материк, во время шторма их поглотило Белое море. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов. Сейчас в Соловецком музее — только два колокола, в том числе легендарный «Благовест». История соловецких колоколов берет свое начало с каменного «клепала» — творения одного из основателей монастыря Зосимы. При знаменитом Филиппе Колычеве, начавшем строительство исполинских сооружений, которые дожили до наших дней, были отлиты «великие» колокола. Самый большой из них весил 173,5 пуда. В 1600 году из 600 пудов меди, пожалованной Борисом Годуновым, с добавлением 100 пудов меди монастырской был вылит колокол «Борисович». В 1762 году он был перелит, весил уже 995 пудов и был назван «Преображенским», а в 1774 году с прибавкой монастырской меди его вес был доведен до 1100 пудов. Вторым на Соловках был колокол «Литийный» в 527 пудов, затем — «Полиелейный» весом в 284 пуда и «Вседневный Соборный» — в 283 пуда. Обрывается история колоколов 1923 годом. С тех пор о соловецких колоколах ничего не известно. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152410.htm...

Просим Вас пересмотреть решение президиума Лежневского поссовета и восстановить нас в избирательных правах» . 16 февраля 1931 года президиум Иваново-Вознесенского горсовета постановил: «Введенские самостоятельно общественно-полезным трудом не занимаются, живут на средства, ранее добытые отцом. Как не имеющим самостоятельного заработка и живущим до сего времени на нетрудовой доход, в ходатайстве отказать» . 5 марта 1931 года администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика на отца Владимира, в которой о нем говорилось как об антисоветски настроенном человеке. 13 марта при амбулаторном обследовании священнику был поставлен диагноз: «Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость». В это время он находился в 4-м лагере на острове Анзер на командировке «Голгофа». 26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья священник был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту. Священник Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 года в половине восьмого вечера и 5 апреля был погребен на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер. Семью со временем известили о смерти отца. 28 июля 1932 года дочь священника Анна написала заявление в Лежневский РИК с просьбой восстановить ее в гражданских правах. Она писала: «Президиум Лежневского поссовета на заседании 22 марта 1932 года, рассмотрев мое заявление с ходатайством о восстановлении в избирательных правах, постановил в просьбе мне отказать “за отсутствием трудового стажа”. Эта мотивировка в отношении меня является несправедливой, так как в настоящее время, достигнув совершеннолетия и не имея третий год отца, работаю самостоятельно в должности старшей кухарки при лежневских детяслях. До этого работала временно уборщицей в аптеке, затем работала на пригородном хозяйстве, потом работала ватерщицей в прядильном отделе лежневской фабрики и работала по найму в качестве прислуги. Итак, перечислив целый ряд пройденных мною работ и прилагая в достоверность к заявлению справки о моих работах, я в заключение моего заявления прошу РИК меня в правах гражданства восстановить» .

http://fond.ru/kalendar/346/vladimir/

Архив Пн Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря 22 августа 2009 г. 12:00 1712   Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713   По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715   На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720   Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827   Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831   На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров. 1831-1833   Вокруг храма возводятся келейные и хозяйственные постройки, конюшня с жильем для трудников. 1833-1835   Старая деревянная церковь переносится вниз, на монастырское кладбище, и освящается в честь Воскресения Христова. В Голгофо-Распятском скиту возобновилась иноческая жизнь. 1923   После упразднения Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. Общее число заключенных достигало трехсот человек, обращение с ними отличалось особой жестокостью.

http://patriarchia.ru/db/text/724304.htm...

Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. 1897 г. Мастерская Веферс в С.-Петербурге (ГИМ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. 1897 г. Мастерская Веферс в С.-Петербурге (ГИМ) Грамоты, которыми пользовались составители Житий И., хранились в ризнице Соловецкого мон-ря. Документы Голгофо-Распятского скита имели свои описи: 1801 г. (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 88-88 об.) и 1826 г. (ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1412). Архим. Досифей (Немчинов) копировал грамоты, относящиеся к Голгофо-Распятскому скиту (РНБ. Солов. 1055/1164; ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1240), и опубликовал их в составе ризничной коллекции документов Соловецкого монастыря ( Досифей (Немчинов) . 1836). О деятельности И. как строителя Анзерского Свято-Троицкого скита и основателя Голгофского скита сообщается во вкладной книге Свято-Троицкого скита, написанной по благословению И. его учеником мон. Макарием в 1710 г. Об основании И. Голгофо-Распятского скита рассказывается в посвященной этому событию повести, составленной в 1713-1715 гг. кем-то из учеников святого, возможно мон. Макарием. Примечательно, что, за исключением заглавия произведения, имя И. в тексте не упоминается, вероятно, потому, что И. запретил жителям Соловков о себе рассказывать (об этом сообщается во вкладной книге Анзерского скита 1710 г.; см.: Севастьянова. 1998. С. 22-28). И. посвящена статья Соловецкого патерика, сложившегося в основном к кон. XVIII в. и до кон. XIX в. пополнявшегося новыми статьями. Биография Судя по синодику Голгофо-Распятского скита, отец И. принадлежал к духовенству. Мн. годы Иоанн служил приходским священником в Москве. Живя в миру, святой имел иноческий настрой, исполнял монашеское молитвенное правило, был сострадателен к бедным, раздавал много милостыни, кормил у себя дома нищих. Свящ. Иоанн был опытным духовником: в беседах и поучениях он учитывал положение и состояние исповедующегося; свои наставления основывал на Свящ. Писании и подтверждал примерами из церковной истории и жизни святых. Святой часто заступался за несправедливо обиженных. Весть о праведной жизни о. Иоанна дошла до царя Петра I Алексеевича , к-рый призвал его для служения в придворной ц. в честь Воздвижения Креста Господня (эту церковь называли Распятской). Вскоре о. Иоанн был назначен духовником царя и членов царского дома.

http://pravenc.ru/text/578146.html

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер. 15 марта Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита. В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие. Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест. В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня. Колокола были отлиты на средства благотворителей. В воскресенье, 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет - Великое освящение храма Распятия Господня. К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами. По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Прп. Иисус составил для Голгофского скита строгий общежительный устав, по к-рому насельникам запрещалось вкушать скоромную пищу, рыбу и вино, не разрешалось иметь личное имущество. Помимо общего иноческого правила полагалось ежедневно в кельях читать 5 кафизм Псалтири, 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины и отроки в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел. помимо пустынников, подвизавшихся в уединенных кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение. В 1718 г. Голгофо-распятский скит был разграблен разбойниками, насельники разбежались. Когда скитяне вернулись, святой упрекнул их за малодушие, и иноки дали обещание не покидать обитель ни при каких обстоятельствах. Прп. Иисус при жизни прославился чудотворениями, исцелениями больных: он не только молился о них, но и перевязывал им раны, мазал их св. елеем. Святой исце-лил инока, обуреваемого блудной страстью. В Житии И., помещенном в Соловецком патерике, рассказывается о том, что молитва старца часто останавливала воров; злоумышленники раскаивались и оставались трудниками в скиту. В скиту не было источника воды - братии приходилось поднимать ее из озера под горой, из-за чего многие роптали. Старец молился Богу и Пресв. Богородице об обретении в скиту источника. Во время молитвы преподобному явилась Пресв. Богородица и указала место для колодца (источник существовал до 1828, когда при строительстве новой каменной церкви на Голгофе он был засыпан). За год до кончины прп. Иисус начал приготовления к возведению в Голгофо-Распятском скиту каменного храма и заплатил строителю Свято-Троицкого скита Герману за строительные материалы. В связи с переводом Германа в др. мон-рь приготовления прекратились. незадолго до кончины прп. Иисус просил новоназначенного строителя Свято-Троицкого скита Спиридона продолжить работы и передал на строительство храма 236 р., 1 алтын и 2 деньги, иером. Филарету, мон. Проклу и послушнику Онисиму старец на те же цели оставил 100 червонных и 38 р. Преподобный предузнал день своей кончины. Перед смертью он просил учеников совершить его погребение без участия мирян, что и было исполнено. Тело старца похоронили на Голгофе в каменном склепе, над к-рым поставили деревянную гробницу, сверху положили доску с записью основных событий жизни И. и с изображением лика преподобного. В 1721 г. почти все ученики преподобного переселились в Соловецкий мон-рь и в Свято-Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. Голгофо-Распятский скит был объединен со Свято-Троицким скитом.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил скиты Соловецкого монастыря Соловки, 18 августа 2014 г.      17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Распятия Господня Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (Соловецкий архипелаг).      Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по м онастырям и монашеству; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря; игумен Евлогий (Стручалин), скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита; иеромонах Георгий (Курдогло), скитоначальник Троицкого Анзерского скита. За богослужением молились: митрополит Курский и Рыльский Герман; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Балтийский Серафим; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; епископ Нарвский и Причудский Лазарь; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков; епископ Котласский и Вельский Василий; архимандрит Паисий (Юрков), избранный и нареченный во епископа Щигровского и Мантуровского; председательСинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; ответственный секретарьУправления делами Московской Патриархии иеромонах Мисаил (Сарафанов). В храме присутствовали министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев и губернатор Архангельской области И.А. Орлов. Богослужебные песнопения исполнили участники братского хора Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева).      После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии скитоначальник Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий (Стручалин) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству образ Ангела-Хранителя. Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом и передал в дар скиту икону преподобного Варнавы Гефсиманского с частицей мощей.

http://pravoslavie.ru/73005.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010