Протоиерей Всеволод Чаплин: Соловецкий монастырь – это памятник вере и духу нашего народа 26 августа, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Соловецкий архипелаг – его монастыри и скиты, его музеи — это, наверное, одно из двадцати, может быть, десяти главных мест нашей страны. 26 августа. ПРАВМИР. Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 23 августа 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества «Что для России значат Соловки». Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. Несколько дней назад, в связи с престольным праздником Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и веся Руси Кирилл посетил Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Его Святейшеством были совершены богослужения в самом монастыре и в Голгофо-Распятском Анзерском скиту, были посещены объекты, которые сейчас восстанавливаются в монастыре, и было проведено совещание по восстановлению и развитию монастыря и всего Соловецкого архипелага с участием вице-премьера России Ольги Юрьевны Голодец, трех федеральных министров, множества представителей разных органов власти — как федеральных, так и региональных во главе с губернатором Архангельской области Игорем Анатольевичем Орловым. Обсуждались вопросы поиска средств и тех технически оптимальных решений, которые помогли бы восстановить в кратчайшие сроки и качественно здания монастыря, скиты и все объекты социального, гражданского значения, которые сегодня присутствуют на Соловецком архипелаге. Некоторые сегодня спрашивают: «Почему такое внимание к Соловкам? Не лучше ли направить государственные средства и всевозможные усилия понемногу в разные места, не выделяя какое-то одно место, какой-то один исторический памятник?». Так, наверное, рассуждают те, кто не понимает значения этого места, как и других выдающихся религиозно-исторических мест, для нашей страны. Соловецкий монастырь – это памятник вере и духу нашего народа. Это место связано с необычайными человеческими усилиями, которые сделали возможным в очень непростых условиях — природных, политических, экономических — создать настоящую жемчужину русского северного монашества. Это место, в которое многие поколения иноков притягивали множество паломников своей силой, своим подвигом, своей верой, а самое главное — Божией силой, исцеляющей и преображающей.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

В Воронежской епархии освящена часовни в честь новомучеников Алексиево-Акатова монастыря Воронеж, 19 сентября 2007 г. 17 сентября в день празднования Собора всех святых, в земле Воронежской просиявших, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин освящения часовни в честь новомучеников Алексиево-Акатова монастыря г. Воронежа: священномученика Петра (Зверева), преподобномучеников Иннокентия (Беда), Космы (Вязникова), Тихона (Кречкова), Георгия (Пожарова). Затем в новоосвященной часовне владыка Хрисанф совершил панихиду за которой были вознесены молитвы о упокоении почивших архипастырей, понесших труды на Воронежской кафедре и насельников Алексиево-Акатова монастыря, сообщает сайт Воронежской епархии. Священномученик Петр (Зверев) возглавлял Воронежскую епархию в 1926 г. Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными. При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. В ноябре 1926 года святитель был арестован. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Поздней осенью священномученик оказался на Соловках. В 1929 г. владыка Петр скончался в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер Соловецкого архипелага. Неизменным спутником и сослужителем архиепископа Петра (Зверева) был архимандрит Иннокентий (Беда). Человек тихий и кроткий, он был ближайшим помощником архиерея. Отец Иннокентий был арестован по «делу» владыки 17 декабря 1926 года Воронежским ОГПУ и приговорен к трем годам заключения в концлагерь на Соловках. Архимандрит Иннокентий умер 24 декабря (6 января) 1928 года в три часа утра, накануне праздника Рождества Христова, в самый сочельник, не произнеся ни одного слова ропота, и был погребен на монастырском кладбище неподалеку от церкви преподобного Онуфрия Великого. Священномученик Тихон (Кречков) родился в 1862 году в селе Платава Коротоякского уезда Воронежской губернии в крестьянской семье. С детства стремясь к иноческой жизни, он поступил послушником в Алексиевский монастырь в Воронеже, где был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. В 1930 году архимандрит Тихон вступил на крестный путь: он был арестован вместе с братией Алексиевского монастыря. Коллегия ОГПУ приговорила отца Тихона к расстрелу. Он был расстрелян 2 августа в десять часов вечера неподалеку от Воронежа вместе с десятью осужденными. Вместе с архимандритом Тихоном в тот же день были расстреляны иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников). Новомученики Алексиево-Акатова монастыря были прославлены в лике святых на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. 19 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24005.html

Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках, но самым страшным местом на острове стала " Секирка " - Свято-Вознесенский храм с маяком , стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для " штрафных " , обычно умиравших от невыносимых условий. На острове Анзер в Голгофо-Распятском скиту находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью за те издевательства, которым здесь подвергались страдальцы. Поначалу после закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных. Они работали " инструкторами " на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось совершать в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. В 1932 году последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения запрещены. В 1932 - 1938 годы большинство из заключенных были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Среди них имена священномучеников митрополита Горьковского Евгения ; архиепископа Семипалатинского Александра , архиепископа Верейского Илариона , архиепископа Воронежского Петра ; преподобномучеников архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора и множества других . По словам наместника возрождающейся обители Иосифа (Братищева) : " Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь: Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей - Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. " Соловецкий монастырь Храмы, архитектура Ныне архитектурный ансамбль монастыря составляют: Настоятели и наместники Святые и святыни Святую обитель прославили многочисленные подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях.

http://drevo-info.ru/articles/1427.html

Ревнители благочестия особо выделяли Свято-Троицкий скит из множества русских монастырей, существовавших в начале XVIII века. Иеродиакон Дамаскин из Чудова монастыря отмечал: «На Соловецком острове, когда был я там, нашел один скит не на том же Соловецком, но на другом, близ его острове, называемом Анзер. В нем есть церковь каменная и семнадцать келлий братских кругом церкви поблизости, и, кажется, монастырю тут быть, а не скиту: все заведено там по монастырскому обычаю, а не по скитскому, и в близости друг к другу живут, и в церковь ходят все каждый день ко всякому церковному правилу, и благовест и звон – все по монастырскому чину бывает, и часы на колокольне, и строитель, который управляет всем братством. И сие место у нас есть славное и дивное, от мира весьма удаленное и беспопечительное о внешних. На все телесныя потребы иноков дается милостыня довольная от великого государя, выезжает строитель каждый год в город и привозит на всю братию, чем кому питаться и одеваться: и такого пустынного места другого во всей России не сыскать. И один только сей скит Анзерский обретается близ Соловецкого монастыря». В 1709 году по завещанию преподобного Елеазара на Анзер были доставлены две иконы, которыми благословили угодника Божия его родители при расставании. Их привез из Кеми родственник преподобного Иоаким Дмитриевич Севрюков. В 1713 году преподобный Иов (в схиме Иисус) основал новый Голгофо-Распятский скит. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. После смерти преподобного Иова в 1720 году скитский строитель Спиридон неправедно объявил, будто Иов при своей кончине приказал деньги и материалы, заготовленные для строительства каменной церкви на Голгофе, передать в Свято-Троицкий скит на сооружение теплого храма. Новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была вскоре построена за алтарем Троицкого храма. Но в 1741 году эта церковь, на которую были употреблены «кирпич и известь голгофская на деньги иеросхимонаха Иисуса, неправильно присвоенные по смерти его, гневом Божиим сгорела». Как видно из отводных книг Троицкого скита, при пожаре сгорели и иконы, принадлежавшие прежде преподобному Елеазару.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Один из скитской братии, будучи обуреваем блудной страстью, пришел к преподобному просить помощи с намерением исполнить все, что повелит старец. Преподобный, научив его воздержанию, прикоснулся своим жезлом к телу брата и – тотчас же плотская страсть исчезла, и инок никогда более ею не страдал (1, с. 128). Блаженный монах Макарий-летописец Этот выдающийся духовный питомец святых Соловков, блаженный монах Макарий (1660 – † вскоре после 1714), по прозвищу Летописец, был учеником преподобного Иова, основателя знаменитого Голгофо–Распятского скита. Благодаря его неутомимым трудам, поколения христиан XXI века имеют благодатную возможность прикоснуться к бесценной соловецкой духовной сокровищнице. Он родился в Москве в 1660 году. Это были годы царствования благочестивого российского царя Алексея Михайловича Романова. Его мирское имя осталось неизвестно. Но сохранились достоверные сведения о том, что личность эта во многих отношениях была далеко незаурядная, он происходил из дворян, получил хорошее образование, обладал даром слова и способностями к живописи. Когда будущему соловецкому пострижен– нику исполнилось 33 года, он начал всерьез искать пути ко спасению своей души и в 1694 году, оставив мирскую жизнь, ушел на Соловки. Однако и в монастыре на Большом Соловецком острове он не нашел желаемого пустынного безмолвия и зимой, в Рождественский пост, перебрался на более пустынный остров Анзер. Там встретил его иеромонах Товия, начальник Свято-Троицкого скита, именовавшийся по обычаям тех времен скитским строителем. После беседы, убедившись в искреннем стремлении прибывшего боголюбца ко Господу, отец Товия постриг его в монашеский чин. Новопостриженный инок заметно преуспевал в смирении, послушании и молитве, отличался большой ученостью. Превосходное знание церковного устава и богослужебных книг сделало молодого монаха Макария незаменимым в храме. Строитель Товия, видя такие успехи нового пустынника, решил обрести в его лице верного помощника, ибо в Троицком скиту для отправления служб не хватало священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По получении последней грамоты, старец сдал навсегда строительство Анзерскаго скита и с некоторыми учениками перешел для жительства на гору Голгофу. Поселившись на ней, он начал устраивать скит. Вскоре ученики Иисуса соорудили на Голгофе деревянную церковь, которая, к общему утешению, освящена была архимандритом Фирсом в честь Распятия Господня, согласно грамоте преосвященного, от 15–го мая 1715 года. Петр I, узнав о явлении блаженному старцу Пресвятой Богородицы и новоустраиваемом Распятском ските на Голгофе, по особенному расположению к бывшему духовнику, много помог ему своими щедротами. Так, в скором времени последовало повеление об отпуске каждогодно из архангельских государственных хлебных магазинов хлеба на продовольствие братии Голгофскаго скита. А в 1714 году, при самом начале устройства скита, для церкви Голгофской от царевны, великой княжны Марии Алексеевны, поступило пожертвование многих драгоценнейших утварей, одежды и книг, с клеймами, именно в Голгофский скит. Особенно же дорогою жертвою была местная святая икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченными полями, и в ней вкладной ящик со многими св. мощами. Царица Параскева Феодоровна (вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича), кроме других пожертвований, пожаловала на строение церковное на горе Голгофе сто рублей, а князь Меньшиков дал сто червонцев. Много было и других благотворителей. Но особенно попечение о строении Голгофо–Распятскаго скита имела уже известная благодеянием скиту царевна Мария Алексеевна. Вот письмо ея по этому предмету к архимандриту Фирсу. «Пречестныя обители Соловецких Чудотворцев отцу архимандриту с братиею усердствуем, да благодать Божия, милость, мир и любовь, при всегдашнем благоденствии, да умножаются. Писано прежде сего к пречестности вашей, дабы старательство имели о всяких припасах, как о кирпиче, так и о других надлежащих нуждах в Свято–Распятский Анзерский скит, к хотящей быть Распятия Господня каменной церкви, и ныне просим: да попечение имеете к оному Богом избранному и прославляемому месту, а наипаче о кирпиче прилежное попечение потребно. Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась за переменою вице–губернатора Алексея Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его святаго волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и пошлет ктиторов к оной св. церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пречестнаго отца Иисуса на оный и прочие припасы берите. Повторяя, просим и повелеваем, дабы прилежное попечение и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздаст вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя предаем. Ц. Мария с царствующаго града Москвы, 1715 года марта 15–го дня».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

На Соловках на горе Голгофе состоялось освящение храма Распятия Господня 25 августа 2008 г. 12:43 Освящение восстановленной каменной церкви Распятия Господня XIX века состоялось в воскресенье на острове Анзер, на горе Голгофе, самой высокой точке Соловецкого архипелага, передает корреспондент РИА «Новости». Чин великого освящения совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехово-Зуевский Алексий . Владыке сослужили и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий, скитоначальник игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов . На богослужении присутствовали более 100 человек. Паломники приехали на торжества не только с Большого Соловецкого острова, который отделен от Анзера двумя-тремя часами пути по Белому морю на катере, но и из Москвы и других городов. Многие местные жители Соловков, несмотря на суровые условия острова, специально нарядились к празднику. Постоянно в скиту Анзера, помимо его начальника, живут несколько монахов и послушников и несколько трудников. В летнее время их число может достигать 50 человек и больше. Скит ведет свое небольшое хозяйство: содержит двух лошадей, кур, теплицу и огород. Насельники сами выращивают картофель, салат, ловят рыбу, собирают грибы и ягоды, которых в летнее время немало на острове. Все постройки, за исключением освященного ныне храма Распятия Господня, — деревянные. Голгофо-Распятский скит на Анзере был основан преподобным Иовом по благословению архиепископа Варнавы в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Пресвятой Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый, каменный храм.

http://patriarchia.ru/db/text/451533.htm...

Массовая застройка Соловкам не грозит 7 сентября 2017 г. 13:26 Интервью благочинного Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрита Ианнуария (Недачина) «Журналу Московской Патриархии» . Пути в обитель — типичные и не совсем — Ваше Высокопреподобие, какова сейчас численность монастырской братии? — Общее количество братии сейчас достигает девяти десятков человек. В это число входят около 20 постоянно (в том числе в зимний период) проживающих в обители трудников (каждый из них определяется в отношении того, чтобы стать послушником). Насельников в постриге и послушников, таким образом, в сумме получается 70 — это с учетом всех скитов и пустыней. — Все ли из них удалось вернуть к жизни или же обустройство каких-то скитов и пустыней для постоянного пребывания только еще планируется? — Монашеское общежитие возрождено во всех исторически известных скитах и пустынях Соловецкого архипелага. В анзерских Голгофо-Распятском и Троицком, в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе есть постоянные братства с числом насельников от трех до пятнадцати. В пяти других местах — в Савватиевском, Исаакиевском, Муксалмском, Андреевском скитах и в Филипповой пустыни — постоянно находятся по одному-двум монашествующих. Восстановлены пока еще далеко не все разбросанные по архипелагу часовни. Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, можно вспомнить, что накануне революции численность братии нашего монастыря составляла 220 человек, то есть превышала нынешний показатель всего лишь втрое. Но надо учитывать, что тогда применялся в основном ручной труд, в хозяйстве не было тракторов, большой котельной, кухонь с современным оборудованием. Я бы сказал так: и век назад, и сейчас монастырь живет с некоторой небольшой постоянной перегрузкой братии (то есть для монастырских трудов требуется несколько больше людей, чем имеется). Но вообще-то, Соловецкий монастырь особенно густонаселенной обителью не был никогда. Пик численности братии наблюдался здесь при святителе Филиппе, когда в обители постоянно проживало 450 человек. Но никто не ставит перед собой цели в ближайшем будущем довести численный состав до этой отметки. Да и не от нас это зависит, ведь каждого человека в монастырь приводит Бог.

http://patriarchia.ru/db/text/5004861.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Архангельские поисковики обнаружили место затопления части соловецких колоколов 17.10.2006 Участники подводно-поисковой экспедиции обнаружили на дне озера Банное (акватория Белого моря) пропавшие в 1920-е годы колокола Анзерского скита Соловецкого монастыря . Как сообщили в штабе экспедиции, " с помощью современных приборов под толщей озерной воды и донных отложений были обнаружены так называемые " материальные объекты " из предметов монашеского быта, а также один из колоколов " . " Часть находок мы извлекли, а когда попытались поднять колокол, выяснилось, что рядом, на дне озера, покоятся останки людей. Возможно, это были тела монахов, возможно, заключенных Соловецкого лагеря. Так или иначе, но дальнейшие работы было решено прекратить " , - сказали в штабе. Однако члены экспедиции решили вернуть анзерские колокола на звонницу местного скита, организовав сбор средств на отлив новых колоколов. В сентябре на Воронежском заводе им. Анисимова мастера отлили десять колоколов, на каждом из которых присутствует слово " Архангельский " . На днях колокола были переданы в дар Голгофо-Распятскому храму. В следующем году подводная экспедиция намерена продолжить в Белом море поиск соловецких колоколов. По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять - в Троицком скиту, восемь - на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы - каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола — 50 штук - исчезли при чрезвычайно таинственных обстоятельствах в начале двадцатых годов прошлого века. Некоторые документы утверждают, что, когда колокола пытались вывезти на материк, во время шторма их поглотило Белое море. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов.

http://drevo-info.ru/news/1618.html

Об этом сегодня свидетельствуют экспонаты музея, который специально создан на Соловках. Об этом рассказывают экскурсоводы, об этом помнят многие священнослужители, которые из рассказов родственников, из книг, из документов знают о том, что происходило во времена «Соловецкого лагеря особого назначения». Об этом много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл, когда посещал Соловки. Об этом он сказал многажды и в нынешнее свое посещение, особенно в Голгофо-Распятском скиту, где в деревянном храме было страшное место, в котором люди умирали от болезней. Там им оказывалась лишь минимальная помощь, там живые находились вместе с мертвыми. Сейчас вновь в этом храме утвержден престол Божий, сооружен иконостас, совершаются богослужения, и Святейший Патриарх призвал помнить о том, что в этом месте, которое сейчас выглядит очень и очень благолепно, происходили страшные события. Наш долг — не забывать о них. Не только потому, что Господь во многих подобного рода местах прославил мучеников, но и потому, что нам надо знать, к чему приводит агрессивное самодовлеющее безбожие. Это очень важно для нашей истории. Как уже было сказано, во время пребывания Святейшего Патриарха на Соловках состоялось совещание по восстановлению и развитию Соловецкого архипелага. И вот, что на этом совещании было сказано Его Святейшеством: «Мы собираемся в преддверии главного праздника монастыря — праздника Преображения Господня. Само слово " преображение " предполагает изменение. При этом преображение есть не просто изменение, но изменение к лучшему. Всякое преображение предполагает рост, развитие, совершенствование... В каком-то смысле то, ради чего мы собрались, связано с преображением этой обители, которая в ХХ веке претерпела тяжелейшие испытания. Помимо того, что тысячи и тысячи людей физически и духовно страдали здесь, находясь в заключении, и шедевры архитектуры, замечательные образцы нашей национальной материальной культуры были порушены или же сильно повреждены. И все эти разрушения, все эти раны и язвы, нанесенные в тяжелые годы, необходимо сегодня исцелить».

http://patriarchia.ru/db/text/3710342.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010