Когда стали употреблять печатные антиминсы, тогда приготовление напечатанных антиминсов к освящению состояло в пришитии мешечка для св. мощей и сделании надписи, в какую церковь дан антиминс и т. под. Эти обязанности принадлежали тем лицам, которые хранили освященные антиминсы. Из дел Св. Синода за 1722 год видно, что рассылка антиминсов по церквам Синодальной области относилась к обязанности Казенного Приказа (Полн. собр. постан. и распоряж. по ведом. прав. исповед. Гос. имп. Т. II. 693, стр. 370). В Московской епархии в 1743 году выдавал антиминсы с синодального дома Иеромонах (История Московского епархиального управления, Николая Розова, ч. 2, стр. 298 и примеч. 69). В С.-Петербурге в 1757 году антиминсы хранились в Петропавловском соборе (см. выше, стр. 106) и, по нужде, отпускались из него даже в другую епархию 238 . Получение же антиминса, для доставления его в храм, но всем было дозволено. Симеон Солунский говорит, что каждый антиминс есть священная трапеза, исполненная славы Божией, и что посему должно наблюдать, чтобы антиминсы не лежали в простых домах и как случится, и чтобы не касались их мирские люди, неимеющие к тому ни потребности, ни достоинства (Нов. Скриж. ч. III, гл. VIII, § 10). Посему, освященные антиминсы были получаемы от соборян, для доставления в храм, только священнослужителями, и разве по нужде церковнослужителями. Вот что мы читаем в граматах Архиереев. В грамате преосвященного Варлаама, Митрополита Новгородского, 7101 (1593) г., в Соловецкий монастырь игумену Иакову – сказано: «И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б для антиминсов прислал к нам в Новгород от священных, кому те антиминсы везти, а не от простых людей». (Географич., истор и статистич. опис. Соловец. мон. Архпм. Досифея, изд. 2. Москва 1853. Ч. 2, стр. 107). В грамате, данной преосвященным Варнавою, Архиепископом Холмогорским и Важским, в 1713 году июля 15-го, строителям, в Голгофо-распятском скиту в Соловецком монастыре, церквей во имя распятия Иисуса Христа и Успения – Иеромонаху Иисусу и монаху Макарию, между прочим, сказано: «А как те церкви построены и к освящению изготовлены будут, тогда о освящены тех церквей и о антиминсех бити челом нам, преосвященному Архиепископу; а ради приятия от нас антиминсов, быти к нам Иеромонаху или Иеродиакону, а не простолюдину » (Там же стр. 51, 52). В следующем (1714) году строитель Иисус получил от того же Архиепископа грамату, в которой, между прочим, было сказано: «а антиминс в ту новостроенную церковь тебе, строителю, при сей нашей архиерейской благословенной грамате выдан; а везти тебе, строителю, той антиминс со всяким бережением и чистотою.» (Там же стр. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пройдя через темный «коридор скорби», посетители оказываются в более светлом «зале памяти». Он символизирует победу света над тьмой, победу жизни над смертью. Пройдя через темный «коридор скорби», посетители оказываются в более светлом «зале памяти». Он символизирует победу света над тьмой, победу жизни над смертью На двух противоположных стенах – видеопроекции Соловков. На левой стене представлены цветные виды современных Соловков, снятые с высоты птичьего полета. На фоне этих пейзажей – цитаты из Священного Писания и высказывания новомучеников. На правой стене – фотографии Соловков периода существования СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения, 1923–1937 гг.) и СТОН (Соловецкой тюрьмы особого назначения, 1937–1939 гг). Соловки того периода назвали «Русская Голгофа». Мы символически прошли «путь на Голгофу», поднявшись по лестнице вверх, как поднимался в 1929 году на гору Голгофу на острове Анзер священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский. Он умер от тифа в Голгофо-Распятском скиту, в котором был размещен лагерный лазарет. Фото священномученика Петра, написавшего на Соловках акафист преподобному Герману Соловецкому, посетители могут увидеть в видеоряде. На сменяющихся фотографиях мы видим и остров Анзер, и храмы Соловецкого кремля, превращенные в тюремные бараки. Новомученики и исповедники в тяжелых условиях не только не впали в уныние, но и продолжали созидать и помогать людям. Перед нами снимок удостоверения заключенного отца Павла Флоренского, который на Соловках изобрел способ изготовления йода из беломорских водорослей. На фотографии рыболовецкой артели запечатлен владыка Иларион (Троицкий), говоривший по этому поводу: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рыбари показа». Он ничуть не гнушался этой работой, и не только ловил рыбу, но и чинил и вязал сети, и спасал с риском для жизни в Белом море лагерного начальника, который, по воспоминаниям Бориса Ширяева, после этого случая поверил в Бога. Перед нами изображение монастырского кладбища с церковью, посвященной преподобному Онуфрию Великому. Благодаря этой уникальной фотографии, мы можем увидеть, как выглядел разрушенный в 1940 году и не восстановленный до сих пор храм. В этой церкви некоторое время продолжались богослужения для оставшейся на острове братии Соловецкого монастыря. Именно в этом храме в пасхальную ночь 1927 года произошло невиданное чудо – пасхальная служба, которая была проведена благодаря владыке Илариону.

http://pravoslavie.ru/140953.html

– Как Вы оцениваете предпринимаемые различными заинтересованными сторонами шаги к выработке программы развития Соловков? Кто является участниками этой работы? Насколько активно участвует в этом Русская Православная Церковь? Когда можно ожидать конкретные выводы и результаты? – Основные усилия прикладываются сейчас к разработке соловецкой ФЦП. В работе участвуют несколько федеральных министерств, координацию которых ведут Министерство регионального развития РФ, правительства Архангельской области и Республики Карелии. Русская Православная Церковь участвует в этом процессе через монастырь и на уровне синодальных отделов; ключевые вопросы проекта рассматривает Святейший Патриарх. В ближайшее время Правительству России должна быть предложена для утверждения концепция ФЦП. Вместе с тем, ФЦП – это, хоть и самый весомый в наше время, но все-таки инструмент. Он хорош, когда точно знаешь, какую цель хочешь достичь с его помощью. В этой связи нельзя не видеть противоречия: инвестиционные проекты планируются в отсутствии ясной стратегии развития Соловков и, прежде всего, правового статуса архипелага. Надо сказать, что поручение Президента России в этой части выполняется правительством несравненно хуже, чем в части создания ФЦП. Надеемся, что перекос будет вскоре устранен. – Отец Порфирий, можно ли говорить о возрождении скитской жизни на Соловках? Не мешают ли этому активные ремонтно-восстановительные работы на многих скитских памятниках? – Ныне действуют скиты в Савватиево и на Секирной горе, а также Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский на Анзере. Затеплилась монашеская жизнь в Исаково, на очереди – Андреевский скит на Заяцком острове. Восстановительные работы ведутся в Сергиевском скиту на Муксалме и в Филипповской пустыни. Конечно, возрождение духовной жизни и реставрация скитских зданий – не одно и то же. «Иноческая жизнь, – как сказано в Соловецком Патерике, – и по назначению, и по свойству своему, есть внутренняя, сокровенная… Подвиги на этом поприще большею частию остаются известны одному всевидящему Богу». Но с другой стороны, не стоит и противопоставлять то, что называется внутренним, – внешнему. Когда монашеская жизнь строится на здоровом духовном основании, случается по Апостолу Павлу: «Всё споспешествует во благое» (Рим 8. 28). И строительство становится не препятствием для духовного делания, а одной из сторон той подвижнической жизни, которую ведет братия в непростых скитских условиях.

http://pravmir.ru/arximandrit-porfirij-s...

Времена смуты (до 1615)  Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. 1620  Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. 1634  Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого. 1635  Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. 1652  Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона. 1668-1676  «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. 1713  Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. 1765  Соловецкий монастырь становится ставропигиальным. 1854  Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители. Начало ХХ века  На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. 1920  Упразднение монастыря советской властью. 1923  Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ. 1928  Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

Об этом сегодня свидетельствуют экспонаты музея, который специально создан на Соловках. Об этом рассказывают экскурсоводы, об этом помнят многие священнослужители, которые из рассказов родственников, из книг, из документов знают о том, что происходило во времена «Соловецкого лагеря особого назначения». Об этом много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл, когда посещал Соловки. Об этом он сказал многажды и в нынешнее свое посещение, особенно в Голгофо-Распятском скиту, где в деревянном храме было страшное место, в котором люди умирали от болезней — там им оказывалась лишь минимальная помощь, там живые находились вместе с мертвыми. Сейчас вновь в этом храме утвержден престол Божий, сооружен иконостас, совершаются богослужения, и Святейший Патриарх призвал помнить о том, что в этом месте, которое сейчас выглядит очень и очень благолепно, происходили страшные события. Наш долг — не забывать об этих событиях. Не только потому, что Господь во многих подобного рода местах прославил мучеников, но и потому, что нам надо знать, к чему приводит агрессивное самодовлеющее безбожие. Это очень важно для нашей истории. Как уже было сказано, во время пребывания Святейшего Патриарха на Соловках состоялось совещание по восстановлению и развитию Соловецкого архипелага. И вот, что на этом совещании было сказано Его Святейшеством: «Мы собираемся в преддверии главного праздника монастыря — праздника Преображения Господня. Само слово «преображение» предполагает изменение. При этом преображение есть не просто изменение, но изменение к лучшему. Всякое преображение предполагает рост, развитие, совершенствование. В каком-то смысле то, ради чего мы собрались, связано с преображением этой обители, которая в ХХ веке претерпела тяжелейшие испытания. Помимо того, что тысячи и тысячи людей физически и духовно страдали здесь, находясь в заключении, и шедевры архитектуры, замечательные образцы нашей национальной материальной культуры, были порушены или же сильно повреждены. И все эти разрушения, все эти раны и язвы, нанесенные в тяжелые годы, необходимо сегодня исцелить».

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Вместе с тем, ФЦП — это, хоть и самый весомый в наше время, но все-таки инструмент. Он хорош, когда точно знаешь, какую цель хочешь достичь с его помощью. В этой связи нельзя не видеть противоречия: инвестиционные проекты планируются в отсутствии ясной стратегии развития Соловков и, прежде всего, правового статуса архипелага. Надо сказать, что поручение Президента России в этой части выполняется правительством несравненно хуже, чем в части создания ФЦП. Надеемся, что перекос будет вскоре устранен. — Отец Порфирий, можно ли говорить о возрождении скитской жизни на Соловках? Не мешают ли этому активные ремонтно-восстановительные работы на многих скитских памятниках? — Ныне действуют скиты в Савватиево и на Секирной горе, а также Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский на Анзере. Затеплилась монашеская жизнь в Исаково, на очереди — Андреевский скит на Заяцком острове. Восстановительные работы ведутся в Сергиевском скиту на Муксалме и в Филипповской пустыни. Конечно, возрождение духовной жизни и реставрация скитских зданий — не одно и то же. «Иноческая жизнь, — как сказано в Соловецком патерике, — и по назначению, и по свойству своему, есть внутренняя, сокровенная… Подвиги на этом поприще большею частию остаются известны одному всевидящему Богу». Но с другой стороны, не стоит и противопоставлять то, что называется внутренним, — внешнему. Когда монашеская жизнь строится на здоровом духовном основании, случается по апостолу Павлу: «Все споспешествует во благое» (Рим. 8:28). И строительство становится не препятствием для духовного делания, а одной из сторон той подвижнической жизни, которую ведет братия в непростых скитских условиях. — Как Церковь оценивает исторический опыт Соловков прошлого века? И вообще, как могло случиться, что в православной стране произошло такое искажение сознания, которое привело к массовому истреблению людей, разрушению традиций, нарушению ценностных ориентиров? — Религиозно-философское осмысление российской катастрофы XX века уже сделано нашими благочестивыми предшественниками. Причем чаще всего — не в тишине ученых кабинетов или келий, а среди раскатов апокалипсического грома. Хочу вам привести несколько цитат.

http://patriarchia.ru/db/text/3051874.ht...

ПУТЬ К БОГУ " С первых же шагов своей пастырской деятельности он обнаружил невольно свои высокие свойства " : старался сам ежедневно совершать Божественную Литургию, если же не имел к тому возможности, то становился на клирос в качестве певчего. Большую часть времени о.Иоанн посвящал молитве. Дома он выполнял все монашеские правила, но принять постриг не торопился, решив сделать это лишь по воле Божий. Праведная жизнь о.Иоанна поразила царя Петра I, который попросил его стать своим духовником. Чуждый суетной славе о.Иоанн не возгордился своей близостью к царю и остался таким же простым и добрым человеком, каким он был прежде. В трудах и подвигах христианских о.Иоанн достиг преклонных лет. Ему было 60 лет, когда, по воле Господа, в его судьбе произошла очередная перемена – будучи сосланным в Соловки он принял постриг. Путь в Соловки для о. Иоанна был радостным: наконец-то порваны последние связи с миром, и можно без остатка отдать себя исключительно на служение Господу. Приближаясь к Соловецкой обители старец сладостно воспевал слова псаломские : " се удалихся, бегая " мира и " водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури " . В Соловецком монастыре отец Иоанн был пострижен в монахи с именем Иова. В обители он нес послушания в кухне, а затем- при монастырской трапезе. " Постом, ночным бдением, покорностью и смиренным послушанием он изумлял всю братию. Так что вскоре окружавшие его стали подражать новому необычайному послушнику " . " Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальству. Без чего, говорил, нет спасения, послушание- первая из всех добродетелей " . По ночам преп. Иов обходил кельи братии и если же замечал праздные разговоры, стучал в дверь и уходил опечаленный, а наутро призывал нерадивого инока и обличал наедине. В 1710 г. преподобный принял схиму с именем Иисуса, " в память Иисуса Навина, вождя Израильского " . Святому Иисусу Бог открыл время приближавшейся кончины: задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Преподобный Иов почил о Господе в основанном им Голгофо-Распятском скиту 6 (19) марта 1720 г. Ему было 85 лет.

http://pravicon.com/info-2520

Теперь ко второй части вопроса, касающейся церковного пения: чтобы судить об уровне, надо знать, как с этим обстоят дела в городских храмах. Я этого не знаю. Если же рассуждать о традиции церковного пения в целом, вот пример. На Соловках, на Анзере, в Голгофо-Распятском скиту в тихом молчании уже больше 10 лет опять живут монахи. Численность насельников скита сейчас около 15-17 человек, и это больше, чем до революции. Когда там начинали возрождать жизнь, попробовали служить по уставу, который оставили отцы 300 лет назад, и не смогли. Современный человек не в силах вынести этого. Один из возрождавших монашескую жизнь на Анзере, иеродиакон Кириак, пришел из старообрядцев и принес с собой крюковое пение. И вот там давно поют по крюкам. До определённого времени церковные песнопения записывались именно так. А это ведь культура совершенна иная. Для человека, привыкшего к четырехголосному пению в наших церквях, первое время служба даже кажется немного другой, поскольку это иная звуковая среда. Этот музыкальный язык надо осваивать, что на самом деле не так трудно, просто этим надо заниматься. Человек, который умеет управлять голосом и знает нотную грамоту, говорят, освоит такое быстро. Мне импонирует вот какая точка зрения: когда мы приходим в храм, мы должны попасть в другую атмосферу. То, что нас окружает в мире, это одно, привычное. А там - и звук, и полумрак, и всё, что тебя окружает - совершенно другое. Это правда. В такой обстановке ты можешь на время «выйти» из суетного мира, сменить знакомый окружающий ландшафт, что вокруг тебя, на пространство без техники, информации и суеты, с другим ощущением времени. Мне очень запомнился рассказ анзерской братии о том, что в Греции некоторое время назад возникло движение (причем оно шло не сверху, а снизу) за возрождение одноголосного пения византийской традиции, и люди преуспели в этом, церковь запела «по-старому». Однако, думаю, у нас это пока невозможно. В основной массе церковного народа такое пение не приживётся. Хотя, думаю, этим очень даже стоит заниматься. Некоторые скажут: получается, традиция для избранных. Конечно! А разве это не так? Раз ты переступил порог церкви и хочешь понимать, что там происходит, тебе придётся потрудиться, как, например, приходится трудиться в освоении иностранного языка. Если приехать в Англию и говорить не на английском, никто же не поймет. Так же и здесь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

Спустя годы он удостоился явления Пресвятой Богородицы у подножия крутой лесистой горы на острове Анзер Соловецкого архипелага – и услышал повеление Царицы Небесной: «Сия гора наречется вторая Голгофа, на ней будет церковь Распятия Сына Моего и Господа и устроится скит для вселения иноков и тебя…». Престарелый Иов, уже постриженный в схиму с именем Иисус, приступил к строительству. Сто с лишним лет спустя, на вершине анзерской Голгофы была возведена красивая каменная церковь Распятия Господня. Старая деревянная церковь, построенная под руководством преподобного Иова, была перенесена с вершины горы к ее подножию и переосвящена в память Воскресения Христова. В скиту размеренно текла монашеская жизнь, и почти забылось малопонятное предсказание Богородицы о том, что на этой горе обретет вечный покой великое множество христиан. Прошло еще столетие. Зимой 1928-1929 гг., в разгар эпидемии тифа в Соловецком лагере, уединенный Голгофо-Распятский скит был переоборудован под стационар медчасти. В стены церкви Распятия Христова свозили тифозных больных – не столько для лечения, сколько для изоляции от здоровых людей. «Картина… была ужасна, – вспоминал очевидец – название Голгофы вполне оправдывалось. В тесных помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый воздух, что само пребывание в нем... казалось смертельным... Истощенные люди... скелеты, обтянутые кожей, голыми, шатаясь, выбегали из часовни к проруби, чтобы зачерпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись, они умирали...». Логика вопиющих камней, подтолкнувшая лагерное начальство устроить это место страданий в церкви Распятия Господня – подсказала приспособить древнюю церковь Христова Воскресения под морг. Архиепископ Петр заболел тифом в январе 1929 года. Он скончался через две недели пребывания в голгофской «больнице», 7 февраля. В день смерти владыка попросил обтереть свое тело губкой и переодеть в длинную рубаху, в которой когда-то принимал монашеский постриг. Вечером он несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает»; последняя фраза осталась недописанной.

http://pravmir.ru/creative/svyashhennomu...

Обновленцы перед угрозой полного краха вновь прибегли к интригам против православных, обвиняя их в политической нелояльности. В конце концов они добились своего. 3 февраля 1924 г., в день иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», епископ Мануил был арестован и в октябре приговорен к трехлетней ссылке в Соловецкий лагерь. Несколько ранее, в конце 1923 г., был арестован и ближайший помощник патриарха архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) , которого заменил в Патриаршем Синоде архиепископ Крутицкий Петр (Полянский) . В 1923 г. были арестованы архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов), епископы Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Анатолий (Грисюк) , Вассиан (Пятницкий), Гавриил (Абалымов), Евсевий (Рождественский), Филипп (Гумилевский), Лука (Войно-Ясенецкий) и вернувшиеся из обновленчества Артемий (Ильинский), Киприан (Комаровский), Софроний (Старков), а вместе с ними тысячи священников, диаконов, церковнослужителей и благочестивых мирян. Большинство архиереев ссылали в Соловецкий лагерь особого назначения, а самым страшным местом на Соловках была штрафная командировка, расположенная в основанном преподобным Иовом Голгофо-Распятском скиту на Анзерском острове. В конце 1924 г. здоровье Святейшего Патриарха Тихона, потрясенное выпавшими на его долю многими тяжкими испытаниями, резко пошатнулось. Святитель Тихон страдал хроническим воспалением почек, общим склерозом и грудной жабой. 13 января он согласился переехать из Донского монастыря в частную клинику Бакуниной на Остоженке, где в его лечении участвовал знаменитый врач профессор Плетнев. В клинике его здоровье заметно поправилось. Но 2 апреля после зубоврачебной операции состояние патриарха Тихона внезапно резко ухудшилось. Тем временем Синод вел переговоры с представителем государственной власти Тучковым об издании нового обращения к пастве от лица патриарха. В праздник Благовещения состоялось экстренное заседание Синода, на котором обсуждался текст этого документа. После заседания около 10 часов вечера изнемогший патриарх попросил келейника помочь ему умыться. При этом он сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная, темная». У больного начался бред, он впал в забытье. Потом, без четверти 12, открыв глаза и узнав, который час, он начал креститься. «Ну, слава Богу, слава Тебе Боже», – повторил он трижды, осенив себя крестным знамением. Руки бессильно упали. Святейший патриарх Тихон отошел ко Господу в Благовещение 1925 г. в 23 часа 45 минут.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010