Н. К. Никольский , в неопубликованном томе «Управление» по истории Кирилло-Белозерского монастыря лишь отмечает факт существования келарских обиходников и определяет круг обязанностей келаря: «Он заведовал: трапезою, погребами, кладовыми, сушилом и прочими хозяйственными постройками, всеми есте­ственными продуктами, которые монастырь получал с вотчин, то есть всеми съестными припасами. В своих действиях он следовал распоряжениям монастырского собора, которыми точно указывалось количество и размер постоянных ежегодных закупок и расходования провизии в монастыре. Для памяти келарь имел для этого келарский обиходник. Кроме расходования провизии „по службам и на поминки», келарь заведовал расходами на пропитание братии и других лиц, живших в монастыре... Наблюдал за приготовлением пищи» 18 . Келарь – третье лицо в монастыре после игумена и строителя 19 – являлся ответственным за организацию братской трапезы, был хранителем и распорядителем съестных монастырских припасов. Поставление келаря в должность осуществлялось особым чинопоследованием: в алтаре на престоле клали ключи, игумен (или иерей) брал их, давал нареченному на службу и произносил «слово» (Приложение 1). Название «Келарский обиходник» дали сами составители обиходников, келари: «Обиходник келарской Кирилова монастыря» 20 , «Обиходник келарской Варфоломеев» 21 , «Обиходник келарской старой» 22 , «Обиходник келарской с приписми» 23 и другие. Однако не все они имеют самоназвание. В словарях термин «обиход» имеет несколько значений, в том числе: 1) правило, всегдашнее употребление, повседневная потребность; круговорот, период (времени), цикл 24 ; 2) нотная книга, по которой совершается церковное пение 25 ; 3) «певческая богослужебная книга», содержащая годовой цикл повседневных богослужебных песнопений 26 . Обиходник церковный также содержит годовой цикл повседневной церковной службы. Обиходник келарский по структуре отличается от предыдущих, он многосоставной, но определяющие его разделы также связаны с годовым циклом церковной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что такое пост духовной точки зрения жизни человека? Вспомните, как вы пришли к вере в сознательном возрасте? После поста? Представить себе мысленно, что человек озабочен своей религиозностью. У него есть тяга, поиск Бога, и вот он решает: «Буду поститься 40 дней, и потом, что придет мне на душу, то и приму». Я таких историй не слышал никогда. В обретении веры пост в большинстве случаев, по крайней мере, из известного мне опыта, никакой роли не играл. Упражнение в посте человек верующий начинает после обретения веры, а не до. Когда человек начинает свое движение к традиции Церкви, нередко пост является первым, с чем он сталкивается или, по крайней мере, первое, что он сам для себя выбирает. И нередко действительно многие люди приходят в церковь в Великий Пост и говорят: «Я в церковь не ходил, а вот теперь хочу». В этот Пост я услышал опять несколько подобных намерений и историй, когда люди говорили: «Все, с этого Великого Поста и я начинаю поститься, я хочу воцерковляться с этого Великого Поста». Почему? Начало Великого Поста может оказаться точкой отсчета, с которой начнется его новая религиозная жизнь, духовная жизнь. Но чем сама важна эта точка? Но, я думаю, что все-таки в этом есть определенный резон. Мне сдается, что этот резон находится вовсе не в кругу религиозных тем. Это аскетическая тема, но она еще имеет антропологический характер. И Пасха, и  Рождество , и Великий Пост — это все части годового круга. Годовой круг — это некая кольцевая структура нашей жизни. Вся же наша жизнь представляет собой движение во времени. С христианской точки зрения время линейно. Только христианская история построила линейную картинку времени от начала бытия к концу света. Ни в какой другой культуре это линейное изменение человечества не существует, потому что в христианстве, вообще, в монотеистическом представлении есть начало и конец света. Но обычный годовой круг — это просто круг, круговое движение времени. Очень многие культуры, многие народы, многие религии жили и живут в этом кольцевом движении времени. Церковь тоже живет в этом круговом, кольцевом движении времени. Но это и понятно, потому что сама природа жизни Земли имеет такую структуру. Это задает определенную ритмику нашей жизни. Наша жизнь опирается на это кольцо, на это годовое движение. Венец лета — так называется по-славянски «колесо времени». У кольца же где-то должно быть начало? Поэтому мы придумали Новый год . В Византии было начало индикта. В иудаизме тоже есть Новый год, в буддизме есть Новый год и так далее. Все-таки человеку нужно какие-то реперные точки, как мы сейчас говорим. Для нас неверующих Новый год является такой реперной точкой.

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

Геннадий, Санкт-Петербург 08 февраля 2013г. 21:35 //Сергей, но сам круг богослужения складывался постепенно и менялся, дополнялся неоднократно в течение всей христианской истории.// О. Филипп, а что-нибудь вневременное в христианстве имеется? Новый Завет тоже формировался постепенно. Дистанция во времени между составлением Евангелия от Матфея и от Иоанна приличная. Вы хотите сказать, что Священное Писание не изменялось со временем, а годовой богослужебный круг претерпел массу изменений и ничего страшного не произойдет, если он еще раз или много раз изменится? Но тогда тоже самое можно будет сказать и о догматах, о вероучении Церкви, о постановлениях Вселенских Соборов. Они тоже постепенно формировались, дополнялись и изменялись пока не приняли свою завершенную форму. Православные верят, что форму эту они приняли при содействии и по внушению Святого Духа. Такого же мнения придерживаются православные в в отношении структуры годового круга богослужений. Велением ( велениями ) Святого Духа этот круг был составлен. Священник Филипп Парфенов 09 февраля 2013г. 15:01 Геннадий, разумеется, имеется: " Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13, 8). Само Писание как важнейшая часть Предания сформировано словами Христа, запечатленными в сердцах учеников и потом записанными. Все остальное вторично, - это дело человеческого творчества, где неизбежны разные подходы и разномыслия, даже ошибки. Воздействие Духа - это вовсе не диктовка заранее определенной формы и совсем уже не гарантия безошибочности, часто весьма ложно понимаемой. Духу можно приписать много чего, даже наш диалог здесь. Но самое главное, чтобы не забывалось следующее условие: " Где Дух Господень, там свобода " (2 Кор. 3, 17). Геннадий, Санкт-Петербург 09 февраля 2013г. 19:13 //Геннадий, разумеется, имеется: " Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13, 8).// Именно такой ответ я ожидал услышать. О. Филипп, а Вы никогда не задумывались над вопросом : " почему о Иисусе Христе нам рассказывают четыре евангелиста, повествования их различаются, причем у некоторых - кардинально " ? Ведь они могли бы собраться обсудить все, сопоставить и написать одну биографию Христа?

http://bogoslov.ru/article/3100443

Тот, кто постоянно ходит в церковь , замечает, что богослужение состоит из ежедневно или еженедельно повторяющихся молитвословий и из молитвословий, повторяющихся через определенные промежутки времени или читаемых раз в год. Это обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких связанных между собой кругов: дневного, недельного, восьмигласного, годового подвижного и годового неподвижного. Суточный круг создает основную структуру богослужения и состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти службы ежедневно не правятся. В древности существовали святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы совершались непрерывно. Уходили на отдых или на хозяйственные послушание одни монахи, – другие шли на молитву в храмы, – молитва о всем мире и спасении всех шла в монастыре непрестанно. Обычными службами современной церковной практики являются вечерня, утреня, первый, третий, шестой час, литургия. Они состоят из основных молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в зависимости от его положения в недельном, восьмигласном и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, называемых Постной и Цветной Триодями; в первой содержатся службы Великого поста и приготовительных к нему недель, во второй – службы от Пасхи до Троицы. Каждый день седмицы имеет свою молитвенную тему: воскресение – по-церковнославянски неделя – посвящено воскресению Христову; понедельник – бесплотным силам; вторник – Предтече и Крестителю Иоанну; среда и пятница – Кресту и Страданиям Христовым; четверг – апостолам и святителю Николаю; суббота – всем святым и молению за умерших. Чтобы не было однообразия недель, дневные службы – точнее, дневные песнопения – группируются по восемь, согласно восьми основным церковным напевам – гласам, образуя таким образом еще один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих, или «Осьмогласник».

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Во-вторых, число 12 означает круг времен (12 часов дня, 12 часов ночи, 12 месяцев года) 8 . В 3-й книге Ездры сказано, что «век разделен на двенадцать частей» ( 3Езд. 14, 11 ). То есть время мировой истории, как и годовой круг, состоит из 12-ти неких периодов 9 . Числа 100, 1000, 10 000 – см. объяснение числа 10. О хронологии в книге В книге часто бывает нарушена хронология, и это очень понятно: ведь Апокалипсис – это запись видений, показанных апостолу Иоанну, – как бы пьеса, драма, кинокартина. Ведь в кино, например, часто бывают отступления от прямой последовательности событий, возвраты назад, воспоминания героев о прошлом, одновременное развитие и поочередное освещение нескольких сюжетных линий и т. п. Несмотря на это, фильм или пьеса в целом всегда являются одним завершенным произведением. Кроме того, хронология в книге бывает нарушена еще и потому, что видения, показанные святому Иоанну, часто относятся не к земной реальности, а к небесной. На небе же, как известно, нет нашей категории времени, и, следовательно, сама постановка вопроса о том, что раньше, а что позже, что чему предшествует и что за чем последует, является неприемлемой. Впрочем, видения небесной вечной реальности переплетены в книге святого Иоанна с видениями реальности земной, и вот в том, что касается этой последней, мы уже можем пытаться составлять некоторую вероятную последовательность и хронологию событий. Исходя из таких попыток, можно утверждать, что, несмотря на многие отступления от прямой последовательности событий, в целом и общем хронология в книге все-таки есть. В общих чертах ее можно изобразить следующим образом. После вступления 1-й главы начинается изложение посланий семи малоазийским Церквам, характеризующих, по мнению многих комментаторов, состояния не только самих этих Церквей, но и семи последовательно сменяющих друг друга периодов истории вселенской Церкви, занимающих время от апостольского века до некоторого позднейшего периода мировой истории (2-я и 3-я главы). Далее, после видения небесной реальности 4-й и 5-й глав, начинается центральная тема книги – события, касающиеся собственно позднейшего периода (главы с 6-й по 19-ю).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Но круг предметов для проповеднической деятельности весьма обширен и разнообразен: итак, спрашивается, с чего же начать, о чем должно проповедовать с церковной кафедры? Прямым и верным указателем того, что в какое время должно предлагать в храме для назидания верующих, служит Церковный Устав. По нем правят службы Божьи; его же руководству должно следовать и церковное собеседование. Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на две части: на недели вне Триоди или, так называемые, недели по Троице, и недели Триоди. Каждая из этих частей в свою очередь подразделяется на два отдела или последования: первое последование составляют те недели по Троице (I–XVII), в которые читается Евангелие от Матфея; второе — недели по Троице (XVIII-XXXII), в которые предлагаются чтения из Евангелия от Луки. Недели Триоди также разделяются на два последования: на недели Триоди Великопостной, начиная от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий (Евангелие преимущественно от Марка), и на недели Триоди Цветной, начиная от Пасхи до Троицы (Евангелие исключительно от Иоанна). Кроме недель, в течение года встречаются такие дни и случаи, которые Церковь освятила особенной торжественностью, величием или умилительностью, и в которые по обыкновению, или по общей обязанности, или по частным потребностям, составляются и произносятся церковные поучения, таковы, напр., праздники Господские и Богородичные, общие Святым я на разные случаи. Соответственно с этим и весь курс Собеседовательного Богословия должен исчерпать весь проповеднический год, по руководству Церковного Устава, и дать возможность пастырю Церкви, в течение всей его пастырской деятельности, непрестанно проповедовать Слово Божие, не ограничиваясь в дни воскресные и праздничные одним каким-либо предметом поучений, но каждый раз изменяя содержание проповедей или бесед со своими прихожанами. Первым, самым главным и необходимым источником церковной проповеди и церковного собеседования служат, конечно, библейские рядовые зачала, предлагаемые из Евангелия и Апостола. Поэтому задача практической Гомилетики определить отношение этих зачал к церковному проповедничеству, указать главную мысль или, так сказать, «идею» дневного чтения из Евангелия и Апостола, и затем вывести частные и более конкретные истины, о которых проповедник может беседовать на основании дневного зачала. Так мы и поступили в нашем труде. Выводу и развитию частных проповеднических у нас предшествует общее, «экзегетико-гомилетическое» обозрение дневного Евангелия и Апостола. Говорим экзегетико-гомилетическое в отличие от обыкновенного объяснения, имеющего в виду раскрыть один буквальный или исторический смысл без всякого отношения к Гомилетике.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Но этой же идеей наполнено, оживлено и самое течение времени. Достаточно вспомнить ежедневный суточный круг молитвословий, где положены молитвы Христу, Богородице, ангелу хранителю, святым, молитвы за живых и умерших; седмичный круг со специальным посвящением дней 30 и годовой богослужебный цикл с праздниками Господними, Богородичными, в честь Предтечи Иоанна, святых и днями особого поминовения усопших. Так Церковью изначала освящались все сферы бытия человека, все было направлено к тому, чтобы верующий осознал свою жизнь частицей общей жизни Христовой во всех, все располагало его мысль к рассуждению о Церкви. И русские люди не остались глухи к голосу Священного Писания, храмовой архитектуры и богослужения. Они его услышали, восприняли и отозвались на него. Русская Церковь была не только прилежной ученицей, в безмолвии и сосредоточенности самой жизнью постигавшей истину Церкви, питавшейся ею. Она стала и выразительницей своего богословского опыта, который приобрела, затворившись в клеть своего сердца. Многовековое богословское молчание русской Церкви – кажущееся. У нас не было научного богословия, философии о Церкви, но наши предки говорили о ней на другом языке, не менее глубоком и веском, чем словесное богословие, – на языке икон и храмов 31 . Иконы и храмы – живые свидетели того, что неугасимый огонь церковного любомудрия согревал и освещал русскую душу на протяжении многих веков. Они говорят не только о наличии богословских запросов и исканий, но и о том, что создателям русских храмов, творцам неповторимых русских икон в простоте и чистоте их сердец были доступны подлинно апостольские глубины постижения Церкви. Открытое недавно их богословие в образах не ниже, а выше западноевропейского; оно вызывает восхищение всего сегодняшнего культурного мира 32 . Архитектура и иконография, по которым при отсутствии специальных тематических исследований о Церкви и малочисленности литературных памятников вообще можно косвенно проследить историю развития учения о Церкви в Древней Руси, – это разные области творчества, но существуют они не изолированно друг от друга, а тесно связаны и оказывают взаимное влияние. В основании их внутренней сплетенности и общности лежит единство идеалов и психологии, выразителем которых был человек Древней Руси. В стиле архитектуры и иконографии Древней Руси можно выделить несколько наиболее оригинальных по внутренним и внешним признакам направлений, хронологически между собой не совпадающих и составляющих основу для периодизации древнерусского церковного искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

О различной продолжительности Великого поста в разных Церквах и о том, как по-разному трактовалось само воздержание от пищи, говорит церковный историк V века Сократ Схоластик : С самого первого взгляда легко заметить, что посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно. Именно, в Риме перед Пасхой постятся непрерывно три недели, кроме субботы и дня Господня. А в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост шесть недель до Пасхи и называют его Четыредесятницей. Другие же начинают поститься за семь недель до праздника и, хотя исключая промежутки, постятся только три пятидневия, однако свой пост называют также Четыредесятницей. Удивительно для меня, что те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково – сорокадневным, и представляют особые свои основания для объяснения его наименования. Притом видно, что разногласие их касается не только числа постных дней, но и понятия о воздержании от яств, потому что одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц, говоря, что птицы, по сказанию Моисея, произошли также из воды. Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу. В течение IV века богослужебный круг христианских Церквей Востока и Запада существенно расширяется благодаря введению новых праздников, переосмыслению старых, добавлению памятей новых святых, «обмену праздниками» между местными Церквами, увеличению числа постных дней. Радикальное расширение и обогащение церковного календаря было одним из основных аспектов литургической реформы IV века, начало которой было положено миланским эдиктом императора Константина, открывшим для Церкви возможность превращения из гонимой религиозной общины в мощную и разветвленную организацию имперского масштаба. Развитие годового богослужебного круга, как и развитие дневного круга богослужений, в IV веке было по-прежнему связано с крупными церковными центрами – Иерусалимом, Антиохией, Александрией и Константинополем, а на Западе – Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы ). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение ). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей . Великий покаянный канон Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста). Страстная седмица С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота ). Пасхальное богослужение

http://pravenc.ru/text/165231.html

Будем держаться священных установлений Церкви, ведущих нас ко спасению, будем содержать неизменно посты и молитвы и усердствовать к службе Божией! Диавол, враг нашего спасения, не дремлет, но, как рыкающий лев, ходит около нас, ища кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ), и – сколь многих поглотил! Пост и молитва с усердием, со смирением, с верою и любовию, – сильное оружие против диавола и против всех страстей, воюющих в нас. Аминь. Поучение в неделю пятую Великого поста Возлюбленные братия и сестры! я хочу разсказать вам ныне и несколько разъяснить сегодняшнее чтение из Апостола и Евангелия. Из Апостола – было чтение части послания святого апостола Павла к евреям об очистительной силе крови Христа Спасителя, принесшего Себя в жертву Богу Отцу за грехи всего мира ( Евр. 9:11–14 ); а из Евангелия – было читано повествование евангелиста Марка о том, как Господь Иисус Христос заранее предсказал Своим двенадцати апостолам, а в том числе и Иуде предателю, что Он, Господь наш, «предан будет архиереям и книжникам иудейским, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Далее, в Евангелии читано было о неуместной просьбе двух учеников, – братьев Иакова и Иоанна, – чтобы им занимать первые места, когда прославится Иисус Христос , и о том, как Господь кротко обличил их, сказав, что путь к славе Его есть путь креста, страданий и смерти; о негодовании прочих учеников на притязания Иакова и Иоанна и о наставлении, какое дал им всем Господь по этому поводу, именно, – чтобы желающий быть большим других, был бы всем слугою, – и кто хочет быть первым, был бы всем рабом, как и Сам Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мк.10:32–45 ). Теперь возвратимся к Апостолу. Итак, святый апостол Павел в послании к евреям говорит о Христе, что «Он, Первосвященник будущих благ, – с Своею Кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление (всем верующим в Него); и если в ветхом завете кровь тельцов и козлов, приносившихся в жертву, и пепел телицы, чрез окропление освящал оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, – т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010