Богослужебные круги и богослужебные книги В основе православного богослужебного круга лежит идея сочетания четырех литургических кругов, каждый из которых формировался на протяжении многих столетий: суточный, седмичный, годовой неподвижный и годовой подвижный. Эти круги регулируют литургическое время Православной Церкви подобно колесам в механических часах. Суточный круг включает в себя богослужения полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов, вечерни, повечерия и Божественной литургии. Главными богослужебными книгами для совершения этих чинопоследований являются Часослов и Служебник. В них содержится основной каркас каждой из служб, включающий в себя те молитвы и песнопения, которые остаются неизменяемыми в течение каждого дня на протяжении года. На этот каркас нанизываются тексты и песнопения из других книг, в зависимости от сочетания конкретного дня с другими богослужебными кругами. Для архиерейского богослужения используется книга под названием Чиновник, содержащая тексты литургий, чинопоследования хиротоний, освящения храма и других священнодействий, совершаемых архиереем. Седмичный круг богослужения регулируется книгой Октоих. В основе Октоиха лежит система, в соответствии с которой богослужение разделено на восемь гласов (система осмогласия). Каждый из гласов представляет собой собрание текстов, а также особый набор мелодических формул, при помощи которых эти тексты могут быть распеты. В течение одной недели звучит один глас, в течение следующей – другой и так далее. Через восемь недель осмогласный цикл повторяется. Неподвижный годовой круг, ориентированный на солнечный календарь, включает в себя праздники и памяти святых, приходящиеся в каждом году на один и тот же день. К числу великих праздников неподвижного годового круга относятся, в частности, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы. Дата празднования памяти большинства святых тоже имеет фиксированный характер. Богослужения неподвижного годового круга регулируются Минеей праздничной и Минеями служебными (12 томов, по числу месяцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней В. И. Долгопалец. Книги автора В. И. Долгопалец. Круг жизни. Путешествие по Святой Земле   В книге описан годовой цикл православных постов и праздников. Эти материалы дополнены житейскими рассказами на злободневные темы и афоризмами подвижников благочестия. Параллельно даются фотографии и энциклопедические описания святых мест Израиля, связанных с событиями церковного календаря. Приведена православная Пасхалия на 2010-2030 годы. Доступность, точность и корректность изложения, актуальность затрагиваемых тем делают книгу прекрасным миссионерским пособием. Книга адресована всем, желающим подробнее узнать об основах Православия. Она будет незаменимым спутником для паломников и туристов, желающих посетить Святую землю. В. И. Долгопалец. Круг жизни. Путешествие по Святой Земле           В. И. Долгопалец. Чему мы можем поучиться у Израиля. Какою мерой мерим   Если ваш компьютер не открывает файл, то вам нужно  установить Adobe Acrobat Reader Первая часть книги посвящена рассмотрению существующих способов погребения усопших с точки зрения истории, экологии, экономики, нравственности и религии. Описывается история появления первых крематориев в России. Сделан обстоятельный анализ всех аргументов пропагандистов кремации и убедительно показана их полная несостоятельность. Собраны уникальные материалы, касающиеся не только кремации, но и тех новейших методов «утилизации» тел покойников, которые уже идут ей на смену. Вторая часть книги логически дополняет первую. В ней рассматривается вопрос о святости мест захоронения. Кроме того, дан взгляд на разные события современной жизни сквозь призму церковного календаря и Закона Божия. Материал изложен в доступной форме, иллюстрирован блоком цветных фотографий и рассчитан на самую широкую читательскую аудиторию.   В. И. Долгопалец. Чему мы можем поучиться у Израиля. Какою мерой мерим Комментарии Всего комментариев: 6 2015/09/04, 21:28:32 Спаси Господи! Очень интересно!!! Спасибо, что сделали эти сокровища достояние для нас! На многая и благая вам лета!!!

http://isihazm.ru/?id=1947

В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. 15 октября, 2012 В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Содержание статьи Что такое — Минея? Минея (от греч. μηναα — мн. ч. от μηναον — «месячный, одномесячный, месячный, одномесячный, длящийся месяц») — в православии общее название для церковнослужебных (предназначенных для богослужения) книг. Минея содержит службы неподвижного годового богослужебного круга, число воспоминаний и светлых праздников очень велико. Некоторые дни включают в себя сразу несколько воспоминаний. Неподвижный годовой круг связан с солнечным календарем, в нем содержаться праздники и памяти святых, которые приходятся на фиксированные даты. Виды Миней Существует три вида миней: В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом. В Минее общей службы располагаются по разрядам Святых или праздников. Богослужебные тексты здесь посвящены определенному типу Святых угодников: Также есть посвящения различным праздникам. Например —  служба праздникам Богородичным. Минея общая используется в случае, если Церковь вспоминает Святого, отдельной службы по которому нет. Минея праздничная — это краткая разновидность минеи месячной. В ней содержатся службы только по важнейшим праздникам и Святым. Минея праздничная включает: Четьи-Минеи — это небогослужебные сборники, в которых содержатся: Жития Святых, Поучительные тексты, предназначенные для домашнего или келейного чтения (отсюда и название — четьи). Минеи: история Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Ряд песнопений VII-VIII в.в., а также структуру и жанры Минеи позаимствовали у древнего византийского сборника Тропология. В отличие от этого сборника в Минею были включены службы на каждый день года.

http://pravmir.ru/mineya-chto-eto/

Вячеслав Пономарев См. также: Часть 2. Таинства Православной Церкви Часть 3. Обряды Православной Церкви Часть 4. Православные посты и праздники Содержание Аннотация От издательства Храм, его возникновение и символика История возникновения православных храмов Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь Внешний вид православного храма Внутреннее устройство храма Алтарь Престол Жертвенник Горнее место Иконостас Средняя часть храма Иконописные изображения в алтаре и храме Притвор и паперть Колокольни, колокола, звонницы, колокольные звоны Часовни Богослужебная утварь Принадлежности архиерейской службы Облачения духовенства Повседневные облачения Богослужебные облачения Монашеские облачения Символика богослужебных цветов     Аннотация В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д. Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель. Цензор архимандрит Лука (Пинаев) От издательства Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви. К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богослужение Православной Церкви ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг

http://pravenc.ru/rubrics/122648_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОСК вырабатываемое пчелами вещество, используемое как основной материал при изготовлении свечей, в т. ч. церковных ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа

http://pravenc.ru/rubrics/122646_2.html

О порядке церковных Богослужений Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ 1 . Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются св. православною Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в православной Церкви день начинается с вечера – вечернею. Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи» согласно притче о десяти девах. Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. На шестом час е, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Теоретический курс привязан к практике церковного служения и рассчитан на один учебный год 31 января. ПРАВМИР. В Москве открылась школа для желающих стать певчими, регентами и церковнослужителями. Певчих, регентов, алтарников и чтецов будут обучать при храме Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. Преподаватель — иеродиакон Давид (Печников), служит регентом уже 29 лет, закончил дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища имени Гнесиных, Московскую Духовную Семинарию. Учащимся предлагается пройти общий курс Литургического предания, освоить Богослужебный устав, изучить певческий обиход московской традиции и искусство управления церковным хором. Также обучение предполагает профессиональную постановку голоса для церковных чтецов. Теоретический курс привязан к практике церковного служения и рассчитан на один учебный год. Занятия проводятся в небольших группах, возможны и индивидуальные. К каждому ученику будет применяться индивидуальный подход в соответствии с его подготовкой и задачами обучения. Занятия будут проходить раз в неделю в помещениях при храме по адресу Хохловский пер., д. 14, стр. 5. Запись по телефону 8 926 880 02 53. В расписании учтут пожелания учащихся, а также годовой богослужебный круг. Занятия проводятся за пожертвования, минимальная сумма которых определяется настоятелем и преподавателем. Возможно участие в будничных богослужениях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 января, 2015 20 февраля, 2015 20 июня, 2016 2 апреля, 2024 23 июля, 2023 30 октября, 2022 11 сентября, 2022 25 января, 2022 5 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskve-otkryilas-shk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с председателем фонда «Круг добра» протоиереем Александром Ткаченко 10 июня 2022 г. 17:54 10 июня 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял председателя правления Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе с редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра», председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе протоиерея Александра Ткаченко.  Отец Александр представил Его Святейшеству результаты деятельности фонда «Круг добра» и испросил благословения на дальнейшие труды по оказанию помощи тяжелобольным детям.  Протоиерей Александр Ткаченко передал Святейшему Владыке годовой отчет и альбом с фотографиями детей, которым фонд оказал помощь. Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» — один из государственных внебюджетных фондов. Создан указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 16 от 5 января 2021 года. В том же документе дано указание о назначении протоиерея Александра Ткаченко на должность председателя правления фонда. Учредителем фонда является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Фонд помогает детямдо 18 лет, являющимся гражданами России, с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включенными на текущий момент в перечень заболеваний, по которым фонд оказывает помощь. В настоящий момент в перечень включено 52 заболевания, количество лекарственных препаратов и медицинских изделий в перечне — 51. По состоянию на апрель 2022 года помощь от фонда «Круг добра» получили 3050 детей. В текущем году фонд «Круг добра» планирует расширить свою деятельность, чтобы самые современные лекарственные препараты были доступны детям в Российской Федерации. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5935753.ht...

Мы все – род Божией Матери Именно благодать Божия из девы Марии сделала то, чем Она стала. Но вы скажете: «Это была Богоизбранная Отроковица. А мы? Кто из нас может назвать себя богоизбранным? 20 сентября, 2009 Именно благодать Божия из девы Марии сделала то, чем Она стала. Но вы скажете: «Это была Богоизбранная Отроковица. А мы? Кто из нас может назвать себя богоизбранным? Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Всего несколько дней тому назад окончился старый церковный год и мы вступили в новолетие, в новый церковный год новый круг годовой богослужебной жизни Вы, конечно, помните, что кончался год под знамением двух больших праздников — Преображения Господня и Успения Божией Матери . Один праздник был явлением Славы Божией на горе Фаворе, другой праздник — прославлением тою же самой Славой Божией тела Пречистой Девы Марии, воскрешенного Божественной силою и вознесенного на Духовное Небо Тело Пречистой Девы Марии было частицей этого здешнего, самого обычного материального мира, и в прославлении силами Славы Божией оно, как святые отцы говорят, стало «новым небом и новой землею», в которых правда живет. Вот что произошло в прославлении тела Пречистой Девы Марии. Это вселило и утвердило в нас веру. Конец мира люди представляют себе и обыкновенно изображают совсем по-другому, никак не прославленным. А вот в воскрешении и в вознесении тела Пречистой Марии мы видим прославление. Сейчас мы вступили в новый год, в новый круг годовой богослужебной жизни, который символизирует всегда здешнее время нашего земного существования. И заметьте, мы вступаем в этот новый год опять под благодатным осенением праздника Пресвятой Богородицы, Ее Рождества. Рождение Девы Марии, Богоотроковицы, Богоизбранного Дитя, произошло не от непорочного зачатия, освобождающего если бы оно было, от силы первородного греха. Нет, рождение ей Божией Матери было простым началом жизни человеческой. Но какой жизни! Чистота, святость Богоизбранной Отроковицы увеличивалась с возрастом, росла. Эта жизнь была постоянным возрастанием освящения. Непорочность и святость превратились в одоление греха, и мы знаем от Самой Божией Матери, каким подвигом одолевался Ею грех. Бог «призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1,48) — вот он подвиг! И какая же радость знать, что это возможно. Возможны и новая земля, и новое небо для человека! Да, это была Богоизбранная Отроковица. Но в этой Богоизбранности действовал всё-таки подвиг, подвиг смирения, который соделал то, что Богоотроковица, Пречистая дева Мария стала Божьей Матерью!

http://pravmir.ru/my-vse-rod-bozhiej-mat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010