М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воспитанник Сильвестра Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей собран достаточно богатый и разнообразный материал о преобразованиях 50-х годов, которые так заметно изменили и характер русской государственности, и положение различных социальных слоев русского общества. Имеющиеся в нашем распоряжении источники (и прежде всего официальная летопись того времени) позволяют очень конкретно представить внешнюю сторону жизни Ивана IV в эти годы. Царь лично участвовал в походах на Казань 1549/50 и 1552 годов (что ставил ему в заслугу даже такой его враг, как Курбский), принимал иностранных послов, постоянно присутствовал на заседаниях Боярской думы, выступал на церковных соборах. Без царя не принималось ни одно важное решение, и то, что на протяжении 50-х годов было проведено так много серьезных реформ, явилось, несомненно, и его заслугой. Все эти материалы, однако, никак не позволяют судить о личном участии царя в происходящем, о его внутренней, духовной жизни в эти годы. Следовал ли царь мнению своих советников, проявлял ли сам инициативу или, наоборот, советникам приходилось постоянно преодолевать его противодействие? Ответить на эти вопросы имеющиеся материалы не позволяют. В очень подробном изложении официальной летописи 50-х годов лишь один раз говорится о решении, принятом самим царем: он лично возглавил войско в походе на Казань в 1552 году вопреки мнению некоторых советников, предлагавших царю остаться дома. Очень узок круг и тех материалов, которые позволяли хотя бы сложным обходным путем составить представление о том круге идей и представлений о власти, которые воздействовали в конце 40-х — 50-х годах XVI века на сознание молодого правителя. Прежде всего речь должна идти о тех идеях и представлениях, которые отразились в сочинениях царского наставника — священника московского Благовещенского собора Сильвестра. Позднее, в одной из редакций официального летописания, созданной в 70-е годы XVI века, Сильвестр был охарактеризован как всемогущий правитель Русского государства, подчинивший царя своему влиянию: «Бысть же сей священник Селиверст у государя в великом жаловании и в совете в духовном и в думном, и бысть яко всемогий, вся его послушаху и никто не смеяше ни в чем же противиться ему ради царского жалования, указываше бо и митрополиту... и спроста рещи всякие дела святительские и царския правяше и никто же смеяше ничтоже сътворити не по его велению, и всеми владяше обема властьми, и святительскими, и царскими, яко же царь и святитель». Исследователи справедливо отмечают, что эта характеристика полна тенденциозных преувеличений. В частности, все, что мы знаем об отношениях Сильвестра с митрополитом Макарием, не позволяет даже предполагать, что в каком-то деле благовещенский священник мог что-то указывать главе церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/438917/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К истории русско-еврейского конфликта в СССР Русские националисты, рождённые Русской партии 60-х и 70-х годов, обречены на поражение 20.10.2007 1165 Время на чтение 20 минут Наша патриотическая публика обожает всякие разговоры о заговорах и тайновластии. Но вот что удивительно. Появляются потрясающие книги Александра Байгушева " Русская партия внутри КПСС " и " Партийная разведка " , а адекватной реакции на них нет. Книги раскупаются, они имеют успех, но полноценного анализа - не видно. А ведь речь в книгах идет не о выдуманном тайновластии, а о реальном. О том, как появилась на свет Русская партия в конце 60-х годов. Напомним канву событий. В начале 60-х годов Байгушев попадает на работу в АПН (Агентство печати Новости), там он знакомится с дочерью Брежнева, Галиной. Она тоже работает в АПН, как и многие дети высокопоставленных родителей. Леонид Ильич еще не был генсеком, и Галина активно интриговала в его пользу. Через знакомство с Галиной Байгушев попадает в " узкий круг " , а затем, после прихода Брежнева к власти, начинает работать на личную разведку Генерального секретаря. У Генеральных секретарей в СССР всегда была проблема с информацией, очень уж заинтересованы были на всех этажах власти в том, чтобы к первым лицам доходила только " нужная " , а значит искаженная информация. И Сталин создает свою личную разведку. Это ограниченной число лиц, которые работают в разных местах, но докладывают самому Сталину или начальнику этой личной разведки все, как оно есть. И Брежнев завел такую же сеть агентов. Байгушев встречался с Леонидом Ильичем или с Сусловым, иногда с Черненко, писал им свои докладные записки. Но нас интересует не этот сюжет. А появление на свет Русской партии. Каким образом русские националисты в конце 60-х годов получили " крышу " и создали свои Русские клубы, которые действовали практически открыто? Меня этот вопрос мучил давно, и в 1998 году я опубликовал статью " Три смертных греха русских патриотов " . В которой высказал предположение, что война между " еврейской " и Русской партией, была развязана руководством КПСС сознательно. Я помню, как один знакомый мне сказал: " Ты чего, старик, им бы в голову такое не пришло " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русское образование и Император Николай II 5. К 104-й годовщине мученической кончины 20.07.2022 2763 Время на чтение 31 минут О бразование в Российской Империи. Царская школа 3. Модели образования эпохи модерна 4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 1.Русское образование и Император Николай II 2.1.Русское образование и Император Николай II 2.2. Русское образование и Император Николай II 3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность» 4. Народное образование в Российской Империи   Православие как основа народного образование России   I Церковнославянский язык – язык народной культуры в Российской Империи   Религия народа, или тип его религиозности, определяет стратегию его выживания и развития, включая сюда и стратегию начального народного образования. Народное образование русского народа, как и других народов, было неразрывно связано с народной культурой. А культура русского народа, по крайней мере, до первых десятилетий XX века была основана на « культуре Православия», воплощенной, как в православном богослужении, так и в повседневной обыденной жизни. Годовой церковный круг освящал и годовой круг земной жизни русского народа. Языком этой народной культуры был язык церковнославянский, язык литургии, язык Церкви. Трудно поверить, что чуть более века назад подавляющее большинство населения огромной страны, слабым подобием которой является нынешняя Российская Федерация, говорило, думало и читало именно на этом языке. Языке, ставшем сегодня «трудным» и «непонятным» даже для многих из тех, кто считают себя просвещенными и воцерковленными. Отсюда и дискуссии о переводе языка Церкви на язык улицы. Еще одна черта торжествующего «смесительного упрощения». Впрочем, дискуссии о «сложности и непонятности» церковнославянского языка тоже имеют более чем вековую данность. Сегодняшняя образованщина – не вчера родилась.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/20/...

Сортировать по Исключить новости Непрощеное воскресенье Ненависть первична, конкретный враг — опционален. Майдан проще всего сделать из антимайдана. 23 февраля, 2015 Ненависть первична, конкретный враг — опционален. Майдан проще всего сделать из антимайдана. На прошедшей неделе в Киеве и в Москве прошли акции, связанные с прошлогодним киевским Майданом — и обе они оставили впечатление какой-то неловкости, каждая по своим причинам. В Киеве праздновали годовщину “революции достоинства”. Годовщины революций можно праздновать спустя десятилетия, лучше — столетия, после того, как они произошли, когда все их мерзости, бедствия и ужасы уже почти неразличимы сквозь толщу лет, и только въедливые историки бросают тень на уже утвержденный каноничный образ происшедшего. Как-то неудобно отмечать годовщину революции, когда принесенные ей бедствия еще в самом разгаре, и вопрос о том от чьих именно пуль пали ее сакральные жертвы, висит в воздухе. В Москве устроили шествие против Майдана — что вызвало довольно сдержанные отзывы даже у тех комментаторов, которых трудно заподозрить в промайданных симпатиях. Собственно, какие-то симпатии к Майдану сохраняет только чрезвычайно узкий круг людей, картина мира которых совершенно неуязвима для любой поступающей извне информации — ну, и, может быть, еще более узкий круг друзей друга индейцев сен. Дж.Маккейна. Результаты “Революции достоинства” слишком очевидны, и даже западная пресса пишет о них достаточно безжалостно. Вообще прозападные “смены режимов” — в Ираке, в Ливии, и на Украине — приводят к тому, что люди начинают вспоминать даже очень дурной режим как потерянный рай. “АТО”, которое западные лидеры всячески воодушевляли начать и продолжать, все более очевидно оборачивается тяжелым поражением, жизнь резко ухудшилась, и непохоже, чтобы Запад так уж бросался на помощь. Нет ничего хорошего в том, чтобы находиться в напряженных отношениях с Западом, но находиться под его покровительством — намного хуже. В России это почти всем понятно и никаких толп народа, готовых выйти на площадь ради “европейской мечты” нет и не предвидится. Слишком очевидно, что Европа сурова к мечтателям; впрочем, к мечтателям сурова и реальность вообще.

http://pravmir.ru/neproshhenoe-voskresen...

23.03.2011 Круг чтения православного христианина Традиционно Великим постом православный человек ограничивает себя в развлечениях и отвлечениях. В освободившееся время можно сосредоточиться на чтении – душеполезном и просто полезном. О том, какие книги странно не прочесть православному христианину, говорил в Центральном доме журналиста настоятель домового храма при МГУ протоиерей Максим Козлов. Традиционно Великим постом православный человек ограничивает себя в развлечениях и отвлечениях. В освободившееся время можно сосредоточиться на чтении – душеполезном и просто полезном. О том, какие книги странно не прочесть православному христианину, говорил в Центральном доме журналиста настоятель домового храма при МГУ протоиерей Максим Козлов. Священное Писание: чаще целуем, чем читаем? Важной составляющей круга чтения православного человека не может не быть – хотя часто оказывается, что его там нет, – Священное Писание. Нередко выясняется, что целиком среди православных Библию прочитали только те, кто специально занимался библеистикой или перешел из разного рода протестантских или сектантских сообществ («что не отнесешь к недостаткам этих объединений; в полемике как начнут сыпать цитатами, так душой понимаешь, что начетничество, но думаешь: вот знал бы я Священное Писание, так смог бы ответить», — отметил протоиерей Максим Козлов). «Если Священное Писание – это книга, которую мы чаще целуем, чем читаем, — то это абсурд», — подчеркнул священник. Если мы слушаем по воскресеньям одни и те же Евангельские отрывки, а в течение недели Евангелие ни разу не открываем; если апостольские чтения целиком проходят мимо нас, как пауза перед Евангелием на службе, если так называемая «проблема непонятности церковнославянского языка» на самом деле заключается в том, что дома мы ленимся открыть русский текст Апостола и поинтересоваться заранее в календаре, какой отрывок будет читаться, это нужно осознать и изменить. «Критерием духовного здоровья религиозного сообщества является значимость Евангелия в жизни этого сообщества», — считает настоятель университетского храма. Действительно ли для нас важнее Евангелие, чем та или иная брошюра? Пост – хорошее время для аскетического усилия по чтению Священного Писания. Добро затем, если возникнет и интерес к экзегезе (толкованию) Библейских текстов: тогда человек узнает, например, что сумма в десять тысяч талантов примерно равна годовому доходу небольшого ближневосточного государства того времени, так что прощенный должник не имел даже теоретической возможности однажды возвратить свой долг, а из этого следует, что Господь не взвешивает тех прегрешений, которые нам прощает, а взвешивает решимость нашего сердца к покаянию. Многих излишних смущений удастся избежать, если при чтении, например, Псалтири также взять толкования, а не рефлексировать над строчками вроде «блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».

http://new.izdatsovet.ru/news/krug-chten...

А.А. Половцов Петров, Александр Андреевич Петров , Александр Андреевич, писатель, ревностный адепт московских мартинистов и друг Карамзина; родился в начале 1760-х годов в дворянской семье. Образование получил сперва в Московском Университетском Благородном пансионе, а потом и в самом Университете. Еще будучи студентом, он познакомился с Н. И. Новиковым, когда последний весной 1779 г. переехал на жительство из Петербурга в Москву, сняв в аренду Университетскую типографию вместе с книжной лавкой и изданием «Ведомостей». К этому же времени относится и знакомство Петрова с другим ревнителем просвещения, И. Г. Шварцем, который тогда же положил основание Дружескому ученому Обществу, официально открытому только в 1782 году и по прошествии двух лет преобразованному в Типографическую компанию. Общество это, задавшись просветительными целями, старалось распространять в России книжную торговлю, усилить литературную деятельность и пропагандировать здравые понятия о воспитании. В круг действий его входила также разнообразная и широкая благотворительность. Подобного рода задачи общества, основанного на мистико-религиозных началах, требовали не только многочисленных, усердных исполнителей, но и помощников, проникнутых идеями общества и масонским учением. Таких помощников члены Дружеского Общества находили большей частью среди университетских питомцев, которых они вводили в свой просвещенный круг, подготовляли к предстоящей деятельности и давали средства к существованию, предлагая заниматься переводами и сотрудничать в изданиях Новикова. Петров вполне оправдал выбор Общества и оказался одним из деятельнейших и способнейших последователей Новикова и Шварца. Найдя себе достойных руководителей в лице Новикова и в особенности Шварца, П. нашел себе и достойного друга в лице Карамзина, которому впоследствии суждено было занять столь видное место в истории просвещения родной земли. Петров сошелся с Карамзиным, по всей вероятности, в то время, когда последний находился в пансионе Шадена (1779–1782), о чем упоминает, между прочим, Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Денежные власти США попали в некий порочный круг» Возможно, американскому государству с помощью казённых денег придётся закрывать убытки ФРС США 30.01.2024 232 Время на чтение 4 минуты Фото: РНЛ «Только что Федеральная резервная система США отметила 110-летие до дня своего рождения. 23 декабря 1913 года Конгресс США принял закон об учреждении ФРС, в тот же день президент Вудро Вильсон подписал закон. В 1914 году Федеральный резерв приступил к работе. Я об этом писал в декабре прошлого года в статье " Приближается очередная " круглая дата " ФРС США: повод в очередной раз задуматься " », - пишет в статье «Федеральный резерв США впервые в своей истории закончил год с убытком» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры . «Но, кажется, юбилей американского Центробанка ознаменовался весьма неприятным для него прецедентом: впервые за 110 лет работы Федерального резерва он по итогам года получил отрицательный финансовый результат. Проще говоря, убытки. Пока еще финансовые итоги работы ФРС США за 2023 год не подведены и не обнародованы. Но, по оценкам бывшего заместителя директора управления финансовых исследований казначейства Алекса Поллока в аналитической заметке, опубликованной Институтом Мизеса (Поллок сейчас работает в указанном институте), годовой убыток Федерального резерва может составить 117 млрд долл.», - отметил эксперт. «Только за первую половину 2023 г. ФРС показала убытки от операций на сумму в 57 млрд долл. Для сравнения: за первое полугодие 2022 года Федеральный резерв получил прибыль в размере 63 млрд долл. На месячной основе убыток был зафиксирован в сентябре 2022 года (без малого 10 млрд долл.). На квартальной основе отрицательный финансовый результат ФРС США зафиксирован по итогам четвертого квартала 2022 года (7,4 млрд долл.). Итого за четыре последних месяца прошлого года убыток составил около 17 млрд долл. За счет достаточно благополучных первых двух кварталов общий итог 2022 года не ушел в минус. Чистая прибыль за год составила 58,4 млрд долларов. Однако на фоне прибыли 2021 года (107,9 млрд долларов) прибыль 2022 года снизилась на 45,9%», - пишет автор статьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/30/de...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Живая летопись времен Обзор журнала «Вертикаль. XXI век» 80, 2023 г. 15.11.2023 46 Время на чтение 12 минут Среди произведений, вошедших в восьмидесятый выпуск журнала «Вертикаль. XXI век», центральным, безусловно, является проза Валерия Сдобнякова – «Сквозь годы, карауля время». Созданная в виде дневниковых записей, пока она охватывает события текущего 2023 года с новогодней ночи 1 января по 31 мая включительно. Круг действующих лиц, вовлечённых в повествование, необычайно широк и разнообразен: это мировая и российская политическая элита; деятели сферы культуры, искусства, образования Москвы и Нижнего Новгорода; «собратья по перу», живущие в разных городах России. Содержание поражает, казалось бы, необъятностью. В нём происходит охват самых разнообразных тем, всплывающих в ходе повествования. Конечно, волнует автора, как и всех граждан России (и не только) развитие специальной военной операции на Украине. Это одно из ведущих направлений, которому отводится в тексте большое место. Глобальные отношения, сложившиеся в мировой политике и экономике, место Российской Федерации в стремительно меняющемся миропорядке, взаимоотношения государств – одна из ведущих линий повествования «Сквозь годы, карауля время». Чтобы обозначить круг интересов писателя, публициста и критика, сложность задач, которые он ставит перед собой, приведу выдержки из его дневниковых записей: « 2 января. Мы ужасно безжалостны к себе. Не успев чуть-чуть очухаться после кризиса 80-х годов – нулевых в новом тысячелетии, значительная часть общества уже мечтает о новом бунте… В своих записях я предрекал – России придётся вновь вступить в войну, как это было всегда на протяжении всей нашей истории. Только Москва способна встать препятствием на пути мирового зла – будь то поляки, шведы, французы, немцы, или, как теперь, американцы. Но каждый раз, одерживая над злом победы, мы в ближайшей истории проклинаем тех, кто вёл русский народ к ним…» «5 января. Все жесты, направленные Москвой на умиротворение Запада, приносят ей лишь вред. Огромные экономические и политические потери, страдания нашего народа».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/15/...

Аполлон Григорьев Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) – поэт, критик. В 1838–1842 годах учился в Московском университете вместе с А.А. Фетом, который почти весь студенческий период жил во флигеле дома Григорьевых на Малой Полянке. «Связующим нас интересом оказалась поэзия», – вспоминал Фет. Тогда же Аполлон Григорьев, Фет и еще один их сокурсник Яков Полонский (так, по словам Аполлона Григорьева, образовывались связи «на жизнь и смерть») опубликовали свои первые стихи в «Москвитянине», издателем которого был их университетский профессор истории М.П. Погодин. Круг замкнется, если добавить, что лекции по литературе в университете читал С.П. Шевырев, ведущий критик и идеолог «Москвитянина». В 1850-е годы Аполлон Григорьев вновь сближается с «Москвитянином», возглавив вместе с А.Н. Островским его «молодую редакцию». В москвитянский период 1850–1856 годов появились его наиболее яркие критические статьи. При всем неприятии западников он не принадлежал, по его признанию, ни к какому «приходу», имевшему «партийный оттенок». Называл свою критику органической, защищая в искусстве «мысль сердечную», а не «мысль головную». В начале 1860-х годов выразил идеи почвеничества, ставшие программой журналов «Время» и «Эпоха» братьев Достоевских. Для композитора А.И. Дюбюка, близкого к кругу «молодой редакции», написал тексты двух цыганских романсов, и сам был подвержен «гитарной страсти». В рассказе Фета «Кактус» описан приезд Аполлона Григорьева в московский хор Ивана Васильева и исполнение им цыганских романсов. Стихотворение «Цыганская венгерка» самого Аполлона Григорьева, созданое на основе «таборной» цыганской песни, в свою очередь тоже стало популярнейшим романсом. Но цыганская тема – далеко не единственная в его поэзии. В 40-е годы он, выходец из духовной семьи, пережил глубочайший духовный кризис, о котором писал в воспоминаниях: «Отчего ж это, бывало, в пору ранней молодости и нетронутой свежести всех физических сил и стремлений, в какое-нибудь яркое и дразнящее и зовущее весеннее утро, под звон московских колоколов на святой – сидишь весь углубленный в чтение того или другого из безумных искателей и показывателей абсолютного хвоста... сидишь, и голова пылает, и сердце бьется – не от вторгающихся в раскрытое окно с ванильно-наркотическим воздухом призывов весны и жизни... а от тех громадных миров, связанных целостью, которые строит органическая мысль, или тяжело, мучительно роешься в возникших сомнениях, способных разбить все здание старых душевных и нравственных верований... О! эти муки и боли души – как они были отвратительно сладки! О! эти безсонные ночи, в которые с рыданием падалось на колена с жаждою молиться и мгновенно же анализом подрывалась способность к молитве, – ночи умственных беснований вплоть до рассвета и звона заутрень...»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010