Настоящее издание — сборник проповедей иеромонаха Никона, насельника Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Сборник охватывает весь годовой круг богослужений: в него включены проповеди на Господские и Богородичные праздники, в дни Великого поста, на воскресные евангельские чтения. «Жизнь человека состоит из его поступков, мыслей, стремлений, и каждое из этих его деяний, как бы ни были они противоречивы, имеет свое значение в его судьбе, неразрывны с ней, определяют и объясняют его жизнь — и прошлую, и будущую», — говорит отец Никон. И призывает нас не унывать, не отчаиваться в своем несовершенстве, но прибегать к Господу. Один из плодов Великого поста — осознание себя первым из грешников. Поэтому нужно очищать душу в таинстве Покаяния и как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. «Благодать эта так велика, что как бы недостоин и грешен не был бы человек, лишь бы только в смиренном сознании великой греховности приступил он ко Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыт был язвами греха, то будет очищаться благодатью Христовой все более и более, будет светлеть, совсем просветлеется и спасется». «Дни святого поста есть время весны и обновления для душ наших. Они — тихое пристанище, куда стекаются для обретения духовной тишины все — и монахи, и миряне». И в тоже время, мы — воины Христовы, и поэтому «заступаем на божественную стражу со священным оружием, врученным Самим Господом. Некогда, выходя на подвиг распятия Себя ради нас, Он сорок дней постился в пустыне и этим показал нам, что пост есть оружие против диавола». Желание спасения, как малая закваска, как искреннее желание блага, должно изменить нас, сделать зрелыми и достойными, поднять нашу душу до стремления к этому спасению, приумножить силы души, желающей единства с Господом. «Спасение — это не сказочный терем со всем готовым для беспечной жизни, не рог изобилия, нет! Спасение — это труд, тяжелый повседневный труд следования за Господом через исполнение Его заповедей. Пример этого святого труда дает нам Сам Господь ценой Своих Страстей, ценой Своей Святой Крови и самой Жизни, ценой Своей любви, которой Он возлюбил весь мир». Содержание Книгу можно приобрести: ·  в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15 тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40) ·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92034.html

Анастасия Абрамова Персональные сведения Публикации Радиоэфир Абрамова Анастасия Алексеевна - кандидат культурологии, режиссер-педагог. В течение 20 лет профессиональной практики работает с родителями и детьми в рамках ряда авторских проектов. Ведущий и соавтор программы студийных занятий с детьми «Введение в традицию» с 1991 года. Ведущий мастер-классов для педагогов. Автор и ведущий семинаров для родителей педагогической и культурологической направленности: «Семейная педагогика», «Прикладная мастерская семейной педагогики», «Ключи к русской сказке», «Годовой круг праздников в жизни семьи», «Детские выдумки», «Общение с шедеврами». Автор развивающих циклов занятий для детей «Студии Слова» по авторским программам «Сказочка, что вязочка», «Сказка в зеркале русской живописи», «Путешествие в мир русской живописи». Автор книг «Русская сказка в домашнем театре», «Введение в традицию. Программа студийных занятий с детьми» (имеет гриф " Одобрено " Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви).  Соавтор и исполнитель аудиопроекта «Заповедные сказки славянских народов». Инициатор и автор программ для подростков, направленных на расширение культурного кругозора (Школьный салон «Мир русского детства: XIX и XX век.»). Ведущий консультаций и вебинаров для родителей по формированию культурно-педагогической среды семьи, острым вопросам детской субкультуры. В 2004 году награждена Грамотой Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата «За плодотворный труд на ниве православного образования и духовного просвещения»; в 2008 году – Патриаршей грамотой «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной церкви». Центр для детей и родителей " Рождество " Версия для печати ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны».

http://radonezh.ru/authors/Abramova

головуванням Бронницького пройшла нарада у справах та 26 2011 р. 18:00 25 января 2011 года в здании Синодального отдела по делам молодежи в рамках XIX Международных Рождественских чтений состоялось совещание руководителей и представителей епархиальных отделов по делам молодежи, руководителей молодежных и волонтерских организаций. Участники совещания, которое прошло под председательством руководителя Отдела епископа Бронницкого Игнатия , выступили с докладами об особенностях разработки и реализации в епархиях годовых молодежных программ. Программа, включающая в себя годовой план реализации ряда общеепархиальных проектов и мероприятий, рассчитана на самый широкий круг молодежи. Это могут быть социальные и просветительские проекты, культурные, праздничные, творческие, спортивные мероприятия и акции, в которых может принять участие любой молодой человек. Реализация предложенных проектов возложена преимущественно на молодежь, под общим руководством и при ресурсной поддержке со стороны епархиальных отделов. О проделанной в этом направлении работе сообщили представители Екатеринбургской , Кемеровской , Казанской , Челябинской , Камчатской , Владимирской , Воронежской , Тульской , Астраханской , Смоленской и Московской  епархий. В выступлениях затрагивались различные аспекты молодежного служения. В частности, протоиерей Максим Первозванский, настоятель московского храма Сорока Севастийских мучеников и руководитель православной молодежной организации «Молодая Русь», рассказал об особенностях катехизации в православной молодой семье. Участникам было представлено сообщение о взаимодействии со спортивными организациями, налаженном в Камчатской епархии. С докладами о системе и проблемах подготовки молодежных лидеров выступили представители Кемеровской, Казанской, Челябинской епархий. Докладчики поделились опытом, подчас не реализованном на общецерковном уровне, а также кратко представили ряд интересных проектов. Для распространения полученного опыта всем епархиям было предложено представить свои методические разработки для издания их Синодальным отделом по делам молодежи, с целью последующего внедрения их в общую программу. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394629...

Краматорск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Свято-Рождество-Богородичный храм Карта и ближайшие объекты Краматорск - под Покровом Пресвятой Богородицы 21 сентября Краматорск посетил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский. Он возглавил богослужение в Свято-Рождество-Богородичном храме, который в праздник Рождества Пресвятой Богородицы отметил свой престольный день. Ему сослужили Преосвященнейший Митрофан, епископ Горловский и Славянский, и духовенство Горловской епархии. " Краматорск находится под особым Покровом Пресвятой Богородицы, - сказал владыка Иларион. - Ведь даже в годы атеизма в городе были открыты три православных храма (для того времени это было много), и все они были посвящены Богородице. Она покровительствует Краматорску и сейчас. Пресвятая Богородица, этот позлащенный сосуд, как называет ее Православная Церковь, стала избраннейшей и честнейшей всех ангелов и земных людей. В годовой круг богослужения включены четыре двунадесятых праздника в честь Божией Матери, святая Русь украшена множеством чудотворных икон в честь Нее. И мы ежедневно притекаем под покров Пресвятой Богородицы, ведь Она стала Матерью Спасителя и является небесной Заступницей и милостивой Ходатайницей всех людей, с верой обращающихся к ней в молитве " . В свою очередь, владыка Митрофан рассказал о том значении, которое имеет праздник Рождества Богородицы в наши дни. " Две тысячи лет назад в Израиле трудно было представить поношение более страшное, чем бесчадие. Считалось, что таким образом Бог хочет пресечь род этих людей на земле, поэтому таких людей презирали. Иоаким и Анна вели святую и праведную жизнь, но из-за своей бездетности постоянно подвергались насмешкам. Все тяготы они принимали со смиренным сердцем, не прекращая молиться Богу. И будучи уже пожилыми людьми, они удостоились права стать родителями Пречистой Девы, которая послужила делу нашего спасения. Смирение, терпение и кротость - вот добродетели, которыми были наделены святые Иоаким и Анна. Сказано, ведь, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Поэтому и нам, людям, живущим через 2000 после Рождества Христова, нужно молиться о даровании смирения, терпения и любви. Чтобы в нашем сердце появилось доверие к Богу, которое было у родителей Пресвятой Богородицы " , - сказал владыка Митрофан. Олег Кручинин Взято с , там и фотогафия есть. Комментарии и обсуждение Адрес: ул. Центральная, 46. Построена в 2006. Координаты: 48.7166627, 37.5666761 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13287

Стоимость годового лечения пациента с такой болезнью — 300 тысяч долларов 18 февраля. ПРАВМИР.  Экспертный совет фонда «Круг добра» добавил редкое генетическое заболевание – болезнь Помпе – в список болезней, лечение которых будет обеспечено поддержкой. В России всего 36 человек с болезнью Помпе. Она встречается в одном случае на 140 тысяч новорожденных, а среди взрослого населения – один случай на 60 тысяч человек. В фонде рассматривается предложение включить в перечень препаратов для закупки алглюкозидазу альфа (ТН Майозайм от Sanofi). Майозайм принимают больные Помпе в России. Его нужно принимать пожизненно. Цена за годовой курс – 300 тысяч долларов, отмечает vademec.ru . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 сентября, 2020 23 июня, 2020 16 января, 2024 21 февраля, 2022 16 марта, 2021 5 марта, 2021 5 января, 2021 31 октября, 2020 27 октября, 2020 18 сентября, 2020 23 июня, 2020 16 января, 2024 21 февраля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/fond-krug-dobra-zajmet...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГЕЭЗ классический эфиоп. язык, литургический язык Эфиопской Церкви, остававшийся единственным лит. языком христ. Эфиопии до рубежа XIX и XX вв. ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОРНЕЕ МЕСТО особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ один из 2 основных типов рим. Сакраментария, составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604) ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/rubrics/122642_7.html

Приложение 2. Творения отца Иоанна 100 Дневники 1. Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечения из дневника. Изд. 1–4. Москва и СПб, 1894–1905. 2. Мысли о Церкви и православном богослужении. СПб., 1894. 3. Путь к Богу. СПб., 1905. 4. Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта. СПб., 1900. 5. Христианская философия. СПб., 1902. 6. Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1902. 7. Созерцание и чувства христианской души. СПб., 1909 (посмертное). 8. Созерцательное подвижничество. СПб., 1909 (посмертное). 9. Живой колос с духовной нивы отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909 (посмертное). Проповеди 1. Полное собрание сочинений. Изд.1–4 СПб., 1891–1894. Том 1. Беседы о Боге и блаженствах, проповеди на Господские и Богородичные праздники. Том 2.Полный годовой круг слов, поучений, бесед. Том 3.Поучения, слова и речи на разные случаи. 2. Против графа Льва Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени и раскольников. СПб., 1902 3. Слова и поучения за 1897–1908гг. Изд. СПб. 4. Новые слова и поучения, произнесенные в Кронштадтском Андреевском соборе в 1907–1908 годах. СПб., 1909. 5. Проповеди. Произнесенные в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге. СПб., 1909. 6. Венок на свежую могилу незабвенного пастыря отца Иоанна Кронштадтского – 148 поучений-экспромтов (посмертное). СПб., 1909. 7. О Кресте Христовом (против раскольников). Историко-археологическое исследование. СПб., 1896. 8. Автобиография//Журнал «Север». 1888 Брошюры различного содержания, разных изданий 1. Высокое происхождение души человека. 2. Духовное единение Христа с Церковью. 3. Мысли о Литургии Православной Церкви и др. 4. Мысли христианина о покаянии и причащении. Таллин, 1936. 5. О вере и надежде христианской. 6. О любви к ближним. 7. О мире с его соблазнами. 8. О молитве. 9. О настоящей и будущей жизни. 10. О покаянии и причащении. 11. О почитании святых. 12. О святой Троице. 13. О священстве. 14. Об иконопочитании. 15. Об искушении и терпении скорбей. Читать далее Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский./Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. - М. — СПб. : Отчий дом; Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 2011. — 496 с., с илл. (Серия «Православные святые»). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Толкование Евангелия на каждый день года. Светлое Христово Воскресение. Пасха В Пасху Господню на всех языках человеческих и ангельских звучит Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». С Пасхи начинается новый годовой круг чтений Священного Писания. Эти толкования Евангелия на каждый день богослужебного года предназначены для самого широкого круга читателей – для тех, кто только недавно переступил порог храма, кто уже давно в Церкви и кто еще только на пути к ней. Ин., 1-е зач., 1: 1–17 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. В Пасху Господню на всех языках человеческих и ангельских звучит Евангелие от Иоанна, которое мы будем слышать в течение сорока дней, до отдания праздника Пасхи и до Пятидесятницы. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Единородный Сын Божий, Которым Бог говорил в последние дни, говорит сегодня с нами. Прежде чем мир не был, Слово было у Бога и Слово было Бог, Единосущное Отцу и Святому Духу.

http://pravoslavie.ru/3141.html

Тексты седмичного круга содержатся в книге Октоих. Практически все они являются гимнографическими, то есть, взяты не из Священного Писания, а составлены церковными песнотворцами (3, с. 46). Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенные места суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Триодь. Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Например, Благовещение всегда празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). Сюда же входят периоды предпраздненств (несколько дней до праздника), попраздненств (несколько дней после праздника) и постов. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю. Первый большой праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это не случайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь , апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова. Тексты молитвословий неподвижных праздников находятся в Минее месячной, разделенной, по числу месяцев, на 12 книг (3, с. 47). Триодь представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи. Например, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, а Вознесение празднуется в 40й день после Пасхи и всегда попадает на четверг. Тексты этого периода находятся в двух книгах – Триоди Постной и Триоди Цветной. В первой содержатся песнопения периода подготовки к Пасхе (Великий пост и три приготовительные седмицы перед ним, начиная с недели мытаря и фарисея), а во второй – времени от Пасхи до недели всех святых (следующего воскресенья после Троицы).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Я помню, времени не было совершенно. Утром я пономарил на ранней Литургии. Летом служба была в Успенском соборе, и я вставал в четыре часа, в полпятого шел открывать храм, а он огромный, и даже просто открыть все двери— достаточно долгий процесс. Потом надо было ходить с переносной лестницей, зажечь все лампады, приготовить всё к службе. Это занимало минут 30–40. В это время как раз заканчивался братский молебен, приходило служащее раннюю Литургию духовенство. После ранней Литургии— завтрак и занятия. После занятий— экскурсии, после экскурсий— вечернее богослужение, на которое я ходил практически каждый день. Вот такая была напряженная жизнь— жизнь абсолютно счастливая, я ее помню до сих пор. Помню не в подробностях, а как одно темно-светлое пятно: темное потому, что я спал, как в армии, там, где только мог приклонить голову, а светлое— благодаря чувству радости и полноты. Это, кстати, еще один урок, который я получил в Лавре: чем больше человек занят, тем больше он почему-то счастлив. Главным, конечно же, оставалось лаврское богослужение— теперь уже не только торжественное, праздничное, а обычное, будничное. Весь годовой круг (и неоднократно) я провел на братском клиросе и в алтаре— читал, пел, пономарил. Вот тогда, как мне кажется, я понял богослужение, узнал его и был поражен не только его красотой, но и грандиозностью замысла. Ведь что такое богослужение? Это не просто свидетельство о прошедшем или попытка достойно и красиво отметить те или иные важные события, происходившие в далекие времена. Годовой богослужебный круг— это особый мир, особая жизнь с Богом и со святыми, участником которой ты становишься. И в Лавре я навсегда полюбил богослужение уже не как некий, по словам священника Павла Флоренского, «синтез искусств», а именно как особую жизнь. Хотя и с точки зрения того самого «синтеза» ничего лучше Лавры невозможно и представить: старинные намоленные соборы, иконы Андрея Рублева и других древних мастеров, праздничное богослужение как настоящее, ни с чем не сравнимое торжество, благодаря служению отца наместника с братией и великолепному хору отца Матфея…

http://pravmir.ru/zhizn-v-cerkvi-uroki-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010