Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богослужение – 1) одна из форм богообщения и богопочитания, основными компонентами которой служат чтение и пение просительных, хвалебных и благодарственных молитв , чтение Священного Писания , совершение Таинств и обрядов ; 2) храмовая служба; 3) служение Богу . Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них – Таинства Причащения (Евхаристии) , таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога. Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Все церковные богослужения делятся на три круга : суточный, недельный и годовой. Богослужебный церковный год начинается 1го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи . Как узнать и полюбить церковное богослужение? Начните с литературы, прочтите сначала пособие с объяснением Литургии , можно даже начать с книги для детей . Потом закрепите прочитанное, участвуя в богослужении. Когда Вы изучите последование Литургии, прочтите другое пособие, более пространное. И каждый раз закрепляйте в храме прочитанное увиденным. Постарайтесь узнать и понять смысл каждого богослужебного действия, песнопений. Обратите внимание на устройство храма : иконостас, священнические облачения… Далее начните осваивать Всенощное бдение, потом праздничные службы, постовые, заупокойные, требы, последования Таинств. Осмысленное участие в богослужении доставит радость и положит начало более глубокому погружению в христианскую жизнь. Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

Закрыть «Денежные власти США попали в некий порочный круг» Возможно, американскому государству с помощью казённых денег придётся закрывать убытки ФРС США 30.01.2024 236 Время на чтение 4 минуты Фото: РНЛ «Только что Федеральная резервная система США отметила 110-летие до дня своего рождения. 23 декабря 1913 года Конгресс США принял закон об учреждении ФРС, в тот же день президент Вудро Вильсон подписал закон. В 1914 году Федеральный резерв приступил к работе. Я об этом писал в декабре прошлого года в статье " Приближается очередная " круглая дата " ФРС США: повод в очередной раз задуматься " », - пишет в статье «Федеральный резерв США впервые в своей истории закончил год с убытком» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры . «Но, кажется, юбилей американского Центробанка ознаменовался весьма неприятным для него прецедентом: впервые за 110 лет работы Федерального резерва он по итогам года получил отрицательный финансовый результат. Проще говоря, убытки. Пока еще финансовые итоги работы ФРС США за 2023 год не подведены и не обнародованы. Но, по оценкам бывшего заместителя директора управления финансовых исследований казначейства Алекса Поллока в аналитической заметке, опубликованной Институтом Мизеса (Поллок сейчас работает в указанном институте), годовой убыток Федерального резерва может составить 117 млрд долл.», - отметил эксперт. «Только за первую половину 2023 г. ФРС показала убытки от операций на сумму в 57 млрд долл. Для сравнения: за первое полугодие 2022 года Федеральный резерв получил прибыль в размере 63 млрд долл. На месячной основе убыток был зафиксирован в сентябре 2022 года (без малого 10 млрд долл.). На квартальной основе отрицательный финансовый результат ФРС США зафиксирован по итогам четвертого квартала 2022 года (7,4 млрд долл.). Итого за четыре последних месяца прошлого года убыток составил около 17 млрд долл. За счет достаточно благополучных первых двух кварталов общий итог 2022 года не ушел в минус. Чистая прибыль за год составила 58,4 млрд долларов. Однако на фоне прибыли 2021 года (107,9 млрд долларов) прибыль 2022 года снизилась на 45,9%», - пишет автор статьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/30/de...

ГЛАВА XLII. О ПРОМЫСЛЕ 1019 Выше было достаточно сказано о том, что человек обладает свободной волей, и о том, в чем именно он самопроизволен и по какой причине от произошел самопроизвольным. Но поскольку не всякий, предположивший совершить убийство, непременно совершает его, но иногда совершает, а иногда – нет, так как его выбор 1020 препятствуется и задерживается по пути к цели 1021 , – причиной чего служит, как мы сказали, провидение, а не Fatum, – то за трактатом о свободе воли должно следовать рассуждение 1022 о Промысле, которое также разделяется на три части: во-первых [нужно исследовать 1023 ] – существует ли Промысл, во-вторых – что он такое, и в-третьих – чего он касается. Конечно, иудей, даже и безумный, не мог не знать о провидении, раз он знал о чудесах, совершенных в Египте, слышал о том, что произошло в пустыне, в чем провидение открылось людям гораздо очевиднее, чем в том, что можно видеть глазами, а также раз он вникал во многие проявления 1024 Промысла через пророков и в Вавилоне, не допускающие никакого сомнения. Христиан же убеждает в существовании провидения как и это все, так – в особенности – Божественнейшее и по неизреченному человеколюбию необычайнейшее 1025 дело Промысла, именно – воплощение Бога (Слова) ради нас. Но так как рассуждение (направляется) не только к ним одним 1026 , но и – против греков, то мы постараемся доказать существование Промысла и из других данных, которым доверяют и те 1027 . Итак, что Промысл существует, это всякий мог бы доказать посредством того же самого, посредством чего мы доказали, что существует Бог. В самом деле, неизменное пребывание всего, в особенности же – того, что происходит и уничтожается, положение и строй (порядок) бытия, всегда сохраняющийся по одному и тому же образу (типу), течение светил, всегда неизменно однообразное 1028 , годовой круг и восстановление (чередование) времен года, ежегодные равноденствия ночей и дней, постепенное увеличение и уменьшение тех и других, ни в большей, ни в меньшей пропорции, – каким образом могло бы совершаться и одинаково распределяться 1029 , если бы никто не промышлял? Сверх того, возмездие, которое следует за преступлениями, особенно же – открытие самых преступлений, когда – при отсутствии того, кто мог бы изобличить, они обнаруживаются благодаря некоторым обстоятельствам, – доказывают, что существует Промысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Правильные» или «неправильные» праздники Размышления современного верующего о праздновании 23 февраля и 8 марта 22.02.2011 1993 Время на чтение 3 минуты Многие современные православные люди сталкиваются с проблемой светских и религиозных праздников. Светские праздники нужно почтить вниманием, так как наши ближние их любят и привыкли отдыхать, дарить и получать подарки в эти дни. Это касается, прежде всего, Нового года, 23 февраля и 8 марта. В религиозные же праздники, когда нам хочется после праздничного богослужения сохранить радостное состояние, часто приходится идти на работу или встречаться с тем, что в семье нет традиции уделять внимание православным датам. Что делать и как смещать акценты от светских праздников к религиозным, прежде всего, в своих семьях? Максимум, чего удается добиться мне в дни православного празднования, - это кратко рассказать о нем жене и дочери, пропеть праздничный тропарь перед трапезой. Но единения праздничного я с родными не чувствую, для них это обычный день. Возможно, что мне над этим просто надо как-то работать, еще больше вовлекая близких в годовой круг богослужений, объясняя им смысл всех праздников. Хуже дело обстоит с «праздниками» 23 февраля и 8 марта. Мне очевидна их искусственность и советская привязка к февральским дням 1917 года. Я не хочу в эти трагические для Отечества дни улыбаться и произносить слова поздравлений. Я действительно внутри себя считаю, что кровь убиенных в гражданской войне и в застенках лагерей вопиет в эти дни к Небу особенно сильно... Но близкие этого не знают, а если и услышали от меня и прочитали где-то, не считают существенной причиной, чтобы «отменять» привычные поздравления в эти дни. Ведь это так хорошо, когда все поздравляют мам и пап! Когда в школах и детсадах мальчики и девочки поздравляют учительниц и воспитателей! В какие еще дни дети и взрослые подарят внимание друг другу?! Это происходит так редко в нашей жизни, что отменять это никак нельзя. Отменять нельзя, но можно перенести. Станете ли вы в день смерти своего отца веселиться и поздравлять друг друга с чем бы то ни было? А ведь Отечество - больше отца...

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/22/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Светлый дом отца Романа В Санкт-Петербурге издана первая книга иеромонаха Романа для детей 10.08.2016 839 Время на чтение 3 минуты В петербургском издательстве «Чёрная речка» вышла книга иеромонаха Романа «Светел дом». Это первое издание стихотворений отца Романа для детей, с цветными иллюстрациями Наталии Назаровой. Иеромонах Роман не пишет стихотворений, адресованных именно детям, но многие его стихи понятны и близки и им тоже. Все мы читали в детстве стихи Пушкина , Лермонтова, Бунина - я до сих пор помню, какой испытала восторг, когда в учебнике по чтению увидела стихотворение «Лес точно терем расписной...» Но ни Пушкин, ни Бунин не ставили перед собой цель написать «детские стихи» - просто детская душа откликается на настоящую поэзию, как и на всякую настоящую красоту, ничуть не меньше, а может быть, даже сильнее, чем душа взрослого человека. В книге «Светел дом» стихи подобраны и расположены таким образом, чтобы читатель мог проследить духовный путь лирического героя - от детства до зрелости. В начале книги перед нами мальчик, который плачет «о том, что мир жестокосерд», впервые слышит Евангелие (его вслух читает мама), сам просит окрестить его - и принимает Таинство. Он заступается за «глупого» сверстника, переживает чудесное видение - три девы ведут его в «край неземной красоты», любуется красотой звездного неба на сеновале - в своем «первом скиту благодаренья». А потом перед нами монах-отшельник, для которого вся природа - Божий храм, а смена времен года неразрывно связана с церковными праздниками. «Сюжет» сборника тоже напоминает годовой круг, и в последних стихах слышны отголоски первых. В одном из первых стихотворений герой вспоминает о том, как в детстве отец приносил ему из леса «подарок от лисички» - замерзший ломоть хлеба. И вот теперь, идя меж березок и сосен, он возвращается в прошлое: Запах детства вдыхаю, вдыхаю, И дитём на лисичку гляжу. В песнопениях иеромонаха Романа часто встречаются церковнославянские слова, но в книге «Светел дом» их не так уж много: в сборник вошли более поздние стихи поэта, когда его язык стал проще. Зато в нем есть стихотворение, изобилующее другими «устаревшими» словами, отыскать которые можно разве

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/11/...

«Зачем вы пришли, с вами там священники разговаривают» И тут психолог спросил, почему Бог вам не помогает 19 марта, 2017 И тут психолог спросил, почему Бог вам не помогает «Вопрос был ударом под дых. Страшным и своей неожиданностью, и попаданием в самое больное. Я мужественно что-то ответила, что в храме я как раз отдыхаю, что там все свои и нас любят, и Саньку, и Господь нас не оставляет. Просто пока тяжело». Какими разными могут быть психологи, и как уберечься, общаясь со «специалистами», рассказывает Татьяна Любимова. «Ты просто не дорабатываешь!» Меня накрыло. Прошло полгода с того момента, как сыну поставили жуткий диагноз и выписали из больницы с напутствием : «Если мальчик переживет полтора года, значит, диагноз неправильный». Первый год мы бились, не щадя сил, и казалось, что вот еще полежим в больнице, найдем лекарство, сделаем укол, еще курс массажа – и Санька станет такой, как все, побежит ножками, начнет лепить куличики в песочнице и говорить смешные слова. А умные и опытные мамочки подбадривали: «Ты просто не дорабатываешь с ним! Вот мой был такой-то, мы сделали то-то и вот он какой сейчас!» Мы с Санькой плакали, старались, целыми днями бегали с массажа и уколов в бассейн, из бассейна на ЛФК… Это я сильно потом поняла, что нам достался вот такой вот мальчик, который просто НЕ МОГ, в силу особенностей поражения головного мозга, сделать то, что от него ждали и требовали специалисты и окружающие. Я начала избегать советчиков, круг общения сжимался, как шагреневая кожа. До меня стало доходить и то, что наш годовой забег по больницам – это только начало, неразумный спринтерский рывок, забравший много сил, а предстоит, на самом деле, долгий, изнурительный марафон, и неизвестно, кто в нём выйдет победителем, мы с Санькой, или диагноз. К тому же посыпались неприятности на работе у мужа, начали сказываться и хронический недосып, и физическая усталость. И поговорить было не с кем, в семье нас с сыном спасибо что не трогали, но и не очень принимали, хотя я старалась держаться как можно бодрее, муж уставал и злился, я больше всего на свете боялась его потерять, поэтому избегала разговоров о сыне, с подругами я просто не могла говорить о проблемах…

http://pravmir.ru/zachem-vyi-prishli-s-v...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Посолонь «Посолонь» — первая книга выдающегося русского писателя Алексея Ремизова. Ремизов писал этот сборник сказок для своей дочери. Он хотел дать ей и всем нам представление о сокровенном, важном в наших культуре и фольклоре, проведя через годовой круг. Повествование начинается, когда природа просыпается ото сна, приходит капель, и начинается весна-красна. Далее землю окутывает зной, приходит лето красное. Поспеют плоды, соберут урожай, сделают заготовки — наступает осень темная. Начнется ночь, окрепнут морозы, скует льдом воду — это зима лютая. Алексей Ремизов выработал уникальный стиль, в котором соединял церковное и народное, обыденное и высокое в едином букете. Сборник сказок «Посолонь» содержит в себе, словно такой букет, все возможные детали от каждого из четырех сезонов годового круга. Алексей Михайлович Ремизов ПОСОЛОНЬ Вячеславу Ивановичу Иванову Засни, моя деточка милая! В лес дремучий по камушкам Мальчика с пальчика, Накрепко за руки взявшись и птичек пугая, Уйдем мы отсюда, уйдем навсегда. Приветливо нас повстречают красные маки. Не станет царапать дикая роза в колючках, Злую судьбу не прокаркнет птица-вещунья, И мимо на ступе промчится косматая ведьма, Мимо мышиные крылья просвищут Змия с огненной пастью, Мимо за медом-малиной Мишка пройдет косолапый… Они не такие… Не тронут. Засни, моя деточка милая! Убегут далеко-далеко твои быстрые глазки… Не мороз — это солнышко едет по зорям шелковым, Скрипят его золотые, большие колеса. Смотри-ка, сколько играет камней самоцветных! Растворяет нам дверку избушка на лапках куриных, На пятках собачьих. Резное оконце в красном пожаре… Раскрылись желанные губки. Светлое личико ангела краше. Веют и греют тихие сказки… Полночь крадется. Темная темь залегла по путям и дорогам. Где-то в трубе и за печкой Ветер ворчливо мурлычет. Ветер… ты меня не покинешь? Деточка… милая… 1902 Весна-красна Мне сказали, там кто-то пришел, в сенях стоит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Тема 1. Вводные понятия 1.1. Богослужебное время Наши занятия мы начнем с материала, который вам уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится Православное богослужение. Это суточный, седмичный 1 и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год – оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании (1, с. 19–20). Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб. Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт.1:5 ). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению [там же, с. 23].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Ответьте пожалуйста кто действительно знает ответ на такой вопрос. Молитва перед иконой Богоматери “Боголюбской”: “О Пречистая Госпоже Богородице, Мати боголюбивая, Надеждо нашего спасения Воззри милостиво на предстоящие с верою и любовию…” — это настоящая молитва одобренная церковью для молитвенного правила молитва или народное интернет-творчество? В молитвословах я её не нашёл, на православных интернет-сайтах она далеко не на всех, это и смущает. Мне хочется выучить молитвы такие которые близки сердцу и являются благословленными РПЦ. К сожалению на сайтах не указано о благословении молитв, на нём размещённых. Похожие вопросы 5 Ответов Оксана, большое спасибо за внимание к моему вопросу. Я посмотрел, что такое Минеи. А из какой Минеи взята эта молитва. И можно ли читать её при молении дома. И где узнать что значит изменяемые молитвы в Минеях. Это Минея за Июнь, (10 книга) изд. 1986 г, 18е число ст.стиля, стр 71 Молитва канонична, утверждена в составе богослужебных книг РПЦ. Относительно изменяемых и неизменных частей. В Церкви используются богослужебные круги: суточный, недельный и годовой. Костяк суточных служб неизменный — один порядок следования (берётся из Служебника, Часослова), в службах есть постоянные псалмы, некоторые молитвы, тропари. На суточный круг накладывается недельный и годовой. Молитвы этих кругов тоже одинаковые, но в отношении суточного они бывают разные  что вкупе составляет уникальный неповторяющийся состав молитв, тропарей, канонов, чтений,  приходящихся на любой из дней года, и даже столетия. Считаются изменяемыми относительно суточных служб те части богослужений, что берутся из Минеи (по месяцам), Октоиха (по дням недели и неделям), Триоди (в период до и после Пасхи). Молитва взята из Минеи месячной, молитвы из нее дома читать не запрещено. Ответ на последний вопрос можно найти в Настольной книге священнослужителя . Спасибо всем, за доброжелательность и подробность объяснений на мой вопрос о молитве. Но осталась ещё небольшая для меня неясносить. В тексте который размещён на православных сайтах такие слова: “… с твердым упаванием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву!”, а в тексте опубликованном в минеи эта часть молитвы иная: “с твердым упованием возсылаем тебе нашу убогую молитву!” Весь остальной текст полностью идентичен. Скажите можно ли при молении слово “убогую” заменить на “смиренную” не меняя больше ничего. Всё таки к слову и понятию-молитва “смиренная” более подобает чем “убогая”.

http://azbyka.ru/vopros/kanonichna-li-mo...

Разделы портала «Азбука веры» Термины «отступка» и «преступка» используются в церковном богослужебном лексиконе применительно к рядовым чтениям из Евангелия и Апостола. При этом «отступка» – повторение уже прочитанных чтений в тех случаях, когда рядовых чтений не хватает; мы как бы отступаем назад и проходим снова тот же путь. «Преступка» — напротив, пропуск определенных рядовых чтений; мы как бы переступаем через них в своем направленном шествии. При этом нужно отличать преступку в самих евангельских чтениях и преступку в системе рядовых чтений Евангелия; если мы говорим о преступке в евангельском зачале, то имеем в виду пропуск фрагмента (например, на Богородичные праздники читается Лк.1:39–49, 56 , очевидно, что отрывок Лк.1:50–55 пропускается, происходит преступка); если мы говорим о сентябрьской преступке евангельских зачал, то подразумеваем пропуск от одной до трех седмиц рядовых чтений. Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий дает чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее. Однако этот круг очень редко выдерживается в точности, так как дважды в год действует правило преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения) или отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно). Церковный Устав различает два вида преступки/отступки: сентябрьскую и зимнюю. Сентябрьская/Воздвиженская преступка или отступка определена правилом: после Недели по Воздвижении начинается ряд чтений из Евангелия от Луки: сразу читаются рядовые Евангелия 18й седмицы (в понедельник – Лк. зач. 10 и т. д.). и затем следующих седмиц по порядку. При этом данное правило соблюдается вне зависимости от того, какой порядковый номер в текущем году имеет Неделя по Воздвижении и какой седмицы и Недели читались Евангелия до этого. Если Пасха ранняя (до 30 марта по старому стилю), то бывает отступка: повторяются чтения одной или двух уже прочитанных седмиц; если Пасха поздняя (от 7 по 25 апреля), то происходит преступка: чтения от одной до трех седмиц пропускаются, их пропуск никак не компенсируется. Если же Пасха случается в диапазоне между 31 марта и 6 апреля, то нет ни преступки, ни отступки.

http://azbyka.ru/otstupka-i-prestupka

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010