Н.И. Державин Годовой церковный круг Праздники Праздник праздников Светлое Христово Воскресение. Пасха Бывает не раньше 4 апреля (22 марта старого стиля) и не позже 8 мая (25 апреля старого стиля), в первый воскресный день после весеннего полнолуния Двунадесятые переходящие праздники Вход Господень в Иерусалим Последнее воскресенье перед Пасхой Вознесение Господне 40-й день по Пасхе. Выпадает всегда на четверг День Святой Троицы. Пятидесятница 50-й день по Пасхе. Выпадает всегда на воскресенье Двунадесятые непереходящие праздники Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7 января (25 декабря старого стиля) Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 января (6 января старого стиля) Сретение Господа нашего Иисуса Христа 15 февраля (2 февраля старого стиля) Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19 августа (6 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 21 сентября (8 сентября старого сшиля) Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря (21 ноября старого стиля) Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта старою стиля) Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа (15 августа старого стиля) 14 января (1 января старого стиля) Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля (24 июня старого стиля) Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 14 октября (1 октября старого стиля) Посты Многодневные посты Великий пост В течение семи недель (Четыредесятницы и Страстной недели) перед Пасхой Петров пост С понедельника второй недели по Пятидесятнице до 11 июля (28 июня старого стиля)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поучение в неделю крестопоклонную «Кресту Твоему покланлемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» (Тропарь св. кресту). Святая Церковь , вынося из глубины алтаря с престола животворящий крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада ее, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотию и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои в плоти их, – взирая на крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с ее страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать ее в страстях ее и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, как бы так вещает нам Господь со креста, что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха: вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выносится ныне крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом; а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и крестом победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь. Слово в неделю четвертую Великого поста Сегодня, возлюбленные братия и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христем бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, – чрез изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту. «Дух немой и глухой»! сказал Господь нечистому, «Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не входи в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Раздел второй. Проповеди, точная дата произнесения которых не установлена Приобщение к вечности В день церковного Новолетия, 1 сентября Во имя Отца и Сына и Святаго Духа По милости Божией сегодня мы с вами вступаем в новый церковный год. Ежегодно, шествуя от праздника к празднику, Святая Церковь вместе со всей природой проходит от начала до конца годовой круг богослужения. Для людей, живущих в мире, наступление нового года обычно связывается с тягостным чувством сожаления о том, что они могли бы сделать то, что осталось несделанным. Оглядываясь назад, на пережитое время, человек неизбежно думает о том, что безвозвратно упущено в прошлом, чего уже нельзя изменить или вернуть в будущем... Людям, живущим духовной жизнью, чуждо это чувство безвозвратности минувшего, потому что они живут в мире, где нет временных ограничений, где преодолеваются границы прошлого, настоящего и будущего. Недавно мы с вами погребали Божию Матерь и не «вспоминали» Ее погребение, а действительно погребали Ее. А через несколько дней мы будем праздновать Ее Рождество. Это становится возможным благодаря тому, что, совершая богослужение, мы вступаем в мир, в котором уничтожаются грани времени, потому что в богослужении мы живем в вечности. Через это приобщение к вечности мы можем реально соприсутствовать событиям, от которых нас, людей XX века, исторически отделяет целый ряд протекших столетий. Преодолевая в богослужении границы времени и вступая в мир вечности, мы входим в него не одни, а вместе со всею природою. В богослужебных песнопениях постоянно говорится об участии всей твари в той радости, которую испытывает человек, приобщаясь к вечности, об участии ее в прославлении Творца. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый», – говорится об этом в каноне Пасхи. И не только небо и земля, но и каждое из творений Божиих в отдельности участвует в этом всеобщем гимне Творцу. В «хвалитных» псалмах ( Пс.148–150 ), ежедневно читаемых на утрене, мы призываем солнце и луну, звезды и свет, горы и холмы, деревья, зверей и птиц вместе с горним ангельским миром принять участие в прославлении Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  3.8 из  5) Предыдущий Следующий 5. Суточное богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Поздравляю всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а также нашу прихожанку, ветерана Великой Отечественной войны, известного на всю страну своим подвигом, Барсученко Марию Тимофеевну, которой сегодня исполняется 99 лет от роду. Желаю ей крепкого здоровья. А вам напоминаю, мы с вами обсуждаем тему о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ ? Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, какие существуют виды обязательных богослужений? Предварительно следует сказать, что богослужебные молитвословия зависят от времени суток, в которое богослужение совершается, от дня недели (седмицы), и дня года. Так образуются три круга богослужений: 1) суточный круг, 2) седмичный и 3) годовой. Из соединения элементов трех этих кругов и составляется богослужение каждого дня. В течение дня Устав предписывает совершать богослужения не один раз, и не два, а гораздо больше. Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой утро, день, вечер и ночь. Этот обычай перешел к нам, христианам, и не только. Например, в исламе на молитву встают 5 раз в день в определенные промежутки времени. И хотя так сложилось сегодня, что у нас в храме это делают не более двух раз в день, потому что чаще собираться затруднительно, однако это не означает, что мы сами (вне храма) не должны совершать никакого богослужения в течение дня. А теперь внимание, вопрос: Кто скажет, сколько раз мы должны становится на молитву в течении суток? Ваши варианты?.. Подумайте еще… А теперь сравните: Согласно нынешнему Уставу в течение суток мы можем совершать 9 видов богослужений. Впрочем, как вы заметили, это еще не ответ. Ответ будет в конце нашего занятия. А пока давайте посмотрим, что это за богослужения? Перечисляю: 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Изобразительные, 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница.

http://azbyka.ru/video/05-sutochnoe-bogo...

Скачать epub pdf Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении Святая Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к Евреям: «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся» ( Евр. 13:17 ). А немного выше в том же послании Апостол говорит: «Поминайте наставники ваша… подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, Святая Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: «Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех – от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: «Аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет» ( Гал. 1:8 ). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения. О, если бы мы всегда слушали святых отцов согласно данному апостольскому призыву! Тогда Господь скоро превращал бы все наши скорби в радости, ибо послушание Богу есть источник райского блаженства. А слушать святых отцов как преемников апостолов – это значит слушать Самого Бога. Вот почему Господь сказал: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается» ( Лк. 10:16 ). Это послушание было отличительным свойством наших предков, русских православных людей. Раньше в каждой церкви, городской и сельской, имелся годовой круг Четьих-Миней (то есть Жития святых) святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Во всей духовной красоте в них изображается чистая святая жизнь угодников Божиих и преподается святоотеческое учение, основанное на Божественном Писании. Русский народ зачитывался Четьими-Минеями и руководился ими в своей вере и жизни. Кроме того, в церквах, и особенно в монастырях, во время богослужений всегда предлагались верующим спасительные чтения из творений св. отцов Церкви, по преимуществу св. Феодора Студита и св. Ефрема Сирина , которые так любил слушать русский православный народ. Но больше всего он любил чтения из творений св. Иоанна Златоуста – его избранные писания, известные под названием «Золотая струя», или «Златоструй».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Удивительная вещь церковный календарь! Его годовой круг постоянно вводит нас в церковную историю, как будто беспокоится о том, чтобы не забывали жизни и дел благочестивых людей и учились на их примере. Невольно вспоминается мудрое изречение святителя Григория Богослова (+389): «История – ум многих… Время родило историю, а история – мудрость» 1 . Так и с праздниками святых. В первое воскресенье после Троицы был день всех святых в земле российской просиявших, а во второе – память региональных святых: Вологодских, Новгородских Псковских, Санкт-Петербургских и Белорусских. И опять мне хотелось бы продолжить тему прошлой беседы и поговорить не о древности, а об обстановке в которой жили верующие в Белоруссии после войны 1941–1945 гг. Тогда нам проще будет понять, как гонения и преследования могут закаливать дух верующих вплоть до готовности стоять за свою веру до конца. Я, как и в прошлый раз, ограничусь более знакомой мне историей Православной Церкви. В 1945 году государство делает ряд уступок Церкви. Решением Совнаркома СССР религиозные организации получили право юридического лица. Начался стремительный рост приходов. На 1 апреля 1947 г. в Белоруссии насчитывалось 906 действующих православных церквей, а в начале 1949 – уже 1027, из которых 808 в Западной Белоруссии и 219 в Восточной, где перед войной не было ни одной. Штат духовенства состоял из 757 священников и 56 диаконов. Работала Минская духовная семинария, в которой в 1949 году училось 112 человек, и действовало три монастыря: в Гродно и Полоцке – женские, в Жировичах – мужской 2 . Такая ситуация вызывала беспокойство властей, негласной целью которых оставалась борьба с религией. В конце 40-х и начале 50-х годов происходит изъятие целого ряда церквей и приспособление их, как правило, под клубы или амбары. Под нажимом государства Синод принял решение о запрещении молебнов на полях, крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах вне богослужения, использовании проповедей в качестве уроков закона Божия 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Слово в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, 1772 года, Июня 29 дня Солнце обращая годовой круг свой, привело нас к тому дню, который церковь Божия утвердила навсегда быти торжественным. Ибо может ли она забыть заслуги тех, коих Богомудрым учением и трудами бесчисленными приведена в сие благоучрежденное состояние? коих ревностию столь ясно открыт свет истинный спасения нашего, и до толикого совершенства возведен догмат богопочтения? Может ли, говорю, церковь Божия, общая всякой добродетели наставница, оставить, чтоб празднуемым ныне святым Апостолам, чрез чад своих не засвидетельствовать должной благодарности? особливо, что благодарность таковая, не столь увеличивает славу Богом прославленных мужей оных, сколько славу нашу. Ковчег златой ароматами их заслуг наполненной когда открываем мы, сами сим благоуханием услаждаемся и пользуемся. Мы на вас днесь, о первоверховные Апостолы! мысленно взирая, не таковых себе представляем, каковыми вы ныне блистаете во оной небесной уму нашему непостижимой славе. Мы вас представляем, каковы вы были на земле, на сем жилище нашем, когда все затруднения, какие вам невежество сильное, страсть вооруженная, злость беспредельная противополагали, мужественно победив, восторжествовали на колеснице славы, увенчавающу вас Духу святому. Ибо какое, слушатели, должно быть утешение для добродетельных людей, когда они видят, что другие подобные им люди, без всякой от мира помощи, единым божественным добродетели средством до толикой взошли славы; что не говоря о небесном их блаженстве, здесь на земле имена их заслужив бессмертие, устами всех проповедуются, и, как говорит святой Златоуст, самый пепел их порфиру носяй почитает. Ежели дозволительно, вступая в подвиг добродетели, какое-либо честолюбие иметь к тому побуждением, то может ли что быть сего лестнее? Не сумнюсь, чтоб вы не чувствовали искры Божественной возжигающей в сердце Вашем желание, быть их подражателями; но в чем? сие рассмотрим.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Современный и интересно написанный учебник. Книги Нового Завета разбираются тематически, а не последовательно по тексту. Группа Вконтакте Facebook группа Христос и Церковь в Новом Завете Книга протоиерея Александра Сорокина «Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. Курс лекций»» вышла в Издательстве Крутицкого подворья совместно с Синодальным Отделом по делам молодежи Московского Патриархата (по благословению председателя Отдела Архиепископа Костромского и Галичского Александра) и Обществом любителей церковной истории. Книга представляет собой курс лекций по Введению в Священное Писание Нового Завета, читаемый автором с 1996 года в Санкт-Петербургском Институте богословия и философии. В книге подробно излагается история написания Священных книг Нового Завета — Евангелий, Книги Деяний святых апостолов, апостольских посланий и Апокалипсиса. Издание продиктовано недостатком систематических пособий вводного характера, которые были бы составлены с учетом как общепринятых достижений современной библеистики, так и, в не меньшей степени, православного Церковного Предания. Введение § 16. Три отправные точки, подсказанные Церковным Преданием Богослужебный годовой круг чтений Священного Писания Нового Завета за Божественной Литургией в Православной Церкви начинается на Пасху — в праздник Воскресения Христова. В качестве Пасхального Евангельского чтения звучит Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1-17 ), Апостольского чтения — также первые стихи Книги Деяний святых Апостолов (Деян.1, 1-8). При этом ни Пролог, ни начало Деяний не являются рассказами или прямыми свидетельствами о Воскресении Иисуса или хотя бы явлениях Воскресшего (как, например, последние главы любого из канонических Евангелий ). Вместе с тем то, о чем идет речь в Прологе и в Деяниях, имеет тесное и прямое, хотя и не очевидное на первый взгляд, отношение к Христову Воскресению . Чтобы начать знакомство с Новым Заветом, интересно рассмотреть соотношение этих трех, как кажется, разных тем: Воскресения Иисуса Христа (смысл праздника Пасхи), начала истории Церкви (тема Книги Деяний) и Боговоплощения (тема Пролога). Увидев эти три темы в их тесной связи, мы получим, образно говоря, три точки, «задающие плоскость» нашего предстоящего курса.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы на дни Богослужебного круга (1922–1924) 6 Начало индикта (церковное новолетие) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! По милости Божией сегодня мы с вами вступаем в новый церковный год. Ежегодно, идя от праздника к празднику, Святая Церковь вместе со всею природою проходит от начала до конца годовой круг богослужения. Для людей, живущих в мире, наступление нового года обычно связывается с тягостным чувством сожаления о том, что они могли бы сделать и что осталось несделанным. Оглядываясь назад на прожитое время, человек неизбежно думает о том, что безвозвратно упущено в прошлом, чего уже нельзя вернуть или изменить в будущем. Людям, живущим духовной жизнью, чуждо это чувство безвозвратности минувшего, потому что они живут в мире, где нет временных ограничений, где преодолеваются границы прошлого, настоящего и будущего. Недавно мы с вами погребали Божию Матерь – не «вспоминали» о Её погребении, а действительно погребали Её, а через несколько дней будем праздновать Её Рождество. Это становится возможным благодаря тому, что, совершая богослужение, мы вступаем в мир, в котором уничтожаются грани времени, потому что в богослужении мы живём в вечности. Через это приобщение к вечности мы можем реально соприсутствовать событиям, от которых нас, людей XX века, исторически отделяет целый ряд протекших столетий. Преодолевая в богослужении границы времени и вступая в мир вечности, мы входим в него не одни, а вместе со всею природою. В богослужебных песнопениях постоянно говорится об участии всей твари в той радости, которую испытывает человек, приобщаясь к вечности, об участии её в прославлении Творца. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» 7 , – говорится об этом в каноне Пасхи. И не только небо и земля, но и каждое из творений Божиих в отдельности участвует в этом всеобщем гимне Творцу. В «хвалитных» псалмах (148–150), ежедневно читаемых на утрене, мы призываем солнце и луну, звезды и свет, горы и холмы, деревья, зверей и птиц вместе с горним евангельским миром принять участие в прославлении Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010