Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться Архимандрит Назарий (Омельченко) Источник: Портал «Православная жизнь»      – Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения? – Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день. Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.      – Что значит: понедельник посвящен Ангелам? – В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

http://pravoslavie.ru/97284.html

Молиться не хочется, исповедь — особо сказать нечего, причащаться – непонятно, зачем. Сущность веры для многих — это хождение по церковному кругу. От Пасхи до Пасхи, от поста до поста. Привычно и хорошо этим кругом ходить, этаким хороводиком церковным, меняя праздничные платочки. Человек долго ходил в храм и вдруг охладел к Церкви. Подросток вырос в церковной семье и уходит из нее. Разочарование, равнодушие, протест. В чем причина? На вопрос ПРАВМИРА отвечает протоиерей Алексий Уминский , настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской гимназии. Подросток переживает трудное время. Молиться не хочется, исповедь — особо сказать нечего, причащаться – подростку непонятно, зачем. И никто не объяснит ему, потому что он не спрашивает. Ответа на свои вопросы он тоже не находит, потому что видит вокруг себя то, что имеет относительное отношение к реальности. Да, все красиво, хорошо, замечательно, все в платочках. Но суть и смысл происходящего непонятны. И не только для  подростка , для очень многих людей, которые в храме стоят и молятся. Для его собственных родителей. В интерпретации родителей Церковь часто предстает сказочным домиком, в который приходят за вкусненьким и сладеньким. Можно услышать, как иногда мамы причащают ребеночка: «Сейчас тебе батюшка даст сладенького, сейчас он тебе медочку даст»! Ужасно! Это вместо того, чтобы ребенку с младенчества говорить, что он сейчас будет причащаться истинного Тела и Крови Христовых. Так наша церковная жизнь, к сожалению, превращается в какую-то сказочку. Сущность веры для многих — это хождение по церковному кругу. У нас есть прекрасный церковный круг богослужения. От Пасхи до Пасхи, от поста до поста. Привычно и хорошо этим кругом ходить, этаким хороводиком церковным, меняя праздничные платочки, ни о чем не думая, совсем не задумываясь о смысле этого хождения. И человек вдруг так привыкает ходить по церковному кругу, что за Христом ему ходить уже не надо. Но церковный годовой круг — это не самое главное. А когда нет главного, когда вдруг главное уходит, не ощущается, тогда для подростка начинается большая проблема.

http://pravmir.ru/o-xriste-i-xozhdenii-p...

Объяснения церковных и домашних молитв. Суточный круг Богослужений ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею. Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах. Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Архиепископ Серафим (Соболев) Ныне за Божественной литургией на Апостольском чтении Святая Церковь предлагает нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, такие слова апостола Павла из его послания к Евреям: Повинуйтеся наставникомъ вашимъ и покоряйтеся (Евр. 13, 17). А немного выше в том же послании Апостол говорит: Поминайте наставники ваша… подражайте вере их (Евр. 13, 7). Здесь под наставниками разумеются апостолы, а затем их преемники, святые отцы Церкви. Указывая нам на эти апостольские слова, Святая Церковь хочет, чтобы мы во всем слушались св. отцов, и в особенности в области веры, без которой мы не можем угодить Богу и спастись. И это понятно. Святые отцы преподают нам веру спасительную – ту, о которой некогда сказал Господь: Иже веру иметъ и крестится, спасенъ будетъ; а иже не иметъ веры, осужденъ будетъ (Мк. 16, 16). Наставляя нас в этой спасительной истинной вере, святые отцы тем самым предохраняют нас от впадения в самый великий и пагубный грех — от впадения в веру еретическую, за которую апостол Павел налагает анафему, или проклятие, в словах: Аще мы, или ангелъ съ небесе благовеститъ вамъ паче еже благовестихомъ вамъ, анафема да будетъ (Гал. 1, 8). Да и сами святые отцы Церкви предохраняют нас от всякого изменения догматов веры, установленных ими на св. Вселенских соборах, ибо они проклинают на все века тех, которые допускали, допускают и будут допускать догматические изменения. О, если бы мы всегда слушали святых отцов согласно данному апостольскому призыву! Тогда Господь скоро превращал бы все наши скорби в радости, ибо послушание Богу есть источник райского блаженства. А слушать святых отцов как преемников апостолов — это значит слушать Самого Бога. Вот почему Господь сказал: Слушаяй васъ, Мене слушаетъ: и отметаяйся васъ, Мене отметается (Лк. 10, 16). Это послушание было отличительным свойством наших предков, русских православных людей. Раньше в каждой церкви, городской и сельской, имелся годовой круг Четьих-Миней (то есть Жития святых) святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Во всей духовной красоте в них изображается чистая святая жизнь угодников Божиих и преподается святоотеческое учение, основанное на Божественном Писании. Русский народ зачитывался Четьими-Минеями и руководился ими в своей вере и жизни. Кроме того, в церквах, и особенно в монастырях, во время богослужений всегда предлагались верующим спасительные чтения из творений св. отцов Церкви, по преимуществу св. Феодора Студита и св. Ефрема Сирина, которые так любил слушать русский православный народ. Но больше всего он любил чтения из творений св. Иоанна Златоуста – его избранные писания, известные под названием «Золотая струя», или «Златоструй».

http://pravoslavie.ru/43580.html

В этом году Иркутск праздновал 140-летие Михаило-Архангельского храма – маленькой деревянной церковки, бывшего скита Вознесенского собора, разрушенного большевиками. Народное предание считает, что выбор места для скита был неслучаен – здесь, у чистого источника, часто останавливался святитель Иннокентий, направляясь в деревню Малая Елань, где при его жизни была возведена часовня, и монастырские служители занимались хлебопашеством. Маленький храм этот на краю города ныне в Иркутске знаменит. В нем на службы собирается столько народу, что в воскресные и праздничные дни здесь служатся две Литургии – ранняя и поздняя. А еще из-под крыла настоятеля храма митрофорного протоиерея Каллиника Подлосинского вышло множество молодых священников, служащих ныне в храмах Иркутской митрополии. Спасение – главный вопрос христианской жизни. Вот этому – главному – и посвящена беседа с отцом Каллиником. Батюшка, вот обыкновенный человек пришел в храм, исповедуется, причащается, и жизнь его меняется: на работе косятся, родственники считают — «ударился в религию». В каком-то смысле жить ему стало труднее. И это нормально? Первый вопрос, который часто задают: «Зачем вообще ходить в храм, когда можно читать Евангелие и иметь Бога в душе?» Как рассуждают обычно: «Я же верю, и всё. Обряды не нужны Богу…». Но это неверно. Ведь Церковь составляют люди, объединенные верой. Церковь – это и организация в плане земного бытия, и мистически Тело Христа. Мы, как клеточки в организме, составляем это Тело. Богослужение имеет годовой круг, то есть каждый год повторяется. И когда мы ходим в храм регулярно, укрепляемся в истинах веры. Через церковное богослужение раскрывается смысл нашей религиозной жизни, смысл пришествия в мир Христа, Его крестной смерти ради спасения человека. Вне Церкви нет спасения, говорят святые Отцы, потому что вне ее нет Таинств. В них мы получаем благодать, освящающую человека и укрепляющую его в вере. Господь подчеркивает, что без Крещения, Покаяния, Причащения нельзя достигнуть Царствия Небесного. Поэтому участие в Таинствах необходимо для каждого верующего.

http://pravoslavie.ru/98826.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Другая радость 01.03.2012 529 Время на чтение 6 минут Наступил Великий пост, предваряющий главный православный праздник - Пасху. Но даже у воцерковленных людей, у тех, для кого этот пост далеко не первый, не убывает вопросов: как провести, как прожить эти шесть (со Страстной - семь) седмиц с максимальной духовной пользой? Мы беседуем с настоятелем храма во имя святых Царственных страстотерпцев при Саратовском госуниверситете священником Кириллом Краснощековым. - Отец Кирилл, мы знаем, что Великий пост - время особого духовного труда, всецелого устремления души к Богу... Но что значит - особого, всецелого? Разве в остальные дни года христиане не должны пребывать в таком же состоянии? Зачем нужно это особое время - пост? - Это состояние, конечно, является идеальным для христианина. Но человек не может всё время жить одинаково. Истоки поста - в Ветхом Завете. А ветхозаветный пост - это, как правило, либо время сугубого покаяния, либо подготовка к битве: воин должен был трезвиться, бодриться, чтобы быть готовым к сражению. То есть в любом случае пост - это период, когда человек пытается собраться больше, чем он собран в другое время. Постовая дисциплина появилась ведь не просто так. Монахи, пребывавшие в аскетическом подвиге, видели в человеческой природе всю ее сложность, всё ее несовершенство, ставшее результатом грехопадения. Тело человека делается не другом, а врагом, болеет, давит на душу, ум рассеивается, теряет целомудрие - это всё данности. И вот аскеты, наблюдая за этими данностями, опытным путем избирали наилучшие средства для того, чтобы поврежденную человеческую природу привести к более или менее правильному состоянию. Одним из таких средств как раз и является пост со всеми его уставами. Годовой богослужебный круг - это мистерия, которая позволяет нам постоянно жить в евангельских событиях. Не просто вспоминать их как некое историческое прошлое, а участвовать в них. В евангельской истории были и смерть, и воскресение, и горе, и радость. Есть время для поста - и есть время для той радости, которая придет к нам с Пасхой. Не надо думать, что пост - это только печаль и сокрушение. Но это время несколько иное. Радость пасхальная и радость поста: и то и другое - радость, но они разные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Как можно любить и желать чего-то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом, как мы можем искать Царство, о котором мы не имеем понятия? Протопресвитер Александр Шмеман – выдающийся проповедник и богослов, один из известнейших священников XX века, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Дорогие слушатели, братья и сестры!  Мы живем так, как будто Христос никогда не приходил. И это – единственный настоящий грех, глубочайшая трагедия и печаль нашего номинального христианства. Только когда мы это поймем и признаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему перед ней необходим Пост . Только тогда мы сможем понять, что все литургические традиции Церкви, весь цикл ее богослужений существует прежде всего для того, чтобы помочь нам вновь увидать и вкусить эту новую жизнь, от которой мы так легко отходим, изменяя ей. Увидать и, покаявшись, вернуться к ней. Как можно любить и желать чего-то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, радость, которую мы не вкусили? Одним словом, как мы можем искать Царство, о котором мы не имеем понятия? Единственный вход в это Царство, приобщение к новой жизни, с самого начала и до сих пор – это церковное богослужение. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Коринф. 2:9). Пасха есть самый центр этой богослужебной жизни, её сердце, её вершина, солнце, проникающее всюду своими лучами. Каждый год открывается дверь в сияние Царства Христова. Дается предвкушение Вечной Радости, ожидающей нас, Славы и Победы, невидимо уже наполняющих всю Вселенную. Смерти нет! И все церковное богослужение построено вокруг Пасхи. Литургический годовой круг, последовательность праздников и постов, становится путешествием, паломничеством к Пасхе, к концу, который, в то же время, есть и начало. К концу всего старого, к началу новой жизни. Постоянный переход из мира в Царство, явившееся во Христе.

http://pravmir.ru/my-zhivem-tak-kak-budt...

Как проходит Масленица в многодетных семьях Многодетные мамы рассказывают, как у них проходит Масленица 26 февраля, 2014 Многодетные мамы рассказывают, как у них проходит Масленица Без специальных назиданий Светлана Соколова, жена настоятеля храма святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова: Когда дети были маленькие, празднование Масленицы проявлялось тем, что каждый день я пекла блины, по разным рецептам, в зависимости от того, на что хватало времени. В гости ходить не получалось: у детей учеба. А вот когда они стали взрослыми, наоборот, Масленица приобрела особый смысл — как повод для того, чтоб всем вместе встретиться. Специально акцентировать внимание на Масленичной неделе как последней перед Великим постом я не пыталась никогда, так же — на подготовке детей к Прощеному воскресению. Мы с отцом Николаем старались, чтобы церковный годовой круг проходил естественно, а не искусственно, а дети жили в этом кругу. И для них это движение тоже становилось естественным. Прощеное воскресение  — особый день. Это и служба, и чин прощения (мы хотели, чтобы дети присутствовали в храме в этот день, и чтобы полученная благодать сохранилась в них). Я видела, как в храме, когда дети (которым бывало нелегко сказать «прости») попросят друг у друга прощения, им становилось легче. Дети безо всяких назиданий понимали, что вот, скоро пост, все к нему готовятся. Об этом напоминал даже быт: скатерть, например, поменяли. Конечно, всегда хотелось, чтобы пост был в радость, был осмысленным, а не просто надеть черную косынку — и все, ты к посту готова. В первые дни Поста чтения Канона Андрея Критского проходило дома (это сейчас, когда все выросли, просто в храм сходить). У нас была бережно хранимая запись на магнитофонной пленке, которая появилась, когда еще отец Николай был референтом у  Патриарха Пимена . На пленке — очень проникновенное чтение Покаянного канона Патриархом Пименом, которое доходит и до взрослых душ, и до детских. И вот я включала запись, брала текст Канона, и те из детей, кто мог со мной постоять, помолиться, подумать — стояли. Насколько у них хватало желания и сил. По ходу старалась объяснять непонятные им моменты. В гимназию всей семьей

http://pravmir.ru/maslenica-v-mnogodetny...

Подпишитесь на наш Телеграм Ольга Немчикова проводит небольшой экскурс в историю праздника и рассказывает о том, как к нему следовало бы относиться. Как предупредительно пишет Википедия в статье про этот день: «Не путать с Собором всех святых, в земле Российской просиявших». И это как раз и есть самое важное: не путать всё, происходящее в сутки 31 октября – 1 ноября в Европе, Америке, Скандинавии – и в России. Не будем углубляться в историю и подробно рассматривать, как зарождались празднества, как христианский День всех святых постепенно вытеснял Самайн, как вообще переплетаются истоки праздников и местные традиции. Скажем только одно: родился Хеллоуин на территории современных Великобритании и Северной Ирландии, а сейчас является международным праздником. Вот «сейчас»-то нас и интересует. Я далека от мысли противопоставлять «Русь Святую» и «загнивающий Запад», но забывать о несомненно существующих различиях нельзя. И иногда эти различия существуют просто в силу исторического пути, который, в свою очередь, приносит свои праздники и традиции. И если в нашей православной русской культуре прекрасно переработалась, прижилась и вошла в церковный годовой круг Масленица, то у них – это канун Дня всех святых, он же страшный и ужасный Хеллоуин. И пытаться навязать друг другу эти радости – занятие глупое, бездарное и даже опасное. Потому что есть вещи, которые должны рождаться изнутри, естественно и самостоятельно, преображаясь временем. А при искусственном насаждении (даже если оно происходит из лучших побуждений) получится суррогат в виде пластиковых монстров. В наши земли Хеллоуин стал активно проникать вместе со вседозволенностью 90-х. Везде, включая школы (я бы даже сказала, что поначалу особенно и именно включая школы) стали праздновать этот праздник, вся суть которого в том исполнении сводилась к «нарядиться в монстров пострашнее, муахаха». Иногда еще вспоминалось про «ходить по соседям и просить конфеты», но гораздо реже. Отдельные раздававшиеся реплики «у нас же есть свои традиции колядования, зачем нам это заморское?!» разбивались об идиотическое в этой ситуации «колядки ваши – устарелая церковное замшелость». Ну-ну.

http://blog.predanie.ru/article/den-vseh...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Авраам (Рейдман) Апостольские поучения " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Подвижный годовой круг Светлое Христово Воскресение. Пасха. Деян. 1 зач. (1, 1–8) Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Основание нашей веры Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее чтение из книги Деяний апостольских начинается такими словами: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (ст.1:1–3). Первая книга, написанная святым апостолом Лукой, — Евангелие, вторая — Деяния святых апостолов. Апостол Лука напоминает, что в первой книге он рассказал обо всем, чему учил Господь Иисус Христос. Но не нужно думать, что его слова противоречат словам евангелиста Иоанна, который заканчивает свое Евангелие так: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Противоречия здесь нет: апостол и евангелист Лука рассказал о самом главном — подробно написать обо всем, что тогда происходило, было просто невозможно. Подтверждение тому — многие стихи Евангелия, в которых о множестве исцелений и чудес, совершенных Господом, говорится лишь в нескольких словах. Сами же чудеса и исцеления не описаны.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010