Среди ее служанок во дворце была одна девица, прекрасная лицом и целомудренная, по имени Глафира, христианка, происходившая из благородной итальянской семьи. Ее увидел Ликиний и, разжигаемый нечистою похотью, приказал старшему из постельников-евнухов, по имени Венигну, сообщить ей о своей страсти. Венигн сказал Глафире, что царь, оказывая ей великую честь, полюбил ее, хочет повидаться с нею и приказал приготовиться к принятию царя. Но благочестивая девица, нося в себе страх Божий, возмутилась таким предложением и с позором прогнала евнуха, укоряя его в бесстыдстве и беззаконии. Опасаясь возбудить подозрение и ревность царицы, Глафира рассказала ей всё и умоляла ее в таких словах: — Ради Господа, Создавшего небо и землю, Которого ты боишься и Которому верно служит твой брат Константин, не допусти, чтобы мое девство было нарушено беззаконным развратником. Услышав такие слова, царица горячо полюбила Глафиру за ее целомудрие и страх Божий и стала обдумывать, как бы ее укрыть. Когда царь спросил о ней, то царица приказала пустить во дворце такой слух, что Глафира сошла с ума и лежит больна, при смерти. Слух дошел до царя, и он перестал думать о Глафире. Тогда царица, выждав время, тайно отпустила из дворца благочестивую Глафиру, наделив ее в изобилии золотом, серебром, драгоценными камнями, богатою утварью, лучшими одеждами и всякими другими вещами. Приставив к ней для услуги многих рабов и рабынь, царица поручила ее попечению некоторых из своих честных и благочестивых слуг, приказала им проводить девицу в Армению, никому об ней ни говоря ни слова, и там проживать, пока Бог не изменит обстоятельств к лучшему. Слуги дали царице слово исполнить приказание с величайшей осторожностью. Они одели Глафиру и ее прислужниц в мужскую одежду и благополучно вывели их из Никомидии. После долгого путешествия, приближаясь уже к Армении, они дошли до города Амасии, где жил Понтийский митрополит. Красота города пленила Глафиру; она предложила спутникам остаться в нем, если там найдутся христиане и приказала расспрашивать прохожих. Навстречу попался один юноша, живший в доме уважаемого Амасийского гражданина — Квинтия. Этот юноша догадался, что странники — христиане, ищущие своих единоверцев, и сообщил об этом своему господину. Квинтий тотчас сам вышел к путникам, пригласил их прийти в его дом и там жить, сколько пожелают. Он сказал, что он сам христианин, и что в городе есть много христиан, и что они имеют почтенного епископа, подобного Апостолам. Странники с радостью слушали эти слова, пошли к Квинтию, который предоставил им для жилья отдельное покойное помещение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Переписка эта была открыта при дворе Ликиния, и когда ему было донесено о ней, то он приказал немедленно привести в Никомидию Глафиру и епископа Василия. Но случилось так, что, прежде чем дошло его повеление до Амасии, Глафира скончалась. Василия же в оковах повезли в Никомидию; за ним последовали туда преданные ему клирики: Парфений и Феотим. По прибытии в Никомидию, Василий был немедленно заключён в темницу, а клирики его поселились по близости от неё, в доме одного христианина, по имени Ельпидифора. Этот благочестивый человек успел с помощью денег уговорить тюремного сторожа допускать его и клириков во всякое время к Василию, и таким образом, беспрепятственно проводя вместе дни и ночи, эти люди укреплялись и услаждались беседой и молитвой. Накануне того дня, когда епископ должен был явиться на суд, он в присутствии своих друзей провёл всю ночь в молитве и чтении псалмов. «Аще вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит меня и удержит меня десница Твоя» ... – повторял он, как-то особенно останавливая своё внимание на этих словах... Излив душу свою в слёзной молитве, Василий сказал своим друзьям: «братия, испытание приближается... Не страшитесь, не изнемогайте от предстоящей скорби, но оставайтесь мужественны и непоколебимы в вере; возводите очи душевные к Тому, Кто может спасти нас. На Него неуклонно взирайте, Он один может превратить печаль в радость и труд в покой. Знайте, друзья мои, что в эту ночь Господь открыл мне, каков будет мой конец и какую славу дарует Он мне, рабу Своему. Вы же не печальтесь, но, возвратившись, укрепляйте братьев своих. Изберите в епископы Евтихия, сына Каллистова». И, благословив скорбящих о нём, с дивным спокойствием Василий отпустил их. Скоро после того он был потребован на суд; с твёрдостью возражал он на все обвинения и отказался от помилования на том условии, чтобы отречься от Христа. Тогда произнесён был над ним смертный приговор. Идя на казнь, он пел псалмы, молился о верующих, о прекращении язычества и повторял слова: – «ни скорбь, ни теснота, ни муки, ни огонь, ни смерть не могут отлучить меня от любви Христовой» ... Потом, обратясь к палачу, сказал: «исполни, друг, приказанное тебе!» – и преклонил под меч свою голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

26-е Святого священномученика Василия, епископа Амасийского Ликиний, управлявший Восточной Римской Империей то время, как Константин был властителем на Западе, соблюдал мир с своим соправителем в первое время по разделении империи; он даже из угождения Константину, покровителю христиан, также издал несколько указов в их пользу, но, утвердившись в своей власти, он открыто стал на стороне язычников и преследовал христиан в областях, находившихся под его управлением. В это время много женщин христианок сделались жертвами его беспутного права. Между прочими обратил он своё внимание на одну молодую девушку – христианку, по имени – Глафиру, находившуюся при дворе его супруги – Констанции. Он поручил одному царедворцу передать Глафире, что она так дорога ему, что он желает жениться на ней и готов удалить свою супругу Констанцию... Оскорблённая и испуганная таким предложением чистая христианка поспешила сообщить о нём Констанции и просила защитить её от незаконных замыслов Ликиния. Чтобы спасти молодую девушку от преследований Ликиния, Констанция распустила слух, что Глафира заболела и умерла, между тем, тайно удалила её из Никомидии. Переодетая в мужское платье, сопровождаемая верными служителями, Глафира, после продолжительного путешествия, прибыла в Понтийский город Амасию. Этот город так понравился ей, что она пожелала остаться в нём. Случайно познакомились она и её спутники с здешним жителем – христианином Квинтием, который, узнав, что они–христиане, предложил им помещение у себя в доме, познакомил их с другими христианами, бывшими в городе, и с самим епископом Василием, всеми уважаемым за его святую жизнь. Когда Глафира рассказала ему о причине, заставившей её уехать из Никомидии, то епископ посоветовал ей избегать всякого знакомства, опасаясь, что если какой-нибудь неосторожный разговор подаст повод догадываться и узнать, кто она, то ни ей самой, ни другим христианам в городе не избежать будет преследований. Не смотря однако же на это предупреждение и разные предосторожности, опасения епископа оправдались. – В это время был он занят постройкой первой христианской церкви в Амасии. Глафира отнеслась к этому делу с полным сочувствием, пожертвовала на храм все богатые подарки, которыми наделила её Констанция, расставаясь с ней, и сверх того отправила к Констанции письмо, в котором, извещая, где и как она устроилась, просила её доставить средства для окончания строящейся церкви. Констанция сочувственно отозвалась на это письмо, прислала щедрые дары в церковь и при этом сама написала Василию, прося его не оставлять своим покровительством Глафиру...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Амасийский, сщмч. - житие Священномученик Василий, епископ Амасийский, жил в начале IV века в Понтийском городе Амасии. Он поддерживал и утешал христиан, страдавших от гонений язычников. В то время Восточной частью Римской империи правил Ликиний (312 - 324), зять святого равноапостольного царя Константина Великого (306 - 337; память 21 мая). Ликиний лицемерно подписал его " Указ о веротерпимости " (313), который разрешал свободное исповедание христианства, но в душе ненавидел христиан и продолжал их преследовать, возвратившись к язычеству. Ликиний воспылал страстью к служанке своей жены Констанции, праведной деве Глафире. Святая дева рассказала об этом царице и просила защиты. Переодев праведную Глафиру в мужское платье и снабдив деньгами, царица Констанция удалила ее из города в сопровождении преданных слуг. Императору сказали, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. Праведная Глафира по пути в Армению остановилась в городе Амасии, где местный епископ, святитель Василий, дал ей приют. В то время святитель строил в городе храм. Праведная Глафира передала на его постройку все деньги, полученные от Констанции, и в письме к ней просила прислать еще средства на окончание храма. Царица исполнила ее просьбу. Но письмо праведной Глафиры попало к императору. Разгневанный Ликиний потребовал от правителя Амасии выслать к нему святителя и служанку. Праведная Глафира скончалась (+ 322), прежде чем приказ дошел до Амасии. Святителя Василия направили к императору. За ним последовали два диакона, Парфений и Фестим, которые поселились вблизи темницы, куда заключили святителя. Благочестивый христианин Елпидифор подкупил тюремщиков к каждую ночь вместе с Парфением и Фестимом посещал святителя. Накануне дня суда святитель как обычно пел псалмы и слова " аще вселюся в последних моря и тамо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя " (Пс. 138, 9 - 10) - трижды пропел со слезами. Диаконы усомнились, не испугался ли святитель будущих мук, но он успокоил их.

http://pravicon.com/info-1926

1. Священномученик Василий, епископ Амасийский . Ликиний, зять императора Константина, на сестре которого он был женат, разыгрывал из себя христианина пред великим царем, но, получив от него в управление весь Восток, начал сначала тайно, а потом и явно преследовать христиан и насаждать идолопоклонство. Его супруга сильно скорбела по этому поводу, но не смогла отвратить своего мужа от нечестия. Предавшись идолослужению, Ликиний отдал себя в рабы всем необузданным страстям, а паче всего – женонеистовству. При очередном приступе этой нечистой страсти захотел он осквернить девицу Глафиру, находившуюся на царской службе. Та пожаловалась царице, а царица втайне отослала ее из царского дворца в Никомидии в область Понтийскую. Девица достигла города Амасия, где получила сердечный прием у епископа Василия и прочих христиан. Глафира вся сияла от радости, что Бог спас ее девство, и писала об этом царице. Радовалась и царица и высылала ей средства на содержание амасийского храма. Но одно из писем Глафиры, адресованное царице, попало в руки царского евнуха, который показал его Ликинию. Царь, узнав, где находится Глафира, немедленно послал [воинов], чтобы [те] привели в Никомидию и ее, и епископа. Глафира тем временем умерла, так что воины привели в оковах лишь епископа Василия. После мучений и темницы сей блаженный муж был в 322 году усечен мечом и брошен в море. Его клирики, по указанию Божия Ангела, нашли его тело близ города Синоп, извлекли его из воды с помощью рыболовных сетей и перенесли в Амасию, где с честью погребли в храме, воздвигнутом его же собственными трудами. Царь Константин собрал войско против Ликиния, победил его, пленил и отправил в заточение в Галлию, где [тот и] скончал свою богомерзкую жизнь. [Епископ] Василий во темницу ввержен – За Крест Честной и за Христову веру; Псалмы воспевает, Бога славословит: Господь его за правду пострадать сподобит. Трибун вещает царский лукаво, словно змей: – Послушай, старец, слово царя из царей: Ликиний опекаем богами неспроста,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Василий Амасийский. Икона. XIX в. [греч. Βασιλες, Βασλειος] († ок. 322), сщмч. (пам. 26 апр., 30 апр.- перенесение мощей), еп. Амасийский, пострадал при восточнорим. имп. Лицинии. Был избран на Амасийскую кафедру в нач. IV в., присутствовал на Соборах в Анкире и Неокесарии в 314 и 315 гг. ( Le Quien. OC. T. 1. Col. 524-525). В. вызвал гнев Лициния тем, что скрывал от его домогательств девицу Глафиру, служанку его жены имп. Констанции. Благочестивая девица, происходившая из благородной итал. семьи, с гневом отвергла ухаживания императора, попросив заступничества у своей госпожи. Констанция, переодев Глафиру в муж. платье, велела тайно вывести ее из Никомидии, дав ей с собой много золота, серебра и драгоценных камней, по дворцу же пустили слух, что служанка сошла с ума и лежит при смерти. После долгого путешествия Глафира оказалась в г. Амасия , где нашла приют в доме благочестивого христианина Квинтия. Там ее и посетил В., к-рый посоветовал ей вести уединенную жизнь, чтобы не навлечь беды на местных христиан со стороны правителя города. В то время В. вел строительство храма, и прав. Глафира пожертвовала ему все свои деньги. Она написала Констанции, где скрывается, сообщила о строительстве храма, попросив прислать еще золота для окончания работ. Та с радостью исполнила просьбу, однако письмо Глафиры случайно попало в руки имп. Лициния. Он потребовал от правителя Амасии доставить В. и Глафиру в Никомидию. Но святая скончалась прежде, чем приказ дошел до амасийского правителя (пам. 26 апр.), поэтому к императору был отправлен один В. Вместе с ним в Никомидию последовали 2 диакона - Парфений и Феотим. В Никомидии В. был заключен в тюрьму, а диаконы поселились у христианина Елпидифора. Накануне суда В. виделся с Елпидифором и диаконами и рассказал о ночном явлении Господа, объявившего, какая кончина ожидает В. Диаконов он просил не скорбеть о нем и возвратиться в Амасию. Елпидифору В. предрек за служение странникам награду на небесах. На суде император обвинил епископа в сокрытии Глафиры, но обещал прощение и почести, если В. принесет жертвы богам. Ничего не добившись, Лициний приказал избить святого, а затем отрубить ему голову. После казни тело и главу мученика воины положили в лодку и, отплыв далеко в море, бросили в воду в разных местах, как об этом было возвещено В. в темнице. Ночью Елпидифору трижды являлся ангел с известием, что В. ожидает своих друзей в Синопе. На пути в Синоп ему снова явился ангел с указаниями, где в море следует искать тело В. По просьбе Елпидифора рыбаки сетью вытащили неповрежденное тело святого, лишь на шее остался шрам от меча, от мощей исходило чудное благоухание. Христиане отвезли их в Амасию и погребли в храме, построенном святым.

http://pravenc.ru/text/150505.html

Посетил их и епископ города, по имени Василий, о котором нам предстоит говорить, человек красноречивый, одаренный добродетелями духовными. Он спросил странников, кто они и откуда пришли. Целомудренная Глафира рассказала всю правду — что она родом из Италии, исповедует христианскую веру, была служанкой сестры царя Константина, супруги царя Ликиния, рассказала и о причине своего странствования. Выслушав ее рассказ, святой епископ Василий и Квинтий запретили ей и ее слугам выходить куда-либо из дому и разговаривать с кем-нибудь, чтобы о ней не узнал правитель города, и не потерпели из за нее беды все Амасийские христиане. В то время святой епископ Василий строил внутри города храм, так как христиане имели только небольшую церковь за городом. Блаженная Глафира отдала епископу на церковное строение много золота и серебра, всё что ей дала царица, ничего себе не оставив. Она написала царице, где скрывается и в чьем доме живет; написала и о постройке церкви, прося прислать еще золота на окончание работ и украшение храма. Царица с радостью исполнила просьбу, послала обильные дары церкви и епископу и в письме поручила целомудренную Глафиру заботам святого Василия. Через короткое время, кознями диавола, случилось, что письмо Глафиры к царице попало в руки постельнику Венигну, который таким образом узнал, что девица, которую все считали умершей, жива и находится в Амасии. Всё это Венигн передал Ликинию, который в страшной ярости написал правителю города Амасии приказ заковать христианского епископа Василия и рабыню царицыну Глафиру в оковы и немедленно прислать в Никомидию. Но волею Божиею блаженная и святая дева Глафира скончалась прежде, чем приказ дошел до Амасийского правителя. Тогда правитель заковал и послал в Никомидию одного Василия, а о Глафире сообщил, что она уже умерла. Вместе с епископом пошли из Амасии два диакона, Парфений и Феотим, претерпевая на пути много страданий от нечестивых и жестоких воинов. В Никомидии раб Божий Василий был заключен в тюрьму, а Парфений и Феотим поселились недалеко от темницы у одного страннолюбивого христианина, по имени Елпидифора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше. Каждый подвиг благочестия проливает в сердце неизъяснимое утешение, которое заглаждает всякую предшествовавшую скорбь. Каждая победа над соблазном и грехом сопровождается благодатным миром и радостью в сердце; и чем тяжелее была борьба, чем труднее победа, тем выше и совершеннее радость о Дусе Святе, которой преисполняется сердце подвижника. Каждый опыт самоотвержения и самопожертвования во славу Божию приносит такое утешение и такую радость духу нашему, с которой не сравняются все утехи и радости мира. Мнози скорби праведным, и от всех их избавит Господь, исполняя сердца их радостью неизглаголанной и прославленной, так что они радуются и среди самых страданий, хвалят и славословят Господа и в узах и в темницах. (Составлено по Четьи Минеям и проп. Димитрия Херсонского, т. III.). Двадцать шестой день Поучение 1-е. Св. священномученик Василий, епископ Амасийский (О повиновении властям) I. Bocnoмuhaeмый ныне Св. Церковью в священных песнопениях и молитвословиях, св. священномученик Василий был епископом в Понтийском городе Амасии, где и родился. Жил он в начале IV beka; он обличал идолопоклонников и утешал христиан, страдавших от язычников; присутствовал на двух поместных соборах касательно церковного благоустройства и писал обличительные речи против лжеучения Ария. Император Ликиний, зять Константина Великого, воспылал страстью к служанке своей жены, прекрасной собою и благочестивой девице Глафире, и хотел удалить царицу, а на ней жениться. Но Глафира сказала об этом царице и просила, чтобы она спасла себя и ее от позора. Царица отправила Глафиру в Амасию, где святитель Василий принял ее на свое попечение. Царю же сказали, что Глафира умерла. В Амасии строили храм. Глафира, извещая царицу о своем пребывании в Амасии, просила о присылке пособия на храм. Ликиний узнал о переписке царицы с Глафирой и, разгневанный, потребовал к себе святителя и Глафиру. Они отправились, но дорогою Бог послал смерть Глафире. Святитель же был посажен в темницу. Через несколько времени Ликиний требовал, чтобы св. Василий отрекся от Христа. «Доколе будет дыхание в моем теле, до тех пор я буду верен Христу», – говорил святитель царю. Царь приказал отсечь ему голову и тело бросить в море. Перед казнью святитель молился о своем стаде, о возрастании Церкви Божией и рассеянии языческого нечестия. Мощи его, обретенные рыболовами в Синопе, были погребены в Амасии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Когда Лициний хотел посягнуть на ее невинность, она рассказала об этом императрице, которая также была христианкой. Констанция отнеслась к ней с участием и, снабдив деньгами, отослала в Амасию. Здесь Глафира познакомилась с епископом Василием, а свои деньги пожертвовала на построение нового храма. Вскоре она послала письмо императрице, уведомляя о себе, и просила средств на строительство храма. Письмо было перехвачено и представлено Лицинию, который распорядился схватить и привести к себе Глафиру и епископа Василия. По воле Божией, блаженная дева Глафира скончалась в Амасии еще раньше, чем было получено императорское повеление. Святитель Василий был приведен стражей к императору, за ним следовали два его ученика, диаконы Парфений и Феотим. Он был обвинен в помощи Глафире, а главное преступление святителя Василия, по мнению Лициния, заключалось в служении Христу Богу. Святого заключили в темницу, а его диаконы нашли приют у благочестивого никомидийского христианина Елпидифора. Стражники за деньги позволяли им посещать, вместе с Елпидифором, своего епископа и проводить с ним длительное время. Святитель Василий знал, что его ожидает мученическая смерть, и последнее попечение его было о Церкви; он назначил себе преемника на Амасийской кафедре, преподал последние наставления своим ученикам и завещал Елпидифору быть с ними и поддерживать их. Он предсказал, что тело его вернется в родной город Амасию; предсказал он и род своей смерти, ибо, когда пел псалмы, то слова: «Аще вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» ( Пс. 138:9–10 ),– он повторил трижды со слезами. Действительно впоследствии Лициний приказал разрезать их тела на куски и бросить в море на съедение рыбам ( Евсевий Памфил , епископ Кесарийский. «Церковная история»). Через некоторое время святителя Василия привели на допрос к императору. По делу девицы Глафиры он легко мог оправдаться – все его преступление состояло в том, что он не донес на нее. Но Лициний велел вновь заключить его в темницу, пытался уговорить его отречься от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стефана. Тропарь, гл. 4. Божественным желанием от юнаго возраста, Стефане премудре разжегся, ярем Христов взял еси, и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв, евангельски духовне породил еси; темже преславную твою память почитающе молим тя: моли егоже проповедал еси, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Самозванен не ищущим тебе святителю обрелся еси, люди от идольския лести свободив, ко Христовей вере привел еси, и волхва Пансотника посрамил еси: темже и первый епископ и учитель Перми был еси; сего ради духовная твоя чада, яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием: радуйся Стефане учителю премудрый. Парем. и Ап. см. 27 января; ( Утр. Ев. – общее святителям; Ев. на лит. Лк.6:17–23; 24 зач.). Совершается собор его, идеже лежать мощи его, и идеже храм его. Св. праведной Глафры девы. Рабыня жены имп. Ликиния – Констанции, преследуемая пленившимся ею Ликинием, целомудренная Глафира удалилась к епископу Амасийскому св. Василию (см. выше). Вытребованная Ликинием к себе для наказания, вместе с св. Василием, она скончалась на пути, около 322 года. 27. В. † Св. священномуч. Смена, сродника Господня. Св. Симеон, по свидетельству греческих церковных историков, сын Клеопы, брата св. Иосифа Обручника, второй епископ Иерусалима (сн. 23 окт.), из числа 70 апостолов (см. 4 янв.), много потрудился в благовестии Христа. Церковью иерусалимской он управлял 40 лет. Около 107 г. он, после разных истязаний, был распят на кресте, имея 120 лет от роду. Он прославляется Церковью, как «сродник Христов», «ученик твердый», «чудотворец досточудный, светильник пресветлый, заблуждших вождь», «столп непоколебимый честныя церкви». Тропарь, гл. 1. Христова тя сродника, Симеоне священноначальниче, и мученика тверда священно восхваляем, прелесть потребившего, и веру соблюдшего; темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем. Кондак, гл. 4. Яко звезду превелию, церковь имущи днесь Богоглаголиваго Симеона, световодится зовущи: радуйся мучеников честный венче.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010