В Истории Царей описана некая женщина вдова, сильно тяготившаяся бедствием одиночества ( 4Цар.4:1 и след.). Осаждал ее заимодавец сребролюбивый и человеконенавистный, отнявший (у нее) в качестве залога детей, которых только и имела вместо всего мать. Когда же в безвыходное положение поставили ее неблагоприятные обстоятельства, и никто из имевших золото не оказывал сострадания, пошла она к тому, кто имел человеколюбие и веру. Это был Елисей пророк, муж бедный земными вещами, но изобиловавший невещественным богатством, – мудрец из земледельцев, бездомный, не имевший своего очага, носивший одно только платье, – недавно, правда, получивший наследство, но наследство – из дешевой милости и еще – невидимого благословения, ниспосланного с огненной колесницы ( 4Цар.2:14 ). И он-то именно не отослал просительницу без удовлетворения, не отказал в помощи на том основании, что не было у него просимого, и не сказал каких-нибудь малодушных и чуждых веры слов, как один из многих: откуда у меня деньги, чтобы заплатить (твой) долг? Но как превосходнейший врач, и при отсутствии лекарств, он нашел во вдохновенных мыслях врачевание для недуга и сказал: «что есть у тебя в доме, женщина» ( 4Цар.4:2 )? Припомни, не осталось ли там хоть немного чего-нибуд; ведь никто не бывает настолько бедным, чтобы уж совсем ничем не владеть. Когда же она сказала, что есть глиняный сосуд и в нем небольшой остаток масла, то он сказал: приготовь мне множество сосудов. Она приготовила, a он при ее помощи наполнил их, и – долг был уплачен заимодавцу. И женщина отошла, нашедши исход из бедности: так как весьма малое количество масла, о существовании у нее которого она сказала пророку, умножилось сверх ожидания, наполнило все приготовленные сосуды и тогда только перестало литься, когда уже не было сосуда для принятия его, так что дар был соразмерен с нуждой. По-истине масло это не было плодом растения, a было возращено Божиим милосердием. Это знание приобретайте, если можете, о вы, – от восхода солнца и до запада – цари, вельможи, богачи! Мудрецы мирской мудрости, стяжите дар пророка из земледельцев, – дар, который неотъемлемо оставался у получившего его, тогда как приобретения вашего старания подвержены безчисленным опасностям утраты и от разбойников, подкапывающих стены, и от тираннов-грабителей, и от доносчиков злоумышленных, и от моря потопляющего, и от земли, трескающейся расселинами. Но да будет надеждой и сокровищем для людей десница Божия, которая извела народ из Египта (Исх. гл. 14 и пр.), и в пустынной стране даровала изобилие благ, которая Аввакума представила к Даниилу( Дан.14:36 ), – которая спасла Измаила, исторгнутого из объятий матерних ( Быт.21:9 ), – которая помогала людям во все роды, – и которая, наконец, пять хлебов ячменных преисполнила как бы в огромную жатву ( Ин.6:9 ), дабы каждый хлеб наполнил желудки тысячи алкавших людей и сверх того – корзину остатков. – Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

архим. Модест (Никитин) III глава И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении силы и духа (1Kop.2:4). В патристической литературе IV в. творения св. Астерия Амасийского занимают исключительное место. Среди страстной и шумной, порою бесчинной полемики о догматах, – это очень краткое и притом положительное, чуждое полемической горячности и полное внутренней силы, исповедание православной веры. Среди богословско-философских трактатов диалектического ума, это – простое, убедительное слово любящего сердца, среди настойчивых, порою даже дерзких стремлений проникнуть в сокровеннейшую жизнь Божества, слово Астерия – это небесная весть, из царства милосердия идущая в мир жестокости, преступления и слез, евангельская проповедь грешной земле, сострадательное проникновение в жизнь несчастного человеческого сердца. Астерий – это практик-моралист IV в. среди умозрителей-догматистов. И его проповедь – это нравственные наставления среди догматических силлогизмов того века. Характеризуя так Амасийского епископа, мы имеем в виду, конечно, преимущественную черту его творений, резко отличающую его от современников. Но нельзя, конечно, сказать, чтобы бурный всеувлекающий поток прений об основном догмате веры конца четвертого века прошел мимо Амасийского епископа, не отразившись в его речах. В тот век, когда у мясника нельзя было купить фунта мяса, не поспорив с ним о вере, когда булочник не прежде отпускал покупателя, как доказав ему правильность своего догматического принципа, когда промышленная конкуренция базарных торговок обострялась соревнованием вероучительным, – в тот век не мог молчать об этом и Астерий Амасийский . И мы действительно находим в его проповедях догматический элемент. Но догматика Астерия удивительно кратка и вместе с тем полна по своему содержанию, проста и своеобразна по построению и изложению и строго православна по направлению. „Постараемся говорить: „Ты Христос, Сын Бога Живаго», так учит Амасийский епископ свою паству мыслить о Божестве Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Амасийский епископ не допускал возможности приложения такого диалектического метода к изъяснению христианских догматов. Вместо „этих ариевых шуток и евномиевых ложных заключений» 305 св. Астерий „в простоте сердца кратко излагал истину» 306 . Например, Божество Христа, – этот камень падения и претыкания для людей IV в. – Астерий Амасийский выводит из факта чудес Спасителя, и в частности из чуда исцеления слепорожденного, так что вся беседа Астерия „о слепорожденном» есть одна из самых сильных и убедительных апологий Божества Христа, – сотканная не из силлогистических кругов, но из доводов любящего и верующего сердца. В исцелении слепого, говорит Астерий, Христос „проявляет творческую силу первого достоинства» 307 . Начав с Адама, – обращается далее епископ к еретикам, – исследуйте всех по порядку: найдете ли, что бывшее ныне случилось и на других, или чтобы какой-либо век имел пример такого исцеления» 308 . „Какое чудо и сколь великая сила!» – восклицает Астерий, постепенно возводя мысль слушателя к главной идее своей беседы Божеству Христа. „Зрячим этот человек ходит по городу, дабы все видели новое и чудесное дело, совершенное родившимся в Вифлееме, – тем самым младенцем, который был повит пеленами в яслях; ибо это и было тем, что заставляло иудеев не верить Божеству Его» 309 . „Считавшийся обыкновенным человеком, – высказывается уже решительно проповедник, – совершил вышечеловеческое, дабы Создатель всяческих, после первого творения, обрел и теперь побуждение к деланию, а также что бы из частного удостоверить и общее и убедить жестокий и непослушный народ отбросить камни и поклониться Ему! Да просветятся же очи невидящие, дабы солнце правды освещало души неразумных! Да совершится чудное дело и создадутся взоры, дабы восстающие узнали, что если бы называемый сыном Иосифа был истинным сыном плотника, он мог бы исправлять сломавшуюся колесницу или соединять дерева, отделившиеся от связи, или делать подпоры к сломавшейся балке, но часть человека и часть прекраснейшую, образованную природою с особенною тщательностью, а именно глаз, не был бы в состоянии сотворить кто либо другой, кроме того, кто от века имеет власть над природою» 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Не подвергся ли один из них, подобно злодеям, отсечению головы, попавши в массовое движение вооруженной толпы, хотя по смерти он был почтен большею торжественностью, чем когда носимый на носилках гордился своим достоинством? 5 Другой в звании полководца, удостоившийся той же самой чести, жалко погиб на границах Египта и Ливии, избегая наказания по суду и потом умерши в песках, так как вся страна, чрез которую он бежал, была безводна и необитаема. А что сказать о том отставном полководце и сановнике, подобным же образом проживающем и теперь в стране Колхидской, и спасающемся только благодаря человеколюбию тамошних варваров? Этого бывшаго областеначальника, считавшагося непобедимым и подобным льву по решимости, какая превратность жизни постигла! Сначала он видел, как сын его был обезглавлен, потом и сам получил смертный приговор, и когда уже была веревка поднесена к устам его, царское человеколюбие воспретило палачу совершить действие. Но поживши немного в скорбях и несчастиях, старик, одряхлевший под ощущением бед, в бесчестии отошел из жизни, нашедши такой конец своего высокаго сана. А тот, – человек сомнительнаго пола 6 , – который в прошлом году мнил себя больше гигантов? Избегая палок своих господ, он возжелал жезлов консульских; завладел таким количеством земли, что и сказать трудно, а погребен на таком клочке, какой уделил ему кто-то из жалости. Итак, все это, раз оно таково, не есть ли, по мудрому Екклезиасту, суета сует? 7 – и сановные достоинства не суть ли призраки несбыточных сновидений, на короткое время повеселившие, а затем изчезнувшие, расцветшие и увядшие? А мы, здесь полагая конец своему слову, воздадим славу Спасителю. 5 Проповедник, вероятно, разумеет здесь Руфина, который был обезглавлен Аркадием (395 г.), при чем голова казненнаго была торжественно поднята на копьях. (См. у Migne, t. 40. col. 223–224, примеч.). Читать далее Источник: Астерий Амасийский, св. Слово обличительное против празднования Календ/[Перевод с греческаго и примеч. М.Д. Муретова]//Богословский вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Вопрос был потом решен в том смысле, что епископ Иерофей сделался помощником Амасийского митрополита. Это было и вполне благовременно, потому что против митрополита Анфима в синод были принесены жалобы со стороны паствы, с обвинением его в неспособности к епархиальному управлению. Священный синод, потребовал от митрополита Анфима объяснений, которые также служили предметом особого обсуждения на одном из синодальных заседаний в августе 1902 года. Священный синод признал апологию митрополита Анфима достаточною, отверг возводимые на него паствой обвинения и постановил особым патриаршим питиакием рекомендовать ему, чтобы он, возвратившись в епархию, усилил церковную проповедь среди народа, поручив епископу, которого имеет, протосинкеллу митрополии и особому иерокириксу, знающему турецкий язык, проповедовать слово Божие в различных частях епархии 107 . Таким образом, в данном факте содержится перемещение епископа-помощника из одной епархии в другую, применительно к особому соглашению его кириархов-митрополитов Корицкого и Амасийского. Такое предложение патриарха Иоакима знаменательно. Оно указывает на ненормальности в избрании и перемещении архиереев, установившиеся в практике Константинопольской Церкви н состоявшие в том, что как избрания, так и перемещения иногда удостаивались не те кандидаты, которые заслуживали этого, но те, которые или имели сильных покровителей и жили вблизи Константинополя, куда могли являться для напоминания о себе, или присутствовали в составе очередных членов священного синода и, значит, могли добиваться улучшения своего быта посредством личного воздействия на других членов синода. Устранить такую практику и имел ввиду патриарх Иоаким, с целью дать возможность становиться у кормила церковной власти и «забытым» из среды кандидатов архиерейства. Предложение патриарха Иоакима служило предметом синодального обсуждения. Но, не удовлетворившись его результатами, святейший Иоаким в конце июля 1902 года вторично предложил священному синоду определеннее высказаться относительно возведения в архиерейский сан таких клириков, которые в течение ряда лет служат вдали от центра церковного управления, в окраинных епархиях, с ревностью исполняя обязанности архиерейских епитропов и протосинкеллов, иерокириксов и профессоров, проводя жизнь честную и безукоризненную, и однако-же они игнорируются при избрании новых архиереев, и им предпочитаются те кандидаты, которые служат в столице и находятся в непосредственном общении с Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Первым замечательным делом Св. Синода патриаршего в этом году было избрание митрополита на праздную кафедру Амасийской епархии. Так как кафедра эта, занимая 12е место в ряду других, считается одной из важнейших, то, по принятому издавна обычаю, вместо поставления на нее вновь архиерея, положено было в Синоде перевесть на нее Митрополита из другой низшей епархии, каковая мера и по церковным правилам, и по новым положениям Патриархата, считается крайней и исключительной. 11-го числа сего месяца происходил выбор. Кандидатами сначала указано было 5 митрополитов: Раско-Призренский 156 , Артский, Велесский, Филадельфийский и Мефимнский. Первый тотчас же отказался от кандидатуры. Велесскому по важным причинам народным найдено было необходимым оставаться на своем месте. 157 Из трех остальных кандидатов Артский получил 9 шаров, Филадельфийский 2 и Мефимнский 1. Вследствие чего и был утвержден Патриархом на кафедре Амасийской бывший артский митрополит Софроний. Лишь только узнал о сем действии Св. Синода народный совет, немедленно один из самых влиятельных членов его, г. Балтаджи послал Патриарху свое увольнение, счита я назначение амасийского митрополита незаконным, так как он имел уже у себя кафедру и, кроме того, был под судом. Патриарх в тот же день пригласил к себе г. Балтаджи и уверил его, что он и в мысли не имел нарушать Положений, что назначение амасийского митрополита произошло законным образом, а что касается подсудимости его, то он уже троекратно оправдан Синодально при Патриархе Иоакиме, в междупатриаршество и при нем самом. Вместе с тем Его Всесвятость торжественно заверил совет, что отселе впредь он еще деятельнее будет стоять за Положения, сам исполняя их буквально, и того же требуя от членов Синода. Вследствие сих заверений г. Балтаджи взял назад свое увольнение, и мир между двумя правительственными местами восстановился. Из болгарских епархий продолжают приходить неутешительные известия об отказе народа платить архиерейский и патриарший набор, выражающемся, в виду принудительных мер, мятежом. Так недавно посланного анхиальским митрополитом для переписи долгов, подлежащих плате, епископа Римнийского жители села Карнабата встретили бранью и забросали снегом. 158 Сегодня получено телеграфическое сообщение из Рущука (кафедры Червенской епископии – под Тырновской митрополией), что там, по настоянию епископа, паша арестовал 6 человек, посланных народом с отказом в платеже, вследствие чего произошел мятеж в городе, вынудивший пашу освободить арестованных. Озлобленные жители разломали архиерейский дом и остатки его побросали в Дунай.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Можно с одинаковым нравом и отрицать и принимать это мнение, а потому вопрос об этом должен быть оставлен пока открытым. Но относительно некоторых слов и бесед, в прежних изданиях приписываемых Астерию Амасийскому , теперь уже с уверенностью можно сказать, что они ему не принадлежат. Это прежде всего – гомилия на четвертый псалом. Впервые она была издана Savilli’eм между творениями Златоуста 282 . Как беседа Астерия Амасийского , она является только у Cotellier " a 283 , а за ним и у Миня 284 , хотя текста ее мы ни здесь, ни там не найдем. „Но нельзя почти сомневаться, говорит Ceillier, что эта беседа на псалом четвертый – та же самая, которую Евсевий Кесарийский 285 цитировал под именем Астерия Арианина» 286 . Действительно, сравнение того, что Евсевий рассказывает об этой речи Астерия Арианина, с тем небольшим анонимным expositio Psalm. VI , которое сохранилось у Montfaucont 287 , дает очень ничтожное различие, что, по мнению Ceillier, могло произойти только от переписчика. С такою же решительностью приписывают эту беседу Астерию Арианину, а не Амасийскому епископу, и историки антиохийской школы – Hergenröther 288 и Kihn 289 . Несправедливо также приписывают Астерию Амасийскому и гомилии „о трех искушениях Христа». Сначала она была издана между произведениями Златоуста 290 , потом приписали ее Астерию, еп. Амасийскому 291 . Но в настоящее время признано, что она принадлежит Несторию 292 . Кроме того, иногда Астерию Амасийскому ложно приписывались две речи на слова св. Писания – „Сотворим человека». В действительности они принадлежат Василию Великому 293 . Трактат „об образе и подобии божием» – также не подлинен и Амасийскому епископу не принадлежит 294 . „Десять силлогизмов против Манихеев» взяты из речи Дидима Слепца против Манихеев, как думает Feszler, и приписывать их Астерию поэтому нельзя 295 . И, наконец, „Письмо к Евагрию» принадлежит Григорию Богослову , а не Астерию Амасийскому 296 . 193 Ср. Acta Sanctorum, September, t. V, p. 293.: Сергиа. Арх. Владим. Полный Месяцелов Востока, т. II, стр. 301–302. 292 Mercator, t. I, p. 83. Tillemont, cit. op. t. X, p. 414; t. XV, p. 749. Ceillier, cit. op. t. VI, p. 309. Читать далее Источник: Св. Астерий Амасийский : Его жизнь и проповедн. деятельность/Архим. Модест. - Москва : печатня А.И. Снегиревой, 1911. - IV, 151 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Беды Кирилла начались, когда иезуиты, пользуясь подозрительностью консервативных членов св. синода, убедили Григория, архиепископа Амасийского, выставить свою кандидатуру на патриарший престол. В ответ Григорий дал им частное обещание признать над собой главенство Рима. Интрига стала известна Кириллу; Григорий был отлучен. Нисколько не устрашившись, иезуиты отправились к великому визирю, Хусейн–паше, и сообщили ему, что Кирилл был в переписке с русским царем. Это было правдой. По просьбе предыдущего визиря он писал в Москву, чтобы добиться русской поддержки Турции в войне против Польши. Тогда они добавили, что меньше соответствовало истине, будто Кирилл убеждал жителей греческих островов благоприятно отнестись к флорентийскому вторжению. Визирь был потрясен. Не дожидаясь объяснений Кирилла, он приказал синоду низложить его, сослал на Родос, а на его место избрал Григория Амасийского, который обещал Порте 20 ООО талеров. Но правление Григория длилось всего два месяца. Он был бедным человеком; и греческие общины отказались внести обещанные деньги. Он обратился к иезуитам; однако ожидавшиеся из Рима суммы не были получены. Чтобы избежать ареста как банкрот, он отрекся от престола и уехал из Константинополя. Иезуиты убедили Порту требовать возведения вместо него Анфима, митрополита Адрианопольского. Он был богатым и мог уплатить 10000 из своих средств, а путем подкупа турецкой полиции собрал другие 10000 у константинопольских греков. Рим торжествовал. Папа Урбан отправил графу Сеси послание, в котором благодарил его за низложение «сына тьмы и пособника диавола», как он называл Кирилла. Но в то время как он писал, обстановка уже изменилась. Сэр Томас Роэ обеспечил возвращение Кирилла из ссылки. Тогда Анфим, человек слабый и добродушный, стал мучиться угрызениями совести. Он написал Кириллу письмо, в котором просил прощения за узурпацию. Несмотря на расположение со стороны французского посланника и получение субсидии из Рима, он настаивал на своей отставке. В октябре 1623 г. Кирилл был снова на патриаршем престоле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

архим. Модест (Никитин) VII глава „Мудрейший! Исследователю чтений надо иметь как здравый рассудок, так и сильную память, дабы таким образом он мог обнимать вместе все написанное» 451 . Св. Астерий Амасийский не был специальным истолкователем Св. Писания. Однако, треть несомненно подлинных его произведений посвящена главным образом экзегесу слова Божия. Это прежде всего – семь бесед на псалмы. Затем, мы имеем от него несколько проповедей на евангельские притчи. Здесь, конечно, он неизбежно должен был касаться толкования текста их, или, по крайней мере, кратко показать, как он понимал его. Наконец, вообще, как церковный проповедник, он должен был исходить от слова Божия, здесь искать опоры и силы для своего проповеднического вдохновения. Отсюда понятен интерес к тому, как понимал св. Астерий слово Божие при помощи каких приемов он его истолковывал и предлагал слушателям. Все произведения Амасийского епископа показывают нам, с каким высоким уважением относился он к Св. Писанию. Правда, как оратор-моралист, он смотрел на него несколько односторонне. Он прежде всего искал здесь правил благочестия. „Слово Божие излагает нам вразумление, дабы мы, живо и наглядно наученные закону благоустроенной жизни, никогда не пренебрегали заповедями Писания» 452 . Здесь „не отрицательными и положительными только заповедями Бог наш и Спаситель воспитывает людей к тому, чтобы ненавидеть зло и любить добродетель, но и наглядными примерами преподает ясные наставления благоустроенному поведению, делами вместе с словами приводя нас к восприятию доброй и боголюбезной жизни» 453 . Наряду с Свящ. Писанием св. Астерий признает и другой источник научения богомыслию и доброделанию. Это Св. Предание, церковные традиционные установления. „Какую цель имея в виду, отцы наши установили то, что видим мы теперь и оставили прочный закон для потомков? Не ясно ли и для немного напрягающего мысль, что это завещано нам ревностию о благочестии; и торжественные собрания собираются, как общие училища душ, дабы, чтя мучеников, мы подражали их мужественному подвигу за благочестие, дабы, подклонив ухо к собирающимся (по этому поводу) учителям, мы научились чему-нибудь полезному, чего пред тем не понимали, обоснованию ли догмата, разрешению ли недоумения в Писании, или же какому-нибудь доводу, улучшающему состояние нравов» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Епископская деятельность св. Астерия в Амасии для его биографов также представляется скудной и неопределенной по своему содержанию, по своей полноте. Тем не менее, однако, некоторые, хотя немногие и очень бледные черты мы все-таки можем наметить. Пастырство св. Астерия было прежде всего служением самоотверженной любви к пастве, бесконечного милосердствования к немощам пасомых. Дух смирения и кротости, милосердия и любви проникал всю епископскую деятельность Амасийского пастыря. Возвышеннейший идеал и образец священства св. Астерий видел в пастырстве Христа-Спасителя. „Священство не есть властвование, говорит Амасийский епископ, а скорее рабство для того, кто понимает. Это – не сан начальнического самоволия, а служение богобоязненному домостроительству» 76 . „Если кто иерей, и назначено ему быть руководителем народа, то пусть снисходительно смотрит он на паденья подвластных своих, зная, что если жизненное положение его и имеет отличие сравнительно с народом, все же природою он нисколько не отличается от пасомых. А имея общение в ней (природе), он – может статься – будет когда-нибудь общником прегрешения» 77 . „Будем подражать пастырству Господа; приникнем к Евангелию и, как в зеркале, изучим образец попечительности и благости. Вижу я там в притчах и прикровенных речах человека, пастыря ста овец ( Лк.15:4 ). Он, когда одна овца отделилась от стада и заблудилась, не остался с теми, которые паслись в порядке и не отделяясь; но устремившись в поиски, много исходил долин и ущелий, и чрез много скал высоких переправился, потрудился сильно и в пустынных местах, пока не нашел ее. А нашедши, не ударил и даже не погнал очень быстро к стаду; но, возложив на выю и принесши бережно, снова присоединил ее к стаду, радуясь о ней более, чем о множестве прочих. Размыслим же о предмете, сокрытом в этих загадках: овца ведь не есть на самом деле овца, и пастырь – без сомнения, есть иное нечто, чем пастух бессловесных. Но это – образцы, поучительные для иереев, дабы мы, с одной стороны, опрометчиво не лишали людей надежды и, с другой – не относились беспечно к находящимся в опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010