Таков был общий фон той общественной жизни, куда Амасийский епископ нес свет евангельской морали. Понятно, в каком направлении здесь должны были преломляться и отклоняться эти лучи евангельского света. Paniel находит это отклонение очень крайним. Он называет мораль Астерия „часто чрезмерно строгой»; видны тут требования „близорукой монашеской морали», „чрезмерная ненависть к миру» 331 . Так судит человек Запада. Но едва ли с ним согласится человек Православного Востока. Если иногда у Астерия и встречаются выражения, звучащие крайним ригоризмом, отдающие пустыней Фиваиды и пещерой отшельника, то ведь сам Paniel находит этому прекрасное объяснение. „Что Астерий в борьбе против изнеженного, стремящегося к наслаждению века часто переходит границы умеренности, причина это заключается в духе того времени, когда он жил, и которое обнаружило самые яркие противоположности – незнающую меры роскошь, и чрезмерный аскетизм, питающий ненависть к миру» 332 . Крайности Астерия, словесность, нужно отнести на счет формы выражения, но никак не принципов. Последние исполнены евангельского духа и величия. Avaritia et luxuria были девизами жизни амасийского общества IV века. Нестяжательность и милосердие – вот главные требования морали св. Астерия, которая обращалась прежде всего к социальной стороне жизни амасийца, и от нестроений и беспорядков ее приходила к душе его, как источнику этих зол. Avaritia – это „желание во всяком деле иметь более должного и принадлежащего» 333 . Этой страсти обязано своим происхождением все, что оплакивает история и повседневный опыт современной жизни. Оно наполняет землю грабителями и убийцами, море – пиратами, города – мятежами, судилища – лжесвидетелями, доносчиками, предателями, стряпчими, судьями, склоняющимися в ту сторону, куда влечет золото 334 . Корыстолюбие – мать несправедливости, безжалостная, человеконенавистная, жесточайшая. Из-за него жизнь человеческая полна неравенства» 335 . Если бы корыстолюбие не ввело в социальную жизнь неравенства, то не было бы здесь несправедливых возвышений и принижений, и разнообразные несчастия не делали бы нашу жизнь неприятной и плачевной 336 . Если бы кто-нибудь истребил эту людскую страсть, то ничто не препятствовало бы, чтобы в жизни водворился глубокий мир, войны и возмущения были изгнаны из жизни и все возвратились к естественной приязни и дружбе 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

А что такое осел? Это подъяремное Божественного Слова – есть подобное нашему тело, которое Он носил, – в котором и чрез которое всех держа и нося, Он приводит к врачеванию и к церкви» 482 . Но такое таинственно-аллегорическое, мистическое истолкование Писания не является характерным для экзегеса св. Астерия. Это „некоторым образом обязательная дань его господствующему вкусу своего времени к аллегорическим и типическим объяснениям» 483 . От такого толкования Писания Астерий был далек и по методу, и по приемам своего экзесгеса. „Исследователю чтений надо иметь как здравый рассудок, так при этом и сильную память, дабы таким образом он мог обнимать вместе все написанное» 484 . Итак, „здравый рассудок», а не вдохновенная фантазия, „сильная память», а не горячее воображение – вот необходимые условия для правильного толкования Св. Писания. „Обнимать вместе все написанное», т. е. иметь всегда в виду контекст речи – вот необходимый прием экзегета. Св. Астерий Амасийский всегда стремится понять текст писания, прежде всего в его исторической обстановке. Так, объясняя псалмы, Астерий смотрит на них, как на явления исторические, требующие объяснения из исторических же фактов и событий. Поэтому, напр., толкование VI псалма он начинает с выяснения исторических условий его происхождения 485 . В такой же исторической обстановке он ведет объяснение и отдельных стихов, и даже слов псалмопевца. Напр., стих VI псалма – „и Ты, Господи, доколе» – св. Астерий объясняет так. „Доколе Авессалом войну ведет? Доколе мои против меня? Когда ты не будешь наказывать меня чрез Ахитофела? Доколе войска мои будут сражаться под предводительством восставшего против меня?» 486 Стараясь понять каждое произведение, даже каждое слово Писания в его исторической обстановке, Астерий вместе с тем никогда не упускает из виду и его логического значения. К контексту речи Астерий также внимателен, как и к истории. Напр. „В конец о осьмом. Почему в конец? Так как он в начале сказал: „ Господи, да не яростию Твоею обличиши мене», то некоторые могут спросить: услышан ли Он? О если бы мы могли знать, будет ли он услышан после молений? Таким людям он отвечает: „в конец».

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

—475— полнило все приготовленные сосуды и тогда только перестало литься, когда уже не было сосуда для принятия его, так что дар был соразмерен с нуждой. Поистине масло это не было плодом растения, а было возращено Божиим милосердием. Это знание приобретайте, если можете, о вы, – от восхода солнца и до запада – цари, вельможи, богачи! Мудрецы мирской мудрости, стяжите дар пророка из земледельцев, – дар, который неотъемлемо оставался у получившего его, тогда как приобретения вашего старания подвержены бесчисленным опасностям утраты и от разбойников, подкапывающих стены, и от тиранов-грабителей, и от доносчиков злоумышленных, и от моря потопляющего, и от земли, трескающейся расселинами. Но да будет надеждой и сокровищем для людей десница Божия, которая извела народ из Египта 398 , и в пустынной стране даровала изобилие благ, которая Аввакума представила к Даниилу 399 , – которая спасла Измаила, исторгнутого из объятий матерних 400 , – которая помогала людям во все роды, – и которая, наконец, пять хлебов ячменных преисполнила как бы в огромную жатву 401 , дабы каждый хлеб наполнил желудки тысячи алкавших людей и сверх того – корзину остатков. – Богу нашему слава во веки веков. Аминь. Астерий Амасийский, св. Слово обличительное против празднования Календ 402 /Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1892. Т. 1. 3. С. 476–484 (1-я пагин.) —476— Два праздника совпали вместе во вчерашний и нынешний день, – (праздники) не согласные и сродные, а напротив во всем друг другу враждебные и противоположные. Один – праздник внешней беспорядочной толпы, собирающий большие деньги для мамоны и влекущий за собой другого рода мелочную торговлю – праздную и непристойную. Другой – праздник святой и истинной религии, научающий единению с Богом и добродетели чистой жизни. Поскольку же многие, предпочитая суетную роскошь и занятие, отстали от церковного собрания; то вот мы постараемся словом отогнать от душ эту глупую и вредную забаву, как некое сумасшествие, влекущее за собой смерть среди смеха и шуток. Благовременно было бы мне взять за образец в пользовании речью Соломона. Ведь и он, советуя юношам непоколебимо блюсти себя от сетей невоздержания, – с целью придать своему наставлению более силы и внушительности, – олицетворяет невоздержание в образе зазорной женщины: предавая позору каждый из его пороков, он таким путем выставляет его перед увлекающимися достойным отвращения 403 . Так и я, показавши в речи суетность человеческого праздника, попытаюсь отклонить любителей его от ложного увлечения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

прот. Василий Стойков Древние церковные историки ничего не говорят о святом Астерии. Биографические данные о нем можно почерпнуть только из его немногочисленных проповедей, которые сообщают слишком скудные сведения о времени и обстоятельствах его жизни и деятельности. На основании упоминаемых святым Астерием некоторых исторических фактов и событий полагают, что святитель родился в конце первой половины четвертого века 1 . Родиной его или, по крайней мере, местом долговременного пребывания была Антиохия. В этом городе он получил прекрасное образование, имея своим учителем весьма ученого мужа, сведущего во многих науках, который, по словам святого Астерия, был славным и известным у греков и римлян 2 . Святой Астерий основательно изучил классическую литературу и ораторское искусство, естественные науки и юриспруденцию, о чем свидетельствуют его проповеди , в которых он успешно применил свои обширные познания. Это дало ему возможность заниматься адвокатурой в «суде архонта» 3 . За время своего служения в суде святой Астерий неоднократно видел во всей наготе пороки своих современников, близко ознакомился с самыми отрицательными сторонами общественной жизни. Он видел «подкапывателей стен и работорговцев, также грабителей и воров, даже самих человекоубийц» 4 . Ему, несомненно, приходилось встречаться и с вопиющей несправедливостью, царившей в судопроизводстве. Не случайно он бросает упрек «тем судьям, кои не очень разборчивы на слухи и легко увлекаются порицаниями обвинителей» 5 . Не мог он равнодушно относиться и к несовершенству самих римских законов, которые часто не в силах были защищать невинных людей. Особенно возмущало его несоответствие римского права христианским нравственным требованиям. Обвиняя, например, тех, которые пытались оправдать свои преступления ссылкой на законы, святой Астерий говорит, что «они находятся в ужасном заблуждении, не ведая, что иначе законополагает Бог» 6 . Всё это приводило будущего святителя к сознанию «бессилия правды законной в деле нравственного воспитания человечества и облегчения тяжелых социальных условий его жизни» 7 . Вот почему, став епископом, он с большим дерзновением обличает алчность стяжателей, жестокость богатых, неравенство людей и другие проявления социальной несправедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Вместе с прекрасным художественным образованием Св. Астерий обладал серьезными знаниями из области геометрии, астрономии 48 , медицины, анатомии 49 и естественной истории 50 . Об этом очень хорошо говорят приводимые им в своих речах примеры и доказательства из этих областей научного знания. Но главным предметом, на изучение которого св. Астерий обратил особенное внимание, было право . Он готовился к карьере юриста, и впоследствии действительно он является в роли адвоката. Он присутствует на суде архонта и исполняет обязанности современного присяжного поверенного 51 . В своих речах он обнаруживает прекрасное знание юридической стороны важнейших моментов общественной жизни отдельного человека, напр., брачного договора 52 . Св. Астерий прекрасно знает камеру судьи, хорошо понимает психологию ее несчастных посетителей, и тонко подмечает их заслуживающие сожаления нравы 53 . Мы не знаем, сколько времени продолжалась юридическая деятельность св. Астерия. Но нам хорошо известно, что она не удовлетворила св. Астерия. Не здесь было его призвание. Ему суждено было скоро из жреца слепой Фемиды стать священником нелицеприятной Христианской Любви, из комментатора законов человеческих – вдохновенным истолкователем и красноречивым проповедником требований Евангельской правды. Мы не можем сказать, чт именно побудило св. Астерия оставить блестящую карьеру адвоката и перейти в ряды скромных клириков христианской Церкви. Значительную роль здесь играли несомненно те впечатления, которые давала ему камера судьи. „Все подкапывателей стен и работорговцев, также грабителей и воров, даже человекоубийц видал я, когда присутствовал на суде архонта» 54 , говорил св. Астерий. Встречал он там „судей, кои не очень разборчивы на слухи и легко увлекаются порицаниями обвинителей» 55 . Знал он очень хорошо несовершенство самих законов римских, напр., их снисходительное отношение к мужчинам в вопросе о разводе и непонятную жестокость в этом отношении к женщинам 56 . И в душу св. Астерия ясно проникало сознание бессилия правды законной в деле нравственного воспитания человечества и облегчения тяжелых социальных условий его жизни, а также и сознание несовершенства самих служителей закона. Взор его невольно обращался от правды римской к правде христианской, от Фемиды ко Кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Там львы и барсы, – медведи, быки и собаки, – леса и скалы, – люди звероубийцы и всякого рода живопись, изображающая природу. Да, им казалось нужным не стены только свои и дома раскрасить, но даже нижние и верхние одежды. Более же благочестивые из богатых у вас мужей и жен, подобрав события Евангельские, предали (их) ткачам, – Самого, говорю, Христа на- —5— шего со всеми учениками и отдельные чудеса, как (об этом) повествуется. Увидишь (тут) брак Галилейский и водоносы, 1514 – расслабленного, несущего постель на плечах, 1515 – слепца, исцеляемого брением, 1516 – кровоточивую (женщину), держащуюся за воскрилие, 1517 – грешницу, припадающую к ногам Иисуса, 1518 – Лазаря, возвращающегося из гроба к жизни. 1519 Делая это, они думают, что поступают благочестиво и облекаются в угодные Богу одежды. Но если примут мой совет, то, продав те одежды, пусть чтут живые образы Бога. Не пиши Христа, ибо достаточно Ему единого смиренномудрия воплощения, которое Он добровольно восприял ради нас, но на душе своей подъемля духовно бестелесное Слово носи повсюду. 1520 —6— Не на одеждах имей расслабленного, но отыщи лежащего в немощи. Не историю кровоточивой постоянно напоминай (изображением на одежде), но вдове утесняемой окажи милость. Не на грешную жену, коленопреклоняющуюся пред Господом, внимательно смотри, но, сокрушаясь о своих прегрешениях, проливай частые слезы. Не Лазаря, воздвигаемого из мертвых, живописуй, но благоуготовляй добрую защиту твоего собственного воскресения. 1521 Не слепца повсюду носи на одежде, но живого и —7— лишенного зрения (человека) утешь благодеяниями. Не короба с остатками 1522 изображай, но питай алчущих. Не водоносы, которые Он наполнил в Кане Галилейской, 1523 носи на одеждах, но подавай пить жаждущему. Такую пользу доселе оказало нам горделивое одеяние богача. Но и дальнейшего не должно оставлять без внимания; а именно: к порфире и виссону прибавил роскошное пирование 1524 каждый день. Но, конечно, признаком одинакового настроения служит то и другое, то есть, как красоваться бесполезною пышностью одежд, так и сладострастно рабствовать чреву и глотке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, велика ревность сего мужа, посему велика и честь. Бессмертна память (его), которую ни забвение не покрыло, ни время не затмило, но род от рода приемлет повествование о сем. Этот праздник непрестанно совершаем мы – священники, народ, дети, мужи, жены. Но должно рассмотреть и самое повествование —5— о событии, дабы мы, став возможно ближе к предмету, тем большим удивлением прониклись к сему мужу. Первым был из диаконов Христовых Стефан, освященный благодатию, исполненный Духа сосуд, ежедневно утверждая своих 15 и обращая заблуждающихся на прямой путь. Поскольку же он сильнее проповедовал учение, то и более, чем прочие апостолы, досаждал врагам; и прежде них – первому неприятелю диаволу, ибо он пылающие огнем и свирепо смотрящие глаза устремляет на тех, которые наиболее преданы благочестию 16 . Так он возбудил на него союз Александрийцев 17 , – людей, весьма склонных ко всякому мятежу. Вы ведь знаете, как люди города разгорячаются и возбуждаются ко всему, на что легкомысленно устремятся. Когда он увидал толпу стекающихся на него, то был (сначала) в затруднении относительно того, как поступить в настоящем случае. Однако ж нашел искусное средство – слово стройное и кроткое, ибо нет такого лекарства для врачевания ярости и возбуждения, как ласковое и благопристойное увещание. Скажите же мне, говорит, причину ненависти и за что руки простираете, – и (тогда) вы воочию окажетесь заблуждающимися 18 . Когда же они сказали: «поскольку ты разрушаешь отеческие законы и оказываешься —6— вводителем чужих учений» 19 ; тогда, став в середину, блаженный, неискусный и неподготовленный оратор, – ибо он говорил не то, что узнал из науки, но что внушаемо было от Духа, – сказал: «Мужи братия и отцы! послушайте» 20 . Мудрое введение, превосходное начало публичной речи к разгоряченному народу; ибо приятные и ласковые речи, имея в себе как бы мед какой или будучи подобны свежему маслу, укрощают воспаление диких порывов. Потом восходит памятью к Аврааму, дабы, начав с древних времен и простирая далее слово, этою большою вставкою в середине (речи) незаметно истощить постепенно ослабляемую ярость 21 . Закончив же это продолжительное повествование, он показывает, что и Моисей пророчествовал о Христе 22 ; дабы достоверностию законодателя искусно, как бы тайком 23 , ввести слово веры. Все сказал благоразумно, что могло служить к пользе слушателей. Когда же увидел неподдающуюся злобу и неукротимое упорство, тогда наконец, исполнившись дерзновения и отрекшись от здешней жизни, он оставил всякое усилие расположить к себе (ласковою речью) и неприкровенно назвал их жестоковыйными, необрезанными сердцем 24 , противящимися закону, воюющими против Духа и другими подобными именами. Вследствие сего-то обступили его, как и Владыку, псы 25

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После него первый человек, прельщенный наслаждением, утратил бессмертие (чрез вкушение) запрещенной снеди 380 , как впоследствии Исав – права первородства через чечевичную похлебку 381 . И языки эти и многоразличные наречия человеческие ввела в жизнь любовь к большему. Ибо пресыщенные доступным человеку довольством, вообразив, что и небо будет для них достижимо, и смеха достойную башню для восхождения на него тщетно построяя, – сделали людей, говоривших одним языком, разноязычными: домогаясь большего, чем сколько имели, они и сами потерпели смешение (языков), и роду человеческому оставили труд в слушании незнакомых звуков и отыскивании объяснений (их) 382 . А Фараон? почему он подпал различным и разнообразным казням? 383 Не вследствие ли ко- —461— рыстолюбия и желания быть владыкой народа чуждого и никоим образом к его царству не принадлежавшего? И за то, чужих не отпустивши, он погубил своих – частью во время избиения первенцев, частью во время преследования по морю. Не говорю уже о реках, текших кровью, о неимоверном размножении жаб, о гибели от саранчи, о высыпании прыщей на коже, о смерти четвероногих и вообще – о всяком бедствии, на какое осужден был Египет вследствие корыстолюбия своего начальника. – Затем в другом случае я вижу последствием греха сплошную проказу, покрывшую корыстолюбца. Вспомяни со мной, если кто любознателен и имеет желание слышать о славных деяниях Елисея, – как, с одной стороны, сириянин Нееман очистился от проказы, омывшись во Иордане 384 , и как, с другой стороны, болезнь перешла на Гиезия, молодого слугу, юношу корыстолюбивого и немудрого, продавшего духовное дарование и безмездное врачевание учителя. – Отчего сделался отцеубийцей Авессалом, от кроткого отца юноша пылкий и дерзкий? Не оттого ли, что преждевременно искал наследования царства, набросившись на чужое, как хищник? А Иуду, затем, что исключило из списка учеников и сделало предателем вместо апостола? – не легкомысленное ли сначала распоряжение казнохранилищем, а затем – стяжание бесчестной платы? 385 Ананию и Сапфиру почему представляют трагически Деяния Апостольские? 386 – не потому ли, что они сделались похитителями своего и святотатцами собственных прино-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но так как евангельское писание руководствует к высшему разумению, то направим внимание к заключающейся в нем цели. Крайне дивлюсь я на людей, облеченных этой страстной и преданной похотям плотью, побеждаемых ежедневным сном и чревом и, без сомнения, имеющих и другия безчисленные возбуждения, знакомые всем нам, общникам одной и той же природы, – какими суровыми судьями являются они к погрешающим и как снисходительны к себе самим, – эти немощные подвижники, но законодатели неумолимые до того, что и надежду на человеколюбие Божие отнимают, и богатый источник милости мнят заградить, и с большим самовластием запирают вход в царствие для заблудших. А это есть не иное что, как в душах, ищущих врачевания, поселять подзаконное отчаяние; ибо кто отчаялся в исцелении, тот становится навсегда рабом болезни и чуждым всякаго обетования (даннаго) в наших Писаниях, где для понимающего разумно не находится ничего такого, чего не давала бы благодать и не врачевало бы снисхождение. И кто настолько глух и невосприимчив к словам Иова, ясно взывающего ко всем, что никто не чист от скверны, если бы даже жизнь его была только один день ( Иов.14:4–5 ). Кто же из здравомыслящих возымел бы о себе столь преувеличенное мнение, что, подлежа судебной ответственности и притом – на суде Божием, счел бы излишним прощение и ненужною милость? Но если бы даже они и достигли высочайшей степени праведности и строгости (жизни), действительно поправ, по написанному ( Лк.10:19 ), змей и скорпионов, и объявлены были достойными венка победителями греха: то и тогда им не подобало бы по своей доблести определять жизнь и всех прочих, но за собственное прославление воздавать благодарность давшему оную Богу, потому что они и природу властно обуздали, и искушениями сатанинскими не были побеждены, – немощным же они должны были бы простирать десницу человеколюбия, поднимать из грязи и очищать от скверн. Ведь тогда они достигли бы двойной похвалы, получая награду и за собственную нравственную чистоту и вместе – за братолюбное и полезное сочувствие (к другим).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Седьмым по счету является „Слово о слепом от рождения». Греческий текст слов известен по автографу Сирмунда из codex " a sequierianus’a и по выдержкам в Библиотеке» Фотия – cod. 271. Исследователи Астерия, начиная с Фотия, не сомневались в принадлежности этого слова Амасийскому епископу. Фотий, приведя выдержку из этой речи, замечает, что св. Астерий даст здесь весьма ясное доказательство чистоты своей веры, признавая Божество Сына равным и совечным Отцу. Отсюда, говорит он, нельзя предполагать, чтобы этот отрывок принадлежал Астерию Арианину 187 . Tillemont, ослабляя силу этого доказательства, приведенного Фотием в пользу принадлежности этого слова Астерию Амасийскому , – тем выражением, что „равенство Сына здесь не доказано положительно 188 – считает однако это слово в числе несомненных произведений св. Астерия. Остальные исследователи без возражений относят его к творениям Астерия Амасийского . На восьмом месте в собрании гомилий св. Астерия, по счету Комбефиза и Миня 189 , стоит „Похвальное слово первоверховным ап. Петру и Павлу». Текст его взят из codex " a sequierianus’a, „весьма почтенной древности» 190 . Это слово было одним из наиболее распространенных и известных в Католической церкви произведений св. Астерия. „Оно оказалось особенно благоприятным для католических воззрений» 191 . Некоторые выражения св. Астерия об ап. Петре легко могли быть приняты как указание на приматство этого Апостола. Несмотря, однако на это, исследователи творений св. Астерия не сомневались в принадлежности этого слова Астерию Амасийскому . Высказываемые здесь догматические положения о Христе – строго православны. Но излагаются они так, как это свойственно было писателю IV века, – с ясным указанием и обличением современных ему еретиков – ариан и евномиан. Стиль и дух в этом слове –Амасийского епископа. Девятая 192 гомилия –„Похвальное слово на день св. мученика Фоки». Текст его взят из кодексов Королевской библиотеки и издан по автографу Сирмунда. Похвальное слово Астерия мученику Фоке примечательно во многих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010