45 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий 46 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий 47 св. Григорий Богослов. Слово 31/Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. 451—452 48 св. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не «три бога»/Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 113 49 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 199—200 50 св. Максим Исповедник. О любви. Третья сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 26—27. С. 200 51 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 14. С. 216 52 св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы 53 св. Максим Исповедник. О любви. Четвертая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 17. С. 216 54 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 71. С. 172 55 св. Максим Исповедник. О любви. Первая сотница/Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 25. С. 166 56 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 296—297 57 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 297 58 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 292 59 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 60 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 293 61 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295 62 архиеп. Антоний (Храповицкий). Догмат Искупления/Богословский вестник. Сергиев Посад: 1917, октябрь-декабрь. С. 295

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2915...

В этой вере, которая даже во мраке Страстной Субботы была уверенностью надежды, Ты пошла навстречу пасхальному утру. Радость воскресения тронула Твое сердце и соединила Тебя по-новому с учениками, ставшими через веру семьей Иисуса. Так, Ты пребывала среди общины верующих, которые в дни после вознесения Иисуса единодушно молились о даре Святого Духа (ср. Деян 1, 14) и приняли его в день Пятидесятницы. " Царство " Иисуса было другим, отличным от того, каким могли его представить люди. Это " Царство " началось в тот час, и у него не будет конца. Так, Ты осталась среди учеников как их Матерь, как Матерь надежды. Святая Мария, Матерь Божия, Матерь наша, научи нас верить, надеяться и любить вместе с Тобой. Укажи нам путь к Его царству! Звезда путеводная, сияй над нами и веди нас на нашем пути! Дано в Риме, у Святого Петра, 30 ноября, в праздник святого апостола Андрея, в лето 2007, моего Понтификата – третье. BENEDICTUS PP. XVI © Copyright 2007 – Libreria Editrice Vaticana Перевод: Agnuz. ________________________________________ 1 Corpus Inscriptionum Latinarum, vol. VI, n. 26003. 2 Ср. Догматические стихи, V, 53-64: PG 37, 428-429. 3 Ср. Катехизис Католической Церкви, пп. 1817-1821. 4 Сумма теологии, II-IIae, q. 4, a. 1. 5 H. Köster: ThWNT, VIII (1969) 585. 6 На смерть брата Сатира, II, 47: CSEL 73, 274. 7 Там же, II, 46: CSEL 73, 273. 8 Ср. Послание 130 К Пробе 14, 25-15, 28: CSEL 44, 68-73. 9 Ср. Катехизис Католической Церкви, п. 1025. 10 Jean Giono, Les vraies richesses (1936), Préface, Paris 1992, pp. 18-20, в кн.: Henri de Lubac, Catholicisme. Aspects sociaux du dogme, Paris 1983, p. VII. 11 Послание 130 К Пробе 13, 24: CSEL 44, 67. 12 Сентенции III, 118: CCL 6/2, 215. 13 Ср. Там же III, 71: CCL 6/2, 107-108. 14 Великое восстановление наук. Новый Органон. I, 117. 15 Ср. там же I, 129. 16 Ср. Новая Атлантида. 17 В кн.: Werke IV, a cura di W. Weischedel (1956), 777. 18 I. Kant, Das Ende aller Dinge, в кн.: Werke VI, a cura di W. Weischedel (1964), 190 [цит. в рус. пер. А.В. Гулыги по изд.: Кант И. Конец всего сущего//Философские науки. 6. 1973. С. 109-114]. 19 Главы о любви, Первая сотница, 1: PG 90, 965 [цит. в рус. пер. А.И. Сидорова по изд.: Творения преп. Максима Исповедника. М., 1993. Т. 1, с. 96-145]. 20 Ср. Там же: PG 90, 962-966. 21 Исповедь X 43, 70: CSEL 33, 279 [рус. пер. цит. по изд.: Августин, Творения. СПб.; Киев, Алетейа. Т. 1, с. 469-741]. 22 Проповедь 340, 3: PL 38, 1484; ср. F. Van der Meer, Augustinus der Seelsorger, (1951), 318. 23 Проповедь 339, 4: PL 38, 1481. 24 Исповедь X, 43, 69: CSEL 33, 279. 25 Ср. Катехизис Католической Церкви, п. 2657. 26 Ср. На Первое послание Иоанна 4, 6: PL 35, 2008s. 27 Testimoni della speranza, Città Nuova 2000, 156s. 28 Римский Бревиарий, Час чтений 24 ноября. 29 Проповеди на Песнь песней, Проповедь 26, 5: PL 183, 906.

http://religare.ru/2_52075.html

443 В первом издании греческого Добротолюбия помещены только 14 глав (и лишь они фигурируют как в славянском, так и в феофановском Добротолюбии), а остальные главы 15–83 появились только во 2-м афинском изд. 1893, т.2, с.412–55 (3-е афинское издание 1963, т.4, с.299–367), куда они были внесены редактором второго издания Панайотом А. Велатием, который счел главы Каллиста Ангеликуда принадлежащими патриарху Каллисту. 446 См. русский перевод еп. Феофана, т.5. М., 1900, репринт 1992, с.305 сл.: §2 Каллиста Ангеликуда имеет соответствия в гл.45–46 Ксанфопулов; §3 – 47–49; §4 – 51, 53–54, 56–58; §5 – 59–63, 77–79, 83–85, 100. Подробнее см. у Кутсы, с.356–7 с примеч.327 (там же соображения, что вторична именно сотница Ксанфопулов, а не наоборот). 447 1-е венецианское изд. 1782 г., с. 1103–7; 2-е афинское изд. 1893, т.2, с.456–9, 3-е изд. 1961, т.4, с.368–72. PG 147, 817–25. Рус. пер. см. в т.5, с.429 сл. указ. изд. перевода еп. Феофана. Ныне этот текст (22 слово «Исихастского утешения») имеется в критическом издании Кутсы (с.518–29). Неиспользованной осталась рукопись Московской Синодальной библиотеки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира, т.1. М., 1894, с.645; имеется также дополнительное описание с уточнениями: Фонкич Б.Л. , Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993). 449 Kατ το καθ» λλνων λεγομνου βιβλου Θωμ Лατνου. Издано: Е.Пαπαδοπολου Kαλλστου «Aγγελικοδη. Kατ Θωμ Aκιντου. Eσαγωγ, κεμενον κριτικον, πμνημα κα πνακες. »Aθναι,, 1970 и подробный разбор сочинения в книге того же ученого: Е.Пαπαδοπολου. Eυνντησις ρθοδξου κα σχολαστικς θεολογας (ν προσπω Кαλλστου «Aγγελικοδη κα Θωμ Aκιντου). (»Aναλκτα Bλατδων, 4). Θεσσ., 1970. 450 Заметим, однако, что ссылок на произведения Паламы в творениях Каллиста почти нет. Объясняется это, скорее всего, тем, что Каллист писал до или сразу вскоре после канонизации фессалоникийского святителя, а потому творения Паламы еще не были распространены в достаточном количестве копий. 451 Ранее из «Исихастского утешения» были изданы в составе «Добротолюбия», как уже сказано выше, слово 22 «О безмолвнической жизни» и слово 29 в виде 15 главы в серии глав под именем Каллиста патриарха («О том, что названный рай есть образ внутреннего человека»). Помимо исследования Кутсы, есть еще неопубликованная диссертация: Ashiotis Comment le Saint-Esprit agit dans les croyants. Un traite inedit de Callistos Angelikoudes. These presentee en vue de íobtention de la License en theologie. Soutenue le 21 juin 1983. Institut de theologie orthodoxe Saint-Serge. P., 1983 (издание и перевод одного из 30 слов – «Как Св. Дух действует в верных»; копия диссертации есть в библиотеке СПб. Духовной Академии).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

1393 Koutsas 1996/1997 (и отд. изд.: Афины, 1998). В первых двух частях 67-го тома помещено вступление и исследование о жизни и творениях Каллиста Ангеликуда , в 3-й части – критическая публикация (в сопровождении фр. перевода) трактата (22-е слово) Исихастская практика, изданного до того в Добротолюбии под другим именем и по одной рукописи (подробнее о 22-м слове см. ниже); в 1–2-й частях 68-го тома – издание и перевод трактата О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии (ранее не издававшееся 16-е слово Исихастского утешения). В дальнейших номерах публикуются еще два произведения Каллиста – 5-е и 23-е слова Исихастского утешения. При ссылках на названную журнальную публикацию архим. Симеона (Куцаса) далее указываем лишь страницы. 1394 В первом издании греческого Добротолюбия помещены только 14 из 109 глав Каллиста I (и лишь они фигурируют как в славянском, так и в феофановском Добротолюбии), а остальные главы (15–83) появились только во 2-м афинском изд. 1893, т. 2, с. 412–455 (3-е афинское издание 1963, т. 4, с. 299–367), куда они были внесены редактором второго издания Панайотом А. Дзелатисом, который счел главы Каллиста Ангеликуда принадлежащими патриарху Каллисту. 1397 См. рус. пер. еп. Феофана: Добротолюбие, V, 305 сл.: § 2 Каллиста Ангеликуда имеет соответствия в гл. 45–46 Ксанфопулов, § 3 – 47–49, § 4 – 51, 53–54, 56–58, § 5 – 59–63, 77–79, 83–85, 100. Подробнее см.: Koutsas 1996/1997, 356–357 с примеч. 327 (там же соображения, что вторична именно сотница Ксанфопулов, а не наоборот). 1398 1-е венецианское изд. 1782 г., с. 1103–1107; 2-е афинское изд. 1893, т. 2, с. 456–459, 3-е изд. 1961, т. 4, с. 368–372. PG 147, 817–825. Рус. пер. еп. Феофана см.: Добротолюбие, V, 429 сл. Ныне этот текст имеется в критич. издании и фр. переводе Куцаса (см. с. 518–529 журнального варианта, с. 108–119 в отдельном издании; рус. пер. А. Власюка, выполненный с этого издания, указан ниже). Текст Добротолюбия представляет собой на самом деле 22-е слово Исихастского утешения, причем концовки в Добротолюбии и в издании Куцаса различны с середины 5-й главы (по нумерации Куцаса; концовка Добротолюбия – ср. Patm. 690 – помещена у Куцаса в приложении, с. 246–253 по отдельному изданию). Неиспользованной осталась рукопись московской Синодальной библиотеки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира: Т. 1. М., 1894. С. 645; имеется также дополнительное описание с уточнениями: Фонкич Б. Л. , Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Кутсас, с.318. 467 Подробнее см. там же; ср. описание рукописей на с.230, 334—335. 468 См. русский перевод еп. Феофана, т.5. М., 1900, репринт 1992, с.305 сл.: §2 Каллиста Ангеликуда имеет соответствия в гл.45—46 Ксанфопулов, §3 — 47—49, §4 — 51, 53—54, 56—58, §5 — 59—63, 77—79, 83—85, 100. Подробнее см. у Кутсы, с.356—357 с примеч.327 (там же соображения, что вторична именно сотница Ксанфопулов, а не наоборот). 469 1–е венецианское изд. 1782 г., с.1103—1107; 2–е афинское изд. 1893, т.2, с.456—459, 3–е изд. 1961, т.4, с.368—372. PG 147, 817—825. Рус. пер. см. в т.5, с.429 сл. указ. изд. перевода еп. Феофана. Ныне этот текст (22 слово «Исихастского утешения») имеется в критическом издании Кутсы (с.518—529). Неиспользованной осталась рукопись Московской Синодальной библиотеки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира, т.1. М., 1894, с.645; имеется также дополнительное описание с уточнениями: Фонкич Б.Л., Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. М., 1993). 470 Подробный обзор у Кутсы, 316–58. 471 Kat¦ toà kaq " ˜ll»nwn legomšnou bibl…ou Qwm© Lat…nou. Издано: S.PapadopoÚlou. Kall…stou " AggelikoÚdh, Kat¦ Qwm© Akin£tou. E«sagwg», ke…menon kritikÒn, ØpÒmnhma kaˆ p…nakej. " AqÁnai, 1970 и подробный разбор сочинения в книге того же ученого: S.PapadopoÚlou. Sun£nthsij ÑrqodÒxou kaˆ scolastikÁj qeolog…aj (™n prosèpJ Kall…stou " AggelikoÚdh kaˆ Qwm© Akin£tou). ( " Analškta Blat£dwn, 4). Qess., 1970. 472 Заметим, однако, что ссылок на произведения Паламы в творениях Каллиста почти нет. Объясняется это, скорее всего, тем, что Каллист писал до или сразу вскоре после канонизации фессалоникийского святителя, а потому творения Паламы еще не были распространены в достаточном количестве копий. 473 Ранее из «Исихастского утешения» были изданы в составе «Добротолюбия», как уже сказано выше, слово 22 «О безмолвнической жизни» и слово 29 в виде 15 главы в серии глав под именем Каллиста патриарха («О том, что названный рай есть образ внутреннего человека»). Помимо исследования Кутсы, есть еще неопубликованная диссертация: Ashiotis H.I. Comment le Saint–Esprit agit dans les croyants. Un traité inédit de Callistos Angélikoudès. Thése présentée en vue de l’obtention de la License en théologie. Soutenue le 21 juin 1983. Institut de théologie orthodoxe Saint–Serge. P., 1983 (издание и перевод одного из 30 слов — «Как Св. Дух действует в верных»; копия диссертации есть в библиотеке СПб. Духовной Академии). 474

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

   См., например: 3 Цар. 19:9—18.     Милоть (греч. μηλωτ — овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же — у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium.    В последованни в понедельник первыя седмицы этот и следующий тропари меняются местами.     «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»:     Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте. С. 8.    Там же. С. 8—9.     Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте. С. 15—16.    См.: Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. С. 28.    О милоти — см. предыдущий тропарь.    Новая толковая Библия на 4 Цар. 2:9—10.     Василий Великий, святитель. Беседа 3. На слова: Внемли себе (Втор. 15:9)/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. С. 30—31.     Василий Великий, святитель. Беседа 3. С. 32.     Василий Великий, святитель. Беседа 3. С. 32—33.     Феофилакт Болгарский на Мф. 25:41—46.    Дидахи 11, 12.    Дидахи 12, 1—5.    «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем — не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Эдесский. Главы, 61—62/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 612).    См.: Марк Подвижник. О законе, 100/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1 Тим. 6:10; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица, степень 16; 17, 14.     Нил Постник. О молитве, 51/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 735.     Нил Синаит. К Евлогию II, 3. С. 160.     Евагрий. Главы о различии, 21/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 521.     Марк Подвижник. О законе, 100—101, 103—104/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат. Вторая сотница, 60/Там же, 418.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

В. Чем еще удостоверяемся, что благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до скончания века? О. В сем удостоверяют нас следующие изречения Самого Иисуса Христа и Его апостола: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Тому (Богу Отцу) слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков. Аминь ( Еф.3:21 ). В. Почему Церковь есть едина ? О. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу – Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего; един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф.4:46 ). В. Чем точнее удостоверяемся, что Иисус Христос есть единая глава единой Церкви? О. Апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия, основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:911 ). Посему для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Церковь , долженствующая пребыть во вся роды века, требует и главы всегда пребывающей, а таков есть един Иисус Христос. Поэтому и апостолы называются не более как служителями Церкви ( Кол.1:2425 ). В. Единство Церкви какую обязанность налагает на нас? О. Блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ) В. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие Церкви отдельные и самостоятельные, например Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? О. Это суть частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. В. Существует ли также единство между пребывающей на земле и Небесной Церковью? О. Без сомнения, существует как по отношению их к единой Главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между той и другой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

326 Макарий Египетский, 49, 2, 7—8. 327 Никита Стифат. Третия сотница, 90/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 476. 328 О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 586. 329 Паисий Святогорец. Слова. Т. 4. С. 101. 330 Симеон Новый Богослов. Главы, 110/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 129; Диадох. Главизны, 3; 67/Там же. Т. 2. С. 300, 329; Лествица. 26, 155. 331 «Сильнейши бо есть естество добраго обычая от злаго: понеже ово убо есть, ово же несть, разве точию, внегда содевается» (Диадох. Главизны, 3/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 300—301). 332 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, глас 6, кондак. 333 Макарий Египетский, 46, 2, 6; 25, 1, 16; 49, 6, 5. 334 Бог сотворил человека «непричастным злу, прямым, нравственно добрым, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами ...по природе — безгрешным и по воле — независимым. Но безгрешным не потому, что он не был восприимчив ко греху, ибо одно только Божество не допускает греха, а потому, что совершение греха обусловливалось не природою его, но скорее свободною волею» (Иоанн Дсмаскин, преподобный. Точное изложение православной веры, 2, XII). Поэтому «от деснаго человек отдвижится стояния... изступая от своего чина» (Иоанн Карпафийский. Главы, 22/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 265), греховное желание есть «противу естества желание» (Никита Стифат. Первая сотнииа, 64/Там же. С. 382), и «душа, падшая под грех», воспринимает «страсти зла вопреки своему доброму естеству» (Макарий Египетский, 50, 1, 9; Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. XLVII). 335 «Злоба страсть вещества есть. Бог же злобы невиновен: но разумение, знамение, и силу ума, разделяющую добро от зла, и самовластие даде людям. Страсти же злобы раждает нерадение, и леность человеческая: невинен бо есть Бог всесовершенно. От разделения же мысли соделашася беси лукави, якоже и множайшии от людей» (Антоний Великий, 89/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 28). 336 Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 22. 337 Молитва ко Святому Причащению преподобного Симеона Нового Богослова, 7-я.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   Макарий Египетский, 49, 2, 7—8.    Никита Стифат. Третия сотница, 90/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 476.    О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 586.    Паисий Святогорец. Слова. Т. 4. С. 101.    Симеон Новый Богослов. Главы, 110/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 129; Диадох. Главизны, 3; 67/Там же. Т. 2. С. 300, 329; Лествица. 26, 155.    «Сильнейши бо есть естество добраго обычая от злаго: понеже ово убо есть, ово же несть, разве точию, внегда содевается» (Диадох. Главизны, 3/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 300—301).    Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, глас 6, кондак.    Макарий Египетский, 46, 2, 6; 25, 1, 16; 49, 6, 5.    Бог сотворил человека «непричастным злу, прямым, нравственно добрым, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами ...по природе — безгрешным и по воле — независимым. Но безгрешным не потому, что он не был восприимчив ко греху, ибо одно только Божество не допускает греха, а потому, что совершение греха обусловливалось не природою его, но скорее свободною волею» (Иоанн Дсмаскин, преподобный. Точное изложение православной веры, 2, XII). Поэтому «от деснаго человек отдвижится стояния... изступая от своего чина» (Иоанн Карпафийский. Главы, 22/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 265), греховное желание есть «противу естества желание» (Никита Стифат. Первая сотнииа, 64/Там же. С. 382), и «душа, падшая под грех», воспринимает «страсти зла вопреки своему доброму естеству» (Макарий Египетский, 50, 1, 9; Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. XLVII).    «Злоба страсть вещества есть. Бог же злобы невиновен: но разумение, знамение, и силу ума, разделяющую добро от зла, и самовластие даде людям. Страсти же злобы раждает нерадение, и леность человеческая: невинен бо есть Бог всесовершенно. От разделения же мысли соделашася беси лукави, якоже и множайшии от людей» (Антоний Великий, 89/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 28).    Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. С. 22.    Молитва ко Святому Причащению преподобного Симеона Нового Богослова, 7-я.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

247 Учение о перихоресисе Ипостасей есть у многих святых отцов. Например, кроме уже приведенной цитаты из прп. Иоанна Дамаскина , можно привести также и выражение прп. Максима Исповедника : «Отец целиком и совершенным образом есть в целом Сыне и Духе; Сын целиком и совершенным образом есть в целом Отце и Духе; Святой Дух есть целиком и совершенным образом в целом Отце и Сыне. Поэтому Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог. Ибо одна и та же самая сущность, сила и действие Отца и Сына и Святого Духа; Они не существуют и не мыслятся в ком–либо [из этих Божественных Лиц] отдельно одна от другой» ( Максим Исповедник , прп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Вторая сотница. Гл. 1//Творения. М., 1994. Кн. 1. С. 234); «Свет есть Бог и Отец, [пребывающий] в Свете, то есть в Сыне и Святом Духе, существуя не как иной, иной и иной Свет, но как Единый и Тот же самый по сущности, а по образу бытия – Трисиянный» (Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос VIII//Творения. Кн. 2. М., 1994. С. 46). Также у свт. Василия Великого : «Ибо всё, что принадлежит Отцу, созерцается и в Сыне; и всё, что принадлежит Сыну, принадлежит и Отцу, потому что всецелый Сын в Отце пребывает, и опять – имеет в Себе всецелого Отца» ( Василий Великий , свт. Письмо 38. К Григорию, брату//Творения. М., 2009. Т. 2. С. 511). 251 Лосский В. Н. Триединый Бог–Творец и Божественные идеи//Догматическое богословие. М., 1991. С. 226. 254 Речь идет об идеях Жана Мишеля Гарригу, получивших развитие в работах других богословов второй половины XX в. 255 См. подробнее статью: Фокин А. Р. Из истории западного богословия: триадология Мария Викторина//Альфа и Омега. 23. М., 2000. 259 Савельев В., прот. Вопрос о Filioque и его значение в диалоге между Востоком и Западом//Труды КДА. К., 2009. 10. С. 299. 260 Изложение аргументов патриарха Фотия см.: Болотов В. В. , проф. К вопросу о Filioque. СПб., 1914. С. 122–130; Лосев А. Ф. Филиокве [Filioque] как основа латинского платонизма (аристотелизма)//Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010