80 . Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.1:11 ). 81 . Уста священника да сохранят разум ведения, и закона взыщут от уст его: яко Ангел Господа Вседержителя есть ( Мал.2:7 ). 82 . Не Отец ли един всем вам; не Бог ли един созда вас; что яко остависте кийждо брата своего, осквернити завет отец ваших ( Мал. 2:10 ). 83 . Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, егоже вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.3:1 ). 84 . И кто стерпит день пришествия Его; и кто постоит в видении Его; зане Той входит яко огнь горнила и яко щелок очищающий ( Мал.3:2 ). 85 . Ибо Я – Господь, Я не изменюсь, обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам; не открою ли Я для вас хлябий небесных и излию вам благословение Мое, и плоды земные, и виноградная лоза не изнеможет ( Мал.3:611 ). 86 . Пред Лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и благоговеющих пред именем Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему ( Мал.3:17 ). 87 . Яко, се, день грядет горящ, пылающий яко пещь, и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная яко стеблие (солома): и возжжет я день Господень грядый, глаголет Господь Вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные ( Мал.4:12 ). 88 . Помяните закон Моисея раба Моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания. И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал.4:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

13 . Ибо на рабы Моя и рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего: и дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма. Солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному: и будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:2932 ). 14 . Я соберу, говорит Господь, все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд ( Иоил.3:2 ), там Я воссяду ( Иоил.3:12 ), близ день Господень ( Иоил.3:14 ). Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой ( Иоил.3:15 ). 15 . Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами ( Ам.5:14 ). 16 . Возненавидьте зло и возлюбите добро: и восстановите у ворот правосудие ( Ам.5:15 ). 17 . И будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (на Голгофе) ( Ам.8:9 ). 18 . Се, дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба ни жажду воды, но глад слышания слова Господня ( Ам.8:11 ). 19 . Гордым сердцам говорит Господь: Аще вознесешися якоже орел и аще положиши гнездо твое среде звезд, и оттуду свергу тя ( Авд.1:4 ). 20 . В горе же Сиони будет спасение, и будет свята ( Церковь Христова) ( Авд.1:17 ). 21 . И сказал Господь Ионе: Иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня ( Иона.1:2 ). 22 . И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и нашел корабль, но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря ( Иона.1:3, 4 ). 23 . И убояшася корабельницы... Иона же сниде во дно корабля и спаше ту и храпляше ( Иона.1:5 ). 24 . И паде жребий на Иону, и тогда сказала ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда, какое твое занятие, и откуду грядеши и камо идеши? Где твоя страна, и из какого ты народа? Что ты храплеши; востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем ( Иона.1:68 ). 25 . И рече к ним Иона: возьмите мя и вверзите в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря ( Иона.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

68 . И о слове Бога Истинного возревновала Иудифь, сияющая красотою своей, и пришла к Олоферну и речами, и видом своим смутила его, и он возлюбил ее, и она пребывала в шатре его ( Иудиф.8:18 ; гл.10:11). 69 . И на пиру упился Олоферн, а Иудифь осталась одна с воеводою и сняла она с него меч его, и мечом его сняла с него голову, и унесла ее в град свой, и повесили голову полководца на зубцах стены ( Иудиф.12:1620 ; гл. 13; 14:1). 70 . Когда узнали воины, что нет головы на вожде их Олоферне, то смутились, и страх и трепет напал на них, и они бросились бежать, а сыны Израиля погнались за ними, и гнали их за Дамаск и пределы его, и поразили их, и захватили все шатры их и обозы, и богатство ( Иудиф.15:17 ). 71 . А Иудифь в масличном венце и с нею лик жен и девиц шли в Иерусалим, воздавая славу Богу и пели: Велик Ты, Господи, и славен, да работает Тебе всякое создание Твое ( Иудиф.15:1214; 16:1314 ). 72 . И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи, много дней по смерти ее, и многие уверовали в Истинного Бога ( Иудиф.16:25 ). 73 . Стали искать для царя Артаксеркса жену в великом царстве его, и обрели Есфирь, и царь возложил царский венец на голову ее ( Есф.2:19, 17 ). 74 . В эти дни Аман убедил царя, и дан был указ по империи: в тринадцатый день двенадцатого месяца февраля истребить всех евреев в 127 областях от Индии до Ефиопии ( Есф.3:6, 12 ). 75 . И все иудеи в Сузах постились три дня: не ели, не пили, и Господь напомнил царю заслугу Мардохея, дяди Есфири, когда он спас жизнь царскую от смерти, и он возвеличил Мардохея, а Аман, хотевший умертвить Мардохея и всех иудеев, был по приказу царя повешен ( Есф.4:16; 6:12; 7:10 ). 76 . У иудеев была радость и торжество, ибо царь, по желанию царицы и Мардохея, наказал всех врагов их и умертвили 75 тыс. неприятелей их в империи, и многие из народов земли приняли веру и закон Моисеев ( Есф.9:16 ). 77 . И празднуется Адар Пурим, ибо жребий был на истребление народа Божия, и Господь оправдал наследие Свое, и в четырнадцатый и пятнадцатый день до сего дня у иудеев ( Есф.9:2126 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

С. 248: «Осенью 1849 г. Лейярд приступил к раскопкам на Куюнджикском холме, расположенном напротив Мосула, на другом берегу реки Тигра, и обнаружил один из самых замечательных дворцов Ниневии. Как выяснилось впоследствии, это были остатки дворца кровавого деспота Сеннахирима (704681 гг. до н. э.), – одного из самых могущественных правителей Ассирийской империи». С. 251: «Сеннахирим был во всех отношениях натурой необыкновенной. Его правление ознаменовано войнами. Он воевал в Вавилонии, в 701 году выступил в поход против Тира, Сидона, Аскалона и Екрона. Он вел войну против Езекии из Иуды, советником которого был пророк Исаия. Он хвастался, что уничтожит в Иудейской стране 46 крепостей. Но под Иерусалимом ему пришлось пережить свое Ватерлоо. Пророк Исаия предсказал: Не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала ( Ис.37:33 ). И вышел Ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые ( Ис.37:36 ). Сегодня мы знаем, что войска Сеннахирима уничтожила тропическая лихорадка» (но ведь факт уничтожения налицо!). С. 264273: «2 октября 1897 года Роберт Кольдевей обнаружил сады Семирамиды и раскопал Вавилонскую башню. Вместе с двумястами рабочими Кольдевей копал день за днем более 15 лет подряд. Он, действительно, наткнулся на Вавилон Навуходоносора. Это при Навуходоносоре, которого пророк Даниил называл “царем царей” и “золотой головой”, город начал монументально отстраиваться... Вавилонская башня! Кольдевею удалось обнаружить гигантский фундамент. В надписях же шла речь о башнях. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи, на смену которой была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова Набополасара: “К этому времени Мардук повелел мне вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье”. А сын его Навуходоносор добавил: “Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этемен-анки (Вавилонской башни), так, чтобы поспорить она могла с небом”».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

8 . Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами ………….. (быти) ныне вы ( Деян.7:52 ). 9 . Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь , которой ………….. (быти) я служителем ( Кол.1:24–25 ). Пояснение к упражнению 10 Два предыдущих упражнения наглядно показывают различие между преходящим временем и аористом. Если в упражнении 9 значения глагола быти практически совпадают с русскими, то в упражнении 10 каждый пример приобретает дополнительное значение, непонятное на основе только русского текста. Приведем списком дополнительные значения: Образец: (быти) угодно, т. е. понравиться ; 1: я у вас оказался в состоянии немощи... 2: стал известен; 3: вам было предоставлено помилование; 4: наших отцов перенесли в Сихем... 5: мы превратились в сор для мира; 6: я становился иудеем и подзаконным; 7: стало хуже; 8: стали вы; 9: я стал служителем. Суть явления здесь состоит в том, что глагол быти, сам по себе обозначающий состояние , через форму аориста приобретает значение события , а конкретный русский перевод («стать», «превратиться» и т. д.) зависит уже от контекста. После этого необходимого пояснения выполним упражнение 11, которое поможет уяснить рассмотренное различие. Упражнение 11 Поставьте приведенные в скобках церковнославянские слова в соответствующую форму преходящего времени, или аориста. 1 . При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно ………….. (быти) шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом ( Деян.2:1–2 ). 2 . Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава ………….. (быти) увлечен их лицемерием ( Гал.2:13 ). 3 . Когда я ………….. (быти) младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как ………….. (быти) мужем, то оставил младенческое ( 1Кор.13:11 ). 4 . ...вы ………….. (быти) в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, ………….. (быти) близки Кровию Христовою ( Еф.2:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

кл-ти – клен-, клен-е-ши и т. д.; -ти – єма-ю, єма-е-ши и т. д. В этом последнем случае губной звук м смягчается плавным звуком л. Упражнение 8 Внимательно познакомившись с глагольными окончаниями, обзор которых приведен на стр. 1084, восстановите в нижеследующих примерах правильные окончания церковнославянских глаголов. В скобках приведена неопределенная форма соответствующих глаголов. Правильность выполнения проверьте по церковнославянскому тексту, ссылки на который приводятся в конце каждого предложения. Образец: Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых... И говорит им Иисус: Вр... (вровати) ли, яко могу сие сотворите? ( Мф.9:27–28 ). Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых... И говорит им Иисус: Врета ли, яко могу сие сотворите? ( Мф.9:27–28 ). (Выделенное в примере слово двое указывает на то, что глагол стоит в двойственном числе. Подробнее о двойственном числе см. в книге: В. И. Супрун. «Учебник церковнославянского языка». Волгоград, 1998. С. 63–66). 1 . Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! Хоще... (хотти), чтобы Ты сделал нам, о чем проси... (просити). Он сказал им: что хоще... (хотти), чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам да сде... (сдти) у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего проси... (просити). Мож... (мощ) ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: мож... (мощ). Иисус, же сказал им: чашу, которую Я пью, испї... (испити) и крещением, которым Я крещусь, крест... (креститис) ( Мк.10:35–39 ). 2 . Истинно также говорю вам, что если двое из вас совща... (совщати) на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни прос... (просити), будет им от Отца Моего Небесного ( Мф.18:19 ). 3 . Господь – престол Его на небесах, очи Его призира... (прнзирати) на нищего; вежды Его испыта... (испытати) сынов человеческих ( Пс.10:4 ). 4 . Фавор и Ермон о имени Твоем возрад... (возрадоватис) ( Пс.88:13 ). § 24. Глагольные основы

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

60 . И Кир, царь Персидский, позволил пленным идти во Иерусалим. И Зоровавель и священник Иисус Иоседеков привели 42360 во Иерусалим и праздновали, и славили Бога, и положили основание храма ( 1Езд.1:13; 2:164 ). 61 . И священник Ездра учил народ: покайтесь пред Господом и исполните волю Его. И стали строить стену, и в 52 дня окончили ее, а народу Ездра читал закон Божий и толковал его ( 2Езд.9:4546 ). 62 . А в Книге Товита воспевается благочестие его, ибо он, живя на чужбине, в ассирийском плену, соблюдал закон Божий и любил истину и правду, отличался добротой, милосердием, сохранял веру, почитал праздники Божии ( Тов.1:18 ). 63 . Товит алчущим давал хлеб, нагим одежды и погребал умерших, выброшенных за стены Ниневии. Он помнил слово Господне, что милостыня избавляет от смерти вечной и ада ( Тов.1:17 ). 64 . И за добродетели Товита Господь послал Архангела Рафаила, и он сохранял сына его Товию в пути и устроил ему брак с девицею Саррою, и изгнал злого духа Асмодея, и исцелил от слепоты Товита ( Тов.3:1617 ). 65 . И, восходя от земли к пославшему его Богу, Архангел сказал: Я Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых, и вы на земле благословляйте Бога. Прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедайте Бога пред всеми живущими. Ибо многие народы языческие приидут издалека к имени Господа Бога, с дарами в руках, с дарами Царю Небесному, роды родов восхвалят Бога ( Тов.12:6 ). 66 . И прославил Бог Товита и даром пророчества, и он знал, что Ниневия будет разрушена, и повелел сыну переселиться в Мидию, и знал, что возвеличен будет Иерусалим и храм в нем, и все народы будут благословлять Христа Жизнодавца. Сто пятьдесят восемь лет было Товиту, когда душа оставляла его, и он говорил предсмертные слова: Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость ( Тов.14:411 ). 67 . Олоферн, воевода второй после царя Навуходоносора, повел 120 тыс. пехоты и 12 тыс. всадников против всей земли, на западе, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и призывали его как Бога ( Иудиф.2:513 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

95 . Исаия видел Господа на престоле и послан был к народу увещевать к покаянию. Пророчествовал о пленении Галилеи и Самарии от ассирийцев, о нашествии Сеннахирима на Иудею. Он возвещал о Христовом от Пречистой Девы зачатии и рождении: изыдет жезл из корене Иессеова – Пречистая Дева, и цвет от корене Его взыдет ( Ис.11:1 ) – сие есть Христос, и почиет на Нем Дух Божий. В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля ( Ис.4:2 ). Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ) – с нами Бог ( Мф.1:23 ). Христос родится в яслях, не имея вида, ни доброты, но возьмет наши немощи и понесет наши болезни ( Ис.53:24 ). От лица Мессии Христа Исаия пророчествовал: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити ( Ис.61:1 ). Рцыте дщери Сионове: се, Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду и дело Свое ( Ис.62:11 ), говоря о проповеди Его. О вольных страданиях и страстях Христовых возвещал: Той же язвен бысть за грехи наша ( Ис.53:5 ). И о кресте Христовом: слава Ливанова к тебе, Иерусалиме, приидет, кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославите место святое Мое, и место ногу Моею прославлю ( Ис.60:13 ). Предвидел пророк, что Сын Божий распят будет со злодеями ( Ис.53:9 ), принося жертву умилостивления, плодом которой будет воскресение, основание Церкви ( Ис.53:10 ) и распространение ее по всей вселенной ( Ис.54:14 ). И придут в Церковь Христову иноплеменники ( Ис.61:5 ), язычники и все народы, и назовутся они новым именем ( Ис.62:2 ), народом святым, искупленным от Господа ( Ис.62:12 ). Бог Сам изрек: Явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне, рекох: се, есмь, языку, иже не призваша имени Моего ( Ис.65:1 ) И будет радость и веселие о народе Моем – роде христианском ( Ис.65:1819 ), – возвещал дивный пророк. Также о страшном втором Христовом пришествии предрече: Се бо, Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне, огнем бо Господним судитися будет вся земля ( Ис.66:1516 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Истина единства Божия есть одна из основных истин всего ветхозаветного откровения. Исповедание этой истины по преимуществу отличало ветхозаветную религию от других древних религий. Между тем как каждый из языческих народов почитал и признавал многих богов, евреи поклонялись единому Богу. Уже одним сказанием о миротворении выразительно дается понять, что никакого другого Бога, кроме единого Творца неба и земли, нет, что не только небо и земля, но и все воинство их есть дело Его творения ( Быт.2:1 ), что Он единый Господь и Владыка всего происшедшего от Адама и Евы человечества ( Быт.1:26; 5:1 ). Веровать в единого Бога Творца, Ему одному служить, не почитать языческих богов за действительных богов и не поклоняться им составляло главнейшую обязанность древнего еврея, основную тему увещаний и речей Моисея, пророков и других богопросвещенных мужей, которую они проповедовали постоянно и настойчиво. Первой заповедью Моисеева закона была заповедь о почитании единого Бога: «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския, от дому работы», т. е. Я, Иегова, Бог откровения, завета, проявивший Себя Истинным Богом в целом ряде казней и изведении народа из Египта, должен быть твоим Элогимом – предметом твоего почитания. «Да не будут тебе бози инии разве Мене» ( Исх.20:23 ). «Господь Бог твой сей Бог есть («Иегова Бог есть»), и несть разве Его» ( Втор.4:35, 39; 32:39 ). Прощаясь с народом перед смертью, ветхозаветный законодатель в таких словах внушал хранить эту заповедь твердо и вечно: «Слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть. И возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея. И да будут словеса сия... в сердцы твоем и в души твоей, и да накажеши ими сыны твоя, и да возглаголеши о них седяй в дому и идый путем, и лежа и востая: и навяжеши я в знамение на руку твою, и да будут непоколебима пред очима твоима (повязкою над глазами твоими): и да напишете я на празех (на косяках) храмин ваших... Да не ходите вслед богов иных, богов языческих» ( Втор.6:49, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

5 . Ибо теперь мы живы ………….. ( быти), когда вы стоите в Господе ( 1Фес.3:8 ). 6 . Итак, неизвинителен ты ………….. ( быти), всякий человек ( Рим.2:1 ). 7 . Потому что немудрое Божие премудрее человеков ………….. ( быти), и немощное Божие сильнее человеков ………….. ( быти) ( 1Кор.1:25 ). 8 . Что же? станем ли грешить, потому что мы ………….. ( быти) не под законом, а под благодатью? ( Рим.6:15 ). 9 . Ибо нет ………….. ( быти) лицеприятия у Бога ( Рим.2:11 ). 10 . Ибо все вы – ………….. ( быти) сыны света и сыны дня: мы не ………….. ( быти) сыны ночи, ни тьмы ( 1Фес.5:5 ). § 23. Спряжение в настоящем времени прочих глаголов Для образца спряжения прочих глаголов в настоящем времени возьмем глаголы нест и хвалити. Единственное число Множественное число 1. нес, хвалю 1. несемъ, хвалимъ 2. несеши, хвалиши 2. несете, хвалите 3. несетъ, хвалитъ 3. нестъ, хвалтъ Двойственное число Мужской род Женский и средний род 1. несева, хвалива 1. несев, хвалив 2. несета, хвалита 2. несет, хвалит 3. несета, хвалита 3. несет, хвалит Необходимо заметить: 1 . Во 2-м и 3-м лице двойственного числа женского и среднего рода глаголы оканчиваются на , а во 2-м лице множественного числа – на е; нужно помнить, что первоначально в славянском языке звуки и е звучали не одинаково, когда же эти звуки впоследствии стали однозвучны, то буквы (но не звуки) (в двойственном числе) и е (во множественном числе) стали служить лишь для различия числовых форм друг от друга; такое правописание для этих чисел распространяется на спряжение глаголов и в остальных временах. Второе и третье лицо двойственного числа в настоящем времени (а также и в других временах) имеют одинаковую форму. 2 . Если в 1-м лице настоящего времени основа глагола оканчивается гортанным звуком г или к то эти звуки перед другими личными окончаниями (кроме 3-го лица множественного числа) соответственно смягчаются в ж или ч. Например: мог – можеши, рек – речеши. 3 . Если основа неопределенной формы оканчивается на юсовское , то это перед окончаниями настоящего времени разлагается на свои древние звуки. Например:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010