Сотница 1, 31, где говорится о зависимости внешнего выражения лица от внутреннего состояния души, могла показаться излишней между 30 и 32 главами, где речь шла о «внутренней вере» и «внутреннем делании», тем более, что кратко о «мрачном» и радостном выражении лица упоминалось в 33 главе. Тем не менее, свт. Феофан первоначально перевел 31 главу, а затем ее исключил. Приведем его черновой перевод: «Обычно внешнему виду лица изменяться соответственно внутреннему настроению души. Ибо какое делание имеет мысленное ее движение, такое расположение являет в себе для стоящих и зрак лица. Сорасполагаясь и соизменяясь сообразно с тем, что приводит в движение помысл, иногда видится он светлым, когда сердце веселится по причине восхождения благих помышлений и ... ; а иногда посупленеет и мрачнеет, когда огорчают неуместные помыслы. Почему какие кто испытывает внутри движения и чувства, сие утаиться не может от имеющих в себе чувства обученные» (далее не переведено) . Принимая решение об исключении данной главы, свт. Феофан не хотел переоценить внешнее выражение, которое с его точки зрения могло и не соответствовать и часто не соответствовало внутреннему устроению подвижника. В своих творениях он неоднократно ставит акцент на внутреннем вопреки всему внешнему: «Когда кто останавливается на одном внешнем, не обращая внимания на внутреннее настроение сердца, между тем как поступательное движение в Царствие совершается не иначе как в сердце и сердцем» . «Если внешне только все исполнять, не чуя, как питается тем душа; то и месяца никто не пробыл бы в монастыре» . 3. Пропуски описаний высоких духовных состояний Места с описанием высоких духовных состояний чаще всего встречаются в третьей Сотнице. В черновике свт. Феофана относительно 53–68 глав третьей Сотницы есть приписка, в которой указывается основная причина данных сокращений: «Глл. 53–68 – все трудноприменимы к нам; почему оставлены» . Гл. 15: Преодолевший разделение плоти и духа победою духа все творение подчинил Богу. Глл. 18, 19: Душа, приведенная к Божественной Единице, объединяется. В неведении для души отверзается адская пропасть, а ведение делает души световидными, будучи беспредельным в светолитии.

http://bogoslov.ru/article/1426302

1) Всеведение Божие. Под всеведением Божиим разумеется знание Богом всего наилучшим, совершеннейшим образом. Первым предметом Божественного ведения является самое Существо Божие. Спаситель учит: «Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» ( Мф.11:27 ). Здесь говорится о Божественном ведении в пределах Самого Существа Божия или о самосознании Божественном. Та же мысль выражается Апостолом: «Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:11 ). «Дух бо вся испытует и глубины Божия» ( 1Кор.2:10 ). Здесь указывается на свойство личного духа – самосознание. Бог совершеннейшим образом знает и все внешнее, действительное и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее. Бог знает все действительно существующее. Он знает порядок мира физического: «Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров вес и воде меру» ( Иов.28:2425 ). Он «исчитаяй множество звезд, и всем им имена нарицаяй» ( Пс.146:4 ). «Несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его» ( Евр.4:13 ). У человека же «и власи главы вси изочтени суть» ( Лк.12:7 ). Знает Он и порядок мира нравственного: «на всяцем месте очи Господни сматряют злыя же и благия» ( Притч.15:3 ). Бог знает и внутреннее существо, и жизнь человека: «Господи, – восклицает Псалмопевец, – пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися» ( Пс.37:10 ). Бог знает и все прошедшее в мире. Это видно из тех мест Св. Писания, где говорится, что Бог некогда будет судить вселенную в правде ( Деян.17:31 ), что Он тогда «во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя» ( 1Кор.4:5 ) и «воздаст коемуждо по делом его» ( Рим.2:6 ). Бог знает и все будущее – как будущее необходимое, так и случайное. Будущее, необходимое для Бога, есть не что иное, как осуществление во времени Его вечных идей, и это будущее уже поэтому не может быть скрыто от Него. Бог знает неведомые нам причины, и поэтому все неожиданные для нас явления являются внезапными, случайными только для нас. «Огнь, град, снег, голоть (туман), дух бурен, – являются, по словам Псалмопевца, – творящая слово (волю) Его» ( Пс.148:8 ), т. е. не случайно возникают, а являются по предопределению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Интересно отметить, что выше преп. Максим употребляет тот же термин и в отношении «логосов» сущих. 762 Наречие πλς можно понимать как в смысле «простоты» – одной из катафатических характеристик Бога, – так и в смысле «не делая различия». Что касается первого, то учение о «простоте» Бога было характерно для многих отцов Церкви, и, в частности, сам преп. Максим в «Амбигва» говорит, что Бог никогда не выходит из Собственной неделимой Простоты ( μηδποτε τς οκεας μερος πλτητος ξιστμενος). См.: PG 91, 1257. 764 Уже встречавшееся разграничение «образа» и «подобия», распространенное в святоотеческой письменности. См. прим. 138 к «Главам о любви». Также см.: Ladner G.B. Bildbegriff bei den griecheschen Vätern und der byzantinische Bilderstreit//Der Mensch als Bild Gottes. Hrsg, von L. Scheffczyk. Darmstadt, 1969, S. 161–162. 766 Как всегда, преп. Максим стремится обнаружить духовный, внутренний смысл повествований Св. Писания. В данном случае Иаков, уподобляемый подвижнику благочестия, вопрошается небесным Отцом относительно «образа (способа) познания». Обретение духовного ведения такой подлинный (или «испытанный – δκιμος) подвижник не ставит себе в заслугу, считая это неожиданным даром Божиим. 767 Как отмечает Г. У. Бальтазар, данная глава во многом совпадает с одним местом из произведения Филона Александрийского «Quod Deus sit immutabilis» (91–92), но преп. Максим изменяет ряд мыслей Филона в духе христианского аскетического богословия. В целом же, «ведущей идеей главы является типично александрийский синэргизм человека и Бога» (мы бы уточнили – типично православный синэргизм). См.: Balthasar Н. U. Kosmische Liturgie (2 Aufl.), S. 516–517. 769 Схолия: «Речь идет о тех, кто не достигает [ведения], стремясь [к нему] ради хвастовства, но терпит в этом полную неудачу. Поэтому [слова]: «Ибо ему следует прежде заложить основы [для ведения] любовью к ближним» и последующие означают, что истинное ведение приходит к кому-либо только через телесные труды, то есть через воздержание и любовь, посредством которых происходит очищение души.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Когда он ехал в поезде, то старался не засыпать, чтобы громким пением своим не будить пассажиров: это он сам рассказывал. Следовательно, молитва в нём действовала и во время сна. Вспоминаются мне слова из «Песни песней»: «Сердце моё бдит» и во время сна… Однажды я ночевал в гостинице рядом с одним епископом, и он спал, а говорил медленно – «Господи, помилуй». Когда брал воздух в себя, то шептал «Гос-по-ди», а когда выдыхал, произносил «поми-илуй " … Он давно умер… Но Еп. Феофан делал это – и чаще, и громче, и – пел всю литургию. В одном месте прислуга подслушивала тайно это ночное пение его… и от умиления плакала, почитая Еп. Феофана «святым». Сотница глав Известно, что в «Добротолюбии» есть несколько таких «сотниц» у разных святых: 153 главы у св. Нила Синайского ; 100 «увещевательных глав» у пр. Иоанна Карфагенского; первая и вторая «деятельных глав» сотница, а третья – «умозрительных глав» сотница» преп. Никиты Стифата ; главы о молитве св. Григория Синаита ; главы о священно-безмолвствующих св. Григория Паламы . Вероятно, подобно им написал «Сотницу глав о молитве» и Епископ Феофан. Вопреки своему обычаю хранить духовную жизнь свою в тайне он прочитал её мне и некоему другому человеку. К сожалению, я ничего не вспоминаю из неё. Но только осталось общее впечатление, что молитва очень действенна в бедах и скорбях наших, молитва привлекает милость Божию, молитва отгоняет бесов; молитва просвещает разум и т. д. Эта сотница молитв сама по себе свидетельствует о вере Епископа Феофана и силу молитвы. Не знаю, сохранилась ли она где-либо. За шкафом, в алтаре На будничных богослужениях в Академии он всегда становился в алтаре, на правой стороне, за шкафом с облачением. И там молился незаметно. Очевидно, он не хотел, чтобы кто-нибудь наблюдал его молитву, помня слова Господа: «войди в клеть твою и там помолися втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Дома в квартире он молился тоже тайно. Помню только, что он всегда зажигал свечку хорошего воска с золотым украшением ценою, кажется, копеек в 10 тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Когда он ехал в поезде, то старался не засыпать, – чтобы громким пением своим не будить пассажиров: это он сам рассказывал. Следовательно, молитва в нем действовала и во время сна. Вспоминаются мне слова из «Песни песней»: сердце мое бдит ( Песн. 5:2 ) и во время сна. Однажды я ночевал в гостинице рядом с епископом, и он спал, а говорил медленно – «Господи, помилуй». Когда брал воздух в себя, то шептал «Гос–спо–ди», а когда выдыхал, то произносил – «поми–и–л–луй»... Он давно умер... Но епископ Феофан делал это – и чаще, и громче, и – всю литургию. В одном месте прислуга подслушивала тайно это ночное пение его ... Сотница глав Известно, что в «Добротолюбии» 286 есть несколько таких «сотниц» – у разных святых: 153 главы у святого Нила Синайского ; сто «увещательных глав» у преподобного Иоанна Карпафийского ; первая и вторая «деятельных глав» сотница, а третья – «умозрительных глав» сотница преподобного Никиты Стифата ; главы о молитве святого Григория Паламы . Вероятно, подобно им написал «Сотницу глав о молитве» и епископ Феофан. Вопреки своему обычаю хранить духовную жизнь свою в тайне, он прочитал ее мне и некоему другому человеку. К сожалению, я ничего не вспоминаю из нее. Но только осталось общее впечатление, что молитва очень действенна в бедах и скорбях наших: молитва привлекает милость Божию, молитва отгоняет бесов; молитва просвещает разум и так далее. Эта сотница молитв сама по себе свидетельствует о вере епископа Феофана и силе молитвы. Не знаю, сохранилась ли она где–либо? За шкафом, в алтаре На будничных богослужениях в академии он всегда становился в алтаре, на правой стороне, за шкафом с облачением. И там молился незаметно. Очевидно, он не хотел, чтобы кто–нибудь наблюдал его молитву, помня слова Господа: войди в клеть твою и там помолися в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (ср.: Мф. 6:6 ). Дома, в квартире, он молился тоже тайно... Помню только, что он всегда зажигал свечку хорошего воска с золотым украшением, ценою, кажется, копеек в десять тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Малейший в монахах Марк Синаит. Из скита Магул малейший во иеромонахах Каллист. Поставил подпись на своем наречии сирский старец безмолвник. Малейший в монахах Софроний. Малейший в монахах Иосаф. Смиренный епископ Иерисса и Святой Горы Иаков, воспитанный в святогорских и святоотеческих преданиях, свидетельствует, что в лице поставивших здесь свои подписи подписалась в согласии с ними вся Святая Гора и сам он, соглашаясь, подписал, ставя печать. И после всего приписал следующее: если кто не согласен со святыми, как согласны мы и бывшие незадолго до нас Отцы наши, то не будем входить с ним в общение. Перевод с греческого Т. Миллер 1 В синод. переводе: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4). 2 Ср. Преп. Максим Исповедник. Различные богословские и домостроительные главы. Первая сотница, 75//PG 90, 1380. 5 Массалиане (мессалиане) — сирийское название еретиков евхитов (“молитвен-ников”); их учение возникло в IV в. и широко распространилось во Фракии, Малой Азии, Сирии, Египте. По свидетельству бл. Феодорита Кирского, они отрицали действенность св. крещения и св. Евхаристии и утверждали, что каждому человеку от рождения присущ злой дух; он изгоняется усиленной молитвой и его место заступает Святой Дух, ощущаемый видимо и зримо и побеждающий всякую страсть (Церковная История, IV, 11). Осужденные на третьем Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.), массалиане еще долго пользовались популярностью и в XI в. имели свои сильные общины во Фракии. Византийские писатели называли массалианами близких к ним богомилов, ведущих свое начало от болгарского священника Богомила (X в.). Дуалистическая ересь богомилов отвергала учение о Св. Троице, литургическую жизнь Церкви, таинства, иконы, обряды, признавая только Новый Завет. Мирские дела и человеческую плоть богомилы связывали с деятельностью злого духа и призывали уклоняться от земных дел, побеждая плоть в подвигах самоотвержения. Богомильство получило распространение в Болгарии, Сербии и Византии, где просуществовало до XV в. 11 См. Преп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. Первая сотница, 50. Перевод цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I/Пер. Сидорова А. И. М., 1993.

http://pravmir.ru/svyatogorskij-tomos/

Игумен Моисей и брат его о. Антоний также представили для издания свои рукописи, списанные ими во время их подвижнической жизни в Рославльских лесах, где они подвизались совместно с прямыми учениками старца Паисия, доставившими в Россию списки его переводов. Это были: схимонах Феофан, иеросхимонах Афанасий и его сопостник Досифей, с ними-то и даже в одной келлии поселился Тимофей, как звали до пострига о. Моисея. Собрав все рукописи, их начали переписывать и готовить для печати. Киреевские написали профессору московского университета С.П. Шевыреву, прося его взять на это дело благословение митрополита Филарета. Митрополит не только благословил, но обещал свое покровительство. Чтобы иметь некоторое представление о том, как м. Филарет принимал близко к сердцу дело оптинского издания, мы приведем выдержку из письма Н.П. Киреевской к старцу Макарию, которая подносила Митрополиту только что вышедший печатный экземпляр Варсануфия и Иоанна: «Владыка с большим удовольтвием принял книгу, – пишет она, – и сказал: – У старцев как все поспевает, удивительно! очень им благодарен». Я просила Владыку обратить внимание на печать, на алфавит, и Владыка все очень, очень одобрил. Любезно говорил. Я подала Владыке (экземпляр) 3-й сотницы перевода Фалассия. Владыка спросил: «Что это?» – «Остальная сотница Фалассия – самыя последния главы 4-ой сотницы батюшка о. Макарий не перевел, потому что боялся погрешить в изложении сих высоких предметов и оставил это на волю В. В-а, и как Вам Господь возвестит». «Напрасно, лучше бы перевели и мне бы помогли. – Погодите, сейчас» – пошел Владыка в другую комнату. Владыка возвратился, держа в руках 1-ую сотницу св. Фалассия. «Вот 1-ая сотница, я ее прочитал, некоторое изменил, в одном месте думал, что догадался, переправил, а как здесь в лавре нашел греческий подлинник, то увидел, что я ошибся, и изменил поправку. В другом же месте было не так, вероятно, потому, что пропущено было одно слово в подлиннике. Вот, отдайте от меня старцам и спросите, угодны ли будут им мои поправки? Я озабочивался и не знал, как мне им переслать эту сотницу, очень рад, что могу Вам отдать ее!» Потом я спросила: «Когда старцы перепишут, то позволите к Вам обратно доставить?» – «Можно и в цензуру отдать, – как хотите».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Мы положим так: перевод старца Паисия печатать так, как он есть. Но как есть в нем в некоторых местах пропущенные речи и места: то все и тому подобное из древлеславянского, и частью сверяясь с греческою (книгою) будем выставлять внизу в примечаниях, как то сделано и в книге св. Нила». «Выслушав сии радостные слова, – писала затем Киреевская, – я поклонилась владыке в ноги с глубочайшею признательностию и благодарением... Я еще прибавила несколько слов о том, что боялась отвлекать Феодора Александровича (Голубинского), теперь иным занятого, от книги св. Варсануфия. Владыка сказал: «Ну, я ему приказал исключительно ею заняться». Когда же книга была напечатана и от имени старца Макария поднесена была Киреевскою митрополиту, он очень был доволен. Киреевская по этому поводу писала в Оптину следующее: «Владыка принял нас отечески благосклонно. Я подала ему подносный экземпляр от имени вашего, батюшка, благодарила от вас с поклоном земным. Владыка с большим удовольствием принял книгу и сказал: «У старцев как все поспевает, удивительно! Очень им благодарен». Я просила владыку обратить внимание на печать, на алфавит, и владыка все очень-очень одобрил. Любезно говорил». Вместе с книгою преподобных отцов Варсануфия и Иоанна митрополит одобрял издание 2) преп. аввы Фалассия. Продолжая предыдущее письмо, Киреевская писала к старцу: «Я подала владыке 3-ю сотницу перевода Фалассия. Владыка спросил: «Что это?» – «Остальная сотница Фалассия. Самые последние главы 4-й сотницы батюшка о. Макарий не перевел, потому что боялся погрешить в изложении сих высоких предметов богословия, и оставил это на волю Вашего Высокопреосвященства, и как вам Господь возвестит». – «Напрасно; лучше бы перевели – мне бы помогли. Погодите, сейчас...» – и пошел в другую комнату. Владыка возвратился, держа в руках 1-ю сотницу св. Фалассия: «Вот 1-я сотница, я ее прочитал, некоторое изменил. В одном месте думал, что догадался, переправил, а как здесь в лавре нашел греческий подлинник, то увидел, что ошибся, и изменил поправку.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

66 . Беззаконие же есть грех первородный. Ложь конь во спасение ( Пс.32:17 ) – сила, богатства, прах, ибо погиб Голиаф, и погиб фараон с войсками. А достояние непорочных есть Царствие Небесное, ибо Агнец Божий принес за всех единую жертву на Кресте. 67 . Дух Святый движет ум человеческий и воспевает Христа, поправшего гордость сынов Адамовых, и украшенного добротой, кротостью и правдой, и утвердившего престол Богочеловеку на небе. Ибо ныне Господь Сил с нами во веки, и вся языцы восплещите руками в радости и пойте Богу нашему Христу. Человек, малым чем умаленный от Ангела и в чести от Творца сый, беззаконием приложися скотом несмысленным ( Пс.8:6; 48:13, 21 ). 68 . Жертва хвалы на пути жизни сей, где спасение и сыноположение. Пророк взывает: Воспою и пою во славе моей ( Пс.107:2 ), то есть в естестве человеческом Христа Бога, истину и милость, Его Воскресение и вознесение, и будет слава Его но всей земле. А без покрова Божия человек «яко стена преткновенная и оплот разрушенный» ( Пс.61:4 ). Мерило – весы совести и суд души. 69 . А венец лета благости Божией ( Пс.64:12 ) – воплощение и Воскресение, и вознесение, и дарование Духа. Агнец Божий возшел еси на высоту Креста, пленил еси плен, отверзл рай, ибо Господня исходища смертная, сокрушил главы врагов – демонов и смерти. Шествие Бога – евангельское домостроительство Христа, с князи – апостолами, посреде дев – душ уверовавших ( Пс.67:19, 21, 22, 25, 26 ). 70 . Претерпел Христос поношение и суд от братии Своей – народа Израилева, но плоти человеческой – одеяние, вретище, и был в притчу, и глумились о Нем. Как сын Адамов взывал Богочеловек: Услыши Мя, Господи Отче, не отврати лица Твоего от Отрока Твоего, – перед Своими страданиями. 71 . У неуверовавших во Христа двор и жилище их – тело и душа – пусты, без благодати живущие, ибо приложися беззаконие – грехопадение в раю, с прародительским грехом к беззаконию богоубийства. 72 . Яко дождь на руно, яко капля каплющая на землю ( Пс.71:6 ) было Боговоплощение и пришествие в мир, и бывает в душу верного. Воспевает Псалтирь: яко посреде земли во Иерусалиме спасение ( Пс.73:12 ), где Господь стерл главы змиев в воде – в святом крещении, как в Красном море сокрушил силою Креста врагов – роги грешных ( Пс.74:11 ) – силу демонскую. А рог Праведного ( Пс.74:11 ) – Крест Христов – вознесется в день суда. В Сионе, в Церкви, благодать сокрушает крепостью луков, оружие и меч, брань сатаны и спасает вся кроткия земли, даже до дня гнева – Страшного суда, дня десницы Вышняго Отца – Единородного Сына Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Условные обозначения Преподобный Иоанн Карпафийский Блаженного Иоанна Карпафийского сто семнадцать глав [Вторая сотница] Иже во святого отца нашего Иоанна Карпафийского Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав Приложение А. Г. Дунаев. Преподобный Иоанн Карпафийский (патрологический очерк) Литература Исследования Анонимное догматическое толкование на Иисусову молитву Анонимное догматическое толкование на молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь» (редакция 1) ПС.– Симеон Новый Богослов Условные обозначения Метод священной молитвы и внимания Симеона Нового Богослова О первой молитве О второй молитве О третьей молитве Приложение. А. Г. Дунаев. Проблемы композиции и авторства трактата. Метод священной молитвы и внимания. Симеон Евхаитский Послание Симеона, митрополита Евхаитского, Иоанну, монаху и затворнику Дионисий монах Дионисия монаха пятьдесят познавательных глав о превосходстве божественных гимнов Его же толкование о превосходстве трезвеннической молитвы Святитель Григорий Палама Условные обозначения Первое опровержение Акиндина, содержащее перечисление ересей, в которые рискнули впасть он сам и его сторонники, говорящие, что в Боге совершенно не различаются сущность и энергия К тому же Акиндину – еретику [и стороннику] дурного мнения Варлаама, написавшему сочинение в защиту этого [зломыслия] после бегства оного [Варлаама] и его соборного осуждения, -опровержение второе Изложение чудовищного множества нечестий Варлаама и Акиндина Калиста Ангеликуд Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни Слово XVI о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии Приложение О. А. Родионов. Рукописная традиция трактата Каллиста Ангеликуда О божественном единении Святитель Филофей Коккин Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками Святитель Марк Эффеский О словах, содержащихся в божественной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» Силлогистические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов О Божественном свете. Именной указатель Учёные и издатели нового и новейшего времени Предметный указатель Указатели греческих слов Сокращения Прочие сокращения и условные обозначения  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010